Научная статья на тему 'Этика гуманизма в системе уроков литературы 6 класса'

Этика гуманизма в системе уроков литературы 6 класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL IDEAL / МОРАЛЬНАЯ НОРМА / MORAL NORM / ДОБРО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОДИСЦИПЛИНА / SELF-DISCIPLINE / САМОУВАЖЕНИЕ / KINDNESS / PERFECTION / SELF-RESPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Ф.Е.

В статье обоснована необходимость формирования у школьников в процессе изучения курса литературы 6-го класса представлений о гуманистическом совершенствовании, включающем самосовершенствование и совершенствование социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHICS OF HUMANISM IN THE SYSTEM OF LITERATURE LESSONS FOR THE 6 TH FORM

While studying Literature in the 6th form one should form the idea of human perfection including self-improvement and cultivation of social relationships.

Текст научной работы на тему «Этика гуманизма в системе уроков литературы 6 класса»

в методическом аппарате, сопровождающем текстовые упражнения любого из названных учебников. Однако целостность взгляда на текст как единицу языка, речи и культуры возможно сформировать лишь при системном подходе к работе с текстом, который позволяет создать комплекс заданий, входящих в методический инструментарий каждого текстового упражнения.

Подводя итоги проведенного анализа современных учебников по русскому языку для старших классов, отметим, что методический инструментарий, сопровождающий текстовые упражнения всех УМК, разнообразен и в целом в большей или меньшей степени позволяет достаточно активно формировать представления о тексте как единице языка и речи и в наименьшей степени ориентирован на представление о тексте как единице культуры, несмотря на то, что в учебниках представлены замечательные образцы произведений русской литературы, а значит, и русской культуры. Среди учебников для старших классов наиболее текстоориентированным является учебник А. Д. Дейкиной

и Т. М. Пахновой [1], системный методический инструментарий текстовых упражнений которого позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся 10-11-х классов целостное представление о тексте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. 1011 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011.

2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. 16-е изд. М.: Просвещение, 2012.

2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. 8-е изд. М.: Рус. слово, 2011.

ЭТИКА ГУМАНИЗМА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАССА

THE ETHICS OF HUMANISM IN THE SYSTEM OF LITERATURE LESSONS FOR THE 6 TH FORM

Ф. Е. Соловьёва

В статье обоснована необходимость формирования у школьников в процессе изучения курса литературы 6-го класса представлений о гуманистическом совершенствовании, включающем самосовершенствование и совершенствование социальных отношений.

F. E. Solovyova

While studying Literature in the 6th form one should form the idea of human perfection including self-improvement and cultivation of social relationships.

Ключевые слова: нравственный идеал, моральная норма, добро, совершенствование, самосовершенствование, самодисциплина, самоуважение.

Keywords: moral ideal, moral norm, kindness, perfection, self-discipline, self-respect.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [1, с. 12].

Одним из ключевых направлений развития личности является личностная культура как «готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответ-

ственному поведению; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - "становиться лучше"» [2, с. 9].

Формирование представлений о гуманистической этике творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации; самоуважении как чувстве собственного достоинства, самоподдержке в процессе изучения курса литературы 6-го класса максимально содействует реализации ключевых установок Фундаментального ядра содержания общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Углубление знаний в области этики гуманизма осуществляется на протяжении всего курса литературы 6-го класса. Особую роль в этом процессе играют уроки анализа мифа «Яблоки Гесперид», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», «Сказки о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь», «Поучения Владимира Мономаха», анализа глав повести Л. Н. Толстого «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Maman», рассказов Л. Н. Толстого «Бедные люди», А. П. Чехова «Толстый и тонкий», А. И. Куприна «Белый пудель», В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Лондона «Любовь к жизни», знакомства с лицейским периодом жизни А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого в 1830-1850-е гг.

