Научная статья на тему 'Управление человеческими ресурсами как задача управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах'

Управление человеческими ресурсами как задача управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ / SUPPORT OF MANAGERIAL DECISION-MAKING IN SOCIAL SYSTEMS / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / СТАНДАРТ ISO 55000:2014 "УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ" / "ASSET MANAGEMENT" ISO 55000:2014 STANDARD / КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / CONSTRUCTIVE CONFLICT RESOLUTION / ДИАГРАММА ПАРЕТО / PARETO CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонцих Наталья Павловна

Изложен систематический подход, определяющий связь аспектов управления человеческими ресурсами в задачах социального развития и социального партнерства. Показано, что решаемая задача соответствует паспорту научной специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах». Обосновано, что методы управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах основаны на стандартах семейства ISO 55000:2014 «Управление активами». Предложены результаты практического решения анализа управления человеческими ресурсами на основе применения диаграммы Парето.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лонцих Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCES MANAGEMENT AS A PROBLEM OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT AND SUPPORT OF MANAGERIAL DECISION-MAKING IN SOCIAL SYSTEMS

The article describes a systematic approach that determines the relationship of the aspects of human resource management in the problems of social development and partnership. It is shown that the problem under consideration corresponds to the passport of the scientific specialty 05.13.10 “Management in social and economic systems”. It is proved that the methods of intellectual property management and support of managerial decision-making in social systems are based on the standards of the family ISO 55000:2014 “Asset Management”. Based on the Pareto chart application the results of the practical implementation of the human resources management analysis are given

Текст научной работы на тему «Управление человеческими ресурсами как задача управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах»

УДК 331.5; 658.3

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ КАК ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

© Н.П. Лонцих1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложен систематический подход, определяющий связь аспектов управления человеческими ресурсами в задачах социального развития и социального партнерства. Показано, что решаемая задача соответствует паспорту научной специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах». Обосновано, что методы управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах основаны на стандартах семейства ISO 55000:2014 «Управление активами». Предложены результаты практического решения анализа управления человеческими ресурсами на основе применения диаграммы Паре-то.

Ключевые слова: управление персоналом; поддержка принятия управленческих решений в социальных системах; управление человеческими ресурсами; стандарт ISO 55000:2014 «Управление активами»; конструктивное разрешение конфликтов; диаграмма Парето.

HUMAN RESOURCES MANAGEMENT AS A PROBLEM OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT AND SUPPORT OF MANAGERIAL DECISION-MAKING IN SOCIAL SYSTEMS N.P. Lontsikh

Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes a systematic approach that determines the relationship of the aspects of human resource management in the problems of social development and partnership. It is shown that the problem under consideration corresponds to the passport of the scientific specialty 05.13.10 "Management in social and economic systems". It is proved that the methods of intellectual property management and support of managerial decision-making in social systems are based on the standards of the family ISO 55000:2014 "Asset Management". Based on the Pareto chart application the results of the practical implementation of the human resources management analysis are given. Keywords: personnel management; support of managerial decision-making in social systems; human resource management; "Asset Management" ISO 55000:2014 Standard; constructive conflict resolution; Pareto chart.

Методы управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах основаны на ряде нормативных документов и прежде всего на стандартах семейства ISO. В частности, менеджмент активов и управления интеллектуальной собственностью основывается на стандартах ISO 55000:2014 «Управление активами».

Результативность процессов управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах возрастает при появлении нематериальных активов предприятия. Следовательно, существует взаимосвязь инновационного развития пред-

приятия, управления интеллектуальной собственностью и принятия управленческих решений с активами предприятия вообще и его нематериальными активами в частности. Поскольку особенности инновационного развития предприятий, выбор методов управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах заключаются в необходимости упреждающего достижения готовности предприятия к обновлению процессов своей деятельности, то это обстоятельство необходимо учитывать при управлении инновационным процессом предприятия на основе анализа нематериальных активов. Для эффективно-

1

Лонцих Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, e-mail: natalysib@list.ru

