Научная статья на тему 'Управление инвестиционными процессами и разработка инвестиционной политики в АПК'

Управление инвестиционными процессами и разработка инвестиционной политики в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1096
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АПК / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / INVESTMENT PROCESSES / MANAGEMENT / AN INVESTMENT POLICY / AIC / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / PRINCIPLES / FUNCTIONS / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махачев Д.М.

Хозяйственный комплекс страны не может функционировать без инвестиций, с помощью которых обеспечивается непрерывность воспроизводства, разрабатываются и реализовываются производственные, инновационные и социальные программы и проекты, позволяющие увеличить объемы производства, повысить его эффективность. Вопросы, связанные с управлением инвестиционных процессов и разработкой инвестиционной политики в АПК в условиях рыночных отношений достаточно актуальны, так как в последние годы российские предприятия агропромышленного комплекса помимо проблемы выбора приоритетных направлений, вложения инвестиций, постоянно сталкиваются с проблемой изыскания источников финансирования инвестиций при острой нехватке собственных финансовых ресурсов. Следовательно, все процессы, протекающие в АПК (особенно инвестиционные), нуждаются в общегосударственном управлении. Поэтому основная цель государственной инвестиционной политики в АПК повысить эффективность и инвестиционную привлекательность агропромышленного производства, привлечь инвестиционные ресурсы в отрасли АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INVESTMENT PROCESSES AND DEVELOPMENT OF AN INVESTMENT POLICY OF THE AIC

The economic complex of the country cannot function without investments that are used in order to ensure the continuance of reproduction, developed and implemented production, innovative and social programs and projects that allow to expand the volume of production, improve the effectiveness of functioning of public production. The issues related to the management of investment processes and development of the investment policy in the AIC in the conditions of market relations are quite relevant because in the recent years Russian enterprises of the agro-industrial complex, other than the problems of choosing the priority areas of focus, investment areas, are continually facing the problem of searching for the sources of financing of investments with an urgent lack of its own financial resources. Therefore, all the processes happening in the AIC (especially the institutional ones) require general governmental management. Therefore, the main goal of the state investment policy in the AIC is to improve the effectiveness of the agro-industrial production, attract the investment resources in the AIC industries.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционными процессами и разработка инвестиционной политики в АПК»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

АПК и сельское хозяйство

МАХАЧЕВ Д.М.

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АПК

Аннотация. Хозяйственный комплекс страны не может функционировать без инвестиций, с помощью которых обеспечивается непрерывность воспроизводства, разрабатываются и реализовываются производственные, инновационные и социальные программы и проекты, позволяющие увеличить объемы производства, повысить его эффективность. Вопросы, связанные с управлением инвестиционных процессов и разработкой инвестиционной политики в АПК в условиях рыночных отношений достаточно актуальны, так как в последние годы российские предприятия агропромышленного комплекса помимо проблемы выбора приоритетных направлений, вложения инвестиций, постоянно сталкиваются с проблемой изыскания источников финансирования инвестиций при острой нехватке собственных финансовых ресурсов. Следовательно, все процессы, протекающие в АПК (особенно инвестиционные), нуждаются в общегосударственном управлении. Поэтому основная цель государственной инвестиционной политики в АПК — повысить эффективность и инвестиционную привлекательность агропромышленного производства, привлечь инвестиционные ресурсы в отрасли АПК.

Ключевые слова: инвестиционные процессы, управление, инвестиционная политика, АПК, инвестиции, инвестиционная привлекательность, принципы, функции, методы.

MAKHACHEV D.M.

MANAGEMENT OF INVESTMENT PROCESSES AND DEVELOPMENT OF AN INVESTMENT POLICY OF THE AIC

Abstract. The economic complex of the country cannot function without investments that are used in order to ensure the continuance of reproduction, developed and implemented production, innovative and social programs and projects that allow to expand the volume of production, improve the effectiveness of functioning of public production. The issues related to the management of investment processes and development of the investment policy in the AIC in the conditions of market relations are quite relevant because in the recent years Russian enterprises of the agro-industrial complex, other than the problems of choosing the priority areas of focus, investment areas, are continually facing the problem of searching for the sources of financing of investments with an urgent lack of its own financial resources. Therefore, all the processes happening in the AIC (especially the institutional ones) require general governmental management. Therefore, the main goal of the state investment policy in the AIC is to improve the effectiveness of the agro-industrial production, attract the investment resources in the AIC industries.

