Научная статья на тему 'Механизмы стимулирования импортозамещения в строительной отрасли'

Механизмы стимулирования импортозамещения в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / DEPENDENCE ON IMPORTS / CONSTRUCTION INDUSTRY / STIMULATION OF IMPORT SUBSTITUTION DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY / INTER-INDUSTRY CLUSTERS / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / INNOVATION IN CONSTRUCTION / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / STIMULATION OF DEVELOPMENT / MECHANISM OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова Светлана Николаевна

Проблемы импортозависимости и импортозамещения являются серьезными факторами развития отечественной экономики. Предмет исследования импортозависимость строительной отрасли в области технологий, цель исследования состоит в выявлении масштаба проблемы и обосновании направлений ее преодоления. В статье обосновываются значимость и важная роль импортозамещения в производстве строительных материалов и производстве строительного оборудования. Импортозамещение в строительной отрасли может реализовываться в двух основных направлениях, требующих разных подходов к поддержке и стимулированию: во-первых, импортозамещение по продукции строительного назначения, нацеленное на минимизацию рисков срыва поставки импортной продукции строительного назначения и преимущественное применение отечественных аналогов импортной продукции строительного назначения; во-вторых, импортозамещение по технологиям производства продукции строительного назначения, ориентированное на стимулирование развития производства отечественной конкурентоспособной продукции и технологическую и управленческую модернизацию промышленности строительных материалов, строительной индустрии. Процессы импортозамещения в строительной отрасли имеют ряд ограничений, в связи с чем в статье рассмотрены возможности и факторы, ограничивающие импортозамещение. Особое внимание в статье уделяется практике формирования региональных строительных кластеров как инструменту реализации политики импортозамещения. Критически рассматриваются цели и принципы создания кластеров, инициативные источники, используемые системы трансферта и использования знаний и инноваций. Делается вывод о необходимости стратегического освоения новой продукции для нужд строительного комплекса и проведения собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках не просто отраслевых, а межотраслевых. Обоснованы основные формы государственной поддержки, необходимые для реализации политики импортозамещения в строительной отрасли: организационные, административные и экономические меры, реализация которых при переходе на импортозамещение может привести к снижению стоимости строительных материалов, изделий и конструкций. В заключении статьи сформулированы приоритетные направления поддержки в рамках политики стимулирования импортозамещения в строительной отрасли. Предложенные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке и принятии стратегических документов развития строительной отрасли, при планировании пространственного развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котлярова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of the dependence on imports and import substitution are the major factors in the development of the domestic economy. The subject matter of the research is the dependence of construction industry on imports in the area of foreign technology, it is aimed at identifying the scope of the problem and justifying the mechanisms to overcome it. The article substantiates the relevance and importance of import substitution in the production of construction materials and equipment. Import substitution in the construction industry can be implemented in two main ways, requiring different approaches in supporting and encouraging. Firstly, there is the substitution of products used in construction, aimed at minimizing the risk of disruption of the supply of imported products for construction purposes and the predominant use of domestic analogues of imported products for construction purposes. Secondly, there is the substitution in the technologies of production of goods used in construction, focused on stimulating the development of the domestic production of competitive products and technological and managerial modernization of the construction materials industry, construction industry. The process of import substitution in the construction industry have a number of limitations. In this connection, the article discusses the opportunities and constraints for import substitution. A special attention is paid to the practice of the formation of regional construction clusters as a tool of implementing the policy of import substitution. The purposes and principles of the development of clusters, sources of initiatives, used systems of transfer and knowledge and innovations are considered critically. The conclusion is made about the need for the strategic development of new products for the construction market and domestic research and development projects within the framework of cross-sectoral clusters. The basic forms of state support required for the implementation of the import substitution policy in the construction industry are substantiated. These are organizational, administrative and economic measures, whose implementation during the transition to the import substitution can lead to the reduction in the cost of construction materials. In the conclusion, the article states the priorities in the support of import substitution policies for the construction industry. The conclusions and recommendations proposed in the paper can be used by the federal and regional authorities in the development and adoption of strategic documents of the construction industry, in the planning of spatial development of the territories.

Текст научной работы на тему «Механизмы стимулирования импортозамещения в строительной отрасли»

ОТРАСЛЕВЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Для цитирования: Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 4. — С. 1146-1156 doi 10.17059/2016-4-16 УДК 332.1

С. Н. Котлярова

Институт экономики УрО РАН (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: sv_gavrilova@mail.ru)

МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 1

Проблемы импортозависимости и импортозамещения являются серьезными факторами развития отечественной экономики. Предмет исследования — импортозависимость строительной отрасли в области технологий, цель исследования состоит в выявлении масштаба проблемы и обосновании направлений ее преодоления. В статье обосновываются значимость и важная роль импортозамещения в производстве строительных материалов и производстве строительного оборудования. Импортозамещение в строительной отрасли может реализовываться в двух основных направлениях, требующих разных подходов к поддержке и стимулированию: во-первых, импортозамещение по продукции строительного назначения, нацеленное на минимизацию рисков срыва поставки импортной продукции строительного назначения и преимущественное применение отечественных аналогов импортной продукции строительного назначения; во-вторых, импортозамещение по технологиям производства продукции строительного назначения, ориентированное на стимулирование развития производства отечественной конкурентоспособной продукции и технологическую и управленческую модернизацию промышленности строительных материалов, строительной индустрии. Процессы импортозамещения в строительной отрасли имеют ряд ограничений, в связи с чем в статье рассмотрены возможности и факторы, ограничивающие импортозамещение. Особое внимание в статье уделяется практике формирования региональных строительных кластеров как инструменту реализации политики импортозамещения. Критически рассматриваются цели и принципы создания кластеров, инициативные источники, используемые системы трансферта и использования знаний и инноваций. Делается вывод о необходимости стратегического освоения новой продукции для нужд строительного комплекса и проведения собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках не просто отраслевых, а межотраслевых. Обоснованы основные формы государственной поддержки, необходимые для реализации политики импортозамещения в строительной отрасли: организационные, административные и экономические меры, реализация которых при переходе на импортозамещение может привести к снижению стоимости строительных материалов, изделий и конструкций. В заключении статьи сформулированы приоритетные направления поддержки в рамках политики стимулирования импортозамещения в строительной отрасли. Предложенные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке и принятии стратегических документов развития строительной отрасли, при планировании пространственного развития территорий.

Ключевые слова: импортозависимость, строительная отрасль, стимулирование импортозамещения, конкурентоспособность строительной отрасли, межотраслевой кластер, технологическое обновление, инновации в строительстве, политика импортозамещения, стимулирование развития, механизм импортозамещения 1

1 © Котлярова С.Н. Текст. 2016.

Введение

Строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, базовой отраслью для развития ее других компонентов и реализует социальные потребности общества. Трансформация экономического развития в целом зависит от уровня конкурентоспособности строительной отрасли и эффективности деятельности ее хозяйствующих субъектов. Успешность трансформационных процессов обусловлена, с одной стороны, инновационным развитием строительного комплекса, а с другой — стратегическим регулированием его развития на национальном и региональном уровнях.

Проблема импортозависимости строительной отрасли рассматривается в двух аспектах: с позиции производства строительных материалов и производства строительного оборудования.

В связи с увеличением существующего разрыва между потребностями экономики в инновационном обновлении и возможности удовлетворять эти потребности силами научно-исследовательского комплекса страны технологическое обновление предприятий строительной отрасли происходит в основном в форме заимствования зарубежных технологий, прежде всего, путем импорта технологического оборудования. Однако и процессы импортозамещения в строительной отрасли имеют ряд ограничений (табл. 1) [1]. Это обусловлено потерею способности машиностроительного комплекса производить строительное оборудование, отвечающее современным требованиям, и привело к утрате им рынка строительных машин и оборудования. Причины утраты разные, но основные из них: отсутствие государственной политики, регулирующей развитие строительной индустрии, отсутствие инвестиционных вложений в научно-исследовательские разработки и производство новых материалов и технологий, низкие барьеры для входа на рынок для зарубежных производителей [2]. В строительной отрасли доля российских компаний, осуществляющих технологические инновации, составила в 2014 г. порядка 3 % при среднем уровне по промышленности более 10 %.1

На долю импортного машиностроения для промышленности строительных материалов 1

1 Проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года // Средство информации для профессионалов строительной отрасли «ЗаНоСтрой.РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://zanostroy.ru/ (дата обращения: 23.04.2016).

приходится в среднем 80 %. При этом в цементной и кирпичной подотраслях продукция иностранных машиностроителей наиболее высока — порядка 90 %. В наиболее благополучном состоянии находятся производители железобетона — до 70 % оборудования для заводов железобетонных изделий производится на территории Российской Федерации. Однако технический уровень этого оборудования невысок и требует радикальной модернизации.

В контексте сказанного особую важность приобретает поиск механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в строительной отрасли, поскольку переход на импортозамещение, по мнению экспертов, может привести к снижению стоимости строительных материалов на 10-20 % в течение 5-10 лет2.

Импортозамещение: возможности и факторы ограничения

Технологическое обновление предприятий строительной отрасли происходит в основном в форме заимствования зарубежных технологий, прежде всего, путем импорта технологического оборудования. Этот процесс свидетельствует о существовании и увеличении существующего разрыва между потребностями экономики в инновационном обновлении и возможностями удовлетворения этих потребностей с помощью научно-исследовательского комплекса страны. Однако процессы импортозамещения в строительной отрасли имеют ряд ограничений (табл.).

Импортозамещение в строительной отрасли может реализовываться в двух основных направлениях, требующих разных подходов к поддержке и стимулированию, в том числе со стороны государства.

1. Импортозамещение продукции строительного назначения, направленное на минимизацию рисков срыва поставки импортной продукции строительного назначения и преимущественное применение отечественных аналогов импортной продукции строительного назначения при максимально возможном обеспечении качественных характеристик строительных объектов.

2. Импортозамещение в области технологий производства продукции строительного назначения, ориентированное на нормативное и экономическое стимулирование разви-

2 Импортозамещение стройматериалов в РФ даст эффект через 5-10 лет — эксперты // Информационное агентство — РИА Недвижимость. [Электронный ресурс]. URL: http:// riarealty.ru/analysis_trends/20150528/405332405.html (дата обращения: 23.02.2016).

