Научная статья на тему 'Презентация как один из этапов проектной деятельности'

Презентация как один из этапов проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2519
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ "АЛГОРИТМ" / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Татьяна Николаевна

Автор статьи обращает внимание на роль презентации в проектной деятельности школьника, на ее учебно-воспитательный аспект, как этот этап проектной деятельности влияет на мотивацию учащихся к такому виду деятельности в школе, как раскрывает личность и формирует деловые качества детей. Далее автор описывает свой инновационный опыт проектной деятельности в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Презентация как один из этапов проектной деятельности»

Размахнин Евгений и Погосян Самвел, При создании этого проекта творческая креативность учащихся проявилась в поисках собственного нестандартного исследовательского подхода, в выборе темы и постановке задач и способах их выполнения, в презентации проекта и создании карты загрязнений поверхностных вод района «Марьино». Широкое использование в проекте информационных технологий дало возможность аккумулировать полученные данные, как в текстовой, так и графической форме. Компьютерная презентация так же помогла красочно изложить информацию о работе над проектом в ходе его защиты. И как итог работы, признание ее в округе - как лучший исследовательский проект в области «Химия».

Другой учебно-исследовательский проект «Минералогическая коллекция» - результат интеграции географии, минералогии, кристаллографии, химии, физической культуры и информационных технологий положил начало новому школьному музею. Учащиеся нашей школы ежегодно ходят в походы на Алтай и в Хибины, привозят в своих рюкзаках огромное количество минералогических образцов. Уже в школе учащиеся самостоятельно идентифицируют их не только по определителю горных пород и минералов, но и с помощью качественных химических реакций. Именно интеграция химии и географии позволила идентифицировать такие минералы как флюорит, доломит, нефелин, а также сделать вывод о наличии примесей серы в минералах.

Четыре года назад мои ученицы, десятиклассницы Сафиева Даша и Шабалина Ольга приняли участие во всероссийском финале исследовательских и проектных работ посвященных 175-летию Дмитрия Ивановича Менделеева, Их работа «Дмитрий Иванович Менделеев основоположник российской агрохимии. Определение химического состава почв деревни Ма-лышево Рязанской области» награждена грамотой за активное участие во Всероссийском конкурсе. В этой работе очень тесно переплелись знания по географии и химии,

Другой проект ученицы десятого лицейского класса Ковалевой Екатерины «Польза стекла. Вчера, сегодня, завтра» основан на творчестве М.В. Ломоносова и представляет собой анализ литературного произведения с точки зрения химии, а также является лишним подтверждением того, что все предметы школьного курса тесно связаны между собой.

Особое место в проектной деятельности занимает проект «Зимний сад». Казалось бы, причем здесь химия? Данный проект начали делать в прошлом учебном году ученицы 6 «А» класса Круп кина Катя и Кучерявая Кристина. Первым этапом проекта была реализация здоровьесберегающих технологий в образовании - формирование здоровой среды. Девочки нарисовали эскизы зимнего сада и с помощью родителей, учителей, администрации школы устроили зимний сад в рекреации четвертого этажа. Обилие яркой нарядной зелени на подоконниках, ампельные растения на специальных многоярусных стойках, вы-

сокие растения в вазонах радуют глаз. Однако жаркое лето внесло свои коррективы в жизнь зимнего сада -многие растения погибли, ослабли, потеряли листву. Встал вопрос о необходимости подкормки растений. И, теперь уже семиклассницы, предложили следующий, «химический» этап проекта - наблюдение за состоянием и ростом растений при условии внесения в почвогрунт органических и неорганических удобрений. Работа идет полным ходом. Налицо пропедевтика предмета. В ходе работы над проектом у девочек есть возможность не только познакомиться с химическими соединениями, но и узнать об их влиянии на жизнь растений.

Я, как учитель химии, заинтересована в том, чтобы проектные и исследовательские работы охватывали как можно больший круг предметов изучаемых в школе и помогали учащимся не только расширить свои знания по моему предмету, но и по другим на качественно новом интеграционном уровне.

Приведенные примеры показывают, что в проектной деятельности проявляется возможность учета корпоративных интересов. Очень важно, что проектные работы позволяют раскрыть связи между школьными предметами и областями знаний, которые в школе практически не изучаются. При выполнении работ учащиеся не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, но и демонстрируют умение понимать, применять информацию и доносить ее для своих сверстников в необычной, интересной форме. Проектная деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает общекультурный уровень. А моя задача как педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять, развивать творческие способности, а для этого я должна уметь осуществлять диалог с учеником, создать атмосферу творчества и сотрудничества.

