Научная статья на тему 'Управление инновационным потенциалом работников промышленных предприятий'

Управление инновационным потенциалом работников промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровских Нина Владимировна, Кипервар Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы управления инновационным потенциалом работников промышленных предприятий. Представлена концептуальная модель механизма управления инновационным потенциалом работников предприятия. Выявлены структурные элементы инновационного потенциала. Определены уровни значимости основных субпотенциалов инновационного потенциала для различных категорий работников предприятий легкой промышленности. Обоснована методика расчета инновационного потенциала работников предприятия с учетом отраслевой специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным потенциалом работников промышленных предприятий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 331.102

Н. В. БОРОВСКИХ Е. А. КИПЕРВАР

Омский государственный технический университет, г. Омск

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассмотрены вопросы управления инновационным потенциалом работников промышленных предприятий. Представлена концептуальная модель механизма управления инновационным потенциалом работников предприятия. Выявлены структурные элементы инновационного потенциала. Определены уровни значимости основных субпотенциалов инновационного потенциала для различных категорий работников предприятий легкой промышленности. Обоснована методика расчета инновационного потенциала работников предприятия с учетом отраслевой специфики.

Ключевые слова: инновации, управление, инновационный потенциал, конкурентоспособность предприятий, легкая промышленность.

В условиях политики импортозамещения и существования зарубежных санкций в России возрастает потребность в выпуске российскими предприятиями новой, конкурентной и качественной продукции и создания таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях.

Инновационный потенциал является интегрированной экономической категорией, имеет свою специфику в зависимости от рассматриваемой отрасли, специфика выражается как в содержании основных элементов инновационного потенциала (субпотенциалов), так и в особенностях процесса управления инновационным потенциалом.

Необходимо учитывать, что инновационный потенциал работников не тождественен ни по величине, ни по масштабу трудовому потенциалу работников предприятия; рассматриваемый потенциал выступает как часть трудового потенциала и проявляется в готовности к восприятию новой информации, совершенствовании общих и професси-

ональных знаний, способности генерировать новые идеи, которые можно реализовать на предприятии, при принятии нестандартных решений, разработке новых подходов и способов решения традиционных заданий, а также нестандартных задач, возникающих в процессе производства на предприятии, использовании знаний и навыков для реализации новшеств и инноваций.

Концептуальная модель механизма управления инновационным потенциалом работников предусматривает существование определенного алгоритма в управлении потенциалом данного вида (рис. 1).

Очевидно, что конкретное содержание этапов управления инновационным потенциалом работников во многом определяется спецификой рассматриваемого региона и отрасли.

Промышленное производство в Омской области в 2014 — 2015 гг. продолжало развиваться в условиях нестабильности на мировых рынках и существования внешних санкционных ограничений. Объем валового внутреннего продукта в регионе в 2015 г. составил 630 млрд руб., что ниже уровня 2014 г.

Постановка целей н задач управления инновационным потенциалом работников в соответствии с поставленными целями инновационного развития предприятия.

Обоснование содержания элементов (субпотенциалов) инновационного потенциала работников и проведение оценки инновационного потенциала, расчет интегрального значения инновационного потенциала работников.

Определение соответствия полученных в результате расчета значений субпотенциалов и интегрального значения потенциала требуемым показателям, определенным в соответствии с поставленными целями инновационного развития предприятия.

Принятие управленческих решений по результатам проведенных расчетов, корректировка цели и задач.

Рис. 1. Этапы управления инновационным потенциалом работников

на 2,5 %, снижение данного макроэкономического показателя произошло вследствие резкого падения покупательной способности населения региона, снижения инвестиционной активности предприятий, уменьшения объемов строительства. Объем промышленного производства в целом по Омской области за период 2014 — 2015 гг. увеличился на 0,4 %, рост произошел преимущественно за счет увеличения объемов производства в обрабатывающих отраслях (на 0,9 %), в т.ч. в производстве электрооборудования, транспортных средств и оборудования, нефтехимических продуктов [1, с. 6].

Суммарный объем инвестиций в основной капитал промышленных предприятии за счет всех источников финансирования в 2015 г. составил 97,1 млрд руб., что ниже уровня 2014 г. на 9,2 % и обусловлено удорожанием импортируемых инвестиционных проектов и оборудования, сокращением спроса населения на конечные товары и услуги, снижением доступности кредитных ресурсов. Снижение уровня потребительского спроса, произошедшее вследствие сокращения реальных денежных доходов населения региона (на 7,2 % за период 2014 — 2015 гг.), привело к уменьшению оборота розничной торговли за рассматриваемый период на 14,8 % [1, с. 21].

