Научная статья на тему 'Единство принципов и инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов'

Единство принципов и инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / МЕНЕДЖМЕНТ АКТИВОВ / ASSETS MANAGEMENT / СТАНДАРТЫ ISO 55001 И 9001 / ISO 55001 AND 9001 STANDARDS / УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ / REAL ESTATE MANAGEMENT / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE / МИССИЯ / MISSION / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / QUALITY POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ АУДИТ / CERTIFICATION AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонцих Павел Абрамович, Кунаков Егор Петрович

Изложены подходы и анализ принципов и инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов. Показано, что менеджмент процессами универсален для различных видов деятельности и сфер экономики, для производства продукции или услуг, как и предписывает стандарт ИСО 9000. Это относится и к стандарту ISO 55001 «Менеджмент активов», который позволяет организации достичь стратегических целей бизнеса через эффективное и действенное управление собственными активами. Стандарт ISO 55001 определяет требования к интегрированной системе управления активами и так же, как стандарт ISO 9001, обуславливает основные характеристики системы менеджмента качества, ее политику, цели, процессы и их результативность. Показано, что управление недвижимостью, менеджмент активов, так же как и базовый объединяющий объект менеджмент качества предназначены для решения универсальной задачи, общей цели формирования процессов компании, которые обеспечат реализацию и достижение прибавочной стоимости, а значит, повысят стоимость компании. Эта деятельность, продукция или услуга, определенные всем жизненным циклом изделий, присущи как для системы менеджмента качества, так и для менеджмента активами в соответствии с требованиям стандартов ISO 55001 и ISO 9001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лонцих Павел Абрамович, Кунаков Егор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITY OF PRINCIPLES AND TOOLS FOR IMPLEMENTING QUALITY MANAGEMENT, PROPERTY MANAGEMENT AND ASSET MANAGEMENT

The article describes the approaches and analyzes the principles and implementation tools of quality management, property management and asset management. Process management is shown to be universal for various activities and sectors of economy as well as for goods or service production in accordance with the Standard ISO 9000. The above is also true of the Standard ISO 55001 “Assets Management”, which allows an organization to achieve strategic business goals through the effective and efficient management of their own assets. The ISO 55001 Standard specifies the requirements for an integrated asset management system, and similar to the ISO 9001 Standard determines the main characteristics of the quality management system, its policy, objectives, processes and their effectiveness. It is shown that the property management, assets management, as well as a basic unifying object Quality Management are designed to solve a universal problem, a common goal consisting in the formation of company processes that will ensure the implementation and achievement of surplus value, and thus, enhance the value of the company. These activities, products or services, conditioned by the entire lifecycle of products characterize both the quality management system and the assets management in accordance with the requirements of ISO 55001 and ISO 9001 Standards.

Текст научной работы на тему «Единство принципов и инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов»

1. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М.: Экономика, 1973. 263 с.

2. Войтова В.Н. Разработка организационно-экономического механизма управления производительностью труда работников управленческого звена промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: МГТУ «Стан-кин», 2013. 26 с.

3. Журавлев А.Г. Механизм управления и оптимизация функционирования общественного производства: обзорная информация. Минск: БелНИИНТИ, 1979. 87 с.

4. Землянухина С.Г. Методология экономического исследования. Саратов: Изд-во СГТУ, 2008. 288 с.

5. Колташов В.Г. Вступление России в ВТО: угроза экономической катастрофы: доклад Института глобализации и социальных движений (ИГСО) [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.business-gazeta.ru/ (24.05.2011).

6. Краснопевцева И.В. Управление производительностью труда на предприятиях машиностроения: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2015. 388 с.

7. Краснопевцева И.В. Формирование и реализация организационно-экономического механизма управления производительностью труда на промышленных предприятиях: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2014. 196 с.

8. Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр. М.: Прогресс, 1993. 192 с.

9. Лотова Е.В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятиями машиностроения: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Москва,

ский список

2010. 191 с.

10. Мишин В.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 527 с.

11. Основы менеджмента / О.А. Зайцева [и др.]. 3-е изд. М.: Прогресс, 2010. 386 с.

