Научная статья на тему 'Учет репрезентативной системы при организации информационнокоммуникационной среды вуза в подготовке специалистов'

Учет репрезентативной системы при организации информационнокоммуникационной среды вуза в подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPRESENTATIVE SYSTEM / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / EDUCATION FOR STUDENTS / ELECTRONIC EDITIONS OF EDUCATIONAL PURPOSES / РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Т.Г., Богатырева Ж.В.

В современном образовательном пространстве важную роль играют электронные издания учебного назначения, которыми наполнены дисциплины как технического, так и гуманитарного направления при подготовке будущих специалистов. В статье изучается, каким образом педагогические возможности информационно-коммуникационной среды вуза учитывают психофизиологические особенности студентов, а именно ведущую репрезентативную систему в реализации выстраивания индивидуального подхода к студентам. Авторы приходят к выводу, что при создании электронных изданий учебного назначения помимо текстового материала необходимо включать элементы мультимедиа (графики, видео, анимация). Зная особенности студентов с разными каналами восприятия, использование ЭИУН позволяет наиболее эффективно построить процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Т.Г., Богатырева Ж.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACCOUNTING OF REPRESENTATIVE SYSTEM AT THE ORGANIZATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN TRAINING OF SPECIALISTS

In the modern educational space an important role is played by electronic editions of educational purposes, which are used for disciplines of both the technical, and humanitarian direction. In the paper the authors observe a problem of how pedagogical opportunities of the information and communication environment in a higher education institution take into account psychophysiological features of students. The authors closely study the leading representative system in realization of forming of an individual approach to students. The researchers come to conclusion that, when creating electronic teaching materials for educational purposes in addition to a textbook, a teacher is eager to include media elements (graphics, video, animation). Knowing the characteristics of students with different dominant channels of perception, using AION makes the most efficient to build the learning process.

Текст научной работы на тему «Учет репрезентативной системы при организации информационнокоммуникационной среды вуза в подготовке специалистов»

УДК 165.24

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Russia),

Е-mail: timur.60@mail.ru

Bogatyryov Zh.V., senior teacher, Department of Philosophy, Kuban State Technological University (Russia),

Е-mail: bogatzhanna@mail.ru

THE ACCOUNTING OF REPRESENTATIVE SYSTEM AT THE ORGANIZATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN TRAINING OF SPECIALISTS. In the modern educational space an important role is played by electronic editions of educational purposes, which are used for disciplines of both the technical, and humanitarian direction. In the paper the authors observe a problem of how pedagogical opportunities of the information and communication environment in a higher education institution take into account psychophysiological features of students. The authors closely study the leading representative system in realization of forming of an individual approach to students. The researchers come to conclusion that, when creating electronic teaching materials for educational purposes in addition to a textbook, a teacher is eager to include media elements (graphics, video, animation). Knowing the characteristics of students with different dominant channels of perception, using AION makes the most efficient to build the learning process.

Key words: representative system, information and education environment, education for students, electronic editions of educational purposes.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет,

E-mail: timur.60@mail.ru

Ж.В. Богатырев, ст. преп. каф. философии Кубанского государственного технологического университета,

E-mail: bogatzhanna@mail.ru

УЧЕТ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В современном образовательном пространстве важную роль играют электронные издания учебного назначения, которыми наполнены дисциплины как технического, так и гуманитарного направления при подготовке будущих специалистов. В статье изучается, каким образом педагогические возможности информационно-коммуникационной среды вуза учитывают психофизиологические особенности студентов, а именно ведущую репрезентативную систему в реализации выстраивания индивидуального подхода к студентам. Авторы приходят к выводу, что при создании электронных изданий учебного назначения помимо текстового материала необходимо включать элементы мультимедиа (графики, видео, анимация). Зная особенности студентов с разными каналами восприятия, использование ЭиУн позволяет наиболее эффективно построить процесс обучения.

Ключевые слова: репрезентативная система, информационно-коммуникационная среда, подготовка специалистов, электронные издания учебного назначения.

В настоящее время в условиях информатизации образования встаёт проблема эффективности обучения, взаимопонимания между студентами и преподавателем, а также организация подачи учебного материала для улучшения усвоения учебного материала с учётом индивидуальных особенностей студентов. Все эти вопросы сопровождают профессиональную деятельность любого преподавателя.

По мнению авторов А.Л. Хачиньяц и Ж.В. Богатыревой [1], психологические знания в области восприятия информации помогут правильно и эффективно организовать учебный процесс, использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, что в результате повлияет на успех обучения.

Восприятие - важная часть познавательного процесса. Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать эффективное воздействие и успешно направлять информационные потоки. Возможности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Мы не можем видеть и слышать абсолютно всё, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. А важную информацию из мира студент получает через определенные каналы восприятия.

Авторы работы [2] определяют репрезентативную систему как систему, при помощи которой студент обращается к собственному внутреннему опыту, это своя «любимая дверь восприятия», которой студент доверяет больше всего, чем другим.

