Научная статья на тему 'Уполномоченный по правам человека в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь'

Уполномоченный по правам человека в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1325
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ / THE OMBUDSMAN / THE RIGHT TO LIFE / THE MECHANISM OF ENSURING AND PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белобрагина Н. А.

Рассмотрены полномочия и основные направления работы Уполномоченного по правам человека в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ombudsman in the constitutional law mechanism of ensuring and protection of the right to life

In this paper consideration is given to the powers and the main areas of activity of the Ombudsman in the constitutional law mechanism of ensuring and protection of the right to life.

Текст научной работы на тему «Уполномоченный по правам человека в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь»

23. Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 104, 152.

24. Шумилин С.Ф. Полномочия следователя: механизм и проблемы реализации. М.: Экзамен, 2006. С. 72.

25. Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права: автореф. ... докт. юрид. наук / П.С. Элькинд. Ленинград, 1963. С. 14-15.

26. Якубович Н.А. Теоретические основы предварительного следствия: учебное пособие. М., 1971. С. 57.

O.S. Erokhina

The functions of the investigator as a participator of the legal sitting during pre-legal process (in oder of decision of a problem)

The article is devoted to the problem of the functions of the investigator, who is taking part in the legal sitting during pre-legal process. The author had analyzed different points of view, concerning conception and the system of criminal-procedural functions and presents different approaches. He also pays special attention to the question of main function of the investigator in pre-legal process. The author reveals the cases of participation of the investigator in a legal sitting. He examines and distinguishes the functions (sub functions), which are realized by the investigator in every kind of the legal sitting in pre-legal process.

Key words: pre-legal process, legal sitting, conception of criminal-procedural functions, the system of criminal-procedural functions, investigator, the main function of the investigator, the additional function of the investigator, sub functions, investigative, criminal persecution.

УДК 347

H.A. Белобрагина, аспирант, +7(910) 7046415, nbelobragina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Рассмотрены полномочия и основные направления работы Уполномоченного по правам человека в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, право на жизнь, механизм обеспечения и защиты.

Одним из элементов конституционно-правового механизма обеспечения и защиты права на жизнь выступает институт омбудсмана.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» гласит, что данный институт создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами [9].

Уполномоченный по правам человека представляет собой особый конституционный институт. При осуществлении своих полномочий омбудсман независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются непременным условием его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры.

Деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действиями или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, и таким образом содействует более полной реализации прав граждан. На наш взгляд, обеспечение конструктивного взаимодействия Уполномоченного с другими органами, входящими в конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты права на жизнь, способствует повышению эффективности его деятельности.

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих функций является процесс рассмотрения жалоб граждан. Омбудсман имеет свободное усмотрение при решении вопроса о том, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности: 1) принять жалобу к

рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы. Важным фактором поддержания авторитета омбудсмена является то, что отказ в принятии жалобы обжалованию не подлежит.

При проведении проверки Уполномоченный наделяется широким кругом правомочий: запрашивать и получать от государственных органов,

органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации; проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим разрешению в ходе рассмотрения жалобы и т.д.

Кроме того, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. В этом проявляется своеобразие положения Уполномоченного, с одной стороны, он контролирует чиновников в сфере прав человека, требует санкций против них при нарушениях, а с другой, прибегает к их участию, помощи, восстанавливая права и отстаивая законные интересы личности. При этом, как показывает практика, данное взаимодействие будет более продуктивным, если налажен личный контакт Уполномоченного с государственными органами и должностными лицами [7].

Кроме рассмотрения жалоб омбудсман уполномочен контролировать деятельность органов исполнительной власти и других государственных органов иными способами. Российское законодательство исходит из того, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий. Так, он может: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

Закон вменяет в обязанность государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, получившим заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Как мы видим, Уполномоченный обладает достаточным кругом полномочий, необходимых для обеспечения и защиты прав человека, поэтому мнение о его безвластности, на наш взгляд, ошибочно.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по обеспечению и защите конституционного права на жизнь является приоритетной. Попробуем проанализировать работу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в механизме обеспечения и защиты права на жизнь по основным направлениям.

