Научная статья на тему 'Управление деятельностью предпринимательских структур в муниципальных образованиях'

Управление деятельностью предпринимательских структур в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / BUSINESS STRUCTURES / MUNICIPALITIES / POPULATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MUNICIPAL ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURSHIP / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Добрина Лейла Ровшановна, Белозерова Валерия Александровна

Муниципальные образования, принимающие участие в деятельности коммерческих организаций, участвуют в предпринимательской деятельности и обеспечивают муниципалитет стабильным источником бюджетного пополнения. Все это не только покрывает потребности социальной сферы, но и содействует обеспечению стабильного жизненного уровня граждан, повышению качества жизни, а также способствует социальноэкономическому развитию локальной территории. Муниципальную предпринимательскую деятельность осуществляют предпринимательские структуры, независимо от формы собственности, но находящиеся на территории данного муниципального образования. Более того, предпринимательские структуры в муниципальных образованиях имеют возможность действовать в вариативном режиме по отношению к деятельности, которая осуществляется в данном муниципальном образовании. Однако экономические субъекты используют муниципальные ресурсы и производят за пользование платежи. Авторы отмечают, что органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже принятых стандартов в процессе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли. Муниципальные предпринимательские структуры призваны обеспечить жизненные потребности населения, такие как жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и экологической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Добрина Лейла Ровшановна, Белозерова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipalities participate in activity of commercial organizations, they are involved in business activities and provide the municipality with a stable source of budget replenishment. All these not only cover the needs of the social sphere, but also promote a stable living standards of the citizens, and promote socio-economic development of the local territory. Municipal business activity is carried out by business organizations, regardless of ownership, but situated on the territory of this municipality. Moreover, business structures in the municipalities have the opportunity to act in selective mode in relation to the activities performed in this municipality. However, the economic actors use of municipal resources and make use of the payments. The authors note that local authorities play the role of a guarantor of the population of a certain level of public social services at the level not lower than the accepted standards in the process of distribution of the resulting economic activities profit. Municipal enterprise structures are designed to provide the vital needs of the population, such as housing, communal services, public transport, maintaining a healthy sanitary and ecological environment.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью предпринимательских структур в муниципальных образованиях»

УДК 334.02

Бутова Татьяна Витальевна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Россия, Москва1

Заместитель декана факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: tvbutova@mail.ru

Добрина Лейла Ровшановна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва Студентка 3 курса E-Mail: leilochka_d@mail.ru

Белозерова Валерия Александровна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва Студентка 3 курса E-Mail: lero4ek3108@yandex.ru

Управление деятельностью предпринимательских структур в муниципальных образованиях

Аннотация. Муниципальные образования, принимающие участие в деятельности коммерческих организаций, участвуют в предпринимательской деятельности и обеспечивают муниципалитет стабильным источником бюджетного пополнения. Все это не только покрывает потребности социальной сферы, но и содействует обеспечению стабильного жизненного уровня граждан, повышению качества жизни, а также способствует социальноэкономическому развитию локальной территории.

Муниципальную предпринимательскую деятельность осуществляют

предпринимательские структуры, независимо от формы собственности, но находящиеся на территории данного муниципального образования. Более того, предпринимательские структуры в муниципальных образованиях имеют возможность действовать в вариативном режиме по отношению к деятельности, которая осуществляется в данном муниципальном образовании. Однако экономические субъекты используют муниципальные ресурсы и производят за пользование платежи.

Авторы отмечают, что органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже принятых стандартов в процессе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли. Муниципальные предпринимательские структуры призваны обеспечить жизненные потребности населения, такие как жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и экологической среды.

Ключевые слова: предпринимательские структуры; муниципальные образования; население; социально-экономическое развитие; муниципальное предпринимательство; предпринимательская деятельность; управление.

Идентификационный номер статьи в журнале 114EVN314

1 111395, Россия, Москва, ул.Красный Казанец 3-1-184 1

Общемировые тенденции развития предпринимательской деятельности подтверждают необходимость усиления роли местной экономики в системе современных российских экономических отношений. Нормативной базой развития предпринимательской деятельности на муниципальном уровне управления экономикой является внедрение в практику принципов административной реформы, подразумевающих передачу полномочий по социальноэкономическому обеспечению населения и функционированию производственного комплекса с регионального уровня на муниципальный.

