Научная статья на тему 'Проблемы повышения инвестиционной привлекательности апк'

Проблемы повышения инвестиционной привлекательности апк Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1164
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ОТРАСЛЕВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / AGRICULTURE / ECONOMY / AGRICULTURAL PRODUCT PRODUCERS / INDUSTRIAL INVESTMENT POLICY / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна, Камилова Заира Магомедгазиевна

Статья посвящена анализу проблем повышения инвестиционной привлекательности АПК. Раскрывается роль государства в управлении инвестиционными процессами. Приведены основные факторы, сдерживающие приток инвестиций, и меры по повышению инвестиционной привлекательности АПК. Рассматриваются принципы государственно-частного партнёрства в АПК для создания оптимальных условий привлечения частного капитала в агропромышленный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF IMPROVING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AIC

The article is devoted to the analysis of problems of increasing the investment attractiveness of the AIC. The role of the government in the management of investment processes is disclosed. The main factors that hold the influx of investments and measures on increasing the investment attractiveness of the AIC are given. The principles of state-private partnership in the AIC to create optimal conditions of attracting private capital to the agro-industrial complex are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения инвестиционной привлекательности апк»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

КАМИЛОВ М.К.,КАМИЛОВА П.Д.,КАМИЛОВА З.М.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем повышения инвестиционной привлекательности АПК. Раскрывается роль государства в управлении инвестиционными процессами. Приведены основные факторы, сдерживающие приток инвестиций, и меры по повышению инвестиционной привлекательности АПК. Рассматриваются принципы государственно-частного партнёрства в АПК для создания оптимальных условий привлечения частного капитала в агропромышленный комплекс.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, агропромышленный комплекс, экономика, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители, отраслевая инвестиционная политика, государственно-частное партнёрство.

KAMILOV M.K.,KAMILOVA P.D.,KAMILOVA Z.M.

THE PROBLEMS OF IMPROVING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AIC

Abstract. The article is devoted to the analysis of problems of increasing the investment attractiveness of the AIC. The role of the government in the management of investment processes is disclosed. The main factors that hold the influx of investments and measures on increasing the investment attractiveness of the AIC are given. The principles of state-private partnership in the AIC to create optimal conditions of attracting private capital to the agro-industrial complex are discussed.

Keywords: investment attractiveness, agro-industrial complex, economy, agriculture, agricultural product producers, industrial investment policy, state-private partnership.

Необходимым условием эффективного и устойчивого развития любой отрасли народного хозяйства является наличие достаточных инвестиций, а уровень инвестиционной привлекательности является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития отраслей экономики и региона в целом.

Агропромышленный комплекс является экономически и социально значимой отраслью экономики для регионов России, однако отрасль остается малопривлекательной для большинства инвесторов. Современное инвестирование в аграрный сектор и рост инвестиционной привлекательности АПК сдерживаются острым дефицитом финансовых ресурсов, слаборазвитой материально-технической базой, низким платежеспособным спросом населения. Рост инвестиций является одним из основных факторов обеспечения экономического развития АПК и региона в целом, повышения качества жизни населения села, обновления региональной технической и технологической базы, основных фондов в АПК.

В целях повышения эффективности научно-технического потенциала агропромышленного комплекса необходимо сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно-технического потенциала агропромышленного комплекса, повышение эффективности его работы; предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективным научным исследованиям, имеющим существенное значение для развития АПК; формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники.

Создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере и активизация инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов является одной из наиболее актуаль-

ных проблем сельского хозяйства. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и определяют конкурентные позиции регионов. В межрегиональной борьбе за инвестиции главную роль играет создание благоприятного инвестиционного климата.

В сложившейся экономической ситуации проблемы в агропромышленном комплексе не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно, так как они ограничены в возможностях повышения цен на реализуемую продукцию низкими доходами населения, особенно в дотационных регионах, к которым относится и Республика Дагестан, и монопольным положением перерабатывающих предприятий на региональных рынках.

Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса на региональном уровне должна базироваться на точечных инвестициях в конкурентоспособные проекты, способные обеспечить мультипликативный эффект производства. Государственная политика должна быть направлена именно на стимулирование точек роста на различных уровнях производственного процесса.

Бюджетное финансирование повышает доходность сельхозпроизводства за счёт надбавки к цене реализации, однако на развитие производства это существенного влияния не оказывает. При отсутствии регулирования процесса ценообразования именно эта мера оказывает значительную поддержку сельхозтоваропроизводителям.

В современных условиях инвестиционные процессы в российском АПК сопряжены с такими сложностями, как:

- нестабильность экономических процессов;

- отсутствие необходимых правовых и экономических гарантий иностранных инвестиций;

- более высокая эффективность вложения капитала в финансовый сектор отечественной экономики;

- несовершенство налоговой системы;

- преимущественная поддержка и стимулирование экспорта готовой продукции из развитых стран в Россию;

- недостаточное распространение прогрессивных форм хозяйствования и отсутствие целостной системы управления агрокомплексом.

Решающая роль в повышении инвестиционной привлекательности работы АПК должна принадлежать структурным преобразованиям и совершенствованию экономических отношений, которые предусматривают:

- приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации;

- содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание условий для концентрации необходимых средств производства у наиболее эффективных собственников и организаций;

- поддержка развития горизонтальной и вертикальной интеграции в агропромышленном секторе при жестком соблюдении антимонопольного законодательства;

- для комплексного решения проблем развития индивидуального сектора необходимо наделить их землей, содействовать в получении на условиях лизинга малогабаритной техники и племенного скота, оказывать помощь в переработке и реализации продукции;

- повышение инвестиционной привлекательности аграрного комплекса в значительной степени определяется внедрением научно-технических достижений в области оснащения новой техникой, внедрения ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК.

В настоящее время в агропромышленном комплексе складывается специфический тип расширенного воспроизводства, характеризующийся преобладанием упрощённых технологий, неустойчивостью основных финансовых и производственных параметров, низким уровнем кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий. В сложившейся ситуации непосредственные производители не в состоянии самостоятельно изменить положение в инвестиционной сфере, поскольку основные резервы финансового оздоровления агропромышленного производства находятся вне пределов компетенции и экономической ответственности организаций.

Существующие в сфере АПК проблемы взаимосвязаны, что требует их комплексного рас-

Камилов М.К., Камилова П.Д., Камилова З.М.

_проблемы повышения инвестиционное привлекательности апк_

смотрения. Решение данных проблем возможно лишь с использованием финансовых и материальных ресурсов государства, а также его нематериальных активов. Несмотря на всю остроту существующих проблем, главный элемент данной стратегии — привлечение инвестиций для восстановления производственного потенциала АПК.

Государственное управление инвестиционными процессами не означает прямое вмешательство государственных органов власти в инвестиционные процессы АПК. В условиях рынка управлять инвестиционными процессами — значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышении эффективности инвестиций.

Важную роль в подъёме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики, успешное функционирование которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, динамизм развития на ближайшую перспективу и т. д. [1]. В связи с тем, что АПК имеет важное стратегическое значение для экономического развития России, на разработку государственной инвестиционной политики в АПК следует обратить особое внимание.

В современных условиях приоритет следует отдать экономическим методам, которые по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике. Административные методы необходимо использовать только в том случае, если для достижения определённой цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические методы недостаточны и малоэффективны [2].

Авторы статьи считают, что в сложном комплексе назревших перемен одно из ключевых мест должно принадлежать повышению роли государства в управлении инвестиционными процессами, так как экономика в условиях кризиса при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматического регулятора инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для его преодоления. Инвестиционные ресурсы всегда ограничены и требуют продуманного расходования, поэтому рациональное их расходование является одним из необходимых факторов стабилизации и подъёма экономики.