Keywords: investment processes, management, an investment policy, the AIC, investments, investment attractiveness, principles, functions, methods.

Инвестиционный процесс, как и любой другой, нуждается в управлении. Управление — это такой процесс, с помощью которого оказывается воздействие на любую систему, с целью поддержать ее в определенном состоянии или перевести в новое состояние, которое будет соответствовать присущим данной системе объективным законам и конкретным целям [15]. Бо-

лее конкретно под управлением понимается совокупность, включающая законы, цели, функции, структуры, принципы, методы и формы, с помощью которых оказывается воздействия на какой-либо процесс [19].

Законы управления представляют собой объективная необходимость в природе и обществе. Использование законов позволяет так организовать любую деятельность, чтобы наиболее эффективно достичь поставленных целей. Из законов вытекают принципы управления, которые заключаются в основных руководящих положениях, правилах, базирующиеся на действии объективных законов, согласно которым осуществляется управленческая деятельность, и строятся системы управления. Цели — идеальный конечный результат, к которому стремятся субъекты управления. После того как поставлена цель, следует решение множества задач. Задачи — это совокупность вопросов и условий. Они решаются посредством определенных методов. В нашем случае способов целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления с целью поддержать его устойчивость в заданных режимах функционирования в ходе перевода из одного состояния в другое и достижения определенной цели. Методы реализуются с помощью функций, которые представляют собой специализированный вид деятельности, объектом действия которых выступают социальные и экономические отношения [15].

Под управлением инвестиционными процессами понимается система, включающая организационные структуры и организационно-экономические отношения, методы воздействия на инвестиционный процесс с целью достижения экономических, социальных и других интересов. Управление инвестиционными процессами в России в условиях рынка имеет определенную последовательность и разделяется на государственное и хозяйственное, которые, в свою очередь, делятся на территориальное и отраслевое (функциональное) [19].

Органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы государственной власти на территории субъекта РФ и муниципальные органы осуществляют территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали управления от центра до организации. Отраслевое управление эффективно реализуется посредством министерств, которые проводят в жизнь единую техническую политику в отрасли и обеспечивают поддержание оптимальных внутриотраслевых и межотраслевых пропорций [15].

В основе управления инвестиционными процессами в АПК те же принципы, что и в других отраслях народного хозяйства: системность1, комплексность2, распределенность3, комплимен-тарность4, конкурсность5, ориентированность на то, чтобы мобилизовать внебюджетные инвестиционные ресурсы, баланс интересов, гласность и эффективность [14].

Для нашего исследования представляется интересным формирование системы управления инвестиционными процессами в АПК, исходя из масштаба воздействия на управляемый объект и уровней иерархии.

С учетом иерархии управление инвестиционными процессами в АПК России выделяют федеральное, региональное, муниципальное и управление на микроуровне с соответствующими управленческими органами [15]. На разных уровнях управлению инвестиционными процессами в АПК свойственны специфические особенности, но при этом управление на любых уровнях оказывает помощь в достижении наилучших результатов деятельности субъектов управления.

К субъектам государственного (федерального) управления инвестиционными процессами в АПК относятся органы, состоящие из: Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ и др. Сельскохозяйственные органы являются неотъ-

1 Формирование системообразующих элементов финансовой и производственной инфраструктуры организаций АПК, в том числе за счет введения общесистемных механизмов нормативно-правового регулирования и государственного управления инвестиционной деятельностью.

2 Гармоничного сочетания внутренних финансовых возможностей России в целом и регионов в частности с задачами развития внешнеэкономической деятельности со странами ближнего и дальнего зарубежья.

