Научная статья на тему 'Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития'

Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / GENERAL EDUCATION / ALL-RUSSIAN SCHOOLCHILDREN OLYMPIAD / WORK WITH GIFTED CHILDREN / VOLOGDAOBLAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чегодаев Александр Вячеславович

В статье на основе открытой информации Министерства образования и науки РФ и Департамента образования Вологодской области представлены результаты исследования выступления школьников региона на заключительном этапе Всероссийской олимпиады за последние 10 лет. Показано, что по эффективности подготовки к олимпиадам область является лидером в стране. Выделены группы предметов, по которым достигнуты высокие, средние и низкие результаты. Представлена информация об учебных заведениях, подготовивших наибольшее число победителей. Сформулированы основные проблемы подготовки к олимпиадам и предложения по повышению результативности участия региона во Всероссийской олимпиаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Vologda Residents in All-Russian Schoolchildren Olympiad: performance results and ways of development

The article presents the results of the study on the performance of the region’s schoolchildren of the final stage of the All-Russian Olympiad over the past 10 years, based on the open data of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Vologda Oblast Department of Education. The article reveals the Oblast to be the country’s leader in the Olympiads training efficiency. The groups of disciplines are distinguished by the results achieved (high, average, low). The article provides information on educational institutions that trained the largest number of winners. The article outlines key problems on the Olympiads training and proposals for improving the region’s performance results in the All-Russian Olympiad.

Текст научной работы на тему «Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития»

УДК 37.031(470.12)

ББК 74.200.58(2Рос-4Вол) © Чегодаев А.В.

Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития

В статье на основе открытой информации Министерства образования и науки РФ и Департамента образования Вологодской области представлены результаты исследования выступления школьников региона на заключительном этапе Всероссийской олимпиады за последние 10 лет. Показано, что по эффективности подготовки к олимпиадам область является лидером в стране. Выделены группы предметов, по которым достигнуты высокие, средние и низкие результаты. Представлена информация об учебных заведениях, подготовивших наибольшее число победителей. Сформулированы основные проблемы подготовки к олимпиадам и предложения по повышению результативности участия региона во Всероссийской олимпиаде.

Общее образование, Всероссийская олимпиада школьников, работа с одаренными детьми, Вологодская область.

Александр Вячеславович ЧЕГОДАЕВ

кандидат физико-математических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН Cheg_al@mail.ru

В настоящее время обращение на государственном уровне к проблеме системной работы с одаренными детьми обусловлено переменами, связанными с модернизаци-онными процессами в экономике. В ходе их существенно возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, из-за чего проблема отбора и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции.

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [1].

В качестве одного из наиболее эффективных методов выявления одарённых молодых людей рассматривают предметные школьные олимпиады. Председатель Российского совета олимпиад школьников академик В.А. Садовничий отмечает их высокую значимость как инструмента укрепления интеллектуальной конкурентоспособности России [4].

По значимости и количеству участников лидирующее положение занимает Всероссийская олимпиада школьников [8, с. 84], которая находится в ведении Министерства образования и науки. Она проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный.

Всероссийская олимпиада школьников выполняет информационно-индикаторную функцию, являясь источником ценной информации о состоянии работы с одаренными школьниками, демонстрируя уровень подготовленности, широту кругозора и мышления лучших учащихся из разных регионов страны, составляющих единое образовательное пространство [10, с. 240].

В связи с этим представляется интересным рассмотреть результативность выступления школьников Вологодской области на заключительном этапе Всероссийской олимпиады на фоне других регионов страны. Анализ результативности школ проведен нами на основании открытой информации (приказов, протоколов) департамента образования области за последние 5 лет, т.к. официальных данных за более ранний период найти не удалось.

Эффективность и результативность подготовки школьников к олимпиадам в различных регионах. Наибольшее количество победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады наблюдается в наиболее густонаселенных субъектах РФ, таких как г. Москва и г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Пермский край (табл. 1). В целом по всем регионам корреляция между числом победителей олимпиад и численностью населения оказалась достаточно высокой (значение коэффициента корреляции по рядам данных составило 0,86).

Более объективно отражают уровень качества образования и успешность подготовки школьников в российских регионах данные, учитывающие численность населения. При расчете количества победителей олимпиад на 100 тыс. чел. населения каждого региона лидерами по их числу стали Кировская область, г. Санкт-Петербург, Вологодская область, Республика Калмыкия, Республика Татарстан и г. Москва (табл. 2).

