Научная статья на тему 'Особенности импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции'

Особенности импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2245
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / CONSTRUCTION MARKET / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / BUILDING MATERIALS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Разаханова Фатима Мирземагомедовна

Цель. Цель исследования состоит в выявлении особенностей организации процессов импортозамещения строительных материалов на отраслевом рынке и разработке на этой основе программных действий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных производителей на отраслевом рынке. Метод. В процессе исследования были использованы методы логического, статистического и сравнительного анализа, методы экспертных оценок. Результат. Обосновано, что переходу на импортозамещение способствует удорожание стройматериалов, в связи с изменением уровня стоимости иностранных валют и нестабильной ситуацией во внешнеторговых отношениях. Доказано, что государство в сфере стройматериалов выступает не только регулятором, определяющим стратегические приоритеты отрасли, но и заказчиком современных технологий. Предлагается создание реестра инновационной продукции в области строительных материалов на рынке строительной продукции. Реализация данной программы позволит связать в единую системную матрицу все элементы нормирования и технического регулирования на рынке строительной продукции. Обоснована необходимость проведения планомерной политики импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции. Вывод. В условиях политики импортозамещения повышение уровня конкурентоспособности строительных материалов предусматривает расширение номенклатуры строительных материалов и повышение доли производства отечественного инновационного товара. Адаптация нормативно-правовой базы и норм технического регулирования для производства отечественных строительных материалов и технологий будет способствовать продвижению инновационной продукции на рынке строительной продукции. Ввиду реализации стратегии по внедрению инновационных технологий в строительное производство прогнозируется эффективная реализация программы импортозамещения в строительстве, которая обеспечит создание дополнительных рабочих мест, появление новых компаний и предприятий, а также благоприятные условия для отечественных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES CONCERNING IMPORT SUBSTITUTION OF BUILDING MATERIALS IN THE CONSTRUCTION MARKET

Objectives The purpose of the study is to identify the specifics of the organisation of import substitution of building materials in the sectoral market and the development on this basis of programme actions that ensure the competitiveness of domestic producers in the sectoral market. Methods During the research process, logical, statistical and comparative analysis approaches were used alongside expert evaluation. Results It is demonstrated that the transition to import substitution is promoted by price rises of building materials due to changes in foreign currency exchange rates and the unstable situation in foreign trade relations. It is shown that, in addition to the present state of the building materials market,demand for modern technologies constitutes an additional factor determining the strategic priorities of the industry. It is proposed to create a register of innovative products in the field of building materials in the construction product market. The implementation of this programme will allow all the standardisation and technical regulation elements of the construction product market to be linked into a single system matrix.The necessity of implementing the planned policy of import substitution of construction materials in the construction product market is substantiated. Conclusion In the context of the import substitution policy, the increase in the competitiveness of building materials provides for the expansion of the range of construction materials and an increase in the proportion of innovative goods. Adaptation of the regulatory and legal framework and norms of technical regulation for the production and use of domestic building materials and technologies will favour the promotion of innovative products in the construction product market. In view of the implementation of the strategy for the introduction of innovative technologies in the construction industry, a positive implementation of the import substitution programme in construction is expected, which will create additional jobs and lead to the emergence of new companies and enterprises under increasingly favourable conditions for domestic producers.

Текст научной работы на тему «Особенности импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции»

Для цитирования: Разаханова Ф.М.. Особенности импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017;44 (4):223-233. DOI:10.21822/2073-6185-2017-44-4-223-233

For citation: Razakhanova F.M. Issues concerning import substitution of building materials in the construction market. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2017; 44(4): 223-233. (In Russ.) DOI: 10.21822/2073-6185-2017-44-4-223-233

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 69.003

DOI: 10.21822/2073-6185-2017-44-4-223 -233

ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Разаханова Ф.М.