Восстановление нарушенных прав. Одно из основных направлений деятельности Уполномоченного - способствовать восстановлению нарушенных прав граждан России. Следует отметить, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации также способствует восстановлению нарушенных прав граждан России, находящихся за границей. Компетенция Уполномоченного в данной сфере деятельности Федеральным конституционным законом не регулируется, но принадлежит ему в силу ч.2 ст.63 Конституции, в которой сказано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, и п.1 ст. 1 Федерального

конституционного закона, согласно которому должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. В компетенцию российского Уполномоченного входит защита и восстановление нарушенных прав иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации занимается проблемами нарушения права человека на жизнь. Это находит отражение в его ежегодных, специальных докладах и заявлениях. Вот некоторые из них (проблем):

- низкая эффективность и недостаточная оперативность расследования случаев лишения жизни, в том числе в процессе ликвидации

членов незаконных вооруженных формирований в ходе боевых столкновений [1, 2];

- защита прав жертв террористических актов и иных преступлений

[8];

- недозволенные методы обращения с задержанными по подозрению в совершении преступлений;

- проявления расовой дискриминации, национальной и религиозной нетерпимости [3];

- нарушения права человека на жизнь, имеющие место в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- соблюдение права на жизнь и в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации [6].

С момента назначения на должность Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одним из важнейших направлений своей работы рассматривает защиту прав и законных интересов ребенка, в том числе и права на жизнь [4].

Совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в законотворчестве Федеральный конституционный закон уделяет мало внимания. Об этом говорится в трех статьях Закона. Общая норма содержится в п.3 ст.1, более широкая в пп.2 ст.31.

В подавляющем числе публикаций предлагается наделить Уполномоченного по правам человека правом законодательной инициативы. Для этого необходимо дополнить ч.1 ст. 104 Конституции России, что сопряжено со сложностями юридического порядка. На наш взгляд, в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» необходимо закрепить обязанность субъекта законодательной инициативы, к которому обратился Уполномоченный с предложением внести его законопроект на рассмотрение Государственной думы, дать ему аргументированный ответ, указав основания по которым он не поддерживает инициативу Уполномоченного и не вносит его законопроект в палату Парламента. Уполномоченный должен быть проинформирован и при принятии его предложения.

В качестве примера совершенствования законодательства по вопросу права на жизнь можно привести следующий случай. Уполномоченный по правам человека обращался в Минюст России с предложением рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования порядка применения меры пресечения в виде содержания под стражей с использованием института освобождения из-под стражи по болезни с внесением для этого в Государственную Думу соответствующего

законопроекта в порядке законодательной инициативы Правительства Российской Федерации [5].

Безусловно, иные направления деятельности Уполномоченного по правам человека, такие как развитие международного сотрудничества, правовое просвещение граждан по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, играют немаловажную роль в механизме обеспечения и защиты права на жизнь.

Подводя итог, отметим, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации занимает важное место в конституционноправовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет существующие средства обеспечения и защиты права на жизнь. Этому свидетельствуют примеры из практики деятельности Уполномоченного. Мнение о безвластности Уполномоченного ошибочно. Он обладает достаточным кругом полномочий, необходимых для обеспечения и защиты права человека на жизнь.

Своеобразие положения Уполномоченного проявляется в том, что он, с одной стороны, обязан контролировать чиновников в сфере прав человека, требовать санкций против них при нарушениях, а с другой, прибегать к их участию, помощи, восстанавливая права и отстаивая законные интересы личности. В конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь основная роль уполномоченного состоит в том, чтобы стимулировать применение средств защиты иными государственными органами и должностными лицами. Без конструктивного взаимодействия с ними деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ крайне неэффективна.

Библиографический список

1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www.ombudsmanrf.org> (последнее посещение: 20.05.2011 г.).

2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www .ombudsmanrf. or g> (последнее посещение: 20.05.2011 г.).

3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в

2002 году// Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www .ombudsmanrf. or g> (последнее

посещение: 20.05.2011 г.).

4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в

2001 году // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www.ombudsmanrf.org> (последнее

посещение: 20.05.2011 г.).

5. Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 24.05.2010 // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www.ombudsmanrf.org> (последнее посещение: 20.05.2011 г.).

6. Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 18.12.2009. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www.ombudsmanrf.org> (последнее посещение: 20.05.2011 г.).

7. Миронов О.О. Очерки государственного правозащитника. М.: Изд-во СГУ, 2009.

8. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений» 20 марта 2003 года // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <http: // www.ombudsmanrf.org> (последнее посещение: 20.05.2011 г.).

9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательстваРФ. - 03.03.1997. - № 9. - Ст. 1011.

N.A. Belobragina

The ombudsman in the constitutional law mechanism of ensuring and protection of the right to life

In this paper consideration is given to the powers and the main areas of activity of the Ombudsman in the constitutional law mechanism of ensuring and protection of the right to life.

The key words: the Ombudsman, the right to life, the mechanism of ensuring and protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.