Научная статья на тему 'Управление финансами вузов в условиях реформы бюджетного процесса'

Управление финансами вузов в условиях реформы бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FISCAL/FINANCIAL MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EFFICIENCY AUDIT(ING) / РЕФОРМА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ / BUDGET REFORM / EDUCATIONAL SERVICE / FISCAL PLANNING / RESULT-FOCUSED BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Т. Ф., Меликсетян С. Н.

В статье обсуждаются цели и задачи процесса управления финансами высших учебных заведений в условиях реализации реформы бюджетного процесса. Даются определения «образовательная услуга», «система управления финансами вуза», раскрывается их содержание. Рассматривается финансовый инструментарий, предложенный реформой бюджетного процесса для решения задач и улучшения качества образовательных услуг и модернизации внутривузовской системы управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon the fiscal/ financial aspect of higher vocational education in the Russian Federation in the period of higher education and budget reforms. The aim of the article is to evaluate/ give assessment to the financial innovations in higher vocational education and the quality of fiscal/financial management in higher educational institutions. The object under analysis is the financial/ fiscal relations that occur when planning and financing higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Управление финансами вузов в условиях реформы бюджетного процесса»

Романова Т.Ф.

Д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: romanova@rseu.ru

Меликсетян С.Н.

Аспирант кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: m.s88@bk.ru

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В статье обсуждаются цели и задачи процесса управления финансами высших учебных заведений в условиях реализации реформы бюджетного процесса. Даются определения «образовательная услуга», «система управления финансами вуза», раскрывается их содержание. Рассматривается финансовый инструментарий, предложенный реформой бюджетного процесса для решения задач и улучшения качества образовательных услуг и модернизации внутривузовской системы управления финансами.

Ключевые слова: реформа бюджетного процесса; управление

финансами высших учебных заведений; образовательная услуга; финансовое планирование; источники финансирования; бюджетирование, ориентированное на результат; аудит эффективности государственных расходов.

В начале XXI века в Российской Федерации началась реализация реформы бюджетного процесса. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Целью Концепции реформирования бюджетного процесса явилось создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

За прошедший период проделана большая работа по инвентаризации обязательств федерального бюджета, по оценке эффективности государственных расходов в важнейших областях государственной политик, в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, по созданию инструментов, направленных на совершенствование всей системы

управления финансами, которая должна быть ориентирована на реальные результаты.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ от 8го августа 2010-го г. в числе приоритетных задач определил повышение качества, эффективности и результативности предоставления государственных (муниципальных) услуг и обозначил конкретные инструменты их реализации для государственных учреждений, оказывающих социальные услуги. С этой целью в Федеральном законе №83-ФЗ предлагалось:

- изменение организационно-правового положения

государственных (муниципальных) учреждений на новые три вида: казенные, бюджетные с расширенным объемом полномочий и автономные учреждения;

- изменение порядка бюджетного финансирования расходов на содержание и развитие учреждений. Бюджетные и автономные учреждения будут финансироваться на основе бюджетных субсидий, в соответствии с государственным заданием предоставления общественных услуг населению;

- внедрение в деятельность государственных учреждений принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- совершенствование процедур государственного финансового

контроля путем применения аудита эффективности государственных

расходов .[5].

В сфере образования выполнение государственного задания и предоставление образовательных услуг осуществляются в том числе и государственными образовательными учреждениями высшего

профессионального образования. Количественные и качественные показатели реализации образовательных услуг, предоставляемые вузами с позиции бюджетирования, ориентированного на результат, должны

свидетельствовать об эффективности и результативности государственных

расходов.

Следует отметить, что параллельно с реформой бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется реформа высшего профессионального образования. Об этом свидетельствуют существенные сдвиги, которые произошли за последние годы в организации управления образованием, то внимание, которое проявляет государство к проблемам повышения качества российского образования.

