Научная статья на тему 'Особенности формирования инвестиционных программ развития оборонных предприятий России'

Особенности формирования инвестиционных программ развития оборонных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБОРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / DEFENSE ENTERPRISE / INVESTMENT PROGRAM / INVESTMNETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрий П.В.

В статье исследуется современное состояние процесса формирования инвестиционных программ, направленных на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса России и особенности этого процесса. Анализируется место и роль отечественных оборонных предприятий в хозяйственном устройстве страны, а так же их роль в экономическом развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATION OF INVESTMENT PROGRAMS OF THE DEVELOPMENT OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA

The article researches the modern state of the process of creation of investment programs oriented towards the development of enterprises of Russian defense industry complex and features of this process. The place and role of domestic defense enterprises in economic structure of the country is being analyzed as well as their role in economic development of the society.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инвестиционных программ развития оборонных предприятий России»

чтобы обеспечить достойные жизненные условия для военных, как во время службы, так и после увольнения из вооруженных сил, ухода на пенсию.

Министерство обороны и в последние годы продолжает серьезное внимание уделять совершенствованию и той части системы инфраструктуры, которая обеспечивает подготовку военнослужащих, их нормальные бытовые условия, в том числе качественным жильем, медицинским обслуживанием и коммунальными услугами.

В заключение следует отметить, что важное психологическое значение для поднятия престижности военной службы имеют и такие обстоятельства: американцы чтут память погибших военнослужащих, не предают забвению ни одного пропавшего без вести воина, предпринимают различные меры для освобождения своих военнослужащих из плена. Чрезвычайно важно и то, что для сохранения престижности службы в армии и поддержания высокой боеготовности вооруженных сил США созданы условия, когда военные, как во время службы, так и на пенсии, живут в достойных условиях, сопоставимых с уровнем жизни среднего класса американского общества.

Литература:

1. National Security Strategy. - Washington, D.C., 2010. - P.17.

2. Strategy for Homeland Defense and Civil Support. DoD, Washington, D.C., June 2005. - P.111.

3. Балев Б.Ф. Защита океанских коммуникаций // Морской сборник, 1971. - № 7. - С. 21.

4. Паршин В.Г., Романенко А.А., Соколов В.К. Морской транспорт капиталистических стран. - М.: «Наука», 1989. - С. 19.

5. GAO. Report to the Subcommittee on Air and Land Forces, Committee on Armed Services, House of Representatives. - Washington, 2009. - P. 1.

6. Joint Vision 2010. Focused Logistics. - Washington, 2010. - P.

7.

7. Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1. - С. 49.

8. Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 8. - С. 23.

9. Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 7. - C. 62.

10. Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1981. - 13 июня.

11. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.

12. Хачатурян А.А. Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2012. - № 1.

13. Хачатурян К.С. Развитие трудового потенциала промышленных предприятий России в посткризисных условиях // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 1.

14. Хачатурян К.С. Пути решения кадровых проблем предприятий оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 10.

15. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России, 2011. - № 6.

16. Хачатурян А.А. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества по учёту затрат на производство продукции // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2013. - №

1(4).

17. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportation Command, p. 1, p. 3.

18. Harvard Business Review, May-June 1997. - P. 84.

19. Orbis, Fall 2003. - P. 694.

20. Main Science and Technology indicates. Volume 2011/2. OECD 2012. - P. 18.

21. AAAS R and D Budget and Policy Progam. Http://www.aaas. org/spp/rd.

22. Заколодяжный В. В любой точке координат // Независимое военное обозрение, 2000. - № 27.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Петрий П.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

В статье исследуется современное состояние процесса формирования инвестиционных программ, направленных на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса России и особенности этого процесса. Анализируется место и роль отечественных оборонных предприятий в хозяйственном устройстве страны, а так же их роль в экономическом развития общества.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, оборонное предприятие, инвестиции, инвестиционная программа.

FEATURES OF CREATION OF INVESTMENT PROGRAMS OF THE DEVELOPMENT OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA

Petriy P., doctorate degree of philosophical sciences, professor, head of Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The article researches the modern state of the process of creation of investment programs oriented towards the development of enterprises of Russian defense industry complex and features of this process. The place and role of domestic defense enterprises in economic structure of the country is being analyzed as well as their role in economic development of the society.

Keywords: defense industry complex, defense enterprise, investmnets, investment program.

