Научная статья на тему 'Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке'

Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЫНОК / КАЧЕСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSTRUCTION PRODUCTS / COMPETITIVE POSITION / MARKET / QUALITY / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левицкий Тимур Юрьевич, Эсетова Аида Махмудовна

Строительная отрасль представляет собой сложную систему, эффективное функционирование которой в значительной степени зависит от целевого управленческого и нормативного воздействия на хозяйствующие субъекты, которые участвуют в строительной, а также связанной со строительством деятельностями. Свобода экономической деятельности, провозглашенная Конституцией РФ, относится к основным правам человека и гражданина. Однако данное право не носит безусловного характера и может быть законодательно ограничено. В первую очередь законодатель ограничивает свободу и регулирует деятельность, которая связана с повышенной опасностью для окружающих. Так, строительство в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ относится к такой деятельности. Строительная сфера всегда требует повышенного внимания и особых методов контроля на всех стадиях: инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация. Значительное улучшение качества строительной продукции это главное условие интенсивного развития строительной отрасли в целом. Низкий уровень качества снижает Низкая экономическая эффективность капитальных вложений, отрицательное влияние на конкурентоспособность строительной продукции, напрямую завися от низкого качества строительной продукции. Предметом работы является исследование методов управления качеством с целью регулирования конкурентных позиций строительной продукции на рынке. Метод. В ходе исследования были использованы методы факторного и сравнительного анализа. Результаты работы могут быть использованы при проведении анализа строительной отрасли в целом. Вывод. Улучшение качества строительной продукции является закономерным процессом, отражающим объективную тенденцию повышения конкурентных преимуществ. Он характеризует суть рыночных отношений, которые рассматривают качество как основную меру в общем восприятии предложения, что, в свою очередь, позволит по средствам его осуществлять действенное регулирование рынком строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE REGULATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF BUILDING PRODUCTS ON THE MARKET

The construction industry is a complex system, the effective functioning of which largely depends on the target management and regulatory impact on economic entities that are involved in construction and construction-related activities. Freedom of economic activity, proclaimed by the Constitution of the Russian Federation, refers to the basic human and civil rights. However, this right is not unconditional and may be legally restricted. First of all, the legislator restricts freedom and regulates activities that are associated with increased danger to others. Thus, construction in accordance with article 1079 of the Civil code of the Russian Federation refers to such activities. The construction industry always requires special attention and special methods of control at all stages: engineering survey, design, construction, operation. A significant improvement in the quality of construction products is the main condition for the intensive development of the construction industry as a whole. The low level of quality reduces the Low economic efficiency of capital investments, a negative impact on the competitiveness of construction products, directly dependent on the poor quality of construction products. The subject of the work is the study of quality management methods in order to regulate the competitive position of construction products in the market. Method. The study used the methods of factor and comparative analysis. The results of the work can be used in the analysis of the construction industry as a whole. Conclusion. Improving the quality of construction products is a natural process that reflects the objective trend of increasing competitive advantages. It characterizes the essence of market relations, which consider quality as the main measure in the overall perception of the proposal, which, in turn, will allow for its means to carry out effective regulation of the market of construction products.

Текст научной работы на тему «Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке»

Строительство

УДК 338 ЛЕВИЦКИИ ТИМУР ЮРЬЕВИЧ

научный сотрудник ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: levitskytimur@mail.ru

ЭСЕТОВА АИДА МАХМУДОВНА

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Мировая экономика» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: aidaesetova@rambler.ru

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ

Аннотация. Строительная отрасль представляет собой сложную систему, эффективное функционирование которой в значительной степени зависит от целевого управленческого и нормативного воздействия на хозяйствующие субъекты, которые участвуют в строительной, а также связанной со строительством деятельностями. Свобода экономической деятельности, провозглашенная Конституцией РФ, относится к основным правам человека и гражданина. Однако данное право не носит безусловного характера и может быть законодательно ограничено. В первую очередь законодатель ограничивает свободу и регулирует деятельность, которая связана с повышенной опасностью для окружающих. Так, строительство в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ относится к такой деятельности. Сстроительная сфера всегда требует повышенного внимания и особых методов контроля на всех стадиях: инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация. Значительное улучшение качества строительной продукции это главное условие интенсивного развития строительной отрасли в целом. Низкий уровень качества снижает Низкая экономическая эффективность капитальных вложений, отрицательное влияние на конкурентоспособность строительной продукции, напрямую завися от низкого качества строительной продукции. Предметом работы является исследование методов управления качеством с целью регулирования конкурентных позиций строительной продукции на рынке. Метод. В ходе исследования были использованы методы факторного и сравнительного анализа. Результаты работы могут быть использованы при проведении анализа строительной отрасли в целом. Вывод. Улучшение качества строительной продукции является закономерным процессом, отражающим объективную тенденцию повышения конкурентных преимуществ. Он характеризует суть рыночных отношений, которые рассматривают качество как основную меру в общем восприятии предложения, что, в свою очередь, позволит по средствам его осуществлять действенное регулирование рынком строительной продукции.

