Научная статья на тему 'Учебный проект как способ развития творческих стремлений старшеклассников'

Учебный проект как способ развития творческих стремлений старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDY PROJECTS METHOD / CREATIVITY ABILITIES DEVELOPMENT / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Ольга Владимировна

Автор делится опытом использования метода учебных проектов на занятиях в учреждении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shares her experience of usage of the study projects method at the institution of additional education

Текст научной работы на тему «Учебный проект как способ развития творческих стремлений старшеклассников»

УДК 378

Орлова Ольга Владимировна

Таганрогский государственный педагогический институт

olesia_tag@mail. ги

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СТРЕМЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор делится опытом использования метода учебных проектов на занятиях в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: метод учебных проектов, развитие творческих способностей, дополнительное образование.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.

А.Н. Толстой

Современная жизнь предъявляет высокие требования к специалистам: это и понимание происходящих процессов, и умение адаптироваться, общаться, работать в команде, и критическое мышление, принятие решений, достижение результата. Таким должен быть выпускник высшего учебного заведения. Педагоги, работающие в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, должны, в свою очередь, готовить детей к получению таких умений.

Уверена: работать нужно так, чтобы детям было интересно. Попытаюсь сейчас показать и рассказать, как учусь вместе с моими учениками.

Ни для кого не секрет, что современные дети -уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает информация отовсюду. Но дети часто не умеют превращать информацию в знания. Нужно научить их делать это: не просто запоминать и воспроизводить все подряд, а выбирать именно ту информацию, которая необходима, и применять ее на практике.

И здесь мы вспоминаем о методе учебных проектов. Основоположник его, американский философ-идеалист Джон Дьюи, считал условиями успешности обучения проблематизацию учебного материала, активность ребенка, связь обучения с его жизнью, игрой, трудом; необходимость «критического мышления» [4].

Метод проектов - это метод проблем; по мнению Н.Ю. Пахомовой, он применяется не вместо

систематического предметного обучения, а вместе с ним как компонент системы образования.

Что же такое учебный проект, что собой представляет метод учебных проектов?

«Проект» (в переводе с латинского) - «брошенный вперед», - совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленная на достижение общего результата [3].

Проект может быть рассчитан на один урок -и на весь учебный год; возможен мини-проект для изучения одной какой-либо темы - межпредметный, внепредметный, внешкольный; курсовое проектирование в предпрофессиональной подготовке; по составу участников проектирование может быть индивидуальное, групповое, разновозрастное, общешкольное, межшкольное, международное.

Педагог предлагает тему проекта. При этом тот из учеников, кто быстро «вошел в ситуацию», лидирует, организуя общее обсуждение; затем включаются в работу остальные. В результате обсуждения проблемы достигается понимание, как ее решать [2]. Для такой работы характерна самостоятельность, при этом включается личностная мотивация, начинается процесс творчества. А «творчество, - считает ГС. Абрамова, - это такая деятельность человека, которая порождает качественно новое, никогда ранее не бывшее. Это преобразование природного и социального мира в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности» [1].

270

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Орлова О.В., 2010

На учебный проект можно смотреть с разных сторон. С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися.

С точки зрения педагога, учебный проект -это и задание для учащихся, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с педагогом и между собой, и результат деятельности как найденный способ решения поставленной проблемы [3].

Попытки структурировать работу над учебным проектом приводят нас к формулированию пяти основных вопросов, не ответив на которые -проект не разработать. В основе каждого проекта обязательно должна быть проблема, от которой мы как бы отталкиваемся. Нет проблемы -нет деятельности, нет активности, нет творчества -и, соответственно, нет и интереса.

Так как с помощью проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой работы учащихся, то в проекте нам нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая актуальна и важна с точки зрения ученика.

Таким образом, первый вопрос, который могут задать себе ученики и который определяет актуальность проблемы (отсюда - мотивацию) -«почему?» (эта работа важна для меня лично).

Проблема обусловливает постановку целей -второй вопрос - «зачем?» (мы делаем проект).

Затем выдвигаются задачи - и третий вопрос -«что?» (мы делаем для достижения целей). По словам знаменитого физика Альберта Эйнштейна, «сформулировать задачу проще часто бывает намного существеннее, чем найти само решение. Постановка новых вопросов, выявление новых возможностей, взгляд на старые проблемы под иным углом зрения - все это требует творческого воображения и дает огромные преимущества в науке».

Для получения ожидаемых результатов нужно реализовать функцию планирования, выбрать методы и способы решения выдвинутых задач. Отсюда четвертый вопрос - «как?» (мы можем это делать).

И наконец, последний вопрос - «что получится?» (к каким результатам мы придем?).

Решив основную задачу проекта (замыслив способ решения проблемы), учащиеся много

времени и сил тратят на подготовку некоего продукта, который собираются показывать - нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы). Это и есть продукт работы над проектом - фактически один из результатов осуществления учебного проекта.

Логика деятельности в проекте - в последовательности этапов:

- Предъявление проекта учителем (название, тема, проблема).

- Самостоятельное формулирование цели и задач.

- Организация групп.

- Распределение ролей в группах.

- Выбор методов.

- Планирование работы.

- Собственно ее осуществление.

- Презентация результатов.

