Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс для подготовки специалистов в области информационного противоборства как система информационно-методического обеспечения образовательного процесса'

Учебно-методический комплекс для подготовки специалистов в области информационного противоборства как система информационно-методического обеспечения образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич

Предлагается учебно-методический комплекс, основанный как на традиционных, так и на инновационных моделях усвоения знаний и умений. Рассматриваются технологические подсистемы информационно-методического обеспечения образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The provided course combines traditional and innovation approaches of competence and skills acquisition. The course considers technological sub-systems of education dataware management at specialists training on information resistance.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс для подготовки специалистов в области информационного противоборства как система информационно-методического обеспечения образовательного процесса»

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

Учебно-методический комплекс

для подготовки специалистов в области

информационного противоборства

как система информационно-методического

обеспечения образовательного процесса

С. В. Николаев,

к. пед. н., доцент, старший научный сотрудник-соискатель ВМИРЭ им. А. С. Попова

The provided course combines traditional and innovation approaches of competence and skills acquisition. The course considers technological subsystems of education dataware management at specialists training on information resistance.

3) частные методики по изучению дисциплины;

4) учебные и учебно-методические пособия для обучающих и обучающихся;

5 ) лабораторный и (или) психологический практикум; 6) средства контроля качества обучения и др.

Методы и формы организации системы обучения в структуре УМК основаны как на традиционных, так и на инновационных моделях усвоения знаний и умений. Модели могут комбинироваться из отдельных элементов и различных методов. Такие комбинации для каждого конкретного уровня обучения определяются сообразно возможностям педагогов, индивидуально-психологическими особенностями обучающихся и образовательными условиями, в которых реализуются дидактические процессы. С достаточной долей условности они могут быть рассмотрены как

Предлагается учебно-методический комплекс, основанный как на традиционных, так и на инновационных моделях усвоения знаний и умений. Рассматриваются технологические подсистемы информационно-методического обеспечения образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства.

Учебно-методический комплекс (УМК) для подготовки специалистов в области информационного противоборства (ИП) представляет собой систему информационно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированную на решение основных дидактических задач.

Структура учебно-методического комплекса содержит совокупность взаимосвязанных элементов, формируемых в соответствии с основными педагогическими и дидактическими целями:

1) инновационная учебная программа для специалистов информационно-психологического и информационно-технического направлений в области информационного противоборства;

2) описание методов и форм организации системы обучения;

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

1. Определение образовательных возможностей обучаемого

г

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития обучающегося Определение начального уровня знаний, умений и навыков в области ИП

II. Определение квалификационных требований к результату обучения (общественная и индивидуальная необходимость)

Іосударственньїй Требования образовательной Индивидуальная

образовательный программы конкретного образовательная

стандарт учебного учреждения программа

. Определение цели формирования личности средствами учебного предмета

Составные части концепции обучения

Чему учить?

Как учить?

(модель специалиста, обучаемого)

Кого учить?

Цели обучения Задачи обучения Предполагаемые результаты и критерии оценок

Чему учить?

Отбор содержания учебных элементов

Выбор

Определение структуры содержания

Тематическое планирование

Учебное планирование

Как учить?

Выбор

Алгоритмов функционирования (учения) Алгоритмов управления (преподавания)

1

Методов (способов) учения Методов (способов) преподавания

1 1

Средств учения Средств преподавания

IV. Координация учебной программы

V ' г

С программами по другим предметам, входящим в перечень образовательной программы По уровням обучения

Рис. 1. Структура процесса разработки учебно-методического комплекса

технологические подсистемы информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Структура процесса разработки учебно-методического комплекса представлена на рис. 1.

Ввиду того, что ни одна система не абсолютна и не вечна, а относительна и изменчива, УМК должен корректироваться при изменении целей образовательного процесса. В связи с тем, что наш век характеризуется информатизацией и формализацией различных областей человеческой деятельности целесообразно для обучения специалистов в области информационного противоборства использовать электронный вид УМК.