Отметим, что практически во всех регионах-лидерах по количеству победителей олимпиад работают специализированные учебные общеобразовательные заведения по работе с одаренными школь-

Таблица 1. Регионы-лидеры по количеству победителей и призеров Всероссийских олимпиад

Место Регион Общее количество победителей и призеров в 2003-2010 гг.

1 г. Москва 1127

2 г. Санкт-Петербург 593

3 Московская область 414

4 Республика Татарстан 411

5 Челябинская область 315

6 Пермский край 260

7 Нижегородская область 208

8 Кировская область 205

9 Краснодарский край 203

10 Свердловская область 196

13 Вологодская область 143

Источник: Победители Всероссийских олимпиад 2003 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://begingroup.com/ гиДор/ге$еагсМ988

Таблица 2. Регионы-лидеры по количеству победителей и призеров Всероссийских олимпиад в относительных показателях

Регион Общее количество победителей в 2003 - 2010 гг. Коэффициент (количество победителей на 100 тыс. чел. населения)

Кировская область 205 14,51

г. Санкт-Петербург 593 12,98

Вологодская область 143 11,69

Республика Калмыкия 33 11,54

Республика Татарстан 411 10,92

г. Москва 1127 10,76

Пермский край 260 9,57

Ямало-Ненецкий автономный округ 50 9,21

Челябинская область 315 8,97

Республика Марий Эл 63 8,96

Источник: Победители Всероссийских олимпиад 2003 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://begingroup.com/ гиДор/ге$еагс^988

никами, подготовившие более 50 победителей и призеров Всероссийской олимпиады (Физико-математический лицей №239, г. Санкт-Петербург; СУНЦ МГУ им. А.Н. Колмогорова, г. Москва; Лицей №1303, г. Москва; Лицей «Вторая школа», г. Москва; Лицей №31, г. Челябинск; Кировский физико-математический лицей; Гимназия №9, г. Екатеринбург; Вологодский многопрофильный лицей и др.). Во многих регионах эффективная подготовка школьников ведется также в центрах дополнительного образования (Центр дополнительного образования одаренных школьников, г. Киров; Центр математического образования, г. Санкт-Петербург; Московский центр непрерывного математического образования и др.).

Общее количество школ, подготовивших одного и более победителей Всероссийских олимпиад, составило 2202, причем 100 лучших школ России (0,2% от общего числа школ) дают 38,3% победителей олимпиад (2976 человек).

Анализ динамики количества представителей каждого региона, побеждавших в 2003 — 2010 гг. во Всероссийской олимпиаде, при нормировании их на численность населения региона показывает, что лидерами по подготовке победителей олим-

пиад, как следует из итогов всего периода, являются Кировская область, г. Санкт-Петербург, Вологодская область, г. Москва. При этом в десятку наиболее успешных регионов в разные годы проведения олимпиады входят различные субъекты РФ. Причем, судя по большой вариативности регионов и их распределению в рамках самой десятки лидеров, качество подготовки школьников является достаточно динамичной категорией.

Результаты Вологодской области по отдельным предметам. По абсолютным показателям область вошла в десятку регионов-лидеров по таким четырем предметам, как: химия (5 место), история (9 место), география (8 место), английский язык (9 место).

В пересчете на 100 тыс. чел. населения регион попал в десятку регионов-лидеров по следующим девяти предметам (табл. 3): химия (1 место), история (1 место), география (3 место), биология (4 место), литература (4 место), физика (4 место), русский (7 место), английский язык (8 место), информатика (10 место).

Две школы Вологодской области вошли в число наиболее сильных в сфере подготовки победителей олимпиад по отдельным предметам (табл. 4).

Таблица 3. Количество попаданий в десятку лучших регионов по предметам в относительных показателях

Регион Количество предметов, по которым представители региона входили в 10-ку лучших (в отн. показателях) Перечень предметов, по которым представители региона входили в 10-ку лучших

Вологодская область 9 Английский язык, биология, география, информатика, история, литература, русский язык, физика, химия

Республика Татарстан 9 Астрономия, информатика, история, биология, литература, немецкий язык, русский язык, физика, французский язык

г. Санкт-Петербург 8 Английский язык, информатика, астрономия, математика, физика, немецкий язык, русский язык, французский язык

Пермский край 8 Информатика, история, литература, немецкий язык, право, русский язык, французский язык, экономика

г. Москва 8 Английский язык, астрономия, информатика, математика, немецкий язык, французский язык, химия, экономика

Кировская область 7 Биология, литература, математика, общество, право, физика, экономика

Республика Калмыкия 7 Английский язык, география, история, общество, право, химия, экология