Lontsikh Natalia, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, e-mail: natalysib@list.ru

го управления интеллектуальными ресурсами, в том числе нематериальными активами, требуется системный подход к организации инновационной деятельности на предприятии, что позволяет охватить все стадии процессного подхода управления интеллектуальными ресурсами. В то же время существует подход, основанный на решении конкретных задач развития предприятия без учета взаимосвязи процессов и процедур, происходящих внутри предприятия, без внедрения и реализации методов управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах. Внедрение нематериальных активов позволяет также решить и задачу социальной ответственности: улучшение способности организации сберегать ресурсы, адаптироваться и демонстрировать социальную ответственность и соответствие этическим нормам хозяйствования и ведения бизнеса [3]. Отметим, что в перечне научных специальностей ВАК имеется такая специальность, как «Управление в социальных и экономических системах» (шифр 05.13.10). Среди областей исследования в паспорте данной специальности указаны следующие направления: «10. Разработка методов и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений в экономических и социальных системах. 11. Разработка методов и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности, качества и надежности организационных систем» [7]. Такая постановка позволяет решать задачи в части определения сущности экономических и социальных задач управления персоналом предприятий и организаций.

Результативность деятельности, конкурентоспособность и надежность предприятия являются функциями процессного подхода. Вопросы менеджмента качества систем управления, в том числе социальных, оценка эффективности и результативности процессов этих систем регламентированы требованиями семейства стандартов ISO 9000, в части их применимости в целях внедрения и сертификации - стандарта ISO 9001 [2]. Стандарты серии ISO

9000 предназначены для реализации принципов менеджмента качества в целях обеспечения конкурентоспособности, эффективности и надежности организационных систем предприятия. В настоящее время этот стандарт внедрен в редакции 2015 года [10]. Отметим, что в новой версии стандарта ISO 9001 сделан акцент, прежде всего, на учет, анализ и минимизацию рисков и на большую применимость процессного подхода.

В стандарте ISO 9001 указывается, что внедрение систем менеджмента качества побуждает организацию анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения, способствовать повышению удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы дает организации уверенность в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям потребителей [2].

Менеджмент бизнеса подчиняется принципам, определенным стандартом ISO 9000, осуществляется по предлагаемым им методам и с помощью описанных в нем инструментов. Оценочная деятельность является частным случаем менеджмента бизнеса, управления недвижимостью, менеджмента активами. Менеджмент и оценка бизнеса предполагают такие составляющие, как анализ недвижимости (зданий и сооружений, машин и оборудования и др.), интеллектуальной собственности (нематериальных активов). При этом оценочная деятельность осуществляется в соответствии с федеральным стандартом оценки, что позволяет сформировать стандарты и правила оценочной деятельности, которые становятся основанием для объективного управления недвижимостью, активами, и является единым подходом в реализации требований менеджмента качества [8; 9; 11].

Покажем, что задачи поиска мето-

дов управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах основаны на стандартах семейства ISO 9000, а в части менеджмента активов и управления интеллектуальной собственностью - на стандартах ISO 55000:2014 «Управление активами». Стандарт ISO 55001 и его российский аналог ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИС0 55000:2014 «Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология» дают предприятию возможность решить поставленные задачи в бизнесе, используя эффективное управление собственными активами. Этот стандарт дает общее представление об управлении активами и системах управления ими, то есть системах менеджмента для управления активами. Он также содержит положения, которые используются в ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИСО 55001:2014 и ГОСТ Р 55.0.03-2014/ИСО 55002:2014. Международное сотрудничество в подготовке этих стандартов позволило идентифицировать общие практики, которые могут быть применены к широкому спектру активов в различных организациях в условиях различных культурных традиций. Стандарты семейства ISO 55001, ISO 55002 и ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014 относятся к системе менеджмента для управления активами, которая в текстах трех стандартов называется системой управления активами. Стандарты ISO 55001, ISO 55002 и стандарт ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014 могут использоваться совместно с любыми стандартами и техническими спецификациями, связанными с управлением активами определенного типа в любой отрасли экономики. ISO 55001 устанавливает требования для системы управления активами, тогда как другие стандарты детализируют технические требования, связанные с определенной отраслевой спецификой, определенными типами активов и определенной деятельностью, или содержат руководящие указания по разъяснению требований ISO 55001 и их применению в определенных отраслях или для

активов определенного типа.

