Научная статья на тему 'Управление финансовыми ресурсами оборонного комплекса России'

Управление финансовыми ресурсами оборонного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА / NATIONAL DEFENSE / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCE / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепов Владимир Александрович, Синицына Екатерина Анатольевна, Аллаков Арслан Батырович

Данная статья о приоритетном бюджетном финансировании национальной обороны, о системе финансового контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, направляемых на развитие оборонного комплекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепов Владимир Александрович, Синицына Екатерина Анатольевна, Аллаков Арслан Батырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial management of the defence complex of Russia

This article is about priority budget financing of national defence, the system of financial control over the efficient use of budgetary resources allocated for the development of the defense complex of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Управление финансовыми ресурсами оборонного комплекса России»

УДК 338.24

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Слепов Владимир Александрович

заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор,Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской Академии естественных наук

Синицина Екатерина Анатольевна

старший преподаватель, начальник методического отдела

(Учебно-методическое управление) РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук

Аллаков Арслан Батырович

начальник отдела бумаг казначейства ЗАО КБ «РУСНАРБАНК», кандидат экономических наук

Данная статья о приоритетном бюджетном финансировании национальной обороны, о системе финансового контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, направляемых на развитие оборонного комплекса Российской Федерации.

Ключевые слова:

• национальная оборона,

• финансирование,

• оборонно-промышленный комплекс,

• эффективность управления

Slepov Vladimir Alexandrovich, head of Department of Academic Department of Finance and Prices Plekhanov Russian University of Economics, doctor of economic sciences, professor, Honored science worker of the Russian Federation, academician of the Russian Academy of natural sciences, Moscow, Russian Federation.

Sinitsyna Ekaterina Anatol'evna, senior lecturer, head of methodical Department Plekhanov Russian University of Economics, candidate of economic

sciences, Moscow, Russian Federation.

Allakov Arslan Batyrovich, head of the Department of the Treasury securities CJSC «Rusnarbank», candidate of economic sciences, Moscow, Russian Federation.

Financial management of the defence complex of Russia

This article is about priority budget financing of national defence, the system of financial control over the efficient use of budgetary resources allocated for the development of the defense complex of the Russian Federation.

Keywords:

• national defense,

• finance,

• military-industrial complex,

• effective management.

Оборонный комплекс России играет ключевую роль в обеспечении ее экономической безопасности, модернизации российской экономики, перевода ее на инновационную траекторию развития. Осознание этой роли оборонного комплекса в развитии современной российской экономики выражается в приоритетном бюджетном финансировании национальной обороны (Таблица 1).

Как следует из приведенных данных, федеральный бюджет на 2012-2014 гг. скроен с учетом настораживающих и тревожных тенденций в динамике внешней и внутренней сферы. Действительно, очевидно нарастание международной и политической напряженности во многих регионах мира, особенно на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Европе и США. Это беспристрастно фиксирует, например, индекс международной безопасности (ISI). Во многом это обусловлено трудностями посткри-

зисного периода, изменениями в соотношении сил в глобальной экономике. С этой точки зрения приоритеты в выделении бюджетных средств на национальную оборону обоснованы.

В среднесрочной перспективе бюджетные расходы на национальную оборону будут увеличиваться ускоренными темпами и составят 7 трлн. рублей. В структуре расходов федерального бюджета доля расходов на национальную оборону увеличится с 14% в 2012 г. до 18% в 2014 г. Эта тенденция сохранится и в долгосрочной перспективе. «Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие »на эти цели выделяется порядка 23 трлн. рублей»,- подчеркнул Президент России В. Путин. Эти финансовые ресурсы будут направлены на разработку и внедрение самых современных видов вооружения «на новых физических принципах: лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.». Россия получит «военные возможности в космическом пространстве, в сфереинформационногопротивоборства и прежде всего в киберпространстве»*.

