Научная статья на тему 'Уголовная политика РФ в сфере противодействия наркотическим средствам и психотропным веществам'

Уголовная политика РФ в сфере противодействия наркотическим средствам и психотропным веществам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
721
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костюк М. Ф., Хомутов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика РФ в сфере противодействия наркотическим средствам и психотропным веществам»

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ И ПСИХОТРОПНЫМ ВЕЩЕСТВАМ

Костюк М.Ф., доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры

Уральского юридического института МВД РФ

Хомутов С.В., оперуполномоченный 2-го отдела оперативной службы

Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по РБ

Вопрос об уголовной политике в сфере противодействия наркотическим средствам и психотропным веществам современной России имеет различные аспекты: социальный, экономический, политический, исторический, уголовно-правовой, криминологический. Каждый из них требует самостоятельного рассмотрения. Наиболее значимым в предупредительном плане является уголовно-правовой аспект, который составляет основу предмета уголовной политики, её юридическую природу, характеризуется наличием нормативноправовых источников.

Разрабатывая методику противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, необходимо учитывать проблемы, возникающие при квалификации конкретных составов преступлений, сложности в их расследовании и раскрытии, разнообразие способов совершения преступных деяний и механизмов сокрытия следов преступления, фактов хищения либо вымогательства наркотиков из медицинских, аптечных учреждений, фармацевтических предприятий и т.д. При этом следует помнить о нестабильности уголовного законодательства, подверженного изменениям и дополнениям, что не способствует выработке единой концепции противодействия совершаемым преступлениям, а также учитывать теоретические положения в данной сфере.

В настоящее время в науке уголовного права нет единого понимания сущности и места уголовной политики в правовом механизме государства, ее структуры и направлений. Более того, нет единства в определении термина «уголовная политика».

Обобщенный анализ имеющихся по этому вопросу публикаций позволяет выявить наиболее распространенные подходы к определению понятия уголовной политики. Во-первых, уголовная политика - это совокупность взглядов, идей и представлений об основных направлениях, средствах и путях

борьбы с преступностью1 или программа борьбы с преступностью и её реализация в деятельности государственных и общественных организаций2. Во-вторых, уголовная политика - это общественные отношения в сфере борьбы с преступностью3 или организация человеческих взаимоотношений посредством норм и институтов уголовного права4. В-третьих, деятельность государства по борьбе с преступностью путём применения уголовного закона5 или всех мер внеправового и правового характера6.

Каждое из этих определений отражает тот или иной теоретический или практический аспект, раскрывающий содержание уголовной политики.

Практический аспект рассматриваемого вопроса наиболее ярко выражается в объекте воздействия. Таковым является преступность, которая характеризуется антисоциальной направленностью и негативными последствиями, а также меры ее предупреждения.

Деятельность правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ рассматривается нами как составляющая часть уголовной политики, интегрирующая в себе правовые нормы, взгляды и идеи. Деятельность рассматриваемых органов отличается тем, что, во-первых, их усилия направлены на предупреждение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, устранение причин и условий (факторов), способствующих их совершению, при одновременном соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Во-вторых, такая деятельность не ограничивается только применением норм уголовного закона. Уголовно-правовое воздействие на преступников не единственное средство в борьбе с преступностью. Применение уголовного закона - одно из направлений противодействия данной преступной деятельно-

сти, которое составляет юридическую основу этой борьбы.

В-третьих, рассматриваемая деятельность правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ по своей социальной сущности является относительно самостоятельным направлением, которое осуществляется определенными способами и средствами.

Таким образом, деятельность правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ представляет собой особый вид государственной деятельности, поскольку осуществляется государством и выражает интересы и цели всего общества.

Эффективность деятельности правоохранительных органов во многом определяется правовым регулированием их деятельности, юридической базой, которая представляет собой систему законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ.

