Научная статья на тему 'О программно-целевых методах при финансовом планировании в вузах'

О программно-целевых методах при финансовом планировании в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЙ ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ / BUDGET PROCESS REFORM / FISCAL PLANNING / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / MANAGEMENT BY OBJECTIVES PLANNING / PER CAPITA PER CAPITA STANDARD OF FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликсетян Светлана Николаевна

В статье обсуждаются цели, задачи и особенности финансового планирования в высших учебных заведениях в условиях реализации реформы бюджетного процесса. Дается определение «финансовое планирование в вузах», раскрывается его содержание. Обсуждаются перспективы совершенствования финансового планирования в вузах посредством применения программно-целевых методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the objectives, tasks, and peculiarities of fiscal planning in higher educational establishments under budget reform. The author defines the term «fiscal planning in higher educational establishments», discusses the prospects of improving fiscal planning in higher educational establishments by means of management by objectives.

Текст научной работы на тему «О программно-целевых методах при финансовом планировании в вузах»

С.Н. Меликсетян

О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДАХ ПРИ ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ВУЗАХ

Аннотация

В статье обсуждаются цели, задачи и особенности финансового планирования в высших учебных заведениях в условиях реализации реформы бюджетного процесса. Дается определение «финансовое планирование в вузах», раскрывается его содержание. Обсуждаются перспективы совершенствования финансового планирования в вузах посредством применения программно-целевых методов.

Annotation

The article dwells on the objectives, tasks, and peculiarities of fiscal planning in higher educational establishments under budget reform. The author defines the term «fiscal planning in higher educational establishments», discusses the prospects of improving fiscal planning in higher educational establishments by means of management by objectives.

Ключевые слова

Реформа бюджетного процесса, финансовое планирование, план финансовохозяйственной деятельности, программно-целевые методы планирования, нормативноподушевой принцип финансирования

Key words

Budget process reform, fiscal planning, financial and economic activity, management by objectives planning, per capita per capita standard of financing.

Бюджетная реформа, которая проводится в Российской Федерации с 2005 г., затронула практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Специалистами Министерства финансов РФ бюджетная реформа в России была разделена на три этапа, и в настоящее время Правительством РФ и Министерством финансов реализуется третий, заключительный, этап бюджетной реформы. Немаловажное значение в реализации данного этапа имеет реформирование системы финансового планирования, в том числе в учреждениях, оказывающих образовательные услуги, в целях ориентации ее на конечный результат деятельности всех участников бюджетной процесса страны (рис. 1) (см. ниже).

В рамках реализации мероприятий реформы бюджетного процесса и параллельного реформирования системы высшего профессионального образования,

наряду с проблемами, носящими организационный, административный, а также в целом системный характер, существует ряд финансовых проблем, требующих своего решения.

Они связаны с поиском источников финансирования высшего профессионального образования и с совершенствованием существующих методов планирования и финансирования вузов.

Раскрытию особеннностей финансирования образовательной отрасли в России и в странах с развитой рыночной экономикой, проблем и перспектив бюджетного финансирования образования, а также различным формам финансирования государством образовательной деятельности посвящены работы многих отечественных ученых: Е.В. Бехтеревой, Беляковой С.А., А.Б. Вифлеемского, Гуртова В.А., Дрантусовой Н.В., Князева Е.А., Лариной С.Б., Новиковой В.Ф., Сиговой С.В..

Этапы реформы бюджетного процесса в Российской Федерации

1 этап

- Укрепление системы ис-

полнения бюджета;

- создание достоверной отчетности об исполнении

бюджета, основанной на кассовом методе учета;

- обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета

2 этап

Приведение в соответствие расходных обязательств публичноправовых образований с их финансовыми возможностями

3 этап

- Переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат;

- составление отчетности о финансовом положении

публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления;

- внедрение процедур

Рис. 1. Этапы реформы бюджетного процесса в РФ

Вместе с тем проводимая реформа бюджетного процесса поставила задачи дальнейшего исследования вопросов планирования и финансирования в секторе государственных учреждений, оказывающих социальные услуги.