Таблица

Возможности и ограничения импортозамещения в строительной отрасли

Потенциальные возможности Существующие ограничения

Снижение технологической зависимости отрасли. Обеспечение безопасности страны Относительно длительный период «перезагрузки» на новую модель развития, ограничения в финансовых ресурсах

Развитие производственных мощностей, техническое перевооружение предприятий отрасли Создание производства какой-либо продукции на российской территории при недостаточности мощностей или ресурсов может привести к все возрастающей зависимости от импорта технологий и материалов

Повышение качества производимых товаров, повышение конкурентоспособности продукции Недостаточно высокий уровень профессиональных кадров

Развитие инновационной активности в отрасли. Импортозамещение должно строиться на инновационной основе и ориентироваться не на заимствование зарубежных аналогов, а на опережающее развитие собственных технологий Импортозамещение предполагает реализацию политики догоняющего, а не опережающего развития, поскольку заимствуя зарубежный опыт и замещая уже существующую иностранную продукцию и технологии отечественная промышленность всегда будет отставать [3]

тия производства отечественной конкурентоспособной продукции строительного назначения и технологическую и управленческую модернизацию промышленности строительных материалов, строительной индустрии и пр.

Российское правительство выбрало первый вариант импортозамещения в строительной отрасли. Одним из факторов, ограничивающих импорт строительных материалов и оборудования, стали организационные антисанк-ционные меры федерального правительства. С 2015 г. в стране введен запрет на государственные и муниципальные закупки иностранной строительной, карьерной, коммунальной и специальной техники, имеющей российские аналоги'. Еще одной задачей, провозглашенной правительством, стала замена части оборудования и материалов иностранного производства российскими аналогами при возведении стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г.

Импортозамещение в строительной отрасли необходимо рассматривать как создание условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на рыночных основаниях. Активное импортозамещение, базирующееся на создании новых конкурентоспособных производств, будет способствовать структурным преобразованиям в экономике, сформирует новые производства, создаст дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, материалы, будет способствовать развитию науч- 1

1 Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 656 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ных исследований, переходу на мировой уровень НИОКР [4]. Причем новые производства, и в первую очередь высокотехнологичные импортозамещающие, не могут ориентироваться только на потребителей внутреннего рынка, а должны выходить и успешно конкурировать на рынках ближнего и дальнего зарубежья, то есть быть экспортоориентированными2.

Импортозамещение в строительном комплексе возможно только на основе инновационного развития. При этом инновации (технологические, организационные, маркетинговые и другие) в данном случае должны носить комплексный характер, а их реализация должна происходить на основе модели кластерного развития [5].

В основной массе оборудование, необходимое для производства строительных материалов и конструкций, завозится из Германии, Франции, Китая и ряда других стран (рис. 1).

Однако на территории России есть предприятия, обладающие производственными мощностями для производства аналогичного оборудования и имеющие соответствующий инновационный, кадровый и иной потенциал. Таким предприятиям требуется господдержка, необходимая для реализации политики импортозамещения на данных предприятиях, через организационные и административные механизмы, а также экономические меры.

Министерством промышленности и торговли РФ в 2015 г. сформированы отраслевые планы мероприятий по импортозамещению в двадцати отраслях, выбранных приоритетными для развития импортозамеща-

2 Le Cluster Eco-Habitat Poitou-Charentes [Electronic ressource]. URL: http://www.cluster-ecohabitat.fr (date of accesse 18.01.2016), The European Secretariat for Cluster Analysis [Электронный ресурс]. URL: http://www.cluster-analysis.org / (дата обращения: 8.02.2016).

Бетон

Арматура

Щебень,

песок

V J V ) V ч. J

* ♦ +

С 1 Оборудование для бетонно-сместель-ных узлов V J С \ Арма- турные станки V J Г \ Оборудование для переработки бетонных отходов V J

Германия

Италия

Австрия

Китай

Готовая

продукция

Оборудо-

вание

Страны-

поставщики

Ll

L

ЗАО «Узловский машиностроительный завод» (Тульская область) 1

ЗАО «Строительные технологии и машины » (Саратовская область) *

ОАО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ» (Тульская область) I

Производители в РФ

Рис. 1. Рынок оборудования для производства строительных материалов, основные поставщики и потенциальные

производители в РФ

ющего производства. Строительной отрасли среди них нет. Это делает актуальным разработку отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли строительной индустрии Российской Федерации и актуализа-циию Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2020 г. с учетом стимулирования импортозамещения в отрасли ‘.

Для эффективного развития импортозамещения в отрасли необходимо перейти к системной работе с профильным предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, а также наладить процессы, связанные с оказанием финансовой помощи предприятиям, которые участвуют в импортозамещении, снятием административных барьеров и мониторингом отраслевых процессов. [6].

Направления импортозамещения

К основным приоритетам импортозамещения в строительной отрасли относятся следующие:

1. Импортозамещение — это не просто копирование импортных аналогов, а их значительное усовершенствование и выпуск собственных оригинальных продуктов и технологий. 1

1 Проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года // Занострой.РФ. Средство информации для профессионалов строительной отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://zanostroy.ru/ (дата обращения: 23.04.2016).