Рассматриваемые отношения регулируются разноуровневыми законодательными и подзаконными нормативно-правовыми актами. В их числе:

- Конституция Российской Федерации и Конституции и уставы субъектов Российской Федерации;

- Конституционные федеральные и Федеральные законы Российской Федерации, в т.ч. Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнитель-ный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О Прокуратуре Российской Федерации»,7 «О наркотических средствах и психотропных веществах»,8 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»9;

- Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2002 г. № 1068 « Об усовершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ»10;

- Приказ МВД России от 07.05.1998 г. «О

создании центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах управления)»11;

- Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ12, Конвенция против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ13;

- Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством: Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими,14 Республики Словении о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и иными видами преступлений, Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими15; Республики Беларусь о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими,16 Республики Эквадор о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств психотропных веществ и злоупотребления ими,17 Федеративной Республики Нигерии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления ими и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,18 Федеративной Республики Германии о сотрудничестве по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконным оборотом19;

- Международные Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ,20 Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ2 ;

- Совместное заявление о двустороннем сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами и др.

Анализ указанных нормативно-правовых

актов дает представление об особенностях правового регулирования и правовых нормах, регулирующих правоотношения в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Во-первых, они отличаются обилием и разнородностью нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм уголовной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; во-вторых, отсутствием системности и внутренней согласованности между различными нормативноправовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования; в-третьих, им присущ декларативный характер; в-четвертых, имеются противоречия нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере деятельности.

При этом нельзя не обратить внимания на отсутствие единого закона, который бы непосредственно регламентировал правовой механизм противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Одним из направлений противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ является совершенствование уголовного законодательства. Такая деятельность определяется социально-экономическими переменами в обществе, негативным изменением криминальной ситуации.

Антинаркотическое законодательство в нашей стране прошло длительный и сложный эволюционный путь. Применительно к хищению или вымогательству наркотических средств либо психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) ответственность первоначально предусматривалась в рамках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» и только за хищение наркотических веществ в особо крупных размерах.

В дальнейшем, после ратификации СССР

14 декабря 1963 г. Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.22 в уголовные кодексы союзных республик были внесены изменения и дополнения, касающиеся усиления уголовной ответственности за хищение и ряд других преступлений, связанных с наркотическими веществами.

С целью приведения уголовного законодательства в соответствие с названной Кон-

венцией, приказом министра здравоохранения от 3 июля 1968 г. был утвержден список наркотических средств, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией 1961 г.3

На законодательном уровне того периода была предпринята попытка оказания уголовно-правового воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. В частности, принято Постановление Совета Министров РСФСР от 7.04.1962 г. № 405 «О дальнейших мерах по борьбе с алкоголизмом и наркоманией» и Постановление Совета Министров РСФСР от 23.01.1969 г. № 60-6 «О мерах по улучшению организации лечения больных наркоманией, а также по усилению борьбы с хищением, незаконным изготовлением и распространением наркотических веществ в РСФСР». Их принятие оказало серьезное воздействие на борьбу с алкоголизмом наркоманией, а опыт прошлых лет должен быть учтен и применительно к сегодняшнему дню.

После ратификации СССР Единой Конвенции ООН «О психотропных веществах» 31 декабря 1971 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.04.1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией»24. В уголовные кодексы союзных республик вводились нормы, предусматривающие ответственность за хищение наркотических веществ (ст. 2). Ответственность по части 1 ст. 2 Указа наступала за любое хищение наркотических веществ без отягчающих обстоятельств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи, вне зависимости от способа совершения хищения, будь то кража, грабеж, мошенничество.

Хищение наркотических веществ с целью сбыта или без нее, но совершенное при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в частях 2 и 3 статьи, влекло неприменение условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким. Ответственность за хищение наркотических веществ, ввиду его высокой общественной опасности, устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста.

Более того, рассматриваемым Указом устанавливались такие квалифицирующие обстоятельства, как крупный размер хищения или сбыта наркотических веществ. Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 26 сентября 1975 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении

наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ»25 разъяснил, что при решении вопроса о крупном размере наркотиков следует исходить не только из их количества (объема, веса), но и свойств различных видов наркотических веществ по степени воздействия на организм человека.