Факторами, влияющими на то, какие типы активов требуются организации для достижения своих целей, и на то, как управлять активами, являются следующие:

- характер и предназначение организации;

- операционный контекст;

- финансовые ограничения и нормативные требования организации;

- потребности и ожидания организации и других заинтересованных сторон.

Перечисленные воздействующие факторы необходимо учитывать при разработке, внедрении, поддержании в работоспособном состоянии и постоянном улучшении управления активами.

Осуществляемое организацией эффективное управление активами является чрезвычайно важным при реализации ценности этих активов посредством управления рисками и перспективами для того, чтобы достичь желаемого баланса затрат, риска и производительности. Нормативная и законодательная среда, в которой функционируют организации, постоянно усложняется, и соответствующие риски, источником которых являются многие активы, постоянно эволюционируют.

Основные принципы и система управления активами, предложенные в стандарте ISO 55001, при их интеграции в структуру общего управления и менеджмента риска организации могут принести осязаемые выгоды и стать рычагами для реализации новых возможностей. Управление активами преобразует цели организации в относящиеся к активам решения, планы и виды деятельности, используя подход, основанный на оценке рисков. Высшему руководству организации, ее работникам и заинтересованным сторонам следует осуществлять планирование, управленческую деятельность (например, воздействуя политиками предприятия, процессами) и мониторинг для того, чтобы использовать перспективные возможности и снижать риски до приемлемого уровня. Управление активами предполагает нахождение баланса между затратами, перспек-

тивами и рисками, с одной стороны, и обеспечением требуемой производительности активов - с другой, для достижения целей организации. Поиск баланса может осуществляться в течение различных временных периодов.

При управлении активами может применяться аналитический подход на различных этапах их жизненного цикла - от определения потребности в активе до вывода его из эксплуатации, включая управление любыми потенциальными обязательствами, возникающими в период после их вывода из эксплуатации. Аналитический подход позволяет организации выявить потребность в системах активов, а также оценить их производительность на различных уровнях.

Создание системы управления активами, управления человеческими ресурсами является важным стратегическим решением для организации. ISO 55001 устанавливает требования к системе управления активами, но не содержит требований относительно разработки системы. Система управления активами используется организацией для руководства, координации и управления всей деятельностью по управлению активами. Она может обеспечить улучшение управления рисками и гарантирует постоянное достижение целей управления активами. Однако не вся деятельность по управлению активами может быть формализована посредством системы управления активами. Например, такие аспекты, как руководство, культура, мотивация, поведение, которые могут оказывать значительное влияние на достижение целей управления активами, могут управляться организацией вне системы управления активами.

Управление персоналом является одним из важнейших факторов реализации управления активами. Значение управления человеческими ресурсами очевидно для коммерческих и некоммерческих предприятий, действующих как в промышленности, так и в сфере услуг. Без высококвалифицированных специалистов, активных, мотивированных на работу, организация не

может выжить и достичь своих целей. В настоящее время успех любой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Современный менеджмент характеризуется повышенным вниманием к человеческому фактору, изменением роли человека в организации, превращением его в решающий ресурс обеспечения конкурентоспособности компании, реализации задач мониторинга управления бизнесом. Все это определяется как мотивация применимости методов менеджмента активами.

Изучение основ управления человеческими ресурсами в образовательных и наукоемких высокотехнологичных производствах повышает социально-профессиональную компетентность будущих специалистов, формирует организационный и управленческий горизонт менеджера, возможности в области эффективного управления людьми. Прежде чем рассматривать сущность экономических и социальных задач управления персоналом предприятий и организаций, технологии профилактики и разрешения конфликтов, необходимо отметить, что экономические и социальные задачи управления персоналом предприятий и организаций являются неотъемлемой принадлежностью общества в целом. Конфликт не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным или деструктивным последствиям.

