Научная статья на тему 'Удовлетворенность слушателей качеством предоставляемых образовательных услуг'

Удовлетворенность слушателей качеством предоставляемых образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВ И СЕМИНАРОВ / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION OF CIVIL SERVANTS / ORGANIZATION OF COURSES AND SEMINARS / THE DEGREE OF SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейменова Гулимжан Кеншиликовна, Бейсембаев Асхат Аскарович, Досмаганбетова Назгуль Балгабаевна

Данная статья посвящена исследованию оценки эффективности образования государственных служащих, проходивших обучение в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и было нацелено на измерение качества предоставляемых образовательных услуг: формирования тематики предпочитаемых курсов, определения степени соответствия инфраструктуры учебного заведения потребностям слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейменова Гулимжан Кеншиликовна, Бейсембаев Асхат Аскарович, Досмаганбетова Назгуль Балгабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article is dedicated to study the estimation of efficiency of educating the state employees, who educated in Academy of public administration under the President of the Republic of Kazakhstan and was targeted on measurement of quality of provided educational services: forming the themes preferred courses, determination the degree of correspondence of the infrastructure of the educational institution to the needs of listeners.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность слушателей качеством предоставляемых образовательных услуг»

УДК 35:378 (574):005.6 УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Сулейменова Гулимжан Кеншиликовна, директор института модернизации государственного управления, доктор экономических наук, доцент Бейсембаев Асхат Аскарович,

заместитель директора Института государственного управления Досмаганбетова Назгуль Балгабаевна, научный сотрудник сектора «Исследования государственного управления»

Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан Gulimzhan.suleimenova@apa.kz; Nazgul.Dosmaganbetova@apa.kz; Ashat.Beysembaev@apa.kz

Данная статья посвящена исследованию оценки эффективности образования государственных служащих, проходивших обучение в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и было нацелено на измерение качества предоставляемых образовательных услуг: формирования тематики предпочитаемых курсов, определения степени соответствия инфраструктуры учебного заведения потребностям слушателей.

Ключевые слова: профессиональные знания; эффективность образования государственных служащих; организация курсов и семинаров; степень удовлетворенности.

SATISFACTION OF STUDENTS WITH THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Suleimenov Gulimzhan Kenshilikovna, Director of the Institute of modernization of public administration, Dr. Economic Sciences, Associate Professor Beysembayev Askhat Askarovich,

Deputy Director of the Institute of Public Administration Dosmaganbetova Nazgul Balgabaevna, Fellow Sector Research governance Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, Astana, Kazakhstan Gulimzhan.suleimenova@apa.kz; Nazgul.Dosmaganbetova@apa.kz; Ashat.Beysembaev@apa.kz

The given article is dedicated to study the estimation of efficiency of educating the state employees, who educated in Academy of public administration under the President of the Republic of Kazakhstan and was targeted on measurement of quality of provided educational services: forming the themes preferred courses, determination the degree of correspondence of the infrastructure of the educational institution to the needs of listeners.

Keywords: professional knowledge; the effectiveness of education of civil servants; organization of courses and seminars; the degree of satisfaction.

В силу постоянных перемен, происходящих в государственном управлении и в целом в стране, каждый государственный служащий имеет острую потребность в постоянном обновлении и углублении своих профессиональных знаний на основе непрерывного образования. В этой связи важной задачей является обеспечение единства профессионального и личностного развития специалиста. Это, в свою очередь, требует реализации личностно-ориентированного обучения, разработки системы обучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональных задач.

Для оценки эффективности образования государственных служащих, проходивших обучение в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (Академия) было проведено анкетирование в период с 1 сентября по 1 ноября 2009, охват которого составило 595 государственных служащих из 33 государственных органов.

Исследование было нацелено на измерение качества предоставляемой образовательной услуги: формирования тематики предпочитаемых курсов, определения степени соответствия инфраструктуры учебного заведения потребностям слушателей. Данные показатели позволили бы активно и инициативно совершенствовать все элементы процесса и системы обучения в Академии, закрепить у государственных служащих способность к инновационному организационному поведению на основе полученных знаний, умений и навыков, которые в будущем будут обеспечивать возможность воплощения этих компетенций в практику государственного управления. В этой связи проведено исследование по оценке актуальности образовательных программ курсов переподготовки и семинаров повышения квалификации государственных служащих.

В качестве задач данного исследования были выдвинуты:

- определение качества образовательных услуг;

- определение степени соответствия содержания учебных программ потребностям слушателей;

- сбор рекомендаций работодателей руководству Академии для совершенствования образовательного процесса и улучшения качества обучения.

Источником информации о качестве образования в Академии является анкетирование.

Ответы поступили из 33 государственных органов. Всего респондентов составило 595 (или 100%), из

них:

- обучались на курсах переподготовки вновь принятых государственных служащих - 17,3%;

- обучались на курсах переподготовки руководящего звена - 8,4%

- прослушали семинары повышения квалификации - 74,3%.

