Научная статья на тему 'Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей'

Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2339
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСЭРТ РАН / ОТКРЫТАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ НОЦ ИСЭРТ РАН / THE SYSTEM OF ECONOMIC OLYMPIADS FOR SCHOOLCHILDREN / SCIENTIFIC AND EDUCATION CENTER OF ISEDT RAS / OPEN OLYMPIAD ON ECONOMICS IN THE SEC OF ISEDT RAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Вера Ивановна, Кельсина Анна Сергеевна

В статье рассмотрены основные функции олимпиад школьников, изучена система экономических олимпиад в Российской Федерации, особенности их проведения, а также представлен опыт организации и проведения экономической олимпиады в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main features of Olympiads for schoolchildren, studies the system of economic competitions in Russia, particularities of their conducting, and provides the experience of organizing and conducting economic Olympiad in the Scienti??ic and Education Center of ISEDT RAS.

Текст научной работы на тему «Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей»

УДК 372.8(470.12)

© Попова В.И.

© Кельсина А.С.

ОЛИМПИАДЫ В СИСТЕМЕ ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В статье рассмотрены основные функции олимпиад школьников, изучена система экономических олимпиад в Российской Федерации, особенности их проведения, а также представлен опыт организацииипроведенияэкономическойолимпиадывНаучно-образовательномцентреИСЭРТРАН.

Система экономических олимпиад школьников, Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН, Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН.

В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется всё большей популярностью среди молодёжи. Успешное выступление детей на олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений, стимулирует детей и преподавателей к новым достижениям. Для школьников олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей - показать результаты работы, выявить сильных учащихся.

Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.

Олимпиады выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.

2. Поддержание единого образовательного пространства.

3. Поддержание высокого научного уровня образования в России [2].

Как отмечает академик В.В. Лунин, в олимпиадах изначально заложен сильный стимул саморазвития личности, но он подавляется другой функцией олимпиады: выявлением сильнейших [2]. Соревнования являются центральной, системообразующей, но далеко не единственной и даже не первостепенной частью олимпиады. Поэтому сейчас важнее смещение акцентов с соревновательной на личностно-развивающую функцию олим-пиадного движения. Этого мнения придерживаются и авторы статьи.

ПОПОВА Вера Ивановна к.э.н., зав. отделом ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru

г

КЕЛЬСИНА Анна Сергеевна зам. зав. отделом ИСЭРТ РАН Kelsina55@mail.ru

В то же время значение олимпиад и в том, что они создают общую среду для выявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования достижений наиболее одарённых ребят.

Необходимость развития системы поддержки талантливых детей, в том числе через олимпиады и конкурсы, систему дополнительного образования, подчёркнута и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым [4].

Олимпиады по экономике проводятся в России не так давно по сравнению с такими предметами, как математика, физика или русский язык. Так, Всероссийская олимпиада по экономике проводится лишь с 1996 г., но в связи с популярностью экономического образования на сегодняшний день количество экономических олимпиад и конкурсов существенно возросло. Систему олимпиад по экономической тематике образуют Всероссийская олимпиада школьников по экономике; олимпиады и конкурсы, входящие в перечень олимпиад, утверждаемых Министерством образования и науки; олимпиады, проводимые при поддержке различных организаций и учреждений (рис. 1).

По значимости и охвату школьников на первом месте стоит Всероссийская предметная олимпиада школьников, которая находится в ведении Министерства образования и науки и проводится в четыре этапа:

• школьный;

• муниципальный;

• региональный;

• заключительный.

Организаторами школьного этапа

Олимпиады являются образовательные учреждения; муниципального - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования; регионального - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; заключительного - Министерство образования и науки Российской Федерации. Всероссийская олимпиада проводится по 19 предметам, в число которых входит и экономика [6]. В 2010 - 2011 учебном году численность школьников, принимавших участие во Всероссийской олимпиаде по экономике, составила на заключительном этапе 230 человек [1].

