Научная статья на тему 'Уголовно-правовая охрана государственных функций с учетом коррупционных угроз'

Уголовно-правовая охрана государственных функций с учетом коррупционных угроз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / КОРРУПЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ «КОРРУПЦИОННЫХ УСЛУГ» / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / RECEIVERS OF “CORRUPTION SERVICES” / PROTECTION OF STATE FUNCTIONS / REPRESENTATIVE OF AUTHORITY / CORRUPTION THREATS / STATE FUNCTION TO COUNTERACT CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Векленко Василий Владимирович, Борков Виктор Николаевич

Название главы 30 УК РФ не отражает содержания объекта преступлений, совершаемых должностными лицами, а деление субъектов управленческих посягательств по месту осуществления полномочий не позволяет эффективно противодействовать коррупции. Авторы предлагают в качестве видового объекта рассматривать функции государства и при определении круга субъектов учитывать специфику коррупционных угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Векленко Василий Владимирович, Борков Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Law Protection of State Functions Taking into Account Corruption Threats

The title of Art. 30 of the Penal Code of RF doesn’t reflect the content of the object of crimes committed by public servants and the division of subjects of administrative endeavor according to the place of exercise of authority doesn’t allow to counteract corruption efficiently. The authors suggest to consider the functions of the state as a type object and take into account the specific character of corruption threats while determining the set of subjects.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая охрана государственных функций с учетом коррупционных угроз»

жание культуры) на индивидуальном уровне и Консерватизм (ценности сохранения и стабильности мира) на культурном уровне.

Выявлены эффекты (влияние) ценностей на культурном и индивидуальном уровнях на показатель потенциального осуществления жизненных предназначений осужденных разных этногрупп. В результате соотнесения воздействующих факторов — культурных ценностей с ценностями язычества, лежащими в основе религиозно-мифологических представлений удмуртского народа (Воршуд и культ предков, Единение с природой, Представления об идеальном мире, Безропотное принятие неудач, Вечность жизни), и православными ценностями русских, явно усматривается их согласованность и комплементарность. Ценности целеполагания (Самореализации), бесспорно, являются побудителями жизни. Тем самым установлено, что только те ценностномотивационные факторы жизненных предназначений осужденных, находящихся в длительных условиях социальной депривации, которые заключают в себе рефлексию собственных форм и предпосылок и включают компоненты верований и религиозных убеждений своего народа, обеспечат успешность ресоциализации и жизнедеятельности в будущем.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений и намерений осужденных в условиях длительной социальной депривации.

Практическая значимость работы состоит в использовании полученных результатов в деятельности психологов пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждений, осуществляющих психологическое сопровождение осужденных в условиях лишения свободы, обеспечение превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы лиц.

1 Ежевская Т. И. Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 8-11; Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2007. 704 с.; Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 2008. 352 с.

2 Мотков О. И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. 1998. № 36. C. 8-9.

3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

4 Вахнина В. В. Технологии диагностики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2 (29). С. 74-78.

5 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007. 527 с.; Хотинец В. Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. № 2. С.99-107; Хотинец В. Ю., Сунцова Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 17-29; Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. 438 p.;

Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. V. 50. P. 19-45.

6 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. С. 70-75.

7 Там же. С. 461-465.

8 Мотков О. И. Указ. соч. С. 8-9.

9 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. С. 241-281.

10 Schwartz S.H. Op. cit. P. 19-45.

11 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. 527 c.

12 Schwartz S.H. Op. cit. P. 19-45.

13 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007. С. 38-45.

14 Хотинец В.Ю. Указ. соч. С. 99-107.

15 Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.

УДК 343

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ С УЧЕТОМ КОРРУПЦИОННЫХ УГРОЗ

В. В. Векленко, В. Н. Борков

Название главы 30 УК РФ не отражает содержания объекта преступлений, совершаемых должностными лицами, а деление субъектов управленческих посягательств по месту осуществления полномочий не позволяет эффективно противодействовать коррупции. Авторы предлагают в качестве видового объекта рассматривать функции государства и при определении круга субъектов учитывать специфику коррупционных угроз.

Ключевые слова: охрана государственных функций, представитель власти, коррупционные угрозы, потребители «коррупционных услуг», государственная функция противодействия коррупции.

