Научная статья на тему 'Учение Л. И. Петражицкого о нетрадиционных формах права'

Учение Л. И. Петражицкого о нетрадиционных формах права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2878
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕТРАЖИЦКИЙ Л.И / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРАВА / ВИДЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА / ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ / ПРАВО БОГОВ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заболотских Максим Юрьевич

Рассматриваются некоторые аспекты учения Л.И.Петражицкого о нетрадиционных формах права, необходимость изучения и возможность использования его научного наследия. Помимо выделенных этим правоведом форм приводятся и некоторые другие нетрадиционные формы права, такие как телефонное, денежное, виртуальное, тактильное, громкое право, а также право сильнейшего, первого и др. Делается вывод, что эти нетрадиционные формы права, как и те, что рассматривались Л.И. Петражицким, нуждаются в современном изучении и осмыслении со стороны правоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение Л. И. Петражицкого о нетрадиционных формах права»

«SSss®

ГОС

УЧЕНИЕ Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО О НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАХ ПРАВА

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.4.6

Заболотских Максим Юрьевич, депутат Городской Думы города Муравленко, помощник депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты учения Л.И.Петражицкого

о нетрадиционных формах права, необходимость изучения и возможность использования его научного наследия. Помимо выделенных этим правоведом форм приводятся и некоторые другие нетрадиционные формы права, такие как телефонное, денежное, виртуальное, тактильное, громкое право, а также право сильнейшего, первого и др. Делается вывод, что эти нетрадиционные формы права, как и те, что рассматривались Л.И. Петражицким, нуждаются в современном изучении и осмыслении со стороны правоведов. Ключевые слова: Петражицкий Л.И., психологическая теория права, нетрадиционные формы права, виды позитивного права, правовой обычай, право богов, судебная практика.

Нетрадиционные формы права оказывают существенное влияние на развитие правовой системы государства и социума, являются превалирующими при поиске альтернативных способов разрешения социальных противоречий и создании «идеального» законодательства. Однако их изучению в современном правоведении уделяется недостаточное внимание. «Формы права, описанные в дореволюционных произведениях, были гораздо многообразней и глубже современных. Их система представляла как сложное образование, имеющее взаимные связи между элементами. Современная юриспруденция в этом вопросе гораздо беднее»1.

Одним из подтверждений данного тезиса может служить рассмотрение научного наследия одного из видных учёных начала XX века, который расширил рамки современного понимания права и создал психологическую теорию права. Это - Лев Иосифович Петражицкий (Leon Petrazycki). Он родился в 1867 году в польской дворянской семье, в Витебской губернии.

1 Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал Российского права. - 2003. - № 1. - С. 83.

Право и современные государства

Окончив гимназию, Петражицкий учился на медицинском факультете, а после 2 курса перешёл на юридический факультет Киевского университета. Уникальное сочетание медицинских и гуманитарных знаний Петражицкого, несомненно, повлияло на формирование его теоретических взглядов в области юриспруденции. Л.И. Петражицкий с молодых лет отличался выдающимися способностями. Так, будучи ещё студентом юридического факультета, он в 1888 году перевел «Пандекты» Юлиуса Барона настолько профессионально, что под названием «Система римского гражданского права» книга стала учебником для ряда поколений студентов-юристов.

Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение на кафедре римского права в Берлине. Научным итогом обучения в Германии стали его работы, изданные в 1892-1895 гг на немецком языке и внесшие существенный вклад в учение о римском праве. Одна из них, «Учение о доходах», была в дальнейшем переработана и опубликована автором в России на русском языке как «Введение в науку политики права». Монографии Л.И. Петражицкого вызвали много откликов в русской и зарубежной печати, в том числе и со стороны корифеев российской цивилистики Д.Д. Гримма и Г.Ф. Шершеневича1.

Вернувшись в Россию уже как известный молодой учёный, Л.И. Петражицкий преподавал в Киевском университете и занимался вопросами общей теории права. Защитив в 1896 году диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» и вслед за этим докторскую диссертацию «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права», он в возрасте 30 лет становится профессором, возглавив (до 1918 года) кафедру энциклопедии и философии права в Санкт-Петербургском университете. Тогда же он выдвинул идею о необходимости создания науки политики права, которая должна основываться на оригинальной модели воздействия права на поведение индивидов с помощью механизмов, связанных с психологией. Именно работая в Петербурге, Л.И. Петражицкий осуществляет синтез теории права с психологией и издает такие известные произведения, как: «Обычное право и народный дух», «Очерки философии права», «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии», «К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права» и одно из известнейших «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Наряду с научной, Петражицкий активно занимается и политической деятельностью. Являясь членом ЦК конституционно-демократической партии (кадеты), он был избран от неё депутатом первой Государственной думы и активно участвовал в законотворческой деятельности (законопроекты

1 Рецензии данных правоведов на труды Л.И.Петражицкого см.: Петражицкий Л. И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. -М.: Статут. - 2002. - С. 38-88.

