Научная статья на тему 'Учебный инклюзивный театр как средство активизации компенсаторных механизмов у детей с тяжелыми нарушениями речи'

Учебный инклюзивный театр как средство активизации компенсаторных механизмов у детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / SPEECH DISORDER / ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ / PRESCHOOL LOGOPEDICS / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INTEGRATED LOGOPEDIC INTERVENTION / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ДЕТСКИЕ ТЕАТРЫ / LOG-OPEDIC WORK / INCLUSIVE KINDERGARTEN DRAMA UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярош Елена Александровна, Короткова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме создания комплекса психолого-педагогических условий для обеспечения инклюзивного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида. В свете реорганизации структуры системы дошкольного образования и создания логопедических пунктов в условиях детских садов особую актуальность приобретает решение проблемы недостаточной результативности мероприятий логопедической коррекции, ограничивающихся, как правило, коррекцией внешних проявлений нарушений речи (звукопроизношения). Одной из эффективных форм работы по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации является детский инклюзивный театр. Данная статья предлагает краткое описание содержания работы по созданию детского инклюзивного театра в дошкольной образовательной организации городского округа Ревда Свердловской области. Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии позволяет значительно сократить процент детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, создает необходимые условия для профилактики нарушений письменной речи, трудностей в школьной адаптации. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для практикующих специалистов (учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярош Елена Александровна, Короткова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE KINDERGARTEN DRAMA UNIT AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF COMPENSATORY MECHANISMS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The article is devoted to the issue of creation of a complex of psy-cho-pedagogical conditions for the provision of inclusive educational space at a general-purpose preschool education institution. The solution of the problem of inadequate efficiency of logopedic rehabilitation measures which are limited, as a rule, to correction of external manifestations of speech disorders (pro-nunciation of sounds), becomes especially urgent in the context of reorganization of the structure of the system of preschool education and equipment of logopedic facilities in kindergartens. An inclusive kindergarten drama unit is one of the most efficient forms of work towards organization of inclusive educational space at an education institution. The given article contains a brief description of the work aimed at creation of an inclusive kindergarten drama unit in Revda, Sverdlovsk Oblast. A well-organized process of pre-school educational inclusion allows the educators to markedly reduce the number of junior school age children with severe speech disorders, and creates the conditions necessary for the prevention of written speech disorders and difficulties with school adaptation. The article materials have theoretical and practical signifi-cance for practicing specialists (teachers-logopedists, music teachers, peda-gogues-psychologists, tutors, PT instructors, etc.) in terms of realization of the Federal State Educational Standard of preschool education.

Текст научной работы на тему «Учебный инклюзивный театр как средство активизации компенсаторных механизмов у детей с тяжелыми нарушениями речи»

УДК 3 76.3 7-053 "465.00/. 07"

ББК Ч414.713 ГСНТИ 14.29.2914.29.29

Код ВАК 13.00.03

Е. А. Ярош

Екатеринбург, Россия Т. А. Короткова

Ревда, Россия

УЧЕБНЫЙ ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО

АКТИВИЗАЦИИ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания комплекса психолого-педагогических условий для обеспечения инклюзивного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации общеразвивающе-го вида. В свете реорганизации структуры системы дошкольного образования и создания логопедических пунктов в условиях детских садов особую актуальность приобретает решение проблемы недостаточной результативности мероприятий логопедической коррекции, ограничивающихся, как правило, коррекцией внешних проявлений нарушений речи (звукопроизношения). Одной из эффективных форм работы по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации является детский инклюзивный театр. Данная статья предлагает краткое описание содержания работы по созданию детского инклюзивного театра в дошкольной образовательной организации городского округа Ревда Свердловской области. Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии позво-

E. A. Yarosh

Ekaterinburg, Russia T. A. Korotkova

Revda, Russia

INCLUSIVE KINDERGARTEN DRAMA UNIT AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF COMPENSATORY MECHANISMS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract. The article is devoted to the issue of creation of a complex of psycho-pedagogical conditions for the provision of inclusive educational space at a general-purpose preschool education institution. The solution of the problem of inadequate efficiency of logopedic rehabilitation measures which are limited, as a rule, to correction of external manifestations of speech disorders (pronunciation of sounds), becomes especially urgent in the context of reorganization of the structure of the system of preschool education and equipment of logopedic facilities in kindergartens. An inclusive kindergarten drama unit is one of the most efficient forms of work towards organization of inclusive educational space at an education institution. The given article contains a brief description of the work aimed at creation of an inclusive kindergarten drama unit in Revda, Sverdlovsk Oblast. A well-organized process of pre-school educational inclusion allows the educators to markedly reduce the number of junior school age children with severe speech disorders, and creates the conditions

