Научная статья на тему 'Методические аспекты использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вуза'

Методические аспекты использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова И. В.

В статье представлены методические аспекты применения информационных технологий при реализации содержания курса алгебры в высшей школе, раскрывается сущность, структура и содержание учебно-методического комплекса обеспечения информационной составляющей курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF USING INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING OF THE HIGHER SCHOOL STUDENTS

The article presents methodical aspects of working out and application of information technologies in realization of the algebra course in the higher school; reveals the essence, structure and contents of the teaching and methodical complex, providing of informational component of the course.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вуза»

В частности, в процессе подготовки специалистов технических специальностей в университете в ходе изучения управленческих дисциплин в структуре личности студента в образовательном пространстве происходят изменения. Это следующие фазы эмоциональных изменений:

1) отрицательное или нейтральное отношение к предъявляемым педагогической задачей изучения управленческих дисциплин условиям и требованиям, эмоциональная неустойчивость;

2) ситуативное отношение к предъявляемым педагогическим условиям и требованиям обучения, т.н. « предотношение »,

3) познавательное, осознанное, положительное отношение к предъявляемым условиям и требованиям, осознанные эмоции;

4) адекватное, инициативное, творческое, положительное отношение к предъявляемым условиям и требованиям, эмоции конструктивного сомнения;

5) положительное, ответственное, избирательное, этико-философское и действенное отношение к предъявляемым условиям и требованиям.

Кроме того, специфика условий и требований процесса изучения управленческих дисциплин характеризуется также необходимостью актуализации потребности самообрзовательной рефлексивной студентов. В процессе изучения управленческих дисциплин студентам приходится рассматривать в сложной для восприятия переводной литературе огромное количество научных трудов ученых в сфере управления, маркетинга, экономики, социологии. Для того, чтобы сформировать управленческую профессиональную компетенцию будущим специалистам необходимо в процессе изучения управленческих дисциплин разобраться и обсудить множество теорий различных школ управления, зачастую трактующих социальные и экономические явления с противоположных позиций, сформировать при этом собственное суждение, научиться видеть бизнес в целом, «с высоты птичьего полета», принимать адекватные управленческие решения проблем предприятия.

Управленческая профессиональная компетенция является залогом успешной профессиональной самореализации выпускников технических специальностей вуза в условиях конкурентной среды рыночной экономики.

Библиографический список

1. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

2. Беспалько, В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учеб.-метод. пособие / Ю.Г. Татур. — М.: Высшая школа, 1989.

3. Вербицкий, А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А.А. Вербицкий. —

М., 1986.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2006.

5. Татур, Ю.Г. Система высшего образования России. Методология анализа и проектирования. 2-е изд.,доп. / Ю.Г. Татур. — М.:

Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное

образование. — 2003. — №2.

Статья поступила в редакцию 12.01.09

УДК 378.147

И.В. Кузнецова, аспирант, г. Коряжма

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье представлены методические аспекты применения информационных технологий при реализации содержания курса алгебры в высшей школе, раскрывается сущность, структура и содержание учебно-методического комплекса обеспечения информационной составляющей курса.

Ключевые слова: учебный процесс, информационные технологии обучения, учебнометодический комплекс.

В современном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Как отмечает И.Г. Захарова «современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании» [1, с. 4]. Их внедрение во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, который является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI века в силу следующих основных причин:

• стремительное развитие процесса информатизации общества. Сегодня этот процесс охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения;

• функциональные возможности и технические характеристики средств информационных технологий в последние годы растут быстрыми темпами, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя;

• дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в различные сферы деятельности привели к формированию совершенно

новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой.

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях, по ряду направлений информатизации образования многие проблемы пока не решены как в теоретическом, так и в практическом плане. Наиболее важными среди них остаются следующие:

• фундаментализация образования на всех его уровнях и существенно более широкое развитие системы высшей школы, предполагающее все большую информационную ориентацию;

• разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

• подготовка и переподготовка педагогических кадров к использованию и внедрению современных информационных технологий.

Процесс информатизации общества, а, следовательно, и системы образования оказал большое влияние на содержание и методику обучения студентов университета и педвузов. Современный образовательный процесс в вузе характеризуется высокой интенсивностью, в связи с большим объемом сообщаемых знаний студенту за единицу времени. Стремительно нарастающий поток информации, а также новейшие способы ее представления и передачи увеличивают разрыв между современным уровнем науки и ее преподаванием. Отмеченная особенность современного процесса обучения, в свою очередь, предъявляет свои требования к методике построения учебного процесса по отдельным дисциплинам, методике их преподавания с учетом всех аспектов внедрения средств информатизации.

В связи с этим традиционные методы и формы обучения утрачивают свою эффективность, а иногда и не соответствуют современным требованиям.