Представление об объекте должностных преступлений как о государственной власти и интересах государственной службы не отражает реальной сферы общественных отношений, которым причиняется вред. В ряде уголовных законов европейских и восточных государств разделы и главы о преступлениях против государственной (публичной) власти содержат нормы, предусматривающие ответственность за посягательства и насилие в отношении должностных лиц, иное воспрепятствование их законной деятельности и неисполнение требова-ний1. Действительно, ограничение объекта интересами власти и службы оставляет за его границами благополучие личности, общества, государства.

Публичная власть, ее представители, а также граждане и их законные интересы организационно объединяются в государстве. Объектом должностных преступлений следует признать функции государства, т. е. основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государ-

ственного управления обществом. Это управление подразумевает целенаправленное воздействие на граждан и организации в экономической, политической и социальной сферах. Осуществление государственных функций сопряжено с угрозой формирования коррупционных отношений между чиновниками и управленцами подконтрольных организаций.

В исследуемом аспекте интересно представление о взяточничестве как о необходимом соучастии, где взяткодатель «.. .умышленно, совместно с должностным лицом участвует в посягательстве на нормальную деятельность публичного аппарата» 2. Нормы, предусматривающие ответственность за получение, дачу и посредничество во взяточничестве, обоснованно расположены в одной главе. Подобным образом следует поступить и с преступлениями управленцев коммерческих организаций, склоняющих должностных лиц к совершению коррупционных преступлений или непосредственно участвующих в различных криминальных схемах.

В определении коррупции законодатель перечислил преступления, совершаемые как должностными лицами (глава 30 УК РФ), так и управленцами коммерческих организаций (глава 23 УК РФ)3. Соглашаясь с Б. В. Вол-женкиным в том, что коррупция это прежде всего система разложения власти 4, важно учитывать и данную Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькиным характеристику коррупции «.как системы подкупа должностных лиц.»5. К коррупции следует также относить действия, способствующие разложению государственной власти и системы государственного управления6. Действительно, обществу в большей степени угрожают не сами по себе коррупционеры, а коррупционные отношения, наиболее опасные из которых складываются между должностными лицами и управленцами коммерческих организаций. Так, установлено, что «В России самым коррумпированным сектором (13% респондентов) были признаны организации и структуры, выдающие лицензии и сертификаты» 7. Снижение цен по результатам торгов при размещении государственного оборонного заказа в России составляет (3-4%), «.в то время как мировая практика дает 15-20%. Результаты проверок свидетельствуют, что в основе многих выявленных нарушений проведения конкурсов присутствует коррупционная связь между заказчиком и исполнителем, выражающаяся в попытке дать заказ своему производителю на выгодных для него условиях в ущерб государству»8.

Практика показывает, что участие предпринимателей в коррупционных отношениях выражается в принятии управленческих решений, причиняющих ущерб личности, обществу и государству. Учитывая изложенное, предусматривать в различных главах ответственность соучастников коррупционных преступлений нелогично, хотя вопрос о возможности установления ответственности управленцев коммерческих организаций в разделе о посягательствах на государство, безусловно, является непростым. Обращение к теоретическим представлениям о содержании основных функций государства

показывает, что как допустимую меру вмешательства в экономику оценивают «управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность» 9, иногда прямо объектами экономической функции государства называют «.правоотношения как в государственном, так и негосударственном секторе экономики» 10.

Коррупционную деятельность отдельных предпринимателей следует рассматривать как угрозу государственной безопасности. Так, подготовлены поручения, обязывающие руководителей предприятий энергетики и ОПК декларировать доходы. Д. Рогозин отмечал, что реальная производительность предприятий ОПК составляет от 5 до 8%. «Между тем, несмотря на низкую рентабельность головных предприятий, рентабельность смежников превышает 30%. необходимо установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК» 11. Итак, высокий объем ресурсов, направляемых до 2020 г. (более 20 трлн. рублей), требует повышенного контроля за расходованием колоссальных бюджетных средств.

Частный пример делает очевидными, по крайней мере, две общие проблемы такого контроля. Во-первых, менеджеры энергетического, оборонно-промышленного комплекса и других предприятий не могут быть субъектами преступлений, предусматривающих ответственность за оказание льгот и преимуществ «своим» смежникам (ст. 289 УК РФ), а также за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ). В законодательстве специальная ответственность за заведомо неэффективное расходование бюджетных средств вообще отсутствует. Во-вторых, неотвратимость и результативность осуществления государственных контрольных функций слабо обеспечена мерами уголовно-правового воздействия. Системе запретов на совершение должностных преступлений присущ дисбаланс между нормами, предусматривающими ответственность за злоупотребления и превышения, т. е. активное криминальное поведение, и мерами, препятствующими невыполнению чиновниками своих обязанностей. Противодействие бездействию власти, игнорированию нарушения наиболее важных прав граждан общества и государства — актуальное направление совершенствования уголовного закона.

