Научная статья на тему 'Образовательные web-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования'

Образовательные web-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ WEB-ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / WEB-ПОРТФОЛИО / EDUCATIONAL WEB-TECHNOLOGIES / BACHELOR AND MASTER TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL ELECTRONICAL EDITIONS / INFORMATION-COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT / WEB-PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Костина Екатерина Алексеевна

В статье представлен обзор основных идей информатизации педагогического образования, где особое место в настоящее время занимают web-технологии. Цель статьи теоретически обосновать и продемонстрировать практическую реализацию образовательных web-технологий на примере электронных изданий учебного назначения и web-портфолио в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования в условиях информационно-коммуникационной предметной среды вуза. Одними из составляющих данной среды являются электронные издания учебного назначения, которые разрабатываются на основе web-технологий. В работе речь идет об авторских электронных учебно-методических материалах, разработанных магистрантами основной профессиональной образовательной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Эти материалы применяются при изучении студентами дисциплин вариативной части учебных планов бакалавриата и магистратуры, а также в период педагогической практики в образовательных учреждениях. Особое внимание уделено электронным ресурсам «Страноведение арабских стран» и «Английский язык и страноведение», применяемым при обучении иностранным языкам, в частности, в процессе преподавания дисциплины обязательного цикла или по выбору «Страноведение». Следующей составляющей образовательных web-технологий является создание web-портфолио, которое имеет важное значение в реализации информационно-коммуникационной среды педагогического высшего учебного заведения. Для размещения web-портфолио создан образовательный web-сайт, включающий информацию о студентах магистратуры, авторские электронные учебно-методические материалы, мультимедийные презентации, авторефераты магистерских диссертаций. В заключении подчеркивается, что практические разработки магистрантов в процессе обучения в педагогическом вузе являются наиважнейшим способом развития их профессиональной компетентности, а их использование в средних учебных заведениях наглядным образом демонстрирует востребованность интеллектуального продукта подобного рода и эффективное взаимодействие педагогической науки с системой основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Костина Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational web-technologies in training bachelors and masters of pedagogical education

The paper presents a survey of the main ideas of informatisation of pedagogical education where at present Web-technologies hold a specific place. The aim of the paper is to theoretically prove and demonstrate the practical realization of educational Web-technologies with the examples of electronical editions and Web-portfolio in the process of teaching bachelors and masters of pedagogical education under the conditions of information-communication subject environment of a higher educational institution. One of the components of this environment is electronical educational editions worked out on the basis of Web-technologies. In the paper the authors speak about the electronic education editions worked out by the students of the master major professional educational programme “Information and Communication Technologies in Education”; these editions are used both while teaching students the elective courses of bachelor and master curricula and during the period of their teaching practice in educational institutions. Special attention is paid to the electronical resources “Regional Studies of Arabic Countries” and “English and Country Studies”, which are used while teaching foreign languages, in particular during the process of teaching either a compulsory or an elective course “Country Studies”. The next component of educational Web-technologies is creating Web-portfolio, which is important in realizing information-communication environment of a pedagogical higher educational institution. For holding Web-portfolio there has been created an educational web-site including information about master students, author electronical educational material, power point presentations, master dissertation abstracts. In conclusion they emphasize that practical papers done by master students during the process of their studies at a pedagogical University is the most important way of developing professional competence of students, and the use of these papers in secondary educational institutions clearly demonstrate the demand for an intellectual product of this sort and the effective cooperation of pedagogical science with the system of main general education.

Текст научной работы на тему «Образовательные web-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования»

4(32)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© Т. Г. Везиров, Е. А. Костина DOI: 10.15293/2226-3365.1604.04

УДК 378.2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ WEB-ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Г. Везиров (Махачкала, Россия), Е. А. Костина (Новосибирск, Россия)

В статье представлен обзор основных идей информатизации педагогического образования, где особое место в настоящее время занимают м>вЬ-технологии. Цель статьи - теоретически обосновать и продемонстрировать практическую реализацию образовательных м>вЬ-технологий на примере электронных изданий учебного назначения и м>вЬ-портфолио в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования в условиях информационно-коммуникационной предметной среды вуза. Одними из составляющих данной среды являются электронные издания учебного назначения, которые разрабатываются на основе м>вЬ-технологий.

