Научная статья на тему 'Движение человеческого капитала и управление на индивидуальном уровне'

Движение человеческого капитала и управление на индивидуальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1866
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНДИВИД / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HUMAN CAPITAL / INDIVIDUAL / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутикова Виктория Валерьевна

Ряд специфических особенностей человеческого капитала непосредственно влияет на процесс его формирования, накопления и использования. К ним относится то, что использование человеческого капитала и получение доходов контролируется самим человеком; эффективность функционирования человеческого капитала обусловлены свободными волеизъявлениями его владельца, индивидуальными интересами, предпочтениями и ценностями, культурным и морально-нравственным уровнем. С 90-х гг. XX в. в своих трудах Эдвард Денисон, Б. Ф. Кикер, Ричард Мейо-Смит и большинство российских ученых (В. И. Костюк, С. М. Климов, И. Корогодин, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, В. А. Коннов, С. А. Курганский и др.) исследуют человеческий капитал индивидуума. В коллективном научном труде «Стратегический ответ России на вызовы нового века» под редакцией Л. И. Абалкина определение человеческого капитала наиболее близко к индивидуальному. Развитие человеческого капитала предполагает то, что он является и объектом и субъектом управления, и даже результатом деятельности. В процессе перехода от рабочей силы к человеческому капиталу есть место инвестированию, оно может осуществляться самим индивидом, а результатом инвестирования будет приобретение новых качественных характеристик человеческого капитала на уровне фирмы, региона и государства. Общественные институты, реализующие траекторию развития человеческого капитала, формируют потребность в особом качестве трудовых человеческих ресурсов. Исследование человеческого капитала на уровне его владельца (индивида) это отправная точка дальнейшего увеличения его эффективности. Иными словами, качество человеческого капитала в аспекте интеллекта, образованности и квалификации играет определяющую роль в создании конкурентоспособной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOVEMENT OF THE HUMAN CAPITAL AND MANAGEMENT AT THE INDIVIDUAL LEVEL

A number of specific features of the human capital directly influence process of his formation, accumulation and use. They are that the person concerns use of the human capital and obtaining the income controls it; free wills of efficiency of functioning of the human capital cause it owner, individual interests, preferences and values, cultural and moral level. Since the 90s years of the 20th century in Edward Denison, B. F. Kiker, Richard of Mayo Smith's works and most of the Russian scientists (Kostiuk V. I., Klimov S. M., Korogodin I., Dobrynin A. I., S. A. Dyatlov, V. A. Games, Kurgan S. A., etc.) investigate the human capital of an individual. In the collective scientific work «Strategic Answer of Russia to Challenges of the New Century» under L. I. Abalkin's edition definition of the human capital is closest to individual. Development of the human capital assumes that it is both object, and the subject of management and result of activity. In the course of transition from labor to the human capital there is a place to investment, the individual can carry it, and result of investment acquisition of new qualitative characteristics of the human capital will be of firm, the region and the state at the level. The public institutes realizing a trajectory of development of the human capital form need for special quality of labor human resources. Research of the human capital at the level of its owner (individual) is a starting point of further increase in its efficiency. In other words, quality of the human capital in aspect of intelligence, education and qualification plays the defining role in creation of competitive economy.

Текст научной работы на тему «Движение человеческого капитала и управление на индивидуальном уровне»

doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-33-37

ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И УПРАВЛЕНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ

КРУТИКОВА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: tokareva-vik@yandex.ru

Ряд специфических особенностей человеческого капитала непосредственно влияет на процесс его формирования, накопления и использования. К ним относится то, что использование человеческого капитала и получение доходов контролируется самим человеком; эффективность функционирования человеческого капитала обусловлены свободными волеизъявлениями его владельца, индивидуальными интересами, предпочтениями и ценностями, культурным и морально-нравственным уровнем. С 90-х гг. XX в. в своих трудах Эдвард Денисон, Б. Ф. Кикер, Ричард Мейо-Смит и большинство российских ученых (В. И. Костюк, С. М. Климов, И. Корогодин, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, В. А. Коннов, С. А. Курганский и др.) исследуют человеческий капитал индивидуума. В коллективном научном труде «Стратегический ответ России на вызовы нового века» под редакцией Л. И. Абалкина определение человеческого капитала наиболее близко к индивидуальному. Развитие человеческого капитала предполагает то, что он является и объектом и субъектом управления, и даже результатом деятельности. В процессе перехода от рабочей силы к человеческому капиталу есть место инвестированию, оно может осуществляться самим индивидом, а результатом инвестирования будет приобретение новых качественных характеристик человеческого капитала на уровне фирмы, региона и государства. Общественные институты, реализующие траекторию развития человеческого капитала, формируют потребность в особом качестве трудовых человеческих ресурсов. Исследование человеческого капитала на уровне его владельца (индивида) - это отправная точка дальнейшего увеличения его эффективности. Иными словами, качество человеческого капитала в аспекте интеллекта, образованности и квалификации играет определяющую роль в создании конкурентоспособной экономики.