3 Разграничение функций по активизации инвестиционных процессов в АПК между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

4 Организации финансирования инвестиционных проектов и программ, используя все возможные источники финансирования как взаимодополняющие.

5 Обеспечение равных прав и возможностей в получении государственной поддержки организациями АПК по сравнению с организациями других отраслей экономики и размещении государственного заказа.

емлемой органической частью в сложной структуре государственных органов управления инвестициями в АПК. В то же время это самостоятельная подсистема, которая имеет свои специфические функции. Система государственного управления инвестиционными процессами в АПК на федеральном уровне представляется следующим образом.

Государство управляет инвестиционными процессами, опираясь на имеющуюся законодательную базу. Наличие хорошей нормативной базы служит фундаментальной основой управления инвестиционными процессами. Созданная за период перехода к рыночному хозяйствованию нормативная база в области инвестиционной деятельности, сыграла и продолжает играть существенную позитивную роль в развитии процессов, происходящих в стране в области инвестиционной деятельности. Однако, есть у действующей нормативной базы и недостатки, заключающиеся в том, что эта нормативная база охватывает далеко не все стороны инвестиционной деятельности, подвержена частым изменениям и требует серьезного совершенствования. Такое состояние нормативной базы и является одной из серьезных причин того, почему приток инвестиций как в экономику России в целом, так и по отдельным отраслям такой незначительный. Для того чтобы решить отмеченную проблему следует применить следующие нормативно-правовые акты, которые регулируют инвестиционную деятельность на территории РФ и состоят из: Бюджетного кодекса РФ [1], Налогового кодекса РФ [2], федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5], федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» [6], федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [4], федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» [7]; в сфере АПК — федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» [3], а также постановления Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» [8] и многих других.

Принятые нормативно-правовые акты направлены на то, чтобы:

- создать условия для смешанного финансирования и привлечения в экономику частных инвестиций;

- формировать новые организационные структуры, которые обеспечат государственные гарантии частным капиталовложениям;

- предоставить налоговые льготы инвесторам для того, чтобы активизировать их деятельность.

Для того чтобы инвестиционная деятельность была эффективной законодательство должно постоянно совершенствоваться и обновляться, создавать благоприятные условия для того, чтобы развивались инвестиционные процессы во всех отраслях экономики, в том числе и в АПК.

Основные цели, на которые ориентированы субъекты государственного управления инвестиционными процессами в агропромышленном комплексе, заключаются в следующем:

- стимулировать и активизировать инвестиционную деятельность в АПК;

- повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства;

- оптимизировать структуру инвестиций с помощью различных источников финансирования;

- защитить права инвесторов, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории России;

- развить инфраструктуру инвестиционной деятельности.

Государственное управление инвестиционными процессами вовсе не означает, что государство будет прямо и постоянно вмешиваться в инвестиционные процессы в АПК. В условиях рынка под управлением инвестиционными процессами понимается создание цивилизованных правил игры для всех инвесторов, а также благоприятных условий для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций [20]. Воздействие государства на инвестиционные процессы в АПК осуществляется различными методами:

- прямыми — создается государственная инвестиционная инфраструктура, субсидируются отдельные отрасли сельского хозяйства, государством финансируются целевые федеральные и региональные программы, поддерживается льготное кредитование приоритетных инвестиционных проектов6 субъектов хозяйствования, административно-ведомственных;

- косвенными (государственное регулирование)— экономических7, правовых8, организационных9 (рис. 1).

В условиях современности приоритетными следует считать экономические методы, поскольку их сущность наиболее отвечает рыночной экономике. Применение административных методов возможно, только если необходимо достигнуть определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для государства, а экономические методы недостаточны и малоэффективны [20].

Рис. 1. Система управления инвестициями

Среди важнейших функций государственного управления инвестиционными процессами прогнозирование и индикативное планирование развития инвестиционных процессов. Эти функции используются для того, чтобы обосновать приоритеты развития инвестиционной сферы в различных отраслях экономики, сформировать стратегию управления инвестиционными процессами (целями и задачами управления инвестиционными процессами на долгосрочную перспективу) и разработать механизм реализации этой стратегии.

