Научная статья на тему 'Управленческий анализ деятельности промышленного предприятия: организация и методика проведения'

Управленческий анализ деятельности промышленного предприятия: организация и методика проведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1426
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭТАП / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушина М.А., Самарина Л.Б.

Эффективность принимаемых управленческих решений во много зависит от качества используемой информации, одним из основных поставщиков которой является управленческий анализ. Авторами разработана методика проведения управленческого анализа, в рамках которой сформирована его информационная база во взаимосвязи с основными стадиями производственного процесса, выделены организационные этапы проведения управленческого анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий анализ деятельности промышленного предприятия: организация и методика проведения»



УПРАВЛЕНЧЕСКИМ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

М. А. БАХРУШИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: Vakhrushina@mail.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Л. Б. САМАРИНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики E-mail: ludalsam@rambler.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

филиал в г. Туле

Эффективность принимаемых управленческих решений во многом зависит от качества используемой информации, одним из основных поставщиков которой является управленческий анализ. Авторами разработана методика проведения управленческого анализа, в рамках которой сформирована его информационная база во взаимосвязи с основными стадиями производственного процесса, выделены организационные этапы проведения управленческого анализа.

Ключевые слова: управленческий анализ, этап, информация, обеспечение.

Результативность любого вида экономического анализа, включая управленческий, во многом зависит от правильной его организации. В зависимости от размеров конкретной организации проведение управленческого анализа может быть возложено на различные службы. На крупных предприятиях могут быть организованы группы при финансовом директоре (отделы или лаборатории); на средних — группа или специалист по финансовым вопросам (финансовый менеджер или заместитель директора по финансовым вопросам); на малых предприятиях

управленческий анализ может проводить главный бухгалтер (бухгалтер-аналитик).

Можно выделить следующие организационные этапы проведения управленческого анализа (рис. 1).

Применительно к деятельности промышленного предприятия рассмотрим содержание каждого из предложенных этапов в зависимости от стадии производственного процесса.

Проведение любого вида анализа, в том числе и управленческого, невозможно без определения цели, поскольку именно целевой аспект оказывает влияние на содержание каждого этапа анализа. При этом важно определить временной период проведения управленческого анализа (краткосрочный, долгосрочный), так как от этого зависит состав его задач. Например, при проведении анализа в краткосрочном периоде цели будут направлены на достижение немедленных или близких результатов.

Постановка долгосрочных целей связана с решением двух задач:

- постановка задач на пять и более лет вынуждает руководство предприятия действовать сейчас, чтобы достигнуть намеченных целей позднее;

Определение цели, субъектов и объектов анализа

Сбор информации, предварительная проверка ее достоверности и качества

Применение конкретной методики анализа, определение системы показателей и выполнение расчетов

Выбор оптимальных вариантов действий

Обобщение результатов и их экономическая \ интерпретация, направленная на формирование ] управленческих решений ]

Рис. 1. Организационные этапы проведения управленческого анализа

- наличие четких долгосрочных целей требует оценки влияния сегодняшних решений руководства на долгосрочные результаты работы предприятия.

Не менее важно на начальном этапе управленческого анализа определить объект исследования (производственные процессы, факторы производства, сегменты бизнеса и т.д.). Объектом управленческого анализа деятельности промышленных предприятий в первую очередь должны стать стадии производственного процесса: снабжение; производство, хранение; продажа.

Раскроем более подробно основные этапы проведения управленческого анализа во взаимосвязи со стадиями производственного процесса.

На рис. 2 видно, что в процессе обеспечения деятельности предприятия заденьги (Д) приобретаются необходимые производственные запасы (ПЗ) — сырье и материалы, которые далее подвергаются обработке на производственной стадии, в результате чего производится готовая продукция (ГП). Некоторая ее часть остается на складе. В результате продажи другой части формируется выручка от продажи (Д'). Часть полученной выручки расходуется на приобретение запасов для осуществления следующего производственного цикла. Все стадии производствен-

ного процесса взаимосвязаны, каждая последующая невозможна без предыдущей, на каждой из них возможно получение соответствующей информации для проведения управленческого анализа.