Следовательно, возникает возможность улучшить проводимую руководством муниципального образования социально-экономическую политику, которая базируется на повышении эффективности управления предпринимательскими структурами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании. Они являются либо муниципальными унитарными предприятиями, либо предприятиями, работающими преимущественно по муниципальным заказам, либо предприятиями, использующие в основном местные ресурсы. Эти предприятия, взаимодействуя между собой и руководством муниципальных образований, самым тесным образом связаны с местной экономикой.

Стоит выделить наиболее характерные проблемы для деятельности муниципальных предпринимательских структур:

• проблемы и особенности взаимодействия муниципальных властных структур с

частными предпринимательскими структурами и с муниципальными унитарными предприятиями;

• проблемы управления и регулирования на муниципальном уровне частными

предпринимательскими структурами, коммерческими и некоммерческими муниципальными предприятиями, что обусловлено различными формами собственности;

• проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями и

муниципальными предпринимательскими структурами в различных секторах деятельности, что связано с социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Таким образом, на данном этапе развития крайне необходимо искать выход из сложившейся ситуации путем решения перечисленных проблем, определяющих, в конечном итоге, качество проведения муниципальной социально-экономической политики.

В настоящее время перед российскими муниципальными образованиями стоит задача максимально эффективно пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом и ресурсами для организации деятельности частных структур, совместных муниципальночастных структур и муниципальных предпринимательских структур. Несмотря на то, что на практике необходимо максимально эффективно управлять муниципальной собственностью, администрациям муниципальных образований удается это далеко не всегда. Для того, чтобы повысить эффективность управления местными ресурсами необходимо выделить и охарактеризовать такую категорию как предпринимательская деятельность муниципального образования. Особенностью, которая отличает муниципальное предпринимательство от частного, является приоритетность социально-экономических целей перед целями коммерческими.

Муниципальное предпринимательство можно определить как форму экономической деятельности муниципального образования, которая заключается в выполнении функций и задач местного уровня. Эти задачи связаны с обеспечением населения социально значимыми

товарами и услугами и осуществляется с применением механизмов предпринимательской деятельности в условиях рыночной среды. Принимая участие в деятельности коммерческих организаций, в том числе хозяйственных обществах, муниципальные образования, таким образом, участвуют в предпринимательской деятельности и обеспечивают муниципалитет стабильным источником бюджетного пополнения, который в определенной степени не только покрывает потребности социальной сферы, но и содействует обеспечению стабильного жизненного уровня граждан2.

Для того, чтобы соотносить деятельность муниципальных образований к предпринимательской, одного только систематического получения прибыли недостаточно, поскольку ее наличие не всегда должно быть непременным условием в пределах муниципального сектора экономики.

В этой связи предлагается рассматривать муниципальное образование как территориальную систему, которая включает в себя совокупность элементов локального воспроизводственного процесса, образующих муниципальный хозяйственный комплекс, субъектно-объектная сущность которого дает возможность рассматривать этот комплекс как самостоятельный субъект управления и хозяйствования. Поэтому вытекает необходимость уточнения сущности и понятия муниципальной предпринимательской деятельности, а также определения ее особенностей, отличающихся их от имеющихся трактовок сущности и понятий предпринимательской деятельности:

• муниципальная предпринимательская деятельность осуществляется разнообразными предпринимательскими структурами, которые могут различаться по форме собственности, но находятся на территории данного муниципального образования;

• предпринимательские структуры в муниципальных образованиях могут действовать в вариативном режиме относительно деятельности, осуществляемой в данном муниципальном образовании, но пользуются муниципальными ресурсами и осуществляют за это пользование платежи.

Анализ основных типов предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях основывается на представлениях о том, что в сегменте местной экономики субъектами деятельности могут быть как коммерческие предприятия, так и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в рамках определенного муниципального образования, а также сами муниципальные образования и органы местного самоуправления, их представляющие.

Общим для данных субъектов является конечный результат их совместной коллективной экономической деятельности, который имеет как социальную направленность, так и экономическую -получение доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Муниципальное образование, обеспечивая формирование соответствующих условий для осуществления предпринимательства, реализует многообразие альтернатив и вариантов при выборе определенного решения требует от органов местного самоуправления учета особенностей отраслей муниципальной экономики, реализации подхода к управлению. Типы муниципальных предприятий разнообразны и могут отличаться по видам собственности и по способам осуществления функций собственника, таким, как формы контроля и управления.

2 Беляева И.Ю., Данилова О.В. Социальное инвестирование в современной России// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. №11. С.30.