Основные элементы традиционного учебно-методического комплекса трансформируются в электронную форму. В нее входят:

• электронный учебник;

• электронный справочник;

• описание интерактивных методов обучения;

• тренажерный комплекс (компьютерные модели и тренажеры);

• электронный задачник;

• электронный лабораторный практикум;

• компьютерная тестирующая система.

Входящие в УМК электронные учебные издания

(ЭУИ) условно можно классифицировать:

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

ИННОВАЦИИ № З (101), 2007

Таблица 1

Информационнос обеспечение

♦ Электронный учебник ♦ Электронные справочники, энциклопедии. ♦ Ресурсы Интернет ♦ Тренажер ♦ Модель ♦ Задачник. ♦ Лабораторный практикум ♦ Электронный конспект. ♦ Сопровождение лекции ♦ Электронный тест ♦ Методички. ♦ Брошюры. ♦ Буклеты. ♦ І Ілакатьі ♦ Раздаточный материал. ♦ Иллюстрации

І Ірограммное обеспечение

♦Word. ♦ Dreamweaver. ♦ Front Page. ♦ PowerPoint. ♦ Access ♦ Word. ♦ Dreamweaver. ♦ Front Page. ♦ PowerPoint. ♦ Access ♦ Fxcel. ♦ PowerPoint. ♦ Gif- аниматор. ♦Adobe Image Ready CS. ♦ Flash ♦ Fxcel. ♦ PowerPoint. ♦ Gif- аниматор. ♦ Adobe I mage Ready CS. ♦ Mash ♦ Word. ♦ PowerPoint ♦ Fxcel. ♦ Word. ♦ Access ♦ Publisher. ♦Word. ♦CorelDRAW ♦ Publisher. ♦ Photoshop. ♦ Visio. ♦ Word

M етоди чес кое обесі іечен ие

♦ Сценарий ♦ І Іодробная информация но элементу ♦ Отработка конкретных навыков ♦ Снизь теории с практикой ♦ Основной материал лекции. ♦ Иллюстративность ♦ Самоконтроль. ♦ Итоговый контроль ♦ Информация no основному содержанию курса ♦ Таблицы. ♦ Схем i>[. ♦ Иллюстрации

♦ 11авигация (ориентация). ♦ Поиск. ♦ Размещение на рабочей поверхности экрана. ♦ Цветовая гамма. ♦ Закладки. ♦ Логика построения ♦ Анимация. ♦ Мультимедиа. ♦ 11астройка формата представления. ♦ 11аличие гиперссылок. ♦ I IecKOjibico классификаторов. ♦ Индивидуальный теми

Варианты представления

Усовершенствованный вариант — аналог бумажных УМК (электронные учебники, задачники и др.) УМ К но уровням образования 11 рофесс ио 11 ал ы і ы й У М К но курсу

Этаны проектирования

1. Модель содержания. 2. Модель освоения. 3. Состав комплекса. 4. Сценарии и алгоритмы для каждого компонента. 5. Реализация в образовательном процессе

• на программно-методические: учебный план, учебная программа;

• на обучающие: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

• на вспомогательные: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник;

• на учебно-методические: методические указания, методические рекомендации;

• на контролирующие: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий; Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей.

Структурные элементы электронного УМК, разработанные для обучения специалистов в области информационного противоборства, представлены в табл. 1.

Обучающая функция УМК реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Для практического внедрения электронного УМК необходимо учесть ряд факторов, усложняющих учебный процесс. К основным из них относятся:

• необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ними и, прежде всего, компьютера с соответствующим программным обеспечением, дисковода для компакт-дисков или модема для работы в локальной или глобальной сети;

• непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.

При решении организационных задач учебного

процесса и внедрении в него электронных учебных изданий появляется широкий спектр возможностей для повышения качества подготовки специалистов в области информационного противоборства. Он включает:

1. Возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры ЭУИ, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. По желанию обучающегося вместо части фреймов можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений.