Формирование новой модели высшего профессионального образования сопровождается ключевыми характеристиками:

- финансированием образовательных учреждений на основе подушевого принципа;

- расширением финансовой самостоятельности и переводом большинства вузов в автономные учреждения;

- грантовыми программами, поддерживающими вузовские

инициативы и академическую мобильность;

- налоговыми стимулами физическим и юридическим лицам

финансирования для получения образования;

- внедрением механизмов долгосрочного финансирования

исследований в вузах, включая совместные исследования с бизнесом;

- увеличением доли высших учебных заведений, формирующих инновационную модель и конкурентный финансовый механизм.

Все вышеперечисленное влечет за собой постановку теоретических и практических проблем повышения качества управления финансами и

трансформацию элементов финансового механизма.

Проблема совершенствования системы управления финансами всегда относилась к числу наиболее важных в экономической науке. Она особенно актуальна на современном этапе развития рыночной модели экономики, ее решение направлено на преодоление разрыва между состоянием государственного и муниципального управления финансами и существующим социально-экономическим потенциалом государства,

сопровождается формированием нового инструментария управления финансовыми отношениями.

Особое значение вопросы управления финансами приобретают для сферы учреждений, оказывающих общественные услуги, преимущественно социального характера. В первую очередь, объясняется это тем, что рыночные преобразования российской экономики и реформирование бюджетного процесса принципиально меняют критерии финансовохозяйственной деятельности всех субъектов государственного сектора, изменяя в нем и содержание финансовых отношений. В этой связи подвергается изменению процесс управления финансами и высших учебных заведений, оказывающих образовательные услуги.

Система управления финансами вузов

Рис. 1. Система управления финансами вузов

Источник: составлено авторами

Основными звеньями этого сектора являются государственные учреждения, оказывающие общественные услуги населению [1]. Под системой управления финансами вуза понимается совокупность

законодательно установленных методов принятия управленческих решений по формированию, распределению и эффективному использованию бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов для достижения

соответствующих общественно значимых результатов. Авторское видение системы управления финансами высших учебных заведений представлено на рис. 1.

Реформирование системы образования повлекло за собой превращение образовательной услуги в товар на рынке образовательных услуг, существенный сегмент которого занимают дифференцированные рынки услуг, предоставляемых учреждениями высшего образования.

Сущность образовательной услуги как общественного блага, с одной стороны, объясняет ее трансформацию в бюджетную услугу, с другой стороны, определяет необходимость всестороннего государственного контроля и регулирования рынка образовательных услуг и установления естественной монополии в сфере высшего профессионального образования. Образовательная услуга определяется как деятельность, результатом которой является полезный эффект, направленный на удовлетворение образовательных потребностей как индивида, так и общества в целом, обеспечение инвестиций в человеческий капитал и создание достойной среды жизнеобеспечения общества. Функционирование рынка образовательных услуг представлено на рис. 2.

Реализация вышеобозначенных целей должна была достигаться путем консолидации усилий государства, предпринимательских организаций, высших учебных заведений, а также всего общества в решении задач повышения качества, доступности и конкурентоспособности отечественной системы образования. Базой для достижения результатов может стать, прежде всего, модернизация финансовых отношений в образовательной отрасли, системы управления финансами как общего, так и профессионального образования.

Потребители

услуг

Образов Ус $ательная луга к ->

Общ ество

Работодатели

Рис. 2. Функционирование рынка образовательных услуг

Источник: составлено авторами

В настоящее время вузам все чаще приходится действовать в условиях жесткой конкуренции как в региональной рыночной среде, так и более глобальном масштабе. Наряду с этим происходит ускорение процесса дерегулирования функционирования рынка и субъектов отрасли образования. Руководство вуза, ориентируясь на будущее, должно предвидеть, какое влияние на его организационную структуру и характер деятельности окажут масштабные изменения, особенно в условиях модернизации системы образования и реформы бюджетного процесса.

Анализ существующих источников финансирования образования показал, что на сегодняшний день механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики - необходима реструктуризация. Накопленный опыт финансового планирования позволяет выделить две системы финансирования государственных (муниципальных) услуг - затратную систему (сметное финансирование) и систему, ориентированную на результаты (государственное (муниципальное) задание).