Дагестанский государственный технический университет,

367026 г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70, Россия

e-mail: fotya776@mail.ru

Резюме: Цель. Цель исследования состоит в выявлении особенностей организации процессов импортозамещения строительных материалов на отраслевом рынке и разработке на этой основе программных действий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных производителей на отраслевом рынке. Метод. В процессе исследования были использованы методы логического, статистического и сравнительного анализа, методы экспертных оценок. Результат. Обосновано, что переходу на импортозамещение способствует удорожание стройматериалов, в связи с изменением уровня стоимости иностранных валют и нестабильной ситуацией во внешнеторговых отношениях. Доказано, что государство в сфере стройматериалов выступает не только регулятором, определяющим стратегические приоритеты отрасли, но и заказчиком современных технологий. Предлагается создание реестра инновационной продукции в области строительных материалов на рынке строительной продукции. Реализация данной программы позволит связать в единую системную матрицу все элементы нормирования и технического регулирования на рынке строительной продукции. Обоснована необходимость проведения планомерной политики импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции. Вывод. В условиях политики импортозамещения повышение уровня конкурентоспособности строительных материалов предусматривает расширение номенклатуры строительных материалов и повышение доли производства отечественного инновационного товара. Адаптация нормативно-правовой базы и норм технического регулирования для производства отечественных строительных материалов и технологий будет способствовать продвижению инновационной продукции на рынке строительной продукции. Ввиду реализации стратегии по внедрению инновационных технологий в строительное производство прогнозируется эффективная реализация программы импортозамещения в строительстве, которая обеспечит создание дополнительных рабочих мест, появление новых компаний и предприятий, а также благоприятные условия для отечественных производителей.

Ключевые слова: строительный рынок, строительные материалы, импортозамещение

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 44, №4, 2017 Herald of Daghestan State Technical University.Technical Sciences. Vol.44, No.4, 2017 _http://vestnik.detu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

ECONOMIC SCIENCE

ISSUES CONCERNING IMPORT SUBSTITUTION OF BUILDING MATERIALS

IN THE CONSTRUCTION MARKET

Fatima M. Razakhanova

Daghestan State Technical University,

701. Shamilya Ave.,Makhachkala 367026, Russia,

e-mail: fotya776@mail.ru

Abstract. Objectives The purpose of the study is to identify the specifics of the organisation of import substitution of building materials in the sectoral market and the development on this basis of programme actions that ensure the competitiveness of domestic producers in the sectoral market. Methods During the research process, logical, statistical and comparative analysis approaches were used alongside expert evaluation. Results It is demonstrated that the transition to import substitution is promoted by price rises of building materials due to changes in foreign currency exchange rates and the unstable situation in foreign trade relations. It is shown that, in addition to the present state of the building materials market,demand for modern technologies constitutes an additional factor determining the strategic priorities of the industry. It is proposed to create a register of innovative products in the field of building materials in the construction product market. The implementation of this programme will allow all the standardisation and technical regulation elements of the construction product market to be linked into a single system matrix.The necessity of implementing the planned policy of import substitution of construction materials in the construction product market is substantiated. Conclusion In the context of the import substitution policy, the increase in the competitiveness of building materials provides for the expansion of the range of construction materials and an increase in the proportion of innovative goods. Adaptation of the regulatory and legal framework and norms of technical regulation for the production and use of domestic building materials and technologies will favour the promotion of innovative products in the construction product market. In view of the implementation of the strategy for the introduction of innovative technologies in the construction industry, a positive implementation of the import substitution programme in construction is expected, which will create additional jobs and lead to the emergence of new companies and enterprises under increasingly favourable conditions for domestic producers.

Keywords: construction market, building materials, import substitution

Введение. Импортозамещение является одним из важнейших инструментов экономической политики государства в условиях нестабильного внутреннего рынка.

Экономическая сущность импортозамещения состоит в уменьшении объемов импорта страны или прекращении ввоза на территорию страны конкретных видов товара, удовлетворяя спрос на них за счет производства аналогичных конкурентоспособных отечественных товаров.

В условиях продолжающихся санкционных мер решение комплекса проблем по обеспечению импортозамещения приобретает особую актуальность.

В первую очередь необходимость импортозамещения связывают с решением одной из ключевых задач экономики России — ее диверсификацией.

Постановка задачи. Сегодня настоятельно требуется обоснованный выбор и применение наиболее эффективных мер по замещению импорта в различных сферах отечественного производства, в том числе и в строительстве.

С учетом этого, цель исследования состоит в выявлении особенностей организации процессов импортозамещения строительных материалов на отраслевом рынке и разработке на этой основе программных действий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных производителей на рынке строительных материалов.

Методы исследования. Задача по преодолению критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции была поставлена еще в 2014 году в послании Президента РФ Федеральному Собранию. В соответствии с Посланием была разработана стратегия развития промышленности строительных материалов в РФ.

В государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в числе главных задач установлено значительное снижение к 2020 году доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, с уровня 7090 % до уровня 50-60%.

В июле 2015 года вступил в силу закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который содержит меры поддержки высокотехнологичных производств в строительстве [1]. Причем, инвестиции в импортозамещающие производства будут осуществлены за счет внедрения механизма специального инвестиционного контракта, а также фонда поддержки промышленности, выделяющего средства на модернизацию существующих предприятий по ставкам - до 5% в год.