Промышленные предприятия на стадии снабжения в основном приобретают предметы труда и этим пополняют свои оборотные производственные материальные запасы, которые были израсходованы на выпуск продукции в процессе предыд ущего производственного цикла. На этом этапе особое значение имеет управление эффективностью использования предметов труда, так как это определяет величину себестоимости продукции в целом. Например, в сахарной промышленности основным видом ресурсов является сельскохозяйственное сырье, поэтому эффективность управления процессами его заготовки и хранения также имеет большое значение.

Организацию материального снабжения на промышленных предприятиях можно условно разделить на две части: заготовка сырья и приобретение других материальных ресурсов. Таким образом, на производственных предприятиях на стадии снабжения возникают ситуации, решаемые совместно специалистами по управленческому учету, менеджерами по снабжению и производству. Это разработка и оценка системы поставок, договоров, эффективности построения логистической цепочки по движению сырья; анализ качества производственных запасов, организация складского учета, формирование системы входного контроля, анализ состава поставщиков и контроль за расчетами с ними, анализ качества поставок и кредиторской задолженности.

В ходе управленческого анализа на стадии снабжения основная цель его состоит в определении потребности организации в ресурсах и минимизации материальных затрат. Для достижения этой цели в процессе управленческого анализа необходимо решение следующих задач:

- поискивыборпоставщиков;

- анализ качества закупаемого сырья;

Рис. 2. Стадии производственного процесса: Д — деятельность предприятия за деньги; ПЗ — производственные запасы; НПЗ — норма производственных запасов; ГП — готовая продукция; Д' — выручка от продажи

- определение оптимальной партии закупок;

- анализ и оценка величины транспортно-заго-товительных расходов;

- определение оптимальной величины складских запасов и т. д.

На стадии производства основная цель управленческого анализа заключается в подготовке решений, направленных на снижение затрат на производство продукции и обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

- определение потребности в необходимых материальных ресурсах;

- анализ и оценка величины незавершенного производства;

- разделение условно-постоянных (условно-переменных) затрат на постоянную и переменную части;

- анализ норм затрат на производство и отклонений от них с выявлением причин отклонений;

- анализ качества готовой продукции ит. п.;

- обеспечение сохранности готовой продукции до ее продажи клиентам и т. д.

Цель управленческого анализа на стадии продажи состоит в подготовке информации, направленной на увеличение объемов продажи готовой продукции надежным покупателям, минимизация коммерческих расходов. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

- анализ остатков готовой продукции с выявлением причин невозможности продажи ее покупателям;

- планирование и расчет точки безубыточности;

- анализ спроса и предложения на производимую продукцию на рынке;

- анализ возможности предоставления покупателям товарных кредитов;

- анализ состава и структуры дебиторской задолженности;

- анализ уровня прибыли от продаж, расчет операционного и финансового левериджа;

- анализ рентабельности товарной продукции в целом и ее отдельных изделий и т. д.

Определив цель и задачи проведения анализа, аналитик может приступить к сбору необходимой информации, уделяя особое внимание ее своевременности, достоверности и релевантности.

Задача формирования информационной базы управленческого анализа деятельности хозяйствующего субъекта предполагает:

- выявление потребностей в информации;

- поиск и отбор необходимых источников, в том числе и по критерию стоимости, в рамках поставленной задачи;

- учет специфики функционирования хозяйствующего субъекта.

Набор информационных источников зависит от задач, решаемых в рамках управленческого анализа на каждой стадии производственного процесса (рис. 3—5).