Необходимо также отметить, что федеральная инвестиционная программа включает федеральные целевые программы, а региональные инвестиционные программы — региональные, которые заключаются в программных мероприятиях комплексного характера, ориентированные на то, чтобы достичь целей инвестиционной политики на соответствующем уровне управления.

Важное значение в государственном управлении инвестиционными процессами в условиях

6 Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели в течение ограниченного периода времени и при ограниченных ресурсах.

7 Проведение гибкой кредитной, налоговой, амортизационной и ценовой политики, предоставление гарантий и льгот инвесторам.

8 Государственно-правовое регулирование поддержки инвестиционной деятельности, своевременного создания соответствующего нормативно-правового обеспечения, гармонизации отношений между предпринимательскими структурами и органами власти.

9 Обеспечение контроля за исполнением законодательных актов и постановлений государственных органов по организационно-экономическому регулированию деятельности организаций АПК страны, регионов, муниципальных образований и активизации инвестиционных процессов.

рынка относится к таким функциям, как организация10, контроль11.

Контроль бывает предварительным, текущим и заключительным. Предварительный контроль включает экспертизу инвестиционных программ (т. е. программные мероприятия комплексного характера, направленных на достижение целей инвестиционной политики на соответствующем уровне управления) и особо важные инвестиционные проекты, являющихся составной частью инвестиционной программы; регистрации и лицензирования участников инвестиционной деятельности. Текущий контроль заключается в контроле реализации программных мероприятий, сроков их выполнения и использования финансовых ресурсов; обеспечении прозрачности деятельности инвестиционных институтов; анализе инвестиционного климата. Заключительный контроль оценивает результаты реализации инвестиционной политики и динамики показателей за определенный период, анализирует влияние инвестиционной политики, проводимой в стране, на социально-экономическую ситуацию в стране с целью получить информацию для того, чтобы прогнозировать и программировать ее развитие.

Рис. 2. Основные блоки инвестиционной политики

Инвестиционная политика — это важная составляющая процесса управления инвестиционной деятельностью. Она разрабатывается для того, чтобы определить наиболее эффективные направления инвестирования, формы инвестиционных вложений и т. д.

По своим масштабам инвестиционная политика подразделяется на макроуровневую, региональную и микроуровневую политику, которые тесно взаимосвязаны между собой. Но при этом определяющая роль отводится государственной инвестиционной политике, поскольку именно ею создаются цивилизованные правила игры на всех уровнях инвестиционной деятельности, и способствует ее активизации (рис. 2).

Государственная инвестиционная политика заключается в комплексе целенаправленных мероприятий, которые проводятся государством для того, чтобы создать благоприятные условия для всех субъектов хозяйствования, оживить инвестиционную деятельность и поднять национальную экономику, повысить эффективность инвестиций и решений социальных задач.

В общем виде государственная инвестиционная политика включает следующее:

- разработать и принять пакет законодательных и нормативно-правовых актов, которые будут регулировать инвестиционные процессы;

- предоставить гарантии сохранности частного капитала, налоговых и иных льгот, отсрочки по налоговым и арендным платежам, нефинансовые стимулы;

- создать организационные структуры, связанные с поддержкой инвестиционной деятель-

10 Проявляется посредством разработки необходимых правил и процедур поведения субъектов управления инвестиционными процессами, а также путем формирования управляющей системы — регламентации взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и местных органов управления общей и специальной компетенции в области регулирования инвестиций, создания вспомогательных структур управления инвестиционными процессами.

11 В значительной степени способствует повышению эффективности инвестиционной деятельности, если соответствует требованиям: стратегическая направленность, ориентация на результаты, объективность, своевременность, гибкость, простота и экономичность.