2. Реализация импортозамещения возможна только при выстраивании всей технологической цепочки «производство оборудования — производство стройматериалов и конструктивных элементов — проектирование с использованием произведенных стройматериалов и конструктивных элементов — строительство по единой технологии объектов жилого, промышленного, сельскохозяйственного, инфраструктурного назначения» и выходе продукции на потребителей через механизмы софинансирования.

3. Организационно объединение независимых организаций и предприятий возможно только на основе создания кластерных объединений межотраслевого характера.

4. Переход государственных органов к кластерной политике.

В условиях недостатка инвестиционных ресурсов, кадровых проблем в строительной отрасли и отсталости в сфере новых технологий и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основными формами господдержки, необходимыми для реализации политики импортозамещения, являются организационные и административные формы, а также экономические меры (рис. 2). Если административные и организационные меры направлены больше на поддержку импортозамещающей политики, то экономические меры — это меры стимулирующего характера.

Рис. 2. Основные формы господдержки строительной отрасли, необходимые для реализации политики

импортозамещения

Важнейшим направлением государственной поддержки промышленности, используемым в развитых странах, является содействие в поиске новых рынков сбыта продукции и стимулирование спроса на нее [7]. Наличие эффективных рынков сбыта является конечным этапом и критерием эффективности мер государственной поддержки, поскольку если продукция не находит спрос, то мероприятия по поддержке ее выпуска являются неэффективными.

Еще одним важным направлением поддержки является формирование системы строительного контроля. Государственное регулирование должно быть ориентировано на разработку и утверждение нормативов, которые бы обеспечивали безопасность строительных объектов и окружающей среды и учитывали требования технологического развития отрасли. Должны развиваться институты саморегулирования и негосударственной строительной экспертизы, а также сформироваться институт негосударственного строительного надзора и контроля. Поддержка отечественного производителя строительной продукции должна стать важнейшим направлением государственной и экономической политики. Возникает необходимость в идеологической и информационной поддержке, в оказании организационной и методологической помощи производителям.

Высокий физический износ основных производственных фондов предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, а также ее технологическое отставание от аналогичных производств

в других странах мира, низкая конкурентоспособность российской строительной продукции говорят о необходимости государственной поддержки инновационного бизнеса и поощрении инвестиций в строительную индустрию.

Региональные строительные кластеры

как инструмент реализации политики импортозамещения

Создание и развитие строительных кластеров способствует формированию инновационной системы в строительном комплексе и развитию инноваций [8]. Именно кластеры могу стать хорошим инструментом при реализации политики импортозамещения государством, так как от объединения усилий власти, образовательного и бизнес-сообщества может быть получен синергетический эффект [9].

Строительные кластеры созданы и функционируют в Свердловской, Саратовской Самарской, Вологодской и Липецкой областях. Создание кластеров было обусловлено разными целями. Так, уральский строительный кластер (Свердловская область) и кластер промышленности строительных материалов и домостроения (Самарская область) созданы с целью повышения конкурентоспособности строительного комплекса региона и обеспечение территорий, на которых они созданы, всей номенклатурой строительных материалов. Особенностью уральского кластера можно считать его нацеленность не только на сохранение, но и на расширение рынков сбыта продукции, в том числе за счет освоения территорий уральского севера [10]. Целью создания кла-

стера в Вологодской области (международный кластер деревянного домостроения и деревообработки) является развитие новой отрасли деревянного домостроения в регионе и выход на новые рынки сбыта '. Инновационные межгосударственный машиностроительный кластер универсальных строительных систем и технологий «Техновации» Саратовской области и кластер композитных строительных материалов Липецкой области стремятся выйти на новые рынки сбыта через внедрение новых инновационных продуктов в области строительства.

Наиболее важным моментом при решении проблем импортозамещения в рамках кластера является подход к выбору системы трансферта и использования инноваций. В сформированных строительных кластерах используется два подхода: закупка инновационных зарубежных технологий и освоение новой конкурентоспособной продукции и проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для удовлетворения нужд строительного рынка [9]. Только реализация стратегии освоения новой продукции может привести к производству современной конкурентоспособной строительной продукции и достижению цели снижения импортозависимости от зарубежных машин и оборудования для нужд строительного комплекса.

Целью формирования региональных строительных кластеров является консолидация усилий местных предприятий с целью удержания существующих или выхода на новые рынки сбыта, реализации крупных инвестиционных проектов, которые не под силу отдельным предприятиям. Целью формировании межотраслевых кластеров является локализация производства и увеличение его объемов, кооперация научных исследований и бизнеспроцессов [11].

Актуальность формирования строительных кластеров доказывает разработка стратегии инновационного развития строительной отрасли, определяющей государственную политику в этой сфере. Правительство планирует наращивать объемы производства высокотехнологичной продукции, используемой в строительном комплексе, за счет внедрения инновационных проектов по высокотехнологичному производству отделочных материалов, инновационных технологий возведения зданий и сооружений из дерева, созданию модели ресур-

1 Программа развития Международного кластера деревянного домостроения и деревообработки Вологодской области на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL:http:// economy.gov35.ru/ (дата обращения: 23.09.2015).