Ключевым направлением управления огромными финансовыми ресурсами оборонного комплекса России является их эффективное использование. Главным инструментом достижения этой цели является перевод всех бюджетных расходов на программный принцип. Программная форма группировки бюджетных расходов должна быть направлена на обеспечение достижения конечных результатов развития оборонного комплекса России. Формирование результативной системы бюджетиро-

* www.rg.ru, 2012, 36, с.2

Наименование 2011 Прогноз

2012 2013 2014

Всего 11027 12649 13734 14559

В том числе: 845 831 832 818

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона 1537 1853 2329 2737

Национальная безопасность и 1242 1817 1975 2068

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 1785 1796 1717 1658

Жилищно-коммунальное хозяйство 234 128 101 74

Охрана окружающей среды 18 22 22 23

Образование 560 594 556 496

Культура, кинематография 88 86 85 84

Здравоохранение 504 543 491 454

Социальная политика 3135 3899 4155 4218

Физическая культура и спорт 44 41 38 28

Средства массовой информации 61 73 70 65

Обслуживание государственного и 351 403 515 626

муниципального долга

Межбюджетные трансферты обще- 623 564 502 481

го характера

Таблица 1. Расходные проектировки федерального бюджета по разделам бюджетной классификации (в млрд. руб.)

вания государственных расходов станет одним из приоритетов бюджетного процесса в Российской Федерации.

Программный формат бюджетирования широко используется в развитых странах. В США государственными целевыми программами охвачено 50% расходов бюджета, во Франции - около 80%**.

Для перевода российского федерального бюджета с виртуального в реальный программный режим необходима разработка формализованной, законодательно подкрепленной методики как раз-

** Федеральный бюджет на 2011-2013 годы: инструмент модернизации российской экономики. - М.: «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2010, с.45

работки госпрограмм, так и контроля достижения программных результатов на основе применения факторного анализа. Главная задача этой методики - оценка соответствия фактически достигнутых и целевых параметров госпрограммы.

Не менее важно разработать алгоритм замены государственными целевыми программами, в том числе и оборонного комплекса, разделов существующей бюджетной классификации. Дело в том, что программно-целевое бюджетирование основано на персональной ответственности администраторов бюджетных средств за управление бюджетными ресурсами, достижение конкретных ко-

личественно и качественно определенных результатов. Перевод формирования и исполнения федерального бюджета на программно-целевой режим - это мощный инструмент контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, инструмент борьбы с коррупцией. то основная питательная среда для коррупции. Известно, что бюджетные деньги - это основная питательная среда для коррупции. Экспертами она оценивается в 300 млрд. долларов в год. По этому показателю Россия сейчас занимает 154-е место рядом с Конго и Гвинеей-Бисау. Только выявленные финансовые нарушения в использовании государственных средств ежегодно составляют более 500 млрд. рублей.

Система финансового контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, направляемых на развитие оборонного комплекса страны, должна включать постоянный мониторинг и оценку выполнения государственной целевой программы. Для облегчения контроля за результатами программы ее целесообразно разделить на отдельные модули, имеющие самостоятельное значение. По каждому модулю необходимо проводить аудит эффективности, позволяющий оценить рациональность и эффективность использования бюджетных ресурсов, выявить причины отклонений фактических результатов от запланированных.

Возможности оптимизации расходов бюджета на развитие оборонного комплекса страны, расширения финансовых потоков и реализации крупных инвестиционных проектов в этой области связаны с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Он включает государственные контракты, арендные отношения, лизинг, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения и т.д. Привлечение частного капитала для

финансирования, проектирования, строительства и управления объектов оборонного комплекса является важнейшим условием его развития.

Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами оборонного комплекса необходимо не только на макроуровне, но и на уровне предприятий. Основу оборонного комплекса составляют мощные диверсифицированные компании, играющие заметную роль на глобальном рынке вооружений и военной техники. Россия по объему оборонного экспорта занимает второе место в мире. На ее долю приходится почти четверть мирового военного экспорта. За последние 7 лет объем ежегодных продаж военной продукции удвоился: с 6 млрд. до более чем 13 млрд. долларов***.

Управление финансовыми ресурсами компаний оборонного комплекса весьма сложный процесс, учитывающий влияние как макроэкономических, так и внутрикорпоративных факторов. К основным макроэкономическим факторам относятся: государственная экономическая политика, цикличное развитие экономики, степень развития национальной финансовой системы и финансового рынка, устойчивость и эффективность банковского сектора, международная экономическая конъюнктура. Внутрикорпоративные факторы отражают специфику деятельности компаний оборонного комплекса: объем и структура основного и оборотного капитала, стадия развития компании, степень диверсифицированности деятельности, текущая доходность активов, особенности финансовой стратегии компании. Управление финансовыми ресурсами компаний оборонного комплекса России ведется в условиях сырьевой зависимо-

*** www.rg.ru, 2012, 149, с. 2

сти российской экономики, высокой инфляции, непривлекательного инвестиционного климата, высокой коррупции.