Среди упомянутых видов предприятий наибольшую распространенность получили за последние два десятилетия предприятия, основанные на смешанной муниципальной и частной акционерной собственности. Типы управления предпринимательскими структурами рассматриваются в следующих аспектах:

• участие в предпринимательской деятельности через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации, позволяет выделить три вида организаций: государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения;

• участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом, в случае владения акциями открытых акционерных обществ, которые были созданы на основе этого имущества, и которые числятся в государственной или муниципальной собственности;

• занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления, которые помимо выполнения своих непосредственных функций еще могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для определения роли муниципального предпринимательства оценка осуществляется по таким параметрам как цели, способы реализации и критерии эффективности. Главное отличие государственного и муниципального предпринимательства от частного, по нашему мнению, заключается в цели, которая в первом случае состоит не только в исключительном получении прибыли, но и в поддержании целостности общественного воспроизводственного процесса.

Муниципальная экономика, являясь системным явлением, неразрывно связана с государственным и частным секторами. По своей природе она, как и государственный сектор, функционируют эффективнее других в следующих сферах деятельности: разработка и реализация политики развития, обеспечение социальной справедливости, поддержка стабильности в предоставлении услуг населению, борьба с дискриминацией разного рода.

Поскольку органы местного самоуправления выступают на рынке в роли самостоятельных и равноправных субъектов экономических отношений, а значит, могут самостоятельно распоряжаться собственностью, которая им принадлежит, землей, финансовыми ресурсами и получать при этом прибыль, они, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, близки к коммерческим организациям. Вместе с тем, главное отличие муниципальных предпринимательских структур от коммерческих организаций заключается в том, что их цель -извлечение прибыли в интересах населения, образующего местное сообщество, а не участников структуры3.

В ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов. Муниципальные предпринимательские структуры в своей деятельности призваны обеспечить жизненные потребности населения,

3 Егоров А.С. Роль предпринимательской деятельности в социально-экономической политике муниципального образования //Государственный университет управления. Вестник университета. 2012. -№10.

4

среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт,

„ „4

поддержание здоровой санитарной и экологической среды4.

Содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления -управленческое и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности. Цели муниципальной экономики сводятся к выявлению потребностей местного сообщества в товарах и услугах и разработке стратегических проектов, способных их удовлетворить.

Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и качественную неоднородность продуктов необходимых людям. Одну их часть можно довести до конечного потребителя только лишь через рыночный механизм, без участия при этом местных органов власти и управления. Ответственность за производство оставшейся части продукции, которая не находит поддержки в частном секторе, так называемые общественные товары и услуги, возлагается непосредственно на местные органы власти.

Следовательно, занимаясь собственным производством и предоставляя населению муниципального образования общественные товары и услуги, органы местного самоуправления вносят определенный вклад в достижение целей развития местного сообщества.

Таким образом, роль предпринимательской деятельности в социально-экономической политике муниципальных образований заключается в том, что используя ресурсы муниципального образования, формируются задачи для органов управления муниципального образования: во-первых, по обеспечению предпринимательской структуры в муниципальном образовании необходимыми в настоящее время для ее нормального функционирования местными ресурсами; во-вторых, осуществлять стратегическое планирование будущих потребностей предпринимательской структуры в ресурсах муниципального образования.

4 Ряховская А.Н., Арсенова Е.В. Обеспечение населения социально-значимыми услугами// Проблемы современной экономики. 2008.№4.С.424-430.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амельченко Е.Н. Направления развития предпринимательских структур муниципальных образований// Экономика и управление. 2007. №6. С. 202-205.

2. Беляева И.Ю., Данилова О.В. Социальное инвестирование в современной России// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. №11. С.30.

3. Беляева И.Ю., Цыгалов Ю.М., Пухова М.М. Эффективность механизмов корпоративной социальной ответственности// Акционерный вестник. 2007. №6. С. 24.

4. Егоров А.С. Роль предпринимательской деятельности в социальноэкономической политике муниципального образования //Государственный университет управления. Вестник университета. 2012. -№10.

5. Егоров А.С., Каштанов В.В.Критерии повышения социально-экономической политики муниципального управления //Государственный университет управления. Вестник университета. 2012. -№14.

6. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг// Вестник Университета (Государственный университет управления).2013.№3.С.029-037.