ляет значительно сократить процент детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, создает необходимые условия для профилактики нарушений письменной речи, трудностей в школьной адаптации. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для практикующих специалистов (учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: дизартрия; нарушения речи; дошкольная логопедия; дошкольники; дети с нарушениями речи; логопедическая работа; инклюзивное образование; инклюзивное образовательное пространство; интегрированное логопедическое воздействие; инклюзивные детские театры.

Сведения об авторе: Ярош Елена Александровна, кандидат педагогических наук.

Место работы: доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017. навтов, 26, к. 125.

E-mail: yaroshea@mail.ru.

Сведения об авторе: Короткова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории.

Место работы: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2», г. Ревда Свердловской области.

Контактная информация: 623280, ул. Чехова, 3.

E-mail: anytka46@yandex.ru.

necessary for the prevention of written speech disorders and difficulties with school adaptation. The article materials have theoretical and practical significance for practicing specialists (teach-ers-logopedists, music teachers, pedagogues-psychologists, tutors, PT instructors, etc.) in terms of realization of the Federal State Educational Standard of preschool education.

Keywords: dysarthria; speech disorder; preschool logopedics; preschoolers; children with speech disorders; log-opedic work; inclusive education; inclusive educational space; integrated logo-pedic intervention; inclusive kindergarten drama units.

About the author: Yarosh Elena Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-

About the author: Korotkova Tat'yana Aleksandrovna, 1st Category Music Teacher.

Place of employment: Revda Municipal Public Preschool Education Institution "Kindergarten No 2" of Sverdlovsk Oblast.

Россия, Свердловская область, г. Ревда,

Процессы реформирования в политической, экономической, культурной, социальной сферах нашей страны вызвали активизацию мероприятий по реорганизации образовательной системы в целом, в том числе ее начального уровня — дошкольного образования. Современное образовательное пространство должно обеспечивать условия для максимального развития детей с учетом их индивидуально-личностных и психофизических особенностей развития. В свете этого особого внимания заслуживает проблема инклюзивного образования дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций общеразвивающего вида.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами инклюзивное образование должно быть направлено на «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» [10].

Для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении необходимо обеспечить особые условия: создание развивающей образовательной среды, грамотное психолого© Ярош Е. А., Короткова Т. А., 2018

педагогическое сопровождение детей, участие квалифицированных специалистов (логопедов, дефектологов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога и др.) в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема инклюзивного образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остается актуальной и не имеющей общепризнанных трактовок в современной социокультурной ситуации, что связано, с одной стороны, с оптимизацией сети дошкольных образовательных организаций в свете создания дополнительных мест для детей путем отказа от создания специальных (коррекционных) групп для детей с нарушениями речи, а с другой — с осознанием необходимости оптимального включения в процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольный возраст — наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой важной ступенью в развитии детей и коррекции и компенсации речевых нарушений. В связи с этим решение проблемы создания инклюзивного образовательного пространства в условиях дошкольных образовательных организа-

ций становится частью профессиональной деятельности специалистов, участвующих в организации интегрированного образовательного пространства.

В условиях дошкольных образовательных организаций обще-развивающего вида применяется более широкий подход к инклюзии, который предполагает включение каждого ребенка, а не только с тяжелыми нарушениями речи, в интегрированный образовательный процесс, в котором каждый воспитанник чувствует себя комфортно. Такая инклюзия должна помочь каждому занимающемуся проявить и развить свои индивидуальные качества, а также компенсировать имеющиеся нарушения речевого развития. Именно такое понимание инклюзии наиболее перспективно в условиях об-щеразвивающих групп детского сада, которые посещают дети с нарушениями речи вместе со своими сверстниками, не имеющими подобных нарушений.