В работе речь идет об авторских электронных учебно-методических материалах, разработанных магистрантами основной профессиональной образовательной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Эти материалы применяются при изучении студентами дисциплин вариативной части учебных планов бакалавриата и магистратуры, а также в период педагогической практики в образовательных учреждениях. Особое внимание уделено электронным ресурсам «Страноведение арабских стран» и «Английский язык и страноведение», применяемым при обучении иностранным языкам, в частности, в процессе преподавания дисциплины обязательного цикла или по выбору «Страноведение».

Следующей составляющей образовательных м>вЬ-технологий является создание м>вЬ-портфолио, которое имеет важное значение в реализации информационно-коммуникационной среды педагогического высшего учебного заведения. Для размещения м>вЬ-портфолио создан образовательный м>вЬ-сайт, включающий информацию о студентах магистратуры, авторские электронные учебно-методические материалы, мультимедийные презентации, авторефераты магистерских диссертаций.

В заключении подчеркивается, что практические разработки магистрантов в процессе обучения в педагогическом вузе являются наиважнейшим способом развития их профессиональной компетентности, а их использование в средних учебных заведениях наглядным образом демонстрирует востребованность интеллектуального продукта подобного рода и эффективное взаимодействие педагогической науки с системой основного общего образования.

Ключевые слова: образовательные м>вЬ-технологии, подготовка бакалавров и магистров, педагогическое образование, электронные издания учебного назначения, информационно-коммуникационная предметная среда, м>вЬ-портфолио.

Везиров Тимур Гаджиевич - доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет. E-mail: timur.60@mail.ru

Костина Екатерина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: ea_kostina@mail.ru

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

39

4(32)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

В условиях информатизации общества возникает и становится все более насущной потребность в смене парадигм образования, в фундаментальном реформировании и глубокой модернизации образовательной системы, обязанной адекватно ответить на вызовы и проблемы формирующегося общества знаний.

В образовательной политике Российской Федерации первое десятилетие XXI в. ознаменовано серьезной методической работой по переводу всей системы высшего профессионального образования на уровневую систему в соответствии с основными принципами Бо-лонского процесса.

С. А. Ильиных выделяет, среди прочих, следующие тенденции мирового образовательного процесса: мобильность образовательных программ, студенческая академическая мобильность, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация ни свободу и потребности развития личности [9]. В рамках обозначенных тенденций всё большую роль играет электронное обучение.

Ученые говорят об электронном обучении специалистов различных сфер [1; 2; 4; 13; 17]. А. А. Андреев обосновывает появление электронной педагогики, адекватной реалиям информационного общества [3].

С. А. Жданов, С. Д. Каракозов, В. Г. Ма-няхина являются сторонниками смешанного обучения, при котором сочетаются традиционные методы обучения с электронным обучением [7].

М. П. Лапчик рассматривает перспективные задачи внедрения электронного и смешанного обучения, формирования электронной дидактики и повышения квалификации кадров в области электронных технологий обучения [11].

В. К. Поспелов и Н. Н. Комиссарова [15] рассматривают вопросы организации методического обеспечения перехода на уровневую

систему подготовки, а также дают обоснование введению триместровой системы организации учебного процесса в бакалавриате и модульной системы в магистратуре в целях более эффективного использования учебного времени.

Здесь же авторы отмечают особенности организации самостоятельной работы студентов и качественное изменение роли преподавателей в учебном процессе.

