Научная статья на тему 'Творчество как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов'

Творчество как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
443
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / ВДОХНОВЕНИЕ / INSPIRATION / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ИДЕАЛ / IDEAL / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-PERFECTION / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVITY PROCESS / ПОДВИЖНИЧЕСТВО / MOBILITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Ф.Е.

Достижению личностных результатов в процессе изучения литературы в 5-8-х классах содействует осмысление творчества как экзистенциальной ценности гуманизма, формирование представлений о многогранности натуры творческой личности, стремящейся к преобразованию мира в соответствии с идеалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS EXISTENTIAL VALUE OF HUMANISM IN THE SYSTEM OF LITERARY EDUCATION FOR STUDENTS OF 5-8 FORMS

To achieve personal results in the process of studying Literature one should understand the creativity as existential value of humanism, form ideas about manysided nature of creative personality that aims to change the world according to the ideal.

Текст научной работы на тему «Творчество как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов»

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИЗМА В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-8 КЛАССОВ

CREATIVITY AS EXISTENTIAL VALUE OF HUMANISM IN THE SYSTEM OF LITERARY EDUCATION FOR STUDENTS OF 5-8 FORMS

Ф. Е. Соловьева

Достижению личностных результатов в процессе изучения литературы в 5-8-х классах содействует осмысление творчества как экзистенциальной ценности гуманизма, формирование представлений о многогранности натуры творческой личности, стремящейся к преобразованию мира в соответствии с идеалом.

Ключевые слова: литературное образование, воображение, вдохновение, гармония, идеал, самоопределение, самосовершенствование, творческий процесс, подвижничество.

F. E. Solovyova

To achieve personal results in the process of studying Literature one should understand the creativity as existential value of humanism, form ideas about many-sided nature of creative personality that aims to change the world according to the ideal.

Keywords: imagination, inspiration, harmony, ideal, self-determination, self-perfection, creativity process, mobility.

Изучение курса литературы в 5-8-х классах ориентировано на достижение личностных результатов, предполагающих «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества», «формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира» [1].

Становление мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека, однако представления о ценностях гуманизма и содержательных характеристиках гуманистического мировоззрения формируются в процессе школьного обучения и воспитания.

В этой связи преподавание литературы должно активно содействовать осмыслению основных понятий аксиологии гуманизма - экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических и других ценностей.

Основу ценностной системы гуманизма составляют экзистенциальные ценности: жизнь, смысл жизни, смерть, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Осмысление творчества как процесса, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы происходит на протяжении всего курса литературы 5-8-х классов.

Особую роль в этом процессе играют уроки, ориентированные на формирование представлений о многогранности натуры творческой личности, стремящейся к преобразованию мира в соответствии с идеалом.

В ходе знакомства с некоторыми фактами биографии Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, А. П. Платонова, П. П. Бажова, Г. Х. Андерсена, В. Г. Распутина, анализа мифа «Прометей», сказки Х. К. Андерсена «Соловей», повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказов И. С. Тур-

генева «Певцы», А. П. Платонова «Никита», стихотворений Г. Р. Державина «Памятник», С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...», В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» происходит выявление эмпирических, идущих от упрощенных представлений суждений о творчестве; знакомство с базовым понятием творчества как экзистенциальной ценности гуманизма, выявление его смысла; обогащение представлений в процессе осмысления этапов творческой эволюции художников слова, составления интерпретации литературных произведений; создание итогового суждения как убеждения, мотивированного мнения и внутренней духовной потребности, проявляющейся в глубокой уверенности личности в правильности своих принципиальных взглядов и постоянной готовности вести борьбу за их осуществление.

Условием плодотворного творческого процесса является вдохновение, позволяющее выйти за пределы обыденности и нормы, получить надежду на изменение, обновление и преображение себя и окружающего мира в соответствии с представлениями об идеале.

Эта гуманистическая идея находится в центре внимания уроков литературы в 5-м классе, посвященных знакомству с некоторыми фактами биографии Н. В. Гоголя и анализу повести «Ночь перед Рождеством».

Формированию представлений о многогранности натуры творческой личности писателя содействует обращение к слайдовой презентации и комментариям экскурсовода, составленным в жанре портретного художественно-биографического рассказа.

Воссоздать черты характера молодого писателя-романтика, восторженного, добродушно-веселого, хотя и не лишенного некоторой доли лукавства, поможет обращение к автолитографии «Гоголь» (1834) А. Г. Венецианова.

Отметить перемены в мировосприятии художника позволят комментарии рисунка А. С. Пушкина, характеризующегося лаконизмом сведенных воедино черт, точной передачей зрелой мысли, лишенной лукавства; портрета писателя работы Ф. Моллера, свидетельствующего о гармоничном равновесии мысли и духа.