В рамках математических специальностей в педагогических вузах одной из базовой дисциплин предметной подготовки студентов является курс алгебры, определяющий содержание и качество профессиональной подготовки учителя-математика. Традиционные методы обучения, превалирующие при изучении вузовского курса алгебры, ориентированы на усвоение готовых знаний и репродуктивную учебную деятельность. Сегодня нужны такие методы обучения студентов, которые не только облегчали и ускоряли передачу знаний, но и обучали бы их приемам самостоятельной деятельности. В этом случае решение данной проблемы возможно при использовании информационных технологий в обучении.

Методологической основой для использования информационных технологий в курсе алгебры выступает известная в педагогике закономерность дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, которая свидетельствует о невозможности, с одной стороны, реализации содержания учебной дисциплины вне дидактического процесса, а с другой, осуществления самого процесса вне конкретного содержания.

В любой методической системе центральными являются деятельность преподавателя и деятельность обучаемого, которые развертываются и развиваются в процессе обучения на основе содержания образования. Правильно выбранная методика способствует формированию у студентов научных понятий, раскрывает особенности изучения данного предмета, помогает в поиске наиболее продуктивных путей решения практических задач, обеспечивает специфику преподавания основ науки.

Разработка методики подготовки и проведения лекционных и практических занятий по алгебре в вузе ведется по следующим направлениям:

1. Подготовка лекций с использованием презентаций;

2. Создание банка задач по каждой теме курса, для которых необходимо использование компьютера в процессе их решения;

3. Перестройка методики преподавания курса с целью изменения психологии студентов в отношении применения информационных технологий;

4. Подготовка методических материалов для организации текущего и итогового контроля, научно-исследовательской деятельности студентов.

Изучение курса алгебры в университете с использованием информационных технологий можно представить в виде модели, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Модель учебного процесса при изучении курса алгебры с использованием информационных технологий

Остановимся более подробно на составляющих элементах этой модели.

В высшей школе традиционно сложились три основные формы работы при обучении алгебре — лекция, практические занятия и самостоятельная работа (курсовые и квалификационная работа). Рассмотрим особенности их реализации в контексте использования информационных технологий.

Одной из ключевых организационных форм обучения в высшей школе является лекция. Она дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрирует внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления.

В процессе ведения лекционных занятий по алгебре, где необходимо разнообразное графическое сопровождение (рисунки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.), преподаватель может использовать презентации на компьютере.

Простейшим инструментальным средством разработки презентаций для лекционных и практических занятий по курсу алгебры является приложение PowerPoint, имеющееся в составе пакета Microsoft Office, которое ориентированно на подготовку «презентационных» слайд-роликов, последовательно проектирующихся на экран с помощью мультимедийного проектора [2].

Формы использования презентации зависят, как от содержания занятия, так и от цели, которую ставит преподаватель.

Использование презентаций при изложении курса алгебры позволяет активизировать внимание студентов, иллюстрировать отдельные положения лекционного материала, освобождая время преподавателя на разбор учебного материала, позволяет наглядно структурировать материал в структурно-логических схемах, что закрепляет знания студентов.

Таким образом, освоение PowerPoint имеет смысл рекомендовать преподавателям и студентам вузов независимо от их базовой специальности в качестве простейшего и общедоступного инструментального средства для разработки программных средств поддержки преподавания учебных предметов демонстрационного характера.

Большие возможности для активизации познавательной деятельности студентов открывают практические занятия, являющиеся продолжением лекционных форм обучения, главная цель которых состоит в том, чтобы обеспечить обучаемым возможности практического использования полученных знаний.

Практические занятия являются гибкой формой обучения, связанные со всеми видами учебной работы (лекционным преподаванием, самостоятельной работой) и «предполагающие наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов» [3, с. 118].

На практические занятия по алгебре выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, а также вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.

Большие возможности для развития познавательной самостоятельности и творческой активности создаются на практических занятиях при решении упражнений, которые, по мнению Г.И. Саранцева, «должны выступать в процессе обучения способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности» [4, с.

11]. Обучение через задачи способствует приобретению прочных и осознанных знаний по дисциплине.

При решении математических задач специалистами всего мира широко используются программные системы компьютерной математики (СКМ) универсального типа (MathLAB, Mathematica, MathCAD, Maple и др.), которые можно рассматривать как средства обучения, с помощью которых возможно не только вооружение студентов требуемыми знаниями, но и развитие творческой познавательной самостоятельности, повышение мотивации к изучению дисциплин. В нашей стране доля систем символьной математики (компьютерной алгебры) в инструментарии студента или преподавателя вуза пока ничтожно мала. И это самым отрицательным образом сказывается на качестве обучения. Между тем, математические системы — не более чем удобный и мощный инструмент для студента, педагогов. Математические системы широко применяются в системе образования передовых западных стран. Их освоение в нашей системе образования позволит говорить об интеграции нашей системы образования в мировую систему и о серьезном повышении роли фундаментального математического образования. Использование интегрированных пакетов стимулирует человека менять принцип подхода к решению задач. На первый план выходит комплексный подход к задаче — выработка принципа решения в общем виде. Т.е. главное — не получение конкретного ответа на поставленный в задаче вопрос, а нахождение общего алгоритма, что очень важно для современного специалиста.