Организации самостоятельной работы студентов-магистрантов в системе дистанционного обучения МооШе на примере иностранного языка посвящена статья О. Г. Куприной [10]. В этом процессе важную роль могут сыграть информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), развитие и совершенствование которых, по мнению И. А. Пресс [14], в настоящее время происходит по трем глобальным направлениям:

- сопровождение традиционного процесса обучения (face-to-fa.ce) - возможность предоставления участникам образовательного процесса дополнительных информационных ресурсов и средств коммуникации;

- поддержка дистанционного обучения - реальная возможность проводить обучение на расстоянии;

- собственно, опНпе-обучение - обучение в режиме реального времени.

Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии обеспечивают следующие дидактические возможности: представление и передача учебной, методической и справочной информации; хранение и обработка учебной, методической и справочной информации; проектирование образовательного процесса.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

40

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

4(32)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Например, гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях. В сфере образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых си-стем1:

- использование для автоматизированного обучения: позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей;

- возможность навигации в больших базах данных: независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

- поддержка интеллектуальной деятельности: подсказка о связях каждого аспекта или понятия, что обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

- неограниченность области применения и направления учебной деятельности;

- информирование по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды;

- построение материала по принципу гипертекста, что удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

- обеспечение пользователя «живой» динамической системой, имеющей разные возможности и при этом позволяющей пользователю быть самостоятельным и активно действовать в данной системе;

1 Водолад С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 152 с.

2 Фокин Ю. Г. Преподавание в магистратуре: совер-

шенствование традиционной методики или методологическое обновление // Современные проблемы многоуровневого образования: Х Международный

- возможность выбора собственной траектории обучения, диктуемой познавательными интересами обучаемого за счет спроектированной независимой навигации;

- индивидуализация процесса обучения.

О. В. Галустян рассматривает применение метода кейсов в электронном обучении и приходит к выводу, что данная методика активизирует студентов, развивает их аналитическую и информационно-коммуникационную компетенции, повышает эффективность самостоятельной работы студентов [6].

Как отмечает Ю. Г. Фокин, подлинная модернизация высшего образования явно требует не простого совершенствования традиционных методик, а методологического обновления практики обучения, особенно для маги-2

странтов .

Магистратура - это второй уровень высшего образования. По мнению М. В. Ядров-ской, основные задачи магистратуры:

- приобрести дополнительные знания или углубить знания в некоторой предметной области;

- подготовиться к выполнению проектировочной и научно-исследовательской деятельности;

- овладеть технологиями преподавательской деятельности .

Как отмечает И. Г. Захарова, в высших учебных заведениях, готовящих будущих педагогов, студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для использова-

научно-методический симпозиум. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - С. 4-18.

3 Ядровская М. В. Программно-методическое обеспечение компьютерных дисциплин магистратуры // Современные проблемы многоуровневого образования: Х Международный научно-методический симпозиум. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - С. 255-263.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

41

4(32)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ния технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в

4

сложных ситуациях и т. д.

О таких условиях говорится и в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) (уровни: бакалавриат, магистратура) по направлению подготовки «Педагогическое образование». В пункте «Требования к условиям реализации программы бакалавриата (магистратуры)» отмечается, что студент бакалавриата (магистратуры) должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) 5 и к электронной информационно-образовательной среде вуза, которые должны обеспечивать возможность доступа их из любой точки, имеющей доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет6.

Одной из функций электронной информационно-образовательной среды вуза является формирование электронного портфолио студента бакалавриата (магистратуры) и проведение всех видов занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» статьей 16 «Реализация образовательных

программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» констатирует: «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работ-

7

ников» .

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вузе должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные издания учебного назначения, совокупность средств ИКТ и обеспечивающей освоение студентами образовательных программ.

Е. С. Алиярова отмечает, что решение задачи индивидуализации процесса подготовки

4 Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

5 Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Элек-

тронный ресурс]. - URL.: www.consultant.ru. (дата обращения 16.05.2016)

6 Приказ Минобрнауки России от 11.01.2016 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - URL.: www.consultant.ru. (дата обращения 16.05.2016)

7 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Экомо, 2014. - С. 30.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

42

4(32)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

бакалавров должно привести к повышению доступности высшего образования для граждан нашей страны, удовлетворению их потребностей в углублении и расширении образования, и, главное, улучшению мотивации студентов к получению знаний .