Понятно, что продуктивная напряженность должна согласовываться с эффективной работой организации, она создает возможность для использования интеллектуального потенциала всей организации. Крайние позиции по уровню конфликтности свидетельствуют, как правило, о низком использовании человеческого потенциала. Как очень низкий, так и очень высокий уровень конфликтности приводит к снижению эффективности работы, мешает нововведениям, изменению стиля и т.д.

Одной из общих проблем и произ-

водства, и организаций, предоставляющих образовательные услуги, является создание системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции или предоставление качественных образовательных услуг. Проблема управления конфликтами становится при этом одной из определяющих в части применимости стандарта социальной ответственности SA 8000. Важным при этом является требование социальной ориентированности предприятия, что вполне определенно регламентируется стандартом SA 8000:2008 [4]. Стандарт SA 8000 обычно внедряется вместе с «Руководством по применению стандарта SA 8000» с целью оценки соответствия рабочих площадок требованиям этого стандарта.

Интеллектуальная собственность как основной результат интеллектуальной и научно-технической деятельности является основой формирования интеллектуальных активов и производственных ресурсов хозяйствующих субъектов. Это предмет менеджмента качества научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских работ и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции по международным стандартам ISO серии 9000. Разработка методов управления системами интеллектуальной собственности и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах хорошо подтверждается российским стандартом СТО.9001 -08-2012 «Интеллектуальная собственность и инновации. Профессиональный менеджмент интеллектуальной собственности. Аутсорсинг систем менеджмента качества интеллектуальных активов хозяйствующих субъектов (ассоциированная система менеджмента качества)» [6]. Стандарт разработан на основе правовых норм Федерального закона РФ «О техническом регулировании», положений национальных стандартов серии «Стандартизация в РФ» и стандарта СТО.9004-11-2012 «Интеллектуальная собственность и инновации. Отраслевая система стандартизации профессионального сообщества», является основополагающим для организации и осуществ-

ления профессионального менеджмента интеллектуальной собственности (ПМИС), аутсорсинга системы менеджмента качества (СМК) интеллектуальных активов хозяйствующих субъектов и функционирования системы менеджмента качества по требованиям стандартов серии ISO 9000. Данный стандарт является основополагающим для хозяйствующих субъектов и специалистов, осуществляющих управление рисками правообладателей. Он устанавливает порядок аутсорсинга систем менеджмента качества интеллектуальных активов хозяйствующих субъектов и функционирования СМК, определяет сущность экономических и социальных задач управления персоналом предприятий и организаций. Стандарт распространяется на осуществление интеллектуальной, научно-технической селекционной, консалтинговой, образовательной, аудиторской, страховой, оценочной деятельности. Он применим при выполнении работ, оказании услуг и исполнении функций согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, включая [1]:

- научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские работы и производство наукоемкой высокотехнологичной продукции;

- создание, признание, паспортизацию, использование интеллектуальной собственности, ноу-хау, единых технологий и аудит интеллектуальных активов;

- учет нематериальных активов и аудит отчетности;

- оценку стоимости, коммерциализацию имущественных интеллектуальных прав и страхование рисков правообладателей;

- аутсорсинг систем менеджмента качества интеллектуальных активов хозяйствующих субъектов.

В стандартах АСМК.007МУ-2012, АСМК.008МУ-2012 и АСМК.009МУ-2012 [5] прописаны требования в части производственного использования нематериальных активов, в том числе интеллектуальной собственности, а также освещены вопросы адаптации, модификации интеллектуальной собственности и паспортизации объек-

тов нематериальных активов. Важными являются вопросы регламентации менеджмента интеллектуальной собственности, вопросы создания, признания, учета и использования интеллектуальной собственности. В стандартах указано, что система менеджмента качества и надежности интеллектуальных активов организуется в форме системы менеджмента качества хозяйствующего субъекта, функционирующей по стандартам ISO серии 9000. Функционирование и совершенствование системы менеджмента интеллектуальной собственности осуществляется на принципах, установленных стандартами семейства ISO 9000, в том числе ISO 9001:2015 [10].