Предусмотрено финансирование проектов импортозамещения в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках. Реализация данных мероприятий, безусловно, будет стимулировать производство отечественных строительных материалов и конструкций.

В соответствии со Стратегией развития промышленности строительных материалов к 2030 году экспорт строительных материалов должен составить 15 % от общего объема производства (3,8 % в 2015 г.), а доля импорта снизится с 3,8 до 1,5 % [2 -5].

Годовой объем производства основных стройматериалов должен вырасти в 1,5-2 раза. Производство отечественного цемента и кирпича планируется увеличить более чем на 50%, производство теплоизоляционных материалов - более чем на 73%, производство нерудных материалов - более чем в два раза [2].

По отдельным видам строительной продукции планируется максимальное повышение уровня обеспеченности строительной отрасли материалами и конструкциями отечественного производства (табл. 1).

Таблица 1. Уровень обеспеченности отрасли материалами отечественного

производства

Table 1.The level of supply of the industry with materials of domestic production

Цемент, бетон, растворы строительные До 100%

Строительное стекло и изделия До 90%

Металлоконструкции строительные До 90%

Прокат, трубы, профили из металлов До 90%

Материалы нерудные строительные До 90%

Железобетонные изделия сборные До 98%

Государственная поддержка строительной отрасли способствовала ее динамичному развитию, и к маю 2016 года уже около 200 российских предприятий стали производить стройматериалы, по качеству не уступающие импортируемым ранее аналогам [3].

Следует обратить внимание, что необходимость выбора стратегии импортозамещения вызвана, в том числе и значительным повышением цен на стройматериалы, в связи с изменением курсовой разницы валют и нестабильной ситуацией во внешнеторговых отношениях.

Тенденция к росту цен начала проявляться в 2014 г., но значительный подъем цен был отмечен в 2015-2016 гг. (табл. 2) [2].

Таблица 2. Средние цены на приобретенные строительными организациями основные

материалы, детали и конструкции Table 2. Average prices for basic materials, parts and structures purchased by construction

Наименование продукции 2014г., (декабрь, руб.) 2015г. (декабрь, руб.) 2016г. (декабрь, руб.)

Арматура периодического профиля класса АШ 27 603,75 28 002,69 33 557,98

Бетон, готовый для заливки (товарный бетон), куб.м 4 201,15 4 247,04 4 100,21

Битумы, т 16 313,3 14 316,55 13 604,56

Гравий, за куб.м 950,49 877,65 941,52

Кабели, км 32 661,33 39 991,37 37 329,01

Кирпич керамический неогнеупорный строительный, тыс.усл.кирп. 10 139,74 9 700,84 10 207,49

Кирпич силикатный, тыс.усл.кирп. 7 605,92 7 482,06 7 889,24

Краски, т 53 569,22 56 685,69 67 793,27

Линолеум, кв.м 317,02 326,35 346,59

Провода, км 8 478,99 11 603,5 19 382,24

Растворы строительные, куб. м 3 443,92 3 364,89 3 583

Рубероид, кв.м 32,28 27,63 38,01

Сваи железобетонные, за куб.м 10 177,14 11 301,34 11 416,43

Смеси и изделия из теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов, не включенные в другие группировки, куб.м 3 975,9 4 672,34 3 624,86

Смесь песчано-гравийная, за куб.м 495,65 564,73 507,01

Стекло листовое литое и прокатное профилированное, кв.м 257,86 228,99 264,29

В соответствии с планом мероприятий по импортозамещению [6], предусмотрено к 2020 году существенно сократить долю импортируемого высокопрозрачного стекла с повышенной прочностью со 100% до 0%, керамических санитарно-строительных изделий премиального сегмента с 43% до 9%, жестких, слабогорючи или негорючих теплоизоляционных строительных материалов - с 81% до 25% (табл.3)

Для реализации поставленных целей в России имеются исторически сложившиеся предпосылки и переход к полному импортозамещению строительных материалов по таким видам, как цемент, бетон, кирпич, арматура, вполне реален в установленные сроки [7].

В тоже время проблематичен переход к импортозамещению оборудования, входящего в системы вентиляции, кондиционирования, водо -и теплоподачи, водоочистки, поскольку доля импорта при их производстве на территории России может сохраниться пропорционально увеличению высокотехнологичных импортных комплектующих. Аналогичная ситуация складывается на рынке строительной продукции с отделочными материалами [8-10] .