Ключевые слова: строительная продукция, конкурентная позиция, рынок, качество, регулирование.

LEVICKIY TIMUR YURIEVICH

researcher of the "Dagestan state technical University», e-mail: levitskytimur@mail.ru

ESETOVA AID A MAHMUDOVNA

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Мировая экономика» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: aidaesetova@rambler.ru

QUALITY MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE REGULATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF BUILDING PRODUCTS ON THE MARKET

Abstract. The construction industry is a complex system, the effective functioning of which largely depends on the target management and regulatory impact on economic entities that are involved in construction and construction-related activities. Freedom of economic activity, proclaimed by the Constitution of the Russian Federation, refers to the basic human and civil rights. However, this right is not unconditional and may be legally restricted. First of all, the legislator restricts freedom and regulates activities that are associated with increased danger to others. Thus, construction in accordance with article 1079 of the Civil code of the Russian Federation refers to such activities. The construction industry always requires special attention and special methods of control at all stages: engineering survey, design, construction, operation. A significant improvement in the quality of construction products is the main condition for the intensive development of the construction industry as a whole. The low level of quality reduces the Low economic efficiency of capital investments, a negative impact on the competitiveness of construction products, directly dependent on the poor quality of construction products. The subject of the work is the study of quality management methods in order to regulate the competitive position of construction products in the market. Method. The study used the methods of factor and comparative analysis. The results of the work can be used in the analysis of the construction industry as a whole. Conclusion. Improving the quality of construction products is a natural process that reflects the objective trend of increasing competitive advantages. It characterizes the essence of market relations, which consider quality as the main measure in the overall perception of the proposal, which, in turn, will allow for its means to carry out effective regulation of the market of construction products.

Keywords: construction products, competitive position, market, quality, regulation.

Введение. В условиях рынка наравне с рыночными саморегуляторами функционируют методы государственного управления и регулирования строительной отраслью. В состав строительства входят такие сегменты как проектные работы и инжиниринговые услуги, строительные материалы, конструкции, изделия, технологическое оборудование. Каждый сегмент рынка капитальных вложений зависит от законов спроса и предложения, которые действуют на рынке, от конкуренции, а также государственных мер по регулированию деятельности основных субъектов рынка строительных товаров.

Несмотря на значительную долю частного сектора в строительстве - 99,2% в 2016 году (табл.1) и высокий удельный вес производимой предприятиями частного сектора строительной продукции - 90,5% (табл.2.) ключевым фактором регулирования рынка строительной продукции выступает государство.

Таблица 1

Число действующих строительных организаций по формам собственности *

Показатели государственная муниципальная частная смешанная российская прочие Всего

2000 3108 3108 115331 7787 2082 129340

2010 1203 530 192165 775 1561 196234

2014 818 395 223022 405 2198 226838

2015 832 461 229943 293 625 232154

2016 778 426 269548 242 610 271604

* Источник: [1] http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Mam.hlm. Российский статистический ежегодник. 2017

Государственное регулирование способствует, прежде всего, решению проблемы повышения качества строительной продукции, которая в целом отображает комплекс контролирующих мер.