Ключевые слова: человеческий капитал, индивид, управление, развитие, эффективность

В ходе многочисленных исследований человеческого капитала было выявлено как диалектическое единство, так и различие в нем природного и социального. Поэтому в рамках комплексного подхода следует учитывать многочисленные факторы экономического и неэкономического характера, составляющие сущность человека.

Человеческий капитал в настоящее время является не просто новым восприятием человеческого фактора в экономике, он сам по себе гораздо более значим, поскольку представляет и движущую силу, и объект воздействия. Имея в себе сочетание двойственной природы социального и материального, он имеет ряд неоспоримых преимуществ перед материально-вещественным капиталом, позволяющих выделить его в качестве важнейшего ресурса и фактора экономического развития [1].

Российские ученые в коллективном научном труде под редакцией Л. И. Абалкина исследуют проблему стратегического развития России в новом веке и рассматривают человеческий капитал

как «сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход» [2]. С. М. Климов считает, что «указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие» [3].

Человек, как физическое существо, не образует капитала, поскольку предметом купли-продажи является не он сам, а лишь услуги его труда. Человеческий капитал индивида не является врожденным, он представляет собой реализацию и развитие потенциальных способностей человека к труду. Отдачей будет полученный доход, он же характеризует собой эффективность человеческого трудового ресурса. При характеристике составных частей человеческого капитала используется понятие «активы», поскольку человеческий капитал -это активный поток, который функционирует и приносит его владельцу доход.

Рационально выделять пять активов человеческого капитала [4]:

1) Капитал здоровья. Состояние здоровья можно трактовать как капитал, часть из которого является природной, наследственной, а другая -приобретенной. В течение жизни он изнашивается, поэтому инвестиции способны замедлить процесс потери данного актива.

2) Трудовой капитал, т. е. знания и профессиональные навыки, опыт, определяющие уровень квалификации. Подход к необходимости повышения трудового капитала не только индивидуален, он определяется требованиями экономики на текущий момент (в масштабе фирмы, региона, страны).

3) Интеллектуальный капитал. Этот составной элемент имеет двойственную структуру: с одной стороны, это непосредственная совокупность образования, научной деятельности и способности к инновациям, неотделимых от их владельцев; с другой - он подразумевает под собой интеллектуальный продукт, отделяемый от автора (патенты, лицензии, торговые знаки и т. д.). Интеллектуальный капитал служит базой для выработки необходимых навыков, знаний, опыта, а также может быть конечным результатом человеческого капитала - источником его дохода.

4) Фонд предпринимательства. Представляет собой потенциал инновационно-творческой деятельности. Особенностью этой части человеческого капитала является то, что реализация его нуждается в достаточно сильной мотивации, в широкой свободе принятия технологических, организационных и социальных решений.

5) Культурно-нравственный капитал. Он предполагает признание существующей в обществе системы ценностей, культуры, этических норм и норм морали и т. д., которые определяют поведение человека по отношению к делу, вещам, другим людям. Этот капитал определяется, в первую очередь, духовным развитием индивидуума.

Активы человеческого капитала индивида формируются под влиянием внешних и внутренних факторов. Например, сохранение здоровья связано с затратами на здравоохранение, участие в благотворительной деятельности - необходимый компонент политического имиджа, карьерный рост невозможен без постоянного профессионального совершенствования. Социальные институты, участвующие в формировании и развитии человеческого капитала индивида, - образование, здравоохранение, наука, культура и искусство - являются объектами его индивидуальных инвестиций.