На уроках литературы в 5-м классе учащиеся получили представление о ключевых установках этики гуманизма: добре как необходимом условии жизни и нравственном зле как общей характеристике отрицательных моральных качеств; о естественных и социальных предпосылках гуманистической этики, содержании нравственного совершенствования как важной этической ценности, внутренней и внешней активности, мотивированности, оптимизме; закономерностях поведения творческой личности; детализировали представления об искренности, благородстве, деликатности, доброжелательности, верности, сочувствии, заботливости.

В процессе изучения курса литературы 6-го класса наиболее актуальной является проблема гуманистического совершенствования, включающего самосовершенствование и совершенствование социальных отношений.

В процессе анализа мифа «Яблоки Гесперид» происходит расширение представлений об автономии как необходимом условии совершенствования, как возможности и способности человека быть смелым, мужественным, энергичным и волевым.

В ходе сообщения о 12 подвигах Геракла, работы с иллюстрациями, беседы учащиеся узнают о Геракле как ярчайшем героическом мифологическом образе в древнегреческой культуре, оказавшем огромное и разнообразное влияние на процессы формирования представлений о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необоримой решимости в достижении самых невероятных целей.

Направления работы определяют следующие вопросы и задания: «Какие качества человека прославляют мифы о 12 подвигах Геракла?»; «В каком эпизоде мифа Геракл изображен в момент высочайшего напряжения всех сил?»; «Какие слова передают состояние героя?»

Учащиеся отмечают, что образ Геракла, созданный греческими авторами, широк, разносторонен, ярок. Он воплощает лучшие черты воина - эллина древних времен: ум, хитрость, силу, выносливость, мужество, смелость...

В 6-м классе происходит дальнейшее освоение нравственных понятий, входящих в каталог моральных норм гуманизма в процессе анализа сказания «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

На уроках, посвященных знакомству с нартским эпосом, учащиеся получают представление о великодушии, бескорыстии, честности героя сказания, противопоставленных коварству, жестокости и хитрости великана.

Предваряет анализ сказания рассказ учителя о Бадыноко - защитнике родной земли, беспримерно храбром, суровом воине, «грозе чинтов» - извечных врагов нартов. В эпосе отмечены не только положительные качества Бадыноко - скромность, открытый, неподкупный нрав, честность и благородство, любовь к людям, но и подвергнуты осуждению некоторая надменность, манера биться с врагом в одиночку, гордыня.

Учащиеся производят наблюдения над композицией произведения и находят общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов, заполняя сравнительную таблицу в рабочей тетради на печатной основе [3, ч. 2, с. 10-11].

Художественный пересказ эпизода встречи Бадыноко с великаном, обращение к выставке иллюстраций подготовит учащихся к ответу на вопросы: «Какие силы помогли Бадыноко расправиться с великаном?»; «За что был наказан великан?»; «Какие качества Бадыноко проявились в финальной части предания?»; «Кто такой Хагур?»

Учащиеся отмечают коварство, жестокость, хитрость великана, великодушие, бескорыстие, честность Бадыноко, его кровную связь с родной землей, делают выводы о том, что Хагур - это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.

Усвоение нравственных уроков, состоящих в утверждении таких гуманных качеств, как самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство, происходит в процессе выявления жанровых, композиционных и языковых особенностей волшебной «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», значения образов Бабы-яги, Ивана-царевича в русском фольклоре.

Особое внимание следует уделить работе над языком сказки, предложив учащимся объяснить значение следующих афористических выражений и крылатых оборотов, встретившихся в сказке: «Не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого»; «Не ради красы, ради славушки молодецкой»; «Не поймавши птицу - теребишь, не узнавши молодца - хулишь»; «Встречай гостя по платью, провожай по уму» и др.

В 6-м классе происходит актуализация представлений о совершенствовании в процессе анализа фрагмента «Поучения Владимира Мономаха».

Воссозданию атмосферы эпохи содействует сообщение «историка» о Владимире Мономахе как политическом деятеле, поставившем во главу угла идею единства Руси, которой он неизменно следовал в своих практических деяниях; «литературоведа» о «Поучении» как первой в истории подробной автобиографии, русском христианском сочинении, написанном светским человеком.