сосберегающего жилья и пр. [12]. Организация производства конкурентоспособной отечественной строительной продукции не может быть решена без модернизации и дальнейшего развития таких отраслей народного хозяйства, как машиностроение, приборостроение, химическое производство и др. [13]

Как правило, кластеры объединяют предприятия отдельных отраслей (секторов). В то же время эффективность их функционирования во многом определяется их межотраслевым сотрудничеством, когда на пересечении отраслей могут быть созданы инновационные продукты2. Межотраслевой кластер представляет собой интегрированную структуру, состоящую из взаимосвязанных, но независимых юридически предприятий и поддерживающих их институтов, которые имеют технологические и иные взаимосвязи и ориентированы на общий рынок потребителей, ресурсов, оборудования, объединенных единой инновационной программой [14]. Кластеры по масштабам деятельности подразделяются на международные, национальные и региональные. Региональные кластеры характеризуются конкурентоспособностью среди соседних регионов, национальные — в рамках одной страны, международные — во всем мире.

Для формирования представления о сути технологии импортозамещения на основе использования межотраслевого кластерного подхода целесообразно рассмотреть идею формирования и развития кластера, ориентированного на содействие внедрению высоких технологий и создание комплексных технологических цепочек — межгосударственного машиностроительного кластера универсальных строительных систем и технологий «Техновации» (Саратовская область)3. Кластер ориентирован на выпуск высококачественной инновационной продукции и эффективное сотрудничество всех элементов научно-технологических и производственных цепочек, соз-

2 Transgranichnye klastery Severo-Zapada Rossii i Severo-Vostoka Estonii [Cross-Border Clusters in the North-West Russia and North-East Estonia]. Proekt “Razvitie klasterov i internatsionalizatsiya predpriyatiy prigranichnykh regionov Rossii i Estonii” [Project “Development of Clusters and Internationalization of Enterprises in Cross-Border Regions of Russia and Estonia”]. 2009. [Electronic ressource]. URL: http: //www. kohtla-j arve. ee/uploads/documents/ valissuhted/ projektid/2/cd/ru/eternal.pdf (accessed 12 February 2011).

3 Концепция развития кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года: [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroy.samregion.ru/ (дата обращения: 8.09.2014).

Рис. 3. Организационная схема формирования технологий в межгосударственном машиностроительном кластере универсальных строительных систем и технологий «Техновации»

даваемых в процессе реализации передовых строительных решений. В состав кластера входят научные, проектные, строительные, машиностроительные предприятия из нескольких регионов России (ядро кластера базируется в Саратовской области), Белоруссии, Казахстана. При формировании данного кластера использован межотраслевой подход. Одним из важнейших условий развития сектора исследований и научных в рамках кластера разработок является усиление научно-технической кооперации:

между участниками кластера (в масштабах всей цепочки создания инновационной продукции от проведения фундаментальных и прикладных научных исследований до создания производства продукции и продвижения ее на рынки);

— с российскими предприятиями и организациями, не входящими в состав Кластера;

— с зарубежными предприятиями и организациями.

Данные виды кооперации между участниками кластера направлены на формирование ориентированных на результат цепочек распространения новых знаний, технологий и инноваций (рис. 3).

Создание масштабной хозяйственной системы, аккумулирующей в себе достоинства нескольких экономических субъектов и придающей дополнительные импульсы их развитию, влечет за собой проявление целого ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

плекса эффектов, воплощающихся как в рамках задействованных в деятельности данной системы субъектов, так и в более глобальных масштабах (в частности, на уровне региона, страны) Е

Таким образом, для того, чтобы оценить последствия формирования и развития межотраслевого кластера «Техновации», необходимо попытаться измерить не только изменения финансового результата деятельности предприятий, вошедших в его состав, но и последствия (причем не только экономические) этого объединения для строительного комплекса, потребителей продукции, производимой в рамках кластера, территории базирования участников кластера — всех субъектов, на которых процессы, протекающие в рамках (с участием) кластера, окажут прямое или косвенное влияние.

Ряд современных публикаций посвящен оценке эффектов от формирования и развития кластеров, в которых предлагается ориентироваться на возможности достижения приоритетных целей основными выгодополучателями [15, 16].

Очевидны преимущества, получаемые предприятиями — участниками кластера в результате формирования ММК «Техновации»:

1 European Cluster Excellence Initiative (ECEI) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cluster-excellence.eu/ (дата обращения: 22.02.2016).

— повышение уровня наукоемкости и конкурентоспособности производимой продукции;

— развитие высокотехнологичных производств;

— повышение уровня квалификации специалистов;

— расширение ассортимента производимой продукции, появление новых типов производимых изделий;

— увеличение активов предприятий за счет привлечения инвестиций;

— формирование позитивного имиджа предприятий, репутации составляющих надежного и динамично развивающегося комплекса;

— расширение бизнеса и завоевание новых сегментов рынка сбыта продукции предприятий (в том числе за счет формирования новых возможностей для ее экспорта);

— увеличение прибыли, получаемой предприятиями;

— получение некоммерческой выгоды, связанной с участием в специализированных программах (образовательных, информационных).