Как показывают практика и статистические исследования, в обще-развивающих группах в городском округе Ревда 20—40 % детей имеют речевые нарушения различной степени тяжести, причем около 90 % из этого количества имеют дизартрию различной степени тяжести. Дизартрия — это расстройство звукопроизноситель-ной стороны речи, которое обусловлено органическим пораже-

нием центрального отдела рече-двигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц [7].

Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, Е. Ф. Соботович и другие специалисты исследовали проявления дизартрии. При дизартрии могут наблюдаться расстройства артикуляции звуков (искажения, замены звуков, связанные с отклонениями в развитии артикуляционной моторики; смешение акустически близких фонем, связанное с несформированностью процессов фонематического восприятия), нарушения голосообра-зования, а также изменения темпа, ритма и интонации речи [2; 7; 12].

В зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от времени возникновения дефекта и от его тяжести нарушения проявляются в различной степени и в различных комбинациях. Нарушения артикуляции и фонации, приводящие к специфическим нарушениям членораздельной звучащей речи, представляют собой первичный дефект, который впоследствии может привести к образованию вторичных нарушений, осложняющих в итоге структуру дефекта в целом.

Более углубленное обследование показывает, что помимо непосредственно речевых дефектов, у данной категории детей

фиксируются и нарушения неречевых функций, препятствующие полноценной коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми в различных коммуникативных ситуациях. Наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, у детей с нарушениями речи часто отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в эмоциональной лабильности, сниженной стрессоустойчиво-сти, страхе перед коммуникацией в незнакомой ситуации [6].

Поскольку эти дети посещают общеразвивающие группы, то предполагается, что они уже включены в процесс инклюзивного образования. Но такого механического включения недостаточно для достижения оптимальных результатов коррекции речевых нарушений и активизации компенсаторных резервов данной категории детей. Воздействие на каждого ребенка должно быть целенаправленным, способствующим его дальнейшей самореализации. В таком случае поиск наиболее эффективных форм реализации инклюзивного подхода приобретает особую актуальность.

Для реализации данного подхода в свете предложенной интерпретации инклюзии в условиях дошкольных образовательных организаций могут быть применены следующие формы работы с детьми: интегрированные праздники, развивающие занятия, иг-

ровые коррекционно-развиваю-щие упражнения, коммуникативные игровые ситуации разной направленности, инклюзивный театр и т. д.

Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии значительно сократит процент детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, создаст необходимые условия для профилактики нарушений письменной речи, трудностей в школьной адаптации. Об этом позволяет говорить опыт городского округа Ревда по организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях.

В городском округе Ревда достаточно широко и эффективно реализуется проект фестивального движения для детей с нарушениями речи и специалистов, оказывающих сопровождение данной категории детей, под названием «Музыка. Речь. Движение». Организатором данного фестивального движения является отдел социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК МКУ (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального казенного учреждения) «Центр развития образования».

Фестивальное движение призвано выполнять следующие задачи:

- содействовать развитию про-

цесса социальной адаптации и творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речевого развития) средствами музыкоте-рапии, логоритмики, кинезотера-пии, сказкотерапии, ритмопластики в условиях инклюзивного образовательного пространства ДОО;

- предоставлять детям (данной категории) возможности для проявления своего творческого и интеллектуального потенциала;

- приобщать детей с ограниченными возможностями здоровья к различным видам искусства в целях социальной адаптации и интеграции в обществе;

- привлекать детей с нарушениями речевого развития к сценическому творчеству, способствующему гармоничному развитию личности;

- выявлять наиболее яркие семейные творческие коллективы и педагогов, работающих с данной категорией детей.

Участниками фестиваля выступают дети 5—7-летнего возраста старших и подготовительных групп ДОО, родители (законные представители), специалисты (учителя-логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели). Базой проведения являются дошкольные образовательные организации, имеющие в своей структуре ло-

гопедические пункты.

Одним из направлений фестиваля является инклюзивный детский театр. Инклюзивный театр в условиях дошкольной образовательной организации общеразви-вающего вида — сравнительно новая и очень перспективная форма работы, направленная на создание комфортного инклюзивного образовательного пространства для всестороннего коммуникативного, речевого, эмоционального развития детей, способствующая активизации компенсаторных резервов детей с нарушениями речи. Инклюзивный театр позволяет консолидировать усилия всех специалистов (музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя), и в каждой отдельной инклюзивной постановке мера такого взаимодействия может быть разной, в зависимости от решаемых целей и задач [1].