Таблица 2

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельност и «строительство» организациями различных форм собственности*

Показатели государственная муниципальная частная смешанная российская прочие Всего

2000 52903 4535 321952 111852 12595 503837

2010 154161 16880 3973772 102833 206510 4454156

2014 150309 17450 5500403 109263 347766 6125191

2015 157605 17196 6403224 92614 339717 7010356

2016 153865 18528 6518971 65169 447702 7204235

* Источник: [1] http://www.gks.ru/bgd/regl/b17 13/Main.htm. Российский статистический ежегодник. 2017

Методы исследования. Рынок строительной продукции - это открытая система, которая взаимодействует как с внутренней средой, так и с внешней. Успех предприятий строительной продукции зависит от того, какая ситуация в тот или момент складывается во внешнеэкономических, социальных и других сферах общества. Рынок строительной продукции необходимо рассматривать в качестве сложной системы, в которую входят предпроектная, проектная, производственная (строительной), комплектационная, эксплуатационная, посредническая, финансовая, плановая, результирующая подсистемы. Каждая подсистема своего рода экономическая ячейка, для которой характерны определенная самостоятельность в процессе выбора режима своего функционирования, сформированного другими ячейками и другими экономическими системами. Для каждой ячейки присуща своя целевая функция, система стимулов и оценка эффективности технико-экономических режимов. Из этого следует необходимость в обеспечении совместной скоординированной деятельности экономических ячеек, т.е. необходимо сделать выбор оптимального режима работы всей системы, сохраняя при этом возможность свободы выбора для каждой ячейки автономного, собственного графика работы [2-3].

Рис.1. Взаимосвязь подсистем, образующих рынок строительной продукции

Это и определяет необходимость регулирования данного рынка, в целях слаженной работы всех ячеек рынка строительной продукции.

В настоящее время для контроля на рынке строительной продукции выделяют несколько методов: стандартизация, сертификация, экспертиза проектной документации, инженерных изысканий, проведение обязательной государственной экологической экспертизы, получения разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию и др. [3-4].

При этом главным методом контроля являлось лицензирование видов строительной деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5]. Тем самым государство регулирует порядок взаимодействия между субъектами рынка строительной продукции.

Однако, на данный момент состояние реализации законодательства в области лицензирования в деятельности государственных органов несовершенно. Поэтому в 2005 году Правительство РФ впервые решило отказаться от лицензирования строительной деятельности.

Такой отказ от устоявшейся системы лицензирования отдельных видов деятельности и экспертизы проектно-сметной документации возводимой строительной продукции требует переосмысления. К примеру, важно учесть мировой опыт поскольку: многие страны, в которых действует рыночный механизм регулирования экономики, не предоставляют лицензии на выполнение строительно-монтажных работ организациям, а выдают лицензии определенным специалистам, частным лицам. В России такое лицензирование распространяется на отдельные виды деятельности. Например, механизаторы получают право на управление строительной машиной, сварщики присвоение квалификации - дипломированный сварщик и т.д. [6].

В связи с этим, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 148-ФЗ, в соответствии с которым предусматривается поэтапная замена лицензирования видов строительной деятельности обязательным членством в саморегулируемой организации, что должно способствовать существенному положительному сдвигу в вопросе повышения качества строительной продукции. [5-7]

В качестве эффективного инструмента регулирования на рынке строительной продукции может выступать управление качеством строительной продукции на всех этапах строительного производства.

На сегодняшний день не теряет актуальности вопрос качества строительной продукции, так как носит стратегический характер. Однако, для того, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности, строительные организации должны иметь хорошо отлаженную систему организации и управления производством. Рост качества строительной продукции говорит об уровне развития строительной отрасли, о степени применения научно-технических достижений, повышении эффективности строительного производства [6-8].

Высокие требования, предъявляемые к качеству строительной продукции, являются следствием требований мирового рынка, который уточняет необходимые изменения, которые следует внести в управление строительными организациями, поскольку их рыночные отношения ориентированы на то, чтобы повысить конкурентоспособность продукции. Таким образом, для того чтобы добиться повышения качества продукции одновременно с достижениями в науке и технике следует активно влиять на все этапы строительного производства. Качество строительной продукции является основным фактором, который влияет на экономичность и рентабельность завершенного строительного объекта, обеспечивая его надежность и долговечность.

На сегодняшний день актуальность решения проблемы повышения качества строительной продукции обусловлена еще и тем, что в условиях санкционных мер в отношении России от стран запада и США перед российским рынком строительной продукции стоит важная задача по качественному укреплению своих позиций в целях обеспечения внутреннего рынка современной, безопасной и инновационной строительной продукцией.

Взаимодействие институтов, имеющих отношение к вопросам качества строительной продукции, должно предполагать тесное сотрудничество ради достижения поставленной общей цели и удовлетворения интересов всех участников рынка.