Н. В. Черноголовкин, характеризуя природу функции государства, определял ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» — сторону публичной деятельности12. «Функция государства — это нечто принадлежащее именно ему, то, от чего в процессе управления обществом государство не вправе отказаться, не исполнить, не осуществить, та работа, без которой данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может. Сильное, эффективное государство строго функционально.» 13.

Содержание государственных функций составляет управленческая деятельность, а их характерной чертой выступает публично-властный характер 14. Поэтому субъектами, непосредственно осуществляющими госу-

дарственные функции, являются только представители власти. Трудно согласиться с упреками в отношении законодателя в том, что он «.без достаточных аргументов игнорирует возможность осуществления функций представителя власти в коммерческих.» организациях 15. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. проводил различия между представителями власти и другими управленцами, предусматривая ответственность за злоупотребление властью или служебным положением (ст. 170) и превышение власти или служебных полномочий (ст. 171). В примечании к ст. 170 УК РСФСР советский законодатель разделил должностных лиц на «осуществляющих функции представителей власти» и «занимающих постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административнохозяйственных обязанностей».

Раскрывая содержание властных полномочий, высшая судебная инстанция РФ указывает на право «. принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности» 16. Организационно-распорядительные полномочия предполагают принятие решений, имеющих юридические последствия. Важной особенностью должностных лиц является способность принимать решения, которые изменяют правоотношения, но принципиальное отличие между представителями власти и другими управленцами состоит в специфике правоотношений, в которых они реализуют свои полномочия. Властная деятельность является публично-правовой, а организационнораспорядительная и административно-хозяйственная носят частноправовой характер. В последнем случае правоотношения характеризуются равенством участников.

Близкая по содержанию юридическая природа осуществления организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных органах и других организациях послужила основанием для установления одинаковой ответственности за злоупотребления ими в отдельных сферах. Ответственность за нарушение правил охраны туда (ст. 143 УК РФ), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ), невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ) наступает независимо от вида организации, в которой виновный осуществляет свои полномочия. В одной норме установлена ответственность за хищение вверенного имущества, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ). В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N° 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» к субъектам данного посягательства отнесены не только должностные лица, но и управленцы, указанные в примечании 1 к ст. 201 УК РФ 17.

В Конституционный Суд Российской Федерации нередки обращения граждан по поводу неправомерной, с их точки зрения, дифференциации ответственности лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия в различных организациях. Так, бывший капитан 1 ранга С. В. Хрус-талев считает себя необоснованно осужденным за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Как указано в решении суда, он «.оспаривает конституционность главы 30 УК Российской Федерации. Глава, по мнению заявителя, нарушает его конституционные права, поскольку позволяет привлекать к уголовной ответственности военнослужащих, выполняющих административно-хозяйственные функции в коммерческой организации» 18. Гражданин В. А. Курочкин требует признать неконституционными ст. ст. 285, 290, 292 УК РФ, «.поскольку они позволяют судам общей юрисдикции расширительно истолковывать понятия „государственный служащий“ и „должностное лицо“ и относить к числу субъектов преступлений, предусмотренных указанными статьями, преподавателей государственных общеобразовательных учреждений» 19. Отказывая заявителям в принятии их жалоб к рассмотрению, высший орган конституционного контроля высказывает рекомендацию: «Вместе с тем законодатель — с учетом определенного главой 30 УК Российской Федерации объекта уголовно-правовой охраны — может внести изменения и уточнения в законодательное определение

субъекта преступлений, предусмотренных этой главой

20

уголовного закона» .

Установление ответственности управленцев коммерческих организаций в одной из глав раздела о преступлениях против государства политически целесообразно и допустимо. «Государство как институт в своей управленческой практике сочетает нормативно-правовое и политическое начала» 21. Негосударственные предпринимательские структуры — непременные и важные элементы политической системы, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Объективно возрастает роль государственных и негосударственных предпринимательских структур в социальном управлении. Стимулирование и контроль деятельности коммерческих организаций — важнейшая функция государства. Совершая преступления, их управленцы причиняют ущерб гражданам, обществу, его масштабы часто угрожают государственной безопасности (экономической, политической, военной, экологической).