На практике состав задач управленческого анализа, а значит, и его информационных источников, может быть значительно шире. Все зависит от специфики деятельности конкретной организации, заинтересованности менеджмента в эффективном ведении бизнеса, других внешних и внутренних факторов, но в любом случае для проведения управленческого анализа на высоком уровне необходима качественная информация, полученная из достоверных источников. Оттого, насколько полно и грамотно подобрана информация на каждом из этапов технологического процесса производства продукции, будет зависеть успех проведения управленческого анализа в целом. При этом необходимо определить

Рис. 3. Информационное обеспечение управленческого анализа с учетом стоящих перед ним задач на этапе снабжения

Производство

Задачи управленческого

X

Необходимая информация

Информационные источники

Анализ поведения затрат

на производство (расходов организации) с учетом продолжительности анализируемого периода (краткосрочный, долгосрочный)

Расчет и оценка эффективности каждого варианта управленческой задачи (производить самостоятельно или закупать на стороне;

выбор для целей производства того или

иного ресурса; определение наиболее перспективного сегмента

бизнеса и т.д.). Сравнение полученных

результатов, выбор наиболее оптимального, удовлетворяющего заданным условиям, формулирование рекомендаций

I

Состав и величина постоянных и переменных затрат; продолжительность

временного периода планирования (масштабной базы)

Величина затрат на производство оборудования, величина затрат на его покупку, уровень цен на новое оборудование и его мощность, производственная мощность старого оборудования и величина затрат на его обслуживание, степень загруженности производстве нных мощностей, период окупаемости инвестиционного проекта,

величина затрат на его внедрение, уровень ставки рефинансирования Банка России, данные о затратах и результатах деятельности отдельных сегментов и т.д.

I

Бизнес-план; данные бухгалтерского и управленческого учета; плановые и нормативные данные о затратах на

производство и реализацию продукции; плановые и отчетные

калькуляции себестоимости выпускаемых изделий; отчеты о прибылях и убытках, внутренняя отчетность по выполнению плана реализации объема продаж и др.

Бизнес-план, план технического развития и повышения эффективности производства, данные об их выполнении; планы модернизации оборудования и внедрения новой техники; техническая документация;

данные бухгалтерского учета (журналы-ордера, ведомости) о сумме начисленной амортизации, величине затрат на ремонт, заработной плате

персонала, обслуживающего оборудование; формы оперативной,

бухгалтерской и статистической отчетности, внутренняя отчетность сегментов бизнеса; прайс-листы поставщиков оборудования, материалы Web-caйтoв и пр.

Продажа

Задачи управленческого анализа

X

Необходимая информация

Разработка эффективной политики ценообразования.

Планирование оптимальной цены продаж в зависимости

от выбранного временного периода управленческого анализа

Планирование точки безубыточности при

производстве (продаже) продукции (товара).

Расчет коэффициентов рентабельности, их анализ, выработка соответствующих рекомендаций

х

Величина себестоимости продукции, ее состав и методы формирования, величина переменных расходов, уровень валовой прибыли, продолжительность

периода планирования, уровень цен на аналогичную продукцию у конкурентов,

величина спроса и предложения на рынке и др.

Объем продаж, величина продажных цен на продукцию, размер выручки от продажи, состав и величина переменных и постоянных затрат, уровень цен на закупаемое сырье, продолжительность периода планирования и т.д.

Информационные источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

Отчетные данные; данные бухгалтерского, управленческого и статистического учета; синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и

денежных средств; плановые и нормативные данные о затратах на производство и продажу продукции; плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий; отчеты о прибылях и убытках, рентабельности отдельных видов продукции; материалы маркетинговых исследований и др.

Бизнес-план, отчетные данные; данные бухгалтерского, управленческого и статистического учета; синтетические и аналитические счета, отражающие выпуск, отгрузку, реализацию продукции, ее качество, наличие брака; соответствующие ведомости, журналы-ордера и при необходимости первичные документы; прейскуранты цен на продукцию, планы-графики выпуска продукции; отчеты о рентабельности отдельных видов продукции и т.д.

Рис. 5. Информационное обеспечение управленческого анализа с учетом стоящих перед ним задач на этапе продажи

Рис. 4. Информационное обеспечение управленческого анализа с учетом стоящих перед ним задач на производственном этапе

«золотую середину» между информационными потребностями анализа и стоимостью получения и обработки информации, т. е. в данном случае должен действовать принцип экономической целесообразности совершаемых операций.