Представляется, что системы компьютерной математики целесообразно внедрять в процесс обучения,

исходя из соображений разумной достаточности и необходимости.

Применение встроенных функций одной из систем компьютерной математики позволяет моментально (через доли секунд после ввода исходных данных) решить математическую задачу как в символьном (формульном) виде, так и в численной форме.

Практика применения систем компьютерной математики в учебном процессе свидетельствуют о том, что студенты, владеющие навыками их практического применения, резко опережают в успеваемости тех из них, кто таких навыков не имеет.

Основой вузовского образования является самостоятельная работа студента, поэтому все современные образовательные технологии направлены на то, чтобы приучить студентов работать самостоятельно, так как именно это качество дает возможность успешно адаптироваться в быстро меняющемся обществе. В связи с этим роль самостоятельной работы студентов в их познавательной деятельности играет немало важную роль. Привитие студентам навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно пополнять свои знания и свободно ориентироваться в поступающей информации — сложный и длительный процесс.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к творческой самостоятельности — высшему уровню.

Эффективность самостоятельной работы студентов (СРС) обусловлена таким важным фактором как организация самостоятельной работы студентов, которая в значительной степени определяет качество процесса обучения и предполагает четкое определение видов и форм СРС, отлаженную работу читальных залов, компьютерных классов и др.

В связи с абстрактным характером курса алгебры, его изучение в вузе вызывает трудности у части студентов первого курса из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. Поэтому перед преподавателем возникает проблема, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, а также обеспечить формирование у студентов потребности самостоятельно приобретать знания, готовиться к практическим занятиям.

Различают два вида самостоятельной работы студентов по алгебре, осуществляемой под контролем преподавателя: аудиторная самостоятельная работа (на лекциях, практических занятиях) и внеаудиторная.

Выделим следующие содержательные элементы аудиторной самостоятельной работы при изучении курса алгебры в вузе: умение слушать и составлять конспекты лекций; чтение и анализ текстов, отражающих содержание курса; анализ примеров и задач; выработка правил и приемов по воспроизведению типовых алгоритмических задач; более глубокое и подробное изучение отдельных теоретических положений, методов и способов решения задач.

К самостоятельной внеаудиторной работе отнесем: изучение дополнительной литературы по курсу алгебры с последующим ее конспектированием; доработка и оформление лекций посредством выполнения заданных преподавателем заданий (восстановление пропущенной части доказательства, проведение доказательства по аналогии, доказательство следствий теорем, свойств); проработка материала по электронным учебникам, учебным пособиям; подготовка к практическим занятиям; выполнение курсовых и квалификационной работ; подготовка к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

Ключевую роль при организации самостоятельной работы студентов играют современные информационные технологии, которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Использование информационных технологий существенно изменяет соотношение между аудиторной и внеаудиторной работой студентов в пользу последней. Открытость и доступность информационного ресурса обуславливает возможность студентам осуществлять самостоятельную деятельность в удобное для него время.

Самостоятельную работу студентов при изучении курса алгебры в вузе с использованием информационных технологий можно организовать посредством следующей системы:

1) работа с электронными изданиями в библиотеке, подготовка к практическим занятиям;

2) выполнение индивидуальных заданий по основным разделам курса;

3) промежуточная аттестация с помощью компьютерного тестирования;

4) тематические и индивидуальные консультации с преподавателями;

5) подготовка курсовых и квалификационных работ.

«Фактором, определяющим успешное применение

современных информационных технологий, является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением использования» [5, с. 124]. Информационную составляющую, обеспечивающую содержательный аспект подготовки специалиста в вузе, следует рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного представления обучающим и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей гарантированному достижению поставленных дидактических целей. В качестве такой составляющей может, на наш взгляд, выступать электронный учебно-методический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины.

Разработанный комплекс по алгебре для студентов вуза, представляет собой дидактическую систему, в которую в целях создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимся интегрируются при-

Рис. 2. Структурное наполнение электронного учебнометодического комплекса по курсу «Алгебра» для студентов специальности «Математика»

кладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс. Структурное наполнение электронного учебно-методического комплекса по алгебре представлено на рисунке 2.

