Научная статья на тему 'Обучающие семинары и мастер-классы как инновационный опыт взаимодействия профессионалов туристско-гостиничной индустрии с профильными образовательными учреждениями ВПО'

Обучающие семинары и мастер-классы как инновационный опыт взаимодействия профессионалов туристско-гостиничной индустрии с профильными образовательными учреждениями ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНАЯ ОТРАСЛЬ / ПОДГО&SHY / ТОВКА КАДРОВ / TRAININGSEMINARS / MASTERCLASSES / TOURISTANDHOTELBRANCH / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духовная Лилия Леонидовна

В статье проанализированы и подведены итоги серии обучающих семинаров и мастер-классов, про­веденных по инициативе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в рамках программы повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров для турист- ско-гостиничной отрасли столицы. Приведены результаты анкетирования слушателей обучаю­щих семинаров и мастер-классов, проведенного в рамках данных обучающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses series of training seminars and the master classes which have been carried out at the initiative of Moscow Tourism and Hotel Economy Committee within the program of professional standard (qualification) increase of employees. Results of seminars and the master classes participants survey, carried out within these training programs are given.

Текст научной работы на тему «Обучающие семинары и мастер-классы как инновационный опыт взаимодействия профессионалов туристско-гостиничной индустрии с профильными образовательными учреждениями ВПО»

ОБРАЗОВАНИЕ

циплин) курсом прикладной экологической на- фессией (например, курсом «экономика приро-правленности в соответствии с избранной про- допользования» для экономистов).

Литература

1. Федеральный Закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Демина Т.А. Роль налогообложения и ценообразования в решении экологических проблем // Сб. научных докладов секции «Экономика и финансы» Х11 Международной научно-практической конференции МГУС «Наука — сервису» / Под ред. М.М. Качуриной. М..: Инф.-внедр. центр «Маркетинг», 2007. С. 42—46.

3. Методические аспекты исследования биосферы / Под ред. Новик И.Б. М.: Наука, 1975. 456 с.

4. Поляков Л. Интервью «Русской службе новостей» от 16 октября 2012 года.

5. http/www.rusnovosti.ru (дата обращения: 22.12.2012).

УДК 378.046.4

ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ С ПРОФИЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВПО

Духовная Лилия Леонидовна, зав. кафедрой Организация и технологии в гостиничном бизнесе», кандидат экономических наук, доцент, 6199900@mail.ru, Институт туризма и гостеприимства (Москва) (филиал)

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

The article analyses series of training seminars and the master classes which have been carried out at the initiative of Moscow Tourism and Hotel Economy Committee within the program of professional standard (qualification) increase of employees. Results of seminars and the master classes participants survey, carried out within these training programs are given.

В статье проанализированы и подведены итоги серии обучающих семинаров и мастер-классов, проведенных по инициативе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в рамках программы повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров для туристско-гостиничной отрасли столицы. Приведены результаты анкетирования слушателей обучающих семинаров и мастер-классов, проведенного в рамках данных обучающих программ.

Keywords: trainingseminars, masterclasses, touristand hotel branch, training

Ключевые слова: обучающие семинары, мастер-классы, туристско-гостиничная отрасль, подготовка кадров

В современном мировом сообществе туристская индустрия оценивается как мощный потенциал развития государства ввиду появления новых рабочих мест, расширения производства в смежных отраслях: торговли, общественного питания, транспорта, строительства объектов инфраструктуры и т. д.

Особую актуальность приобретает вопрос профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии ввиду очевидного продвижения национального продукта на мировом рынке туристских и гостиничных услуг. Проблема подготовки и профессиональной пере-

подготовки кадров активно вовлекается в круг исследований, программ и дискуссий в сфере гостиничной и туристской деятельности.

Нынешний уровень развития туристской индустрии диктует необходимость решения актуальных проблем в развитии и дальнейшем совершенствовании целого ряда профессиональных компетенций сотрудников в целях повышения качества услуг туристско-гостиничной отрасли [1].

В условиях сформировавшейся тенденции диверсификации форм и методов подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Обучающие семинары и мастер-классы как инновационный опыт взаимодействия...

отдельный интерес и практическую значимость представляют различные обучающие программы в рамках повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров для туристско-гостиничного комплекса Москвы с привлечением профессионалов туристско-гостиничной отрасли. Подобные программы — это наиболее эффективный и действенный механизм, способствующий необходимым качественным изменениям в туристской сфере Москвы, поскольку основной целью обучения является приобретение теоретических и практических навыков и компетенций, формирование инновационного подхода к решению управленческих задач, способствующих дальнейшему внедрению новых современных механизмов и моделей управления в туризме, а также на расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых туристских и гостиничных услуг [2].