Таблица 3. План мероприятий по импортозамещению строительных материалов

и конструкций до 2020 года [6]

Ta jle 3. Plan of measures for import substitution of building materials and structures to 2020

№ Строительные материалы Доля импорта, %

и конструкции в 2015 году к 2020 году

1 Стекло высокопрозрачное с повышенной прочностью 100 0

2 Быстротвердеющие составы на цементной основе и анкеровочные составы на цементной и полимерной основе 69 51

3 Плиты и плитки керамические премиального сегмента 43 25

4 Керамические санитарно-строительные изделия премиального сегмента 43 9

5 Гипсовые вяжущие (гипс формовочный 51 46

6 Жесткие, слабогорючие или негорючие теплоизоляционные строительные материалы 81 25

По данным Росстат за период 2010-2015 гг. доля импорта на строительном рынке лаков, красок, керамической плитки, сантехники, упала в два раза. В целом доля импорта основных строительных материалов, сократилась примерно в 5 раз [3].

Отечественное производство вытеснило импорт лесоматериалов необработанных, раковин, умывальников и прочих изделий из керамики; кирпичей строительных (табл. 4) [3].

Таблица 4. Импорт отдельных видов товаров и продукции для строительной деятельности

Table 4. Import of certain types of goods and products for const ruction activities

Виды продукции 2010 2013 2014 2015

Галька, гравий, щебень или дробленный камень,

тыс. т 18087 26073 25821 13131

Портландцемент, цемент и прочий, тыс. т 1765 4912 5056 2985

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 20,3 38,2 12,8 0,1

Окна, балконные двери и их рамы, тыс. т 7,8 13,2 6,2 5,0

Двери и их рамы и пороги, тыс. т 15,3 22,0 21,8 16,4

Панели напольные собранные (паркет щитовой), тыс. м2 3363 3847 4060 2979

Линолеум, тыс. м2 2636 1307 585 321

Изделия из асфальта и др. в рулонах, тыс. т 4,0 4,8 4,9 2,2

Сборные строительные блоки, тыс. т 12,6 47,9 74,2 50,1

Изделия из асбоцемента, цемента, содержащие асбест, тыс. т 24,7 8,4 8,5 9,6

Кирпичи строительные, млн. шт. 303 1047 1061 651

Черепица из керамики, млн. шт. 7,0 9,5 9,0 7,9

Плиты для мощения, плитки облицовочные и

прочие из керамики, млн. м2 34,6 43,5 45,6 45,2

Раковины, умывальники, ванны, унитазы и про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чие из керамики, млн. шт. 2,7 4,4 53,4 2,2

Прочие изделия из прессованного или литого

стекла, тыс. т 3,1 4,4 5,9 3,0

Радиаторы для центрального отопления, тыс. т 75,1 97,7 96,2 84,8

Значительно сократился импорт отдельных видов строительных машин и оборудования (табл. 5). В 2015 году по сравнению с 2014 годом почти в 4 раза сократился импорт бетононасосов, в 4,5 раза - импорт кранов башенных, в 3 раза - строительной дорожной техники [3].

Таблица 5. Импорт отдельных видов строительных машин и оборудования Table 5. Import of certain types of construction machinery and equipment

Наименования 2010 2013 2014 2015

Бетононасосы, шт. 451 2242 793 222

Краны башенные, шт. 101 770 644 143

Автопогрузчики, тыс. шт. 22,7 38,5 34,8 18,3

Бульдозеры, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, гыс. шт. 16,0 41,7 27,9 8,2

Бетономешалки или растворосмесители, тыс. шт. 158 434 387 174

2016 году по сравнению с 2013 годом в результате применения политики импортозамещения импорт тротуарного клинкерного кирпича снизился на 46% (с 28 млн. тонн до 13 млн. тонн) [11].

Рис.1. Импорт тротуарного клинкерного кирпича в РФ Fig. 1. Import of paving clinker bricks in Russia

Однако в первой половине 2017 года российский рынок строительных материалов характеризуется разнонаправленной динамикой. Так, за период с января по май 2017 года снизилось производство строительного сырья (-4,3% г/г) и базовых строительных материалов (-8%).

Особенно сильно сократился выпуск дешевого силикатного кирпича (-40,5% г/г), железобетонных изделий (-20%), цемента (-13,7%) и керамического кирпича (-13,5%), то есть материалов, применяемых при возведении стен, опор мостов и несущих конструкций.

Производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных цементов гидравлических составило 88,6% к уровню 2015 года. Снижение объема выпуска продукции наблюдалось в большинстве субъектов Российской Федерации.