Министерство образования и науки РФ определяет также порядок проведения олимпиад, входящих в перечень олим-

Рисунок 1. Система экономических олимпиад школьников

Всероссийская олимпиада школьников по экономике, проводимая Министерством образования и науки РФ

Олимпиады, включённые в перечень олимпиад, утверждаемых Министерством образования и науки РФ

В 2010/11 уч. году в перечень включены 7 олимпиад по общеобразовательному предмету «Экономика»

Олимпиады, проводимые при поддержке различных организаций и учреждений:

- Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада

по экономике и бизнесу.

- Московская олимпиада школьников по экономике и др.

пиад: организационно-методическое обеспечение, правила участия и определения победителей и призёров, права победителей и призёров [7]. Организаторами таких олимпиад могут выступать как органы власти, так и вузы, общественные организации, средства массовой информации и иные юридические лица.

Координирует проведение олимпиад Российский совет олимпиад школьников, а его организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности осуществляет общероссийская общественная организация «Российский Союз ректоров». Совет олимпиад ежегодно формирует проект перечня олимпиад, который утверждается Министерством образования и науки. Включение в перечень производится на основе анализа представленных документов, качественных критериев, а также количественных критериев, утверждаемых в зависимости от общего количества участников олимпиады, количества субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде, и доли обучающихся 11 (12) классов от общей численности участников олимпиады [7].

В зависимости от соответствия определённым критериям каждой олимпиаде, включённой в перечень, присваивается свой уровень. Критерии определены приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 372 «Об утверждении критериев отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников» (табл. 1).

В перечень олимпиад школьников на

2010 - 2011 учебный год вошли 77 олимпиад и конкурсов, из них - 7 по общеобразовательному предмету «Экономика» (табл. 2).

Олимпиады также организуются различными организациями и учреждениями. Например, Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу, проводимая Центром дистанционного образования «Эйдос», или Московская олимпиада школьников по экономике, организаторами которой являются Департамент образования и вузы г. Москвы.

Олимпиады можно разделить по следующим критериям: по уровню проведения (школьные, районные, городские, областные, зональные, всероссийские, международные), по форме проведения (заочные, очные, очно-заочные, сетевые), по количеству участников (командные и персональные), по субъекту организации (в зависимости от того, кто проводит олимпиаду - школа, колледж, вуз).

Открытая Олимпиада по экономике, организуемая Научно-образовательным центром экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, является предметной (экономическое направление), очно-заочной, открытой (участие принимают все желающие школьники 5-11 классов общеобразовательных учреждений).

Таблица 1. Критерии отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников

Критерии Уровень

Ежегодное участие в олимпиаде не менее 2500 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 15 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет I уровень

Ежегодное участие в олимпиаде не менее 1000 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 7 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет II уровень

Ежегодное участие в олимпиаде не менее 300 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 3 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет III уровень

Таблица 2. Олимпиады по экономике, включённые в перечень олимпиад на 2010/11 уч. год [5]

Название олимпиады Организатор олимпиады Уровень

Всероссийская олимпиада по финансовому рынку для старшеклассников Федеральная служба по финансовым рынкам III уровень

Всероссийский творческий конкурс «Миссия выполнима. Твоё призвание -финансист!» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» III уровень

Межрегиональная олимпиада школьников ГУ ВШЭ, БелГУ, ИрГУ, МарГТУ, ОмГУ, РУДН, СПбГУ ИТМО, ТПУ, УрФУ Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет -Высшая школа экономики», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» и др. II уровень

Межрегиональный экономический фестиваль школьников «Сибириада. Шаг в мечту» Департамент образования Новосибирской области, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет», Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» и др. III уровень

Олимпиада школьников «Государственный аудит» Счётная палата Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации» III уровень

Олимпиада школьников «Интеллектуальный марафон имени Н.Д. Кондратьева» Учреждение Российской академии наук Институт экономики РАН II уровень

Региональная межпредметная олимпиада школьников по экономике Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» II уровень

Организатор олимпиады - Научнообразовательный центр экономики и информационных технологий Учреждения Российской академии наук Института социально-экономического развития территорий РАН - работает в сфере экономического образования молодёжи с 2003 года.