В 2012 году на базе Российского государственного университета туризма и сервиса по инициативе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы прошла серия обучающих семинаров и мастер-классов в рамках повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров с привлечением профессионалов туристско-гостиничной отрасли. Проведение данного меропри-

ятия прошло при непосредственном участии Института туризма и гостеприимства (филиал Российского государственного университета туризма и сервиса), обеспечивающего организационную часть семинаров и мастер-классов, информационная поддержка была обеспечена информационно-аналитическими ресурсами RATA news, «Туринфо», научно-публицистическими журналами «Современные проблемы сервиса и туризма», «Сервис plus», «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса» , а также сайтами Ассоциации вузов туризма и сервиса и Российского государственного университета туризма и сервиса.

Проведение серии обучающих семинаров и мастер-классов с привлечением профессионалов туристско-гостиничной отрасли на данном этапе развития сферы туризма города Москвы стало необходимым и актуальным также в рамках реализации основных положений Государственной программы Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012—2016 годы. Тематика обучающих семинаров и мастерклассов была посвящена наиболее актуальным проблемам и тенденциям туристского и гостиничного рынка города Москвы. Обучающая программа включала в себя 14 обучающих семинаров и три мастер-класса, темы которых

представлены ниже (табл. 1).

Таблица 1

Тематика серии обучающих семинаров и мастер-классов в рамках повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров для туристско-гостиничной отрасли Москвы с привлечением профессионалов туристско-гостиничной отрасли

«Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности» Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Российской Федерации Писаревский Евгений Леонидович

«Развитие рынка морских и речных круизов» Генеральный директор компании «Мостурфлот» Гончарова Светлана Викторовна, руководитель круизного департамента компании «Атлантис-лайн» Чударев Роман Вадимович

«Развитие московского рынка железнодорожных туров» Генеральный директор ООО «ДельтаКопия» Старцева Сусанна Викторовна

«Развитие автобусного туризма в городе Москве» Генеральный директор компании «Анкор», председатель автобусной комиссии Российского Союза Туриндустрии Санаева Ольга Анатольевна

«Развитие индустрии гостеприимства в крупном городе. Конкурентоспособность столичного туристского продукта и Москвы как туристской дестинации» Совладелец компании «Тари тур» Кузьмин Игорь Генрихович

«Оценка показателей въездного туризма» Директор института социальной политики ВШЭ, доктор экономических наук, профессор Смирнов Сергей Николаевич

«Маркетинг Москвы как туристской дестинации» Директор Института территориального маркетинга и брендинга Стась Андрей Константинович

«Формирование, продвижение и реализация столичного туристского продукта» Генеральный управляющий «Премиум Сервис» Кладов Дмитрий Евгеньевич

«Совершенствование организации экскурсионного обслуживания» Генеральный директор компании «Анкор», председатель автобусной комиссии Российского Союза Туриндустрии Санаева Ольга Анатольевна

«Развитие религиозного и паломнического туризма. Московский рынок религиозных туров» Генеральный директор паломнической службы «Радонеж» Минулин Юрий Ахметович

«Электронная коммерция и маркетинг в туризме» Заместитель генерального директора компании «Путешественник-traveller» Клименко Владимир Борисович

«Безбарьерный туризм. Развитие инватуризма в Москве» Генеральный директор компании «Путешественник-traveller», кандидат экономических наук Николаев Евгений Михайлович

25

ОБРАЗОВАНИЕ

«MICE-индустрии. Москва как центр делового туризма» Директор отдела МICE туристической компании «Альтаир» Рябова Татьяна Александровна

«Развитие детско-юношеского туризма в Москве и Подмосковье» Генеральный директор компании «Путешественник-traveller», кандидат экономических наук Николаев Евгений Михайлович

Мастер-классы

«Эффективное развитие и управление отелем. Выработка стратегии для повышения доходности» Генеральный директор «АККОРД менеджмент групп», кандидат педагогических наук, доцент Гаранина Екатерина Николаевна

«Структура и динамика развития столичного рынка коллективных средств размещения» Генеральный директор компании Hospitality In.Comm Лысенкова Елена Вячеславовна

«Классификация коллективных средств размещения, стандарты качества, обслуживания, выбор управляющей компании» Эксперт по сертификации и классификации средств размещения, эксперт-консультант «Академии гостеприимства», действительный член Национальной академии туризма Биткулова Лилия Ильдаровна

Достаточно широко был представлен состав слушателей семинаров и мастер-классов. Это сотрудники туристских компаний, гостиничных предприятий, профессорско-преподавательский состав высших и средних специальных образовательных учреждений Москвы и Московской области, таких как Российский государственный торговый университет, Российская международная академия туризма, Российский новый университет, Московский государственный университет индустрии туризма им. Ю.Сенкевича, а также магистранты, аспиранты и студенты РГУТиС. Всего в программе обучающих семинаров и мастер-классов приняло участие около 650 человек.