В связи с этим есть объективная потребность в том, чтобы улучшить теоретические и мето-

дические положения управления качеством, включая разработку организационно-экономических основ повышения качества строительной продукции как наиболее важного фактора, который укрепить рыночные позиции строительных организаций.

Контроль и надзор можно считать основными методами управления качеством продукции. Проведение контроля заключается в проверке соответствия выполняемых работ, а так же различных видов обязательных требований. Контролем занимается подрядная организация, которая и строит объект. В тоже время, контролем может заниматься и технический заказчик, который наделен правом осуществления контроля над ходом и качеством выполнения работ. Параллельно с контролем над строительной деятельностью, ведется и надзор за ней, главная задача которого заключается в предупреждении, а также выявлении и профилактики нарушений, которые допускаются застройщиком, заказчиком или подрядчиком [11 -12].

Саморегулирование так же является средством воздействия на качество продукции. С помощью саморегулирования можно значительно сократить присутствие государственного управления в экономике.

Управление качеством строительной продукции контролируется такими инструментами, как сертификация и стандартизация. Задача стандартизации, как ключевого фактора, который поддерживает социально-экономическую политику власти, заключается в способствовании развитию конкуренции, успешному внедрению инноваций, серьёзному снижению технических барьеров в торговле, росту уровня безопасности жизни, а также здоровья и имущества принадлежащего гражданам, обеспечивает защиту интересов потребителей, охрану окружающей среды и экономию всевозможных ресурсов.

Система государственной стандартизации, которая формировалась многими десятилетиями при проведении реформы технического регулирования необходимо заменить на национальную систему стандартизации и на этом акцентируется внимание в Концепции развития национальной системы стандартизации. Перед национальной системой стандартизации стоит задача обеспечения баланса интересов как в целом государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов, всевозможных общественных организаций и потребителей, повышения конкурентной борьбы между российскими хозяйственными предприятиями, создания условий, способствующих развитию предпринимательства за счет повышения уровня качества производимых товаров, выполненных работ и оказанных услуг [13 -14].

Сертификация строительной продукции находит все большее распространения среди строительных организаций, являющихся участниками саморегулируемых организаций (СРО), которые вправе решать обязательность для всех участников сертификатов. Участие в саморегулирующихся организациях подталкивает строительные организации к повышению своей продукции экономическими методами и инструментами. Только экономический фактор заставляет участников саморегулирующих организаций повышать качество своей деятельности.

Проводимая в строительстве сертификация соответствует тем целям и задачам, которые она преследует в вопросах безопасности строительной продукции для ,в первую очередь, для жизни и здоровья, а также имущества и окружающей среды. Кроме того, сертификация в строительной отрасли позволяет обеспечить надежность и долговечность возводимых строительных конструкций и всей инженерии зданий и сооружений, а также повышать конкурентоспособность производимых строительных изделий.

Результаты. Устойчивое позиционирование высококачественной строительной продукции говорит о высоком уровне развития рынка. Стратегическая позиция строительного предприятия - аналог индивидуальности производимого товара и самого предприятия. Для создания устойчивых конкурентных преимуществ необходимо решение проблемы обеспечения высокого спроса на строительную продукцию. С этой целью производителю необходимо постоянно улучшать качество предлагаемых товаров и услуг, учитывать современные потребности и тенденции на мировом рынке строительства. Благоприятная внешняя среда для успешного позиционирования строительного предприятия необходима благоприятная внешняя среда. Именно поэтому, строительная компания вести свою деятельность, анализируя потребности заказчиков в определенном сегменте рынка, что позволит дать оценку позиционированию строительной продукции на целевом сегменте рынка. Ведение систематического и комплексного учета потребительской информации, включая суждения по повышению качества продукции можно

определить в качестве показателей, которые характеризуют положительные и отрицательные черты производственного функционирования, что в свою очередь определяет нерешенные вопросы управления.

С помощью производственного контроля определяется качество строительной продукции, и в соответствии с существующей инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ получает оценку. Существуют три этапа производственного мониторинга: первое -входной контроль; второй - операционный контроль; третий - приёмочный контроль, при котором дается оценка качеству. По окончании каждого из этих этапов контроля необходимо полученные результаты зафиксировать в журналах работ, которые ведутся на каждом строительном объекте. В процессе проведения входного контроля проверяются все поступающие на строительный объект, строительные конструкции и изделия, строительные материалы и разнообразное инженерное оборудование, которые уже на этапе входного контроля подвергают проверке на соответствие стандартам, техусловиям, паспортам изделий и т.д. [14-17].