Для эффективного функционирования человеческого капитала на любом уровне все его состав-

ляющие элементы должны соответствовать друг другу и по количественным и по качественным характеристикам. Так, вполне вероятна ситуация, когда недостаток интеллекта не может быть компенсирован крепким здоровьем и наоборот, слабое здоровье не позволяет реализовать высокий интеллектуальный потенциал. В результате, инвестиции в образование будут для индивидуума и общества безвозвратно потеряны. Такие диспропорции между отдельными активами человеческого капитала могут порождать сбои экономического развития на более высоких уровнях.

Нестабильность и неопределенность российской экономики проявляются в том, что неэкономические факторы в формировании доходов граждан играют все еще очень большую роль. В России имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. На практике индивидуум с высоким уровнем образования и работающий более производительно часто получает низкую заработную плату. Рост реальных заработков происходит из-за чисто конъюнктурных и спекулятивных факторов, что может касаться работников отдельного предприятия-монополиста или целой отрасли.

Поскольку понятие человеческого капитала индивида характеризует сложный комплекс признаков, необходимо выделить важные моменты. Во-первых, запас знаний, навыков и иных производительных качеств человека является результатом накопления, осуществляемого посредством инвестиций в человека. Во-вторых, этот запас, который, существуя потенциально, может быть применен человеком в той или иной сфере общественного производства и внести определенный вклад в рост производительности и ВНП. В-третьих, целесообразное использование данного запаса должно приводить к росту доходов самого работника и национального дохода. В-четвертых, повышение доходов должно стимулировать человека увеличивать, накапливать новые запасы знаний, навыков и т. д. путем дополнительных вложений с целью дальнейшего их эффективного применения.

Таким образом, агрегированное определение индивидуального человеческого капитала должно формулировать его не просто как совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а накопленный запас активов, реализуемый в процессе общественного производства. Целесообразность использования определяется повышением производительности труда и способствует росту доходов работника, стимулируя его к новым инвестициям в поддержание собственного

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

здоровья, повышение уровня образования, квалификации, т. е. человеческий капитал - это самовозрастающая ценность по определению.

Необходимо учитывать специфическую особенность человеческого капитала - пребывание в постоянном движении. В начале своего существования человеческий ресурс в форме человеческого капитала получает инвестиции со стороны частных лиц, фирмы или общества в целом. Независимо от того, финансируется формирование человеческого капитала государством, предприятием, частными фондами или семьей, использование человеческого капитала и получение дохода осуществляется только с согласия и под непосредственным контролем работника как носителя собственника своего капитала.

Деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты можно определить как социальную политику. В социальном государстве происходит совпадение личностных и общественных целей, а также принятие государством целей индивида как собственных [5].

Инвестиционный период у человеческого капитала длиннее, чем у материального, (12-20 лет против 1-5 лет), но его накопление дает больший доход и длительный по времени экономический и социальный эффект. Экономический эффект проявляется только в том случае, когда потенциальный человеческий капитал превращается в реально задействованный в экономике. Формирование же потенциального человеческого капитала, его накопление, функционирование и отдача в процессе общественного производства обусловлены свободным волеизъявлением, желанием человека, его индивидуальными интересами, предпочтениями, материальной и моральной заинтересованностью.

Формирование человеческого капитала предполагает его структурное развитие и саморазвитие. При этом он приобретает новые качественные и количественные характеристики. В их анализе предполагается учитывать три основные части индивидуального человеческого капитала: биофизический капитал (капитал здоровья), социальный капитал (морально-нравственный) и интеллектуальный капитал.

Биофизический капитал - это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал. Значение данного компонента велико, поскольку он является естественным ограничите-

лем возможностей человека (пол, возраст, состояние здоровья). Социальный капитал заложен в результате взаимодействия человека с окружающей его социальной средой. Высокий социальный статус изначально определяет повышенные потребности и более высокие возможности индивида. Интеллектуальный капитал - это сформированные в результате формального и неформального обучения знания и потенциальные способности к развитию. Заложенный с рождения, он требует постоянных усилий по сохранению, постоянной работы над собой.

Формирование биофизического капитала происходит через инвестиции в семейный бюджет, систему здравоохранения и физическую культуру. Благополучное состояние здоровья через прирост производительности труда дают возможность увеличения дохода индивида и, следовательно, стимул для саморазвития, причем не только биологической, но и интеллектуально-образовательной компоненты человеческого капитала.