Всё это предопределяет важность вмешательства государства в инвестиционные процессы, особенно в АПК и разработки действенной и эффективной системы управления инвестиционными процессами на макро- и микроуровне. За государством, на наш взгляд, следует сохранить приоритет в управлении инвестиционными процессами в АПК. Это подтверждает опыт многих стран мира с рыночной экономикой.

Важнейшая функция инвестиций в основной капитал — инновации. С их помощью осуществляется инновационное обновление основных фондов на основе использования научно-технических достижений для производства новой или улучшенной конкурентоспособной продукции, новых или модифицированных эффективных технологий.

В современных российских экономических условиях отдельным аграрным формированиям привлечь инвестиционные ресурсы для реализации, пусть и рентабельного, инвестиционного проекта, довольно проблематично. Установлено, что лишь 8-10% сельскохозяйственных предприятий могут даже в существующих условиях корректировать свои производственные системы за счёт собственных источников и заёмных средств [3]. Для остальных же предприятий для восстановления материально-технической базы и обеспечения устойчивости их функционирования необходимо привлечение финансовых ресурсов в таких объёмах, которые не могут быть покрыты за счёт банковских кредитов в силу крайне слабого финансового положения предприятий и высокого уровня кредиторской задолженности. Исходя из этого, следует, что для сохранения своих системных свойств хозяйствующие субъекты вынуждены будут искать компромисс между потерей экономической самостоятельности и возможностью обеспечения воспроизводственных процессов.

На основе анализа инвестиционных процессов в аграрной сфере выявлены основные факторы, которые в значительной степени сдерживают приток частных капиталов в сельское хозяйство. К их числу относятся: высокий уровень кредиторской задолженности; низкая эффективность существующих инструментов управления рисками, присущими аграрному производ-

ству; относительно длительный срок окупаемости инвестиций; непредсказуемость политики государства в области регулирования аграрной сферы; необходимость решения социальных проблем на селе; деградация кадрового потенциала сельских жителей, дефицит квалифицированных работников; ухудшение криминогенной ситуации на селе и т. д.

Сельское хозяйство, в силу своей специфики, является одной из самых консервативных отраслей общественного производства в плане инновационных прорывов и кардинальных изменений технологий производства, создания товаров с качественно новой потребительской стоимостью, что объясняется не только особенностями используемых в аграрной сфере средств и предметов труда, но и спецификой технологий, базирующихся на использовании природно-климатических и биологических факторов.

Формирование активной инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей связано с общей стратегией их развития, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от развития общеэкономической ситуации в АПК и стране в целом. Проведённый анализ факторов, оказавших наибольшее влияние на снижение инвестиционного спроса в аграрной сфере, показал, что в условиях кризиса ограниченными стали возможности инвестиционного финансирования за счёт амортизации, которая из-за жёстких финансовых ограничений вынуждена использоваться на финансирование оборотного капитала и текущих нужд сельскохозяйственного производства.

Другим важным фактором сокращения инвестиций в аграрную сферу является отток финансовых ресурсов на финансовые рынки, обладающие по сравнению с реальным сектором определёнными конкурентными преимуществами, высокой доходностью и сравнительно низким уровнем инвестиционного риска.

Особым фактором, препятствующим инвестированию, является гипертрофированный теневой сектор экономики, который по оценкам некоторых экспертов, составляет 40-45% от официально регистрируемой деятельности. Его доходы, как правило, не сокращают финансовые дефициты предприятий, выводятся из хозяйственного оборота и не увеличивают капиталооб-разующие инвестиции.

Важнейшими задачами инвестиционной привлекательности социально-экономической политики государства в аграрном секторе являются:

- создание необходимых условий для эффективной занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой;

- выявление факторов, сдерживающих развитие инвестиционной привлекательности АПК, и определение приоритетных направлений их совершенствования;

- определение основных направлений повышения инвестиционной привлекательности и привлечения дополнительных инвестиций в АПК региона;

- разработка методики оценки инвестиционной привлекательности АПК региона;

- разработка практических рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности АПК, обеспечивающих приток дополнительных инвестиций в отрасль;

- основными критериями инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса должны быть финансово-хозяйственные показатели сельскохозяйственных предприятии и уровень доходов сельских жителей.