В структуру НОЦ входят очный факультатив по экономике, состоящий из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ «Лицей № 32», МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды и Экономическая Интернет-школа. Общая численность школьников 5 - 11 классов в 2010 - 2011 учебном году составила более 400 человек, из них 70 человек - учащиеся Экономической Интернет-школы. Общегородские группы и профильные классы МОУ «Лицей № 32» и МОУ «Гимназия № 2» формируются на конкурсной основе среди школьников общеобразовательных учреждений г. Вологды.

Учащимся Экономической Интернет-школы может стать любой школьник, проявляющий интерес к экономической науке.

Целью созданного в регионе Научнообразовательного центра является становление и развитие творческих, инициативных, самостоятельных молодых людей, а также создание эффективной системы обеспечения региона высококвалифицированными кадрами и привлечение молодёжи в науку [3]. Среди форм работы с учащимися НОЦ важное место занимают и олимпиады.

Учащиеся Научно-образовательного центра принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах по экономическому направлению. За 2005 - 2011 гг. выросло не только общее количество конкурсов, но и число вовлекаемых в этот процесс школьников (рис. 2). В НОЦ также организуются свои конкурсы и олимпиады, среди которых конкурс научноисследовательских работ и эссе, а с 2010 г. проводится «Открытая Олимпиада по экономике ИСЭРТ РАН».

Более подробно проанализируем итоги олимпиады, проводимой в 2010 -

2011 учебном году, а также сравним её по некоторым показателям с олимпиадой прошлого года.

Открытая олимпиада по экономике в Научно-образовательном центре проводится второй год подряд. Численность школьников, принявших участие в олимпиаде в 2009 - 2010 учебном году, составила 425 человек, из них - 24 старшеклассника г. Сокола и г. Грязовца, наибольшее количество участников было представлено из параллели 7-8 классов (табл. 3).

В следующем учебном году численность участников олимпиады возросла до 591 человека, расширилась и география: 17 школьников из п. Юбилейный Вологодской области, 8 - из г. Череповца, 5 - из

г. Хасавюрт Республики Дагестан, 7 - из г. Старые Дороги Республики Беларусь. Распределение участников по классам представлено в таблице 4.

В 2009 - 2010 учебном году олимпиада проводилась в два очных тура, в 2010

- 2011 учебном году был организован заочный и очный тур, причём заочный состоял из трёх этапов (табл. 5). Заочный тур был проведён в течение трёх месяцев, каждому этапу соответствовал определённый вид заданий. Очный тур проходил в течение одного месяца, включая время на оповещение участников и подведение итогов.

Победители (1-3 место) и лауреаты (4-5 место) в 5-11 классах определялись по сумме баллов в каждом туре. Всего в списке победителей и лауреатов оказалось 37 человек.

Рисунок 2. Участие школьников Научно-образовательного центра в конкурсах и олимпиадах за период 2005 - 2011 гг.

Таблица 3. Численность участников олимпиады по экономике НОЦ в 2009 - 2010 уч. г.

Класс Количество человек

чел. %

5 класс 50 12

6 класс 67 16

7 класс 80 19

8 класс 130 31

9 класс 45 10

10-11 класс 53 13

Всего 425 100

Таблица 4. Численность участников олимпиады по экономике НОЦ в 2010 - 2011 уч. г.

