Научная статья на тему 'Учет циркуляции при маневрировании рыболовного судна'

Учет циркуляции при маневрировании рыболовного судна Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
485
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шадрин Ю. И., Анисимов А. Н., Глазунов А. А.

Необходимость дальнейшего исследования маневренных элементов рыболовных судов в эксплуатационных условиях как с орудиями лова, так и без них обосновывается особым вниманием Международной Морской Организации (IMO) к проблемам безопасности судоходства, в которых наиважнейшей является оценка и идентификация маневренных качеств судна. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью разработки методических подходов к маневрированию судна на рыбном промысле с разными орудиями лова (ОЛ). Предлагается простой и наглядный способ учета всех элементов циркуляции при маневрировании судна на примере выхода судна в точку отдачи невода на кошельковом лове рыбы, а также предлагается способ определения траектории циркуляции судна, буксирующего трал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шадрин Ю. И., Анисимов А. Н., Глазунов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет циркуляции при маневрировании рыболовного судна»

Учет циркуляции при маневрировании рыболовного судна

Ю.И. Шадрин, А.Н. Анисимов, А.А. Глазунов

Судоводительский факультет МГТУ, кафедра управления судном и промышленного рыболовства

Аннотация. Необходимость дальнейшего исследования маневренных элементов рыболовных судов в эксплуатационных условиях как с орудиями лова, так и без них обосновывается особым вниманием Международной Морской Организации (IMO) к проблемам безопасности судоходства, в которых наиважнейшей является оценка и идентификация маневренных качеств судна. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью разработки методических подходов к маневрированию судна на рыбном промысле с разными орудиями лова (ОЛ). Предлагается простой и наглядный способ учета всех элементов циркуляции при маневрировании судна на примере выхода судна в точку отдачи невода на кошельковом лове рыбы, а также предлагается способ определения траектории циркуляции судна, буксирующего трал.

Abstract. International Marine Organization (IMO) pays special attention to problems of the navigation safety, the most important of them is an estimation and identification of the vessel manoeuvrable qualities. These problems demand further researches of the manoeuvrable elements of the fishing vessel in operational conditions both with fishing appliances and without them. It is necessary to work out methodical approaches to the vessel manoeuvring at a fish ground with different fishing appliances. A simple and obvious way of taking into account all the circulation elements of the manoeuvring vessel at a shooting nets point has been proposed in the paper.

1. Введение

Необходимость исследования маневренных элементов рыболовных судов в эксплуатационных условиях, как с орудиями лова, так и без них, обосновывается особым вниманием Международной Морской Организации (IMO) к проблемам безопасности судоходства, в которых наиважнейшей является оценка и идентификация маневренных качеств судна. Актуальность такого исследования обусловлена также необходимостью разработки методических подходов к управлению судном на рыбном промысле с разными орудиями лова (ОЛ).

Рыболовные суда, по сравнению с транспортными, с позиции обеспечения безопасности мореплавания при маневрировании в промысловом районе эксплуатируются в более сложных условиях. Значительное скопление разных по типу рыболовных судов в районах промысла морских биологических ресурсов, постоянное маневрирование в непосредственной близости друг от друга, необходимость точного выхода в место постановки ОЛ и дальнейшее маневрирование с ними и т.п. - все это требует от судоводителя знания маневренных элементов судна и грамотного их использования. Наиболее часто используемый маневр рыболовного судна на промысле - это поворот. Процесс поворота довольно скоротечен по сравнению с продолжительностью траления, и производство каких-либо расчетов в процессе его выполнения практически невозможно.

Проведенный анкетный опрос судоводителей показывает, что лучше всего они знают путь экстренного торможения своего судна и диаметр циркуляции при перекладке руля на борт (Мастушкин, 1981). В своем большинстве судоводители выполняют маневры, полагаясь на практический опыт и интуицию, что не всегда приносит положительный результат. Например, неправильный учет элементов поворотливости судна при выходе в точку отдачи невода (ТОН) на кошельковом лове рыбы, как правило, заканчивается неудачным заметом.

При выходе в ТОН судно должно маневрировать так, чтобы было проведено минимальное количество реверсов и виражей, поскольку косяк рыбы реагирует на возмущения окружающей водной среды и изменяет направление и скорость своего движения, или же опускается на недоступную для кошелькового лова глубину. При замете невода нельзя допускать, чтобы между судном и косяком при исходном положении была кильватерная струя, которая препятствует эхолокации. Расстояние от ТОН до косяка зависит от схемы замета невода и находится в пределах 100-200 м, а расстояние от судна до косяка в начале маневра по выходу в ТОН в пределах 300-600 м, что накладывает ограничения на акваторию маневрирования судна.

Шадрин Ю.И. и др. Учет циркуляции при маневрировании рыболовного судна

Сложность маневрирования на ограниченной акватории только с помощью руля заключается в том, что в большинстве случаев поворот судна происходит в режиме неустановившейся циркуляции, когда скорость и курс судна изменяются неравномерно. Поэтому все известные способы определения траектории судна для выхода в заданную точку заданным курсом на кошельковом лове рыбы неприемлемы из-за своей низкой точности и больших затрат времени. Имеющиеся в настоящее время рекомендации по выходу судна в ТОН могут быть реализованы только на судах с подруливающими устройствами (Пахомов и др., 1977).

