Научная статья на тему 'Творческое развитие Как психологическая предпосылка успешного обучения в школе'

Творческое развитие Как психологическая предпосылка успешного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина Наталья Александровна

Представляется важным включить в состав психологических предпосылок обучения младших школьников целый ряд показателей, полученных при исследовании феноменов творчества и воображения. И с этой целью соотнести ш с развитием учебно-познавательной мотивации и операционально-технической готовностью к обучению в школе на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а также младшего школьного и подросткового возраста,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корягина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое развитие Как психологическая предпосылка успешного обучения в школе»

ле.~Таллин, «Валгус», 1987.-352 с. «Мысль», 1970.-С. 51-116.

6. Суворов С. П. Педагогические тесты: прак- 7. Челышкова М.Б. Теория и практика конст-тика их составления и использования в США // руирования педагогических тестов. - М.: Логос, Пути улучшения преподавания иностранных язы- 2002.-432 с. ков. Сборник статей под ред. С.П. Суворова. М.,

Н.А.КОРЯГИНА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Представляется важным включить в состав психологических предпосылок обучения младших школьников целый ряд показателей, полученных при исследовании феноменов творчества и воображения. И с этой целью соотнести ш с развитием учебно-познавательной мотивации и операционально-технической готовностью к обучению в школе на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а также младшего школьного и подросткового возраста,

Для подтверждения обозначенного выше положения, относительно переходного периода на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, мы провели новое исследование (май -сентябрь, 2007), Эксперимент проводился в трех возрастных группах: старшая (5 лет, 43 человека) и подготовительная (6 лет, 48 человек) группы детского сада (д/с№ 2426 г. Москвы), первый класс (7 лет, 60 человек) (школа № 1967 г. Москвы).

Цели эксперимента:

1. Выявление связи творческого воображения с другими показателями операционально-технической готовности к обучению в школе и учебно-познавательной мотивации на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Составление рабочего диагностического комплекса, направленного на выявление психологической готовности детей к школе и включающий специальный блок методик на выявление уровня развития феноменов творческого воображения.

Задачи эксперимента:

1. Собрать необходимые данные для выявления динамики качественного и количественного развития феноменов творческого воображения как основного новообразования дошкольного возраста. Провести диагностическое исследование дошкольного и младшего школьного возраста по методикам, включающим несколько бло-

ков: 1) методики, направленные на выявление уровня развития творческого воображения («Перестановка спички», автор ТВ.Чередникова, модификация В.Т.Кудрявцева; «Девочка или мальчик?», автор К. Дункер, модификация В.ТКудряв-цева; «День рождения гномика», авторы - В.Т.Куд-рявцев, ПКУразалиева; «Как спасти зайку?», автор В.ТКудрявцев; «Соответствия», автор В.ТКуд-рявцев); 2) методики, направленные на выявление различных феноменов творчества: детского экспериментирования, способности выделения противоречивых проблемных ситуаций на основе образного предвосхищения, способности к решению дивергентных задач (показат ели оригинальности и комплексности), способности детей самостоятельно образовывать продуктивные цели; 3) методика «Характеристика сюжетно-ролевой игры» (автор Е.И.Захарова), направленная на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры.

2. Собрать материалы по развитию учебнопознавательной мотивации и операциональнотехнической готовности к обучению в школе в подготовительной группе (6 лет) детского сада и в первом классе (7 лет). Провести диагностику по методикам, включающим несколько блоков: 1) методики, направленные на выявление уровня развития учебно-познавательной мотивации (анкета школьной мотивации «Что тебе нравится в

©Н.А. Корягина, 2008 37

школе?» Н.Г.Лускановой; «Беседа о школе» М.Р.Гинзбурга); 2) методики, направленные на выявление уровня развития операциональной готовности к обучению в школе («Графический диктант», автор Д.Б.Эльконин, модификация

B.ТКудрявцева; ориентировочный тест школьной зрелости, автор А.Керн, модификация Й.Йирасе-ка).

3. Провести статистический анализ количественных результатов по всем методикам на достоверность по критерию Пирсона; анализ значимости отличий (по критерию Пирсона) по уровням развития параметров попарно в двух возрастах: в старшей (5 лет) и подготовительной (6 лет) группах детского сада и подготовительной группы (6 лет) и первого класса (7 лет).

4. Установить корреляционные связи по методикам (коэффициент корреляции Пирсона). Осуществить отбор методик диагностики для основного исследования на основе корреляционных связей.

Результаты по методикам исследования.

В результате исследования (май - сентябрь, 2007) мы имеем следующие данные.