По мнению Е. Д. Павлова, образование должно подготовить студентов к жизни в информационном обществе, основными характеристиками которого являются информационные ресурсы, новые информационные технологии и информатизация [12].

О. А. Захарова, Т. Г. Везиров и М. В. Яд-ровская, поддерживая данную точку зрения, излагают теоретические основы и результаты экспериментальной деятельности по внедрению дистанционных технологий, электронного и сетевого обучения в Донском государственном техническом университете и Дагестанском государственном педагогическом университете, а также результаты эксперимента по созданию единого центра корпоративного обучения, нацеленного на подготовку специалистов для инновационных машиностроительных предприятий и повышение квалификации преподавателей технических специальностей [8]. Данный центр функционирует на основе принципа объединенных ресурсов и общей виртуальной информационно-образовательной среды. Эти же авторы рассматривают динамику развития технологий е-Ьеаттщ и we-Learning в контексте корпоративного обучения.

В монографии Т. Г. Везирова и А. В. Бабаян содержатся результаты исследования проблемы профессиональной подготовки магистров педагогического образования средствами электронного обучения [5]. Охаракте-

ризованы профессиональная подготовка магистров в условиях информатизации образования, а также роль и место электронного обучения на современном этапе развития образования, организационно-педагогические аспекты профессиональной подготовки магистров средствами электронного обучения. Здесь же представлены модель, структура и содержание профессиональной подготовки магистров педагогического образования средствами электронного обучения, а также раскрыта практика использования средств электронного обучения в профессиональной подготовке магистров педагогического образования по программам «Информационные технологии в физико-математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

Одной из составляющей электронной информационно-образовательной среды вуза является информационно-коммуникационная предметная среда.

И. В. Роберт информационно-коммуникационную предметную среду определяет как совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого при наполнении компонентов среды предметным содержанием [16]. Эти условия также обеспечивают: осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ, а также интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающее закономерности и

8 Алиярова Е. С. Реализация образовательных программ бакалавриата с учетом индивидуальных особенностей обучающихся // Современные проблемы

многоуровневого образования: Х Международный научно-методический симпозиум. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - С. 386-389.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

43

4(32)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

особенности соответствующей предметной области.

С. В. Панюкова рассматривает пример использования средств ИКТ на интегрированных занятиях информатики и иностранного языка, где предлагается использование баз данных и распределенных информационных ресурсов сети Интернет, обеспечивающих доступ к богатству и разнообразию текстовой информации, аудиоинформации, анимационных роликов, видеоклипов для изучения иностранных языков .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем исследовании мы рассматриваем предметную область «Иностранный язык» в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования, где важное место занимают авторские электронные издания учебного назначения, в частности, электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) «Артикль», «Страноведение арабских стран» и «Английский язык и страноведение», которые апробируются в информационно-учебной деятельности бакалавриата и магистратуры Дагестанского государственного педагогического университета и Новосибирского государственного педагогического университета.

При практической реализации ЭУММ нами применяется технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ, под которой И. В. Роберт понимает совокупность детерминированных средств и методов, реализованных на базе современных ИКТ для осуществления информационного взаимодействия, их реализация обеспечивает определенный заданный результат [16].

Информационно-учебная деятельность по программам бакалавриата и магистратуры

в информационно-коммуникационной предметной среде вуза, где основными составляющими выступают авторские ЭУММ, направлена на достижение таких специфических учебных и воспитательных целей, как создание условий для реализации индивидуальной траектории обучения студентов бакалавриата и магистратуры, а также ориентация на возможности общения с интересными людьми и коллективами при использовании современных средств связи и технологии информационного взаимодействия.

Компьютерные и сетевые технологии в обучении приобретают все большее значение, позволяя дополнять традиционное обучение различными формами электронного обучения. В этом случае можно говорить о реализации смешанного обучения (blended learning), которое в настоящее время характерно для многих высших учебных заведений.