Инклюзивный театр предполагает и более эффективное сотрудничество с родителями. Родители как активные участники включаются в драматическое действие. Это очень полезно для детей, так как создает, с одной стороны, непривычное, новое образовательное пространство для активизации разноплановых коммуникативных процессов у детей (дети учатся адаптироваться к изменениям коммуникативной ситуации),

а с другой — меняющаяся коммуникативная обстановка за счет участия родителей становится комфортной для детей, перестает их пугать, что приводит к увеличению речевой активности.

Родителям это также интересно, поскольку они могут увидеть своего ребенка в разноплановых коммуникативных ситуациях, получить непосредственно «активный» совет от специалиста, как себя вести в той или иной ситуации с ребенком, как реагировать на его речевые ошибки, в каких случаях поощрять речевое поведение, как исправлять речевые ошибки, не понижая самооценку ребенка. Все это позволяет родителям не только взглянуть на собственного ребенка с другого ракурса, но и лучше как понять реальные достижения, результаты своих детей, так и оценить потенциальные трудности и совместно со специалистами определить пути их преодоления.

Интересен опыт создания детского инклюзивного театра в МКДОУ «Детский сад № 2». Идея реализации такой формы работы возникла в связи с реорганизацией сети дошкольных учреждений и созданием логопедических пунктов в условиях дошкольных образовательных организаций общеразвивающего вида. Проект по реализации идей инклюзивного театра в данной образовательной организации про-

должается пять лет.

Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения. В процессе культурно-исторического развития театр и возник как один из социальных институтов рефлексии. Театр способствует развитию процессов рефлексии всех членов интегрированной группы, создавая глубокие основания для их взаимодействия. В театральной деятельности решение частных проблем развития, коррекция психических, двигательных функций, развитие речи может происходить в процессе решения более значимой задачи выработки рефлексивного типа поведения у ребенка. Эта задача актуальна для любого ребенка [14].

Детям с нарушениями речи театральная деятельность помогает снять эмоциональное напряжение, раскрепоститься; она формирует разноплановые коммуникативные умения, повышает самооценку, позволяет успешно закреплять правильное звукопро-изношение в различных речевых ситуациях, развивать невербальные средства общения (мимические реакции, жесты, пластику тела, интонацию и т. д.).

Целью реализации данной формы работы являлось создание инклюзивного образовательного

пространства для активизации компенсаторных резервов и коррекции нарушений речи у воспитанников посредством включения их в разноплановое коммуникативное взаимодействие в рамках деятельности инклюзивного детского театра.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить специальную теоретическую и методическую литературу по организации взаимодействия специалистов в рамках деятельности инклюзивного детского театра;

- разработать содержание комплексного взаимодействия специалистов по устранению речевых и неречевых нарушений у исследуемой категории детей в условиях инклюзивного образовательного пространства, созданного с помощью инклюзивного детского театра;

- оценить результативность и выявить характер динамики речевых и неречевых процессов при использовании инклюзивного детского театра как средства активизации компенсаторных механизмов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Деятельность специалистов была построена по следующим направлениям:

1)развитие рефлексивных форм поведения (освоение телесно-аффективной и эмоциональ-

ной саморегуляции);

2)развитие различных видов восприятия;

3)развитие невербальных форм коммуникации (пластика, мимика, жесты, интонация и т. д.);

4)закрепление правильного зву-копроизношения, употребления лексико-грамматических конструкций в различных коммуникативных ситуациях;

5)развитие диалогической и монологической форм речи;

6)развитие уверенности, речевой активности, формирование адекватной самооценки;

7)развитие умения принимать активное участие в разноплановых коммуникативных ситуациях, адаптироваться к ним, используя адекватные ситуации речевые и неречевые средства общения и передачи информации;

8)развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

9)развитие творческих способностей, в том числе в плане речевой коммуникации, с активизацией процессов словотворчества, словоизменения, словообразования. Вышеперечисленные направления реализовывались поэтапно.

Первый этап — подготовительный, включающий изучение специальной литературы по организации инклюзивной театральной деятельности в условиях

дошкольной образовательной организации; подготовительные беседы с детьми, родителями, специалистами, организацию диагностического исследования речевых и неречевых функций у детей с нарушениями речи.