В то же время растет производство тротуарной плитки (+5,4%)%), используемой при благоустройстве, и черепицы (+19,6), часто приобретаемой для целей ремонта, а не строительств

Наблюдается рост выпуска листового стекла (+5%) и паркета (+1,9%).

В январе - мае 2017 года зафиксирован прирост производства отделочных материалов (+5,7%), активно используемых при ремонтных работах. Наблюдается рост объемов производства лакокрасочных материалов (+23,3% г/г) и обоев (+19,5%) [12].

Обсуждение результатов. Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что наиболее оптимистично обстоят дела у тех видов строительных материалов, которые еще недавно России приходилось импортировать, но теперь большинство потребностей в них обеспечивают отечественные производители.

Ключевым событием для рынка в первом полугодии 2017 года стало утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов в России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [9-13].

В рамках этого документа предусмотрено пять основных направлений: создание условий, обеспечивающих развитие отрасли и внутриотраслевой конкуренции; стимулирование спроса на внутреннем рынке; управление качеством и ассортиментом стройматериалов; развитие экспортного потенциала, а также мониторинг достижения целевых индикаторов Стратегии.

Основным вектором развития отрасли является постоянное расширение спектра используемых в России стройматериалов с особым упором на инновационную продукцию. Сформировать «высокотехнологичную, конкурентоспособную, устойчивую и сбалансированную (в части спроса и предложения) промышленность строительных материалов инновационного типа» [14].

В период с 2013 по 2016 года Министерство строительства РФ выдало почти тысячу технических свидетельств на новые виды отечественных строительных материалов, в том числе 276 - в 2016 году [15]. Среди них фасадные системы, различные виды крепежа, теплоизоляционные материалы, строительные смеси и лакокрасочные материалы, композитные и другие.

Для ускорения внедрения в производство новых стройматериалов и технологий в России действует процедура подтверждения пригодности новых видов продукции, требования к которым отсутствуют в документах нормативно-технического регулирования.

Этот механизм устраняет на пути внедрения новых материалов технические и административные барьеры, возникающие в связи с сомнениями надзорных органов, проектировщиков и строителей в безопасности применения новых стройматериалов и технологий. Пригодность новой продукции подтверждается техническим свидетельством Министерства строительства Российской Федерации. Техническое свидетельство является документом, разрешающим применение в строительстве на территории Российской Федерации новой продукции при условии ее соответствия приведенным в свидетельстве требованиям.

Техническое свидетельство выдается с учетом обязательных строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических требований и норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

Важно отметить, что государство в сфере стройматериалов выступает не только регулятором, определяющим стратегические приоритеты отрасли, но и заказчиком современных технологий [14-15].

В частности, была представлена инициатива: установить квоту для строительства социальных объектов (детские сады, школы, фельдшерско-акушерских пункты, участковые дома, спортивне объекты, дома для расселения жителей из ветхого и аварийного жилья) из дерева в размере 30% [16]. Данное решение позволит более эффективно использовать такой вид строительных материалов, как лесоматериалы необработанные.

Работа по расширению номенклатуры отечественных строительных материалов также требует эффективного взаимодействия разных ведомств, в связи с чем, было принято решение о создании Межведомственной комиссии по развитию инфраструктуры городов и ЖКХ, современных методов строительства, строительных материалов и строительной техники [17]. Работа этого органа направлена на объединение усилий для совместного решения задач импортозаме-щения, развития промышленности строительных материалов и строительных конструкций, лифтовой и крановой отраслей, а также на углубление производственной и технологической кооперации.

Предлагается создание реестра отечественной инновационной строительной продукции, учитывая то, что система квалификации стройматериалов как инновационных и система оценки их жизненного цикла, которые непосредственно связаны с системой ценообразования, в настоящее время недостаточно развита [18].

На наш взгляд, в целях совершенствования механизма технического регулирования в строительстве необходимо рассмотреть целесообразность выделения и последующей классификации обобщающих критериев инновационности отечественных строительных материалов [1920]. Применение критериев при ценообразовании, при выборе материалов и изделий на стадии проектирования и с учетом последующих этапов жизненного цикла позволит связать в единую систему все элементы нормирования и технического регулирования [21 -22].

Так как уже разрабатывается программа действий по созданию системы нотифициро-

ванных органов в строительном комплексе, обеспечивающих доверие к органам по сертификации и выполняющих задачи оценки соответствия прогрессивных технических новшеств, то создание такой системы несомненно будет иметь положительный эффект.