В информационно-учебной деятельности бакалавриата и магистратуры Дагестанского государственного педагогического университета такое обучение осуществляется с использованием системы поддержки дистанционного обучения «СКИФ» (Система комплексная, информационная, формирующая), созданной на основе открытой инструментальной среды Moodle, включающей в себя различные функциональные и информационные модули для обеспечения поддержки учебного процесса: библиотеку электронных ресурсов, модуль дистанционного обучения, модуль мониторинга качества учебного процесса и другие модули, выполненные в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном.

9 Панюкова С. В. Использование информационных и учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -

коммуникационных технологий в образовании: М.: Академия, 2010. - 224 с.

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

44

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

4(32)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

В этой системе нами разработан образовательный кластер «Дагестанский государственный педагогический университет» для решения большинства задач образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе, и для повышения эффективности использования электронных изданий учебного назначения. Существуют такие виды электронных изданий учебного назначения, как электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) и электронные учебно-методические материалы (ЭУММ).

Совместно с магистрантами нами разработаны ЭУМК, ЭУММ по некоторым дисциплинам вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которые размещены на портале электронного обучения Донского государственного технического университета (г. Ростов) 10.

К таким ЭУМК и ЭУММ относятся:

1. Биология с основами экологии.

2. Зоология беспозвоночных.

3. Языки и методы программирования.

4. Основы линейного программирования.

5. Высшая математика.

6. Социальная информатика.

7. ИКТ в управлении образованием.

8. Мультимедийные технологии в физико-математическом образовании.

9. Портальная технология в образовании.

10. Методология информатизации общего и высшего образования.

11. Традиционная культура народов Дагестана.

12. Вайнахская этика.

13.Теоретические основы товароведения и экспертизы.

14. Компьютерные сети и системы.

15. Страноведение арабских стран.

10 Портал электронного обучения ДГТУ [Электрон-

ный ресурс]. - URL: http://skif.donstu.ru/ (дата обращения: 16.05.2016)

Разработкой и использованием таких электронных изданий учебного назначения будущие магистры занимаются при изучении дисциплин «Разработка и использование цифровых образовательных ресурсов» и «Мультимедийные технологии в педагогическом образовании» вариативной части учебного плана магистерской программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

Данные электронные издания учебного назначения используются будущими бакалаврами и магистрами педагогического образования при организации их самостоятельной работы, во время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях, а также при написании научных статей, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, тем самым происходит развитие их профессиональной компетентности в условиях информационно-коммуникационной предметной среды педагогического вуза.

В настоящее время очень актуальны вопросы теории и практики создания и использования портфолио на базе технологии web 2.0 в высшем образовании, которое является комбинацией возможностей технологии портфо-лио и социальной сети. Web-портфолио в социальной сети представляет собой современный инструмент взаимодействия в сетевом сообществе, который обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне зависимости от места работы или учебы.

Студентами магистратуры на основе платформы 4portfolio.ru 11 создаются авторские web-портфолио, которые размещаются на образовательном web-сайте.

Все студенты магистратуры зарегистрированы на данной платформе, некоторые из

11 4portfolio: Мои достижения [Электронный ресурс]. - URL: http://4portfolio.ru/ (дата обращения: 16.05.2016)

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

45

4(32)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

В заключении отметим, что сформиро-ванность профессиональной компетентности

них прошли курсы и получили свидетельство «ШеЪ-тьютор платформы 4portfolio.ru» и оказывают образовательные услуги студентам и учителям школ по созданию ^еЪ-портфолио, где ими создано сетевое общество, в рамках которого реализуется их проектная деятельность.

студентов программ педагогического образования бакалавриата и магистратуры, обучаемых с использованием Web-технологий, проявляется в их практических разработках, востребованных в общеобразовательных учреждениях и демонстрирующих связь педагогической науки с практической педагогической деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alayyar G., Fisser P., Voogt J. Developing technological pedagogical content knowledge in pre-

service science teachers: Support from blended learning // Australasian Journal of Educational Technology. - 2012. - Vol. 28, Issue 8. - P. 1298-1316.