Существенный эффект возникает и на уровне муниципалитета, где осуществляет свою деятельность ядро кластера (г. Хвалынск, Саратовская область):

— создание современного высокотехнологичного научно-производственного объединения хозяйствующих субъектов (кластера), в рамках которого могут быть задействованы все имеющиеся ресурсы;

— создание новых высокотехнологичных рабочих мест;

— развитие предпринимательского сектора;

— создание благоприятного инвестиционного климата в рамках экономики муниципалитета;

— снижение стоимости строительства жилья, повышение уровня его доступности;

— увеличение доходной части городского бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы.

Регион базирования большей части субъектов, входящих в состав кластера (Саратовская область), также получает ряд преимуществ в результате его формирования:

— развитие (научное, инновационное, технологическое) строительного комплекса области;

— формирование благоприятного имиджа территории;

— развитие региональной инновационной системы, региональной производственной системы;

— снижение импортзависимости строительного комплекса;

— снижение стоимости строительства жилья, повышение уровня его доступности;

— пополнение регионального (областного) бюджета.

На уровне Российской Федерации реализуются следующие эффекты:

— вклад в формирование элементов национальной инновационной и производственной систем;

— сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в научно-производственную и инновационную деятельность;

— приращение валового внутреннего продукта;

— качественное изменение структуры внешнеторгового оборота страны (сокращение доли машин и оборудования в структуре импорта, увеличение значения данного параметра в структуре экспорта).

Заключение

Реализация политики импортозамещения направлена на решение ключевой проблемы отечественной экономики — недостаточной конкурентоспособности. Специфика современной трансформации мирового хозяйства состоит в противоречивости тенденций его развития. Наблюдаются, с одной стороны, глобальная интеграция экономического пространства, что ведет к промышленному аутсорсингу, с другой — тенденции локализации пространственных социально-экономических систем, политический сепаратизм и решоринг, то есть обратное движение обрабатывающих производств в страны исхода [17]. Страны, которые могут сочетать политику импортозамещения и экспортной ориентации, способны добиваться высоких темпов экономического развития и рассчитывать на свое место в международном разделении труда [18].

Приоритетные направления поддержки в рамках политики стимулирования импортозамещения в строительной отрасли в первую очередь должны быть направлены на преодоление тех проблем, с которыми сталкиваются предприятия отрасли. Целесообразными представляются следующие направления:

— разработка и утверждение Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2020-2030 гг. с учетом стимулирования импортозамещения в отрасли;

— разработка отраслевого плана мероприятий в отрасли машиностроения для нужд строительной индустрии Российской Федерации;

— внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной политике» в части инициирования, стимулирования и поддержки создания межотраслевых кластеров;

— субъектам РФ при разработке региональных законов о промышленной политике уделить внимание развитию межотраслевых кластеров на своих территориях;

— формирование реестра инновационной продукции с целью создания удобного информационного сервиса для проектных и изыскательских организаций, который бы позволял оперативно заменить импортный материал качественным и доступным российским аналогом;

— выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на развитие строительных территориальных научновнедренческих кластеров.

Благодарность

Работа выполнена в рамках проекта № 15-14-7-2 фундаментальных исследований Уральского отделения Российской академии наук «Прогнозная оценка приоритетных направлений модернизации Уральского старопромышленного региона для обеспечения импортозамещения».

Список источников

1. Новоселов В. Быть ли российскому стройдормашу? // Строительная техника и технологии. — 2013. — № 8. — С. 28-34.

2. Макарова И. В., Аверина Л. М., Петров А. А. Анализ эффективности существующих механизмов поддержки машиностроительного комплекса региона, реализующих потенциал новой индустриализации. На примере Свердловской области // Региональная промышленная политика как база качественного неоиндустриального подъема производительности труда и инновационной конкурентоспособности корпораций. Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф.; Пермь, 3 дек. 2015 г. — Пермь : ПГНИУ, 2014. — С. 89-97.

3. О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Аналитический вестник. — 2014. — № 27 (545) [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d51d722c0fdcb10554.pdf (дата обращения: 12.03.2016).

4. Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Глумов А. А. Импортозамещение в промышленном производстве региона. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 160-172.

5. Bruton H. J. A Reconsideration of Import Substitution // Journal of Economic Literature. — 1998. — Vol. 36, No. 2.

— P. 903-936.

6. Данилов-Данильян А. Импортозамещение в России-2015. Чем обернется кризисная политика для компаний // Коммерческий директор [Электронный ресурс]. URL: http://www.kom-dir.ru/article/309-importozameshchenie-v-rossii-2015 (дата обращения: 20.04.2016).

7. Семенов А. М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2014. — 28 с.

8. Лаврикова Ю. Г., Котлярова С. Н. Инновационное развитие строительного комплекса региона на основе кластерного подхода // Экономические и социальные перемены. Факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 3 (33). — С. 169-181.

9. Лаврикова Ю. Г., Котлярова С. Н., Суворова А. В. Импортозамещение и технологическая модернизация предприятий строительного комплекса на основе кластерного взаимодействия // Вектор науки ТГУ. — 2015. — № 1 (31).

— С. 163-168.

10. Лаврикова Ю. Г., Котлярова С. Н., Суворова А. В. Механизм реализации эффективного взаимодействия предприятий строительного и машиностроительного комплексов на основе кластерных принципов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=15561 (дата обращения: 15.04.2016).