Адаптация нормативно-правовой базы и норм технического регулирования для производства и применения отечественных строительных материалов и технологий будет способствовать продвижению инновационной продукции на рынке строительной продукции.

Следует отметить, что при реализации стратегии импортозамещения в строительной отрасли крайне важно не допустить снижение качества строительной продукции и требований безопасности. Несмотря на то, что сейчас уделяется особой внимание развитию промышленности строительных материалов, соотношение цена/качество отечественной продукции пока не так высоко как у зарубежных аналогов, а, значит, снизить процент импорта до минимума в 2020 году весьма проблематично [23-25].

По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по промышленной политике и конкурентоспособности в качестве потенциальных внешних рынков строительной отрасли Российской Федерации сегодня можно рассматривать только страны СНГ и страны, планирующие развивать атомную и гидроэнергетику, добычу и сети транспортировки нефти и газа.

Проведем SWOT- анализ факторов и оценим конкурентоспособность строительных материалов (табл.6)

Таблица 6. SWOT-Анализ конкурентоспособности строительных материалов

Table 6. SWOT-Analysis of competitiveness of building materials

Сильные стороны Слабые стороны

Естественные конкурентные преимущества перед импортом Высокая конъюнктура рынка недвижимости Высокий спрос на строительные материалы и конструкции Низкий уровень правоприменения. Высокая степень морального и физического износа оборудования в большинстве подотраслей строительства. Низкий уровень концентрации производства, обусловленный «привязкой» бизнеса к региональному уровню управления. Дефицит финансовых ресурсов для полноценного технического перевооружения и модернизации импортозамещающего производства

Возможности Угрозы

Активное расширение рынка за счет роста объемов производства Импортозамещение на отдельных сегментах строительного рынка Вхождение компаний производства стройматериалов в состав строительных холдингов Удорожание товаров и услуг естественных монополий Конкурентные примущества высокотехнологичного импортного оборудования и техники

Оценка сильных и слабых стороны, возможностей и угроз позволяет обозначить конкурентные преимущества и приоритетные направления развития российского рынка строительных материалов.

У российских производителей есть перспективные преимущества по отношению к импортируемой к нам продукции. Мы выделили основные из них:

- лучшее знание условий эксплуатации;

- возможность организовать высокое послепродажное обслуживание;

- организация постоянного взаимодействия с потребителями.

Основные факторы, влияющие на качественное развитие промышленности строительных материалов и повышение ее конкурентоспособности:

- технологические прорывы;

- разработка новых материалов;

- внедрение в производственные процессы инновационных технологий (в том числе нано-технологий);

- снижение затрат и рост производительности труда.

Большинство указанных факторов, являются взаимозависимыми и усугубляют основные системные проблемы отрасли — технологическую отсталость, разобщенность, закрытость.

Вывод. Проведение политики импортозамещения на рынке строительной продукции имеет позитивные сдвиги, но, стоит учитывать, что если импортозамещение происходит только ради импортозамещения, когда не учитывается качество производимой продукции, а в приоритете стоит только страна происхождения, то может возникнуть ситуация, когда на строительном рынке будут преобладать некачественные материалы, конструкции, оборудование и техника. В этом случае может снизиться стоимость самого строительства, но дальнейшая эксплуатация сооружения становится гораздо дороже в связи с частой необходимостью в проведении ремонта.

В соответствии с проведенным исследованием можно прогнозировать положительное развитие программы импортозамещения в строительстве, реализация которой обеспечит создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов производства инновационной строительной продукции; благоприятные условия для отечественных производителей и вхождения их продукции на рынок.

Библиографический список:

1. О промышленной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

2. http://www.tatre.ru/articles_id10067

3. Строительство в России - 2016 г. URLhttp://www.gks.ru/bgd/regl/b16_46/Main.htm

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c591369a5bifd9i37a79bf770075db7fD25b27b9/.

5. Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2016 г. № 868-р). https://realty.ria.ru/analysis_trends/20150528/405332405.

6. Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций Российской Федерации. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13 июля 2016г. № 2380.

7. Levy S.M. Project Management in Construction. 6th Edition. N.Y.; 2012.

8. Алексеева Т. Р. Развитие инструментов модернизации строительного комплекса. МГСУ , 2016, Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ , 978-5-7264-1280-1, 96 с.

9. Березин А.А. Влияние стратегий издержек на конкурентоспособность компании // Микроэкономика. 2012. N 5.

10. Хейфец Б.А. Импортозамещение и конкурентоспособность // Россия и совр. мир. 2016. N 2. С.12-29.