Финансовое планирование в системе высшего профессионального образования является важнейшим элементом процесса управления финансами, который, в свою очередь, является составляющей финансового механизма высших учебных заведений в целом. Финансовое планирование в учреждениях высшего профессионального образования соотносится с общеприменимыми подходами к организации и осуществлению финансового планирования, которые также являются основополагающими и для вузов. Вместе с тем существуют специфические особенности финансового планирования в учреждениях высшего профессионального образования, которые необходимо учитывать при обосновании процедур и методических походов к финансовому планированию в учреждениях и организациях данного вида деятельности.

Рассматривая проблемы финансового планирования, следует отметить, что именно финансовому планированию в секторе учреждений, оказывающих социальные услуги, отечественными и

зарубежными учеными не уделялось должного внимания. Оно рассматривается либо как часть системы финансового менеджмента организации, либо как часть системы внутриорганизационного планирования функциональной деятельности.

В фундаментальных трудах учебнопрактической направленности зарубежных специалистов Брейли Р., Ю.Ф. Бригхема, Л. Гапенски, Ван Хорна, занимающихся проблемами финансового менеджмента, проблемы финансового планирования практически не затрагиваются. В целом в данных работах планирование рассматривается с точки зрения сроков планирования (краткосрочное, среднесрочное и стратегическое).

Наиболее подробно пробле-

мы финансового планирования организации отражены в трудах Бланка И.А., В.В. Бочарова, Т.А. Вороновой, П.Н. Городничева, В.В. Боровкова, Е. Глухова, О.Н. Лихачевой, И.В. Сергеева, А.В. Шипицина, И.Б. Шевчука и в целом отражают общие методологические подходы к финансовому планированию на микроуровне.

В большинстве работ, посвященных проблемам финансового планирования, в качестве основного его объекта рассматривается движение финансовых ресурсов, и только в некото-

рых указывается на необходимость определения финансовых отношений и стоимостных пропорций. Лихачева

О.Н. в своей работе выделяет следующие объекты финансового планирования:

• движение финансовых ресурсов;

• финансовые отношения, возникающие при формировании, рас-

пределении и использовании финансовых ресурсов;

• стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Вместе с тем не получили должной проработки вопросы, связанные с особенностями финансового планирования в системе высшего профессионального образования. Финансовому планированию в высших учебных заведениях посвящены лишь отдельные статьи, в которых рассматриваются общие вопросы организации сметного порядка планирования и финансирования, имеющие узкий прикладной характер, и не отражают решения проблемы в целом с точки зрения обеспечения научно обоснованных методических подходов для создания системы программно-целевого планирования и финансирования в любом учреждении высшего профессионального образования.

Финансовое планирование в вузах можно определить как вид управленческой функциональной деятельности вуза с целью достижения сбалансированности и пропорциональности в формировании, распределении и движении финансовых ресурсов и денежных потоков, то есть оптимального соотношения между бюджетными финансовыми ресурсами и доходами, полученными от различных видов коммерческой деятельности вузов.

Цели и задачи финансового планирования в вузе представлены в табл. 1 (см. ниже).

Взаимосвязь объектов и субъектов финансового планирования в высшем учебном заведении представлена на рис.2 (см. ниже).

Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации потребовала ориентации органов управления всех уровней на широкое внедрение в практику принципов бюджетирования, ориентированного на результат, и аудита эффективности государственных расходов, применение программно-целевых и иных современных методов финансового планирования. Все перечисленное- представляет собой превентивное определение процесса действий и решений, предпринимаемых руководителем учреждения, для того чтобы достичь поставленных целей по удовлетворению потребностей пользователей образовательных услуг.

В этой связи именно финансовый план вуза становится универсальным инструментом, помогающим принять правильное управленческое решение или целый их комплекс.

Как известно, в бюджетном секторе очень длительный период применялся сметный порядок планирования расходов на содержание государственных учреждений. Система сметного планирования, основанная на затратном принципе, создавала трудности на пути совершенствования управления финансами в бюджетной сфере, что и определило необходимость ее реформирования.

С 1 января 2011 г. на территории РФ действуют три типа государственных учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового планирования финансирования из бюджетов Российской Федерации.

Таблица 1. Цели и задачи финансового планирования в вузе

Цель финансового планирования

Результативное использование финансовых ресурсов; обеспечение целевого использования выделенного бюджетного финансирования___________________________________

Задачи финансового планирования

Аккумулирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов для реализации целевых программ развития вуза.

Определить пропорции распределения и перераспределения финансовых ресурсов по всем направлениям деятельности согласно распределению финансовой ответственности подразделений.

Проведение анализа эффективности использования финансовых ресурсов.