Класс Заочный тур Очный тур

Первый этап Второй этап Третий этап

чел. % чел. % чел. % чел. %

5 класс 70 12 10 5 21 12 42 20

6 класс 112 19 37 20 45 26 59 27

7 класс 108 18 44 23 39 22 40 18

8 класс 107 18 49 26 34 20 45 20

9 класс 123 21 11 6 6 4 8 4

10 класс 49 8 27 14 23 14 20 9

11 класс 22 4 11 6 3 2 5 2

Всего 591 100 189 100 171 100 219 100

Таблица 5. График проведения и виды заданий олимпиады по экономике НОЦ в 2010 - 2011 уч. г.

Тур Сроки проведения этапов Вид заданий

1. Заочный 1. Октябрь 2010 г. Тесты

2. Декабрь 2010 г. Задачи

3. Февраль 2011 г. Эссе

2. Очный 1 марта - 30 марта 2011 г. Тесты, задачи, анализ экономической ситуации

Информация о проведении олимпиады, положение, задания и результаты каждого тура были размещены на сайте Научно-образовательного центра, а также направлены в образовательные учреждения г. Вологды и Вологодской области.

Заочный тур, который включал в себя три этапа - тесты, задачи и эссе, носил одновременно и обучающий характер. Время на выполнение заданий не ограничивалось, что позволило справиться с заданиями и учащимся, которые медленно работают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя результаты заочного этапа, можно отметить, что олимпиад-ные задания являются выполнимыми для большинства участников и часть школьников набрала максимальный балл (табл. 6).

Участие в олимпиаде помогает реализовать учащимся и свой творческий потенциал. Например, в третьем этапе «Эссе» заочного тура всем классам предлагалось проанализировать экономическую информацию. Пятиклассники должны были поразмышлять о том, как правильно распределить семейный бюджет, следующая возрастная группа

(7-8 класс) изучала кредитные риски, девятиклассники сравнивали положение на рынке труда в советский период и на современном этапе, старшеклассники анализировали проблемы перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Приводим некоторые выдержки из эссе школьников, которые показывают, что дети учатся думать и предлагать варианты решений экономических проблем.

Мочалов Алексей (5 класс МОУ «СОШ № 1» г. Вологда): «Ведение семейного бюджета позволит постепенно накопить деньги в резервном фонде семьи. Тогда экстренные ситуации (болезнь, поломка бытовой техники, увольнение) не застанут врасплох и не втянут в кабалу долгов. Если с деньгами обращаться неаккуратно, любые доходы будут «улетать в трубу».

Аркадьева Линда (7 класс, МОУ «Лицей № 32» г. Вологда): «С одной стороны, хорошо получить желаемую вещь сразу и пользоваться ею в условиях инфляции по цене «до подорожания». Но нужно посчитать - не перекроют ли уплаченные проценты и комиссии банку за кредит этот

Таблица б. Результаты I (заочного) тура олимпиады НОЦ

Этап Класс Количество участников Максимальный балл Средний балл Минимальный балл

чел. % возможный набранный

Тесты 5 класс 70 12 42 40 26,4 10

6 класс 112 19 42 40 29 14

7 класс 10В 1В б0 4В 26,7 10

8 класс 107 1В б0 46 26,5 4

9 класс 123 21 60 б3 22,3 9

10 класс 49 В 6б 4б 25,4 12

11 класс 22 4 6б 47 35,3 17

Задачи 5 класс 10 б 2б 2б 23 19

6 класс 37 20 2б 2б 22 12

7 класс 44 23 34 34 23 1,5

8 класс 49 26 34 34 27 7,5

9 класс 11 6 39 34 25 9

10 класс 27 14 46 46 17 4

11 класс 11 6 46 41 25 11

Эссе 5 класс 21 12 31 2В 16,9 7

6 класс 45 26 31 31 14,9 7

7 класс 39 22 34 34 15,1 8

8 класс 34 20 34 30 18 8

9 класс 6 4 30 26 17 4

10 класс 23 14 41 3б 18,6 3

11 класс 3 2 41 34 28,3 24

рост цен. А ведь нужно ещё возвращать и основной долг. Будет ли радостна покупка, если денег на платежи не хватит? Может, стоило всё посчитать и набраться терпения, пока накопишь деньги на покупку, не влезая в кредиты?»