12. Попова И.А. Организационно-экономический механизм управления производительностью труда персонала предприятий // Экономика промышленности. 2006. № 1. С. 144-147.

13. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/ (08.01.2014).

14. Путин В.В. О наших экономических задачах [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin-itogi.ru/2012/01/30/statya-v-v-putina-o-nashix-ekonomicheskix-zadachax/ (30.01.2012).

15. Симкин Д.Г. Некоторые особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом // Вестник Омского государственного университета. 2009. № 8. С. 88-92.

16. Смирнов С.Л. Практические методы повышения производительности труда. СПб.: Питер, 2012. 42 с.

17. Схашок С.А. Организационно-экономический механизм регулирования производительности труда в сельском хозяйстве: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп, 2003. 21 с.

18. Янченко Е.В. Социальное партнерство как гарантия достойного труда (на примере Саратовской области) // Управленец. 2010. № 11-12. С. 38-42.

УДК 621.01(07)

ЕДИНСТВО ПРИНЦИПОВ И ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ И МЕНЕДЖМЕНТА АКТИВОВ

© П.А. Лонцих1, Е.П. Кунаков2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложены подходы и анализ принципов и инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов. Показано, что менеджмент процессами универсален для различных видов деятельности и сфер экономики, для производства продукции или услуг, как и предписывает стандарт ИСО 9000. Это относится и к стандарту ISO 55001 «Менеджмент активов», который позволяет организации достичь стратегических целей бизнеса через эффективное и действенное управление собственными активами. Стандарт ISO 55001 определяет требования к интегрированной системе управления активами и так же, как стандарт ISO 9001, обуславливает основные характеристики системы менеджмента качества, ее политику, цели, процессы и их результативность. Показано, что управление недвижимостью, менеджмент активов, так же как и базовый объединяющий объект - менеджмент качества - предназначены для решения универсальной задачи, общей цели -формирования процессов компании, которые обеспечат реализацию и достижение прибавочной стоимости, а значит, повысят стоимость компании. Эта деятельность, продукция или услуга, определенные всем жизненным циклом изделий, присущи как для системы менеджмента качества, так и для менеджмента активами в соответствии с требованиям стандартов ISO 55001 и ISO 9001.

Ключевые слова: менеджмент качества; менеджмент активов; стандарты ISO 55001 и 9001; управление недвижимостью; процессный подход; интеллектуальная собственность, недвижимость; миссия; политика в области качества; стратегический менеджмент; сертификационный аудит.

1Лонцих Павел Абрамович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой управления качеством и механики, тел.: 89025165047, e-mail: palon@list.ru

Lontsykh Pavel, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 89025165047, e-mail: palon@list.ru

2Кунаков Егор Петрович, аспирант, тел.: 89834491629, e-mail: egor-kunakov@mail.ru Kunakov Egor, Postgraduate, tel.: 89834491629, e-mail: egor-kunakov@mail.ru

THE UNITY OF PRINCIPLES AND TOOLS FOR IMPLEMENTING QUALITY MANAGEMENT, PROPERTY MANAGEMENT AND ASSET MANAGEMENT P. A. Lontsikh, E.P. Kunakov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the approaches and analyzes the principles and implementation tools of quality management, property management and asset management. Process management is shown to be universal for various activities and sectors of economy as well as for goods or service production in accordance with the Standard ISO 9000. The above is also true of the Standard ISO 55001 "Assets Management", which allows an organization to achieve strategic business goals through the effective and efficient management of their own assets. The ISO 55001 Standard specifies the requirements for an integrated asset management system, and similar to the ISO 9001 Standard determines the main characteristics of the quality management system, its policy, objectives, processes and their effectiveness. It is shown that the property management, assets management, as well as a basic unifying object - Quality Management - are designed to solve a universal problem, a common goal consisting in the formation of company processes that will ensure the implementation and achievement of surplus value, and thus, enhance the value of the company. These activities, products or services, conditioned by the entire lifecycle of products characterize both the quality management system and the assets management in accordance with the requirements of ISO 55001 and ISO 9001 Standards. Keywords: quality management; assets management; ISO 55001 and 9001 Standards; real estate management; process approach; intellectual property; real estate; mission; quality policy; strategic management; certification audit.