11. https://www.fedstat.ru/indicator/31450 Единая межведомственная информационно-статистическая система

12. http://www.cmpro.ru/

13. Кара А. Оценка конкурентоспособности специалистов на основе комплексной системы показателей // Пробл. теории и практики управл. 2011. N 7. С.36-44.

14. Каминский М.А. Исследование требований к деятельности строительных предприятий в условиях новой модели экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2013. №11(40).

15. Павлов А.С. Экономика строительства. В 2-х томах. Т.1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 314 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс

16. The Business Value of BIM for Construction in Major Global Markets. - Bedford MA: McGraw Hill Constructions, Smart Market Report, 2014.

17. Maryam Parsi Creating Distinct Strategies for Marketing Campaigns Enterprise Dadevarzan Virtual Corp. Indian Journal of Science and Technology. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i27/97588.

18. Черников А.В. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компании / А.В. Черников, В.А. Редько // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2011. N 5. С.41-62.

19. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире; Проспект - Москва, 2012. 368 c.

20. Günhan, S., Arditi, D., Factors affecting international construction. Journal of Construction Engineering and Management, 131, 3, 273-282, 2005.

21. Korkmaz, S. and Messner, J. I., Competitive Positioning and Continuity of Construction Firms in International Markets, Journal of Management in Engineering, 24,4, 207-216, 2008.

22. Strategy for the Sustainable Competitiveness of the Construction Sector and its Enterprises // Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. C0M(2012) 433 final. - Brussels, 31.7.2012.

23. Новиков А.В. Оценка эффективности инвестиций// А.В Новиков// Журнал «Экономический анализ: теория и практика» - № 8. 2014. с.77-80

24. Левицкий Т.Ю. Актуальные направления производства конкурентоспособной строительной продукции на инновационной основе. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017;44 (2):197-209. D0I:10.21822/2073-6185-2017-44-2-197-209.

25. Мейланов И.М., Эсетова А.М. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2015;38(3):192-202. D0I:10.21822/2073-6185-2015-38-3-192-202.

References:

1. O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon ot 31.12.2014 N 488-FZ (red. ot 13.07.2015) [On industrial policy in the Russian Federation. Federal Law No. 488-FZ of December 31, 2014 (as amended on July 13, 2015) (In Russ.)].

2. http://www.tatre.ru/articles_id10067

3. Stroitel'stvo v Rossii - 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа URL http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_46/Main.htm [Construction in Russia - 2016. [Electronic resource]

Access mode - URL http:// http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_46/Main.htm (In Russ.)]

4. Prognoz dolgosrochnogo sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) [The forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by Ministry of Economic Development of Russia)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c591369a5bffd9f37a79bf770075d-b7f025b27b9/ (In Russ.)].

5. Strategiya razvitiya promyshlennosti stroitel'nykh materialov na period do 2020 goda i dal'neyshuyu perspektivu do 2030 goda (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 10 maya 2016 g. № 868-r). [Strategy for the development of the building materials industry for the period until 2020 and a further perspective until 2030 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of May 10, 2016 No. 868-r) (In Russ.)]

6. Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po importozameshcheniyu v promyshlennosti stroitel'nykh materia-lov (izdeliy) i stroitel'nykh konstruktsiy Rossiyskoy Federatsii. Prikaz Ministerstva promysh-lennosti i torgovli Ros-siyskoy Federatsii ot 13 iyulya 2016g. № 2380) [On the approval of the plan of measures for import substitution in the industry of building materials (products) and building structures of the Russian Federation. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of July 13, 2016. No. 2380 (In Russ.)].

7. Levy S.M. Project Management in Construction. 6th Edition. N.Y.; 2012

8. Alekseeva T.R. Razvitie instrumentov modernizatsii stroitel'nogo kompleksa. Biblioteka nauchnykh razrabotok i proektov NIU MGSU, 978-5-7264-1280-1. 2016. 96 s. [Alekseeva T.R. Development of tools for the modernization of the building complex. Library of scientific developments and projects of NIU MSSU, 978-5-7264-1280-1. 2016. 96 p. (In Russ.)]

9. Berezin A.A. Vliyanie strategii izderzhek na konkurentosposobnost' kompanii. Mikroekonomika. 2012;5. [Berezin

A.A. The impact of cost strategies on the company's competitiveness. Microeconomics. 2012;5. (In Russ.)]

10. Kheifets B.A. Importozameshchenie i konkurentosposobnost'. Rossiya i sovremennyimir. 2016;2:12-29. [Kheifets

B.A. Import substitution and competitiveness. Russia and the Contemporary World. 2016;2:12-29. (In Russ.)]