Источник: Победители Всероссийских олимпиад 2003 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://begingroup.com/ шЛор/ге$еагШ988

Таблица 4. Позиции образовательных учреждений региона в рейтинге школ-лидеров по отдельным предметам

Предмет Образовательное учреждение Кол-во победителей Место

Английский язык МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением английского языка», г. Вологда 4 4

История БОУ ВО Вологодский многопрофильный лицей 5 2

Источник: Победители Всероссийских олимпиад 2003 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://begingroup.com/ гиЛор/ге$еагс^988

Проанализируем динамику количества победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, представлявших Вологодскую область. На этом этапе за период с 2005 года по настоящее время с 11 до 18 увеличилось количество предметов, в соревнованиях по которым принимали участие вологодские школьники (табл. 5). Заметим, что начиная с

2007 года количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады стабильное — ежегодно не меньше 20; при этом наблюдается положительная динамика эффективности участия в соревнованиях по гуманитарным дисциплинам при снижении результатов в сфере естественноматематических наук.

Так, в 2012 г. 16 дипломов из 24 (67% от общего количества наград) школьники области получили по истории, праву, обществознанию и литературе (в 2007 и

2008 годах — 42 и 33% соответственно). Однако если в 2007 и 2008 гг. школьники области получили по математике и естественным наукам 11 и 14 дипломов соответственно (55 и 60% от общего количества наград), то в 2011 и 2012 годах — 9 и 7 (41 и 33%).

По результативности участия вологодских школьников в заключительном этапе Всероссийской олимпиады можно выделить предметы:

• химия, право, история — более 20 дипломов;

Таблица 5. Количество дипломов победителей и призёров по предметам, полученных учащимися Вологодской области на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Предмет Год Итого

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Химия 3 2 4 5 4 4 7 4 32

Право 0 2 4 2 3 1 6 5 23

История 0 1 2 2 3 3 5 5 21

Физика 1 2 0 5 2 2 2 1 15

Литература 1 1 0 0 3 2 3 4 14

География 0 0 1 2 4 2 1 0 10

Информатика 2 3 3 0 0 0 1 0 9

Биология 2 1 1 2 2 0 0 1 9

Русский язык 0 1 3 2 0 2 1 0 9

Обществознание - - 0 0 1 3 2 2 8

Английский язык - 2 1 2 1 1 0 0 7

Математика 0 0 1 2 0 1 0 1 5

Экология - - - 1 1 1 0 1 4

Немецкий язык - 0 0 0 1 0 1 0 2

Экономика 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Французский язык - - 0 0 0 0 0 0 0

Астрономия - - - - - - 0 0 0

Физ. культура - - - - - - - 0 0

Итого наград 9 15 20 25 25 22 29 24 167

Источник (здесь и далее): приказы Департамента образования Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu35.ru/index.php/archive-news

• физика, литература, география, информатика, биология, русский язык, обществознание, английский язык — 7-15 дипломов;

• математика, экология, немецкий язык — 2-5 дипломов.

По таким предметам, как экономика, французский язык, астрономия и физическая культура, призеров и победителей среди школьников области не было. По технологии, искусству (мировая художественная культура) и основам безопасности жизнедеятельности региональный этап Всероссийской олимпиады в Вологодской области не проводится.

После изменения в 2010 году принципа отбора участников на заключительный этап олимпиады наблюдается положительная динамика численности участников от Вологодской области (табл. 6) при снижении эффективности участия (отношение числа победителей к общему по области

числу участников). Поскольку с 2010 г. регионы не имеют фиксированных квот на участие в заключительном этапе, а список участников определяется согласно общему рейтингу победителей и призеров регионального этапа по всей стране, регионы получили возможность выставлять больше участников по наиболее результативным для них предметам. Например, Вологодская область в 2010 году была представлена на олимпиаде 12-ю участниками по праву и 7-ю по обществознанию, а в 2011 году — 12 и 9-ю участниками по истории и химии соответственно.