В условиях политики импортозамещения, существования зарубежных санкций в России и снижения реальных доходов потребителей, отечественные предприятия должны стремиться занять освободившуюся на рынке нишу и производить конкурентоспособную продукцию, соответствующую запросам покупателей в соотношении «цена — качество», следовательно, возникает необходимость в освоении новых видов производств, повышении качества производимой продукции, использовании инноваций и более рациональном управлении затрат на производство.

Рассмотрим проблемы управления инновационным потенциалом работников на примере отрасли легкой промышленности, для которой особенно актуальными являются проблемы освоения инноваций и выпуска конкурентоспособной продукции.

В период перехода к рыночной экономике в российской легкой промышленности произошел резкий глубокий спад производства, в натуральном объеме снижение объемов производства произошло более чем в восемь раз. Основными причина-

ми данного явления стали: разрушение вертикально-интегрированных связей в части поставок сырья и реализации продукции, увеличение импорта дешевой (зачастую и низкокачественной) продукции из стран Азии, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, снижение покупательной способности населения. Спад производства наблюдался во всех подотраслях легкой промышленности.

В региональном валовом продукте доля легкой промышленности в ВВП относительно невелика — за период 2001—2014 гг. этот показатель не превысил 0,15 %. Зависимость отрасли легкой промышленности от импорта резко возросла в начале 1990-х гг. и по настоящее время остается значительной, удельный вес импорта шерстяных тканей составлял в 2015 г. почти 60 %, шелковых — 95 %. Доля импортных швейных изделий в структуре потребления очень высока и варьирует от 80 до 95 % по регионам России. В настоящее время более 75 % всей продукции легкой промышленности является импортной.

Текстильное и швейное производство в Омской области в 2014 г. составляло всего 0,04 % от общероссийского производства, производство кожи, изделий из кожи и обуви — 0,07 %. В регионе количество организаций, занятых в текстильном и швейном производствах на 01.01.2016 г. было равно 234 ед., производством кожи как сырья, изделий из кожи и производством обуви занималось 25 предприятий (табл. 1).

Доля занятых работников в отрасли легкой промышленности в Омской области на начало 2016 г. составляла примерно 0,35 % от всех занятых в экономике региона [2, с. 20]. Общее снижение численности работников отрасли на протяжении более чем двадцати лет во многом обусловлено процессом замещения рабочей силы средствами автоматизации труда, что соответствует общемировой тенденции, так и снижением объемов производства и реализации производимой продукции. Из-за невысокого уровня оплаты труда предприятия отрасли сталкиваются с проблемой постоянной ротации кадров, необходимостью удержания специалистов и привлечения молодых работников. Важно отметить, что в условиях кризиса и низкой платежеспособности потребителей, особенно в текстильном

о

от

т

Количество организаций Омской области, занятых в легкой промышленности, ед.

Подотрасль легкой промышленности Дата наблюдения

01.01.2013 г. 01.01.2014 г. 01.01.2015 г. 01.01.2016 г.

Текстильное и швейное производство 221 224 216 234

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 23 22 24 25

и швейном производстве, возможности для существенного повышения заработной платы ограничены, так как все это приводит к повышению себестоимости производимой продукции, следствием чего является увеличение отпускных цен и снижение конкурентоспособности производимой продукции. Следует также отметить низкую привлекательность работы в большинстве подотраслей легкой промышленности, обусловленную тяжелыми условиями труда.

Ведущими швейными и текстильными предприятиями региона являются: «Лидер», «Макинтош», «Техностиль», «Квинто» («Омсктрикотаж»), «Омск-Униформ», «Спецторг», «Б-Лаупе», «Славтекс», «Бытовик», «Луч» («Большевичка»), «Омский производственный комбинат», «Силуэт» и др. Преимущественно специализация швейных предприятий региона следующая: производство спецодежды для авиации, нефтехимического комплекса, производство спортивной одежды, мужской одежды, текстильной рекламно-сувенирной продукции. Ткани для производства импортируются, частично потребность утеплителей для одежды из нетканых материалов удовлетворяется за счет внутренних региональных производителей. Основным поставщиком данного вида продукции на локальном уровне является ООО «Омская фабрика нетканых материалов».