Инвестиции в семейный бюджет создают финансовые условия для расширения духовного и физического потребления ее членов, а также условий для рождения детей и их воспитания как будущих носителей человеческого капитала. Инвестиции в систему здравоохранения направлены, прежде всего, на увеличение времени трудовой деятельности субъекта труда, что призвано увеличить общий объем трудоспособного времени. Инвестиции в системы физической культуры и спорта должны создать условия физического развития носителя человеческого капитала. Все способы формирования биологического человеческого капитала, в конечном итоге, призваны не только свести к минимуму потери от нетрудоспособности, исключить профилактическими мерами легкие заболевания, но и создать условия улучшения физического и психологического состояния работника и его семьи, создать финансово и социально благоприятные условия для рождения и воспитания детей.

Формирование интеллектуального и образовательного капиталов имеет ряд специфических и общих черт. Так, образовательный капитал формируется через инвестиции в систему среднего, технического и высшего образования; интеллектуальный - преимущественно через инвестиции в научный комплекс общества.

Интеллектуальное производство человеческого капитала представляет собой двойственный процесс: производство новых знаний и информационных потоков, в том числе через систему образования; развитие интеллектуальных свойств единого субъекта труда на уровне индивида, коллектива,

общества. Оно, в свою очередь, является базой для функционирования научно-образовательного комплекса и системы материального производства.

Интеллектуальный человеческий капитал можно рассматривать только с учетом его единства и взаимосвязи с капиталом здоровья. С одной стороны, сами интеллектуальные способности могут развиваться и совершенствоваться на базе нормального уровня воспроизводства человека, положительного состояния его психики. С другой стороны, интеллектуальная форма человеческого капитала оказывает влияние на качество всех других характеристик и больше всего на подготовленность к труду, поскольку он определяет возможности реализации их в процессе трудовой деятельности.

Движущей силой процесса формирования человеческого капитала можно считать затраты общества на индивида, поэтому основным показателем формирования того или иного вида человеческого капитала являются инвестиционные фонды. Они могут быть рассчитаны как объемы многолетних накоплений сферами здравоохранения, науки, образования, культуры и т. д. При разработке программ развития регионов и страны в целом необходимо учитывать структуру и размер этих фондов. Инвестирование должно быть достаточным, чтобы развивались потребности и формировались способности людей, совершенствовались условия их жизнедеятельности. Уровень сформированного потенциального интеллектуально-образовательного человеческого капитала является необходимым условием возможности его накопления.

Формирование человеческого капитала в общем виде, учитывающее взаимодействие его элементов, получил свое отражение в экономических моделях. Общим для всех моделей является то, что в формировании человеческого капитала участвует физический капитал, природные факторы и накопленный ранее человеческий капитал, т. е. непосредственные факторы производства.

В результате формирования и функционирования в течение человеческой жизни человеческий капитал проходит следующие этапы:

1. Воспроизводство работника. До начала трудовой активности (в среднем 18 лет) человек формируется за счет воспитания в семье, в детских дошкольных учреждениях, получения среднего и среднего специального образования. По окончанию образовательного учреждения выпускник готов реализовывать минимальные навыки, приобретенные в ходе обучения, в качестве работника с минимально общественно необходимой квалификацией.

2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная

квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство.

3. Трудовой период. После обучения и первоначальной профессиональной подготовки в следующие 30-35 лет происходит реализация приобретенных навыков и их совершенствование, переподготовка непосредственно в общественном производстве.

4. Пенсионный период. По окончании трудовой деятельности после 60-65-летнего возраста работник обычно выбывает из активного процесса создания общественного продукта, оставаясь, в тоже время, его участником и потребителем.

Затраты, связанные с вложениями в человеческий капитал, можно разбить на следующие группы:

прямые затраты или расходы потенциального работника в виде оплаты обучения, приобретения учебников, расходов на поиски работы, смену места жительства и др.;

упущенный заработок, являющийся другим источником издержек и появляющийся в связи с тем, что в процессе вложения человеческий капитал работнику не удается работать вообще или трудиться в режиме неполного рабочего дня;

- моральный ущерб, имеющий место из-за того, что образование является трудным занятием, поиск работы - утомительным делом, а миграция нарушает привычный образ жизни, ведет к расставанию с друзьями и т. п. [6].

После того, как человеческий капитал сформирован, начинается процесс его дальнейшего накопления и одновременного участия в общественном производстве. Процесс непрерывного движения человеческого капитала, последовательно принимающего на каждой стадии особую функционально-предметную форму, называется оборотом человеческого капитала. Кругооборот человеческого капитала представляет собой замкнутый цикл его воспроизводства при неизменном уровне его совершенствования.