Семейство стандартов ИСО 9000 были созданы для реализации известных восьми принципов менеджмента качества и для обеспечения конкурентоспособности предприятий. Конкурентоспособность предприятия является, прежде всего, функцией процессного подхода. Не вдаваясь в рамках данной статьи в историю создания этого всеохватывающего семейства стандартов и не анализируя все те изменения, которым периодически подвергается эта наиболее известная и применимая система организации управления, скажем лишь, что сегодня мы живем в период актуальности международной версии стандарта ISO 9001:2008 и его «межгосударственного» аналога ГОСТ ISO 9001-2011, который введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г. и действует в России, Армении, Кыргызстане. В настоящее время происходит достаточно длительный процесс внедрения этого стандарта в редакции 2015 года [4]. Исходя из его опубликованного Проекта, отметим, что в новой версии стандарта ISO 9001 сделан акцент, прежде всего, на учет, анализ и минимизацию риска и на больший акцент процессного подхода. Стандарт ИСО 9001, формирующий Требования к системам менеджмента качества и предназначенный для сертификации СМК, ISO 9001, после исходного варианта в 1994 г. актуализировался в 2000, 2008 (международный) и 2011 гг. (межгосударственный). В настоящее время происходит довольно длительный процесс внедрения этого стандарта редакции 2015 г. [4]. Существует несколько этапов разработки стандарта ISO:

- Рабочий проект (WD).

- Проект комитета (CD).

- Проект международного стандарта (DIS).

- Окончательный проект международного стандарта (FDIS).

- Международный стандарт (IS).

В новой редакции стандарта есть несколько важных моментов [6]:

- Уделено особое внимание на принятие решений

с учетом рисков. Этот подход заменил отдельный пункт «Предупреждающие действия».

- Увеличен акцент на получение добавленной ценности для организации и ее потребителей.

- Увеличена гибкость при использовании документации.

- Обеспечена лучшая применимость в организациях, оказывающих услуги.

- Заменены термины «Документ» и «Запись» на термин «Документированная информация».

- Термин «аутсорсинг» заменен на термин «внешнее обеспечение».

- Усилены требования к лидерству.

- Упразднено требование относительно представителя руководства (ПРК).

- Сформулировано, что цели должны определять «кто», «что» и «когда».

- Введены требования по планированию изменений.

- Введена явная ссылка на менеджмент знаний.

- Упразднено требование относительно разработки Руководства по качеству и обязательных документированных процедур.

- Предусмотрено, что планирование операций должно осуществляться с учетом рисков.

- Сделан больший акцент на достижение процессами соответствия требованиям к продуктам и услугам и удовлетворенности потребителей.

- Внутренние аудиты теперь содержат требования рассмотрения связанных рисков.

- Анализ со стороны руководства теперь должен учитывать стратегическое направление развития организации.

- Ориентация на потребителя остается неизменной.

- Наблюдается больший фокус на процессный подход.

Стандарт ИСО 9001 - базовый, основной в семействе стандартов ИСО 9000. Но не единственный. Список таких стандартов для оценки систем менеджмента

достаточно большой, но основные наиболее популярные стандарты можно перечислить:

- Системы менеджмента качества - МС ИСО 9001:2008, ГОСТ ISO 9001-2011.

- Системы экологического менеджмента - ISO 14001:2004, ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

- Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда - OHSAS 18001:2007 и ГОСТ Р 12.0.006.

- Системы управления социальной ответственностью - SA 8000:2008.

- Системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов - ISO 22000, ГОСТ Р 51705.1, СТ РК 1179, СТБ 1470.

- Системы менеджмента информационной безопасности - ISO 27001:2005, ГОСТ Р ИСО ISO 270012005.

- Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов - ISO 22000:2005.

Стандарт ИСО 9000 регламентирует: «Внедрение систем менеджмента качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения, способствующей увеличению повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям» [2].