Через интегрированное проектное обучение осуществляется развитие и саморазвитие личности ребенка. Установление связей между учебными предметами способствует повышению производительности труда учащихся и устранению перегрузок.

Литература

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: Аркти, 2003.

2. МаркачевА.Е., Воровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учеб-но-исследовательские проекты по химии. Библиотека «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27.

3. Абасов З.А. Технология обучения проектной деятельности. Химия в школе. 2009. № 6.

4. Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности. Химия в школе. 2008. № 2.

5. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Химия в школе. 2009. № 8.

Автор статьи обращает внимание на роль презентации в проектной деятельности школьника, на ее учебно-воспитательный аспект, как этот этап проектной деятельности влияет на мотивацию учащихся к такому виду деятельности в школе, как раскрывает личность и формирует деловые качества детей. Далее автор описывает свой инновационный опыт проектной деятельности в школе.

Григорян Татьяна Николаевна

учитель информатики ГОУЦО №1434 г. Москва

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация проектной деятельности - это умение наглядно представить результаты своего труда или гораздо большее?

Ключевые слова: учебно-воспитательный эффект презентации; формы представления презентации; педагогическая цель; фестиваль проектных работ «Алгоритм»; параметры оценки проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом. Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большей степени самостоятельно. Учителю необходимо проследить и ход рождений идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась.

А также, этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя необходим для завершения работы, для анализа проделанной работы, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Учебно-воспитательный эффект презентации

Для учеников момент презентации - предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публич-

ные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. Результат может быть предъявлен в виде видеосюжета (фильма), слайд-шоу, \л/еЬ-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта. Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями.

Проектная деятельность в Центре Образования №1434

В нашем Центре Образования №1434 широко используется метод проектов как способ обучения. Учителя-предметники побуждают учащихся к проектной деятельности, но метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним. У нас каждый год проходит фестиваль компьютерных работ «Алгоритм», где ребята представляют свои проектные работы в виде презентаций. В ходе этого фестиваля выявляются лучшие работы, которые оцениваются членами жюри по следующим параметрам:

■ Новизна представленной работы;

■ Качество защиты;

■ Возможность применения в учебном процессе;

■ Техническое исполнение;

■ Спецэффекты и оправданность их исполнения.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10 - 15 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

А теперь немного о наших проектах, которые уже в этом учебном году были выполнены ребятами. Как уже отмечалось, работа над проектами осуществляется по разным направлениям (учебным предметам), в зависимости от заинтересованности детей тем или иным предметом. Например, ребятами нашего ЦО были выполнены интересные работы по математике. Одна из таких работ - «Золотое сечение», в которой описывается много интересного из истории «золотого сечения». А также, что оно встречается не только в математике, но и в нашей повседневной жизни: в скульптурах, в бытовых предметах, в шрифтах, в фотографии, в биологии (строение человека, животных, растений), в музыке, и даже, в строении снежинок. И, самое интересное, в этой работе раскрывается секрет «золотого сечения». Наравне с этой работой большой интерес у самих же ребят вызвала еще одна работа по математике - «Задачи на разрезание на клеточной бумаге». Здесь были представлены различные необычайно интересные задачи на разрезание и, конечно же, варианты решения этих задач, а также представлены различные занимательные головоломки, в которых из элементов пентамино необходимо построить известную силуэтную фигуру.

Интересна оказалась проектная работа по математике с элементами статистики «Успехи и неудачи в выборе профильного обучения». Эту проектную работу выполняли учащиеся 8-го класса. В ходе работы было проведено анкетирование учащихся нашего ЦО, ряд исследований по вопросу - как внешкольная деятельность ребят содействует их учебе. В этой работе были задействованы также психологи нашего ЦО, которые дали свои рекомендации к выводам данного проекта. Ребята применяли знания, полученные на уроках математики (теорема Бернулли), а также знания информатики, так как в подсчетах и в составлении различных диаграмм они использовали возможности компьютерной программы Microsoft Excel.

Много выполнено интересных проектных работ по биологии. Тут, дети взяли для исследования одну большую тему, и разбили ее на несколько частей. Например, тема «Весенние первоцветы» включает в себя несколько работ: «Ландыш майский», «Одуванчик лекарственный», «Ветреница» и так далее. Эта работа была проделана группой учащихся, каждый участник группы исследовал свою определенную область этой большой темы. При показе презентации один из группы учащихся выступил с презентацией -вступлением, затем, каждый последующий участник

этого проекта представлял свою презентацию. Ребята в презентации включили свои любительские фотографии, а также снимки опытов, которые они проводили в ходе работы.

