УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
КРУТИКОВА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Необходимость управления человеческим капиталом на различных стадиях функционирования определяется спецификой его существования. Управление человеческим капиталом на государственном и муниципальном уровне создает условия для экономического роста, подчинения производства интересам потребления, усиления трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечения гарантий определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранения культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. В Российской Федерации основы регулирования трудовых отношений и социальной сферы установлены Конституцией страны. При этом большинство вопросов являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. Важнейшей характеристикой современного управления является ориентация на отход от стандартных решений и поиск оригинальных способов достижения целей, что особенно актуально в условиях усиливающейся дифференциации муниципальных образований по уровню и потенциалу развития. Управление человеческим капиталом должно обеспечивать равное качество и уровень жизни населения во всех регионах России. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования - согласованное воздействие различных субъектов на процессы, протекающие в муниципальном образовании для достижения таких стратегических целей, как: улучшение качества жизни населения и повышение степени удовлетворения потребностей жителей, качественные преобразования экономической сферы, сохранение окружающей среды. В управлении местным развитием должны найти свое отражение новые требования, предъявляемые к стратегическому управлению человеческим капиталом территории. Наиболее актуальными для муниципальных образований являются следующие взаимосвязанные факторы: изменение роли субъектов управления, повышение значимости информации, вовлечение населения в процесс управления развитием.
Ключевые слова: человеческий капитал, качество жизни населения, муниципальное управление.
Актуальность исследования роли человека, его ментальности, знаний, условий и качества труда и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности возросла с увеличением его влияния на темпы и качество развития общества и экономики. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.
Современную экономику в развитых странах следует именовать экономикой эффективного человеческого капитала. Это ставит на передний план по важности основных задач проблему опережающего развития человеческого капитала как производительного фактора. Человеческий капитал в свободной экономике в условиях глобализации неизбежно перетекает в лучшие условия для своего функционирования. Проще говоря, лучшие профессионалы концентрируются там, где им больше платят, где им лучше жить и работать.
Спецификой существования и функционирования человеческого капитала является то, что он как объект управления:
- неотделим от владельца (человека);
- имеет способности к совершенствованию, саморазвитию, накоплению;
- требует инвестиций.
В то же самое время как субъект человеческий капитал (то есть сам владелец):
- получает отдачу (в форме дохода);
- самостоятелен в принятии решений;
- создает условия для инноваций.
Специфическими чертами человеческого капитала в системе управления является то, что он:
- реализуется и развивается только в общественном производстве;
- взаимодействует с общественными институтами;
- неотделим от научно-технического прогресса и развития человеческой цивилизации [1].
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Системная трансформация в России сопровождалась одномоментным обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Причем оно коснулось как общего человеческого капитала (то есть знаний, навыков, мыслительных привычек, способов восприятия, которые люди получают в системе формального образования), так и специфического человеческого капитала (то есть знаний и умений, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.
Человеческий капитал повышает не только шансы на получение более высоких заработков, но и шансы на получение какой бы то ни было работы вообще. Анализ показывает, что и в России высокое образование многократно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем больше человеческий капитал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля «отчаявшихся» работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков.
Однако со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В России он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что российская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. В результате - высокая текучесть кадров. По интенсивности оборота рабочей силы Россия оставляет далеко позади все другие переходные экономики.
Поскольку базой профессионализма являются общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда.
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30 % работающих. Недостаточный про-
фессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности производства. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями.
Конечно, надо учитывать, что, например, в отличие от небольших европейских государств с устойчивыми темпами развития, Россия - огромная страна, очень отличающихся по своим природно-климатическим характеристикам, экономическому потенциалу, социальному развитию. По-видимому, и индексы человеческого развития отдельных российских территорий могут отличаться между собой как индексы разных стран. Территории, имеющие более прочную экономическую базу, соответственно, имеют и более высокий уровень развития населения. Рейтинг регионов РФ по уровню жизни, составленный из показателей: уровень доходов, жилищные условия, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, удовлетворенность населения, уровень экономического развития, безопасность проживания, - демонстрирует существенные различия в даже соседствующих регионах. Так, на протяжении последних 5 лет наивысший балл принадлежит Москве (72,9), Московская область - уже 60,6 баллов, Рязанская -39,5, Тамбовская - 42,2 [2].