11. https://www.fedstat.ru/indicator/31450 Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema [https://www.fedstat.ru/indicator/31450 Unified interdepartmental information and statistical system (In Russ.)]

12. http://www.cmpro.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Kara A. Otsenka konkurentosposobnosti spetsialistov na osnove kompleksnoi sistemy pokazatelei. Problemyteorii i praktikiupravleniya. 2011; 7:36-44. [Kara A. Evaluation of competitiveness of specialists on the basis of an integrated system of indicators. Theoretical and Practical Aspects of Management. 2011;7:36-44. (In Russ.)]

14. Kaminskii M.A. Issledovanie trebovanii k deyatel'nosti stroitel'nykh predpriyatii v usloviyakh novoi modeli ekonomicheskogo rosta. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2013;11(40). [Kaminskii M.A. Research requirements for the activities of construction companies in the new model of economic growth. JournalofEconomyandentre-preneurship. 2013;11(40). (In Russ.)]

15. Pavlov A.S. Ekonomika stroitel'stva. V 2-kh tomakh. T.1: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. Seriya: Bakalavr i magistr. Akademicheskii kurs. M.: Izdatel'stvoYurait; 2016. 314 s. [Pavlov A.S. Economy of construction. In 2 volumes. V.1: A textbook and a workshop for undergraduate and graduate students. Series: Bachelor and Master. Academic course. M .: Publishing House Yurait; 2016. 314 p. (In Russ.)]

16. The Business Value of BIM for Construction in Major Global Markets. Bedford MA: McGraw Hill Constructions, Smart Market Report; 2014.

17. Maryam Parsi Creating Distinct Strategies for Marketing Campaigns Enterprise Dadevarzan Virtual Corp. Indian Journal of Science and Technology. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i27/97588.

18. Chernikov A.V., Red'ko V.A. Sovremennye innovatsionnye instrument povysheniya konkurentosposobnosti kom-panii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2011;5:41-62. [Chernikov A.V., Red'ko V.A. Modern innovative tools to enhance the company's competitiveness. Moscow University Economics Bulletin. 2011;5:41-62. (In Russ.)]

19. Konina N.Yu. Konkurentosposobnost' firmy v global'nommire. Prospekt - Moskva; 2012. 368 s. [KoninaN.Yu. Competitiveness of the company in the global world. Prospekt - Moskva; 2012. 368 p. (In Russ.)]

20. Günhan S., Arditi D. Factors affecting international construction. Journal of Construction Engineering and Management. 2005;131(3):273-282.

21. Korkmaz S., Messner J.I. Competitive Positioning and Continuity of Construction Firms in International Markets. Journal of Management in Engineering. 2008;24(4):207-216.

22. Strategy for the Sustainable Competitiveness of the Construction Sector and its Enterprises. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. COM (2012) 433 final. Brussels, 31.7.2012.

23. Novikov A.V. Otsenka effektivnosti investitsii. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2014;8:77-80. [Novikov A.V. Evaluation of investment efficiency. Economic analysis: theory and practice. 2014;8:77-80. (In Russ.)]

24. LevitskiiT.Yu. Aktual'nye napravleniya proizvodstva konkurentosposobnoi stroitel'noi produktsii na innovatsion-noi osnove. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskog ouniversiteta. Tekhnicheski enauki. 2017;44(2):197-209. D0I:10.21822/2073-6185-2017-44-2-197-209. [LevitskiiT.Yu. Actual directions of production of competitive construction products on an innovative basis. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2017;44(2):197-209. D0I:10.21822/2073-6185-2017-44-2-197-209. (In Russ.)]

25. Meilanov I.M., Esetova A.M. Osnovnye napravleniya povysheniya investitsionnoi privlekatel'nostipromyshlen-nogo stroitel'stva. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2015;38(3):192-202. D0I:10.21822/2073-6185-2015-38-3-192-202. [Meilanov I.M., Esetova A.M. The main directions of increasing the investment attractiveness of industrial construction. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2015; 38(3):192-202. D0I:10.21822/2073-6185-2015-38-3-192-202. (In Russ.)]

Сведения об авторе:

Разаханова Фатима Мирземагомедовна - аспирант.

Information about the author:

Fatima M. Razakhanova - Graduate student.

Конфликт интересов. Conflict of interest.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflict of interest.

Поступила в редакцию 27.08.2017. Received 27.08.2017.

Принята в печать 30.09.2017. Accepted for publication 30.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.