Сформировав информационную базу для проведения управленческого анализа, аналитик приступает к подбору соответствующих методов и процедур. В связи с этим следующим этапом проведения управленческого анализа является применение конкретной методики анализа (с учетом стоящих перед ним задач), определение системы показателей и выполнение расчетов.

В экономической литературе методы и приемы анализа классифицируют по различным признакам. Одним из наиболее информативных можно считать деление приемов и методов по степени их формализуемости, т. е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью формализованных (в большей степени математических) процедур. Исходя из критерия формализуемости все аналитические методы можно разделить на неформальные и формализованные.

Суть неформальных (трудно формализуемых) методов состоит в том, что с их помощью возможно описание процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Опыт, профессионализм и интуиция играют далеко не последнюю роль в применении этих методов.

Формализованные методы (часто их называют математическими) основаны на предварительно заданных строгих зависимостях и правилах. Они различаются по сложности используемого математического аппарата, возможности реализации в практической

деятельности и степени распространенности в работе аналитических служб на предприятиях.

В аналитической практике чаще всего применяют неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистики. При этом все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях. Это позволяет глубоко и комплексно анализировать деятельность коммерческих организаций, вскрывать резервы возможного повышения ее эффективности.

Применительно к управленческому анализу под методикой предлагается понимать совокупность специализированных приемов и способов исследования хозяйственных процессов и их результатов (включая заимствованные из других наук).

Все перечисленные способы проведения анализа могут быть использованы в процессе осуществления управленческого анализа, однако их состав будет различным в зависимости от целей и задач управленческого анализа. Особое внимание при проведении управленческого анализа следует уделять приемам моделирования хозяйственных ситуаций.

Возвращаясь к стадии снабжения, для решения поставленных задач целесообразно использовать такие неформализованные (логические) методы анализа, как сравнение, например, при анализе цен на закупаемое сырье с целью выбора оптимального поставщика, построение аналитических таблиц; графические методы, группировки и др., позволяющие определить оптимальный размер заказа. Кроме того, для решения этой задачи в процессе управленческого анализа могут быть использованы такие формализованные (математические) методы. Это методы теории принятия решений, например линейное программирование, широко используемое при решении транспортной задачи. На этой стадии производственного процесса применимы методы факторного анализа, которые позволяют определить влияние факторов изменения внешней среды на результатный показатель, например при анализе цен на закупаемое сырье предприятия сахарной промышленности.

На уровне производства эффективны традиционные методы экономической статистики, например индексный метод с целью определения отклонений фактических объемов продаж от запланированных; приемы факторного анализа для определения влияния различных факторов на величину объема продаж и прибыли, а также приемы ситуационного анализа, например имитационного моделирования для разработки гибких бюджетов, атакже налогового планирования. На этапе планирования

производства в отдельных случаях может возникнуть дефицит производственных мощностей, поэтому особое внимание должно быть уделено методам и приемам инвестиционного анализа для оценки привлекательности инвестиционного проекта (в случае, если возникла необходимость в обновлении производственных мощностей предприятия).

На этапе продажи для проведения анализа и прогнозирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов от продажи продукции в процессе управленческого анализа возможно применение методов маржинального анализа. В процессе определения и расчета рентабельности продукции и отдельных ее видов целесообразно использовать приемы факторного анализа, а вот при определении спроса на продаваемую продукцию можно использовать коэффициентный анализ (расчет коэффициентов эластичности спроса и предложения) и т. д. Кроме того, на этой стадии производственного процесса целесообразно использовать такие экономико-математические методы. Например, кластерный анализ, позволяющий из большого количества взаимосвязанных переменных выделить наиболее важные. Для промышленных предприятий с помощью этого метода можно определить объем продажи продукции в зависимости от цены, конкурентоспособности продукции, затрат на рекламу и т. д.