Второй этап — основной, предполагающий интегрированную деятельность по реализации проекта специалистов и родителей:

- воспитателей (просмотр детских спектаклей и постановок, оформление постоянно действующего информационного уголка для родителей «Играем вместе с детьми», «Юные актеры»; организация сюжетно-ролевых игр с детьми «Мы идем в театр», «Мы — актеры»; оборудование в развивающем пространстве группового помещения различных видов театров и театральной атрибутики (пальчиковый театр, теневой театр, кукольный театр и др.), включение в организацию непосредственно образовательной деятельности различной направленности развивающих игр на выражение эмоций, развитие мимики, ритмопластики, чтение детских литературных произведений, разучивание стихотворений, потешек, просмотр видеоматериалов об истории театра, театрального костюма);

- родителей (посещение театра с детьми, участие в постановке сказки: подготовка атрибутов, костюмов; непосредственное участие

в спектаклях);

- учителя-логопеда (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, инсценировка стихотворений, упражнения на развитие интонационной окрашенности речи, коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматических средств речи);

- музыкального руководителя (репетиции праздников, постановок, инсценировок, игры с детьми на развитие пластики, мимики и т. д.);

- педагога-психолога (развивающие упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы, формирование адекватной самооценки, создание «ситуации успеха» и др.);

- инструктора по физическому воспитанию (развитие общей моторики, пластики, координации движений).

Третий этап — заключительный, включающий контрольное диагностическое исследование речевых и неречевых процессов и показательное выступление.

Драматизация достаточно широко описывается специальными психологами, психотерапевтами и дефектологами как эффективное средство коррекции психоэмоциональных, речевых, моторных расстройств. Реализация проекта «Детский инклюзивный

театр» позволяет обеспечить достижение следующих регламентированных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования результатов в развитии дошкольников:

- формирования духовно богатой личности ребенка;

- формирования творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, социально компетентной личности дошкольника;

- формирования умения выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);

- формирования нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развития инициативы, сообразительности, самостоятельности;

- развития духовно богатой личности ребенка как активного участника проекта;

- развития положительной мотивации на участие в коммуникации разной направленности [10]. Таким образом, подготовка и

осуществление совместной деятельности специалистов и родителей по созданию детского инклюзивного театра в условиях общеразвивающей дошкольной образовательной организации позволяет реализовать инклюзивный подход в интересной для детей и взрослых форме, за счет

которой оказывается возможным учитывать возрастные и личностные особенности детей, создавать психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы в речевом развитии, и проявить потенциальные компенсаторные резервы.

Литература

1. Антипова, Ж. В. Условия включения детей с нарушениями речи в дошкольное общеобразовательное учреждение [Электронный ресурс] / Ж. В. Антипова // PsyJournals.ru : портал психологических изданий. — Режим доступа: http://psyjoum als.ru/inclusive_edu/issue/44130_full. shtml.

2. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Ви-нарская. — М. : АСТ, 2006. — 141 с.

3. Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Кор-жевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ. ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М. : Москов. психолого-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — С. 84—99.

4. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. — М. : АСТ : Аст-рель, 2007. — 318 с.

5. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : Союз, 1999. — 160 с.

6. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб. : Союз, 2000. — 192 с.

7. Логопедия. В 2 кн. Кн. 2 / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — 219 с.

8. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Питер,

2009. — 416 с.

9. Попова, Н. Современная культура и «особое искусство» // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура. — М., 2008.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] : (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования. — Режим доступа: www.firo.ru.

11. Серебрякова, Н. В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии / Н. В. Серебрякова // Проблемы детской речи : сб. — СПб., 1996.

12. Соботович, Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Соботович. — СПб. : [б. и.], 1970. — 26 с.

13. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. — 288 с.

14. Третьяков, И. А. Социальная группа — субкультура — личность: некоторые аспекты взаимодействия / И. А. Третьяков // Системные исследования культуры/05. — СПб., 2006. — С. 75—84.

15. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: pravo.gov.ru.

16. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чеве-лева, Г. В. Чиркина. — М. : Профессиональное образование, 1993. — 232 с.

17. Hickey-Moody, A. "Turning away" from

Intellectual Disability: Methods of Practice, Methods of Thought / A. Hickey-Moody // Critical Studies in Education. — 2003. — Vol. 44, № 1 (May). — P. 1—22.