В соответствии с действующим законодательством вузы в Российской Федерации функционируют как некоммерческие организации. До недавнего времени деятельность получателей бюджетных средств, в том числе высших учебных заведений, финансировалась из бюджета на основании сметы доходов и расходов, составляемой учреждением и утверждаемой главным распорядителем. Смета доходов и расходов представляет собой бюджетную заявку на основе прогнозирования объема предоставляемых

государственных или муниципальных услуг и устанавливает норматив финансовых затрат на их предоставление. Надо отметить, что сметный механизм финансирования вузов имеет следующие недостатки:

1) отсутствие законодательно установленных нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг не позволяет планировать расходы бюджетов на основе научно обоснованной потребности в средствах для предоставления качественных, отвечающих современным требованиям образовательных услуг и обеспечить достаточный объем финансирования для высших учебных заведений;

2) отсутствие финансово-хозяйственной самостоятельности у вузов снижает их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

В связи с отсутствием научно обоснованных нормативов финансовых затрат бюджетные ассигнования планировались не на основе потребности вуза в средствах, а с учетом возможности федерального бюджета по выделению средств.

Кроме того, сметная система финансирования характеризуется «низкой прозрачностью, отсутствием связи между государственными (муниципальными) услугами и результирующими показателями их предоставления, неэффективностью механизмов координации бюджетных программ, отсутствием у получателей бюджетных средств стимулов к повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг [6].

Вместе с тем основные положения Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года предусматривают переход к программной структуре расходов бюджетов, внедрение программно-целевых принципов организации деятельности учреждений, что потребует:

- изменения формата составления и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений, оказывающих общественные услуги;

- планирования расходов на содержание бюджетных учреждений, исходя из объемов оказываемых ими услуг;

- создания механизма стимулирования бюджетных учреждений для оптимизации объема и структуры государственных расходов;

- повышения качества управления финансовыми ресурсами в сфере бюджетных учреждений, в том числе путем адаптации инструментов финансового менеджмента, мониторинга.

Необходимо говорить о внедрении принципиально новой системы финансирования, ориентированной на результаты. Суть ее сводится к распределению средств соответствующего бюджета на предоставление государственных (муниципальных) услуг, предусматривающему «процедуры выбора между двумя и более вариантами расходования средств в соответствии с планируемыми результатами предоставления услуг»[7]. Все это становится возможным для учреждения на основании выполнения ими государственного (муниципального) задания, а наиболее эффективным инструментом финансового планирования является план финансовохозяйственной деятельности учреждения. Представляется, что именно план финансово-хозяйственной деятельности можно трактовать как систему, в которой формальные процедуры сбора, анализа информации и отчетности, используемые для распределения, управления и контроля бюджетными и внебюджетными средствами, организованы таким образом, что каждое учреждение стремится достичь стратегических целей деятельности и наилучшего качества предоставления услуг.

Определяя пути развития системы управления финансами высших учебных заведений, необходимо учитывать специфику финансовых отношений, характерные особенности предметной деятельности, а также исходить из того, что процесс реформирования и создания новых организационно-правовых механизмов финансового обеспечения

бюджетных учреждений следует рассматривать как общую закономерность развития финансовых отношений в целом. В контексте преобразований

реформы бюджетного процесса и тенденций развития национальной экономики высшие учебные заведения в форме бюджетных учреждений смогут эффективно выполнять свои функции только при соответствующей аккумуляции достаточного объема финансовых ресурсов, внедрении бюджетирования, ориентированного на результат, программно-целевых методов планирования и финансирования, активном внедрении внутреннего аудита эффективности и результативности государственных расходов, который предполагает проверку деятельности бюджетных учреждений с точки зрения достижения целей, а не проверки отдельных этапов финансовохозяйственной деятельности.