ности;

- содействовать в ходе разработки, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

- выдать гарантии и поручительства коммерческим банкам, которые финансируют инвестиционные проекты.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика — составной части государственной инвестиционной политики. Отраслевая инвестиционная политика является выбором и инвестиционной поддержкой приоритетных отраслей экономики, эффективное развитие которых обеспечит экономическую и оборонную безопасность страны, динамизм развития на ближайшую и дальнейшую перспективу и т. д. [20] Исходя из того, агропромышленный комплекс обладает важным стратегическим значением для экономического развития России, необходимо уделять большое внимание разработке государственной инвестиционной политики в АПК.

Следовательно, основная цель государственной инвестиционной политики в АПК — это повысить эффективность и инвестиционную привлекательность агропромышленного производства, привлечь инвестиционные ресурсы в отрасли АПК. Она должна быть ориентирована на то, чтобы:

- сохранить и поддержать существующий производственный потенциал агропромышленного комплекса, учитывая его реконструкцию и техническое перевооружение;

- разработать быстроокупаемые инвестиционные проекты;

- развить базу переработки и хранения продукции;

- закупать современную технику для того, чтобы внедрять новые технологии производства;

- создать социальную инфраструктуру, поддержать товаропроизводителей.

В условиях перехода к рыночным отношениям большую роль в управлении инвестиционной деятельностью играют отдельные субъекты Российской Федерации.

В современных условиях, когда наблюдается тенденция регионализации экономики и ответственность за эффективное развитие и рост хозяйствующих субъектов перемещается на региональный уровень, разработка конструктивной региональной политики, направленной на развитие сельхозпроизводства, приобретает особо важное значение. На основе анализа зарубежного опыта можно сделать вывод, что в смешанной экономике государственная стратегия воплощается через планирование регионами межрегиональных отношений, координацию ими деятельности отдельных предприятий, непосредственную реализацию ими социально-экономической политики государства [11].

На нынешнем этапе развития происходит передача государством своих функций по управлению инвестиционными процессами на уровень региональной власти, в связи с тем, что роль регионов в условиях постепенного создания более благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, неуклонно возрастает. Этому же способствует то, что поддержка инвестиций на федеральном уровне ослабевает, и усиливается потребность перенести центр тяжести при формировании благоприятного инвестклимата в регионах [13].

На региональном уровне субъектами управления инвестиционными процессами выступают органы государственной власти субъектов Федерации, а также федеральные органы государственной власти на территории субъектов РФ.

Региональный аспект управления инвестиционными процессами предполагает, во-первых, ограничить вмешательство федеральных органов в сферу компетенции субъектов Федерации, а во-вторых — обязательное подчинение субъектов Федерации федеральным органам по вопросам, которые относятся к их компетенции. Поэтому управление инвестиционными процессами в АПК на региональном уровне и управление на федеральном уровне, по многим параметрам совпадают, но при этом имеют и свою специфику12.

Основные цели управления инвестиционными процессами на региональном уровне заключаются в следующем: создается благоприятный инвестиционный климат в регионе и повыша-

12 К примеру, наряду с федеральным законодательством, действующим в субъектах Федерации, регионы разрабатывают собственное региональное законодательство, регулирующее и стимулирующее развитие инвестиционных процессов на своих территориях.

ется его инвестиционная привлекательность по сравнению с другими регионами. В сущности, управление инвестиционными процессами на региональном уровне заключается в оптимальном сочетании функций исполнительных органов Федерации и ее субъектов при четком определении компетенции каждого.

Региональная инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий, которые проводятся в регионе с целью мобилизовать инвестиционные ресурсы и определить направления их наиболее эффективного использования в интересах населения и отдельных инвесторов. Для инвестиционной политики субъектов РФ характерны свои особенности, заключающиеся в следующих факторах:

- экономической и социальной политике, проводимой в регионе;

- величине имеющегося производственного потенциала;

- в природно-климатических условиях;

- привлекательности региона для иностранных инвестиций;

- в уровне развития различных отраслей экономики региона и др. [20].

