Научная статья на тему 'Проблемы определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ'

Проблемы определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ / CORRUPTION / CORRUPTION OFFENCE / CIS MEMBER STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерохина Юлия Владимировна

Статья посвящена проблемам определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ. Анализируется законодательство государств-участников СНГ по представленной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE SUBJECT OF CORRUPTION OFFENCES IN CIS MEMBER STATES

The paper focuses on problems of determining the subject of corruption offences in CIS member states. The laws of CIS member states in the said field are analysed.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ»

ЕРОХИНА Юлия Владимировна

кандидат юридических наук, доцент E-mail: yerohina@hse.ru

Проблемы определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ

Статья посвящена проблемам определения субъекта коррупционных правонарушений в государствах-участниках СНГ. Анализируется законодательство государств-участников СНГ по представленной тематике.

Ключевые слова; коррупция, коррупционное правонарушение, государства-участники СНГ.

Актуальность представленной темы обусловлена созданием Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Соглашение об образовании совета было подписано на заседании Совета глав государств СНГ в Минске 25 октября 2013 г. Деятельность совета будет способствовать совместной координации и взаимодействию в вопросах противодействия коррупции и решения задач по ее искоренению. Предполагается, что членами Совета станут руководители уполномоченных компетентных и (или) специализированных органов стран СНГ. Совет будет заниматься, в частности, разработкой целевых программ и приоритетных направлений сотрудничества в этой сфере, вопросами организации подготовки и повышения квалификации кадров, проведения совместных научно-исследовательских работ по проблемам в сфере противодействия коррупции, представляющим взаимный интерес.

При противодействии коррупции особенно важна законодательная регламентация понятия и круга субъектов коррупционных правонарушений.

Обязательным условием квалификации действий субъектов коррупционных правонарушений является их статус как должностного лица.

Должностными лицами признаются граждане, постоянно или временно занимающие в организациях, независимо от формы

собственности, должности, связанные с выполнением: организационно-распорядитель-

ных функций, осуществляющих руководство лицами, подчиненными по службе; административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом; функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности.

Также к должностным лицам относятся те, кто не занимают должности, связанные с выполнением соответствующих функций, но осуществляют такие функции в соответствии со специальными полномочиями.

Определение должностного лица через описание основных признаков рассматриваемого понятия будет способствовать применению норм о должностных преступлениях в точном соответствии со смыслом модельного законодательства и послужит четким ориентиром судебно-следственной практике государств - участников СНГ.

Трактовка названных категорий субъектов коррупционных правонарушений в значительной мере определяется с учетом международноправовых актов. Так, Конвенция ООН против

ІЗ

коррупции в ст. 2 выделяет публичное должностное лицо:

«а) «публичное должностное лицо» означает:

I) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица;

II) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника;

III) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника;

b) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;

c) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени»[1].

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в ст. 1 дает следующую трактовку субъектов коррупционных правонарушений:

«а) понятие «публичное должностное лицо» охватывает определения «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное

лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства;

b) термин «судья», упомянутый в подпункте «а» выше, включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности;

c) в случае разбирательства, касающегося какого-либо публичного должностного лица другого государства, государство, осуществляющее преследование, может применять определение публичного должностного лица лишь в той степени, в какой это определение не противоречит его национальному праву;

ё) «юридическое лицо» означает любое образование, имеющее таковой статус в силу применимого национального права, за исключением государств или других публичных органов, действующих в осуществление государственных полномочий, а также межправительственных организаций»[2].

Определяя круг субъектов коррупционных правонарушений, необходимо синтезировать международно-правовые подходы с традиционными национальными решениями этого вопроса.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц и оперативный состав. Подобная классификация имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностных лиц является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений. То есть должностное лицо должно определяться в качестве общего, а не специального понятия, часто отражающего наличие противоречий в национальном законодательстве.

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов и организаций. Руководители принимают решение по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к орга-

нам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.). Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, которая непосредственно определяется задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юри-дически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высших, главных, ведущих, старших государственных служащих, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

Оперативный состав также можно отнести к должностным лицам или к их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

Вспомогательный состав - это государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющие на содержание решений данного органа.

Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение (например, регистрация поступающих жалоб), ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершить действия, влекущие юридические последствия. Например, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин государства - участника СНГ, получивший лицензию на ее осуществление. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным является лишь то, что эти лица должны быть членами нотариальной палаты.

Исходя из обобщенной практики органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, к должностным лицам следует причислять и служащих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, имеющих право совершать в пределах своей компетенции властные организационнораспорядительные действия, влекущие юридически значимые последствия (например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия).

Причисляя к должностным лицам государственных служащих, интересно будет рассмотреть классификацию, основанную на ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ». Государственная служба включает в себя:

1) Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации.

2) Государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

В свою очередь, федеральная государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную, гражданская состоит из общей и специальной. О милитаризованной государственной службе в законе ничего не сказано,

однако практически нет сомнений, что к ней относятся, например, офицер полиции, таможенный инспектор или командир воинской части.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, их можно различать на тех, кто работает в представительных органах; судебных органах; органах исполнительной власти; иных органах (президентуре, центральной избирательной комиссии, прокуратуре и т. д.).

Рассматривая термины «должностное лицо местного самоуправления» и «выборное должностное лицо местного самоуправления», необходимо определить их понятие:

- должностное лицо местного самоуправления - выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Положительный момент данной нормы в том, что она законодательно закрепила равнозначную вредоносность как собственно преступлений, так и предпосылок нарушения закона в рассматриваемой сфере. Считаем, что такая позиция законодателя имеет колоссальное профилактическое значение, в том числе и для развития правового сознания населения, воспитания правовой культуры.

В уголовно-правовой науке до сих пор ведется дискуссия: являются ли специальными субъектами должностных злоупотреблений врач, преподаватель, инженер, кассир, адвокат,

продавец и некоторые другие? Данные лица считаются служащими, должностными же они становятся тогда, когда осуществляют специальные функции не только в государственном, но и в общественном аппарате. Должностные преступления могут быть совершены лишь теми лицами, которые выполняют специальные функции, связанные с характером своей работы или с занимаемой должностью, - то есть должностными лицами. Таким образом, должностное преступление совершает специальный субъект

- должностное лицо.

Например, особенная часть УК РФ устанавливает норму конкретно для должностного лица, которое обладает дополнительными признаками, наделено определенными правами и обязанностями, и лишь при нарушении этих признаков (действием или бездействием) путем злоупотребления возможно совершение преступления. Эти признаки относятся к «специальным», а субъект должностного преступления будет называться «специальным субъектом», ибо только он наделен такими специфическими функциями по характеру своей работы или занимаемой должности, при злоупотреблении которых возможно наступление преступных последствий. Отсюда вывод - «лицо, не обладающее специальными полномочиями, нарушить их не может», для этого необходимо и занятие определенной должности, и наделение определенными специальными функциями данного должностного лица.

Таким образом, субъектом должностного преступления, совершенного путем злоупотребления должностными полномочиями по уголовному праву, может быть человек, умышленно совершивший действием (или бездействием) общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, если он достиг установленного возраста, вменяем и обладает специальными признаками должностного лица.

Из этого следует, что действия врачей и других медицинских работников, если в результате ненадлежащего исполнения ими профессиональных обязанностей по обслуживанию, диагностике, проведению операций, лечению больных наступила смерть или причинен серьёзный ущерб здоровью пациента, надлежит квалифицировать по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья.

Ну, а в тех случаях, когда врачи и другие медицинские работники выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (выдача листков

нетрудоспособности, помещение больного в лечебное учреждение, установление инвалидности или изменение её группы и т.д.), они выступают как должностные лица, и их действия следует квалифицировать по статьям о должностных преступлениях.

Определение должностного лица с точки зрения уголовного права должно быть общим для всех отраслей права. При этом должны быть обозначены отличия должностного лица от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, т.е. последние не наделяются полномочиями представителя власти.

Только в тех случаях, когда специалисты и работники организации, предприятия, учреждения или иного государственного формирования в процессе трудовой деятельности выполняют функции, входящие в круг обязанностей должностного лица, и они в установленном порядке наделены определенными правами и обязанностями, их следует признавать должностными лицами.