Расширению представлений учащихся о роли творчества в процессе становления личности человека содействует сообщение учителя о встрече Н. В. Гоголя и художника А. А. Иванова. Это событие оказало огромное влияние на мировоззрение писателя, одержимого идеей духовного возрождения человечества, освобождения его от зла при помощи искусства. Гоголь был глубоко убежден в том, что картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» или «Одиссея» Гомера в переводе В. А. Жуковского смогут духовно возродить Россию.

Такая работа подготовит учащихся к анализу повести «Ночь перед Рождеством», где художник побеждает чёрта в фантастическом мире, созданном писателем.

Перспективной целью двух уроков, посвященных анализу повести, является определение причин несоответствия мечты, воплощенной в творчестве, и реальности; путей преображения окружающего мира в соответствии с представлениями об идеале.

На первом уроке особое внимание следует обратить на мировосприятие Вакулы-художника. Этому способствует выразительное чтение фрагментов повести и беседа по вопросам: «Какие чувства испытывает Вакула при виде убранства дворца?»; «Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чем это свидетельствует?»; «Как изображена зимняя ночь в повести? О чем рассказывает эта картина?»

В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.

Цель второго урока - выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести, состоящей в утверждении мечты о чуде, возможном в мире, созданном художником слова.

Направления беседы на уроке определяют следующие вопросы: «Какие поступки Солохи вызывают у нас неприятие?»; «Какую сказочную героиню напоминает она?»; «Похожа ли Солоха на настоящую ведьму?»; «Вызывает ли чувство страха чёрт в "Ночи перед Рождеством"?»; «Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу?»

Учащиеся отмечают сходство Солохи и со сказочной Бабой-ягой, и с обычной женщиной. Чёрт в изображении Н. В. Гоголя также во всем похож на человека и не вызывает чувства страха, являясь частью балаганного народного действа, одним из персонажей ярмарочной жизни.

Вакула-художник изображает зло со смешной стороны, а значит, побеждает его, поэтому чёрт поклялся отомстить кузнецу.

Подводя итоги работы, следует отметить, что нечистая сила в повести не столь страшна, сколь комична, не волшебна, а буднична, с ней легко справиться художнику.

Не случайно автор и Солоху, и чёрта, и Пацюка ставит именно в комические ситуации.

Волшебное, сказочное - это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, куда попадает Вакула и чёрт, - Петербург; не реальный город, а воплощенная мечта художника о справедливости и идеале.

Анализ описания ночной столицы и эпизода встречи во дворце позволит понять, что действие происходит в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных.

Направление беседы определяют следующие вопросы: «О чем пришли просить запоржцы?»; «Была ли выполнена просьба запорожцев в реальности?»; «Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?»; «Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Н.В. Гоголь в этой сцене?»

Пятиклассники отмечают, что запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь, однако 5 августа 1775 г. российской императрицей Екатериной II был подписан манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

Н. В. Гоголь дает понять, что действие происходит в фантастическом городе, где царица оправдывает надежды простых людей. Однако реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому писатель не изобразил сцену отклонения просьбы.

Подводя итоги урока, необходимо выявить смысл заключительного эпизода, ответив на вопрос: «Почему в финале повести возникает мотив страха перед нечистой силой?»

Учащиеся отмечают, что в фантастическом мире Н. В. Гоголя добро побеждает зло, однако в перспективе реальности для писателя много страшного и непонятного. Вот почему на руках у матери плачет ребенок.

Осмысление творчества как экзистенциальной ценности гуманизма продолжается в процессе знакомства с событиями, связанными с детскими и юношескими годами И. А. Бунина.

Существенной чертой творчества как интеллектуального феномена является гениальность, особые способности, развитые процессе обучения и воспитания. Эти положения находятся в центре внимания урока, посвященного семейным традициям Буниных и их влиянию на формирование личности, роли книги в жизни писателя.

Особое внимание следует обратить на историю рода Буниных, давших России немало видных деятелей на поприще государственном и литературном; художественную одаренность писателя, унаследованную от отца.

Заочная экскурсия в музей Бунина в Ельце поможет увидеть, как через Елец и елецкую древность будущий писатель «входил в ощущение» России и своего кровного родства с ней.

Подвести итоги урока поможет обращение к фрагменту философского этюда «Книга моей жизни». Учитель отмечает присущее И. А. Бунину чувство неразрывной связи со Всебытием, свойственное одаренным людям, и предлагает ответить на вопрос: «Какие факты биографии свидетельствуют о неординарности натуры писателя?»

Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что гениальность может служить как человечному, так и бесчеловечному в человеке, поэтому творчество является гуманистической ценностью лишь тогда, когда целью его является расширение позитивных возможностей человека, создание новых ценностей.

На уроках, посвященных изучению творчества А. П. Платонова в 5-м классе, целесообразно обратиться к воспоминаниям В. А. Трошкиной, младшей сестры Марии Александровны, жены А. П. Платонова.

Выразительное чтение наиболее показательных фрагментов (строительство мельницы, организация бесплатного просмотра фильмов и др.) поможет воссоздать облик человека творческого, бескорыстного, искренно верящего во всеобщую справедливость.

В кратком сообщении о творчестве Платонова учитель рассказывает о главных героях его произведений - «одухотворенных людях», которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность, и любимых мотивах писателя - «свете жизни» и «памяти сердца», так необходимых человеку для его нравственного созревания и совершенствования; о вере писателя в то, что «...искусство должно, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость» [2].

Итогом работы является письменный ответ на вопрос: «Каким должен быть творческий человек?» - позволяющий создать установку на анализ рассказа А. П. Платонова «Никита», цель которого - выявление художественной идеи, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.

В процессе анализа следует показать, как в сознании творческого человека происходит создание новой реальности в процессе переосмысления привычных представлений. Этому способствует наблюдения за языком писателя.

Учащиеся отмечают, что автор употребляет выражения, в которых обычные слова, соединяясь в непривычных сочетаниях, приобретают дополнительный смысл.

Выразительное чтение фрагмента текста, содержащего ответ на вопрос: «Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми?» - содействует выявлению условия творчества -богатого воображения, соединенного с добротой и бескорыстием.

На заключительном этапе работы следует отметить перемены, произошедшие в сознании ребенка с появлением отца, и фразу, в которой наиболее полно проявляется художественная идея рассказа: «Давай все трудом работать, и все живые будут».

Подводя итоги работы, учащиеся определяют значение имени Никита (от греч. «победитель») и отвечают на вопрос: «Какую победу одержал Никита?»

Наделенный богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, когда сам себя создаст в процессе творческого труда. Это открытие - настоящая победа талант-

ливого человека над темными силами, мешающими ему быть свободным и счастливым.

Формирование представлений о труде как основе творческого процесса продолжается в ходе знакомства с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова и фрагментом очерка Е. А. Пермяка «Долговекий мастер».

Такая работа готовит учащихся к анализу сказа П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Цель уроков - выявление истоков внутренней силы, «отмечающей» талантливого человека среди других людей, осмысление процесса творческого поиска, мастерства как творения своего, а не копирования чужого.

Направление работы на первом уроке по теме определяет перспективный вопрос: «Какими качествами должен быть наделен человек труда, настоящий мастер?»

Лексическая работа со словами «мастер», «мастерство», «блаженный», прослушивание сообщений о значении имени Данила (от др.-евр. «мой судья - Бог); сообщение о преподобном Данииле Переяславском позволит актуализировать уже имеющиеся знания, установить черты сходства и различия сказа и сказки; героя сказа Бажова и положительного героя сказки.

Итогом работы является вывод о неординарности натуры будущего мастера: в Даниле есть уже знакомые черты героя народной сказки - он не такой, как все.

С точки зрения В. А. Кувакина, «творчество всегда остается в чем-то загадочным, необъяснимым, непредсказуемым, поэтому чудесным. Но это именно человеческое чудо, ему принадлежащее и им реализуемое чудо творчества. Здесь нет ничего трансцендентного и сверхъестественного. Здесь есть чудо бесконечной творческой мощи человека» [3, с. 210].

Эта идея определяет направление работы на втором уроке, целью которого является утверждение постоянного творческого поиска как волшебства земного, выявление значения образа Хозяйки Медной горы в сказе в ходе сравнения с героями устных преданий горнорабочих и старателей о горной матке и легендой о Горной деве из новеллы «Рунеберг» Л. Тика.

Материалы сообщений, иллюстрации в учебнике позволяют получить наглядное представление о свойствах малахита - «русского камня», о шедевре уральских малахитчиков - колоссальной малахитовой вазе формы «Медичи», хранящейся в Эрмитаже, помогут взглянуть на предмет глазами героя, оценив по достоинству красоту камня, подчеркнутую изяществом форм и линий [4, ч. 2, с. 111].

Данила-мастер также стремится поведать людям о природной красоте малахита, показать его силу. Путь героя — попытка разгадать тайны природы, сделать живым неживое.

Формированию представлений о мировоззрении творческого человека и условиях процесса художественного творчества, содействует ответ на вопрос: «Почему Данила испытывает досаду от сознания необходимости выполнить барский заказ?»