Следующим этапом аналитической работы аналитика должен стать выбор оптимальных вариантов действий.

На этапе снабжения в ходе управленческого анализа на основе методов оптимизационного моделирования (например дерево решений) происходит выбор из нескольких альтернативных вариантов наиболее оптимального, удовлетворяющего заданным критериям. Например, на предприятиях сахарной промышленности требуется сравнение альтернатив: закупать сырье (сахарную свеклу, сахар-сырец) за плату у поставщиков или приобретать на давальческой основе; заключение договоров с поставщиками, предоставляющими рассрочку в оплате сырья или закупка большими партиями с предоставлением скидок и т. д.

Успешное решение задач, определенных на этапе производства, невозможно без нормальной работы производственного оборудования. В связи с тем, что большинство промышленных предприятий, например предприятий сахарной промышленности, производит продукцию на устаревшем, изношенном оборудовании, руководство часто сталкивается с проблемой: модернизировать (реконструировать) имеющиеся производственные мощности или стро-

ить новые; увеличить мощность сахарного завода или вложить средства в строительство нового склада (хранилища) сахарной свеклы и др. Помочь руководству сделать правильный выбор может грамотно проведенный управленческий анализ, например с помощью методов инвестиционного анализа, экономико-математического моделирования.

На этапе продажи руководству любого предприятия предстоит решить задачу максимизации прибыли. Варианты ее решения могут быть различными: увеличение цены на продукцию, объема продаж, предоставление рассрочки в оплате за проданную продукцию постоянным клиентам, введение системы скидок для оптовых покупателей и др. Таким образом, в процессе управленческого анализа аналитику предстоит на основании расчетов обосновывать выбор того или иного вариантадействий.

Обобщение результатов и их экономическая интерпретация по результатам управленческого анализа происходит путем составления различных сводок, таблиц, диаграмм, отчетов с указанием наилучшего варианта управленческого решения. Ре-

Методика проведения управленческого анализа деятели

зультаты проведенного анализа должны позволить руководству выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации и принять управленческое решение, направленное на совершенствование деятельности организации в дальнейшем.

Методика проведения управленческого анализа производственных организаций по стадиям производства отражена в табл. 1.

Практическая реализация изложенной методики управленческого анализа должна осуществляться с учетом технико-экономических особенностей хозяйствующего субъекта.

Методика проведения управленческого анализа промышленных организаций по стадиям производственного процесса не является единственно возможной. В каждой конкретной ситуации аналитик должен руководствоваться своими профессиональными навыками и суждением, а также задачами и степенью детализации информации, требуемой руководствуданной организации.

Очевидно, что проведение управленческого анализа предполагает использование соответ-

Таблица 1

:ти организаций по стадиям производственного процесса

Этап Снабжение Производство Продажа

Определение цели, субъектов и объектов анализа Определение потребности организации в качественных ресурсах и минимизация материальных затрат Снижение затрат на производство продукции, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия Увеличение объемов продажи готовой продукции надежным покупателям, минимизация коммерческих расходов

Сбор информации, предварительная проверка ее достоверности и качества Сбор информации о составе и величине материально-производственных запасов, действующих нормативах их закупок и расходования, уровне цен на материальные ресурсы, величине затрат на складское хранение, составе и уровне надежности поставщиков, ассортименте товаров, возможных каналах закупки сырья и т. д. Сбор информации о составе и величине постоянных и переменных затрат; продолжительности временного периода планирования (масштабной базы); величине затрат на производство оборудования и его покупку, уровне цен на новое оборудование и его мощности, производственной мощности старого оборудования и величине затрат на его обслуживание, степени загруженности производственных мощностей и т.д. Сбор информации о себестоимости продукции, ее составе и методах формирования, величине переменных затрат, уровне валовой прибыли, продолжительности периода планирования, уровне цен на аналогичную продукцию у конкурентов, величине спроса и предложения на рынке; величине продажных цен на продукцию, размере выручки от продажи и т. д.