Лицо признается должностным до момента прекращения его трудовых отношений с государством, предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности. Прекращаются эти отношения вследствие наступления определенных юридических фактов: истечения срока должностных полномочий; досрочного отзыва лица с выборной должности; увольнения; смерти; сокращения должности; ликвидации предприятия.

Вопрос о признании возможным субъектом должностного преступления лица, фактически исполняющего обязанности должностного лица, по специальному назначению, является одним из проблемных.

Особенность этой разновидности субъектов состоит в том, что для выполнения этих функций: во-первых, не требуется замещение должности; во-вторых, нужны специальные полномочия, имеющие юридическую силу (закон, приказ, положение, доверенность), регламентирующие круг специальных полномочий; в-третьих, специальные полномочия, как правило, носят разовый или краткосрочный характер.

К числу лиц, наделенных такими полномочиями, к примеру, относятся присяжные заседатели, уполномоченные государственными органами контролеры, ревизоры.

При определенных условиях специальные полномочия могут быть представлены двумя категориями лиц: во-первых, лица, получаю-

щие специальные полномочия на выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в связи основной занимаемой ими должностью, которая сама по себе не позволяет признать лицо должностным; во-вторых, лица, получающие специальные полномочия не в связи с основной занимаемой ими должности. Ими могут быть и лица, в данное время не состоящие в трудовых отношениях (пенсионеры).

Однако при определенных условиях эти лица признаются должностными. Первое - и главное - условие касается характера специальных полномочий; они должны быть предоставлены лишь для выполнения функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей. Если же группа лиц, не образующая общественную организацию, предоставляет лицу специальные полномочия, это лицо не следует рассматривать как должностное.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного злоупотребления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на должностное лицо в установленном законом порядке. Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных должностным злоупотреблением, исключает уголовную ответственность за это преступление даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие преступления вообще, в других - ответственность наступает по другим нормам.

Например, согласно ст. 2 Закона Азербайджанской Республики «О борьбе с коррупцией» [3] должностными лицами - субъектами правонарушений, связанных с коррупцией, являются лица, избранные или назначенные в государственные органы в порядке, установленном Конституцией и законами Азербайджанской Республики; лица, представляющие государственные органы на основе специальных полномочий; государственные служащие, занимающие административную должность; лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих структурных единицах государственных органов, в государственных учреждениях, предприятиях и организациях, а также в государственных субъектах, где государство владеет контрольным па-

кетом акций; лица, кандидатура которых на выборные должности в государственных органах Азербайджанской Республики зарегистрирована в установленном законом порядке; лица, избранные в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке в органы местного самоуправления; лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления; лица, осуществляющие в установленных законом случаях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в негосударственных органах, выполняющих полномочия государственных органов; лица, получившие материальные и прочие блага, льготы и привилегии в обмен на оказание незаконного воздействия на решение должностного лица с использованием своего влияния или связей; физические и юридические лица, незаконно предлагавшие или обещавшие либо передавшие должностному лицу материальные и прочие блага, льготы или привилегии, а также лица, являвшиеся посредниками в осуществлении подобных действий.

В ст. 3 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» [4] закреплено, что «субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам. Субъектами коррупционных правонарушений являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц».

Ст. 3 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» [5] определено, что за правонарушения, связанные с коррупцией, несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся: все должностные лица, депутаты парламента и маслихатов, судьи; все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются: лица, избранные в органы местного самоуправления; граждане, зарегистрированные в установленном законом

порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления; служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов. К субъектам коррупционных правонарушений относятся также физические и юридические лица, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а равно предоставляющие им противоправно имущественные блага и преимущества».

В ст. 7 Закона Кыргызской Республики «О борьбе с коррупцией» [6] сказано, что к субъектам коррупционных правонарушений относятся все государственные служащие независимо от занимаемой должности и порядка их избрания или назначения на эти должности, совершившие коррупционные правонарушения. К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся также граждане, осуществляющие деятельность в муниципальной службе; руководители учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из государственного бюджета либо в уставном капитале которых имеется государственная доля, совершившие коррупционные правонарушения; а также физические и юридические лица, включая их должностных лиц и работников, противоправно предоставляющие материальные и иные блага и преимущества государственным служащим и служащим муниципальной службы.