Жажда свободного и бескорыстного творчества, желание показать людям подлинную красоту камня не дают покоя мастеру.

В процессе сравнения героев сказа Бажова, устных преданий горнорабочих и старателей о горной матке, легенды о Горной деве из новеллы «Рунеберг» Л. Тика (1802) учащиеся приходят к выводу о том, что Хозяйка Медной горы не романтический персонаж Тика, отделенный от мира людей и олицетворяющий мрак и тайну. В ее образе проявляются черты, которые присущи положительным сказовым героям, воплощающим нравственный идеал рабочих людей.

Хозяйка Медной горы является хранительницей секретов высокого мастерства, воплощением вечной творческой неудовлетворенности, творческих исканий мастера-художника.

Этот вывод является итогом беседы, направления которой определяют следующие вопросы: «Почему Данила решил делать чашу по дурман-цветку?»; «Почему Хозяйка Медной горы не дала мастеру камень, из которого можно сделать цветок?»; «Почему Данила разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ?»

Составление описания выражения лиц героев, изображенных на иллюстрации в учебнике, позволит сделать вывод о том, что мастер захотел избавиться от мук творчества и создать цветок по образцу волшебного, стремясь к гармонии искусства и природы [4, ч. 2, с.104]. Но мастерство -это творение своего, а не копирование чужого; а волшебство земное - это постоянный творческий поиск, страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу.

Искусство остается искусством потому, что в нем нет и не может быть идеала. Данила это почувствовал и уничтожил чашу, но оставил сделанную на заказ, поскольку, как и всякий мастер своего дела, он был человеком слова.

Формирование представлений о мастерстве как творении своего, а не копировании чужого, невозможности преодоления нерушимой грани между искусством и природой продолжается в процессе изучения сказки Г. Х. Андерсена «Соловей».

В рамках гуманистической мировоззренческой парадигмы творческий подход к явлениям действительности, предполагающий умение по достоинству оценить подлинные произведения искусства, рассматривается как общедоступный, дающий каждому равные права и возможности.

В процессе анализа сказки «Соловей» эта идея определяет цель урока, состоящую в утверждении величия подлинного таланта, служащего всем людям вне зависимости от социальной принадлежности.

Реализации цели урока содействует выявление смысла противопоставления искусственной жизни при дворе китайского императора и живой жизни простых людей и природы, таланта мнимого и подлинного.

Направления работы определяют следующие вопросы и задания: «Как выглядел дворец китайского императора?»; «Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?»; «Каким предстал соловей перед придворными? Как объясняют они несоответствие между невзрачной внешностью и чудесным голосом?»; «Почему соловей согласился спеть во дворце, хотя знал, что его пение лучше слушать в зеленом лесу?»; «Почему соловей отказался от подарка?»; «Каким был искусственный соловей?».

В процессе исследовательской работы с текстом учащиеся заполняют части таблицы в рабочей тетради на печатной основе («живое» - «искусственное»), формулируют ответ на вопрос: «В чем смысл противопоставления живого и искусственного соловья, жизни придворных и простых людей?»[5, ч. 2, с. 57-58].

Живой соловей противопоставлен искусственному подобно тому, как настоящий талант противопоставлен бездарности, подлинное - мнимому.

Расширение представлений о мнимом и подлинном в жизни и творчестве происходит на заключительном этапе урока, в процессе беседы по вопросам: «В чем причины перемен в отношении окружающих к живому соловью после появления искусственного?»; «Как характеризует придворных их поведение после смерти императора?»; «Почему соловей вернулся и исцелил больного императора?»; «Почему соловей просит императора не говорить никому, что есть маленькая птичка, которая рассказывает обо всем?»

Итогом работы является письменный ответ на вопрос: «Что значит подлинное и мнимое в жизни и творчестве?»

Пятиклассники отмечают, что подлинным, настоящим, нередко скрывающимся за неприметной внешностью, является мудрость, великодушие, искренность, внутренняя свобода, талант; а под роскошной позолоченной оболочкой часто прячется мнимое - бездарность, коварство, тщеславие, зависть, неискренность, любовь к власти и богатству.

С точки зрения А. А. Кудишиной, «творчество - наилучший способ самоутверждения и самовыражения. Так и только так зрелая личность достигает полноты раскрытия своих сил и обнаруживает свое достоинство и оригинальность» [6].

На вступительном уроке в 6-м классе эта идея находится в центре внимания в процессе осмысления статей учебника «О писателе» и «О читателе», содержащих высказывания русских и зарубежных писателей и философов о роли литературы в формировании мировоззрения творческой личности, о чтении как труде и творчестве; выявления художественной идеи шестидесятого сонета Шекспира, состоящей в утверждении бессмертия творческого начала.