Муниципальное образование является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования. Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие подсистем города, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность населения. Поэтому мерилом эффективности деятельности администрации муниципального образования выступает качество жизни населения, в повышении которого заинтересованы все уровни власти.
Человеческий капитал, как определяющий фактор конкурентных преимуществ, на уровне муниципального образования рассматривается как качество населения (местного сообщества), а на уровне корпорации, как качество персонала. Поэтому развитие человеческого капитала является одной из стратегических целей муниципального
V. V. кяитткоул
образования и корпорации. Разработка стратегии развития человеческого капитала является важным направлением деятельности местной власти и менеджмента корпорации. Именно человеческий капитал определяет возможность создания и реализации конкурентных преимуществ региона и города, способность к созданию постиндустриальной экономики и элементов новой экономики (инновационной и информационной).
Перспективность развития человеческого капитала муниципалитета определяет:
- уровень образования, знания населения;
- инвестиции в воспитание, образование, медицинское обслуживание, знания, безопасность и др.
- уровень образования и знания экономически активной части населения;
- интенсивность и качество труда;
- уровень менеджмента и маркетинга;
- здоровье населения (среднюю продолжительность жизни);
- степень свободы перемещения труда;
- уровень развития в регионе науки и системы образования;
- уровень медицинского обслуживания населения;
- возможности создания и развития инновационного и венчурного бизнесов.
Асимметричность рынков труда городов России, кроме крупных промышленных центров, проявляется в диспропорциях отраслевой структуры занятости и экономической активности населения, что усугубляет их социально-экономическое положение. Это обусловлено «утяжеленностью» неадаптированных к рынку и монополизированных отраслей (градообразующих, военно-промышлен-ного комплекса, тяжелой промышленности и т. д.) при стагнации рыночного сектора и неэффективной системе регулирования перелива (оттока) рабочей силы, что сопряжено с ростом скрытой и регистрируемой безработицы [3].
Рынок труда большинства городов России в силу своей специфики способен объединять в рынок человеческого капитала предприятий и внешний рынок труда. Внутренний рынок труда, вовлекающий квалифицированную рабочую силу, представляет узкий сектор общего рынка труда. Это рынок вакансий для квалифицированных работников внутри предприятия или система их профессионального карьерного роста. Поскольку в городе сектор приложения труда достаточно узок, то конкуренция между обладателями качественной рабочей силы, необходимой предприятию, должна быть достаточно жесткой. Но традиционная система набора кадров не позволяет совершенствовать человеческий капитал работников.
Предпринимательская деятельность выступает ярким проявлением активного накопления и эффективного использования человеческого капитала. Для формирования слоя предпринимателей необходимы специальные меры со стороны органов муниципального управления: просветительская работа с населением, в частности, через средства массовой информации, создание системы обучения кадров, поддержание общественного порядка и законности.
Бюджетный кризис является благоприятным фоном для повышения роли малого и среднего бизнеса в эффективном использовании средств муниципального бюджета по оказанию услуг населению (что особенно актуально при многоотраслевой специализации города). Значительные издержки крупных предприятий, традиционно являвшихся подрядчиком муниципалитетов, сегодня непосильны местному бюджету. Местные власти ищут возможности снизить свои расходы. Средством снижения расходов является система муниципального заказа, гарантирующая, в том числе, привлечение малого и среднего бизнеса в систему муниципального подряда. Там, где сегодня малому и среднему бизнесу удастся закрепиться в качестве подрядчиков муниципалитета, будет сформирована благоприятная перспектива его развития. Кроме всего прочего будут соблюдены основные условия функционирования эффективного рынка труда -дополнительная занятость конкурентоспособной части населения.