При анализе результативности участия в олимпиаде образовательных учреждений области за последние 5 лет [5, 6] выявлено, что лидирующее положение занимает Вологодский многопрофильный лицей, учащиеся которого завоевали 54% всех наград региона (рисунок). По результатам двух крупнейших городов области —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Эффективность участия Вологодской области в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество участников 58 66 76 69

Количество наград 25 22 29 24

Эффективность участия, % 43 38 36 35

Территориальное распределение победителей Всероссийской олимпиады

80

70

60

50

40

30

20

10

0

68

38

14

ВМЛ

г. Вологда

г. Череповец

Муниципальные

районы

5

Вологды и Череповца — очевидно существенное превосходство последнего. Это прежде всего можно объяснить тем, что часть сильнейших школьников города Вологды учится в многопрофильном лицее, территориально расположенном в нём, но имеющем статус областного учебного заведения. Таким образом, результаты многопрофильного лицея не входят в зачет г. Вологды. Стабильные результаты по гуманитарным дисциплинам показывают Женская гуманитарная гимназия г. Череповца и «СОШ №1 с углубленным изучением английского языка» г. Вологды (табл. 7). Только четыре учебных заведения области подготовили по 5 и более победителей олимпиад, т.е. на подготовке детей к олимпиадам специализируется недостаточное количество школ. Победителей и призеров заключительного этапа

олимпиады подготовили также в Великом Устюге, Грязовце и Череповецком муниципальном районе. Победителями и призерами стали и многие представители муниципальных районов среди учащихся Вологодского многопрофильного лицея.

Итак, в общей сложности 25 учебных заведений области (из них 10 лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов; 15 общеобразовательных школ) имеют победителей и призеров Всероссийской олимпиады. Что касается результативности этих учебных заведений, то всего 13 из них имеют по одному победителю олимпиады. Среди участников заключительного этапа представлено гораздо большее число муниципальных районов, что свидетельствует о равномерности распределения одаренных школьников по территории области [2, с. 82].

Таблица 7. Образовательные учреждения Вологодской области, подготовившие победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008 - 2012 гг.

Образовательное учреждение 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2008 - 2012

БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» 15 13 11 15 15 68

МОУ «Женская гуманитарная гимназия», г. Череповец 2 3 2 5 1 13

МОУ «СОШ № 33», г. Череповец 1 1 2 4

МОУ «СОШ № 9 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец 1 1 2

МОУ «СОШ № 31», г. Череповец 1 1 2

МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК» (СОШ №37), г. Череповец 2 3 1 2 8

МОУ «СОШ № 4», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 11», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 21 с угл. изучением предметов», г. Череповец 1 1 2

МОУ «СОШ № 26 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 34», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 21 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 32», г. Череповец 1 1

МОУ «СОШ № 12», г. Череповец 1 1

МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда 1 1

МОУ «СОШ № 18», г. Вологда 1 1

МОУ «СОШ № 8 с угл. изучением отдельных предметов», г. Вологда 1 1 2

МОУ «СОШ № 26», г. Вологда 1 1

МОУ «СОШ №1 с угл. изучением англ. языка», г. Вологда 1 1 1 1 1 5

МОУ «СОШ № 5», г. Вологда 1 1 1 3

МОУ «СОШ № 13», г. Вологда 1 1

МОУ «СОШ №2», г. Великий Устюг 1 1

МОУ «Малечкинская СОШ», Череповецкий муниципальный район 1 1 1 3

МОУ «СОШ № 1», г. Грязовец 1 1

Итого 25 25 22 29 24 125

География учебных заведений, подготовивших победителей заключительного этапа по гуманитарным предметам, существенно шире, чем по естественно-математическим (табл. 8). Это можно объяснить тем, что в настоящее время для побед на заключительном этапе олимпиады по многим предметам, особенно естественноматематического профиля, требуется уровень подготовки, который могут обеспечить лишь очень квалифицированные преподаватели-тренеры, которых в области крайне мало. Кроме того, успешная подготовка по тем предметам, по которым проводится практический тур (физика, химия, биоло-

гия), должна осуществляться в лабораториях с серьезной материальной базой.

Проблемы и перспективы олимпиадной подготовки школьников в регионе. Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что Вологодская область является одним из лидеров по результативности участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников на протяжении последних 10 лет. Увеличивается количество предметов, по которым регион добивается успехов на олимпиаде. Вологодский многопрофильный лицей входит в число наиболее сильных учебных заведений страны в сфере олимпиадной подготовки школьников.

Таблица 8. Образовательные учреждения области, подготовившие победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010 - 2012 гг. (результаты по предметам)

Предмет Образовательное учреждение

Химия БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «СОШ № 8 с угл. изучением отдельных предметов», г. Вологда

Право БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «Женская гуманитарная гимназия», г. Череповец МОУ «СОШ №2», г. Великий Устюг МОУ «СОШ № 18», г. Вологда МОУ «СОШ № 26», г. Вологда

История БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «СОШ № 33», г. Череповец МОУ «СОШ №1 с угл. изучением англ. языка», г. Вологда МОУ «СОШ№ 11», г. Череповец

Физика БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК»