Творчество является одной из составляющих гуманистической концепции личности и рассматривается как процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы. Осмысление роли творчества в жизни человека происходит в процессе анализа мифа о Прометее в 6-м классе, цель которого - выявление символического значения похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов - способности к самостоянию и творчеству; значения образа Прометея для мировой художественной культуры.

Реализация цели урока происходит в процессе обращения к репродукциям картин Г. Фюгера «Прометей несет людям огонь» (1817) и «Прометей прикованный» П. Рубенса (1611-1612), отражающих ключевые эпизоды мифа; прослушивания материалов сообщений учителя и учащихся о Прометее, его образе в литературе, музыке, живописи; беседы, направления которой определяют следующие вопросы и задания: «Какими качествами наделил

Прометея Эсхил?»; «Составьте ассоциативный ряд со словом "огонь"»; «Что означала кража огня в мифе о Прометее?»; «Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?»

В великой борьбе богов и титанов Прометей встал на сторону Зевса, однако, наделенный чувством справедливости, он стремится защитить людей и за свое человеколюбие несет жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякую благодарность.

Кража огня в мифе означает начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек - вот подлинный бог. Даруя людям способность к самостоянию как привилегию богов, Прометей становится художником - создателем человека, наделенного сознанием собственной значимости, не соотнесенного с божественным порядком.

Экстазу творчества близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Страдание современного человека - наказание не от бога, а от себя самого. Прометей становится символом мук совести, трагедии сознания человека.

На заключительном этапе урока следует обратиться к материалам сообщений об образе Прометея в творчестве М. В. Ломоносова и в русской поэзии XIX в. (Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, В. Г. Бенедиктов, Я. П. Полонский и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный.

Осмысление гуманистического творчества как мощнейшего средства гуманизации окружающей среды происходит в процессе анализа стихотворения С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано» и выявления авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта, вдохновленного переменами в судьбе России, посвятить свое творчество служению людям.

Работу следует начать с создания вопросов-предпо-ниманий, составленных к фрагментам текста, на которых остановилось внимание при первоначальном чтении стихотворения: «Почему гость дорог лирическому герою?»; «Кто этот "дорогой" гость?»; «Почему у него золотая дуга?»; «Почему гость приедет на рассвете?»; «Почему у кобылицы красный хвост?»; «Почему этот образ появляется в стихотворении?»; «Каков смысл строк: "И на песни мои прольется /Молоко твоих рыжих коров"?»

Выявлению значения образа кобылицы с красным хвостом содействует материал сообщений учащихся об образе коня в славянской традиции и в стихотворениях С. А. Есенина 1916-1918 гг.

Сообщение о картине К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», являющейся поэтическим иносказанием о судьбе России, содействует осмыслению многозначности образа.

В стихотворении цвет кобылицы также приобретает символическое значение, обозначая перемены, которые приветствует С. А. Есенин.

Подведение итогов анализа происходит в процессе осмысления ключевых положений статьи учебника «В мире художественного слова Сергея Есенина» и констру-

ирования ответа на вопрос: «Кого лирический герой стихотворения называет "дорогим гостем"?»

«Дорогой гость» для поэта - поэтическое вдохновение. Воодушевленный переменами, он с радостью будет посвящать свое творчество служению людям.

Осмысление творчества как экзистенциальной ценности гуманизма продолжается в 7-м классе в процессе актуализации знаний о жизненном и творческом пути М. Ю. Лермонтова, полученных в 5-6-х классах; знакомства с воспоминаниями о поэте, формирования представлений о многогранности личности творческого человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе выполнения домашнего задания учащиеся читают статью И. Л. Андроникова в учебнике, формулируют ответ на вопрос: «Почему в воспоминаниях современников М. Ю. Лермонтов изображен по-разному?»

Работу над темой целесообразно начать с знакомства с книгой «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников» (под общ. ред. В. В. Григоренко, С. А. Макашина, С. И. Машинского, В. Н. Орлова).

Учитель отмечает полярность точек зрения как свидетельство неординарности натуры поэта.

На уроке следует обратиться к мемуарам В. С. Меже-вича (1814-1849), П. Ф. Вистенгофа (ок. 1815 - после 1878), М. Б. Лобанова-Ростовского (1819-1858), И. И. Панаева (1812-1862), А. И. Герцена (1812-1870).

Сообщение об автопортрете М. Ю. Лермонтова (18371838), рисунке Д. П. Палена (1840), комментарии к слайдовой презентации «Живописное наследие М. Ю. Лермонтова», содержащие описание пейзажей, портретов, карикатур, жанровых сцен, набросков, иллюстраций, поможет по достоинству оценить талант великого поэта и замечательного художника.