I. При оценивании детских рисунков по методике «Конструирование картин» (ЛФ.Обухова,

C.М.Чурбанова) мы обнаружили рост показателей оригинальности и комплексности мышления. Изменения уровней развития по данным показателям в подготовительной группе (6 лет) и в первом классе (7 лет) являются статистически значимыми (р < 0,05). Критерий Пирсона по показателю «оригинальность» х2эм=11,074, по показателю «комплексность» х2эм=9,646.

II. Количественный анализ результатов анкетирования сюжетно-ролевой игры (анкета «Характеристика сюжетно-ролевой игры» Е.И.Заха-ровой) выявил, что изменения уровней развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (5-6 лет) и на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) являются статистически значимыми (при ??0,01). Критерий Пирсона в дошкольном возрасте (5-6 лет) х2эм=9,862. Критерий Пирсона на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) х2эм=16,410. Таким образом, выявлена положительная возрастная динамика развития по показателям сюжетно-ролевой игры во всех трех возрастных группах.

Качественный анализ анкет сюжетно-ролевой игры свидетельствует о положительной динами-

ке роста уровня развития некоторых психических качеств, соответствующих готовности к школьному обучению в 3-х возрастных группах.

III. Исследование по выявлению уровня развития способности выделения противоречивых проблемных ситуаций на основе образного предвосхищения по методике Н.Е.Вераксы показало, что данная способность к концу старшего дошкольного возраста (6 лет) делает скачок в своем развитии (критерий Пирсона х2эм=10,591). В младшем школьном возрасте (7 лет) развитие способности выделения противоречивых проблемных ситуаций на основе образного предвосхищения идет менее интенсивно (критерий Пирсона х2эм=6,282).

IV. Анализ результатов по методике продуктивного целеполагания Л.ГЛысюк свидетельствует о том, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) данная способность делает резкий скачок в своем развитии. Критерий Пирсона х2эм= 15,438.

V. Анализ результатов детского экспериментирования по методике «Построй башню» (модификация методики Н.Н.Поддьякова) показал, что при переходе в старший дошкольный возраст ярко прослеживается положительная динамика развития детского экспериментирования. Критерий Пирсона х2эм=21,111. При переходе в первый класс положительная динамика менее интенсивна. Критерий Пирсона х эм=7,119.

VI. Исследование способности к мысленному экспериментированию в ситуации выбора по методике «Девочка или мальчик» (К.Дункер, модификация В.Т.Кудрявцева) зафиксировало положительную динамику развития данной способности в трех возрастных группах. В дошкольном возрасте (5-6 лет) критерий Пирсона х2эм=14,665. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Критерий Пирсона х2эм-14,100.

VII. Результаты исследования по превращению задач на выбор в задачи на преобразование по методикам «День рождения гномика» (1 класс, подготовительная группа) и «Как спасти зайку» (старшая группа) (В .Т.Кудрявцев) выявили резкий скачок в развитии данной способности на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Критерий Пирсона х2эм=17,455.

VIII. Анализ результатов способности к поиску и использованию формообразующего (цело-

3 8 Вестник КУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

стнообразующего) элемента в ходе превращения одного изображения в другое по методике «Перестановка спички» (ТВ Чередникова, В.ТКудряв-цев)показал, что данная способность к концу старшего дошкольного возраста (6 лет) делает скачок в своем развитии (критерий Пирсона х2эм=12,353). В младшем школьном возрасте (7 лет) развитие способности к поиску и использованию формообразующего элемента идет менее интенсивно (критерий Пирсона х2эм=3,527).

IX. Исследование способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения (1 задание), а также возможности создания связи между несоответствиями (2 задание) по методике «Соответствия» (В.Т.Кудряв-цев) показало, что данная способность к концу старшего дошкольного возраста (6 лет) делает скачок в своем развитии (критерий Пирсона х2эм=15,619). В младшем школьном возрасте (7 лет) развитие способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения идет менее интенсивно (критерий Пирсона х2эм=5,1 II).

X. Анализ результатов по ориентировочному тесту школьной зрелости (А.Керн, модификация И.Иирасека) свидетельствует о том, что существует положительная динамика в развитии школьной зрелости на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Критерий Пирсона х2эм= 19,261.

XI. Исследование умения действовать по инструкции по методике «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин, модификация В.Т.Кудрявцева) показало, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) происходит рост показателей умения действовать по инструкции. Критерий Пирсона х2эм=21,659.

XII. Результаты анкетирования учебной мотивации по анкете школьной мотивации «Что тебе нравится в школе?» (Н.Г.Лускановой) свидетельствуют о наличии роста учебной мотивации на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Критерий Пирсона х2эм=11,464.