Определение степени достаточности финансовых ресурсов для их распределения и перераспределения по установленным пропорциям.

Определение финансовых взаимоотношений вуза с государственным бюджетом, партнерами по экономической деятельности.

СУБЪЕКТЫ ОБЪЕКТЫ

Министерство финансов РФ - нормативно правовое, методическое обеспечение, регулирование и контроль формирования и исполнения финансового плана; Министерство образования и науки РФ-нормативно правовое, методическое обеспечение, регулирование и контроль формирования и исполнения финансового плана; Вуз (подразделения и центры финансовой ответственности) - формирование и исполнение финансового плана к - Движение финансовых ресурсов вуза; - Финансовые отношения вуза, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; - Стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

\ /

/

Рис. 3. Методы финансового планирования в вузах

Так, финансовое обеспечение казенных учреждений по-прежнему осуществляется по смете расходов, а бюджетных и автономных образовательных учреждений - в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Бюджетные и автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельно-

сти, который является важнейшим документом для вузов, поскольку, в отличие от сметы, в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со

средствами от иной, приносящей доходы деятельности. Целью составления плана финансово-хозяйственной деятельности вузом являются:

• планирование общих объемов поступлений и выплат;

• определение сбалансированности финансовых показателей;

• планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение вуза;

• управление доходами и расходами вуза.

Следует отметить, что названный план, на наш взгляд, по-прежнему является аналогом сметы, однако, представляется, что должен содержать в себе элементы бизнес-плана. Так, в плане вуза отражаются данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательства на последнюю отчетную дату, а также плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Плановые показатели вуз формирует в разрезе:

- субсидий на выполнение государственного (муниципального зада-

ния;

- целевых субсидий;

- бюджетных инвестиций;

- поступлений от оказания вузом (подразделением) услуг (выполнения

работ), относящихся в соответствии с уставом вуз к его основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности (рассчитываются самим учреждением исходя из планируемого объема оказания услуг и планируемой стоимости их реализации).

Финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов учреждений высшего профессионального образования, также обладают своей спецификой, которую необходимо учитывать при финансовом планировании. В целом финансовые обязательства, возникающие у вузов, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Финансовые обязательства ВУЗов

Так, в вузе формируются следующие обязательства:

-перед органами государственной власти и местного самоуправления в сумме средств подлежащих перечислению в счет оплаты обучения студентов, аспирантов и докторантов за счет субсидии на выполнение государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству и объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ) [Бюджетный кодекс Российской Федерации].

-перед финансовыми органами (Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-

ции), за счет сумм, подлежащих уплате в счет задолженности по налогам и сборам [Бюджетный кодекс Российской Федерации].

-перед профессорско-преподава-

тельским составом, вспомогательным персоналом, сотрудниками вуза за счет фонда оплаты труда и других выплат персоналу;

-перед физическими и юридическими лицами в сумме средств, подлежащих перечислению в счет оплаты обучения студентов, аспирантов, докторантов по образовательным программам, реализуемым на договорной основе; в счет оплаты иных видов работ, оказанных услуг.

Составление достаточно обоснованного плана финансово-

хозяйственной деятельности обеспечивает прогнозируемость функционирования вуза, возможность эффективного государственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов и государственной собственности, соблюдением уставных требований и налогового законодательства и в итоге

— законности и стабильности финансово-хозяйственной деятельности вузов. Это позволяет детально контролировать и регулировать финансово-

хозяйственную деятельность вузов.

Методика планирования финансовых ресурсов на базе норматива бюджетного финансирования на одного студента должна учитывать следующие базовые положения:

- финансовое планирование осуществляется на основе определения стоимости стандартной бюджетной образовательной услуги на студента;

- для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;

- учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, видам образовательных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания.

Расчет показателей подушевого бюджетного финансирования является одним из этапов реализации метода нормативного подушевого финансирования. Применение данной методики

позволит сделать распределение финансовых ресурсов по вузам объективным и прозрачным.

При нормативно-подушевом способе распределения бюджетных средств вузы попадают в равные условия, их финансовое состояние зависит, прежде всего, от числа обучающихся студентов. Учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения (бакалавриат, специалитет, магистратура), видам образовательных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение предлагаемой методики, даже на стадии формирования финансового плана вуза, показывает, что такой метод является:

-способом повышения эффективности бюджетных расходов (за счет сокращения неоправданных и нецелевых расходов);

- условием повышения степени прозрачности происходящих процессов (формализованная формула расчета бюджетной потребности);

-способом выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий (стандартизированный расчет образовательных субвенций и трансфертов);

-способом достижения равенства доступа к образованию.