15 июля 1974 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «Об усилении борьбы с наркоманией»26, в соответствии с которым в Уголовный кодекс РСФСР27 вводились статьи 2241 «Хищение наркотических веществ», 2242 «Склонение к потреблению наркотических веществ», 2261 «Организация и содержание притонов для употребления наркотических веществ».

Дополнение УК РСФСР названными нормами значительно повысило эффективность применения мер общего и специального предупреждения незаконных действий с наркотическими веществами, что отвечало требованиям Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Конвенции о психотропных веществах 1971 г.

В дальнейшем Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. внес существенные изменения и дополнения в действующее антинаркотическое законодательство28. Произошло изменение терминологии. Термин «наркотические вещества» был заменен на термин «наркотические средства».

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами»29, обобщило практику реализации Указа от 29.06 1987 г. Его выводы и положения были учтены в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами»30, в котором термин «размер» наркотического средства или психотропного вещества был заменен на термин «количество».

Министерством здравоохранения и медицинской промышленности России 25 декабря 1992 г. было утверждено Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности России. Данный орган был создан в соответствии с требова-

ниями международных договоров Российской Федерации31 и стал оказывать весомое значение на проводимую страной уголовную политику в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Комитет обладал широкими полномочиями по разработке и выпуску Списков сильнодействующих и ядовитых веществ, подлежащих контролю в РФ, давал заключения о размерах наркотических, психотропных средств и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте или владении.

Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г.32, в которой предусматривался комплекс мер предупредительного воздействия.

В 1996 г. Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1997 г. Его структурной особенностью является то, что преступления против здоровья населения и общественной нравственности выделены в отдельную главу. До этого данная группа деяний, согласно УК РСФСР 1960 г., относилась к главе «Преступления против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения». Расширен предмет рассматриваемых преступлений, наряду с наркотическими средствами и психотропными веществами, названы и их прекурсоры.

Статья 229 УК РФ, помимо хищения наркотических средств или психотропных веществ, предусматривает ответственность и за их вымогательство. Речь, по сути, идет о новом составе преступления. Введены были и новые квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, лицом, два или более раз судимым за хищение либо вымогательство.

12 ноября 1997 г. принят приказ Минздрава РФ № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств»33, который был призван препятствовать их хищению.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 9 от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»34 внес соответствующие разъяснения в практику применения уголов-

но-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В частности, в п. 13 отмечается, что ввиду того, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» вступил в силу 8 января 1998 г.35 Он призван регулировать правовые и организационные основы деятельности в данной сфере. Его особенность состоит в том, что в нем на законодательном уровне был закреплен понятийный аппарат, определен предмет преступных посягательств, которыми являются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, определил основные направления государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту.

В ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. установлено, что больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

На предупреждение хищений наркотических средств и психотропных веществ материально ответственными лицами направлена ч. 6 ст. 59 Закона, в соответствии с которой указанные лица возмещают причиненный хищением или недостачей ущерб в размере 100-кратной стоимости указанных средств или веществ.

Принятие этого Закона свидетельствовало о том, что проблема борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным

оборотом имеет статус государственной, сам Закон стал одним из основных звеньев национального антинаркотического законодательства.

В развитие принятых нормативноправовых актов Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 был определен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации36. Впервые в отечественной практике были введены три списка психотропных веществ, для которых предусмотрены принципиально разные уровни контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» некоторым образом изменилась политика уголовного преследования за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Из отягчающих признаков преступления исключены неоднократность, а также совершение данного преступления лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 08 декабря 2003 г. исключил из Уголовного кодекса институт принудительных мер медицинского характера, назначавшихся осужденным наркоманам.

В Уголовный кодекс Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»37 были внесены изменения и определено количество этих доз относительно крупного и особо крупного размеров.

Постановлением Правительства от 6 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»38 определялись средние разовые дозы потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Рассмотренные уголовно-правовые меры противодействия наркотизму, состоящие в запрещении нормами УК Российской Федерации преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, представляют собой уголовно-правовую основу борьбы с данными преступными деяниями.