ХП1. Исследование мотивов учения по методике «Беседа о школе» (М.Р.Гинзбурга) показало, что фактически не происходит резких изменений относительно мотивов учения между детьми подготовительной группы (6 лет) и первого класса (7 лет). Критерий Пирсона х2эм=5,583.

Результаты исследования.

1. Установлена взаимосвязь между уровнем развития творческого воображения и уровнем сформированности операционально-техничес-

- кой готовности к обучению в школе на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Значимая корреляция была установлена по методикам: «Перестановка спички» и «Графический диктант»,

2. Обнаружена взаимосвязь между уровнем развития творческого воображения и уровнем развития учебно-познавательной мотивации на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Значимая корреляция была установлена по методикам «Перестановка спички» и анкета «Что тебе нравится в школе?».

3. Обнаружена значимая корреляция результатов по методикам, направленным на развитие учебно-познавательной мотивации (анкета «Что тебе нравится в школе?» и «Беседа о школе») на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Была установлена взаимосвязь между уровнем развития сюжетно-ролевой игры и школьной зрелости на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Значимая корреляция была установлена по методикам: ориентировочный тест школьной зрелости и анкета «Характеристика сюжетно-ролевой игры».

5. Обнаружена взаимосвязь между уровнем развития школьной зрелости и феноменов творчества на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Значимая корреляция была установлена по методикам: ориентировочный тест школьной зрелости, «Построй башню» и исследование продуктивного целеполагания.

6. Была установлена взаимосвязь между уровнем развития творческого воображения и феноменами творчества в дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы), а также на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Значимая корреляция была установлена по методикам: «Соответствия», «Как спасти зайку?» («День рождения гномика»), по преобразованию противоречивых проблемных ситуаций, «Построй башню», «Девочка или мальчик?».

7. Обнаружена значимая корреляция результатов по показателям оригинальности и комплексности по методике «Конструирование картин» в дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы), а также на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 3 9

Общий вывод.

По результатам проведенного исследования мы можем предположить, что в качестве психологической основы предпосылок успешного обучения младших школьников может выступать творчество (творческое воображение и различные феномены творчества: детское экспериментирование, преобразование противоречивых проблемных ситуаций, продуктивное целеполагание, «беглость», «оригинальность» и «комплексность»), Также считаем, что в младшем школьном возрасте в процессе обучения необходимо создавать специальные условия для творческого развития детей. Мы полагаем, что такие условия обучения будут способствовать дальнейшему развитию учебно-познавательной мотивации в подростковом возрасте.

Библиографический список

1. ВенгерА.Л., Гинзбург М.Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов / под ред. Д,Б. Эльконина. -М., 1981.

2. ВераксаН. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками в связи с зачатками диалектического мышления // Вопросы психологии. - 1981. - № 3.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

4. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней - http://vtk.interro.ru/.

5 .ЗахароваЕ. И. Диагностические возможности ролевой игры при определении готовности ребенка к школе // Диагностика готовности детей к обучению в школе — анализ поведения / под ред. В.М. Астапова. -М., 1993.

6. Кудрявцев В. Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Интернет-доклад В.ТКудрявце-ва - http://vtk.interro.ru/.

7. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал,- 1997.-№ 1.

8. ЭяъконинД. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

9. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды-М., 1989.

10. ЭльконинД.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946 — 1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

11. Gardner Н. Art, Mind and Brain. N. Y., 1982.

12. Torrance E.P. Education and creativity // Creativity: Progress andpotentional. N.Y., 1964.

Б.В. KPAMAPEHKO

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ И ВИДЕОМЕТОДЫ

После компьютеризации и интернетизации движется новая технологическая волна информатизации образования - повышение мобильности компьютерных средств, что создает возможности для обучения везде и всегда. Местом обучения становится вся среда обитания человека и при этом общение и обмен информацией происходят в электронных сетях с помощью беспроводных технологий.

Термин мобильное обучение возник в конце XX века, а сейчас в развитых странах в рамках

теории и практики E-learning (электронное обучение), возникло новое направление дидактических исследований: M-leaming - мобильное обучение. Tеxнической основой такого обучения становятся мобильные телефоны (смартфоны), карманные компьютеры (КПК), ноутбуки и их модификации и гибриды. Процесс повышения мобильности, полифункциональности и миниатюризации этих устройств нарастает.

Современный «мобильник» - это мини-компьютер, с полноценной операционной системой,

4 0 Бестинк КГУ им. НА. Шкрасова • 2008, том 14

©Б.Б. Крамаренко, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.