2. Crocco M., Thornton S., Chandler T. The Influence of Computer Use on Pre-service Teachers'

Pedagogical Content Knowledge in Social Studies // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference / Eds. C. Crawford et al. - Chesapeake, VA: AACE, 2006. - P. 4074-4079.

3. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Выс-

шее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 113-117.

4. Братановский С. Н., Чанов С. Е. Электронное обучение как образовательная технология при

подготовке юристов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 10. - С. 5-14.

5. Везиров Т. Г., Бабаян А. В. Профессиональная подготовка магистров педагогического обра-

зования средствами электронного обучения: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 140 с.

6. Галустян О. В. Применение метода кейсов в электронном обучении // Дистанционное и вир-

туальное обучение. - 2014. - № 8. - С. 55-60.

7. Жданов С. А., Каракозов С. Д., Маняхина В. Г. Интеграция электронного обучения и ди-

станционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза // Информатика и образование. - 2015. - № 2 (261). - С. 17-21.

8. Захарова О. А., Везиров Т. Г., Ядровская М. В. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании: монография. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 134 с.

9. Ильиных С. А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. - 2015. - № 2. - С. 46-51.

10. Куприна О. Г. Самостоятельная работа студентов-магистрантов в системе дистанционного

обучения Moodle по иностранному языку // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. -№ 4. - С. 56-61.

11.Лапчик М. П. Педагогика в многоуровневой системе подготовки кадров для образования: сближение с e-Learning // Информатика и образование. - 2013. - № 8 (243). - С. 3-8.

12. Павлова Е. Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - С. 204-208.

13. Петрова Л. У., Рубцов П. В. Опыт применения технологии смешанного обучения «перевер-

нутый класс» для студентов социологического факультета // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 10. - С. 109-116.

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

46

4(32)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

14.Пресс И. А. О некоторых психолого-педагогических аспектах применения е-Ьеагш^ // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 105-111.

15.Поспелов В. К., Комиссарова Н. Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 3-11.

16. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и

технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

17.Фионова Л. Р. Компетентностный подход к созданию электронной образовательной среды для подготовки специалистов по управлению документами // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 10. - С. 36-45.

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

47

2016, Vol. 6, No. 4 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1604.04

Timur Gadzhievich Vezirov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Methods of Teaching Mathematics and Informatics Department, Daghestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4592-8462 E-mail: timur.60@mail.ru Ekaterina Alekseevna Kostina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the English Language Department, Dean of the Faculty of Foreign Languages, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1428-7095 E-mail: ea_kostina@mail.ru

IN TRAINING BACHELORS AND MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The paper presents a survey of the main ideas of informatisation ofpedagogical education where at present Web-technologies hold a specific place. The aim of the paper is to theoretically prove and demonstrate the practical realization of educational Web-technologies with the examples of electronical editions and Web-portfolio in the process of teaching bachelors and masters of pedagogical education under the conditions of information-communication subject environment of a higher educational institution. One of the components of this environment is electronical educational editions worked out on the basis of Web-technologies.

In the paper the authors speak about the electronic education editions worked out by the students of the master major professional educational programme "Information and Communication Technologies in Education"; these editions are used both while teaching students the elective courses of bachelor and master curricula and during the period of their teaching practice in educational institutions. Special attention is paid to the electronical resources "Regional Studies of Arabic Countries " and "English and Country Studies ", which are used while teaching foreign languages, in particular during the process of teaching either a compulsory or an elective course "Country Studies".

The next component of educational Web-technologies is creating Web-portfolio, which is important in realizing information-communication environment of a pedagogical higher educational institution. For holding Web-portfolio there has been created an educational web-site including information about master students, author electronical educational material, power point presentations, master dissertation abstracts.