В современных условиях наблюдается тенденция роста инвестиций в машиностроительном комплексе, которые по итогам 2012 г. возросли на 13,2% по сравнению с 2011 г., однако остались на 10,1% ниже докризисного уровня 2008 г. При этом замедлению роста инвестиций высокотехнологичного комплекса соответствовало замедление роста капитальных вложений в производство машин и оборудования (до 108% в 2012 году после 113% в 2011 году). В то же время в результате инвестиции в основной капитал производство машин и оборудования почти вышли на докризисный уровень 2008 года (99,8%). В 2012 году возобновился прирост инвестиций в производство транспортных средств и оборудования, который составил 11,9% после сокращения на 3,8% в 2011 году. К началу 2013 года капиталовложения в производство транспортных средств

и оборудования оставались на 17,9% ниже докризисного уровня 2008 года. Основу роста составил рост инвестиций в производство летательных аппаратов, включая космические (на 39,6% после сокращения на 3,4% в 2011 году). В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2012 году наблюдалось ускорение роста инвестиций в основной капитал. Прирост инвестиций составил 24,8% после 4,4% в 2011 году, в результате инвестиции на 0,9% превысили докризисный уровень 2008 года. При этом основным драйвером роста в 2012 году стали капитальные вложения в производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (прирост составил 55,8%) [1].

Исследуемые показатели позволяют отметить ряд факторов, оказавших существенное влияние на глубину и тяжесть кризиса

отечественного машиностроения [2]:

• отсутствие масштабных комплексных инвестиций в машиностроение в течение 30 лет;

• перекос реализованных проектов в сторону приобретения оборудования, отсутствие модернизации инжиниринга, системы управления предприятием, подготовки персонала;

• во главе угла зачастую стоит не новый продукт и модернизации под него, а увеличение производственной мощности под выпуск устаревшего продукта.

По оценкам экспертов [3] в целом правительство оказалось не готовым к экономическому кризису и не смогло противопоставить ему заранее выработанную программу государственной поддержки экономики, в частности, отсутствует программа государственных инвестиций, которая позволила бы вернуться большинству предприятий на докризисный уровень производства. В этих условиях формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к современным тенденциям в изменении факторов внешней инвестиционной среды, представляется приоритетной задачей для российских оборонных предприятий, так как определяют возможные направления их инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность холдинговых компаний (интегрированных структур) государственной корпорации (ГК) «Ростехно-логии» по формированию имиджа инвестиционно привлекательных предприятий основана не на пустом месте, а на привилегированном доступе к активам, генерирующим доходы (т.е. активы, базирующиеся на реализации сравнительных преимуществ госкорпорации и на экономических эффектах в целом).

Здесь ключевое значение имеют «сравнительные преимущества» в технологиях, которыми обладают крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК) мира. У российских корпораций, по мнению автора, они практически отсутствуют, но являются стратегической целью их развития.

Помимо этого, как полагает исследователь из UNCTAD (Конференции ООН по торговле и развитию) Калман Калотай, преимуществом в сфере инвестиционных отношений следует рассматривать преимущество, основанное на общих для страны отношениях собственности корпораций и методах их управления. Данный тип преимуществ может быть реализован и без ведущего значения технологий, что, по мнению исследователя, и характерно для российских компаний, прежде всего, металлургического сектора [4]. Для нас данная точка зрения важна, так как она указывает на особую инвестиционную позицию оборонно-промышленных предприятий, на преобладающую роль госсобственности и неформальной подчиненности государству корпораций условно-частной собственности в России.

Отсюда вытекает весьма настораживающий вывод о том, что модернизация холдинговых компаний (интегрированных структур) госкомпании и предприятий, не вошедших в них, а также структурные изменения, базирующиеся, прежде всего на экономических факторах рынка, на сегодняшнем этапе будут весьма затруднены.

Анализ места и роли отечественных госкомпаний в хозяйственном устройстве страны, а так же их роль в экономическом развития общества позволяют автору говорить об особой инвестиционной позиции промышленных предприятий, образованных с участием государства, которая присуща, прежде всего, интересующим нас холдинговым компаниям (интегрированных структур) ГК «Ростех-нологии» и организациям, не вошедших в них.

Анализ инвестиционной деятельности показывает, что реальное инвестирование в целях развития организации, с точки зрения формирования инвестиционной привлекательности инвестора, должно быть направлено на улучшение его инвестиционной позиции путем объективной оценки эффективности реализуемых инвестиционных проектов и своевременного реинвестирования капитала при наступлении неблагоприятных обстоятельств, а также осуществления диверсификации отдельных проектов в их «инвестиционной или постинвестиционной (эксплуатационной) стадиях» [5].

Например, с макроэкономической точки зрения, по мнению ученых инвестиционная позиция (investment position) - это соотношение активов, которыми владеет страна за рубежом, и активов, которыми владеют иностранцы в данной стране. В число активов включаются ценные бумаги и прямые инвестиции [6].