2. Возможность использования дополнительных (по сравнению с традиционными) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Нам представляется особенно важным включение в текст пособия ани-

Содержание профессиональной подготовки специалистов в области информационного противоборства

Гуманитарные и социальноэкономические дисциплины Тактические и тактикоспециальные дисциплины Естественнонаучные и математические дисциплины Общепрофессиональные дисциплины Специальные дисциплины

УМК

Цель —► Содер-

жание

Методы

Средства

Результаты

Информационный блок: Методический блок:

♦ учебный план; ♦ технологии обучения;

♦ комплекс учебных программ; ♦ методики обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ учебники и учебные пособия; ♦ методические пособия и разработки;

♦ контрольно-измерительные материалы ♦ методика контроля

Формирование информационного блока

■ учебный план дисциплины;

• примерный расчет состава дисциплин и времени на их изучение

■ учебная программа дисциплины;

• структурнологическая схема изучения дисциплины

■ РЭБ: теория, техника

и организация;

■ введение в теорию информационного противоборства;

• ИТР: возможности и противодействие;

■ организация

и ведение РЭБ и т. д.

Формирование методического блока

• технология построения модели непрерывной подготовки специалистов;

■ технология имитационного моделирования процессов информационного противоборства

Методики:

> формирования целей СЛС и учебных планов;

• разработки

и использования СЛС изучения дисциплины;

• рейтинговой оценки знаний и навыков;

• тестового контроля знаний

♦ педагогические противоречия

в образовательном процессе;

♦ концептуальный подход к организации довузовской подготовки школьников;

♦ методическая разработка проведения семинаров и т. д.

Рис. 2. Учебно-методический комплекс подготовки специалистов в области информационного противоборства

3.

4.

5.

6.

мационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах ЭУИ. В печатных изданиях это оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы. В электронном издании используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы. Возможность развития поисковых механизмов не только в пределах электронного учебного издания, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.).

Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя ЭУИ.

Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний обучающегося, следствием чего

является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования обучающемуся предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

Главное преимущество ЭУИ — это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимся и элементами электронного учебного издания. Уровни его проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии обучающегося в моделировании процессов.

Предложенный учебно-методический комплекс разработан исходя из содержания профессиональной подготовки специалистов в области информационно-

♦ Наименование темы.

♦ Цели изучения темы (перечисление того, что будет знать и уметь обучающийся в результате работы над материалом блока).

♦ Названия разделов темы (учебных вопросов).

♦ Учебная информация по каждому разделу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т. д.

♦ При необходимости используется гипертекст и мультимедиа).

♦ Резюме по разделу.

♦ Вопросы для самопроверки.

♦ Список литературы и ссылки на сайты Интернет, содержащие информацию по теме

Рис. 3. Структура размещения учебного материала

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

Модели конфликтов — источников возниковения различных информационных угроз

Модели процессов информационного обеспечения, информационного нападения и защиты на различных этапах развития конфликтов

Модели Модели Модели Модели процессов ИП на системотехническом

процессов ИП процессов ИП процессов ИП уровне государственных инфраструктур

на стратегическом на оперативном на тактическом и информационных сетей

уровне уровне уровне

Разработка игровых сценариев подготовки и ведения ИП

Формализованный опыт организации проведения стратегических, оперативно-тактических и тактических игр на ТВД для различных сценариев ведения ИП

Модель информацинной операции: замысел проведения и сценарии развития ИП

Тренажеры, АСО и игровые коллективы специалистов различных министерств и ведомств, включая МО и др. силовые структуры РФ

Сеть передачи данных и закрытой видеоконференцсвязи (мониторинг и синхронизация обучения по единому сценарию)

Базы знаний и данных по процессам ИП и их составляющим

Формализованный опыт по способам организации и ведения ИП, типовым приемам разрешения противоречий между различными подсистемами

Игровые коллективы ППС, Игровые коллективы Игровые коллективы Игровые коллективы

слушателей академий специалистов штабов НИЛ и научно- специалистов

и курсантов вузов МО, стратегических направле- производственных центров испытвтельных