На уроках литературы в 7-м классе происходит расширение представлений о творчестве как эффективном способе самоутверждения и самовыражения, содействующем выявлению личностного потенциала.

Эта идея находится в основе концепции урока-анализа рассказа И. С. Тургенева «Певцы», построенной на сопоставлении двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе в человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.

Сообщение учителя о музыке на страницах произведений И. С. Тургенева, истории создания рассказа, лексическая работа, комментарии прозвища «Стрыганиха», созвучного фамилии свирепой Салтычихи; выявление значения детали, объединяющей описание природы в рассказах «Хорь и Ка-линыч» и «Певцы», позволит воссоздать исторический контекст, на фоне которого разворачиваются события.

Через всю книгу И. С. Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.

Следующий этап урока - выявление в характерах Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача ра-

ционального, твердого, делового начала, присущего Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч»; внутреннего и внешнего сходства Калиныча и Яшки Турка.

В процессе осмысления сообщений учащихся о народных песнях, упомянутых в рассказе, исследовательской работы с текстом, заполнения таблицы в рабочей тетради на печатной основе происходит сравнение манер исполнения, реакции слушателей, оценок рассказчика [7, ч. 1, с. 70].

Направления работы на данном этапе урока определяют следующие вопросы и задания: «Как во внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?»; «Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания?»; «Что особо выделяет писатель в исполнении каждого из певцов?»; «Определите значение фразеологизма "просто лез из кожи"»; «Назовите слова и словосочетания, передающие эмоции слушателей. Что можно сказать об их характерах?»; «Как оценивает пение рассказчик?»; «Назовите слова, передающие манеру исполнения Якова Турка. Что особо подчеркивает рассказчик?»; «Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?»; «Как характеризует героя замечание автора: "Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас..."»; «Как передают внутреннее состояние героев художники В. В. Пукирев и Б. М. Кустодиев?»

Учащиеся отмечают состояние глубокого волнения Якова Турка и спокойную уверенность рядчика, относящегося к предстоящему состязанию как к привычному занятию.

Анализ фрагментов, содержащих оценку происходящего рассказчиком, позволяет сделать вывод о том, что в детальном описании пения и реакции слушателей чувствуется не только тонкий ценитель искусства, но и глубокий знаток человеческой натуры.

Замечание «просто лез из кожи», свидетельствует о том, что рассказчик разгадал намерение рядчика произвести впечатление на слушателей.

Рядчику рассказчик противопоставляет Якова Турка - настоящего художника, который, создавая прекрасное, не думает о том, какое впечатление он производит на слушателя. Высшая награда для него - возможность творить.

Выявлению авторской позиции содействует ответ на вопрос: «Почему рассказ завершает "пьяная" сцена?»

Учащиеся отмечают, что И. С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, оставляет открытым финал, который будет подхвачен началом последующего очерка.

Осмысление творчества как мощнейшего средства гуманизации окружающей среды, происходившее в процессе анализа стихотворения С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано» в 6-м классе, продолжается в 7-м классе на уроке, посвященном изучению стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», цель которого - выявление особенностей авторского взгляда на высокое предназначение творчества, проблему традиций и новаторства.

Анализ стихотворения предваряет слово учителя о работе В. В. Маяковского в Роста, ставшей школой словесного мастерства, из которой поэт вышел обогащенный новым и плодотворным литературным опытом.

В процессе работы учащиеся отвечают на перспективный вопрос: «Почему в названии стихотворения упомянуто имя Пушкина?»

Направления анализа определяют следующие вопросы и задания: «Почему приключение поэта объявлено необычайным?»; «В каком произведении А. С. Пушкина герой обращается к солнцу за советом?»; «Почему для В. В. Маяковского важно иное написание стихов, почему существенна именно "лесенка"? Чего достигает поэт?»; «Найдите аллитерации в стихотворении. Объясните их выразительную роль».

Необычное заключается и в обычном: солнце просто как самый обыкновенный гость пьет чай с вареньем и рассказывает о своих делах. В «Сказке о мертвой царевне А. С. Пушкина» герой так же просто, на «ты», обращается к солнцу.

Стихотворение написано «пушкинским метром» -ямбом, однако Маяковский не выделяет катрены, разбивает строки посредством «лесенки». Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций.

Воссоздавая картину ежедневного шествия солнца, Маяковский использует нетрадиционную для стихотворной речи лексику, яркие эпитеты, свойственные для народной поэзии, подчеркивая, что приключение не плод авторской фантазии, а узаконенный фольклором прием олицетворения явлений природы.

Установлению связей с творчеством А. С. Пушкина содействует выявление лексического значения авторского неологизма «ясь» и смысла образа «тьмы» в русской поэзии.