Формат каждого мероприятия предполагал как обучающую часть, в ходе которой ведущие семинара знакомили его участников с новейшими тенденциями и проблемами в области современного состояния туристской и гостиничной отрасли города Москвы, так и дискуссионную часть, позволяющую ведущему и всем участникам семинара активно обменяться мнениями по целому ряду актуальных и насущных отраслевых проблем. В этом, несомненно, заключался конструктивный и практико-ориентированный характер проведения данной обучающей программы.

Особое значение при реализации подобных обучающих программ имеет порядок определения мнения участников каждого семинара/ мастер-класса о проведенном мероприятии. Характер оценки мероприятия с точки зрения повышения профессионального уровня, формата и качества подготовки удалось выявить путем проведения анкетирования участников после каждого проведенного семинара и мастер-класса.

Опросы осуществлялись путем анкетирования каждого слушателя по итогам проведенного семинара и мастер-класса. Обработанные впоследствии результаты позволили провести определенное аналитическое исследование, на основании которого можно судить о степени

эффективности и результативности обучающей программы по ряду критериев:

• практическая значимость учебного мероприятия;

• эффективность используемых образовательных технологий;

• актуальность представленной тематики обучающих семинаров и мастер-классов;

• степень авторитетности тренеров и специалистов, ведущих обучающие семинары и мастер-классы.

На основании данных проведенного опроса слушателей удалось получить следующие сведения.

Контингент слушателей семинаров и мастер-классов можно охарактеризовать следующим образом:

— представители туристско-гостиничной сферы — 64 %;

— профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей г. Москвы и Московской области — 22%;

— аспиранты и магистранты — 10%;

— студенты вузов и колледжей г. Москвы — 4%. На вопрос «Получение каких знаний и

компетенций наиболее востребовано в Вашей организации?» значительное количество участников семинаров и мастер-классов (74%) ответили, что в организациях, в которых они работают, в большей степени востребованы такие профессиональные навыки, как коммуникативные способности, знание иностранных языков, высокий уровень владения информационными технологиями, знание в области экономики и географии. 20% слушателей отметили такой навык, как новые образовательные технологии и высокий уровень знаний в области нормативно-правовой базы туризма. 6% слушателей затруднялись при ответе на данный вопрос.

На вопрос «Перечислите направления профессиональной переподготовки, повышения квалификации, которые, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными для Вашей

26

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Обучающие семинары и мастер-классы как инновационный опыт взаимодействия...

организации?» ответы слушателей распределились следующим образом.

Наиболее востребованной темой профессиональной переподготовки, повышения квалификации является «Психология общения». Этой теме отдали свое предпочтение 57% слушателей. Достаточно актуальной слушатели посчитали тему, связанную с повышением уровня знаний в области информационных технологий (связанные, в частности с навыками работы с различными системами бронирования), — такой ответ дали 15% респондентов. 14% респондентов считают актуальным подготовку в области новых гостиничных технологий, 11% респондентов ответили, что хотели бы повысить уровень языковой подготовки, 2% респондентов отметили необходимость повышения уровня профессиональной квалификации в области педагогических технологий, 1% — другие ответы.

В ходе анкетирования респондентам предлагалось оценить проходящие семинары и мастер-классы по 3-м критериям:

• качество проведения семинара;

• организация встречи и приема;

• компетентность лектора.

Оценку необходимо было дать по 4 балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

По данному вопросу мнения респондентов распределились следующим образом:

— качество проведения семинаров и мастерклассов было оценено:

• «Отлично» — 78%;

• «Хорошо» — 19%;

• «Удовлетворительно» — 3%;

• Не дали оценку — 1%;

— организацию встречи и приема респонденты оценили следующим образом:

• «Отлично» — 81%;

• «Хорошо» — 17%;

• «Удовлетворительно» — 2%;

— компетентность лекторов была оценена:

• «Отлично» — 86%;

• «Хорошо» — 13%;

• не дали оценку — 1% .

На вопрос «Какие темы семинаров Вы хотели бы услышать в следующий раз?» ответы респондентов были следующие.

Тематика «Инновации в туристском и гостиничном бизнесе» интересует 53% респондентов, тематика «Информационные технологии в туристском и гостиничном бизнесе» интересует 24% респондентов, 10% респондентов хотели бы принять участие в семинарах и мастер-классах, посвященных новым образовательным техно-

логиям, 13% затруднились дать ответ.