Учащиеся выделяют в тексте части, соответствующие вступлению, центральной дидактической части, заключению; называют ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха, объясняют их значение.

Завершает работу ответ на вопрос: «Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?»

Лексическая работа со словами покаяние, милосердие, справедливость, упование позволит выявить смысл явлений в различных культурных традициях. Особое внимание следует уделить понятию «милосердие» как существенному нравственному требованию, важному условию человеческого общежития.

Сл едует акцентировать внимание учащихся на том, что в христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека.

На уроке происходит актуализация представлений учащихся о милосердии, полученных в процессе изучения рассказа Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

Следует подчеркнуть гуманистический смысл этого явления, отметив, что милосердие, проявляющееся в участливом отношении к людям и самопожертвовании, достигает нравственной полноты тогда, когда воплощается в действиях, основанных на стремлении к совершенству, преодолении пороков и недостатков в самом себе.

Учащиеся находят в тексте ответ на вопрос: «Что Мономах считает основным пороком?» - акцентируя внимание на совете: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

На заключительном этапе урока необходимо отметить качества личности автора, нашедшие отражение в «Поучении», выявить гуманистические идеи произведения.

Учащиеся отмечают, что Мономах - человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин - стремился передать будущим поколениям идеи нравственного самосовершенствования.

Формирование представлений о совершенстве, совершенствовании свободного человека, самоопределении и самореализации продолжается в процессе знакомства с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина, связанными с лицейским периодом, анализа глав повести «Детство» Л. Н. Толстого.

С целью воссоздания особой атмосферы, «лицейского духа», урок, посвященный данному периоду жизни А. С. Пушкина, следует провести в форме литературно-музыкальной композиции, акцентируя внимание на наиболее показательных результатах лицейского воспитания, впоследствии разительно отличавших выпускников этого учебного заведения от остальной молодежи - чувстве свободы, уважении к себе и чужому достоинству, независимости мнений и поступков, безупречном нравственном поведении, исключавшем холопство, чинопочитание.

Наиболее важным этапом осмысления нравственных ценностей гуманизма в 6-м классе является знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого, создавшего этику любви. С точки зрения писателя, жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, то есть в Боге.

Анализ глав повести «Детство» предваряет знакомство с ключевыми событиями жизни Л. Н. Толстого перио-

да 1830-1850-х гг., оказавшими влияние на становление характера писателя.

В ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся о смерти отца, поступлении в Казанский университет и последующем увольнении, пребывании в Москве, Петербурге, Ясной Поляне, где Толстой открыл школу для крестьянских детей, и на военной службе на Кавказе, выходе в свет повестей «Детство», «Отрочество», «Юность» шестиклассники заполняют рефлексивную часть таблицы в рабочей тетради на печатной основе [3, ч. 2, с. 3].

В сообщении о казанском периоде жизни Толстого следует обратить внимание на то, что будущий писатель составил «Правила», которым намеревался следовать неукоснительно изо дня в день: «Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош»; «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную»; «Всегда говори правду» и др.

Учитель знакомит учащихся с записью в дневнике, свидетельствующей о напряженной духовной жизни писателя: «Мне 24 года; а я еще ничего не сделал. - Я чувствую, что недаром вот уже 8 лет, что я борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность» [4].

На уроках, посвященных изучению повести «Детство», следует акцентировать внимание учащихся на главной художественной задаче Л. Н. Толстого - уловить и воплотить «текучее вещество» душевной жизни, особенности процесса формирования человеческой личности. Следует познакомить учащихся с замыслом книги, имевшей первоначальное название «Четыре эпохи развития».

Учитель рассказывает о том, что с образом Иртеньева связана мысль Толстого о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста. Предполагалось, что в книге будет показан процесс совершенствования человека с поры детства, когда нравственный мир формирующейся личности восприимчив ко всем «впечатленьям бытия», до молодости, когда поэзия детства - «счастливой, счастливой, невозвратимой поры» - сменяется «пустыней отрочества», когда утверждение своего «Я» происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми.