Для решения задач повышения инвестиционной привлекательности и социального развития села необходимы следующие меры:

- повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий за счет развития отраслей агросервиса, производственной и социальной инфраструктуры, поддержки дорожного, водохозяйственного строительства, транспорта, связи, торговли, стимулирования развития рынка услуг в сельской местности;

- перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит рынков сбыта, на производство товаров, имеющих спрос;

- максимальное использование местных трудовых ресурсов при создании новых рабочих мест;

- рыночная экономика диктует необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного сектора. Преобразования в АПК следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся

Камилов М.К., Камилова П.Д., Камилова З.М.

_проблемы повышения инвестиционное привлекательности апк_

обстановке, способных переходить к современным технологиям, обладающих предпринимательскими навыками;

- одним из определяющих условий достижения намеченных рубежей является восстановление и совершенствование экономической работы на селе; реформирование сельскохозяйственных предприятий, приведение их организационно-правовых форм в соответствие с Гражданским кодексом РФ;

- необходимо изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям, фермерским хозяйствам, личным подворьям, обеспечивающим наибольшую отдачу инвестиционных вложений;

- совершенствование финансово-кредитных отношений в АПК должно проходить при ценах, диктуемых спросом и предложением, т. е. рынком.

Основной задачей в области страхования инвестиционных рисков является формирование и развитие эффективной его системы в сельском хозяйстве, включающей, в т. ч., обязательную перестраховку части инвестиционных рисков; введение отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному государственной поддержкой. Другие виды страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Любой руководитель найдёт массу причин для привлечения инвестиций и столько же способов вложения инвестиционных средств: как правило, это осуществление различных производственных проектов предприятия, к которым могут относиться проекты по освоению новых продуктов, совершенствование старых, ускорение продвижения продуктов предприятия, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, внедрение более прогрессивных технологий для снижения издержек, модернизация старого оборудования и приобретение нового и т. д. Несмотря на многообразие целей, на которые могут привлекаться инвестиционные средства, все же основной характеристикой инвестиций остается повышение финансовой эффективности предприятия, т. е. результатом любого выбранного вами способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должно являться повышение финансовой эффективности предприятия.

Очевидно, что инвестиции в аграрный сектор имеют свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в том, что наряду с вложением капитала в объекты — результаты труда человека, наравне с другими отраслями экономики, оно осуществляется еще в объекты природы, что при прочих равных условиях делает сельскохозяйственную деятельность более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками, поскольку управление природными условиями является либо невозможным, либо высокозатратным мероприятием.

Для эффективного развития агарного сектора необходимы значительные финансовые вливания в развитие техники и технологий, применяемых в сельскохозяйственном производстве. Инвестиции способны решить проблему повышения эффективности использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве, они являются финансовой основой перевода организаций аграрного сектора на устойчивый путь экономического развития. Главным источником инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных товаропроизводителей являются собственные средства и кредитные ресурсы, привлекаемые под залог оборудования, зданий, строений, сооружений и другого имущества.

По причине своей главенствующей роли инфраструктурный фактор является одним из инструментов борьбы за инвестиции среди субъектов Российской Федерации. Низкая стоимость подведения инфраструктуры — один из основных механизмов создания инвестиционно-привлекательного климата. В динамичной конкуренции между регионами выигрывает тот, кто предложит более выгодные для инвестора условия локализации производства. В свою очередь, нехватка свободных мощностей инженерных коммуникаций, высокая стоимость их подведения могут стать серьезным препятствием при привлечении потенциальных инвесторов на территорию субъекта.