Всегда очень интересными получаются работы наших ребят по физике! Большая заслуга в идеях и в организации опытов преподавателя физики ЦО 1434. Опыты дети проделывали сами и одновременно снимали их на цифровую видеокамеру. Сюжеты этих опытов вставлялись в презентацию проекта, используя возможности специальной программы Power Point. Хочется назвать одну из таких замечательных работ - это «Фруктовые батарейки», целью которой было проверить возможность использования фруктов и овощей в качестве химических источников тока на практике. Были сделаны потрясающие выводы.

Кроме вот таких групповых проектов были и проекты, выполненные одним учащимся, например, работа по информатике, выполненная ученицей 10-го класса «Мое творчество и Photoshop». Эта работа интересна тем, что в ней не только рассказывалось об истории развития графического редактора Photoshop, но и представлены картины и рисунки этой ученицы, которые она «творила», используя возможности графического редактора Photoshop. На презентации этого проекта были по достоинству оценены творческие способности этой школьницы и ее умение работать в программе Photoshop. Презентация представлялась в музыкальном сопровождении.

Еще одна работа, выполненная одним учащимся по предмету Мировая Художественная Культура -«Аниме, как искусство», в которой использовались ви-део-сюжеты, как вставка в презентацию, и собственные рисунки.

На Фестивале проектных работ «Алгоритм» было представлено много интересных работ. Многое зависит от того как работа была представлена. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Эта работа проводится из года в год в нашем Центре Образования. В ходе этой деятельности мы имеем благоприятную атмосферу для того, чтобы воспитывать у наших учащихся коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, и это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы на рынке труда, для самореализации личности как профессионала ,

Литература

1. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ оргпнизации семиотического образовательного пространства».

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,1998.

3. Іійр:/Яе5ііуа 1/1 september.ru Рожкова Т.В. Проектная деятельность в начальной школе. Статья.

В статье представлен систематизированный опыт работы по использованию сенсорной экологической тропы для формирования экологической культуры школьников, позволяющей эффективно решать одну важных задач современного образования — гармонизации отношений между ребенком и городской природной средой

Чернышев Юрий Николаевич

директор МОУ СОШ № 23 г. Дегтя рек

СЕНСОРНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ школьников

Возможна ли гармонизация отношений между ребенком и городской природной средой?

Ключевые слова: экологическая сенсорная тропа, здоровьесбережение и здоровьесозидание, медико-психо-лого-педагогическое сопровождение ребенка.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.

Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Расплата за образование: сгорбленная спина, тросточка, пенсне. Причем в то время еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания, Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия, как школьная близорукость, школьные сколиозы, плоскостопие и др.

А происходит это все потому, что здоровье детей разрушается в первую очередь из-за перегрузки учебными занятиями и долгого сидения за партами. Понаблюдаем за детьми, занятыми письмом, Первые секунды спина ровная, голова поднята. Но постепенно они все больше наклоняются. Это активная поза. Так пишут все дети. А в результате пережаты шейные сосуды, питающие головной мозг, нарушен ритм сердца, поджато легкое, не работает диафрагма, о край стола сдавлена печень. В такой позе ученик занимается пять-шесть часов в школе, два-три часа дома, плюс три часа работа с компьютером, что оказывает негативное влияние на функциональное состояние его организма.

Социальный заказ на здоровье уже возник в нашем обществе. Но он еще не стал философией жизни всего общества. Именно по этим причинам в настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которого лежат представления о здоровье ребенка. Поэтому приоритетным направлением в деятельности нашего учебного заведения является подготовка к здоровому образу

жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения является членом сети инновационных школ академической площадки Уральского отделения Российской Академии образования [2]. На базе школы работает экспериментальная площадка по теме «Сетевое взаимодействие учреждений профессионального и общего образования УрФО в рамках создания модели корпоративного университета ноосферного образования». Мы понимаем, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса, В нашем ОУ это:

образовательный процесс физкультурно-оздоровительного направления (приоритет занятиям физкультурного направления в школе и вне ее);

экологическое направление (создание гармоничных взаимоотношений человека с природой) [1];

медико-психолого-педагогическое направление (медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка).

Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения в ОУ - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья, сформировать у него навыки здорового образа жизни и научить использовать их в повседневной жизни, научиться жить в согласии с окружающей действительностью.

В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос создания гармоничных взаимоотношений человека с природой. Важным педагогическим средством воспитания школьника, формирования его здоровьесбе-режения и здоровьесозидания может быть городская природная среда, городской парк, сквер и т.д., но для этого нужна новая концепция организации природногородского пространства для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.