Следует познакомить учащихся с термином «диалектика души», обозначающим одну из форм прямого психологизма, подробное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения, оформления, развития мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, перехода одних в другие, предложив их вниманию фрагмент из статьи Н. Г. Чернышевского, посвященной раннему творчеству Л. Н. Толстого: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...» [5].

Анализируя главы «Детство» и «Что за человек был мой отец?», необходимо подчеркнуть внутреннюю неу-

строенность и беспокойство, которые герой Л. Н. Толстого - и он сам в годы работы над трилогией - переживал как душевный конфликт, как внутренний разлад.

Направления работы на уроке определяют следующие вопросы и задания: «Какие эпитеты употребляет Л. Н. Толстой, говоря о детстве?»; «От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»; «Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого: "Чтобы быть счастливым, надо одно - любить, любить всех и все, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать"».

Итогом беседы является вывод о том, что умение любить - результат неустанного труда самосовершенствования, приносящего подлинное счастье.

В процессе анализ главы «Что за человек был мой отец?» следует подчеркнуть позицию автора, решительно осуждавшего в человеке то, что препятствует самосовершенствованию, - эгоизм.

Анализируя главу, учащиеся получают представление о самом сложном виде литературного портрета - психологическом. Л. Н. Толстой тонко выявляет особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи.

Учащиеся называют слова, воссоздающие черты портрета отца, художественные детали, дающие представление о его характере, создают устный рассказ по первым впечатлениям о герое, представляющем собой яркий тип изысканного эгоиста, в котором внешняя воспитанность сочетается с крайним себялюбием и все измеряется на весах личных интересов и удобств, составляют пересказы эпизодов, позволяющих получить представление о непрактичности отца, нежелании его всерьез заняться поправлением дел в расстроенном имении, о намерении отца ни в чем себя не ограничивать.

Художественный пересказ главы «Юродивый» поможет отметить циничное отношение отца к чувствам матери, оскорбляющее ее веру в бескорыстное служение богу.

Выявлению значения толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, посвящен урок анализа глав повести "Maman" и «Детство».

Учитель сообщает о том, что в письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее, и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить...» [6].

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом по жизни и по исходу, - maman и Наталья Савишна. Образы этих героинь в повести отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя», обновленного. Николенька Иртеньев, сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок,

пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людях, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека.

На уроке следует обратиться к главам, посвященным матери Николеньки и Наталье Савишне: «Письмо», «Горе», «Последние грустные воспоминания». В процессе работы над текстом учащиеся находят описание улыбки и голоса maman, составляют перечень понятий, определяющих духовный облик героини - доброта, любовь, нежность и др.

Художественный пересказ глав содействует осмыслению непреходящего значения доброты как бессмертного начала, причин противоречивости чувств героя, искренне скорбящего о смерти матери, однако испытывающего «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

Завершает изучение творчества Л. Н. Толстого в 6-м классе анализ прозаического переложения «Бедные люди». В рамках мастерской творческого письма происходит выявление ключевой идеи произведения, проявляющейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви; подготовка к сочинению-воспоминанию «Спешите делать добрые дела».

В процессе индивидуальной работы в группах, составления комментариев к афоризмам Л. Н. Толстого, чтения наизусть стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела», обсуждения результатов работы в группе и в классе, составления устных высказываний на заданную тему происходит осмысление гуманистической категории добра (блага) как основы нравственных принципов, как необходимого условия жизни, ассоциирующегося с идеалом и гармонией.

Учитель знакомит шестиклассников с фрагментом трактата Л. Н. Толстого «Что такое искусство?», способствующим осмыслению идеи писателя о том, что стихотворение Гюго является образцом высшего религиозного искусства: «Христианское искусство или вызывает в людях те чувства, которые через любовь к богу и ближнему влекут их ко все большему и большему единению, делают их готовыми и способными к такому единению, или же вызывает в них те чувства, которые показывают им то, что они уже соединены единством радостей и горестей житейских» [7].