Менеджмент процессами, как то предписывает стандарт ИСО 9000, универсален для различных видов деятельности, различных сфер экономики, производства продукции или услуг. Для любого предприятия, существующего и обеспечивающего свою конкурентоспособность на рынке, таким образом, становится важным, единым и универсальным управление, или, точнее говоря, менеджмент бизнеса. Менеджмент бизнеса, как и менеджмент любой иной деятельности, подчиняется принципам, методам и инструментам, определенными стандартом ИСО 9000. А оценочная деятельность становится частным случаем менеджмента бизнеса, управления недвижимостью, менеджмента активами. Интегрировано менеджмент и оценка бизнеса предполагают такие его составляющие, как менеджмент недвижимости, зданий и сооружений, машин и оборудования, интеллектуальной собственности или нематериальных активов. При этом оценочная деятельность осуществляется на основе Федерального закона № 135-Ф3 от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и соответствует федеральным стандартам оценки, что позволяет сформировать стандарты и правила оценочной деятельности и становится основанием для корректного и объективного управления недвижимостью, активами, как единого подхода, методов и инструментов, реализующих требования менеджмента качества [5].

Классификация методов управления недвижимостью, менеджмента активов принята следующая [6]:

- Управление активами (Assets Management -AM).

- Управление недвижимостью (Property Management - PM).

- Управление корпоративной недвижимостью (Corporate Real Estate Management - CREM).

- Управление эксплуатацией зданий (Building Maintenance Management - BMM).

- Управление инфраструктурой (Facilities Management - FM).

В Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» принят единый подход к применимости стандартов менеджмента. И это обосновано тем, что «Русский Регистр» имеет широкий спектр аккредитаций, в том числе RvA (член IAF), FSC, IRIS, ГОСТ Р, Газпромсерт и целого ряда других органов. Это относится и к стандарту ISO 55001. «Asset management. Management systems. Requirements Gestiond'actifs. Systèmes demanagement. Exigences» - «Менеджмент активов» [3]. Стандарт ISO 55GG1 позволяет организации достичь стратегических целей бизнеса через эффективное и действенное управление собственными активами. Стандарт ISO 55GG1 определяет требования к интегрированной системе управления активами и так же, как и стандарт ISO 9GG1, определяет основные характеристики системы менеджмента качества, ее политику, цели, процессы и их результативность. Насколько близки, едины и интегрированы стандарты менеджмента качества ISO 9GG1 и менеджмента активов ISO 55GG1 можно увидеть на примере австралийского стандарта AS 8GGG. «Принципы надлежащего управления» [1]. Управление активами (инвестиционный менеджмент) - это управление различными типами ценных бумаг (акции, облигации и т. д.) и другими активами (интеллектуальная собственность, недвижимость), целью которого является получение прибыли инвесторами. Управление активами как бизнес включает в себя такие аспекты, как формирование миссии, политики, вопросы стратегического менеджмента и инвестиций, поиск инвестиционных менеджеров, исследования отдельных активов, проведение торговых операций, маркетинг, внутренний и сертификационный аудиты, анализ Руководства и подготовку отчетов для клиентов.

Серия международных стандартов по управлению активами ISO 55GGG направлена на оптимизацию внедрения инвестиций, минимизацию риска и формирование конфигурации менеджмента, на обеспечение роста результативности и эффективности процессов организаций. В основу разработки стандартов была положена Техническая спецификация PAS 55 по оптимальному управлению физическими активами, а также лучшие практики по управлению активами. Серия включает в себя три стандарта, определяющие основы, терминологию, требования и рекомендации по управлению активами:

- ISO 55000:2014. Управление активами. Основные положения, принципы и терминология.

- ISO 55001:2014. Управление активами. Системы управления. Требования.

- ISO 55002:2014. Управление активами. Системы управления. Руководство по применению ISO 55001.

Стандарт 55001 востребован в компаниях, которые эксплуатируют дорогостоящие и критические для бизнеса активы. Это касается как физических активов и оценки бизнеса, так и активов, связанных с интеллектуальной собственностью, оценкой брендов, «гудвилла». Стандарт ISO 55001 позволяет выявить процессы менеджмента, определить документированные процедуры, соответствующие базовому стандарту систем менеджмента - ISO 9001. Важно и то, что этот стандарт применим для внедрения интегрированной системы менеджмента, в которой может быть учтен баланс интересов всей гаммы базовых стандартов менеджмента: ISO 9001, ISO 55001, ISO 14001, OHSAS 18001 и других стандартов.