о земельной реформе, о правах личности, о национальном и женском равноправии). Будучи в гуще политических событий России того времени, Л.И. Петражицкий участвовал в подписании известного Выборгского воззвания, вызванного роспуском Государственной думы в 1906 году, которое призывало граждан России протестовать против беззакония посредством неуплаты налогов и отказа от воинской повинности. В числе остальных подписавших, он был осуждён на три месяца тюремного заключения и лишён политических прав. Однако это не помешало ему, вернувшись, преподавать в Санкт-Петербургском университете и впоследствии стать первым избранным деканом юридического факультета.

Однако в 1921 году профессор эмигрировал и уехал работать в Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическими проблемами. Вышли в свет его монографии: «Философские очерки. О так называемом критическом методе и о метафизике и практической философии Канта», «Новые основания логики и классификация наук». В последние годы жизни Л.И. Петражицкий, столкнувшись с волокитой издательской деятельности, не издавал своих произведений, хотя и продолжал работать.

Кризис либерального правосознания того времени, установление в ряде стран Европы коммунистических и фашистских диктатур привели Петражицкого к разочарованию. Вероятно поэтому, общий ход исторических событий и личные настроения глубокого пессимизма привели к тому, что в возрасте 64 лет Л.И. Петражицкий покончил с собой. После его смерти вдова ученого хранила оставшиеся рукописи и заметки, большинство из которых погибло во время Второй мировой войны, так и оставшись неопубликованными. «Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы не утратить внимания мировой юриспруденции»1.

Как мы видим из биографии, в жизни ученого было три значительных периода жизни: берлинский, петербургский и варшавский. В свете темы настоящей статьи, наиболее плодотворным является петербургский период научной деятельности Л.И. Петражицкого.

Продолжая разрабатывать свою научную программу, в 1899 году Л.И. Петражицкий пишет цикл статьей под общим названием раздела «Обычное право»2, где рассматривает обычное право как выражение бессознательного, интуитивного социального приспособления правовой психики и отдаёт предпочтение перед правовым обычаем сознательной политике права. Ученый формулирует тезис, что право регулирует и влияет на поступки людей путём психического воздействия. Л.И. Петражицкий видит в «обычном праве» не продукт слепых сил или продукт сознательного

1 Машкович К.В. Правосознание и нравственность в психологической теории права Л. И. Петражицкого // История государства и права. - 2007.- № 12.- С. 37.

2 См. Петражицкий Л.И. Теория и политика права: избранные труды // Научн. ред. Е.В. Тимошина. СПб.: Юридическая книга, 2010. - С. 187-244.

Право и современные государства

расчета, а продукт, бессознательно образующийся коллективного народного опыта; в нем и заключается инстинктивная народная мудрость или даже генетическая память. Говоря об обычном праве, о народных обычаях, Л.И. Петражицкий берёт за основу не те юридические обычаи, которые свойственны низкому уровню умственного и нравственного развития народа: убиение старцев, сожжение вдов, кровавую месть, право первой брачной ночи по отношению к крепостным и т.п. Понимая, что одни части народонаселения различаются по своим обычаям и общему культурному уровню от других, ученый ставит историческую задачу права в приобщении низших классов к тем идеальным культурным благам, которые отличают их от высших классов.

«Очерки философии права» (1900) представляют собой первые наброски психической теории права, развитой учёным впоследствии. Петражицкий рассматривает собственное определение понятия правомочия как своеобразного психического факта, удостоверяемого самонаблюдением1. В «Очерках философии права» ученый проводит обзор и критику современных ему теорий права, при этом он указывает как на неэффективность позитивистской юриспруденции, так и на узость различных направлений школ естественного права, и предлагает рассматривать право как более широкое синтезированное понятие.

В работе «Введение и изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905) ученый дополняет требование синтетического построения правовой теории принципом адекватности. Л.И. Петражицкий называл право психическим фактором общественной жизни, которое воздействует путем возбуждения и подавления мотивов к разным действиям и воздержаниям, тем самым укрепляя и развивая одни склонности и черты человеческого характера, а также ослабляя и искореняя другие.

Рассуждая над термином «право», учёный различал две области его применения: обширную - в обыденном народном языке, ограниченную - в профессиональном языке специалистов и юристов. Приводя примеры из повседневной жизни, учёный отмечал, что во время проведения любых игр существует множество правил (прав) их участников, которые с точки зрения позитивного права, не являются правом. Множественными примерами Л.И. Петражицкий сопровождал доказательства существования в обществе различных форм права, природа которых многообразна.