Функционирование человеческого капитала связано с необходимостью постоянного управления им на каждом этапе формирования. Парадокс существования человеческого капитала заключается в том, что он является и объектом, и субъектом управления и даже результатом деятельности. Так, в процессе перехода от рабочей силы к человеческому капиталу есть место инвестированию, оно может осуществляться самим индивидом, а ре-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

зультатом инвестирования будет приобретение новых качественных характеристик человеческого капитала.

Различия в затратах на различных уровнях будут определяться потребностями последних. Осуществляться они будут на самых ранних этапах формирования человеческого капитала (с рождения самого человека), продолжаться всю трудовую жизнь, а отдача будет проявляться в экономических и социальных эффектах для индивида и общества в целом. Многозначность элементов (активов) порождает многообразие подходов к оценке отдачи от вложений в человеческий капитал и возможностей управления им со стороны его владельца (индивида).

Литература

1. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2015.

2. Токарева В. В. Развитие человеческого капитала на субрегиональном уровне (в малых городах России). Мичуринск, 2007.

3. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под ред. Л. И. Абалкина. М., 2004.

4. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб:, 2000.

5. Крутикова В. В. Экономический вклад государства и региона в воспроизводство человеческого капитала на начальной стадии //

Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 7.

6. Гавра Д. П. Социальный институт. URL: http:// www.XServer.ru

7. Сюрина Т. С. Инвестиции в человеческий капитал. URL: http://mstu.edu.ru

References

1. Regional'naya politika: zarubezhnyj opyt i rossijs-kiye realii [Regional policy: foreign experience and Russian realities] / pod red. А. V. Kuznetsova, O. V. Kuznet-sovoj. M.: Izd-vo IMEMO RАN, 2015.

2. Tokareva V. V. Razvitiye chelovecheskogo kapi-tala na subregional'nom urovne (v malykh gorodakh Ros-sii) [Development of the human capital at the subregional level (in the small town of Russia)]. Michurinsk, 2007.

3. Strategicheskij otvet Rossii na vyzovy novogo veka [Strategic answer of Russia to challenges of the new century] / pod red. L. I. Аbalkina. M., 2004.

4. Klimov S. M. Intellektual'nye resursy organizatsii [Intellectual resources of the organization]. SPb:, 2000.

5. Krutikova V. V. Ekonomicheskij vklad gosu-darstva i regiona v vosproizvodstvo chelovecheskogo kapi-tala na nachal'noj stadia [Economic contribution of the state and region to reproduction of the human capital at an initial stage] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 7.

6. Gavra D. P. Sotsial'nyj institut [Social institute] URL: //http:/// www.XServer.ru

7. Syurina T. S. Investitsii v chelovecheskij capital [Investments into the human capital] URL:// http:/mstu.edu.ru

* * *

THE MOVEMENT OF THE HUMAN CAPITAL AND MANAGEMENT AT THE INDIVIDUAL LEVEL

KRUTIKOVA VICTORIYA VALERYEVNA Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: tokareva-vik@yandex.ru

A number of specific features of the human capital directly influence process of his formation, accumulation and use. They are that the person concerns use of the human capital and obtaining the income controls it; free wills of efficiency of functioning of the human capital cause it owner, individual interests, preferences and values, cultural and moral level. Since the 90s years of the 20th century in Edward Denison, B. F. Kiker, Richard of Mayo Smith's works and most of the Russian scientists (Kostiuk V. I., Klimov S. M., Korogodin I., Dobrynin A. I., S. A. Dyatlov, V. A. Games, Kurgan S. A., etc.) investigate the human capital of an individual. In the collective scientific work «Strategic Answer of Russia to Challenges of the New Century» under L. I. Abalkin's edition definition of the human capital is closest to individual. Development of the human capital assumes that it is both object, and the subject of management and result of activity. In the course of transition from labor to the human capital there is a place to investment, the individual can carry it, and result of investment acquisition of new qualitative characteristics of the human capital will be of firm, the region and the state at the level. The public institutes realizing a trajectory of development of the human capital form need for special quality of labor human resources. Research of the human capital at the level of its owner (individual) is a starting point of further increase in its efficiency. In other words, quality of the human capital in aspect of intelligence, education and qualification plays the defining role in creation of competitive economy.

Key words: human capital, individual, management, development, efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.