С микроэкономической точки зрения, определение понятия «инвестиционная позиция» дано в Словаре Лопатникова, где говорится, что это состояние объема и структуры инвестиций предприятия (компании, иной организации), а также основных результатов его

инвестиционной деятельности на определенную дату [6].

С этой точки зрения, стратегические цели инвестиционной деятельности предприятия представляют собой описанную в формализованном виде инвестиционную программу (инвестиционные проекты), как желаемые параметры ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.

Исходя из вышесказанного, особый, «огосударствленный» статус предприятий, входящих в состав госкомпаний (со значительным государственным влиянием), позволяет автору говорить о таком понятии, как особая «инвестиционная позиция промышленных предприятий, образованных с участием государства», представляющая собой баланс государственных и частных инвестиций по состоянию на определенный период, отражающий совокупность финансовых операций, организационных и стоимостных изменений, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, определяющих инвестиционную привлекательность предприятий, образованных с участием государства.

С этой точки зрения и рассмотрим ключевые процессы формирования инвестиционных проектов и программ, стратегических инвестиционных решений, присущие современному развитию предприятий отечественных промышленных холдинговых компаний.

Разработка ресурсного обеспечения стратегии развития для ОАО «Конструкторское бюро опытных работ» (Концерн «Созвездие» с начала 2013 года находится в составе ГК «Ростехнологии») является одной из наиболее сложных и ответственных задач. Предполагается задействовать на планируемый период следующие источники [7]:

1. Инновационное:

- бюджетное финансирование в рамках выполнения заказов по федеральным целевым программам (ФЦП) и бюджетных ведомств, в которых в тех или иных процентах присутствует частная составляющая;

- выполнение работ по заказам отечественных и зарубежных потребителей;

- объединение финансовых ресурсов предприятий, заинтересованных в продвижении совместных проектов из прибыли или заемных источников;

- финансирование инновационных работ по инициативным работам из прибыли. В дальнейшем при выходе на более высокие показатели по объемам производства доля финансирования из собственных источников должна существенно вырасти.

2. Модернизационное:

- по работам, связанным с модернизацией продукции по заявкам потребителей за счет заказа и из прибыли предприятия;

- техническое переоснащение за счет частно-бюджетного финансирования;

- поддерживающие направления - процент отчислений из финансовых ресурсов от первых двух;

- финансовые поступления от услуг.

- за счет заключения договоров с заказчиками.

Исходя их расчетных показателей объемов финансирования по базовым направлениям, связанным с реализацией «Программы инновационного развития и технологического переоснащения ОАО «КБОР» на 2015-2020гг.» и в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», размер инвестиций составляет 116,67 млн. руб., из них 60% составляют бюджетные поступления [7].

Для Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт систем связи и управления» (г. Москва) (ФГУП «НИИССУ») конечной целью инвестиционного проекта по техническому перевооружению производственных мощностей является организация производства перспективных мобильных комплексов связи и управления в интересах силовых структур и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Источники и объёмы финансирования инвестиционного проекта также на 58% составляют бюджетные средства [8].

Особо следует остановиться на стратегическом инвестиционном видении Концерна «Созвездие» [9], которое предполагает необходимость решения ряда задач в области развития системы управления и бизнес-процессов. В частности, к основным областям, требующим развития, следует отнести как оптимизацию бизнес-процессов Концерна посредством внедрения системы попроектной оценки эффективности инвестиций и конкурсного отбора направлений для инвестирования, так и создание единой системы управления

финансовыми потоками Концерна через внедрения системы долгосрочного прогнозирования деятельности Концерна - до 30 лет, системы управленческого учета, подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, максимальной автоматизации бизнес-процессов и проектного финансирование и внедрения системы управления и контроля инвестиций.

Достаточно полный перечень документов, регламентирующих управление инвестициями промышленных предприятий, входящих в состав холдингов, как интегрированных структур, дан другой компанией, входящей в состав госкорпорации «Росатом» - это Годовой отчет ОАО «ТВЭЛ» за 2011 год [10]. К ним следует отнести: Положение об инвестиционной политике ОАО «ТВЭЛ», определяющее единые принципы ведения инвестиционной деятельности, правила и регламенты принятия инвестиционных решений и осуществления инвестиционной деятельности. Также, ОАО «ТВЭЛ» опирается на следующие регламентирующие документы отраслевого характера, принятыми в ГК «Росатом» [11]:

■ стандарт управления инвестиционными проектами и программами Государственной корпорации «Росатом», ее организаций и подведомственных предприятий и их дочерних обществ;

■ стандарт инвестиционного планирования Государственной корпорации «Росатом»;

■ стандарт формирования паспортов инвестиционных проектов и программ Государственной корпорации «Росатом», организаций Государственной корпорации «Росатом» и их дочерних обществ, а также подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий.

