Научная статья на тему 'Деятельность учителя-логопеда в условиях дошкольной инклюзивной практики'

Деятельность учителя-логопеда в условиях дошкольной инклюзивной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPECIAL HEALTH NEEDS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / CORRECTION OF SPEECH DISORDERS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ / SPEECH THERAPY ACTIVITIES IN TERMS OF INCLUSIVE PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Людмила Александровна

В статье сравниваются условия вовлечения в образовательный процесс ребенка, имеющего какие-либо нарушения развития, с помощью комплекса коррекционных мероприятий, которые соответствует его возможностям, в группах комбинированной и общеразвивающей направленности и образовательно-коррекционные условия ребенка с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. А также анализируются особенности деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивной практики как организатора серии коррекционных мероприятий, направленных на развитие и коррекцию речи детей с особыми возможностями здоровья, в том числе при отсутствии необходимых специалистов в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность учителя-логопеда в условиях дошкольной инклюзивной практики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ Остапенко Л.А. Email: Ostapenko17128@scientifictext.ru

Остапенко Людмила Александровна - магистрант, факультет клинической и специальной психологии, магистерская программа: инклюзивное образование, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье сравниваются условия вовлечения в образовательный процесс ребенка, имеющего какие-либо нарушения развития, с помощью комплекса коррекционных мероприятий, которые соответствует его возможностям, в группах комбинированной и общеразвивающей направленности и образовательно-коррекционные условия ребенка с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. А также анализируются особенности деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивной практики как организатора серии коррекционных мероприятий, направленных на развитие и коррекцию речи детей с особыми возможностями здоровья, в том числе при отсутствии необходимых специалистов в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья, инклюзивное образование, коррекция речевых нарушений, деятельность логопеда в условиях инклюзивной практики.

ACTIVITIES OF A SPEECH THERAPIST IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL INCLUSIVE PRACTICE Ostapenko L.A.

Ostapenko Ludmila Aleksandrovna - Graduate Student, DEPARTMENT CLINICAL PSYCHOLOGY AND SPECIAL EDUCATION, THE MASTER'S PROGRAM: INCLUSIVE EDUCATION, MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article compares the conditions of involvement in the educational process of a child with any developmental disorders, using a set of corrective measures that correspond to its capabilities in the groups of combined and general developmental orientation and educational and correctional conditions of the child with severe speech disorders in the groups of compensating orientation. The article also analyzes the features of the activity of a speech therapist of a preschool educational institution in an inclusive practice as an organizer of a series of corrective measures aimed at the development and correction of speech of children with special health opportunities, including the lack of necessary specialists in a preschool educational organization

Keywords: children of preschool age with special health needs, inclusive education, correction of speech disorders, speech therapy activities in terms of inclusive practices.

УДК 376.2

В современных социально - экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с особыми возможностями здоровья различного генеза. В начале XXI века более 50% детей имеют те или иные нарушения речевого развития. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы

оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Инклюзия предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Деятельность учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации, при отсутствии профессионального стандарта, и типовых положений разных образовательных организаций, в настоящее время определяется исключительно организационной формой групп детского сада.

В связи с отсутствием научно обоснованных методик работы учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений в группах общеразвивающей и комбинированной направленности в условиях инклюзивной практики диссертация представляет новый формат деятельности логопеда на первом уровне общего образования при включении ребенка с особыми возможностями здоровья в инклюзивную среду.

Профессиональная деятельность любого человека - это исключительно определенный конституированный способ выполнения чего-либо и имеющий нормативно-установленный характер и требует длительного периода теоретического и практического обучения. И в каких бы условиях и формах не протекала бы деятельность человека, ее (деятельность) нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. Ситуация деятельности учителя-логопеда в разных организационных формах групп компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности как раз и является проявлением таких форм. К тому же деятельность каждого отдельного человека зависит от не только от условий, выпадающих на его долю, но и как она складывается в индивидуальных обстоятельствах, именно поэтому, в этой статье, мы говорим о том, что должен делать учитель-логопед, и что, по факту, к сожалению, не происходит [3].

Именно новой формой деятельности логопеда является инклюзивное образование, которое, обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся, независимо от их возможностей. Поэтому организация процесса обучения, в которой должен принимать участие учитель-логопед, является очень важным моментом, особенно в группах комбинированной и общеразвивающей направленности, т.к. воспитатели могут не знать особенности детей и им должна быть оказана помощь со стороны учителя-логопеда.

Инклюзивное образование — это такая организация особого процесса обучения, в том числе и работа логопеда, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Обучение детей со специальными образовательными проблемами в общеобразовательных организациях является одним из наиболее эффективных методов преодоление дискриминации и отрицательных установок на взаимодействие с такими детьми [1].

В ст. 2. Федерального закона № 273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Учитель-логопед работает с детьми с особыми возможностями здоровья в рамках этих определений [4].

Нарушения речевого развития встречается практически у всех категорий детей с особыми возможностями здоровья, описанные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно у детей с нарушениями слуха; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью; тяжелыми множественными нарушениями развития; и, естественно, у детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых проблемы речевого развития определяются как первичный дефект. Такое разнообразие нарушений развития требует изменения в

организации деятельности учителя логопеда. Учитель логопед должен уметь работать не только традиционно с детьми с нарушениями речи, как это было раньше, но и со всеми остальными категориями детей, как порой единственный из коррекционных специалистов, работающих в дошкольной образовательной организации.