Управление интеллектуальной собственностью (или менеджмент активов) как инструмент управления инновационной системой, как управление человеческими ресурсами предусматривает формирование требований к менеджменту персонала. Этот менеджмент, являясь основой развития и оценки деятельности персонала, предполагает действенную оценку деятельности персонала со стороны потребителя. Удовлетворенность потребителей в современной системе менеджмента качества становится основным показателем успешности любой деятельности. Одним из основных принципов современного управления качеством является высокая значимость потребителей в деятельности организации. В соответствии с современными подходами к управлению качеством потребителей и производителей в ISO 9001 указано, что потребителем является организация или лицо, получающее продукцию [2]. При этом менеджмент активами, являющийся инструментом управления инновационной системой, задействует ресурсы персонала и требует оценки его деятельности. Потребитель выступает в роли эксперта, оценивающего качество приобретаемого товара и качество деятельности персонала, возможности управления конфликтами персонала. Каждое предприятие заинтересовано в увеличении количества потребителей реализуемой им продукции. Степень, в которой поставляемая продук-

ция, по мнению потребителей, удовлетворяет или превосходит их ожидания, определяет степень удовлетворенности потребителей. Проведение анализа удовлетворенности потребителей позволяет руководству предприятием получить необходимую информацию для оценки и принятия своевременных решений по повышению удовлетворенности.

Для проведения анализа удовлетворенности потребителей интеллектуальной деятельностью персонала организации (предприятия), а также возможностью решения экономических и социальных задач управления персоналом (в том числе конфликтами) нами был разработан план действий, апробированный в образовательном колледже.

После группировки данных, полученных в анкетах, необходимо было распределить усилия для разрешения имеющихся проблем и выявить основные причины их появления. Для этого была применена диаграмма Парето [3], дающая возможность установить причину неудовлетворенности потребителей.

Для проведения дальнейшего анализа была выбрана диаграмма Исикавы, основное предназначение которой - изучение, поиск и графическое отображение изучаемой проблемы. Диаграмма служит основой для составления плана мероприятий, обеспечивающих комплексное решение поставленной задачи. Экспертная группа потребителей уже по построенной диаграмме Исикавы отобразила причины, которые, по их мнению, влияют на удовлетворенность потребителей. В связи с проведенным анализом был разработан комплекс мероприятий по повышению удовлетворенности потребителей деятельностью персонала и управлением человеческими ресурсами.

Обеспечение конкурентоспособности и совершенствование качества можно достичь с помощью статистических методов - основных инструментов всеобщего менеджмента качества (Total quality management - TQM). Одним из принципов TQM является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не

интуиция. Чтобы различить это, нужно организовать процесс поиска фактов, то есть статистического материала. Сам по себе статистический материал, без обработки и анализа, не позволяет решить возникшую проблему. Вопросами сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая включает различные методы, подходы, принципы. В соответствии с терминологией международного стандарта ISO 9000 процесс - это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.

При всей схожести, на наш взгляд, результатов влияния человеческого фактора на появление разногласий и скрытого недовольства, причины, приводящие к тому или иному уровню конфликтности, различны. Поэтому и управляющие воздействия на такие конфликты должны быть разными. Известно, что конфликт может выполнять не только позитивные, но и негативные функции. При этом нужно иметь в виду, что один и тот же конфликт в один и тот же момент времени может выполнять разные по знаку функции для разных участников конфликта. Влияние конфликта на эффективность использования человеческого потенциала организации очевидно. Влияет он и на саму организацию, поэтому функции конфликта рассматриваются именно по отношению к организации в целом.

Назначение и область применения стандарта SA 8000 основаны на международных нормах о правах человека и нормах, закрепленных в национальных трудовых законодательствах, целью которых является защита и поддержка персонала, находящегося под контролем и влиянием со стороны компании и участвующего в процессе производства или оказания услуг, в том числе образовательных. Управление конфликтами и методы их разрешения в задачах социального развития и социального партнерства подтверждаются при внедрении стандартов управления активами и интеллектуальной собственностью и проверяются на основе объективных свидетельств в ходе внутренних и сертифика-

ционных аудитов.

Конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от следующих факторов:

1) определение существа конфликта;

2) адекватность восприятия конфликта;

3) открытость и эффективность общения;

4) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Для выявления адекватности восприятия конфликта и принятия соответствующего решения по управлению человеческими ресурсами необходима достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений и позиций оппонентов. Получить такую оценку достаточно трудно. В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противоположной стороны, обнаруживающейся в предвзятости оценки другого. Допуская, что партнер настроен враждебно, противоположная сторона начинает обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер в свою очередь переживает враждебность, и предварительное допущение противоположной стороны, пусть оно и было неверным, немедленно подтверждается.

Для конструктивного разрешения конфликта необходимы открытость и эффективность общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого каждая из сторон высказывает свое мнение по поводу происходящего. Подобное сотрудничество способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами. Вместе с тем, каким бы острым не было столкновение, оно должно исключать оскорбления и другие проявления грубости. Для того чтобы опре-

делить существо управления человеческими ресурсами, корректно решать возможные конфликты, персонал предприятия должен согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

Целевая аудитория стандартов ISO 55001 - любая организация (предприятие), имеющая активы и заинтересованная в реализации ценности этих активов, то есть в управлении ими (на всех этапах их жизненного цикла - от проектирования, приобретения, строительства и ввода в эксплуатацию до использования, обслуживания, модернизации и/или утилизации).

Стандарт ISO 55001 направлен на следующую деятельность:

- создание системы менеджмента активов для оптимального управления ими;

- обеспечение прогнозирования состояния компании и оценки активов, бренда, репутации;

- внедрение, поддержание и совершенствование системы менеджмента активов;

- формирование видения, миссии, стратегии компании на основе менеджмента активов;

- обеспечение соответствия политики и целей управления активами;

- демонстрация заинтересованным сторонам актуализированного использова-

Библиогра

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (15.01.2016).

2. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс] // ISO. Каталог стандартов. URL: http://www.lso.org/lso/ru/home/store/catalogue_lcs.htm (15.01.2016).

3. ISO 55001:2014. Управление активами. Системы управления. Требования [Электронный ресурс] // ISO. Каталог стандартов. URL: http://www.lso.org/lso/ru/home/store/catalogue_lcs.htm (15.01.2016).

4. SA 8000:2008. Социальная ответственность [Электронный ресурс] // ISO. Каталог стандартов. URL:

http://www.lso.org/lso/ru/home/store/catalogue_lcs.htm (15.01.2016).

ния ими инструментов управления активами;

- сертификация системы менеджмента активов предприятия с привлечением внешней организации, либо декларирование своего соответствия требованиям стандарта.

Управление активами в соответствии со стандартами ISO серии 55000 предполагает нахождение баланса между затратами, возможностями, рисками и требуемой производительностью активов. Учитывая сказанное, можно на примере физических активов представить, какие стороны заинтересованы в широком использовании новых стандартов ISO. Это, во-первых, собственники предприятий, поскольку производительность и безопасность физических активов определяет эффект их экономической деятельности. Во-вторых, это менеджеры организации, ответственностью которых является организация экономичного, эффективного и безопасного использования активов. Таким образом, очевидно, что управление человеческими ресурсами в задачах социального развития организации может быть рассмотрено как решение задач управления интеллектуальной собственностью и поддержки принятия управленческих решений в социальных системах.

Статья поступила 26.01.2016 г.

чий список

5. АСМК.009МУ-2012. Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание (приобретение), признание, учет и использование интеллектуальной собственности. Методические указания [Электронный ресурс]. URL: http://nevskylaw.rU/i/pdf/projects/newskylaw.ru_public_r egulation_asmk.009mu-2012.pdf (15.01.2016).