Направление беседы определяют следующие вопросы: «В русском языке есть слово "ярь" - дикий гнев. Маяковский создает по аналогии новое слово "ясь". Каково лексическое значение авторского неологизма "ясь"?»; «Какой эпитет находится рядом со словом "месяц" в сказке А. С. Пушкина?»

Слово «ясь» имеет значение «ясный». Этот эпитет находится рядом со словом «солнце» в сказке А. С. Пушкина.

Учитель отмечает, что в русском фольклоре не солнце, а месяц называют «ясным» (отсюда названия звезды - «ясоч-ка» или «яска»), а там, где месяц, там и ночь, то есть тьма, все, что мешает человеку быть счастливым. Маяковский как будто «подсказывает» читателю, какие строки А. С. Пушкина нужно вспомнить, чтобы понять его стихотворение.

Учащиеся выразительно читают фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Вакхическая песня», где солнцу уподоблен разум, а тьма - сну разума, устанавливая связи акуловского дачника и автора «Вакхической песни».

Определению смысла обращения лирического героя к солнцу «Ты да я, нас, товарищ, двое» позволит установить внутреннюю общность со стихотворением А. С. Пушкина «К Чаадаеву» («Товарищ, верь: взойдет она.»).

Выявлению художественной идеи произведения содействует определение смысла крылатого выражения «солнце русской поэзии», прозвучавшего в извещении о смерти А. С. Пушкина, написанном В. Ф. Одоевским.

Такая работа подготовит учащихся к ответу на вопрос: «Какой смысл приобретает фраза: "Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала?" - и поможет определить смысловую нагрузку последних строк стихотворения.

Поэзия для Маяковского - солнце, освещающее путь во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего людям путь к истине.

Солнцем русской поэзии был и остается А. С. Пушкин. Рядом с ним сияет солнце новой поэзии, не похожей во многом на прежнюю, но так же, как и во все времена, несущей людям свет.

В финале стихотворения звучит фраза, которая объясняет необходимость таких усилий: светить - значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта.

Подводя итоги урока, необходимо сообщить учащимся о том, что 26 мая 1924 г., в дни празднования 125-летнего юбилея со дня рождения Пушкина, выступая на литературном диспуте, Маяковский произнес речь, в которой говорил о необходимости учиться у Пушкина «максимально добросовестным творческим приемам, которые дают бесконечное удовлетворение и верную формулировку взятой, диктуемой, чувствуемой мысли» [8].

Это поможет семиклассникам сформулировать ответ на перспективный вопрос урока: стихотворение Маяковского - размышление о «месте поэта в рабочем» строю. Создавая новое искусство («делая стихи»), Маяковский чувствует себя наследником гуманистических традиций русской поэзии.

Изучение литературы в 8-м классе начинается с актуализации представлений о творчестве как способе самоутверждения и самовыражения, ведущем к полной реализации личностного потенциала, о роли литературы в формировании мировоззрения творческой личности, о чтении как труде и творчестве, о бессмертии творческого начала, о творчестве, завораживающем причудливостью формы, и творчестве, призванном пробудить в человеке стремление к идеалу.

Углубление знаний восьмиклассников происходит на вступительном уроке «Художественная литература и история», цель которого - осмысление роли художественного творчества в культурном наследии страны, специфики творческого процесса в ходе конструирования вопросов к статье учебника, знакомства с афоризмами, в которых нашла отражение идея бессмертия творческого начала, значимости роли творчества в процессе духовного становления личности и общества: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти» (М. Е. Салтыков-Щедрин); «Слово - великое оружие жизни» (В. О. Ключевский) и др. Итогом урока является конструирование письменного ответа на вопрос: «Почему чтение художественного произведения - это и труд и творчество?» - в процессе осмысления понятий «творческий процесс», «творческое вдохновение», «художественное воображение», знаком-

ства с фрагментами статьи русского философа ХХ в. В. Ф. Асмуса «Чтение как труд и творчество».

На уроке, посвященном анализу стихотворения Г. Р. Державина «Памятник», происходит углубление представлений о роли творчества, поэзии в жизни людей, бессмертии творческого начала, выявление темы индивидуальной поэтической славы, значения традиционности и традиции для искусства в процессе сравнения со стихотворением М. В. Ломоносова «Памятник».

В ходе беседы учащиеся отмечают сходства и различия на уровне метра, реалий источника, авторской позиции, темы, записывая примеры в таблицу в рабочей тетради на печатной основе [9, ч. 1, с. 28-29].

Творчество невозможно заключить в заданные рамки, даже если поэт сам их себе выбирает. Ставя себя в один ряд с монархами и героями, Державин утверждает индивидуальное я, и это я художника.