Ниже приведен пошаговый алгоритм действий при использовании рассматриваемой технологии подушевого норматива образовательных учреждений в целом и для вузов, в частности (табл.2).

Таблица 2. Пошаговый алгоритм применения подушевого норматива образовательного учреждения

Шаг первый Выделение факторов, определяющих объем конституционно гарантированного минимума образовательной услуги. Расчет стоимости стандартной услуги (минимального норматива бюджетной обеспеченности в образовании).

Шаг второй Определение факторов, влияющих на удорожание стандартной образовательной услуги. Расчёт коэффициентов удорожания.

Продолжение таблицы 2

Шаг третий Составление бюджета. Производится исходя из численности студентов, стоимости минимальной образовательной услуги и удорожающих коэффициентов.

Шаг четвертый Сравнение составляемого бюджета с бюджетными проектировками, рассчитанными традиционным способом.

Шаг пятый Выработка управленческих решений: введение новых коэффициентов удорожания для учета специфики учреждения; перевод части финансирования из норматива в целевые программы; сокращение выделяемых данному учреждению финансовых средств как необоснованно завышенных по сравнению со средствами, выделяемыми другим учреждениям.

Шаг шестой Разработка плана мероприятий администрации для реализации выбранной цели (оптимизация расходов, выравнивание).

Финансовое планирование в вузах на основе перехода к программноцелевым методам планирования и финансирования представляет собой одну из наиболее прогрессивных новаций в организации бюджетного процесса, призванную обеспечить качественно новый уровень результативности и эффективности расходования бюджетных средств, прозрачности и целеориенти-рованности бюджетного процесса в целом, а также способствует более глубоким и разносторонним изменениям не только в сфере высшего профессионального образования, но и государственного управления финансами в целом.

В то же время в рамках реализации мероприятий реформы бюджетного процесса предусмотрено повышение результативности государственных расходов в целом, и в образовательной сфере, в частности. В этой связи необходимо реализовать следующие мероприятия:

-установление долгосрочных лимитов расходов с их ежегодной корректировкой в соответствии с выполнением ВУЗом конкретных показателей среднесрочного (трехлетнего) плана;

-передачу ответственности за

принимаемые решения на уровень распорядителей (получателей) средств федерального бюджета;

-предусмотреть порядок планирования и финансирования: применение

подушевых нормативов и коэффициентов удорожания, порядок доведения субсидии на исполнение государственного задания до уровня вуза и распределение их на нормативно-подушевой основе.

Библиографический список

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8.08.2010 № 83-ФЗ// Правовая система Консультант-плюс [www. consultant-plus. ru].

3.Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Проект от 19 февраля 2010 г.//Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [www.minfin.ru].

4.Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы. -2008. -№2.

5.Сигова С.В. Бюджетное финансирование науки и образования в субъектах Российской Федерации / С. В. Сигова, В. А. Гуртов. - М.: Экономика, 2009.

6.Юсупова Е.П.Формирование единого подхода к расчету норматива затрат //Финансы. -2011.-№9.

7.Якобсон Л.И. Некоторые комментарии к реформе финансирования высшего образования в России.

8.[Online]URL:<http://www.ecsocman.ed

u.ru/db/msg/157092.html>.

Bibliographic list

1. Federal law "On amending certain legislative acts of the Russian Federation in connection with perfection of the legal status of the state (municipal) bodies" dated 2010 August, 8. No. 83- FZ // Consultant-plus legal system.

2. A program of improving budget expenses efficiency for a period up to 2012. Draft dated 2010. February, 19 // Official site of the Ministry of Finances of the Russian Federation.

3. Nesterenko T.G. Stages of budget reform // Finances. -2008.-№2.

4. Sigova S.V. Budget financing of science and education in the regions of the Russian Federation / S.V. Sigova, V.A. Gurtov. Moscow. Economica. 2009

5. Yusupova E.P. Forming a consistent approach to calculation of basic standard cost// Finances.

6. Yakobson L.I. Some comments on the reform of financing higher education in Russia.

7. [Online] URL:

<http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/157

092.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.