На вопрос «Есть ли среди ведущих семинаров мастер-классов кто-то, кого Вы хотели бы отметить отдельно?» ответили лишь 24% респондентов, остальные посчитали возможным не давать ответ на данный вопрос. В результате обработки данных по этому вопросу можно отметить следующее. Чаще всего слушатели отмечали генерального директора компании «Анкор» Санаеву Ольгу Анатольевну, генерального директора паломнической службы «Радонеж» Минулина Юрия Ахметовича, директора Института территориального маркетинга и брендинга Стась Андрея Константиновича, генерального директора компании «АККОРД менеджмент групп» Гаранину Екатерину Николаевну, генерального директора компании «Путешественник-traveller» Николаева Евгения Михайловича.

На вопрос «Проводит ли Ваша организация запланированное повышение квалификации сотрудников? Где?» были даны следующие ответы: проводит — 89%; не проводит — 10%; не дали ответ — 1%.

На вопрос «Где проходит повышение квалификации?» были получены следующие ответы: «В организации или учреждении, в котором я работаю» — 78%; «другие организации и учреждения» — 15%; «учебные заведения» — 7%.

На вопрос «Готовы ли Вы продолжать с нами сотрудничество?» положительно ответили 91% респондентов, 2% дали отрицательный ответ, не ответили на данный вопрос 7% респондентов.

В целом, подводя итоги серии обучающих семинаров и мастер-классов, можно отметить, что практически все темы семинаров и мастерклассов вызвали неподдельный интерес аудитории. Часто слушатели отмечали высокий уровень профессионализма ведущих, их прекрасные ораторские способности, умение держать внимание аудитории, безупречное владение новыми педагогическими технологиями. Не раз отмечались слушателями наглядные и информативные презентации, которыми ведущие семинаров и мастер-классов сопровождали свое выступление.

По многим темам и вопросам, таким как «Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности», «Безбарьерный туризм. Развитие инвату-ризма в Москве», «Электронная коммерция и маркетинг в туризме» в аудитории не раз возникали конструктивные споры и дискуссии.

По окончании серии обучающих семинаров и мастер-классов все слушатели единодушно выразили огромную благодарность Ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27

ОБРАЗОВАНИЕ

митету по туризму и гостиничному хозяйству прекрасно организованную и проведенную города Москвы и ФГБОУ ВПО «РГУТиС» за обучающую программу.

Литература

1. URL: www.ratanews.ru (дата обращения 01.02.2013).

2. URL: http://moscomtour.mos.ru/ (дата обращения 10.02.2013).

УДК 338.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Зайцева Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор, zaitseva-itig@mail.ru, зав. кафедрой «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» Института туризма и гостеприимства (Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

The article investigates the competencies required to work in the service industry, describes features of cases application as an active form of training for team and individual work of students. The article also provides two examples of the special cases from certain tourist agencies performance and the way how to use them in the education process.

В статье исследованы компетенции, необходимые для работы в сфере сервиса и услуг, описаны особенности применения кейсов как активной формы обучения для коллективной и индивидуальной работы студентов. Приведены два примера конкретных кейсов из деятельности московских турфирм и описана методика их использования в учебном процессе.

Keywords: competence, cases,frames, active waysoflearning, service and tourism

Ключевые слова: компетенции, кейсы, кадры, активные формы обучения, сервис и туризм

Проводимая в нашей стране реформа системы высшего образования направлена на повышение конкурентоспособности российского образования за счет подготовки специалистов на уровне, соответствующем образованию в зарубежных университетах, а также в соответствии с целями инновационного развития российской экономики.

Современный выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, но и умениями, а также основными навыками, необходимыми для работы в сервисе и туризме. Кроме профессиональных компетенций, работодатели все больше внимания уделяют личным качествам кандидата, а также таким характеристикам, которые не могут быть сформированы в вузе при использовании классических форм обучения.

Речь идет о таких качествах кандидатов, как гибкость (мышления и поведения), адаптивность (к особенностям работы на предприятии, конкретной ситуации, стилю работы

28

непосредственного руководителя и т. д.), ориентация на результат, умение работать в стрессовой ситуации, условиях большой нагрузки, переработок, кризиса в компании [4].

Кроме того, согласно данным опроса 100 российских компаний различных сфер деятельности, проведенного специалистами компании Antal Russia в начале 2013 года, 81% работодателей важнейшим качеством претендентов на вакансии считают ответственность; 78% работодателей — управленческие навыки, умение принимать управленческие решения. На третьем месте оказалось такое качество, как ориентированность на результат — так ответили 73% опрошенных работодателей [2].

Понятно, что многие их этих качеств относятся к врожденным, либо уже сформированным до того, как человек поступил в вуз. Однако в рамках вуза эти качества можно и нужно развивать для того, чтобы выпускник вуза был конкурентоспособен на рынке труда.

Рассмотрим возможности и особенности

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.