Хаджахмедова Наида (9 класс, МОУ «ХМЛ» г. Хасавюрт): «Для меня все недостатки трудовых отношений в советский период ассоциируются с фильмом «Приключения Шурика». Например, это слова героя фильма Феди: «Кто не работает, тот ест», его отношение к труду, к товарищам по работе».

Гудкова Мария (11 класс, МОУ «Гимназия № 2» г. Вологда): «Среди основных путей повышения конкурентоспособности России я бы выделила путь технологической модернизации за счёт отечественных научных разработок и импорта передовых инновационных решений».

В очном туре задания были объединены, время на их выполнение уже строго ограничивалось. Если 5 - 9 классы справ-

ляются со всеми заданиями и набирают близкие к максимальным баллы, то у старшеклассников задания, в основном задачи, вызывают значительные трудности (табл. 7). Для исправления такой диспропорции необходимо в переходных 8-9 классах усиливать олимпиадную подготовку и усложнять задания.

Возможность участия в очном этапе была предоставлена и тем школьникам, которые не могли лично приехать на олимпиаду. На портале Экономической Интернет-школы НОЦ1 в строго определённое время были размещены инструкции для участников и преподавателей, а также сами задания олимпиады. Таким образом, дистанционно приняли участие в этом этапе школьники из п. Юбилейный Вологодской области, г. Хасавюрт Республики Дагестан и г. Старые Дороги Республики Беларусь.

1 Адрес сайта Экономической Интернет-школы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН: http:// e-learning.vscc.ac.ru

Таблица 7. Результаты II (очного) тура олимпиады НОЦ

Класс Количество участников Максимальный балл Средний балл Минимальный балл

чел. % возможный набранный

5 класс 42 20 58 56 34,2 24

6 класс 59 27 58 56 41,6 22

7 класс 40 18 58 54 39,9 18

8 класс 45 20 58 56 39,8 20

9 класс 8 4 58 52 38,25 20

10 класс 20 9 106 62 30,2 15

11 класс 5 2 106 44 28,4 20

Участникам очного этапа олимпиады было предложено ответить на несколько вопросов, общая численность опрошенных составила 170 человек.

Так, большинство из них (67%) узнали о проведении олимпиады именно от школьных учителей, что свидетельствует о заинтересованности школ в участии в подобных мероприятиях (рис. 3). Этот источник информации необходимо учитывать не только при организации следующей олимпиады, но и при подведении итогов и поощрении наиболее активных её участников. Так, дипломами олимпиады 2010 - 2011 учебного года были награждены учебные заведения, чьи учащиеся показали лучшие результаты.

Мотивы участия самих школьников в олимпиаде были следующими: интерес к предмету, по которому проводится олимпиада (56%), стремление занять призовое место (15%) возможность высказать свои творческие идеи (15%), престижно участвовать в олимпиаде (11%). Это свидетельствует, в первую очередь, о том, что экономика является одним из увлекательных предметов, так как соединяет в себе и возможность высказать своё мнение на проблему, и произвести математические расчёты. Важно, что олимпиада не ассоциируется у детей с проверкой знаний, участие в мероприятии добровольное, не вызывает неблагоприятных последствий (например, отрицательная отметка в журнал).

Олимпиада в НОЦ является важной частью образовательного процесса, так как проводится с целью не только выявить талантливых учеников, но и определить, есть ли у школьников Центра стремление к получению новых знаний самостоятельно, расширить кругозор и углубить знания по предмету, помочь определиться с выбором будущей профессии.

Часть школьников отметила, что задания сложные и требуют отдельной подготовки. Именно участие в таких мероприятиях помогает им выявить пробелы в знаниях и повысить мотивацию к посещению дополнительных занятий и самостоятельному изучению материала.