Отличительной особенностью электронного учебнометодического комплекса (ЭУМК), по сравнению с традиционными — печатными, является то, что появились новые возможности быстрого доступа к информационным образовательным ресурсам с помощью гипертекста — Интернет технологии. Благодаря гипертекстовому построению электронного учебно-методического комплекса, системе перекрестных ссылок, обучаемый может работать с его компонентами в свободном режиме и получать информацию различными путями, выбирая, таким образом, индивидуальную стратегию обучения.

Каждый элемент комплекса является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога. Внешний вид электронного учебно-методического комплекса представлен на рисунке 3.

Таким образом, комплекс представляет собой постоянно развивающую базу знаний в одной из предметных областей, и является как бы стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающегося.

Возможности электронных учебно-методических комплексов значительно шире возможностей печатных, так как на основе мультимедиа они объединяют в единую интегрированную систему самые разнообразные по назначению, содержанию и форме материалы, учитывающие, кроме того, и уровни подготовки студентов.

Использование учебно-методического комплекса в ходе алгебраической подготовки студентов вуза позволяет: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс; значительно активизировать познавательную деятельность студентов, повысить ее стимулирующую составляющую; реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей с элементами дидактического комплекса дружеский интерфейс и индивидуальный темп усвоения учебного материала; производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений; вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и группы в целом.

Рис. 3. Внешний вид структуры УМК

Основным методическим принципом применения информационных технологий в учебном процессе должна быть их совместимость с традиционными формами обучения. Для этого необходимо найти оптимальное сочетание средств информационных технологий с

традиционными средствами обучения, определить место каждого средства обучения и создать наилучшие условия для индивидуального использования этих средств студентами.

Библиографический список

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст].— М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Солоницын, Ю.А. Презентация на компьютере [Текст]. — СПб.: Питер, 2006.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]. — М.: Высш. шк., 1991.

4. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике [Текст]. — М.: Просвещение, 1995.

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. Статья поступила в редколлегию 17.12.08 .

УДК 53 (07)

А.Ю. Шарова, соискатель ГАГУ, г. Горно-Алтайск

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компьютерные технологии являются неотъемлемым компонентом в современной системе образования, а часто и основой общей культуры педагога. В статье рассмотрены проблемы, возникающие при реализации компьютерных технологий в процессе обучения, а также дидактические условия их оптимального использования.

Ключевые слова: барьер, дидактические условия, реализация, вопрос, технологические правила.

Во многих исследованиях подчеркивается тот факт, что реализация компьютерных технологий в процессе обучения становится возможной при устранении трех барьеров: психолого-физического, социального и терминологического.

Психолого-физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора или когда этот вопрос заранее решен и закреплен как норма, например, расположение учеников за одной партой, «притертость» пассажиров в транспорте в часы «пик» и т.п.). В противном же случае чрезмерная физическая близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и действует либо раздражающе, либо подавляюще. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.

Социальный барьер общения характеризуется тем, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами. Если учитель занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать...», — то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Третий барьер — терминологический. Причина его кроется в чрезмерном использовании учителем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ему самому. Это создает у учащихся препятствие в общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой учителя, делают выводы о скудости и неразвитости своей речи. В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы»: «Мы приступаем к изучению новой темы...», «Нам необходимо еще раз вернуться к вопросу...», «Настало время проверить наши силы... » и т.д.

В ходе исследования нами выявлены «следующие дидактические условия оптимального использования обучающих компьютерных программ в учебном процессе:

1. Сведения, содержащиеся в компьютерныьх программах должны1 учиты1вать логику курса физики, быть тесно связаны с основным учебным методическим комплексом по физике.

2. Электронныш учебныш материал должен отражать общепризнанны1е теории и законы1. Особое внимание при использовании электронны1х носителей следует уделить применению правильной научной терминологии и точны1х формулировок научны1х понятий

3. Учебны1е материалы1 представленны1е на электронные носителях должны1 бы1ть доступны1 для усвоения и не вы1зы1вать перегрузки учащихся.

4. Компьютерные обучающие программы1 должны1 быть просты к применению учителем.

Для успешной реализации данного условия необходимо, чтобы привлекаемый электронный учебный материал соответствовал целям и задачам формирования знаний и умений учащихся в рамках изученной темы, их теоретической и практической подготовке к работе с электронными ресурсами по физике, а также методам и приемам изучения конкретной темы по физике.

5. Электронные учебные материалы1 по физике должны способствовать формированию у учащихся на-учны1х понятий.

Для реализации данного условия необходимо адаптировать существующие программы по физике не всегда ориентированные на обеспечение формирования системы научных понятий, с использованием планов обобщенного характера.

6. Электронные учебны1е материалы1 должны1 способствовать развитию теоретического мы^шления учащихся. Формирования у них представлений об окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.