Под влиянием этих факторов финансовый менеджмент компаний оборонного комплекса вынужден использовать в основном централизованное управление финансовыми ресурсами на основе показателей, достигнутых в предшествующий плановый период; перераспределять временно свободные финансовые ресурсы подразделений на основе утвержденных бюджетов, не предусматривающих внедрение оперативных корректировок при изменении макроэкономической ситуации. Недостаточна ориентация на повышение конкурентного потенциала компаний, в частности, на динамику показателей конкурентов и эталонных индикаторов, на достижение синергетиче-

1 1 **** ского эффекта .

В компаниях оборонного комплекса синергетический эффект определяется стабильностью и эффективностью взаимодействия между головной компанией и дочерними структурами. При этом основное значение имеют координация формирования структуры собственных и привлеченных финансовых ресурсов, использование эффекта масштаба, предотвращение дублирования направлений деятельности дочерних структур, единство финансовой, производственной, инновационной и маркетинговой стратегий компаний. Синергетический эффект может быть оценен с использованием экономико-математической модели:

**** Синергетический эффект - результат от совместного взаимодействия структурных подразделений компании превышающий простой суммарный результат каждого подразделений. Синергия, синергизм (гр. synergeia - содружество).

Д {К01С)с + Мс + Д/?с + Д(£/Я)£

где: Б

Д(МУБ)о Д(МУБ)|

Д(Р0!0)с

Д!с

Д!|

Дрс

ДР|

Д(Б/й)с

Д(Е/й)| Р

количественная оценка синергетического эффекта деятельности компании;

прирост рыночной добавленной стоимости компании;

прирост рыночной добавленной стоимости 1-й дочерней структуры;

прирост доходности инвестированного капитала компании;

прирост инвестиций компании;

прирост инвестиций |-й дочерней структуры;

изменение коэффициента Р компании;

изменение коэффициента Р |-й дочерней компании; изменение структуры капитала компании; изменение структуры капитала |-й дочерней структуры; показатель рыночного риска инвестирования.

Экономический смысл модели состоит в том, что синергетический эффект, создаваемый компанией, определяется соотношением прироста рыночной добавленной стоимости компании в целом и суммой приростов рыночной добавленной стоимости каждой из дочерних структур и головной компании.

В качестве интегрально показателя эффективности управления финансами компаний оборонного комплекса целесообразно использовать добавленную экономическую стоимость (EVA - Economic Value Added). В рамках стоимостно-ориентированного менеджмента основной целью компаний этого комплекса является положительная динамика EVA. Она достигается за счет применения системы методов повышения эффективности формирования и использования корпоративных финансовых ресурсов.

Финансовыми методами повышения эффективности формирования собственного и заемного капитала компаний, направленными на оптимизацию EVA, являются: оптимизация издержек привлечения собственного и заемного капитала, финансовый рычаг, использование налогового щита, оптимизация процентных ставок по привлекаемым кредитам, амортизационная политика, поддержание соответствия активов и пассивов по срокам, суммам и видам валют.

К финансовым методам повышения эффективности операционной деятельности компаний, направленным на оптимизацию EVA, относятся: управление постоянными и переменными затратами, оптимизация товарно-материальных запасов, управление денежными потоками, оптимизация кассовых остатков, управление дебиторской и кредиторской задол-

женностями, бюджетирование направлений деятельности, операционный рычаг, управление финансовыми рисками.

Финансовые методы повышения эффективности инвестиционной деятельности компаний, направленные на оптимизацию EVA, составляют: бюджетирование капитала, повышение доходности инвестиций, оценка инвестиционных проектов, управление инвестиционными рисками, разработка инвестиционной стратегии.

Финансовые методы управления компаниями оборонного комплекса являются важнейшим элементом финансового блока их экономической безопасности. В финансовом блоке системы экономической безопасности компаний решаемые задачи могут быть сгруппированы по направлениям: защита компаний на международном финансовом рынке, минимизация рисков, повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В конечном счете все это сводится к обеспечению финансовой устойчивости компаний оборонного комплекса, которая отражает степень сбалансированности их активов и пассивов.

Литература

1. Слепов В.А. Финансовые ресурсы и инструменты модернизации российской эконо-мики//Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2011.

2. Слепов В.А. Федеральный бюджет на 2011-2014 гг.: инструмент модернизации российской экономики. - М.: РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2010.

3. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. - М.: НИКА -ЦЕНТР, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.