В то же время повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства невозможно без развития инженерной и транспортной инфраструктуры, а также системной поддержки инвестиционных проектов. Необходимой мерой, способной усилить инвестиционные возможности агропромышленного комплекса для потенциальных инвесторов, может стать

государственное частное партнерство [4]. Реализация принципов государственного частного партнерства в аграрном секторе будет способствовать решению вопросов о соотношении государственных и частных средств, гарантиях привлечения частных инвестиций в требуемом объеме, конкретных формах партнерства, способных обеспечить необходимую отдачу от инвестированных средств [5].

Сотрудничество между органами государственной власти, с одной стороны, и частными партнерами — потенциальными инвесторами, с другой стороны, направленное на реализацию инвестиционных проектов в аграрном секторе, предлагается осуществлять посредством заключения соглашения о государственном частном партнерстве. При этом участие органов власти субъекта в реализации инвестиционных проектов в аграрном секторе предлагается установить в форме поддержки инвесторов путем предоставления налоговых льгот, а также возмещения части затрат, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией объекта недвижимого имущества. Уровень поддержки инвестиционных проектов необходимо устанавливать индивидуально, в соответствии с условиями соглашения о государственном частном партнерстве.

В итоге применение принципов государственного частного партнерства в аграрном секторе экономики создаст оптимальные условия для привлечения частного капитала в агропромышленный комплекс; повышения эффективности использования муниципальной земельной собственности; развития инвестиционного потенциала субъекта; технического и технологического развития общественно значимых производств и объектов; эффективного использования бюджетных средств, что позволит осуществить перераспределение сельскохозяйственных угодий между наиболее эффективными землепользователями; повысить инвестиционную привлекательность аграрного сектора за счёт создания благоприятных инфраструктурных условий и тем самым поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях, что становится особенно актуальным, когда Россия стала полноправным участником Всемирной торговой организации.

Исходя из реалий экономического состояния и ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе, можно спрогнозировать, что в ближайшей перспективе развитие агрокомплек-са будет осуществляться за счет мобилизации его внутренних резервов при активизации процессов кооперации и интеграции, формирования рыночной инфраструктуры, уменьшения завоза продовольствия и возрастания спроса на свои продукты питания, повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей и последовательного увеличения государственной поддержки, и только в этом случае у товаропроизводителей сформируются условия для инвестирования и существенно увеличится степень насыщения продовольственного рынка страны продуктами собственного производства.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. С. 45-49.

2. Сергеев, В. П., Веретенникова, И. Н., Янковский, В. В. Организация и финансирование инвестиций. — М. : Финансы и статистика, 2002. С. 400.

3. Пьянкова, К.В., Пьянков, В. В. Перспективы развития инвестиционной политики в аграрном секторе экономики //Достижения науки и техники в АПК. 2004. № 7. С. 15-16.

4. Пьянкова, К. В., Косвинцев, Н. Н. Государственно-частное партнерство : преимущества и недостатки для государства и бизнеса // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2010. № 4. С. 12-19.

5. Миролюбов,а Т. В. Развитие частно-государственного партнерства как инструмент реализации региональной экономической политики : сб. —Пермь, 2007. С. 43-51.

References:

1. State Program of Development of Agriculture and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food Products over 2013-2020. // Assembly of the Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 32. P. 45 - 49.

2. Sergeev V.P., Veretennikova I.N., Yankovsky V.V. Organization and Financing of Investments. M: Finances and Statistics. 2002. P. 400.

3. Pyankova K. V., Pyankov V. V. Perspectives ofDevelopment of the Investment Policy in the Agrarian Sector ofEconomy // Achievements of Science and Technology in the AIC. 2004. No. 7. P. 15-16.

4. Pyankova K. V., Kosvintsev N.N. State-Private Partnership: Advantages and Drawbacks for State and Business. // Herald of Perm University. Series of Economy. 2010. No. 4. P. 12-19.

5. Mirolyubova T. V. Development of Private-State Partnership as a Tool of Implementing the Regional Economic Policy: collection of Perm, 2007. P. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.