В заключительном слове учитель сообщает о продолжении традиции в творчестве русских поэтов XIX-XX вв. (К. Н. Батюшкова (1826), А. С. Пушкина (1836), А. А. Фета (1854), С. А. Есенина (1920), И. А. Бродского (1962) и др.), обращавшихся к 30-й оде Горация, написанной в 23 г. до н. эры.

Осмысление роли творчества в жизни общества, формирование представлений о творчестве как подвижничестве продолжается в процессе знакомства с некоторыми фактами биографии В. Г. Распутина.

Учитель рассказывает о работе писателя в качестве корреспондента газеты «Красноярский комсомолец», о его творчестве как особой духовной вселенной, в которой существуют устойчивые представления о долге и совести, гуманизме и ответственности, о равенстве всех людей.

Осмыслению гражданской позиции В. Г. Распутина содействует обращение к статьям «О творчестве», «О нравственности», «О назначении писательского труда», «О читателе».

Таким образом, в процессе осмысления творчества как экзистенциальной ценности гуманизма на уроках литературы в 5-8-х классах формируется итоговое суждение, являющееся основой письменных и устных высказываний на данную тему.

Творчество является одной из составляющих гуманистической концепции личности и рассматривается как процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы.

Творчество способствует обретению самостоятельности, достоинства, появлению новых целей и возможностей их реализации в нестандартных ситуациях.

Условием плодотворного творческого процесса является вдохновение, позволяющее выйти за пределы обыденности и нормы, получить надежду на изменение, обновление и преображение себя и окружающего мира в соответствии с представлениями об идеале.

Существенной чертой творчества как интеллектуального феномена является гениальность, особые способности, развитые процессе обучения и воспитания.

Гениальность может служить как человечному, так и бесчеловечному в человеке, поэтому творчество являет-

ся гуманистическом ценностью лишь тогда, когда цель его - расширение позитивных возможностей человека, создание новых ценностей.

В рамках гуманистической мировоззренческой парадигмы творческий подход к жизни рассматривается как общедоступный, дающий каждому человеку равные возможности для самореализации.

Творчество является наиболее эффективным способом самоутверждения и самовыражения, ведущим к полной реализации способностей человека.

Гуманистическое творчество является средством гуманизации окружающей среды в процессе созидания новых смысловых ценностных реальностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 20. 02.2012).

2. Записные книжки Андрея Платонова. Записи разных лет [Электронный ресурс]. URL: http:// www.a-platonov.narod.ru/knizhki/other.htm (дата обращения 20. 02.2012).

3. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя; М.: Логос, 1998. 360 с.

4. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. 6-е изд. М.: Русское слово, 2008.

5. Соловьева Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» / авт.-сост. Г. С. Меркин: в 2 ч. М.: Русское слово, 2009.

6. Кудишина А. А. Гуманизм - феномен современной культуры [Электронный ресурс]. URL: http:// humanism.ru/gumanizm-fenomen-sovremennoie-kultury (дата обращения 20. 02.2012).

7. Соловьева Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» / авт.-сост. Г. С. Меркин: в 2 ч. М.: Русское слово, 2010.

8. Маяковский В. В. Выступление на диспуте о задачах литературы и драматургии [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovs ky/texts/mp0/mp2/mp2-521-.htm (дата обращения 20. 02.2012).

9. Соловьева Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» / авт.-сост. Г. С. Меркин: в 2 ч. М.: Русское слово, 2010.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОКРАЩЕННОГО ПЕРЕВОДА, РЕФЕРИРОВАНИЯ И АННОТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONTRACTED, REVIEWING AND ANNOTATIVE TYPES OF TRANSLATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AIMED AT STUDENTS OF ECONOMIC FACULTIES IN NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

О. А. Боринос

В статье рассматриваются роль и место сокращенного перевода в современной системе обучения будущих экономистов, его определение и характерные особенности, его преимущества по сравнению с аннотированием, реферированием и их взаимосвязь.

Ключевые слова: сокращенный перевод, реферативный и аннотационный переводы, экономическая специальность, текст.

O. A. Borinos

The article considers the role and place of the contracted translation in the modern system of training future economists, its definition and characteristics, its advantages in comparison with the reviewing and the an-notative types of translation and their relationship.

Keywords: contracted translation, reviewing and an-notative types of translation, economic specialty, text.

Анализ литературы показывает, что вопрос об определении вида перевода, являющегося объектом обучения студентов экономических специальностей в неязыковом вузе, решается по-разному. Данной теме

также посвящено большое количество научных работ, в которых обосновывается важность обучения разным видам перевода в неязыковых вузах. Это подтверждает ряд таких исследований, как «Методика обучения студентов неязы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.