Рассматривая особенности деятельности учителя логопеда, мы сравнили позиции получения образовательной услуги ребенком в одной группе (компенсирующей направленности) и в другой группе (реализующей инклюзивную практику), получилось следующее: в группах компенсирующей направленности малое количество детей, один логопед, который работает с конкретной группой с детьми, имеющих схожие нарушения речи, в конкретное время и в конкретном здании, и проводит индивидуальные и фронтальные занятия не более двух раз в неделю, и не испытывает трудности в методическом обеспечении коррекционного процесса. Ребенок же с особенными возможностями здоровья помещен в группу большей наполняемости (до 30 человек), ребенка сопровождает не один логопед, а команда, рекомендованная психолого-медико-педагогической комиссией (это в идеале!... что далеко не всегда так). Так же имеют место дефицит методического обеспечения и трудности в техническом оснащении групп, реализующих инклюзивную практику, что объясняется устаревшей архитектурой здания либо недостаточностью финансирования.

Из сравнительных описаний групп прослеживается их четкое отличие и неоднородность. С одной стороны, мы улучшаем качество развития ребенка с особенностями, обеспечивая его полным комплексом необходимых коррекционных мер, с другой стороны мы ухудшаем его положение, помещая его в общеразвивающую группу, с нерегламентированной наполняемостью. Специфика деятельности логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности и в группах комбинированной и общеразвивающей направленности реализующих инклюзивную практику при наиболее благоприятных условиях имеет ряд существенных отличительных признаков, а именно: в группах компенсирующей направленности логопед ведет детей только с нарушениями речи, а в инклюзивных группах находятся дети, имеющие нарушения различного характера. В группах компенсирующей направленности учитель-логопед проводит индивидуальные и фронтальные занятия по утвержденным методикам и может давать задания воспитателю группы в рамках логопедического часа. В группах комбинированной и общеразвивающей направленности коррекция речи строится с учетом особенных возможностей каждого ребенка, а также планируется еженедельная работа для всех участников, обеспечивающих инклюзивный образовательный процесс [2].

В группах компенсирующей направленности диагностика проводится 3 раза в год, а работа с родителями не выходит за рамки консультационных мероприятий, в то время как в группах, реализующих инклюзивную практику необходим еженедельный мониторинг, для выявления «пробелов» и коррекции программы при низких показателях динамики, и работа с родителями особенных детей носит уже сопроводительный характер [2].

Вся деятельность учителя логопеда в группах компенсирующей направленности утверждена нормативными документами дошкольной организации и включает сопровождение не более 12 детей на ставку, в то время как при организации деятельности в группах комбинированной и общеразвивающей направленности логопед заменяет отсутствующего специалиста, для обеспечения непрерывности процесса, и может вести неограниченной количество детей с особыми возможностями здоровья, посещающих данную дошкольную образовательную организацию.

Специфика деятельности учителя логопеда в инклюзивных группах пока еще никем нигде не описана.

Для успешности реализации комплекса коррекционных мероприятий, необходимо тесное сотрудничество с воспитателями как с педагогами, реализующими основную

образовательную программу дошкольного образования. Логопед, являясь членом команды сопровождения ребёнка с особыми возможностями здоровья, одновременно может быть и координатором цикла мероприятий по коррекции речи. Трансляция особенностей речевого развития всем специалистам дошкольной организации позволяет построить образовательный маршрут без ущерба для возможностей ребенка.

Предложенная логопедом организация деятельности специалистов в рамках пяти образовательных областей позволяет решить образовательные задачи всеми участниками сопровождения.

Логопед как специалист, имеющий специальное дефектологическое образование может заменить при необходимости одного из специалистов команды. Для предупреждения «пробелов» актуальным будет постоянный мониторинг динамики развития, с целью последующей коррекции программы. Благодаря этой деятельности учителя - логопеда обеспечивается полноценное развитие ребенка с особенными возможностями здоровья, но условием для этого является формирование навыков универсального педагога, которые определены в том числе и в профессиональном стандарте педагога. И мы надеемся, что профессиональный стандарт педагога будет учитывать такое разнообразие деятельности и задач логопеда, работающего в инклюзивной практике, с детьми с разными категориями.

Список литературы /References

1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование, 2011.

2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 142 с.

3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Тимохина И.Ю. Email: Timokhina17128@scientifictext.ru

Тимохина Ирина Юрьевна - магистрант, кафедра специального (дефектологического) образования, факультет клинической и

специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации педагогической поддержки детям с тяжелыми речевыми нарушениями в инклюзивной группе детского сада общеразвивающей направленности. Понимание педагогической поддержки как особой технологии, осуществляющейся в процессе диалога, взаимодействия ребенка и взрослого и предполагающей самоопределение ребенка в ситуации выбора определило стратегию организации детской деятельности как развивающей способность делать выбор; стратегию создания атмосферы эмоциональной поддержки.

Ключевые слова: дошкольники, тяжелые нарушения речи, инклюзивное образование, педагогическая поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.