Основные задачи системы управления инвестиционными процессами в АПК на региональном уровне состоят в следующем:

- формировать спрос на продукцию организаций АПК региона и на инвестиционные ресурсы;

- создать условия для того, чтобы привлечь в АПК внебюджетные источники финансирования — инвестиции, включая свободные средства населения, иностранные инвестиции;

- поддержать крупные инвестиционные проекты в АПК, осуществляемые совместно с ведущими корпорациями при участии заинтересованных ведомств;

- расширить практику по совместному государственно-коммерческому финансированию целевых отраслевых программ и инвестиционных проектов.

На районном уровне инвестиционные процессы в АПК осуществляются администрацией района и районным управлением сельского хозяйства. При этом районное управление подчиняется как администрации района (линейное) так и региональному управлению сельского хозяйства (функциональное).

Исходя из регионального законодательства, органы местного самоуправления инвестиционной деятельности в АПК должны создавать в муниципальных образованиях условия, которые будут благоприятны для развития инвестиционной деятельности в АПК. Также региональным законодательством предусматривается прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности в АПК.

По сути, функции районных управлений сельского хозяйства в развитии инвестиционных процессов в АПК и функции региональных органов власти аналогичны. Отличие лишь в частом участии специалистов районных управлений в решении конкретных проблем, которые связаны с инвестиционной деятельностью организаций АПК.

Следовательно, органы государственной и политической власти, выступают субъектом первого уровня управления инвестиционными процессами в АПК — государственного. Банками, инвестиционными фондами, финансовыми компаниями, холдингами, акционерными обществами и прочими участниками играется роль субъектов второго уровня управления — хозяйственного. Такая «вторичная» роль касается лишь действий генеральной направленности, а не их масштаба, содержания и эффективности [10, 17].

Основополагающая роль инвестиционных процессов связана с тем, что инвестиционные проекты формируют структуру производства в АПК, и поэтому основные изменения, происходящие при переходе отечественной экономики к рыночной, прежде всего, касаются процесса принятия инвестиционных решений. Народнохозяйственный подход, характерный для плановой экономики, сменяется механизмом принятия инвестиционных решений на уровне организаций как полноценных субъектов рыночных отношений, которые самостоятельно проводят свою инвестиционную политику и несут за ее результаты финансовую ответственность [12, 18].

Основная цель управления инвестиционными процессами в АПК на микроуровне заключается в обеспечении наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии организации. Реализуя основную цель при управлении инвестиционными процессами, необходимо

осуществить следующие мероприятия, а именно: обеспечить высокие темпы экономического развития организации посредством эффективной инвестиционной деятельности; обеспечить максимизацию дохода (прибыли) от инвестиционной деятельности; обеспечить минимизацию рисков; обеспечить финансовую устойчивость и платежеспособность организации в ходе реализации инвестиционной деятельности; изыскать пути, с помощью которых возможно ускорить реализацию инвестиционных проектов13.

Вышеперечисленные мероприятия определяют программу действий, связанную с формированием и реализацией инвестиционных процессов в АПК на микроуровне, а именно:

- исследовать внешнюю инвестиционную среду и спрогнозировать конъюнктуру рынка: правовые условия инвестиционной деятельности организаций; анализ текущего состояния рынка; прогноз конъюнктуры рынка в разрезе сегментов;

- разработать стратегические направления инвестиционной деятельности организации (сформировать цели инвестирования на ближайшую перспективу);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов, необходимых для того, чтобы осуществить реализацию выбранной инвестиционной стратегии;

- найти и оценить инвестиционную привлекательность реальных инвестиционных проектов, отобрать наиболее эффективные из них, тщательная экспертиза выбранных проектов;

- сформировать инвестиционную программу;

- текущее планирование и оперативное управление инвестиционными программами и проектами;

- организовать мониторинг реализации отдельных проектов (контроль и анализ за ходом реализации) [16].