Результатом, прежде всего, является сама деятельность, о которой важно рассказать во время презентации. Продуктом может быть чертеж, эскиз, альбом, эссе на тему проекта - на бумажном или электронном носителе, газета, спектакль, концерт.

Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как - это так называемая «рефлексия деятельности». Интересно, если дети могут показать этапы и результат своей работы на мониторе компьютера или большом экране.

Важно то, что педагог не рассказывает ребятам ничего лишнего. У них есть право выбора первого шага, хода, даже цели проекта. Идя к этой цели, они «добывают» знания, черпают их из разных предметных областей, используют их в той деятельности, которая им интересна. Задача педагога - тактично помочь своим ученикам это сделать.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы, постановке задачи);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации наглядно;

- поиску нужной информации;

- практическому применению знаний, умений, навыков в различных ситуациях;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебный проект очень полезен и тем, что в нем есть две стороны, две плоскости описания, два плана. Ученикам видна интрига, проблема, ситуация, которую они рассматривают вместе с педагогом, чтобы осознать важность, актуальность, необходимость решения проблемы. Однако педагог всегда помнит об учебном, воспитательном, развивающем эффекте. Он понимает, как и с каким материалом предстоит ученикам работать, какие умения потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят конкретные педагогические цели и задачи. Для детей же главная цель работы - решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить, «вбрасывая» новое в процессе работы над проектом, но в очень ограниченном количестве (семь плюс-минус два понятия). Это новое подается детям так быстро и коротко, чтобы не «остыла» проектная работа, пока они будут с ним знакомиться.

Ситуацию введения нового знания нужно закладывать в учебный проект заранее, так как в процессе работы дети подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит педагог - то есть новое знание «подается» в минуту наивысшей востребованности его со стороны детей. Оно моментально усваивается, применяется, не нужно повторять несколько раз. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта.

Невидимый для учеников второй план дает возможность описать учебный проект как педа-

гогический инструмент - в виде методического паспорта, в котором описываются адресация проекта, его обеспечение, предполагаемые приращения.

Видимый план учебного проекта: его тема, название, проблема, цели, задачи, планирование, презентация.

Невидимый: тема учебного курса, урока; новое содержание; обобщение; цели и задачи учебно-воспитательной работы; обеспечение; необходимый уровень знаний, умений и навыков; организационные формы осуществления проекта; необходимые специфические навыки и умения.

Таким образом, метод учебного проекта можно охарактеризовать как:- деятельностный;

- обучающий групповой деятельности;

- личностно-ориентированный;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умение самовыражения, са-мопроявления, самопрезентации, рефлексии;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм, коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, волевой сферах;

- здоровьесберегающий.

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики.

Также метод учебного проекта - дидактическое средство обучения проектированию, умению находить решения различных проблем, постоянно возникающих в жизни человека, - позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творчески начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.

Учебный проект может быть осуществлен по этапам [3].

1 этап - погружение в проект. Самый короткий, но крайне важный. Педагог пробуждает интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему. Из проблемы в общем виде

272

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

выделяется ряд подпроблем, в результате чего определяют цель и задачи проекта.

2 этап - организация деятельности, когда нужно обеспечить разделение на группы, определить цели и задачи каждой группы и каждого члена группы. В этом же этапе планируется работа по решению задачи проекта.

3 этап - осуществление деятельности. Педагог - «маленький наблюдатель». Необходимо заранее научить детей тому, что им понадобится: например, составлять вопросы для интервью, проводить опрос, обрабатывать результаты опроса, осуществлять химическое, биологическое и др. исследования. Когда детям не хватает знаний, наступает момент для подачи нового материала. «Рука должна быть на пульсе» - нельзя пускать деятельность на самотек!

4 этап - презентация. Он необходим для завершения работы, анализа, самооценки и оценки, демонстрации результатов. Незаконченность работы разрушительно действует на личность. Ощущение законченности появляется на презентации. То, что в ходе подготовки презентации готовят дети, называется продуктом проектной деятельности (рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарий и так далее). Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы. Главное - показать главный результат работы над проектом - анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта. Например, показать концерт - недостаточно, нужно пояснить, как дети пришли к этому, почему выбрали именно эти номера [3]. Для успешной презентации нужно научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Педагог в конце работы обобщает, резюмирует; можно предложить ребятам самим подвести итог их деятельности, попросить рассказать

о своих впечатлениях от совместной работы [6].

Степень активности педагога на разных этапах - разная. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Во время организации и осуществления деятельности педагог может «отойти в тень». А вот на последнем этапе роль его велика, так как ребятам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

Таким образом, работа над учебным проектом обеспечивает заинтересованность учащихся в деятельности; их адекватную самооценку, открывающую возможности дальнейшего самосовершенствования; толерантность; ситуацию успеха; проявление личностной, поведенческой рефлексии. Эти показатели, по мнению О.Г. Хо-лодковой, определяют стремление ребят к самосовершенствованию, творческой самореализации, что крайне важно для их успешной социализации и определения своего места в жизни [5].

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 672 с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Практическое пособие. - Воронеж: Изд-во «Учитель», 2001. - 160 с.

3. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта // Учитель. - 2000. - №1.

4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. - 2003. - №6.

5. Холодкова О.Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2000. - 164 с.

6. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор. - 1998. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.