Применение конкретной методики анализа, определение системы показателей и выполнение расчетов Применение неформализованных (логических) методов анализа; методов экономической статистики: графических, груп-пировокидр., формализованных (математических) методов; приемов факторного анализа Применение формализованных (математических) методов; приемов факторного анализа, инвестиционного анализа, ситуационного анализа и др. Применение методов маржинального анализа, приемов факторного анализа, коэффициентного анализа, кластерного анализа, экономико-математических методов и т. д.

Выбор оптимальных вариантов действий Сравнение на основе методов оптимизационного моделирования Выбор оптимального из возможных вариантов Поиск путей максимизации прибыли

Обобщение результатов и их экономическая интерпретация Составление сводок, таблиц, диаграмм, отчетов с указанием наилучшего варианта управленческого решения

ствующего программного обеспечения. На практике решение отдельных задач управленческого анализа чаще всего осуществляют с помощью самого простого и надежного средства автоматизации — табличного процессора Microsoft Office Excel. Его использование не требует дополнительных затрат, нов то же время позволяет производить

Рис. 6. Виды аналитических программных продуктов

Таблица 2

Ранжирование пакетов прикладных программ исходя из их возможностей решения задач управленческого анализа

Возможность использования

Программный для тактических для стратегичес-

продукт управленческих ких управленчес-

решении ких решении

Управленческий ана- + -

лиз (фирма ИНФИН)

ИНЭК-Аналитик + +

Project Txpert + +

Marketing Txpert + -

Альт-Инвест Сумм - +

Галактика: програм- + -

мный модуль Финан-

совый анализ

достаточно сложные расчеты, что значительно облегчает труд бухгалтера-аналитика. Однако, несмотря на широкое применение MS Excel при решении различных финансово-аналитических задач, его аналитические возможности ограничены. Усложнение решаемых задач, особенно с использованием динамических моделей, требует использования более мощных инструментальных средств расчетов.

Анализ научной литературы и действующей практики применения информационных технологий при проведении экономического анализа позволил выделить следующие группы аналитических программных продуктов (рис. 6).

На сегодняшний день специализированные программы, позволяющие решать задачи управленческого анализа в полном объеме, пока отсутствуют, хотя попытки использования пакетов прикладных программ для автоматизации отдельных задач предпринимаются.

На основе изучения практики применения программных продуктов для проведения анализа составлен перечень программных средств в порядке убывания степени значимости, наиболее оптимально решающих задачи управленческого анализа в организациях (табл. 2).

Как видно из табл. 2, в составе специализированных программных продуктов всего один из них (программный продукт «Управленческий анализ») предназначен для проведения собственно управленческого анализа, однако даже он позволяет ре-

Список литературы

1. Александров О. А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций // Экономический анализ: теория и практика, 2007. № 19.

2. Бахрушина М.А. Управленческий анализ. М.: Омега-Л, 2004.

3. Бахрушина М.А., Самарина Л. Б. Влияние различных школ на формирование особенностей управленческого анализа //Управленческий учет, 2008. № 2.

4. ЕндовицкийД. А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учеб. пособие / под ред. Л. Т Гиляровской. Воронеж: ВГУ, 2001.

5. ЕндовицкийД. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Любушин ^.^Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7. Любушин Н. П., Бабичева Н. Э. Финансовый анализ: учебник. М.: Эксмо, 2010.

8. СамаринаЛ. Б. Концепцияуправленческого анализадеятельности предприятия //Управленческий учет, 2008. №11.

шать лишь отдельные тактические задачи, стоящие перед менеджментом.

Неразвитость рынка программных продуктов для проведения управленческого анализа связана с тем, что современные компьютерные технологии не могут в полной мере заменить интеллектуальных возможностей специалиста. Кроме того, хозяйствующие субъекты в полной мере еще не осознали практического значения проведения управленческого анализа их деятельности, в связи с чем спрос на такие программные продукты пока еще невелик. По мере становления управленческого анализа в хозяйственной деятельности организаций возможности его компьютеризации расширятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.