В зависимости от того, какие инвестиционные проекты — зависимые или независимые — происходит формирование инвестиционных программ субъектов АПК, стратегическое планирование и управление инвестиционными проектами, организуется мониторинг. Два проекта независимы, если затраты и результаты, которые ожидаются по одному из них не оказывают влияния на соответствующие показатели другого. Таким образом, решения по таким проектам, их разработка и реализация производится по каждому в отдельности.

Есть два вида зависимых проектов — взаимоисключающие и взаимодополняющие. Для взаимоисключающих проектов характерны техническая невозможность или экономическая нецелесообразность их одновременной реализации, в то время, как взаимодополняющие проекты позитивно воздействуют друг на друга, что говорит о том, что реализация проектов каждый по отдельности дает результат менее эффективный, чем их параллельная другим, его дополняющим (усиливающим эффект) реализация. В данном случае мы имеем дело с системным свойством эмерджентности и синергическим эффектом, возникающим от активного взаимодействия элементов (проектов) одной системы, иначе говоря, одновременное осуществление взаимодополняющих проектов дает больший результат, чем суммарный результат всех этих реализованных проектов по отдельности. [9].

Построение процесса управления инвестиционной деятельностью в организациях АПК, представляет собой схему с определенной последовательностью независимо от их размеров и правовой формы, но отличается в зависимости от субъектов управления. Вообще, субъектом управления инвестиционным процессом на микроуровне является директор. В то же время, инвестиционные решения, которые принимают директора унитарных государственных предприятий, согласовываются с государственными органами власти (Министерством сельского хозяйства РФ), в унитарных муниципальных — с органами местного самоуправления, поскольку их имущество является государственной или муниципальной собственностью.

К субъектам управления инвестиционными процессами в приватизированных организациях АПК, кроме директора, следует относить собственников данной организации, которые занимаются определением и разработкой инвестиционной стратегии, разрабатывают инвестиционную политику организации.

13 Комплекс взаимосвязанных и скоординированных организационных, технических и инвестиционных мероприятий, направленных на достижение определенной цели в течение ограниченного периода времени и при ограниченных ресурсах.

Рис. 3. Основные блоки инвестиционной политики на уровне организаций АПК

На микроуровне инвестиционная политика заключается в комплексе мероприятий, которые обеспечивают выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции, для того, чтобы обеспечить стабильную финансовую устойчивость организации в ближайшей перспективе. На рисунке 3 отражены основные блоки инвестиционной политики в АПК на микроуровне [20].

Инвестиционная политика организации зависит от того, какие стратегические цели ставит перед собой организации, то есть перспективный план экономического и социального развития. Инвестиционная политика организации ориентирована на то, чтобы обеспечить ее финансовую устойчивость не только на сегодняшний день, но и на будущее.

Управление инвестиционными процессами, по нашему мнению, — это система, которая включает организационные структуры и организационно-экономические отношения, методы, с помощью которых оказывается воздействие на инвестиционный процесс, совокупность критериев и показателей оценки состояния и развития инвестиционных процессов с целью достижения экономических, социальных и других интересов. С учетом иерархии управление инвестиционными процессами в АПК России выделяют федеральное, региональное, муниципальное и управление на микроуровне с соответствующими управленческими органами. На разных уровнях управлению инвестиционными процессами в АПК свойственны специфические особенности, но при этом управление на любых уровнях оказывает помощь в достижении наилучших результатов деятельности субъектов управления.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.06.2016); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016).

3. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 № 100-ФЗ (ред. от 10.01.2003, с изм. от 23.12.2003).

4. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

5. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

6. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)».

8. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 (ред. от 13.10.1999) «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».

9. Алексанов Д. С., Кошелев В. М. Экономическая оценка инвестиций. — М.: Колос-Пресс, 2002. — 382 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

10. Дохолян С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 135-159.

11. Дохолян С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — № 3. — С. 121-130.

12. Дохолян С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С. В. Дохолян, Д. Г. Эмиргамзаев // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 168-185.

13. Зубарев A. A. Формирование эффективной инвестиционной политики в макро- и микроэкономических системах в условиях рыночных отношений. — СПб., 1998.