2. Способ учета циркуляции судна при выходе в ТОН

Возможность выхода в ТОН только путем изменения курса может быть оценена достаточно простым и наглядным способом с использованием графиков циркуляции судна. В соответствии с Наставлением по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР (НШС-87), такие графики, а также таблицы циркуляции на правый и левый борт с положением руля "на борт" (ар = ±35°) и "на полборта" (сСр = ±15°), имеются на каждом судне и представлены в таблице маневренных элементов. Суть предлагаемого метода заключается в следующем.

Графики из таблицы маневренных элементов в масштабе промыслового планшета переносятся на кальку. На промысловый планшет (рис. 1) наносится положение судна С, косяка К и точка отдачи невода ТОН. Через ТОН проводится линия заметного курса ИК1, а через точку С - линия начального курса ИК0. Калька с траекториями циркуляций (на рисунке показана только траектория для угла перекладки руля Ор = 35°) накладывается на планшет так, чтобы начало циркуляции совпадало с точкой С и курсом ИК0. Затем визуально оценивается возможность выхода судна в ТОН с предельным углом перекладки руля.

Если ТОН будет находиться в точке 1, проведенная через которую линия курса ИК1 является касательной к траектории циркуляции, то судно выходит в ТОН с предельным углом перекладки руля. Если ТОН будет находиться в точке 2, проведенная через которую линия курса ИК1 пересекает траекторию циркуляции, то для выхода в эту точку судно должно совершить более сложный маневр. Если ТОН будет находиться в точке 3, которая лежит на линии курса ИК1, то судно может выйти на линию заданного курса двумя путями.

Во-первых, судно может начать циркуляцию с углом перекладки руля ар = 35° в точке С1, положение которой определяется путем смещения начала траектории циркуляции по линии курса ИК0, до тех пор пока линия курса ИК1, проходящая через точку 3, не станет касательной к кривой циркуляции. Сделав укол циркулем в начале траектории циркуляции, получим на планшете точку С начала маневра на заметный курс ИК1.

Во-вторых, судно может начать циркуляцию в точке С, но с углом перекладки руля Ор < 35°. В этом случае примерное значение угла перекладки руля определится путем интерполяции между траекториями циркуляций Ор = 35° и Ор = 15°.

Вновь обратимся к линии ИК1, проходящей через точку 1. В действительности из-за дрейфа на циркуляции судно повернет на курс ИК1 не в точке В, а несколько раньше, например, в точке А (линия ДП параллельна ИК1), но за время одерживания судна на заданном курсе оно по инерции пройдет некоторое расстояние, примерно равное расстоянию АВ, и окажется на линии заданного курса.

3. Определение траектории циркуляции судна с тралом

Предлагаемый способ учета циркуляции можно использовать и на разноглубинном траловом лове рыбы при выходе на косяк, находящийся в стороне от курса траления, а также при расхождении судов, занятых тралением. Так как таблица маневренных элементов не содержит графика циркуляции судна с тралом, то этот график можно построить на промысле. Для этого необходимо выполнить поворот с тралом на 180° при угле перекладки руля ар = 15°-20°. В процессе выполнения поворота через короткие промежутки времени 20-30 секунд с помощью радиолокационной станции (РЛС) определяются пеленги и дистанции до ориентира, в качестве которого может послужить буй с радиолокационным отражателем или небольшое судно, лежащее в дрейфе. По результатам замеров строится кривая циркуляции, которая затем переносится на кальку. При выполнении маневра циркуляции на 180° необходимо учитывать возможный перекос трала, который впоследствии может отрицательно сказаться на его уловистости. Поэтому поворот с рабочим тралом можно произвести не на 180°, а только на 90°, поскольку обычно при длине ваеров 400 м и более судно выходит в режим установившейся циркуляции только после поворота на 70-80°. Следовательно, остальную часть траектории до поворота на 360°

можно достроить графически, рассчитав радиус установившейся циркуляции на участке от 80° до 90° по формуле:

Кц = 5,73 х Уц хА/, (1)

где: Кц - радиус циркуляции, м; Уц - скорость судна на циркуляции, м/с; Л/ - время между двумя очередными замерами, с.

Для исключения повреждения рабочего трала во время испытаний по поворотливости целесообразно также использовать трал, бывший в употреблении. На графике циркуляции судна с тралом можно показать и траекторию трала, которая также строится графически (Карапузов, 1984).

Рис. 1. Учет циркуляции при выходе судна в ТОН

4. Заключение

Предлагаемый способ учета циркуляции прост и нагляден. Он позволяет определить текущее положение судна на траектории циркуляции с учетом угла дрейфа и изменения скорости судна на циркуляции. Если на кальку дополнительно нанести след кормы судна, то этот способ можно использовать при маневрировании на ограниченной акватории. Его можно также использовать при маневрировании в узкости для предварительного нанесения на карту точек поворота судна, при разборе аварий и в качестве эталонного при оценке точности приближенных способов учета циркуляции.

Литература

Карапузов А.И. Безопасность маневрирования судов при совместном траловом промысле. М., Легкая

пищевая промышленность, 128 е., 1984. Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. М., Легкая и пищевая промышленность, 232 е., 1981.

Пахомов Г.Н., Лисовой А.П., Соловьев Ю.Я. Техника и тактика кошелькового лова в Атлантике.

Калининград кн. изд-во, 128 е., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.