11. Татаркин А. И., Лаврикова Ю. Г. Кластерная политика регионов в пространственном обустройстве Российской Федерации // Современные производительные силы. — 2015. — № 2. — С. 111-126.

12. Копша С. П., Лощенко А.Л., Лаврикова Ю. Г. Инновационные технологии импортозамещения с использованием межотраслевого кластерного подхода. — Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2015. — 174 с.

13. Ямщикова И. В., Кудрявцева В. А. Кластерная инициатива как путь инновационного развития промышленности строительных материалов региона // Ползуновский вестник. — 2012. — № 4. — С. 127-131.

14. Ягодина Н. В. Формирование межотраслевых кластеров в легкой промышленности : автореф. дисс. ... канд. экон. наук. / Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского — Омск, 2010. — 22 с.

15. Audretsch D. B., Feldmann M. P. Innovative Clusters and the Industry Life Cycle // Discussion paper. Center for Economic Policy Research. — 1995. — № 1161. — Р. 12 -18.

16. Barkley O., Henry M. Advantages and disadvantages of targeting industry clusters. Clemson: Clemson University Public Service Activities. — 2001. — 493 р.

17. Жакевич А. Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. — 2015. — № 1(18) — С. 36-39.

18. Cook S., Watson Ph. A Comparison of Regional Export Enhancement and Import Substitution Economic Development Strategies // The Journal of Regional Analysis and Policy. — 2011. — Vol. 41. — No. 1. — P. 1-15.

Информация об авторе

Котлярова Светлана Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором, Институт экономики Уральского отделения РАН (Российская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29; e-mail: sv_gavrilova@mail.ru).

For citation: Ekonomika regiona [Economy of Region]. — 2016. — Vol. 12, Issue 4. — pp. 1146-1156

S. N. Kotlyarova

Institute of Economics of the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: sv_gavrilova@mail.ru)

Mechanisms of the Stimulation of Import Substitution in the Construction Industry

The issues of the dependence on imports and import substitution are the major factors in the development of the domestic economy. The subject matter of the research is the dependence of construction industry on imports in the area of foreign technology, it is aimed at identifying the scope of the problem and justifying the mechanisms to overcome it. The article substantiates the relevance and importance of import substitution in the production of construction materials and equipment. Import substitution in the construction industry can be implemented in two main ways, requiring different approaches in supporting and encouraging. Firstly, there is the substitution of products used in construction, aimed at minimizing the risk of disruption of the supply of imported products for construction purposes and the predominant use of domestic analogues of imported products for construction purposes. Secondly, there is the substitution in the technologies of production of goods used in construction, focused on stimulating the development of the domestic production of competitive products and technological and managerial modernization of the construction materials industry, construction industry. The process of import substitution in the construction industry have a number of limitations. In this connection, the article discusses the opportunities and constraints for import substitution. A special attention is paid to the practice of the formation of regional construction clusters as a tool of implementing the policy of import substitution. The purposes and principles of the development of clusters, sources of initiatives, used systems of transfer and knowledge and innovations are considered critically. The conclusion is made about the need for the strategic development of new products for the construction market and domestic research and development projects within the framework of cross-sectoral clusters. The basic forms of state support required for the implementation of the import substitution policy in the construction industry are substantiated. These are organizational, administrative and economic measures, whose implementation during the transition to the import substitution can lead to the reduction in the cost of construction materials. In the conclusion, the article states the priorities in the support of import substitution policies for the construction industry. The conclusions and recommendations proposed in the paper can be used by the federal and regional authorities in the development and adoption of strategic documents of the construction industry, in the planning of spatial development of the territories.

Keywords: dependence on imports, construction industry, stimulation of import substitution development, competitiveness of the construction industry, inter-industry clusters, technological modernization, innovation in construction, import substitution policy, stimulation of development, mechanism of import substitution

Acknowledgements

The work is performed within the project of basic research of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences No. 15-147-2 «Projection of the priority directions of the modernization of the Ural old industrial region to ensure import substitution».

References

1. Novoselov, V. (2013). Byt li rossiyskomu stroydormashu? [To be Russian stroydormash or not?]. Stroitelnaya tekhnika i tekhnologii [Construction equipment and technologies], 8, 28-34.

2. Makarova, I. V., Averina, L. M. & Petrov, A. A. (2014). Analiz effektivnosti sushchestvuyushchikh mekhanizmov podder-zhki mashinostroitelnogo kompleksa regiona, realizuyushchikh potentsial novoy industrializatsii. Na primere Sverdlovskoy oblasti [The analysis of the effectiveness of existing mechanisms for the support of machine-building complex of the region, realizing the potential of new industrialization based on the example of Sverdlovsk region)]. Regionalnaya promyshlennaya politika kak baza kachestvennogo neoindustrialnogo podyema proizvoditelnosti truda i innovatsionnoy konkurentosposobnosti korporatsiy. Mat-ly VII Mezhdunar. nauch.-prakt.y konf.; Perm, 3 dek. 2015 g [Regional industrial policy as the basis of quality neo-industrial raise of labour productivity and innovation competitiveness of corporations» Materials of 7th International Scientific-Practical Conference. Perm, 3d Decemebr, 2015]. Perm: PGNIU Publ., 89-97.