Анализ детерминант, круга субъектов и сложного характера их преступного взаимодействия позволяет рассматривать коррупцию как посягательство на политическую систему государства. Наиболее опасные коррупционные отношения складываются между должностными лицами и бизнесменами. Одним из устойчивых негативных трендов политической системы государства является оказание государственными должностными лицами необоснованных преференций коммерческим организациям. В свою очередь, руководители последних оказывают влияние на принятие политических решений.

Трудно привести аргументы, которые свидетельствовали бы о целесообразности смягчения ответственности руководителей коммерческих организаций в сравнении с должностными лицами. Так, результатами предпринимательской деятельности туроператора «Ланта-тур» стали роспуск сотрудников, долг в 20 млн. долларов и ущерб клиентам на сумму более 200 млн. рублей 22. «Роспотребнадзор привлек туроператора «Ланта-тур» к административной ответственности за оказание населению услуг ненадлежащего качества .», «. вынесено постановление о назначении штрафа по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ» 23. Очевидно, что ущерб наступил вследствие злонамеренных управленческих решений менеджеров туроператора, а штраф в сумме от двадцати до тридцати тысяч рублей, наложенный на юридическое лицо, не является адекватным наказанием. «Устанавливая. правовые основы единого рынка и осуществляя при этом регулирование и защиту прав и свобод, прежде всего экономических, федеральный законодатель для защиты общих (общественных) интересов вправе применять публично-правовой тип

24

регулирования рыночных отношений» 24.

Изложенное свидетельствует о необходимости укрепления государства и признания исключительной роли представителей власти в осуществлении публичных функций. В теории определены следующие формы их реализации: правотворческая, заключающаяся в издании правовых актов; правоохранительная, выражающаяся в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм; правообеспечительная, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права 25. Деятельный характер функций государства обусловливает особое значение уголовно-правового запрета на бездействие власти. В 85% изученных приговоров судов, вынесенных в отношении должностных лиц, злоупотребивших властью, преступление состояло именно в бездействии. «Власть есть прежде всего сила. Это выражается в том, что она имеет способность к воздействию и влиянию. Бессильная власть есть в логическом отношении бессмыслица.» 26.

Учитывая значение деятельности представителей власти, законодатель традиционно охраняет их жизнь и здоровье в специальных нормах. Предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь представителя власти (ст. 317 УК), а также насилие (ст. 318 УК РФ) и оскорбление (ст. 319 УК РФ). Особо защищаются жизнь и здоровье судей и должностных лиц, непосредственно содействующих правосудию (ст. ст. 295 и 296 УК РФ). Примечателен перечень возможных потерпевших в ст. 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Здесь признано значение негосударственных институтов для нормального функционирования власти.

Изложенное позволяет сформулировать некоторые принципиальные подходы к оптимизации уголовноправовой охраны функций государства, предполагающей дифференциацию их ответственности в зависимости от роли в государственном управлении и учета субъектного состава реально складывающихся коррупционных отношений.

Субъектами преступлений против государственных функций следует признавать лиц, осуществляющих функции представителя власти, а также выполняющих организационно-распорядительные или административнохозяйственные полномочия. Лаконичность определения обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, содержание таких категорий, как органы государственной власти и лица, занимающие государственные должности, не является предметом уголовного права, а достаточно четко определено в федеральных и федеральных конституционных законах. Во-вторых, наименование и перечень организаций, сотрудники которых осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия, могут меняться. Например, в 2008 г. п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ был дополнен «государственными корпорациями», а в 2010 г. они были признаны неэффективными и подлежащими реорганизации. В пункте «в» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 20122013 гг. предлагается распространить антикоррупционные стандарты, установленные для государственных и муниципальных служащих, на лиц «.замещающих должности в. организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей» 27.

Уголовный закон должен быть стабильным и обеспечивать нормальную деятельность любых участников социального управления, в том числе и тех, которые будут использовать свои полномочия в дальнейшем, т. е. в неизвестных сегодня видах организаций. Кроме того, в определении субъекта особую категорию должностных лиц составили представители власти. Они осуществляют не «полномочия», а «функции представителей власти» — практически функции государства, если проводить параллель с предполагаемым названием главы.