Противодействовать незаконному оборо-

ту наркотических средств и психотропных веществ призван Федеральный закон РФ №153 от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», которым в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения. В частности, раздел VI изложить в следующей редакции: « Иные меры уголов-но-правового характера», который дополнен главой 15.1 следующего содержания: «Конфискация имущества».

В ч.1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества определяется как принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, в т.ч. против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25), в частности, предусмотренных ст.ст. 228.1, 229, 231, 232, 234 УК РФ.

Дополнение УК РФ главой 15.1 «Конфискация имущества» позволяет более точно отразить международно-правовые нормы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в национальном законодательстве, главным образом в уголовном.

1 Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 11; Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и её основные направления. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 4.

2 Гришанин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 3.

3 Загородников Н.И. Советская уголовная политика. М., 1979. С. 8.

4 Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: Учебное пособие. Самара: Изд. Самар, ун-та, 1993. С. 6.

5 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации. Л.: Изд. ЛГУ, 1986. С. 11.

6 Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: её становление и предмет. Томск: Изд. Томского ун-та, 1988. С. 94.

7 Федеральный закон Российской Федерации от

17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.06.2003, с изм. от 18.07.2003) // СЗ РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.

8 Федеральный закон Российской Федерации от

08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ. 12.01.1998. №2. ст. 219.

9 Федеральный закон Российской Федерации от

07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. Фед. законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-Ф3, от 28.07.2004 № 88-

ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3418.

10 Указ Президента РФ от 24.09.2002 г. № 1068 // СЗ РФ. 2002. Ха 39. Ст. 3709.

” Приказ МВД России от 07.05.1998 г. // Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сб. норма-тивно-правовых актов в 3-х тт. / Под общ. ред. министра МВД РФ Б.В. Грызлова. Т. 3. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 262-263.

12 Заключена в г. Вене 20.12.1988 // Сб. международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133-157.

13 Сб. международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

14 Заключено в г. Москве 14.05.2001 // Бюллетень международных договоров. 2003. № 1. С. 29 - 34.

Заключено в г. Москве 08.07.1997 // Бюллетень международных договоров. 2001. Ха 11. С. 46 - 48.

16 Заключено в г. Москве 22.11.1999 // Бюллетень международных договоров. 2000. Ха 3. С. 46 - 52.

17 Заключено в г. Нью-Йорке 24.09.1999 // Бюллетень международных договоров. 2000. № 6. С. 65 - 67.

18 Заключено в г. Москве 13.05.1999 // Бюллетень международных договоров. 1999. № 8. С. 77-80.

19 Заключено в г. Бонне 13.06.1989 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 154— 155.

20 Заключено в г. Москве 18.05.1995 // Сб. международных соглашений МВД России. М.: СПАРК, 1996.

21 Заключено в г. Москве 11.09.1993 // Сб. международных соглашений МВД России. М.: СПАРК, 1996. С. 178-182.

22 Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. № 52. Ст. 546.

23 Сухинина В.А. Фармацевтический бизнес в нормативных документах: Справочное пособие. Кн. 2. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. С. 186-199.

24 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.04.1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. Ха 18. Ст. 275.

25 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1975. Ха 6.

26 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1974. Ха 29. Ст. 782.

27 Далее УК РСФСР.

28 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. Ха 27. Ст. 961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1988. Ха 1. С. 14— 21.

30 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М: СПАРК, 1995. С. 549-554.

31 См.: ст. 17 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и ст. 6 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. // Правовые основы деятельности Госнарко-контроля: Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский. М: ИНФРА-М, 2004. С. 687.

32 См.: Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. Ха 32. Ст. 61265.

33 Здравоохранение. 1998. Ха 3.

34 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. Ха 7.

35 Собрание законодательства РФ. 1998. Ха 2. Ст. 219.

36 Собрание законодательства РФ. 1998. Ха 27. Ст. 3198.

37 Собрание законодательства РФ. 2003. Ха 50. Ст. 4848.

38 Собрание законодательства РФ. 2004. Ха 19. Ст. 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.