Завершая анализ произведения, следует ответить на вопросы, позволяющие актуализировать представления, полученные в процессе анализа повести «Детство»: «Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа? Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л. Н. Толстого "Детство" и рассказом "Бедные люди"»?

Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Герои делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.

И в повести Л. Н. Толстого «Детство», и в рассказе «Бедные люди» речь идет о доброте и любви как высших проявлениях человеческой сущности, о стремлении всех людей к единению в любви, то есть в Боге.

Важно подчеркнуть, что этика гуманизма не сконцентрирована на одной ценности, этическом принципе или

позитивном качестве человека, в отличие от этики любви. Этика гуманизма - это этика человечности, гуманистических достижений, творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации.

В процессе подготовки к сочинению «Спешите делать добрые дела.» учащиеся находят в словаре слова с корнем -добр- и толкования понятий «добро», «доброта».

На этапе социализации шестиклассники в процессе работы по группам выявляют смысл высказываний Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»; «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»; «Делая добро, будь благодарен за это»; «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро»; «Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».

Расширению представлений учащихся о гуманистическом содержании понятия «добро» содействует сообщение учителя о творчестве А. Я. Яшина, поэзия которого учит ко всему относиться по правде и совести. Только так, сохранив в чистоте свои земные дела и помыслы, может человек оправдать свое предназначение на земле, посвятив Отечеству и людям свою неповторимую жизнь, следуя своему высшему предназначению - обретению в себе Человека.

Лейтмотивом сборника «Совесть», который поэт считал лучшим, поскольку он не сочинен, а выстрадан, являются строки замечательного стихотворения «Спешите делать добрые дела!».

В процессе выявления его художественной идеи учащиеся готовятся к выполнению итогового письменного задания: «Вспомните о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни или для вас совершили ваши родственники, друзья, знакомые. Напишите домашнее сочинение - воспоминание о добрых делах».

Формирование представлений о самоуважении как чувстве собственного достоинства, самоподдержке происходит в процессе анализа рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». На выявление гуманистической идеи ценности каждой человеческой личности, являющейся ключевой в творчестве А. П. Чехова, ориентирована система вопросов и заданий: «О чем свидетельствуют портретные характеристики героев?»; «Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние героя, в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность»; «Сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога. Выпишите слова, которые отражают особенности речи персонажа, в рабочую тетрадь на печатной основе» [3, ч. 2, с. 22].

Учитель сообщает о том, что А. П. Чехов на редкость тщательно и кропотливо работал над каждым словом, каждой фразой. На уроке необходимо прочитать рассказ «Толстый и тонкий» в редакции журнала «Осколки» и предложить ответить на вопросы: «Почему тонкий в данном варианте пресмыкается перед толстым? По какой причине тонкий заискивает перед толстым во втором варианте рассказа?»

Учащиеся отмечают, что в редакции журнала «Осколки» (1883 г.) тонкий желает угодить своему новому на-

чальнику, а в редакции 1886 г. существенно изменен смысл рассказа: устранен мотив служебной подчиненности: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности, поэтому рассказ получил гораздо большую сатирическую заостренность и обобщенность.

Подводя итоги урока, следует ответить на вопрос: «Какая проблема является центральной - проблема социального неравенства или человеческого достоинства?»

В процессе лексической работы важно подчеркнуть, что достоинство - моральное качество, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. На данном этапе урока происходит актуализация читательского опыта учащихся в процессе ответа на вопрос: «Какие литературные герои умели сохранять чувство собственного достоинства, несмотря на обстоятельства?»

Шестиклассники отмечают, что Владимир Дубровский представлен благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности.

Выявлению авторской позиции содействует сообщение учителя о нравственном кредо писателя, нашедшем отражение в письмах А. П. Чехова брату Николаю, письме к издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.). Учащиеся отвечают на вопросы: «Какой смысл приобретает слово "воспитанные" в контексте творчества А. П. Чехова?»; «Что означает знаменитая фраза А. П. Чехова: "Выдавливает из себя по каплям раба?"»