In conclusion they emphasize that practical papers done by master students during the process of their studies at a pedagogical University is the most important way of developing professional competence of students, and the use of these papers in secondary educational institutions clearly demonstrate the demand for an intellectual product of this sort and the effective cooperation ofpedagogical science with the system of main general education.

Educational Web-technologies, Bachelor and Master training, pedagogical education, educational electronical editions, information-communication subject environment, Web-portfolio.

EDUCATIONAL WEB-TECHNOLOGIES

Abstract

Keywords

© 2011-2016 Bulletin NSPU

All rights reserved

48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016, Vol. 6, No. 4 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

REFERENCES

1. Alayyar G., Fisser P., Voogt J. Developing technological pedagogical content knowledge in pre-service science teachers: Support from blended learning. Australasian Journal of Educational Technology. 2012, vol. 28, issue 8, pp. 1298-1316.

2. Crocco M., Thornton S., Chandler T. The Influence of Computer Use on Pre-service Teachers' Pedagogical Content Knowledge in Social Studies. In: Eds. C. Crawford et al. Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Chesapeake, VA, AACE Publ., 2006, pp. 4074-4079.

3. Andreev A. A. Pedagogy in information society or electronic pedagogy. Higher education in Russia. 2011, no. 11, pp. 113-117. (In Russian)

4. Bratanovsky S. N., Chanov S. E. Electronic education as an educational technology in training lawyers. Distant and virtual education. 2015, no. 10, pp. 5-14. (In Russian)

5. Vezirov T. G., Babayan A. V. Professional training of Masters of pedagogical education via electronical education. Monograph. Ulyanovsk, Zebra Publ., 2015, 140 p. (In Russian)

6. Galustyan O. V. Case method in electronic education. Distant and virtual education. 2014, no. 8, pp. 55-60. (In Russian)

7. Zhdanov S. A., Karakozov S. D., Manyakhina V. G. Integration of electronic education and distant educational technologies into the academic process of a pedagogical university. Informatics and education. 2015, no. 2 (261), pp. 17-21. (In Russian)

8. Zakharova O. A., Vezirov T. G., Yadrovskaya M. V. Distance technologies and electronical education in professional education. Monograph. Rostov-on-Don, Daghestan State Technical University Publ., 2015, 134 p. (In Russian)

9. Iljinykh S. A. Modernization of the Russian higher education: speculation on quality change. Hu-manization of education. 2015, no. 2, pp. 46-51. (In Russian)

10. Kuprina O. G. Individual work in a foreign language of master students in Moodle system of distant education. Distant and virtual education. 2016, no. 4, pp. 56-61. (In Russian)

11. Lapchik M. P. Pedagogy in a multilevel system of training specialists for education: overture to e-Learning. Informatics and education. 2013, no. 8 (243), pp. 3-8. (In Russian)

12. Pavlova E. D. Mediaeducation as a means of forming national information culture. Priority national projects: the first results and realization perspectives. Moscow, INION RAN Publ., 2007, pp. 204208. (In Russian)

13. Petrova L. U., Rubtsov P. V. The experience of using the technology of blended learning "puside-down class" for the sociology faculty students. Distant and virtual education. 2015, no. 10, pp. 109-116. (In Russian)

14. Press I. A. On some psychology-pedagogical aspects of e-Learning. Higher education in Russia. 2011, no. 10, pp. 105-111. (In Russian)

15. Pospelov V. K., Komissarova N. N. Problems of transition to a level system of education. Higher education in Russia. 2011, no. 10, pp. 3-11. (In Russian)

16. Robert I. V. Theory and methodology of informatisation of education (psychology-pedagogical and technological aspects). Moscow, BINOM. Laboratory of knowledge Publ., 2014, 398 p. (In Russian)

17. Fionova L. R. Competence approach to creating electronic educational environment for training specialists in documentation management. Distant and virtual education. 2015, no. 10, pp. 36-45. (In Russian)

© 2011-2016 Bulletin NSPU All rights reserved

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.