Под действие Закона Республики Молдова «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» согласно ст. 4 [7] подпадают лица, обладающие публичным статусом, которые используют свой статус вопреки глобальным интересам общества: лица, занимающие ответственные государственные должности; государственные служащие; судьи, прокуроры, офицеры по уголовному преследованию, военнослужащие, сотрудники дипломатической службы, налоговой службы, таможенной службы, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, органов государственной без-

опасности, органов внутренних дел; руководители и заместители руководителей публичных учреждений, государственных или муниципальных предприятий, коммерческих обществ с мажоритарным государственным капиталом; лица, уполномоченные в соответствии с нормативными актами принимать решения в отношении имущества, находящегося в собственности государства или административно-территориальных единиц, в том числе в отношении финансовых средств, или которые имеют право распоряжаться таким имуществом; лица, оказывающие публичные услуги; государственные служащие после прекращения полномочий, отставки или освобождения от должности в соответствии с действующим законодательством; доверенные лица конкурентов на выборах; нотариусы, аудиторы, адвокаты и представители в судебных инстанциях; другие лица, предусмотренные законодательством».

В ст. 2 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» [8] закреплено, что за коррупционные действия и прочие правонарушения, связанные с коррупцией несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение функций государства: государственные служащие; народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских, поселковых, городских, районных, областных советов; должностные лица местного самоуправления».

12 мая 2011 г. Верховная Рада Украины приняла пакет антикоррупционных законов -«О принципах предупреждения и противодействия коррупции»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения». Законы вступили в силу с 1 июля 2011 г. Расширен перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения - антикоррупционное законодательство распространяется не только на государственных служащих, но и на лиц, которые работают на государство, но не наделены таким статусом. Это позволит изменить ситуацию с высоким уровнем злоупотребления в зонах усиленного коррупционного риска, в частности таких, как образование и охрана здоровья.

В соответствии с новым законодательством субъектами ответственности являются:

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления: Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый

заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов; государственные служащие, должностные лица местного самоуправления; военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований; судьи Конституционного суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, служебные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции, народные заседатели и присяжные (во время выполнения ими этих функций); лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел, государственной уголовно исполнительной службы, органов и подразделов гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, лица начальственного состава налоговой милиции; должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы; члены Центральной избирательной комиссии; должностные и служебные лица других органов государственной власти;

2) лица, которые для целей данного Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления: должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета; лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправле-

ния, но предоставляют публичные услуги (аудиторы, нотариусы, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи во время выполнения ими этих функций, другие лица в установленных законом случаях); должностные лица иностранных государств (лица, которые занимают должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), а также иностранные третейские судьи, лица, которые уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному; должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, судьи и должностные лица международных судов; лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнени-

ем организационно предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с законом. Необходимо обратить внимание на понятие иностранных организаций, которое определено непосредственно в данной норме: таковыми признаются иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства.

Международными конвенциями, модельным законодательством СНГ и национальными законами государств Содружества в области противодействия коррупции даны относительно емкие понятия субъекта коррупционных правонарушений и определен обширный перечень должностных лиц, относящихся к этой категории. Для осуществления эффективной работы на межгосударственном уровне по борьбе с коррупцией необходима унификация и гармонизация антикоррупционного законодательства госу-дарств-участников СНГ.

Литература:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.un.org.

2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге 27 января 1999 г.) // http://www.coe.

3. Закон Азербайджанской Республики «О борьбе с коррупцией» от 13.января 2004 г. № 580 - ІІГ.

4. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-3.

5. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 02 июля 1998 г. № 267-1.

6. Закон Кыргызской Республики «О борьбе с коррупцией» от 06 марта 2003 г. № 51.

7. Закон Республики Молдова «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» от 25 апреля 2008 г. № 90.

8. Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 05 октября 1995 г. № 356/95-ВР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.