Исследование показывает, что за неполное десятилетие с начала реформ высшие учебные заведения сумели выработать стратегии адаптации сложившейся системы управления финансами к ныне внедряемой системе эффективного и результативного расходования бюджетных и внебюджетных средств. Главным содержанием таких стратегий стал поиск вариантов диверсификации источников финансирования хозяйственной деятельности, что приводит к повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Так, среди основных источников финансирования деятельности вузов на сегодняшний день можно выделить: бюджетное финансирование, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, внебюджетные источники. Развитие внебюджетных источников финансирования высших учебных заведений может идти по следующим направлениям:

• Расширение приема на программы высшего и послевузовского образования на контрактной основе. Особенность данных программ заключается в том, что они охватывают практически все специальности и все группы потребителей образовательных услуг.

• Быстрое развитие новых направлений оказания образовательных услуг на возмездной основе, выражающееся как в открытии платных подготовительных курсов для поступления в вуз, так и в создании программ

непрерывного образования взрослых как на очной, так и на дистанционной основе с использованием информационных технологий.

• Расширение связей университетов с региональными и местными органами власти и управления, обеспечение их существенной поддержки как в реализации совместных программ повышения квалификации государственных гражданских служащих, так и инвестиционных и научных проектов.

Сложность положения вузов в контексте достижения целевых ориентиров политики государственного финансового регулирования деятельности субъектов высшей школы состоит в необходимости одновременно адаптироваться к реформам в бюджетной сфере и вырабатывать новые принципы внутреннего регулирования финансовой деятельности в целях повышения качества предоставления образовательных услуг.

Следует отметить, что, говоря о повышении качества образовательных услуг и их эффективности, неизбежно встает вопрос определения и измерения результативности предоставленной услуги, а также методике проведения контрольного мероприятия. Наиболее адекватным и отвечающим требованиям бюджетной реформы методом является аудит эффективности государственных расходов. Можно выделить три основных этапа оценки результативности предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями: оценку процесса, оценку финансирования и оценку результата. Основные характеристики этапов оценки результативности предоставления образовательных услуг даны на рис. 3.

Задачи:

-оценка

содержания

образовательной

услуги;

-определение

Задачи:

-оценка уровня

финансирования образовательной услуги;

-определение

Задачи:

-определение индикаторов, характеризующих социальные эффекты от

Рис. 3. Этапы оценки результативности предоставления образовательных

услуг

Источник: составлено авторами

Один из самых сложных вопросов на сегодняшний день - выделение критериев результативности оказания образовательной услуги высшим учебным заведением. Можно предложить следующие критерии:

- успеваемость студентов;

- участие студентов в научной жизни вуза и результаты научных достижений;

- возможность применения теоретических знаний студента во время прохождения производственной и преддипломной практики;

- количество выпускников, трудоустроившихся по специальности и получивших карьерный рост.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, процесс управления финансами вузов требует от них в целях повышения конкурентоспособности обеспечить решение задач улучшения качества образовательных услуг, а также модернизации внутривузовской системы финансовых отношений. Решение этих задач в настоящее время, возможно только при условии функционирования высших учебных заведений в форме бюджетного учреждения с расширенным объемом прав.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Романова Т.Ф. Управление финансами сферы учреждений, оказывающих общественные услуги // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, посвященный 80-летию РГЭУ «(РИНХ)» «Финансовая политика в условиях модернизации российской экономики» / РГЭУ, -Ростов-на-Дону, 2011. - 398 с.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8.08.2010 № 83-Ф3// Правовая система Консультант-плюс // www. consultant-plus. ru

3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» // Правовая система Консультант-плюс // www.consultant-plus.ru

4. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // // www.roskazna.ru

5. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012-го года // Правовая система Консультант-плюс // www. consultant-plus. ru

6. Климанов В. Финансовые ресурсы информатизации региональных и муниципальных органов власти/ В. Климанов// Экономист. -2004. -№8. -С.77.

7. Кюрджиев С.П., Паршукова О.Ю., Гринева Ю.А. Использование инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами //Финансовые исследования. -2011. -№2. -С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.