6. СТ0.9001-08-2012. Интеллектуальная собственность и инновации. Профессиональный менеджмент интеллектуальной собственности. Аутсорсинг систем менеджмента качества интеллектуальных активов хозяйствующих субъектов (ассоциированная система менеджмента качества) [Электронный ресурс] // ФИНАС. Интеллектуальная собственность и инновации. Стандарты ПМСК. URL: http://www.finas.su/index.php/asmq (15.01.2016).

7. Паспорт научной специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» [Электронный ресурс] // Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и

науки Российской Федерации. Нормативно-справочная информация. Паспорта научных специальностей. URL: http://vak.ed.gov.ru/316 (15.01.2016).

8. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: учебник. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 480 с.

9. Глик Д.И. Подбор торгового персонала. М.: Альфа-Пресс, 2007. 216 с.

10. Езрахович А.Я. Как подготовиться к аудиту СМК

органом по оценке соответствия (практика результативного аудита): материалы открытого семинара по подготовке нового стандарта ISO 9001:2015. (Санкт-Петербург, 15-16 апреля 2014 г.). М.: Изд-во АС «Русский Регистр», 2014. 11 Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязно-вой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' vtoraja [Tax Code of the Russian Federation. Part Two]. Available at: http://base.garant.ru/10900200/ (accessed 15 January 2016).

2. ISO 9001:2008. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovanija [ISO 9001:2008. Quality management systems. Requirements]. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics.htm (accessed 15 January 2016).

3. ISO 55001:2014. Upravlenie aktivami. Sistemy up-ravlenija. Trebovanija [ISO 55001:2014. Asset management. Management systems. Requirements]. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics.htm (accessed 15 January 2016).

4. SA 8000:2008. Social'naja otvetstvennost' [SA 8000:2008. Social Accountability]. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics.htm (accessed 15 January 2016).

5. ASMK.009MU-2012. Menedzhment intellektual'noj sobstvennosti. Sozdanie (priobretenie), priznanie, uchet i ispol'zovanie intellektual'noj sobstvennosti. Metodicheskie ukazanija [ACMK.009My-2012. Intellectual Property Management. Creation (acquisition), recognition, registration and use of intellectual property. Methodology guidelines]. Available at: http://nevskylaw.ru/i/pdf/projects/newskylaw.ru_public_r egulation_asmk.009mu-2012.pdf (accessed 15 January 2016).

6. STO.9001-08-2012. Intellektual'naja sobstvennost' i innovacii. Professional'nyj menedzhment intellektual'noj

sobstvennosti. Autsorsing sistem menedzhmenta kachestva intellektual'nyh aktivov hozjajstvujushhih sub"ektov (associirovannaja sistema menedzhmenta kachestva) [STO.9001-08-2012. Intellectual property and innovation. Professional management of intellectual property. Outsourcing of the quality management systems of business entity intellectual assets (associated quality management system)]. Available at: http://www.finas.su/index.php/asmq (accessed 15 January 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Pasport nauchnoj special'nosti 05.13.10 "Upravlenie v social'nyh i jekonomicheskih sistemah" [Passport of scientific specialty 05.13.10 "Management in social and economic systems"]. Available at: http://vak.ed.gov.ru/316 (accessed 15 January 2016).

8. Aleshina I.V. Pablik rilejshnz dlja menedzherov [Public relations for managers]. Moscow, IKF "JeKMOS" Publ., 2002, 480 p.

9. Glik D.I. Podbor torgovogo personala [Sales staff recruitment]. Moscow, Al'fa-Press Publ., 2007, 216 p.

10. Ezrahovich A.Ja. Kak podgotovit'sja k auditu SMK organom po ocenke sootvetstvija (praktika rezul'ta-tivnogo audita) [How to prepare for the QMS audit performed by a Conformity Assessment Body (effective audit practice)]. Materialy otkrytogo seminara po podgo-tovke novogo standarta ISO 9001:2015 [Materials of the open workshop on designing a new standard prep]. Moscow, AS "Russkij Registr" Publ., 2014.

11. Ocenka biznesa [Business evaluation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.