Важным субъектом управления процессами формирования из человеческого ресурса человеческого капитала муниципалитета является местная администрация. Ее задача в сложившихся условиях -направлять и консолидировать усилия службы занятости, предпринимателей, руководителей ведущих производств и их профсоюзов, учебных центров и образовательных учреждений в русло единой городской политики по становлению успешной экономики и формирование ее составного фактора -человеческого капитала. Кроме заявленных функций на ответственность градоправителей выносится укрепление инфраструктурной составной человеческого капитала - функционирование учреждений здравоохранения и спорта, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, культура и искусство, а также забота о сохранении уровня нормального воспроизводства человеческого ресурса.
В таких условиях необходимо изменить стереотипы управления городом, построенные на отраслевом планировании и финансировании и перейти к системе управления на основе программно-функционального подхода, когда управление
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
строится в опоре не на отрасли, а на приоритетные городские сферы. Важнейшим условием сбалансированного городского развития является согласие между важнейшими городским сообществами и системой управления. Органы управления должны быть максимально приближены к населению, быть ему подотчетны и подконтрольны, обеспечивать открытость органов местного самоуправления. Социологический анализ гражданских и демократических институтов развитых стран показывает, что непременным условием их эффективности является степень социальной сплоченности, высокий уровень доверия населения власти, ориентация на социальный, культурно-образовательный и человеческий капитал городов.
Литература
1. Крутикова В. В. Человеческий капитал России в условиях институциональных преобразований // Экономический потенциал и перспективы России и
стран СНГ: монография. Краснодар: АНО ЦСПИ «Премьер», 2012. Кн. 6.
2. Риарейтинг: Группа РИА Новости. URL: http:// riarating.ru
3. Крутикова В. В. Управление социальной сферой на государственном и муниципальном уровнях // Проблемы реформирования экономики России: Сборник науч. трудов VI Всерос. науч.-практ. конф. г. Тверь. Тверь: ЦЭИ, 2012.
References
1. Krutikova V. V. Chelovecheskij kapital Rossii v usloviyakh institutsional'nykh preobrazovanij // «Ekono-micheskij potentsial i perspektivy Rossii i stran SNG». Kniga 6: Monografiya. Krasnodar: Ада TSSPI «Prem'yer», 2012.
2. Riarejting: Gruppa R^ Novosti. URL: http:// ri-arating.ru
3. Krutikova V. V. Upravleniye sotsial'noj sferoj na gosudarstvennom i munitsipal'nom urovnyakh // «Prob-lemy reformirovaniya ekonomiki Rossii» sbornik nauch. trudov VI Vseros. nauch.-prakt. Konf. g. Tver'. Tver': TsEI, 2012.
* * *
MANAGEMENT OF THE HUMAN CAPITAL AT THE MUNICIPAL LEVEL
KRUTIKOVA VICTORIYA VALERYEVNA Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Specifics of existence of management of the human capital at various stages of functioning define its necessity. The management of the human capital at the state and municipal level creates conditions for economic growth, production submission to interests of consumption, strengthening of labor motivation and business enterprise, providing guarantees of a certain standard of living and social protection of the population, preservation of cultural and natural heritage, a national originality and originality. In the Russian Federation the Constitution of the country establishes bases of regulation of labor relations and the social sphere. Thus the majority of questions are a subject of joint maintaining Federation and its subjects. The most important characteristic of modern management is the orientation to deviation from standard decisions and search of original ways of achievement of the objectives that is especially actual in conditions of the amplifying differentiation of municipalities on the level and potential of development. Management of the human capital has to provide equal quality and a standard of living of the population in all regions of Russia. Management of social and economic development of municipality - the coordinated impact of various subjects on the processes proceeding in municipality for achievement of such strategic objectives as: improvement of quality of life of the population and increase of degree of satisfaction of needs of inhabitants, high-quality transformations of the economic sphere, preservation of environment. New requirements imposed to strategic management of the human capital of the territory have to find the reflection in management of local development. The following interconnected factors are the most actual for municipalities: change of a role of subjects of management, increase of the importance of information, involvement the population in process of management of development.
Key words: human capital, quality of life of the population, municipal management.
V. V. KRUTIKOVA