Литература БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «Женская гуманитарная гимназия», г. Череповец МОУ «СОШ № 31», г. Череповец МОУ «СОШ № 12», г. Череповец

География МОУ «Малечкинская СОШ», Череповецкий муниципальный район МОУ «СОШ № 13», г. Вологда МОУ «СОШ № 21 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец МОУ «СОШ № 37», г. Череповец

Информатика МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК», г. Череповец БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Биология МОУ «СОШ № 9 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец МОУ «СОШ № 37» г. Череповец

Русский язык МОУ «Женская гуманитарная гимназия» г. Череповец МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК»

Обществознание БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «СОШ № 5», г. Вологда МОУ «СОШ № 1», г. Грязовец МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда

Математика БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «СОШ № 8 с угл. изучением отдельных предметов», г. Вологда

Экология БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» МОУ «СОШ № 32», г. Череповец

Немецкий язык МОУ «Женская гуманитарная гимназия», г. Череповец МОУ «СОШ № 26 с угл. изучением отдельных предметов», г. Череповец

Английский язык МОУ«СОШ №1 с угл. изучением англ. языка», г. Вологда

Однако по ряду предметов область имеет, как правило, низкие результаты. Наблюдается тенденция снижения результатов по математике и предметам естественнонаучного цикла. Можно сформулировать следующие проблемы олимпиадной подготовки вологодских школьников:

• кадровые: недостаточное количество квалифицированных кадров для подготовки школьников к участию в региональном и заключительном этапах;

• организационные: отсутствие регионального этапа Всероссийской олимпиады по некоторым предметам из перечня, утвержденного Минобрнауки РФ; централизованной подготовки команд области к заключительному этапу; системности в работе с одаренными детьми на всех уровнях образования;

• научно-методические: недостаточное внимание к вопросам олимпиадной подготовки в программах профессиональ-

ного образования и повышения квалификации педагогов; слабое взаимодействие общеобразовательных учреждений по вопросам распространения опыта олим-пиадной подготовки;

• социально-экономические: недостаточное количество учебных заведений, специализирующихся на работе с интеллектуально одаренными детьми; отсутствие мер финансовой поддержки учебных заведений и поощрения педагогов, подготовивших победителей олимпиад.

В сентябре 2012 года созданной по поручению Губернатора при Департаменте образования Вологодской области рабочей группой была разработана модель системы выявления и развития одаренных детей1. В проекте данной модели олимпиадное движение рассматривается в качестве основы системы выявления и поиска одаренных детей.

На базе разработанной модели и нашего личного опыта по подготовке школьников к олимпиадам, для повышения результативности участия региона в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, можно предложить следующие мероприятия:

• проведение учебно-тренировочных сборов для участников олимпиады;

• расширение перечня предметов, по которым проводится региональный этап Всероссийской олимпиады;

• повышение квалификации педагогов и методистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми, а также проведение научно-практических конференций по проблемам выявления и поддержки талантливых детей с целью распространения опыта в этой сфере и продвижения передовых технологий;

• создание областного центра, включая интернат, по работе с одаренными школьниками из районов области.

Литература

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf

2. Королева, И.А. Оценка качества преподавания в образовательном учреждении (на примере НОЦ ИСЭРТ) [Текст] / И.А. Королева // Проблемы развития территории. - 2012. - № 2(58). - С. 82-101.

3. Леонидова, Г.В. Некоторые подходы к формированию системы оценки качества образования (на примере научно-образовательного центра) [Текст] / Г.В. Леонидова // Проблемы развития территории. — 2006. - № 3(34). - С. 61-64.

4. Обращение Председателя Российского совета олимпиад школьников академика В.А. Садовничего к организаторам олимпиад школьников [Электронный ресурс] / В.А. Садовничий. - Режим доступа: http://rsr-olymp.ru/news/33

5. Официальный сайт Вологодского института развития образования. - Режим доступа: http://viro.edu. ru/?page_id=1662

6. Официальный сайт Департамента образования Вологодской области. Приказы. - Режим доступа: http:// www.edu35.ru/index.php/archive-news

7. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm695-1.htm

8. Попова, В.И. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3(55). - С. 84-93.

9. Результаты исследования «Победители Всероссийских олимпиад 2003-2010 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://begingroup.com/ru _/top/research/988

10. Шепелев, М.В. Работа с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии: организационно-педагогическая модель подготовки к химическим олимпиадам [Текст] / М.В. Шепелев // Известия высших учебных заведений. - 2012. - Т. 3. - № 3. - С. 240-244.

Одним из членов этой группы является автор настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.