Наиболее широко исследуются нетрадиционные формы права в монографии Л.И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907), в которой ученый подразделяет «право в юридическом смысле» на интуитивное и позитивное, официальное и

1 Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Вып. 1 : Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1900. - С. 19.

неофициальное1, а также делает обзор не признаваемых современной ему наукой видов позитивного права. Петражицкий отмечает, что в области религиозной народной психики возложение на людей обязанностей и наделение их правами приписывается разным божествам или Богу. Огромным пластом социальной жизни и культурного воспитания людей являются права богов. Священные книги и религиозные труды, оказывающие огромное влияние на целые нации, являются примером и обладают четкими характеристиками права. Возникновение же юриспруденции уходит корнями к народам и цивилизациям, жившим задолго до появления древнеримской юриспруденции. Эта древняя наука и ученая профессия процветала на почве соответствующего права, имевшего религиозный или сакральны характер. В пятой главе «О видах и разновидностях права» ученый перечисляет и анализирует существующие виды позитивного права.

Обычное право ученый описывал как вид позитивного права, при котором в психике людей происходят императивно-атрибутивные переживания с представлениями определенного массового поведения как нормативного факта. Учитывая, что, такие факты существуют в виде обычаев предков, старых традиций, а также современных общепринятых обычаев, ученый подразделяет их на два вида: старообразное и новообразное право2.

Рассматривая судебную практику как вид права, Л.И. Петражицкий опирается на тот факт, что судебная практика иногда получает в психике людей значение нормативного факта. Так, в странах англо-саксонской правовой системы обширные области официального права не имеют законодательного нормирования, а вместо него решающую роль играет позитивное право, ссылающееся на соответствующие судебные решения.

Право отдельный преюдиций, или наличие нескольких однородных по сути и содержанию судебных решений, также получают в психике судей и других участников процесса значение нормативных фактов.

Ещё одним видом позитивного права, учёный называет юдициальное право. Рассмотрение и решение споров между сторонами со стороны официального суда вызывает своеобразную метаморфозу в области правовой психики, «а именно устраняет и лишает значения прежние различные по содержанию правовые мнения, ... и заменяет их третьим правовым мнением со ссылкой на то, что так решил суд или судья»3, за исключением некоторых особых случаев.

Книжное право возникает, когда составленные кем-либо сборники правовых изречений приобретают в правовой жизни нормативное значение. Исторических примеров книжного права множество: Талмуд, Саксонское зерцало, сборники магометанского права и разных христианских церквей. Иногда официальные сборники, составленные для одной местности,

1 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Лань, 2000. - С. 196.

2 Там же. С. 438.

3 Там же. С. 456.

Право и современные государства

приобретают нормативное значение для других местностей, провинций, стран, и фактически, без всякой законодательной санкции возводятся в нормативные факты.

Право принятых в науке мнений было не редким явлением в истории права. Мнения науки, ученой юриспруденции получало значение нормативных фактов, как во внутригосударственной, так и международной правовой жизни. Также Петражицкий Л.И. отмечает, что учения отдельных юристов или их групп иногда получают в правовой жизни значение нормативных фактов, т.е. выделяет право учений отдельных юристов или групп их. Ссылки на великих юристов или известные юридические школы, причём не только на современных, а чаще на древних, использовались при составлении новых нормативных сборников или вынесении решений.

Право юридической экспертизы возникает, когда для решения сложных и трудных юридических вопросов происходит обращение к группе ученых или авторитетному государственному лицу за экспертизой. «Соответствующие правовые явления, правовые переживания, приписывание правовых обязанностей и прав со ссылкой как на нормативный факт, на чью-либо экспертизу по тому или иному юридическому вопросу, касающемуся данного дела, представляет особый вид позитивного права»1. Юридические экспертизы иногда приобретают такой авторитет, что они становятся нормативными фактами для решения не тех дел, для которых они были первоначально запрошены, а других, аналогичных первоначальному.

Право изречений религиозно-этических авторитетов. Роль нормативных фактов и при том гораздо более авторитетных, чем государственные законы, обычаи и судебная практика, играют изречения разных лиц, приобретших религиозный авторитет: Иисус Христос, Магомет, основатели религий, пророки, апостолы, святые, отцы церкви и т.д. Так, в средние века ученые-юристы ссылались на мнение какого-либо святого, опиравшегося на Священное Писание как на источник права, и это мнение имело большую юридическую силу, чем нормы действовавшего права.