Операционный контроль, который должен проводиться лишь после завершения производственных операций, призван своевременно определять, имеющиеся дефекты и обстоятельства, являющиеся причиной их возникновения и принимать меры, направленные на их устранение.

Для того, чтобы оценить качество комплекса выполненных СМР, будь то конструктивный элемент, установка или объект, при возведении строительной продукции необходимо дать результативную оценку качеству СМР по отдельным видам, которые образуют данную конкретно строительную продукцию, и рассчитать ей по следующей формуле:

К=30а+ 404+Б05

Са+^А+Сб

где К - средневзвешенная оценка качества работ в баллах;

Q3,4,5 - количество видов работ (или объемы работ), получивших оценки качества соответственно 3, 4 и 5 баллов по пятибалльной шкале оценки качества строительной продукции.

Выводы. Современные методы оценки, которые используются при оценке уровня качества имеют один большой недостаток, который состоит в том. они все они основываются на исключительно инженерном подходе. Существует также еще один недостаток, который заключается в том, что качество продукции определяется как набор свойств продукции, позволяющий удовлетворять определенные потребности, в зависимости от её назначения. Все это создает сложности при подсчете экономического эффекта, полученного в результате применения мер, призванных добиться улучшения качества строительной продукции. Отсутствует реальная база, которая позволяла бы осуществлять экономическое стимулирование труда всех категорий работников. Объективность оценки качества имеет важное значение, поэтому она должна быть рассчитана с использованием информации, представляемой независимой контролирующей службой. а в качестве критерия оценки выбрать степень соответствия нормативным требованиям полученных показателей качества выполненных СМР и произведенной продукции. Отклонение от нормативных требований влечет за собой перерасход материальных и технических ресурсов, а также дополнительные непредусмотренные затраты. Именно поэтому оценка качества должна отражать экономическое содержание, а также полученные из-за неудовлетворительного качества потери. Существует два критерия значимости показателей качества: первый критерий - трудозатраты, связанные с устранением дефектов, которые имели место в ходе проведения работ; второй критерий - размер ущерба, который может быть получен на стадии эксплуатации произведенной строительной организацией продукции.

С целью получения объективной оценки качества строительной продукции следует организовать службу контроля качества. Функциями такой службы буду являться все виды контроля и собранная информация для оценки качества, которая поступает в процессе операционного контроля. Таким образом, можно определить причину, по которой возникают отклонения от технологических режимов, место и время в которое они возникли и точно определить виновников появления дефектов [18-21].

Следовательно, управление качеством строительной продукции характеризует совокупность работ, связанных с разработкой и внедрением комплекса решений экономического, технического и организационного аспектов, которые реализуются на всех уровнях регулирования

рынка строительной продукции.

Повышение качества строительной продукции обеспечивается за счет государственного контроля выполнения функций управления условиями и факторами, влияющими на позиционирование строительной продукции на рынке.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2017. http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm

2. Бузырев, Юденко: Управление качеством строительной продукции: Практикум/ Феникс, 2007 г. С.64 -67

3. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах). -М., 2002.

4.Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства. Молодой ученый. -2015. - №11. - С. 742-744.

5. Эсетова А.М. Пути повышения конкурентного потенциала строительного предприятия. Проблемы современной экономики. 2009. № 3. С. 164-168

6. Каменецкий М. И., Донцова Л. В. Строительный комплекс: состояние, проблемы, основные тенденции долгосрочного развития // Экономика строительства. 2015. № 3. С. 2.

7. Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности"от 08.08.2001. №128-ФЗ.// Российская газета. 10.08.2001. №153-154.

8. Федеральный закон О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"от 22.07.2008. №148-ФЗ.//Российская газета. 25.07.2008. №158.

9. Esetova A.M., Pavluchenko E.I., Ismailova S.T., Levitsky T.Y., Meylanov I.M. Problems, conditions and factors offormation of competitive potential of the construction industry enterprise. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 46. С. 107491.

10. The Regional Development Strategy Based on Territorial Marketing (The Case of Russia) Nailya Bagautdi-nova, Ilshat Gafurov, Nataliya Kalenskaya and Aida Novenkova. World Applied Sciences Journal 18 (Special Issue of Economics): 179-184, 2012. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2012.18.120030.