Здесь же авторами определены признаки и языковые шаблоны распознавания репрезентативной системы студентом во время обучения.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что около 80% информации студентам преподносится в словесной форме; 25% информации остаётся в памяти студента. Учитывая индивидуальные особенности каналов восприятия студентов, можно рекомендовать равномерно чередовать и сочетать следующие формы и методы обучения:

• словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их приме-

нение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

• наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

• практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

• репродуктивные, необходимые для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

• индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления;

• работа в группах, при организации которой необходимо учитывать личностные характеристики студентов, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Работа в группе также позволяет учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу коллектива. Одна из задач, стоящих перед преподавателем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым студентом.

• взаимные вопросы и задания групп;

• взаимообъяснение;

• беседа, является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию преподавателя;

• интервью, данная форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определённой теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы);

• драматизация (театрализация);

• составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры;

• составление галереи образов, эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении электронного курса обеспечит практическую направленность учебного процесса.

В решении указанных проблем также важное место занимает информационно-коммуникационная среда вуза, под которой И.В. Роберт понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным

Библиографический список

ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения [3].

Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Как отмечает Т.Г. Везиров, одним из компонентов информационно-коммуникационной среды вуза являются электронные издания учебного назначения (ЭИУН), которые в исследованиях представляются как электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) и т. д. [4; 5].

При создании электронных изданий учебного назначения помимо текстового материала используются элементы мультимедиа (график, видео, анимация), добавляются практические задания для закрепления прочтенного материала, а также прилагать тестовые задания к изучаемому материалу. Это необходимо для того, чтобы учебные материалы были доступны в понимании ко всем типам репрезентативных систем. Зная особенности студентов с разными каналами восприятия, использование ЭИУН позволяет наиболее эффективно построить процесс обучения.

1. Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. Современные наукоёмкие технологии. 2013; 7-2: 172.

2. Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека. Современные наукоемкие технологии. 2013; 7-2: 181 - 183.

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты. Москва, 2014.

4. Везиров Т.Г., Абдулаева Х.С. Роль мультимедиа-технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык»). Мир науки, культуры, образования. 2015; 3(52): 5 - 6.

5. Эльмурзаева М.Э., Везиров Т.Г. Использование инструментов web 2.0 в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика». Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53): 120 - 122.

References

1. Hachiyanc A.L., Afnari S.A., Bogatyreva Zh.V. Sekret 'effektivnogo obscheniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 7-2: 172.

2. Bogatyreva Zh.V., Shutilova M.F. Vliyanie muzyki na cheloveka. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 7-2: 181 - 183.

3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty. Moskva, 2014.

4. Vezirov T.G., Abdulaeva H.S. Rol' mul'timedia-tehnologij v formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya (profil' «Inostrannyj yazyk»). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3(52): 5 - 6.

5. 'El'murzaeva M.'E., Vezirov T.G. Ispol'zovanie instrumentov web 2.0 v formirovanii nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti buduschih bakalavrov po profilyu «Prikladnaya matematika i informatika». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53): 120 - 122.

Статья поступила в редакцию 07.11.15

УДК 37.032

Bykova K.P., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), Е-mail: aster_isk@mail.ru

THE PHENOMENON OF CREATIVE INDIVIDUALITY IN CONTEMPORARY VOCAL PEDAGOGY. This article discusses a phenomenon of creative individuality in the context of contemporary vocal pedagogy. Due to the increasing popularity of vocal training that offers individual voicing (which in most cases doesn't have a scientific basis), the author marks the need to develop the theoretical basis, programs and methods that will be aimed at the development of creative individuality of students, who will make future singers. The author presents her definition of what "creative individuality of a musician" is. The article shows the theoretical analysis of works of researchers, who studied the carriers of creative people, masters of different types of arts, professionals and inventors. The researcher of the paper identifies and characterizes general properties of creative individuality and special properties inherent in musicians and vocalists on the basis of her analysis. More attention is paid to the need for creative self-expression, which is understood as a person's primary reason for creative activity.

Key words: creativity, creative individuality, contemporary singing, vocal pedagogy, components of creative individuality.

К.П. Быкова, аспирант Московского государственного института культуры, г. Химки, Е-mail: aster_isk@mail.ru

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье рассматривается феномен творческой индивидуальности в современной эстрадно-джазовой вокальной педагогике. В связи с растущей популярностью вокальных тренингов по установлению индивидуального звучания, которые в большинстве случаев не имеют под собой научную основу, автор отмечает необходимость разработки теоретических основ, программ и методик, направленных на развитие творческой индивидуальности учащихся, будущих эстрадно-джазовых певцов. Представлено авторское определение понятия «творческая индивидуальность музыканта». Проведён теоретический анализ работ исследователей, изучавших жизненные пути творческих личностей, мастеров разных видов искусств, профессионалов, изобретателей. На основе проведённого анализа выделены и охарактеризованы как общие свойства творческой инди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.