Право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения может возводиться в юридически обязательное на том основании, что так поступало в аналогичном случае само божество или иной религиозный авторитет. Такое известное правило поведения становится юридическим фактом, на который ссылаются как на правило поведения или норму права.

Договорное право представляет особый вид позитивного права, при котором между сторонами заключается договор, порождающий правовые отношения. Ряд древних философов признавал договор самостоятельным источником права2. Примером могут послужить международные договоры являющиеся источником международного права.

Право односторонних обещаний может стать нормативным фактом,

1 Там же. С. 467.

2 Там же. С. 472.

если кто-то обещает исполнить что-то в соответствующих известных случаях. Например, обещания президента, данные им в публичном выступлении, получают в правовой психике роль нормативных фактов, на которые затем ссылаются граждане для обоснования соответствующих выступлению возникших прав.

Право программ, сообщений о будущих действиях, программное право. Иногда правовая психика возводит в нормативные факты простые сообщения известных лиц об их будущих действиях или правилах будущей деятельности. Так, правительственные или партийные программы в политической жизни страны могут играть роль нормативных фактов, на которые ссылаются, а при их нарушении высказываются протесты.

Право, ссылающееся на признание обязанной стороны, признанное право. Признание является самостоятельным нормативным фактом, после которого безосновательные ранее притязания превращаются в правомерные, основанные на акте признания, как на особом нормативном факте.

Прецедентным правом Л.И. Петражицкий называет потребность в унификации правоотношений путем выработки позитивного шаблона на действия, произошедшие ранее в аналогичных случаях. При этом ученый отделяет этот вид права от юдициального или судебного, потому что, по его мнению, прецедентное право опирается на соответствующие поступки, а не на нормативные акты или решения судов.

Право юридических поговорок, пословиц - это особый вид позитивного права, ссылающегося, как на нормативный факт, на юридические пословицы и поговорки. Это явление было распространено в эпоху патриархального быта, и является средством познания и доказательства существования обычного права. Примером юридической пословицы можно считать - «Кто первым встал, того и тапки».

Общенародное, везде существующее право может существовать в обществе, в котором накоплено недостаточно прецедентов или других форм позитивного права, поэтому декларируются обязанности со ссылкой, что «так принято во всем мире» и т.п.1

Исследование видов позитивного права и природы возникновения нормативных фактов послужили Петражицкому средством для выяснения природы существующих общепризнанных источников права. Ученый допускал, что перечисленный выше ряд не исчерпывает всех видов нетрадиционных форм позитивного права, и предполагал, что дальнейшие исследования в этой области приведут к новым крупным открытиям.

Разработанная Л.И. Петражицким теория уже более 100 лет даёт многим учёным «почву» для дальнейших научных трудов. Из его работ можно сделать вывод, что право есть кристаллизация длительного, массового и спонтанного опыта, а не сознательное конструирование и

1 Там же. С. 482.

Право и современные государства

рациональные действия выдающихся личностей1. Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П. Сорокин, Г Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др., которые старались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер. «Изучение теории права Л.И. Петражицкого может приобрести большое значение в деле преодоления в правовом сознании представления о праве как о совокупности нормативных актов, в том числе в понимании того, что законодательный акт может быть неполным, нуждающимся в толковании, может иметь неправовой характер». «Представляется, что механизм правового регулирования должен функционировать в гармоничной системе форм права. Нормативный акт, основанный на идеальных и материальных источниках, должен обеспечивать единство правового пространства государства, построенного на принципах романо-германской правовой системы» .

В настоящее время (как и в будущем) нас окружают различные не признаваемые формы права: телефонное право, денежное право, громкое право, право сильнейшего, право первого, виртуальное право, тактильное право, детское право и др. Все эти нетрадиционные формы права, как и те, что рассматривались Л.И. Петражицким, нуждаются в современном изучении и осмыслении со стороны правоведов.

Библиографический список

1. Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал Российского права. - 2003. -№ 1.

2. Головина Л. Ю. Теория понимания права Л.И. Петражицкого: история и современность: Дисс... канд. юрид. наук. - М., 2007.

3. Машкович К.В. Правосознание и нравственность в психологической теории права Л. И. Петражицкого // История государства и права. - 2007. - № 12.

4. Медушевский А.Н. Вступительная статья // Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - М.: РОССПЭН, 2010.

5. Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Вып. 1: Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1900.

6. Петражицкий Л. И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. - М.: Статут, 2002.

7. Петражицкий Л.И. Теория и политика права: избранные труды // Научн. ред. Е.В. Тимошина. - СПб.: Юридическая книга, 2010.

8. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Лань, 2000.

1 См. Медушевский А.Н. Вступительная статья // Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности М.: РОССПЭН, 2010. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.