В 2011 году в ОАО «ТВЭЛ» разработан и внедрен свой стандарт управления инвестиционными проектами и программами ОАО «ТВЭЛ», распространяющийся на инвестиционную деятельность Компании и ее дочерних организаций. Стандарт определяет порядок инициирования инвестиционных проектов, разработки паспорта инвестиционного проекта, принятия и реализации инвестиционных решений, а также порядок управления изменениями, формирования и анализа отчетности по инвестиционным проектам обществ, входящих в контур управления ТК «ТВЭЛ».

Сама Государственная корпорация «Росатом» реализует масштабную инвестиционную программу, направленную на достижение стратегических целей. Большая часть инвестиций связана со строительством АЭС (в России и за рубежом), с развитием уранового бизнеса корпорации и внедрением инновационных технологий реакторов новых типов. С целью минимизации рисков крупных инвестиционных проектов в Государственной корпорации «Роса-том» централизован процесс управления инвестициями и ведется постоянный мониторинг реализации проектов.

Источниками финансирования инвестиционной деятельности «Росатом» в 2011 году являлись собственные средства организаций корпорации, средства отраслевых резервов и федерального бюджета, в том числе получаемые в рамках выполнения ФЦП, а также заемные средства. Кроме того, часть предприятий получают международную техническую помощь. Так, например, бюджетное финансирование строительства новых АЭС в России составляет 50% от запланированных государственной корпорацией инвестиционных вложений в данные проекты.

Положительным следует признать опыт оценки эффективности инвестиционных вложений и принимаемых инвестиционных решений в ГК «Росатом», основанный на многофакторном анализе, который включает:

- анализ воздействия инвестиционного решения на реализацию стратегии корпорации и деятельность корпорации и ее организаций (в том числе плановые и бюджетные показатели с учетом косвенного влияния);

- расчет финансово-экономических показателей инвестиционного проекта;

- анализ основных рисков инвестиционного проекта и предлагаемых мер по управлению рисками, организационных и юридических схем, воздействия внешних факторов;

- оценку социальной значимости проекта и др.

Таким образом, анализ инвестиционной деятельности ряда крупных оборонно-промышленных объединений страны показал, что основная задача корпорации - не реализация инвестиционных проектов и/или долевое участие в бизнесе, а управление активами в реальном секторе экономики; корпорацией контролируются ключевые активы либо оказывается ключевое влияние на игроков в реальном секторе экономики. Это означает, что ответственным за

инвестиционную деятельность в таких крупных организационно-экономических системах как государственные корпорация, является ее холдинговые компании (интегрированные структуры), а также отдельные промышленные предприятия, не вошедшие в их состав. Инвестиционная деятельность ГК «Ростехнологии» становиться важнейшим направлением деятельности, которая в среднесрочной перспективе должна обеспечить активизацию разработок новых технологий, продуктов и услуг, производство конкурентоспособной высокотехнологической продукции и продвижение ее на внутренний и внешний рынки.

Литература:

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http://www.economy.gov.ru/minec/main/

2. Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе из кризиса // Портал машиностроения. Архив, 2010.

3. Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный период // Проблемы прогнозирования, 2011. - № 1.

4. Kalotay K., Sulstarova A. Modelling Russian outward FDI // Journal of International Management, Phil. - 2010. - № 16. - P. 137.

5. См.: http://edu.dvgups.ru/metdoc/ekmen/fk/invest_strateg

6. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия. - СПб.: СПбГПУ, 2008.

7. Основные положения стратегии развития ОАО «Конструкторское бюро опытных работ» на 2015-2020 гг. - М., 2013.

8. Стратегия развития ФГУП «Научно-исследовательский институт систем связи и управления». - М., 2011.

9. Проект Стратегии развития ОАО «Концерн «Созвездие». -М., 2012.

10. Годовой отчёт ОАО «ТВЭЛ» за 2011 год.

11. Годовой отчёт ОАО «Росатом» за 2011 год // http://ar.raexpert. ru/competition/participants/rosatom/rosat.

12. Хачатурян А.А., Вдовин С.В. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-2.

13. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-3.

14. Хачатурян А.А., Шингареев Ф.Ф. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, 2013. - № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Хачатурян А.А., Кончугов В.А. Интеграция военных представительств Министерства обороны России в информационную структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса как фактор повышения качества продукции // Транспортное дело России, 2013. - № 4.

16. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2013. - № 4(6).

17. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 11-2.

18. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И., Рыжова М.А. Проблемы современного функционирования системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 11-2.

19. Хачатурян К.С., Андреева Е.В. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-2.

20. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.