студентов гражданских вузов нии и оперативных объединений МО различных ведомств полигонов МО

Тренажеры, АСО, компьютерные модели и формализованный опыт боевой подготовки по применению средств информационно-психологического противоречия

I

Тренажеры, АСО, компьютерные модели и формализованный опыт боевой подготовки по применению средств информационно-технического противоречия

Рис. 4. Структура схема технологии имитационного моделирования процессов ИП

го противоборства, формируемого гуманитарными, тактико-специальными, естественнонаучными, математическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Он состоит из информационного и методического блоков, формирование которых осуществляется в соответствии квалификационными требованиями к специалистам в области информационного противоборства (рис. 2).

В состав информационного блока входят: учебный план, комплекс учебных программ; конспект лекций; учебники и учебные пособия; контрольно-измерительные материалы. Методический блок включает: технологии и методики обучения; методические пособия и разработки; методики контроля.

Электронный конспект лекций в отличие от лекций на бумажном носителе, содержит большое количество иллюстраций. Материал лекций заканчивается глоссарием, который включает все изученные понятия и термины и способствует ускоренному формированию понятийного аппарата у обучающихся.

Методическое пособие для преподавателя содержит цели изучения курса, программу курса, перечень

профессиональных знаний, навыков и умений, тематический план, примерные задания к зачету и вопросы к экзамену. Большую часть пособия составляют приложения, содержащие набор тестов, компьютерных упражнений по каждой теме, описание деловой игры и другие методические материалы.

Учебники и учебные пособия предназначены для работы в компьютерном классе и для самостоятельной работы обучающихся.

Учебные материалы по каждой дисциплине имеют одинаковую структуру вне зависимости от того, на каких носителях они размещены. Структура размещения учебного материала представлена на рис. 3.

Электронный справочник включает упорядоченный по определенному правилу список терминов. Он может быть представлен как самостоятельный элемент учебно-методического комплекса или встроен в электронный учебник. Справочник позволяет обучающемуся оперативно получать необходимую справочную информацию. Предусмотрено создание электронной библиотеки курса, которая будет реализована на CD.

Технология имитационного моделирования (рис. 4), представляющая совокупность взаимосвязанных территориально-разнесенных средств моделирования процессов информационного противоборства (тренажеров и автоматизированных рабочих мест специалистов), а также соответствующего специального математического и программного обеспечения, объединенных сетью передачи данных по закрытым каналам связи в единую информационную систему позволяет закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

Входящие в технологию компьютерные модели рассчитаны на моделирование процессов информационного противоборства на различных уровнях.

Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых процессов информационно-психологического и информационно-технического противоборства, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерная тестирующая система представляет собой универсальную программную оболочку, включающую систему подготовки тестов, наполнение которой возлагается на преподавателя. Тестирующая система позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования и встроена в оболочку электронного учебника.

Структурная композиция тестов состоит из заданий закрытой формы, содержание которых сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответа. Испытуемому предлагается выбрать номер правильного ответа. Варианты теста имеют одинаковую структуру, но отличаются по содержанию заданий. Показывающее устройство средства измерения представляет собой машиночитаемую форму бланка ответа, содержащую три области заполнения:

• область информации об испытуемом, теме, времени тестирования, рекомендации к его заполнению;

• область ответов на поставленные вопросы;

• область исправления ошибок.

Предварительные результаты экспериментального обучения на базе описанного УМК, позволяют сформировать рациональный состав учебно-методического комплекса для подготовки специалистов в области информационного противоборства.

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2007 год (12 номеров) 6000 руб. 00 коп. (Шесть тысяч рублей), в том числе НДС — 545руб. 45 коп.

Название организации _ Фамилия, имя, отчество.

Должность__________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма __________________________________

Платежное поручение №____________ от _________________

.экземпляров.

200

Панковские реквизиты редакции:

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, БИ К 044030790

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата заполнения талона подписки.

Подпись.

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца. Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ"» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

«ИННОВАЦИИ»

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.