Следует отметить, что в течение всего учебного года в НОЦ проходили занятия по подготовке к олимпиадам. Проводил их аспирант ИСЭРТ РАН О.Е. Лапин -выпускник НОЦ, сам в недавнем прошлом победитель областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Регулярно посещавшие данные курсы Соловьева Елизавета (3 года обучения в общегородском факультативе по экономике в НОЦ) и Прозоров Дмитрий (4 года обучения в общегородском факультативе по экономике в НОЦ) заняли призовые места не только в олимпиаде НОЦ, но и в других конкурсах. Как показывает практика, для того чтобы молодёжь показывала хорошие результаты на олимпиадах, нужна самостоятельная работа, поддержка родителей, а также усилия педагогов. Необходимо также общественное признание и поощрение побед и достижений школьников.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы узнали о проведении олимпиады по экономике в НОЦ?» (в % от числа опрошенных)

От школьных На занятиях в Объявление на От друзей От родителей учителей НОЦ сайте НОЦ

По итогам Открытой Олимпиады НОЦ состоялось торжественное мероприятие, на котором учащиеся были награждены грамотами и памятными подарками. Результаты олимпиады с фотографиями победителей были размещены на сайте и в газете НОЦ.

Победители и лауреаты Олимпиады, не являющиеся учениками НОЦ, были приглашены вне конкурса в Научнообразовательный центр для получения экономического образования.

Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда. Олимпиада - это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

Опыт проведения олимпиад для школьников выявил и ряд недостатков, которые необходимо учесть в будущем.

Это, во-первых, подготовка олимпи-адных заданий. Данный этап является одним из важных, так как именно олимпи-адные задания формируют у школьников общее впечатление об олимпиаде. Интересные и разнообразные задания должны быть основаны на общеобразовательной программе, а также отражать специфику олимпиады и быть направлены на реализацию её целей. Поэтому важно привлекать на этом этапе квалифицированных специалистов. В данном направлении Научно-образовательный центр планирует приглашать сотрудников ИСЭРТ РАН, филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, Вологодского государственного педагогического университета, имеющих учёную степень по экономическому направлению и опыт составления олимпиадных заданий.

Во-вторых, необходимо чётко проработать схему участия школьников в режиме он-лайн на сайте Экономической Интернет-школы с учётом технических и других особенностей дистанционного участия. Для этого важно тесное сотрудничество преподавателей с организаторами олимпиады и разработка для них подробных инструкций.

В-третьих, должны быть точно и неукоснительно соблюдены сроки проведения и размещения на сайте заданий и результатов олимпиады и другие требования, указанные в положении.

Решение этой проблемы мы видим в систематическом контроле со стороны всех заинтересованных лиц (организаторов олимпиады, участников, педагогов и родителей).

Коллектив Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН намерен и дальше с

учётом предыдущего опыта проводить экономическую Олимпиаду и привлекать к участию большее количество школьников, заинтересовывать общеобразовательные учреждения, акцентировать внимание общественности, а также работать над повышением уровня и достижением целей олимпиады. В перспективе планируется повысить уровень олимпиады НОЦ до уровня олимпиад, включаемых в перечень, утверждаемый Министерством образования и науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийская олимпиада школьников по экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://talent.hse.ru/olimp/vseros/results

2. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова; под ред. М.Ф. Сычева. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007.

- 99 с.

3. Наша новая школа: национальная образовательная инициатива [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ akt/6591/

4. Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010 - 2011 учебный год [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 16 ноября 2010 г. № 1162. - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1162.html

5. Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2009 № 695 (ред. от 07.02.2011). - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m695.html

6. Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 22.10.2007 № 285 (ред. от 11.10.2010). - Режим доступа: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_07/m285.html

7. Роль химических олимпиад школьников в развитии образования и науки [Текст] / В.В. Лунин, О.В. Архангельская, М.В. Горохова, И.А. Тюльков // Современные тенденции развития химического образования: работа с одарёнными школьниками: сборник / под общей ред. В.В. Лунина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.