Ответы на вопросы содействуют расширению представлений о самосовершенствовании как способности человека неустанно трудиться над собой, противостоять искушению приспособиться к обстоятельствам, пройти мимо пошлости, глупости, грубости, низости человеческой.

Проблема человеческого достоинства находится в центре внимания на уроках, посвященных анализу рассказа «Белый пудель» в 6-м классе, цель которых - выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в умении членов «маленькой труппы» сохранять верность дружбе, доброту, несмотря на обстоятельства.

Система вопросов и заданий, предложенных учащимся, ориентирована на формирование представлений о таких гуманистических качествах личности, как честность, искренность, верность, преданность, надежность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость: «Почему и смешно и грустно наблюдать за поведением обитателей дачи?»; «Как проявляется отношение автора к обитателям дачи»; «Найдите фразы, характеризующие персонажей»; «Найдите в прочитанном эпизоде реплики героев. Чем отличается манера говорить старика Лодыжкина от речи других героев?»; «Что общего в языке и поведении обитателей дачи?»; «Что помогает маленькой труппе сохранить чувство собственного достоинства?»; «Чем объясняет Лодыж-кин свой отказ продать Арто?»; «Какие качества характера дедушки проявляются в данном эпизоде?»; «Почему Сережа решил во что бы то ни стало вернуть собаку?»; «Что по-

могло Сереже справиться с чувством страха в чужом саду?»; «Чему учит рассказ А. И. Куприна?»

Итогом беседы является вывод о том, что чувство долга и ответственности за судьбу близких людей помогает героям противостоять несправедливости и сохранить чувство собственного достоинства.

Проблемы ответственности, честности, нравственного совершенствования находятся в центре внимания на уроках, посвященных изучению творчества В. П. Астафьева в 6-м классе.

В ходе работы над рассказом «Конь с розовой гривой» происходит актуализация представлений учащихся об автономии как способности человека управлять собственной жизнью, быть свободным, независимым, самостоятельным и оценках, суждениях и поступках.

На первом уроке учащиеся знакомятся с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя, историей создания книги «Последний поклон». Особое внимание следует уделить художественному пересказу рассказа «Последний поклон», содержащему размышления о вечности, о человеческой доброте, виновности и запоздалом раскаянии перед бабушкой, которую герою так и не удалось проводить в последний путь.

В процессе работы над текстом необходимо выявить мотивы поступков героев, значение рассказа для понимания общей идеи книги «Последний поклон», отметить гуманистический смысл поступка бабушки, подарившей провинившемуся внуку коня с розовой гривой - символ доброты человеческой.

Итогом беседы на первом уроке является вывод о том, что левонтьевские не отдают себе отчет в собственных поступках, в основе которых эгоистическое стремление к самоутверждению за счет других; не приучены что-либо ценить в жизни; а Витя, желая показаться в глазах товарищей храбрецом и удальцом, забывает о бабушкиных уроках, теряет независимость и самостоятельность в оценках, суждениях и поступках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направление работы на втором уроке определяет проблемные вопросы: «Что герой мог ответить Саньке и изменить ход событий?»; «Что более всего заставило героя раскаяться в содеянном: страх перед бабушкой или угрызения совести?»; «Какое "преступление" Вити можно считать самым серьезным?»; «Зачем бабушка рассказывает всей деревне о том, что ее внук "утворил"?»

Работа на уроке проходит в форме дискуссии с включением пересказа эпизодов рассказа от лица участников событий. Такие виды деятельности позволяют шестиклассникам пройти вслед за героем по пути самосовершенствования.

Учащиеся готовят рассказ от лица Вити с включением оценки поступков, акцентируя внимание на сомнениях героя в справедливости своих намерений.

В рассказе о дне, проведенном в лесу, от лица Саньки шестиклассники подчеркивают зависть и злорадство героя по отношению к трудолюбивому и аккуратному Вите, стремление «обратить его в свою веру».