7. Пухова М.М., Цыбульская В.И. Роль государства в условиях глобализации (статья) / Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития: Сборник научных статей по материалам Шестой Всероссийской (Второй международной) научно-практической конференции. -Изд-во Московского Гуманитарного Университета, 2012.

8. Рагулина Ю.В., Нечаева О.А. Понятие и сущность комплексного социальноэкономического развития муниципальных образований. Объединение экономистов и правоведов - ключ к новому этапу развития (The unification of economists and lawyers - is a key to the new stage of development) сборник научных работ Международного научно-практического конгресса. 2013. С. 158161.

9. Ряховская А.Н., Арсенова Е.В. Обеспечение населения социально-значимыми услугами// Проблемы современной экономики. 2008.№4.С.424-430.

10. Тойшева О.А., Гороховицкая Т.Н. Необходимость системного подхода в управлении предпринимательскими структурами муниципальных образований// Проблемы современной науки. 2013. С. 234-242.

11. Бутова Т.В., Добрина Л.Р. Особенности нормативно-правового регулирования

партнерства власти и бизнеса в реализации муниципальных социальных функций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014 № 2

http://naukovedenie.ru/PDF/116EVN214.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

Рецензент: Филатова Татьяна Васильевна, к.э.н., профессор кафедры «Корпоративные финансы», декан факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, Москва.

Tatyana Butova

Finance university under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: tvbutova@mail.ru

Leyla Dobrina

Finance university under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: leilochka_d@mail.ru

Valeria Belozerova

Finance university under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: lero4ek3108@yandex.ru

Management of enterprise structures’ activity in municipalities

Abstract. Municipalities participate in activity of commercial organizations, they are involved in business activities and provide the municipality with a stable source of budget replenishment. All these not only cover the needs of the social sphere, but also promote a stable living standards of the citizens, and promote socio-economic development of the local territory.

Municipal business activity is carried out by business organizations, regardless of ownership, but situated on the territory of this municipality. Moreover, business structures in the municipalities have the opportunity to act in selective mode in relation to the activities performed in this municipality. However, the economic actors use of municipal resources and make use of the payments.

The authors note that local authorities play the role of a guarantor of the population of a certain level of public social services at the level not lower than the accepted standards in the process of distribution of the resulting economic activities profit. Municipal enterprise structures are designed to provide the vital needs of the population, such as housing, communal services, public transport, maintaining a healthy sanitary and ecological environment.

Keywords: business structures; municipalities; population; socio-economic development; municipal entrepreneurship; entrepreneurship; management.

Identification number of article 114EVN314

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Amelchenko E.N. Directions of development of business structures of municipalities// Economics and management. 2007. №6. P. 202-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belyaeva I.U., Danilova O.V. Social investment in modern Russia// Journal of Samara state economic University. 2011. №11. P.30.

Belyaeva I.U., Sigalov Y.M., Pukhova M. M. Effectiveness of mechanisms of corporate social responsibility// Joint-Herald. 2007. №6. P. 24.

Egorov A.S. The role of business in social-economic policy of the municipality //State University of management. Bulletin of the University. 2012. №10.

Egorov A.S., Kashtanov V.V. Criterions of improvement the socio-economic policy of municipal management //the State University of management. Bulletin of the University. 2012. -№14.

Pukhova M.M., Tsibulsky V.I. The role of the state in the conditions of globalization (article) / the System of state and municipal management: problems and prospects of development: Collection of scientific articles on materials of Sixth all-Russian (Second international scientific-practical conference. - Publishing house of the Moscow Humanitarian University, 2012.

Ragulina J.V., Nechaev O.A. the Concept and essence of the complex social-economic development of municipalities. The Association of economists and lawyers - the key to a new stage of development=The unification of economists and lawyers -is a key to the new stage of development, collection of scientific works of the International scientific-practical Congress. 2013. P. 158-161.

Ryakhovsky A.N., Arsenova E.V. provision of the population with socially significant services// Problems of modern economy. 2008. P. 430.

Taisheva O.A., Gorokhoveckaja T.N. The necessity of system approach to management of entrepreneurial structures of municipal units// Problems of modern science. 2013. P. 234-242.

Zainasheva S.G., Semkina O.S. Public-private partnership in the provision of socially important services// Bulletin of the University (State University of management).2013.P. 037.

Butova T.V., Dobrina L.R. Osobennosti normativno-pravovogo regulirovanija partnerstva vlasti i biznesa v realizacii municipal'nyh social'nyh funkcij // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014 № 2 http://naukovedenie.ru/PDF/116EVN214.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.