Основная часть респондентов проходили обучение в Академии (75,6%), а наименьшая в АО «Национальный центр управления персонала государственной службы Республики Казахстан» (0,4%) (Рисунок 1):

Академии

Региональных центрах обучения независимых образовательных учреждениях

АО "Национальный центр упрвлаения персонала госслужбы РК"

75,6%

16,8%

7,2%

0,4%

1 0 10 1 1 20 30 1 40 1 50 1 60 1 1 70 80

Рис. 1. Место прохождения обучения Источник: составлен авторами

Далее, на рисунке 2 приведена тематика прослушанных курсов в Академии:

Антикризисная экономическая политика в РК Государственные закупки Развитие финансового сектора в РК. МСФО Национальная экономика Электронное правительство Социальные аспекты государственного управления Стратегическое планирование и БОР Управление человеческими ресурсами Менеджмент в государственном секторе Делопроизводство на государственном языке Правовые аспекты госуправления и госслужбы Государственное и местное управление

Рис. 2. Тематика прослушанных курсов в Академии Источник: составлен авторами 77

Уровень организации курсов (рисунок 3) и семинаров (рисунок 4) государственные служащие оценили по следующим критериям:

Курсы переподготовки

обеспечение учебным раздаточным материалом

степень новизны информации

практическая значимость содержания учебных программ

степень достижения цели курса

общий уровень организации

анкетирование в стенах Академии

анкетирование по почтовой 93% рассылке

0

20

40

60

80

100

Рис. 3. Уровень организации курсов переподготовки Источник: составлен авторами

Семинары повышения квалификации

обеспечение учебным раздаточным материалом

степень новизны информации

практическая значимость содержания учебных программ

степень достижения цели курса общий уровень организации

82% 92%

81% 90%

анкетирование в стенах Академии

анкетирование по почтовой рассылке

96%

1-------1--------1-------1---------1

0 20 40 60 80 100

Рис. 4. Уровень организации семинаров повышения квалификации Источник: составлен авторами

Касательно организации курсов и семинаров, государственные служащие привели следующие замеча-

ния:

частая замена лекторов и не соблюдение содержания программы семинаров низкий уровень компетентности ППС большое количество часов на теорию и на курсах много формализма недостаточность практических занятий и разбора практических ситуаций не ведутся занятия на государственном языке превышение количества обучаемых в группах

132 ответов из 595 93 ответов из 595

367 ответов из 595

268 ответов из 595 139 ответов из 595 137 ответов из 595

Курсы, которые государственные служащие хотели бы прослушать:

- Новые технологии изучения государственного языка, в том числе иностранного. Делопроизводство на государственном языке.

- Информационные технологии в государственном управлении. Электронное правительство. Вопросы защиты государственных секретов и информационной безопасности.

- Менеджмент в государственном управлении.

- Антикризисные меры в государственном управлении.

- Государственное и местное управление. Правовые аспекты государственного управления и государственной службы. Оценка эффективности в государственном управлении. Вопросы социальной защиты государственных служащих.

- Кадровая политика в РК.

- Ораторское искусство. Психологические аспекты в государственном управлении. Психология. Ак-меология. Этика государственных служащих.

- Тайм-менеджмент.

- Семинары по аналитике.

- Прикладные политические технологии.

- Практические занятия по стратегическому планированию.

- Детальное знакомство с вооруженными силами зарубежных государств и с их доктриной.

- О работе акимов с учетом нынешних преобразований.

- Борьба с коррупцией.

- Внедрение новой системы государственного планирования.

- Вопросы планирования, контроля и качества исполнения поручений.

Из вышеуказанного списка видно, что многими опрошенными были предложены семинары, которые в целом тем или иным образом можно отнести к числу уже имеющихся курсов, преподаваемых в Академии. Вместе с тем, часть предложенных семинаров совершенно новая и на первый взгляд они представляются несколько необычными, но если рассмотреть тематический ряд в общем, то видна потребность государственных служащих в получении более глубоких знаний того, с чем они сталкиваются в своей повседневной работе.

Рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- в программах обучения увеличить количество практических занятий, либо, желательно, теорию обязательно совмещать с практикой, разбором практических ситуаций;

- к занятиям привлекать больше лекторов-практиков;

- определять уровень знаний государственного языка;

- привлекать лекторов, читающих на государственном языке;

- уменьшить количество слушателей в группах.

Таким образом, степень удовлетворенности организацией курсов переподготовки и семинаров повышения квалификации, которая была определена как средний балл по всем оцениваемым показателям, составила 85%.

Проведенные исследования позволили определить достаточно широкий спектр необходимых данных, выступающие важными компонентами комплекса, составляющего механизм решений, принимаемых с целью совершенствования процесса обучения в Академии.

Данная работа была проведена в рамках проекта НИР «Пути совершенствования государственной службы» (1 этап).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.