3. O merakh po realizatsii importozameshcheniya v grazhdanskikh otraslyakh promyshlennosti v interesakh ukrepleniya natsionalnoy bezopasnosti [About measures for the implementation of import substitution in the civil industries in the interests of strengthening national security]. (2014). Analiticheskiy vestnik [Analytical bulletin], 27(545). Retrieved from: http://www. council.gov.ru/media/files/41d51d722c0fdcb10554.pdf (date of access: 12.03.2016).

4. Animitsa, E. G., Animitsa, P. E. & Glumov, A. A. (2015). Importozameshchenie v promyshlennom proizvodstve re-giona. Kontseptualno-teoreticheskie i prikladnye aspekty [Import substitution in industrial production of the region: conceptual and theoretical and applied aspects]. Ekonomika regiona [Economy of region], 3, 160-172.

5. Bruton, H. J. (1998). A Reconsideration of Import Substitution. Journal of Economic Literature, 36(2), 903-936.

6. Danilov-Danilyan, A. Importozameshchenie v Rossii-2015. Chem obernetsya krizisnayapolitika dlya kompaniy [Import substitution in Russia to 2015: how will turn the crisis policy for companies]. Kommercheskiy director [Commercial director]. Retrieved from: http://www.kom-dir.ru/article/309-importozameshchenie-v-rossii-2015 (date of access: 20.04.2016).

7. Semenov, A. M. (2014). Politika importozameshcheniya v razvitii farmatsevticheskoy promyshlennosti Rossii: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [The policy of import substitution in the development of pharmaceutical industry of Russia: published summery of PhD thesis in Economics]. Moscow, 28.

8. Lavrikova, Yu. G. & Kotlyarova, S. N. (2014). Innovatsionnoye razvitie stroitelnogo kompleksa regiona na os-nove klasternogo podkhoda [Innovative development of the construction complex of the region on the basis of cluster approach]. Ekonomicheskie i sotsialnyye peremeny. Fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 3(33), 169-181.

9. Lavrikova, Yu. G., Kotlyarova, S. N. & Suvorova, A. V. (2015). Importozameshchenie i tekhnologicheskaya moderni-zatsiya predpriyatiy stroitelnogo kompleksa na osnove klasternogo vzaimodeystviya [Import substitution and technological modernization of the enterprises of a construction complex on the basis of cluster interaction]. Vektor nauki TGU[Science vector of Tomsk State University], 1(31), 163-168.

10. Lavrikova, Yu. G., Kotlyarova, S. N. & Suvorova, A. V. (2014). Mekhanizm realizatsii effektivnogo vzaimodeystviya predpriyatiy stroitelnogo i mashinostroitelnogo kompleksov na osnove klasternykh printsipov [The mechanism for the realization of the effective interaction of the enterprises of construction and machine-building complexes on the basis of the cluster principles]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6. Retrieved from: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=15561 (date of access: 15.04.2016).

11. Tatarkin, A. I. & Lavrikova, Yu. G. (2015). Klasternaya politika regionov v prostranstvennom obustroystve Rossiyskoy Federatsii [Cluster policy of the regions in the spatial development of the Russian Federation]. Sovremennyye proizvoditelnyye sily [Modern productive forces], 2, 111-126.

12. Kopsha, S. P, Loshchenko, A. L. & Lavrikova, Yu. G. (2015). Innovatsionnye tekhnologii importozameshcheniya s ispolzovaniem mezhotraslevogo klasternogo podkhoda [Innovative technologies of import substitution with use of inter-industry cluster approach: monograph]. Ekaterinburg: Institute of Economics of UB RAS, 174.

13. Yamshchikova, I. V. & Kudryavtseva, V. A. (2012). Klasternaya initsiativa kak put innovatsionnogo razvitiya promyshlennosti stroitelnykh materialov regiona [Cluster initiative as a way for the innovative development of the building materials industry of the region]. Polzunovskiy vestnik [Poluznivs bulletin], 4, 127-131.

14. Yagodina, N. V. (2010). Formirovanie mezhotraslevykh klasterov v legkoypromyshlennosti: avtoref. diss.... kand. ekon. nauk [Formation of interindustry clusters in light industry: published summery of PhD thesis in Economics]. Omsk: F. M. Dostoevsky Omsk State University Publ., 22.

15. Audretsch, D. B. & Feldmann, M. P (1995). Innovative Clusters and the Industry Life Cycle. Discussion paper. Center for Economic Policy Research, 1161, 12-18.

16. Barkley, O. & Henry, M. (2001). Advantages and disadvantages of targeting industry clusters. Clemson: Clemson University Public Service Activities, 493.

17. Zhakevich, A. G. (2015). Importozameshchenie: problemy i perspektivy [Import substitution: problems and prospects]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava [Bulletin of the International Institute of Economics and Law], 1(18), 36-39.

18. Cook, S. & Watson, Ph. (2011). A Comparison of Regional Export Enhancement and Import Substitution Economic Development Strategies. The Journal of Regional Analysis and Policy, 41(1), 1-15.

Author

Svetlana Nikolayevna Kotlyarova — PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS (29, Moskovskaya St., Ekaterinburg, 620014, Russian Federation; e-mail: sv_gavrilova@ mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.