Основными особенностями развития отрасли легкой промышленности в Омской области являются [2, с. 226]:

1) традиционная ориентация экономики региона на развитие обрабатывающих производств, большую часть которых составляют производство химической и нефтехимической промышленности, а также на развитие машиностроительного и военного комплексов, низкий удельный вес продукции легкой промышленности в региональном ВВП;

2) использование существующими предприятиями швейной и текстильной промышленности в большинстве своем устаревших технологий и оборудования, что не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию;

3) исторически сложившийся ориентир на концентрацию производства и, как следствие, поддержка развития крупных предприятий, в том числе в текстильной, швейной и кожевенной подотраслях, что в условиях существующих проблем со сбытом продукции и недозагруженностью производства ведет к неоправданно высоким затратам на производство продукции;

4) сложная и длительная адаптация крупных региональных предприятий отрасли к постоянно изменяющемуся спросу на производимую продукцию на рынке, вследствие чего производимая продукция

не всегда отвечает потребностям покупателей, что является причиной потери определенного сегмента рынка;

5) практически полная зависимость региона от ввоза качественного, в основном зарубежного сырья для нужд швейного и кожевенного производства;

6) наличие спроса потребителей на региональном уровне на продукцию более качественную по составу (с высоким содержанием натуральных волокон: шерсти, хлопка, вискозы) в силу существующих природно-климатических условий;

7) возрастание спроса на специальную одежду предприятиями нефтеперерабатывающего, нефтехимического и машиностроительного комплексов как на уровне регионе, так и за его пределами;

8) наличие значительного кадрового потенциала предприятий легкой промышленности региона, так, например, ежегодно, более сотни специалистов (бакалавров, магистров) выпускается Омским институтом сервиса, филиалом Сибирского казачьего института технологий и управления МГУТУ имени К. Г. Разумовского, технологическим колледжем г. Омска.

Все перечисленные особенности развития легкой промышленности на уровне региона отражают общероссийскую тенденцию развития отрасли.

Управление инновационным потенциалом работников легкой промышленности региона должно осуществляться в соответствии с предложенным нами алгоритмом (рис. 1), считаем необходимым более подробно рассмотреть содержание элементов инновационного потенциала работников для рассматриваемой отрасли и процедуру оценки данного потенциала.

По нашему мнению, в качестве основных составляющих (субпотенциалов) инновационного потенциала работников промышленных предприятий, в том числе и отрасли легкой промышленности, должны выступать: образовательный, производственно-профессиональный, научный, креативно-личностный субпотенциалы.

Основными элементами образовательного субпотенциала выступают: уровень образования, характер образования, знание иностранных языков, способность к самообразованию. Для работников предприятий легкой промышленности очень важно наличие производственно-профессионального субпотенциала при освоении инноваций, если конкретизировать составляющие данного потенциала, то это будут: знание профессиональных программ обработки данных; знание узкоспециализированных технологических вопросов; знание профессионального и зарубежного опыта в профессиональной

Уровень значимости основных элементов инновационного потенциала для различных категорий работников предприятий легкой промышленности

Группа работников Категория работников Значимость элементов инновационного потенциала*

Образовательный субпотенциал Производственно-профессиональный субпотенциал Научный субпотенциал Креативно-личностный субпотенциал

Руководители Руководители высшего звена, топ-менеджеры + + + + + + + + + + + +

Специалисты Специалисты, занятые разработкой стратегии развития предприятия + + + + + + + + + +

Специалисты, занятые на основных технологических процессах + + + + + + + + + + + +

Специалисты, занятые разработкой и совершенствованием выпускаемых видов продукции (услуг), внедрением новых технологий + + + + + + + + + + + +

Специалисты, занятые маркетингом и продвижением на рынок продукции (услуг), реализацией рыночной стратегии организации (предприятия) + + + + + + + + + +

Специалисты, занятые решением финансово-экономических задач + + + + + + + + +

Специалисты, занятые в сфере управления персоналом организации (предприятия) и нормированием труда + + + + + + + + +

Специалисты, занятые разработкой и внедрением информационных технологий + + + + + + + + +

Специалисты, занятые в сфере юридической и претензионной работы + + + + + + + +

Специалисты, занятые учетом и делопроизводственным обслуживанием + + + + + + + +

Рабочие Рабочие основного технологического профиля на традиционном производстве и технологиях + + + + + +

Рабочие основного технологического профиля для работы на новом современном оборудовании, с использованием новых современных технологий + + + + + + + +

Рабочие, занятые ремонтом и техническим обслуживанием технологического оборудования и приборов + + + + + +

* примечание: + — значимость субпотениала невысокая: + + — значимость субпотенициала средняя: + + + — значимость субпотенциала высокая.