14. Инвестиционный рынок АПК России: учебное пособие / под ред. проф. Масленниковой O. A. — М.: Издательский комплекс МГУП, 2002. — 95 с.

15. Королев Ю. Б., Коротнев В. Д. и др. Менеджмент в АПК. — М., 2000.

16. Костина Г. Интервенция // «Эксперт», 2001. — № 42. — С. 25-26.

17. Котов В. Методология государственного управления инвестициями в системе рыночных отношений //Маркетинг. — 1997. — № 3. — С. 3-18.

18. Махотаева М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. — 1999. — № 3. — С. 80-89.

19. Романов А. Е. Теория и практика управления АПК. — М. Армита — Маркетинг, Менеджмент,

1998. — 224 с.

20. Сергеев И. В., Веретенникова И. И., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. — 2-е изд., переработанное и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 400 с.: ил.

References:

1. The budget code of the Russian Federation of31.07.1998 № 145-FZ (ed. from 23.05.2016) (Rev. and EXT., joined. effect from 01.06.2016).

2. Tax code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 № 146-FZ (ed. from 01.05.2016) (Rev. and EXT., joined. in force 02.06.2016); Tax code of the Russian Federation (part second) from 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 05.04.2016, Rev. from 13.04.2016) (Rev. and EXT., joined. effect from 01.06.2016).

3. The Federal law "About state regulation of agroindustrial production" from 14.07.1997 No. 100-FZ (as amended on 10.01.2003, with the Rev. from 23.12.2003).

4. Federal law of 05.03.1999 No. 46-FZ (as amended on 23.07.2013) "On protection of rights and legitimate interests of investors on the securities market".

5. Federal law of25.02.1999 № 39-FZ (edition of28.12.2013) "About investment activity in the Russian Federation implemented in the form of capital investments".

6. Federal law of 09.07.1999 № 160-FZ (as amended on 05.05.2014) "On foreign investments in the Russian Federation".

7. Federal law dated 29.10.1998 № 164-FZ (as amended on 31.12.2014) "On financial lease (leasing)".

8. The decree of the RF Government dated 31.03.1998 No. 374 (edited on 13.10.1999) "On the creation of conditions for attracting investment in innovation sector".

9. Alexan D. S., Koshelev V. M. Economic evaluation of investment. — M.: Kolos-Press, 2002. — 382 p.: Il. (Textbooks and textbook. benefits for students in higher. proc. institutions).

10. Dokholyan S. V. development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov // Regional problems of transformation of the economy. — 2011. — No. 4. — P. 135-159.

11. Dokholyan S. V. System approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z. // problems of development of agribusiness in the region. — 2012. — No. 3. — P. 121-130.

12. Dokholyan S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S. V. Dokholyan, D. G. Amurgushev // Regional problems of transformation of the economy. — 2012. — No. 3. — S. 168-185.

13. Zubarev A. A. formation of the effective investment policy in macro - and micro-economic systems in conditions of market relations. — SPb., 1998.

14. Investment market APK Russia: textbook / under the editorship of Professor Maslennikova O. A. — M.: Publishing a complex of Moscow state unitary enterprise, 2002. — 95 S.

15. Korolev, Y. B., V. D. Korotnev etc. Management in agriculture. — M., 2000.

16. Kostina G. Intervention // "Expert", 2001. — No. 42. — Pp. 25-26.

17. Kotov V. Methodology ofpublic investment management in the system of market relations // Marketing. — 1997. — No. 3. — S. 3-18.

18. ] M., Nikolaev M. the Formation of economic policy at the regional level // problems of Economics. —

1999. — No. 3. — P. 80-89.

19. Romanov A. E. Theory and practice of agribusiness management. — M. Armita — Marketing, Menedzhment, 1998. — 224 p.

20. Sergeev I. V., Veretennikova I. I., Yanovsky V. V. Organization and financing of investments: textbook. allowance. — 2nd ed. redesigned and extra — M.: finances and statistics, 2002. — 400 S.: ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.