11. The Business Value of BIM for Construction in Major Global Markets. - Bedford MA: McGraw Hill Constructions, Smart Market Report, 2014.

12. Sidney M. Levy. Project Management in Construction. 6th Edition. - N.Y., 2012.

13. Günhan, S., Arditi, D., International expansion decision for construction companies, Journal of Construction Engineering and Management, 131, 8, 928-937, 2005

14. http://rospotrebnadzor.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

15. https://www.gost.ru/portal/ РОССТАНДАРТ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

16. Левицкий Т.Ю., Эсетова А.М. Инновационный потенциал как определяющий фактор роста конкурентных преимуществ строительной продукции. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2014;34(3):121-128

17. Дикман Л.Г. Организация строительного производства. М.: Ассоциация строительных вузов. -2010. -C.12-46.

18. Strategy for the Sustainable Competitiveness of the Construction Sector and its Enterprises // Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. C0M(2012) 433 final. - Brussels, 31.7.2012.

19. Каминский М.А. Исследование требований к деятельности строительных предприятий в условиях новой модели экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2013. №11(40)

20. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Маркетинг строительства: Учебное пособие. М.: Издательство ПРИОР, 2001. - 144 с.

21. Симионов, Р. Анализ конкурентных преимуществ строительного предприятия в рыночной среде /Р. Симионов //Проблемы теорий и :практики управления. - 2006. - №12. - С.8-9

References:

1. Russian statistical yearbook. 2017. http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm

2. Buzyrev, Hudenko. Quality Management of construction products: Workshop/ Phoenix, 2007, p. 64-67

3. Taranukha Y. V. Economics of sectoral markets (structural-logical schemes). - M., 2002.

4. Artemenko A. A. Actual questions of innovative development of construction. Young scientist. - 2015. - №11. - P. 742-744.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Esetova A. M. Ways to improve the competitive potential of the construction company. Problems of modern economy. 2009. No. 3. P. 164-168

6. Kamenetsky, M. I., Dontsova L. V. Construction complex: state, problems, trends of long-term development //Economics of construction. 2015. No. 3. P.2.

7. Federal law"on licensing of certain types of activities "dated 08.08.2001. №128-FZ.// Russian newspaper. 10.08.2001. No. 153-154.

8. Federal law "on amendments to the town-Planning code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation "dated 22.07.2008. №148-FZ.// Russian newspaper. 25.07.2008. No. 158.

9. Esetova A. M., Pavluchenko E. I., Ismailova S. T., Levitsky T. Y., I. M. Meylanov Problems, conditions and factors of formation of competitive potential of the construction industry enterprise. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. No. 46. P. 107491.

10. The Regional Development Strategy Based on Territorial Marketing (the Case of Russia) Nailya Bagautdi-nova, Ilshat Gafurov, Nataliya Kalenskaya and Aida Novenkova. World Applied Sciences Journal 18 (Special Issue of Economics): 179-184, 2012. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2012.18.120030.

11. The Business Value of BIM for Construction in Major Global Markets. - Bedford MA: McGraw Hill Constructions, Smart Market Report, 2014.

12. Sidney M. Levy. Project Management in Construction. 6th Edition. - N. Y., 2012.

13. Günhan, S., Arditi, D., International construction companies, Journal of Construction Engineering and Management, 131, 8, 928-937, 2005

14. http://rospotrebnadzor.ru/ Federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare

15. https://www.gost.ru/portal / ROSSTANDART Federal Agency for technical regulation and Metrology

16. The innovative potential of the company as a determining factor in the growth of competitive advantages of construction products. Bulletin of Dagestan state technical University. Technical science. 2014;34 (3): 121 -128

17. Dikman L. G. Organization of construction production. M.: Association of construction universities. - 2010. -C. 12-46.

18. Strategy for the Sustainable Competitiveness of the Construction Sector and its Enterprises // Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. COM (2012) 433 final. - Brussels, 31.7.2012.

19. Kaminsky M. A. research of requirements to activity of the construction enterprises in the conditions of new model of economic growth. Economics and entrepreneurship. 2013. №11(40)

20. Stakhanov V. N., Ivakin E. K. construction Marketing: textbook. M.: prior publishing House, 2001. 144 p.

21. Simionov, R. Analysis of competitive advantages of a construction company in a market environment / R. Simionov / / problems of theories and: management practices. - 2006. - №12. - P. 8-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.