References

1. Antipova, Zh. V. Usloviya vklyucheniya detey s narusheniyami rechi v doshkol'noe obshcheobrazovatel'noe uchrezhdenie [Elek-tronnyy resurs] / Zh. V. Antipova // Psy-Journals.ru : portal psikhologicheskikh izda-niy. — Rezhim dostupa: http://psyjournals. ru/inclusive_edu/issue/44130_full.shtml.

2. Vinarskaya, E. N. Dizartriya / E. N. Vi-narskaya. — M. : AST, 2006. — 141 s.

3. Garkusha, Yu. F. Osobennosti obshche-niya detey doshkol'nogo vozrasta s nedoraz-vitiem rechi / Yu. F. Garkusha, V. V. Kor-zhevina // Rebenok. Rannee vyyavlenie otk-loneniy v razvitii rechi i ikh preodolenie / pod obshch. red. Yu. F. Garkushi. — M. : Moskov. psikhologo-sots. in-t ; Voronezh : MODEK, 2001. — S. 84—99.

4. Kovshikov, V. A. Psikholingvistika. Teo-riya rechevoy deyatel'nosti / V. A. Kovshi-kov, V. P. Glukhov. — M. : AST : Astrel', 2007. — 318 s.

5. Lalaeva, R. I. Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formi-rovanie leksiki i grammaticheskogo stroya) / R. I. Lalaeva, N. V. Serebryakova. — SPb. : Soyuz, 1999. — 160 s.

6. Lopatina, L. V. Preodolenie rechevykh narusheniy u doshkol'nikov : ucheb. poso-bie / L. V. Lopatina, N. V. Serebryakova. — SPb. : Soyuz, 2000. — 192 s.

7. Logopediya. V 2 kn. Kn. 2 / L. S. Vol-kova, R. I. Lalaeva, E. M. Mastyukova [i dr.] ; pod red. L. S. Volkovoy. — M. : Pro-sveshchenie : VLADOS, 1995. — 219 s.

8. Paramonova, L. G. Logopediya dlya vsekh / L. G. Paramonova. — SPb. : Piter, 2009. — 416 s.

9. Popova, N. Sovremennaya kul'tura i «osoboe iskusstvo» // Proteatr. Fenomen «osobogo iskusstva» i sovremennaya kul'-tura. — M., 2008.

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 okt. 2013g. N° 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo

obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] : (zaregis-trirovan Minyustom Rossii 14 noyabrya 2013g., registratsionnyy № 30384) / M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Federal'nyy in-t razvitiya obrazovaniya. — Rezhim dostupa: www.firo.ru.

11. Serebryakova, N. V. Osobennosti ori-entirovki na semanticheskuyu strukturu slova u doshkol'nikov so stertoy formoy dizartrii / N. V. Serebryakova // Problemy detskoy re-chi : sb. — SPb., 1996.

12. Sobotovich, E. F. Proyavleniya kosno-yazychiya u detey doshkol'nogo vozrasta i puti ego ustraneniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / E. F. Sobotovich. — SPb. : [b. i.], 1970. — 26 s.

13. Ushakova, O. S. Metodika razvitiya re-chi detey doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-me-tod. posobie dlya vospitateley doshk. obrazovat. uchrezhdeniy / O. S. Ushakova, E. M. Stru-nina. — M. : Gumanit. izd. tsentr «VLA-DOS», 2004. — 288 s.

14. Tret'yakov, I. A. Sotsial'naya gruppa — subkul'tura — lichnost': nekotorye aspekty vzaimodeystviya / I. A. Tret'yakov // Sistem-nye issledovaniya kul'tury/05. — SPb., 2006. — S. 75—84.

15. Federal'nyy zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02. 05.2015) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii. — Rezhim dostupa: pravo.gov.ru.

16. Filicheva, T. B. Narusheniya rechi u de-tey : posobie dlya vospitateley doshkol'nykh uchrezhdeniy / T. B. Filicheva, N. A. Cheve-leva, G. V. Chirkina. — M. : Professio-nal'noe obrazovanie, 1993. — 232 s.

17. Hickey-Moody, A. "Turning away" from Intellectual Disability: Methods of Practice, Methods of Thought / A. Hickey-Moody // Critical Studies in Education. — 2003. — Vol. 44, № 1 (May). — P. 1—22.

СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2018. № 2

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.