В процессе дискуссии учащиеся приходят к выводу о том, что Витя должен был проявить независимость и не отвечать на насмешки Саньки. Неумение героя сохранять самостоятельность в оценках и поступках привела к тому, что «преступное решение» повлекло за собой цепочку других «преступлений»: Витя предал свою бабушку, заставив ее краснеть перед покупательницей за обман внука.

Однако Санька не смог победить стремление Вити к самостоятельности и независимости, унаследованное от бабушки.

Урок доброты и понимания Екатерины Петровны, руководствующейся в делах и поступках законами человечности, пробудил в сознании героя стремление к совершенствованию.

Дальнейшее расширение представлений о самосовершенствовании и автономии как способности быть смелым, мужественным, энергичным и волевым происходит в процессе знакомства с историей создания книги «Тысяча и одна ночь», тематикой и проблематикой сказок; выявления значения жизненности и популярности произведения, актуализации читательского опыта учащихся в ходе составления сюжетных параллелей «Сказки о Синдбаде-мореходе» с произведениями русской классической и зарубежной литератур.

Составляя художественный пересказ сказки, учащиеся акцентируют внимание на причинах беспечного отношения героя к отцовскому наследству, его раскаянии и стремлении к совершенствованию. Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.

Учитель обращает внимание шестиклассников на обилие в тексте пословиц и поговорок: «...день смерти лучше дня рождения, живой пес лучше мертвого льва, и могила лучше бедности» и др., знакомит с Книгой Экклезиаста, ветхозаветной библейской книгой, которую можно рассматривать как собственно философский текст, и по сей день не утративший своей значимости.

В процессе исследовательской работы над фрагментом описания путешествия Синдбада учащиеся находят мудрые изречения и комментируют их смысл, отмечают качества характера героя, идущего путем самосовершенствования: умение не терять присутствия духа в сложных ситуациях, настойчивость, смелость, терпение.

Формирование представлений о необходимости правильного выбора образа мысли и действий в условиях противостояния добра и зла происходит в процессе изучения творчества Д. Лондона в 6-м классе.

С творчеством писателя учащиеся познакомились в 5-м классе, поэтому в начале первого урока по теме целесообразно предложить вопросы, позволяющие учащимся вспомнить ранее известные биографические сведения об авторе и содержании рассказа «Сказание о Кише», сделав акцент на характеристике качеств характера героя этого произведения.

Учитель сообщает некоторые сведения о жизни «писателя активного настроения» (М. Горький) и героях его рассказов, людях, как правило, сильных, целеустремленных, уверенных в том, что цель им обязательно покорит-

ся, чего бы это ни стоило, действующих, борющихся, влюбляющихся, помогающих друг другу, а иногда и предающих друг друга. Важно подчеркнуть, что рассказы Д. Лондона повествуют о суровой борьбе человека против жестоких стихий природы, но больше всего - против жестоких стихий в самом себе.

Отправной точкой анализа рассказа является чтение фрагмента романа И. Стоуна «Моряк в седле»: «Он приехал домой без гроша в кармане. И все-таки именно он, не добыв на Аляске и унции золота, заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза» [4].

Комментируя смысл фразы, учащиеся отмечают то, что жизненный опыт значит для человека неизмеримо больше, чем погоня за богатством, которая чаще всего приводит к гибели.

Направление работы определяет проблемный вопрос: «Герои рассказа Д. Лондона также отправились на поиски счастья. Что "заработали" они на золотой лихорадке?»

Обращаясь к началу рассказа, учащиеся находят эпизоды, свидетельствующие о том, что поиски героев не увенчались успехом: «лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. Они шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз». Голос одного из них «звучал вяло, без всякого выражения».

Ученики отмечают, что героев впереди ожидает длинный путь, а силы уже на исходе. Однако законы этих мест суровы. Пустыня, приветливая для своих многочисленных обитателей (оленей, медведей, волков), враждебна по отношению к человеку, живущему по иным законам.