в>

иялун эиязэьиионояе

¿юг <<я1зоннэ1лш0оз вшо!зи о01зтдо>> вшэз яишзэа И1яньлун иияэио

деятельности; умение работать на станках, технологических машинах и механизмах; знание современных методик и методов решения производственных задач; опыт в ведении бизнеса; умение применять профессиональные знания при решении производственных задач. Нельзя отрицать требование наличия у работников научного субпотенциала, к его элементам мы относим: способность извлекать и анализировать информацию из разных источников; способность отслеживать научно-технические новинки. Наличие креативно-личностного потенциала у работников предприятия рассматриваемой отрасли предполагает: наличие творческого мышления; способности к инновациям; способности генерировать новые идеи; инициативность, способность воплощать в жизнь новые идеи; способность самостоятельно осваивать новые технологии.

Инновационным потенциалом в той или иной мере должны обладать все работники промышленного предприятия, тем не менее значимость составляющих инновационного потенциала будет дифференцирована по категориям работников (табл. 2).

Проблема управления инновационным потенциалом работников на предприятиях легкой промышленности становится особенно актуальной как только предприятие начинает осваивать и использовать в своей деятельности базовые (радикальные) технологические инновации, связанные с реинжинирингом всего предприятия. В качестве примера таких инноваций в рассматриваемой отрасли можно привести использование новейших технологий модифицирования и отделки натуральных и синтетических волокнистых материалов с использованием наноструктур, для придания изделиям новых уникальных свойств либо освоение производства изделий нового поколения с особыми свойствами для решения проблем экологии и безопасности народного хозяйства (космос, энергетика, оборонный комплекс, дорожное хозяйство). Радикальные инновации предъявляют требования в первую очередь к производственно-профессиональным компетенциям работников, а также к образовательным компетенциям и креативно-личностным качествам персонала [3]. 81

Улучшающие (технологические) инновации, связанные с освоением высокопроизводительного оборудования, повышением уровня автоматизации производства, использованием новых технологических линий, предъявляют требования преимущественно к наличию креативно-личностного потенциала работника, а также к общим компетенциям и личным качествам сотрудников (способность к обучению, способность генерировать новые идеи, умение находить нестандартные подходы к решению проблем и т.д.) [4-6].

На предприятиях легкой промышленности, где внедряются организационно-управленческие инновации, особо востребованными будут организационно-функциональные компетенции работников: компьютерная экономическая и правовая грамотность, организационно-управленческие навыки, владение иностранным языком и т.д.

Для оценки инновационного потенциала работников нами была разработана методика, основанная на рейтинговом подходе, который является

на сегодняшний день одним из самых действенных инструментов в ситуации, когда на основе имеющейся информации необходимо произвести сравнительный анализ предприятия, отрасли или региона.

Предлагаемый нами алгоритм определения инновационного потенциала работников в общем виде может быть представлен в виде следующих этапов: 1) формализация и сбор исходных показателей, представление их в абсолютных величинах; 2) стандартизация показателей; 3) суммирование стандартизованных показателей; 4) обобщение и представление результатов исследования.

Результаты оценки инновационного потенциала работников позволяют на микроуровне: проводить анализ динамики инновационного потенциала работников за определенный период времени; осуществлять конкурентный анализ деятельности предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли или региона; учитывать общий инновационный потенциал работников при расчете инновационного потенциала всего предприятия; скорректировать программу подбора, найма, ротации персонала и повышения квалификации; определить «узкие места» в кадровой работе предприятия при планировании освоения новых технологий производства. На макроуровне результаты оценки инновационного потенциала работников позволят скорректировать программы подготовки специалистов в вузах и ссузах, запланировать программы повышения квалификации работников отрасли с учетом инновационных преобразований.

Библиографический список

1. Омский областной статистический ежегодник «2016»: крат. стат. сб. / Омскстат. Омск, 2016. 41 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.

3. Боровских Н. В. Развитие маркетинга сельских территорий // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2016. № 1. С. 83-88.

4. Синявец Т. Д., Родина Л. А. Конкурентоспособность швейной промышленности на основе создания отраслевого кластера // Экономика региона. 2016. Т. 12. С. 226-239.

5. Волкова Г. Л. Подход к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 28. С. 83-87.

6. Коршунова Е. Д., Ильичева Е. С. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия: концептуальные основы, этапы управления, метод оценки // Политематический сетевой электрон. науч. журн. Кубанского государственного аграрного ун-та. 2012. № 81. С. 852-861.

БОРОВСКИХ Нина Владимировна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и организации труда. КИПЕРВАР Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда.

Адрес для переписки: kipervar@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2017 г. © Н. В. Боровских, Е. А. Кипервар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.