Стандарт ISO 55001 может сравниться по востребованности с базовым стандартом ISO 9001, так как включает требования к политике в области управления активами, установлению целей бизнеса, планированию и т.д., что очень важно для успешного развития компании.

Стандарт ISO 55001 направлен на следующую деятельность:

- создать систему менеджмента активов для оптимального управления ими;

- обеспечить прогнозирование состояния компании и оценку активов, бренда, репутации;

- внедрить, поддерживать и совершенствовать систему менеджмента активов;

- сформировать видение, миссию, стратегию компании на основе менеджмента активов.

- обеспечить соответствие политики и целей управлению активами;

- продемонстрировать заинтересованным сторонам актуализированное использование ими инструментов управления активами;

- сертифицировать свою систему менеджмента активами с привлечением внешней организации, либо декларировать свое соответствие.

Управление недвижимостью, менеджмент активов, так же как и базовый, объединяющий объект -менеджмент качества, - предназначены для решения универсальной задачи, общей цели - формирования

процессов компании, которые обеспечат реализацию и достижение прибавочной стоимости, а значит, повысят стоимость компании. Активы и их ценность являются основой для любой организации, осуществляющей определенную деятельность, направленную на удовлетворение потребителя. Эта деятельность, продукция или услуга, определенные всем жизненным циклом изделий, присущи как для системы менеджмента качества, так и для менеджмента активами в соответствии с требованиями стандарта ISO 55001. В стандарте ISO 55001 актив определен как некий объект, обладающий потенциальной или текущей ценностью для организации. Ясно, что актив может быть как материальным, так и нематериальным, например, товарным знаком, брендом, репутацией компании, «гудвиллом». Известно, что «гудвилл» - нематериальный актив, учитываемый только в случае отчуждения - продажи или покупки компании в целом. Что касается цены бренда, то в Т0П-100 и 2012, и 2013 гг. на первом месте бренд лидера рейтинга - Apple. Стоимость самого дорогого бренда превышает 185 млрд долл. И далее, в первой «пятерке»: 2. Google. 3. Samsung 4. IBM. 5. Coca-Cola.

Бренды российских компаний тоже имеют свою оценку. Консалтинговое агентство Interbrand обнародовало рейтинг 40 самых ценных российских брендов 2013 г. Лидером списка оказался «Газпром». Торговая марка концерна оценивается в 1,2 трлн руб. Вслед за газовым гигантом в рейтинге разместилась «Роснефть», далее - «большая тройка» сотовых операторов; в десятку также вошли «Норникель», «Сбербанк», ТНК, ЛУКОЙЛ, пивоваренная компания «Балтика».

Очевидно, что определение стоимости бренда, оценка бизнеса, недвижимости и активов - это процесс сложный, опирающийся на стандарты, следующие из ФЗ РФ «Об основах оценочной деятельности». Но при этом приоритетом является общность методов и подходов, основанных на принципах менеджмента качества, требованиях «Всеобщего менеджмента качества» (TQM), единства инструментов реализации менеджмента качества, управления недвижимостью и менеджмента активов. И эти методы реализуются как выполнение интегрированных требований стандарта ISO 55001 и стандарта ISO 9001.

Статья поступила 18.08.2015 г.

Библиографический список

1. Стандарт AS 8000-2001. Принципы надлежащего управления. М: СТАНДАРТИНФОРМ, 2002. 14 с.

2. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2009. 31 с.

3. Стандарт ISO 55001. Asset management. Management systems. Requirements Gestiond'actifs. Systèmes de management. Exigences - Менеджмент активов. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2014. 14 с.

4. Езрахович А.Я. Как подготовиться к аудиту СМК органом

по оценке соответствия. (Практика результативного аудита) // Материалы семинара по подготовке нового стандарта ISO 9001: 2015 (СПб. 15-16 апреля 2014). СПб.: АС «Русский Регистр», 2014. 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оценка бизнеса / под ред. А.Г. Грязнова. М.: Финансы и статистика, 2000. 512 с.

6. Тарасевич Е.И. Автоматизация управления недвижимостью: три шага к успеху. СПб.: НПЦ «Интехнедвижимость», 2012. 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.