Анализ пространственно-временных параметров текста позволяет воссоздать мрачный фон повествования (тусклое солнце, густой туман, низкие холмы, однообразные линии, беспредельная, страшная пустыня, мутный ручей, страшное спокойствие), почувствовать отношение золотоискателей к этому месту, тайную враждебность пустыни и свою беспомощность перед неизбежной опасностью.

Наглядное представление о месте событий учащиеся получают, рассматривая репродукции картин Р. Кента, главной темой творчества которого является взаимоотношения дикой природы и человека.

Сквозь всю книгу Р. Кента «В диком краю. Дневник мирных приключений на Аляске» проходит тема «безумного отшельника», погруженного в мрачные и горестные размышления о смысле жизни, однако среди полотен художника особо выделяются светлые, прозрачные, нарисованные легкой, уверенной, гибкой линией пейзажи реальной Аляски.

На картинах Р. Кента «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919) воссоздано чувство восхищения перед живой жизнью, перед прекрасной природой как оправой и средой для деятельного и чистого душой человека.

Учащиеся сравнивают позиции художника и героев рассказа, отмечая бескорыстие как ведущий эмоциональный тон картин и жажду наживы как состояние, определяющие поступки героев Д. Лондона.

Особое внимание следует обратить на словосочетание «круг вселенной», которым определено место действия. В процессе актуализации читательского опыта шестиклассники называют словосочетание «заколдованный круг» и объясняют его лексическое значение - безвыходное положение, такое стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход; указывают на магические свойства круга, охраняющего от бед героев сказок.

Такая работа позволяет ответить на вопрос: «Как вы думаете, почему "круг вселенной" в рассказе Д. Лондона оказался для одного из героев спасительным кругом, а для другого - заколдованным?»

Определяя временные параметры рассказа, учащиеся составляют плакат-схему путешествия героев, воссоздавая кульминационные моменты борьбы человека за жизнь; определяют временную протяженность пути человека (приблизительно 2-3 недели); отмечают, что на этом пути была дорога каждая минута, требующая нечеловеческого напряжения сил. Для героя рассказа несколько часов равны вечности, однако даже в таких трудных обстоятельствах он умеет владеть собой, выполнять привычные действия (заводить часы, кипятить чай), превозмогая боль и усталость. Шестиклассники обращают внимание на то, что время в рассказе в некоторых эпизодах указано точно, в других оно как будто исчезает, в третьих - останавливается. Эта «заколдован-ность» времени является приметой магического круга вселенной, испытывающего героев на человечность.

Работа, направленная на выявление пространственно-временных параметров текста, готовит учащихся к ответу на важные для понимания художественный идеи рассказа вопросы: «Почему погиб Билл?»; «Почему у одного из золотоискателей есть имя, а другой назван просто человеком?»; «Почему именно в тот день, когда появилась надежда на спасение, больной волк стал преследовать человека?»; «Выжил бы человек, если бы судьба не послала ему новое испытание?»

Размышляя над этими вопросами, шестиклассники осуждают предательство Билла по отношению к человеку (Билл даже не оглянулся на зов друга); жадность (до последнего момента не бросил мешочек с золотом).

Эти пороки - заколдованный круг, цепко удерживающий человека и убивающий его. Значение имени Билл -защита. Герой изменил своему предназначению, и это привело его к гибели.

Подчеркивая человечность, внутренне присущую герою, автор называет его человеком. «Круг вселенной» для него оказался спасительным кругом, поскольку сама жизнь, порой жестокая, помогает герою, сумевшему сохранить человечность.

На заключительном этапе урока учащиеся формулируют ответ на проблемные вопросы, содействующие выявлению художественной идеи рассказа: «Что же "заработали" герои на золотой лихорадке?»; «Почему рассказ называется "Любовь к жизни?"»; «Представьте себе, что человек вернулся свой маленький домик "среди цветов и апельсиновых деревьев, где живет его мать". Как сложится его жизнь теперь?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.