Исключительная роль представителей власти состоит в непосредственном осуществлении ими функций государственных органов и предоставленном праве принимать решения, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами. Вторичной следует признать даже деятельность по руководству представителем власти, так как именно последний непосредственно решает задачи по обеспечению безопасности общества, защите законных прав и интересов граждан. Так, если должностные лица, руководящие подчиненными и распоряжающиеся материальными средствами, только способствуют достижению государственного интереса, то представители власти его прямо реализуют.

Уголовно-правовое воздействие на должностных лиц должно быть дифференцировано. Основная роль представителей власти в осуществлении функций государства, предъявляемое к ним требование деятельной защиты публичных интересов обусловливают заглавное место нормы, предусматривающей ответственность за

бездействие власти. В ряде последующих статей указано совершение представителем власти преступлений, которые необходимо рассматривать в качестве отягчающего квалификацию обстоятельства.

Отнесение к субъектам посягательств на государственные и иные управленческие функции управленцев коммерческих и иных организаций позволяет развивать меры предупреждения формирования коррупционных отношений. Они могут выражаться в установлении ответственности за организацию коррупционной группы и участие в ней. Нужно признать возможными субъектами преступлений бизнесменов, объединяющихся с представителями власти для причинения ущерба государству, подвергнуть криминализации поведение потребителей «коррупционных услуг».

Предлагаемые изменения позволят сформулировать нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на государственную функцию противодействия коррупции любыми управленцами. Их объективную сторону составят нарушения запретов и ограничений, а также неисполнение обязанностей, вытекающих из антикоррупционного законодательства, совершенные при наличии криминообразующих признаков. Например, в качестве субъектов незаконного обогащения и коррупционного разрешения конфликта интересов могут выступить не только государственные служащие, но и некоторые категории предпринимателей 28.

Объявленная стратегия государственного развития России предполагает всемерную поддержку добросовестных предпринимателей, признание презумпции их поведения в интересах общества. С другой стороны, эффективная уголовно-правовая охрана функционирования государства невозможна без учета реальных экономических, публичных и политических отношений, без пресечения поведения управленцев коммерческих организаций, направленного на коррумпирование и «приватизацию» власти, соучастие в предательстве публичных интересов.

1 См., напр.: Уголовный кодекс Дании / науч. ред. С. С. Беляев. СПб., 2001. С. 113; Уголовный кодекс Голландии / науч. ред. Б.В. Волженкин. СПб., 2001. С. 314; Уголовный кодекс Швейцарии / науч. ред. А. В. Серебренникова. СПб., 2002. С. 258; и др.

2 Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 193.

3 О противодействии коррупции: Федеральный закон от

25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228. С. 15832-15840.

4 Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998. С. 8.

5 http:/ЛwwwЛawlmks.ш/view_news_spb.php?id=13555 (дата обращения: 23.05.2011).

6 Толкачев В.В. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права // Гос-во и право. 2006. № 9. С. 36.

7 Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография. В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 56.

8 Там же. С. 54.

9 Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 122.

10 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 111.

11 ЦКЬ: http://rus.ruvr.ru/2012/01/17/63991659.html (дата обращения: 01.03.2012).

12 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 8.

13 Затонский В. А. Эффективность государственности в личностном измерении: общетеоретическое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 11.

14 Морозова Л. А. Указ. соч. С. 115.

15 Шнитенков А. В. Ответственность за преступления против интересов службы: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Омск, 2006. С. 11.

16 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. // Рос. газета. 2009. 30 октяб.

17 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2. С. 5.

18 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хрусталева Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 г. № 636-О-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курочкина Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 285, 290 и 292 Уголовного кодекса Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2002 г. № 367-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20 Там же.

21 Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Указ. соч. С. 3.

22 Долги тяжкие // Рос. газета. Столичный выпуск. 2012. 29 февр.

23 Рос. газета. 2012. 29 февр.

24 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 685-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. № 6.

25 Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник (2 изд., перераб. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26 Ильин И. А. Теория права и государства. М., 2003. Воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 гг. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www. garant. ш (дата обращения: 15.06.2010).

27 О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 № 297. [Электронный ресурс] ИКЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2012).

28 Минэкономразвития готовит пакет поправок в законодательство «.которые отучат чиновников и сотрудников госкомпаний проворачивать дела с участием членов семьи» (Участников госзакупок могут обязать сообщать о родственниках в государственных ведомствах и госкорпорациях // Рос. газета. Столичный выпуск. 2012. 2 марта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.