Научная статья на тему 'Творческий коллектив: понятие, классификация, структура'

Творческий коллектив: понятие, классификация, структура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18526
1802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ARTS / ARTISTIC STUDENT GROUP IN THE FIELD OF ARTS / INTERPRETATION / STRUCTURE OF A GROUP OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова С. С.

В статье раскрывается содержание понятия «творческий коллектив», предложена классификация творческих коллективов, раскрыта структура, основные показатели и уровни развития творческого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE GROUP: CONCEPT, CLASSIFICATION, STRUCTURE

The article discusses a concept of “a body of creative co-workers” (creative group of students) in the field of arts. The work suggests a classification of students’ groups, presents their structure, key indicators and stages of development.

Текст научной работы на тему «Творческий коллектив: понятие, классификация, структура»

художественного замысла музыкального произведения мышление учащегося направляется педагогом на развитие необходимых профессионально-личностных качеств, музыкального интеллекта, коммуникативного и исполнительского опыта, художественно-эстетической культуры в целом и соприкасаясь с идеями педагога дает необычные сочетания исполнительских средств. В результате появляется новая оригинальная интерпретация (Л. Н. Земерова).

Библиографический список

Умение осуществлять художественную интерпретацию музыки считается важнейшим показателем профессионального мастерства и фактором сформированности музыкального сознания исполнителя. Поэтому работа над интерпретацией в исполнительском классе должна стать условием, которое позволит учащемуся развить способность к исполнительству, сформировать умение самостоятельно принимать решения, а также стимулирует его к творческим поискам.

1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М., 1972. - Т. 10: Ива - Италики.

2. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2008.

3. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М., 1998.

4. Кочнев, Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // Советская музыка. - 1969. - № 12.

5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

6. Сизова, Е.Р Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: монография. - М.; Челябинск, 2007.

Bibliography

1. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya: v 30 t. / gl. red. A. M. Prokhorov. - M., 1972. - T. 10: Iva - Italiki.

2. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2008.

3. Liberman, E.Ya. Tvorcheskaya rabota pianista s avtorskim tekstom. - M., 1998.

4. Kochnev, Yu.L. Muzihkaljnoe proizvedenie i interpretaciya // Sovetskaya muzihka. - 1969. - № 12.

5. Gotsdiner, A.L. Muzihkaljnaya psikhologiya. - M., 1993.

6. Sizova, E.R. Organizaciya i soderzhanie professionaljnoyj podgotovki muzihkanta-pedagoga v usloviyakh sovremennogo sociuma: monografiya. - M.; Chelyabinsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 378. 183

Smirnova S.S. CREATIVE GROUP: CONCEPT, CLASSIFICATION, STRUCTURE. The article discusses a concept of "a body of creative co-workers" (creative group of students) in the field of arts. The work suggests a classification of students' groups, presents their structure, key indicators and stages of development.

Key words: arts, artistic student group in the field of arts, interpretation, structure of a group of students.

C.C. Смирнова, доц. Поволжской гос. социально-гуманитарной академии (ПГСГА), г. Самара, E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА

В статье раскрывается содержание понятия «творческий коллектив», предложена классификация творческих коллективов, раскрыта структура, основные показатели и уровни развития творческого коллектива.

Ключевые слова: творчество, творческий коллектив, интерпретация, структура творческого коллектива.

Современный уровень развития науки, результатом которого являются многочисленные научные открытия и изобретения, предъявляет к человеку ряд новых требований, одним из которых выступает «творческая адаптация к изменяющемуся миру, где творчество выступает неотъемлемой частью самоактуализации личности» (С.Д. Юдина). Возрастающая потребность общества в креативных людях находит также свое отражение в стандартах общего и профессионального образования, где воспитание, поддержка и развитие творческого гражданина России определяется как приоритетная задача общества и государства, а творчеству как созиданию отводится важное место среди базовых национальных ценностей, составляющих основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и студентов. Данные положения отчетливо обозначены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, разработанной А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым [1].

Огромным потенциалом творческого развития и воспитания личности обладают творческие коллективы в сфере искусства, обеспечивающие сохранение и пропаганду творческого наследия мировой культуры. Однако, несмотря на то, что проблемы творчества как создания новых идей (В.М. Бехтерев, А.В. Бруш-линский, Э. Боно, А. Матейко, К. Роджерс и др.); совместного (коллективного) творчества (Ч.М. Гаджиев, О.А. Колосова, А. Матейко, Я.А. Пономарев, А.В. Семенова, О.С. Сетова и др.); развития коллектива (М.Д. Виноградова, А.А. Захаренко, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротов, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.В. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.) являются широко разработанными, проблема изучения и развития творчес-

ких коллективов в области искусства (музыкальных, хоровых, хореографических, театральных и др.), отдельно не ставилась.

Несмотря на то, что творческим коллективом можно считать любой коллектив, деятельность которого направлена на создание новых идей, продукта, услуги в области искусства, сложилась давняя традиция определять музыкальные, хореографические, театральные коллективы как «творческие коллективы». Вместе с тем заметим, что В.И. Смирновым в классификации коллективов выделен «художественно-творческий коллектив» как коллектив, объединенный совместной деятельностью в области искусства и его можно признать по сущности синонимом «творческого коллектива» в области искусства [2]. Однако содержание понятия «художественно-творческий коллектив» на сегодняшний день пока недостаточно раскрыто.

Раскрывая содержание понятия «творческий коллектив» (в области искусства) мы опираемся, прежде всего, на содержание понятия «коллектив», обоснованное А.С. Макаренко и трактуемое им как «организованная группа людей, объединенная общими целями, социальными интересами, ценностными ори-ентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости» [3, с. 128]. Это позволяет определить «творческий коллектив» как организованную группу людей, объединенную общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориен-тациями и совместной творческой деятельностью в области искусства. Раскрывая определение «творческого коллектива» в области искусства необходимо пояснить, в чем заключается сущность творчества в деятельности творческого коллектива.

З. Фрейд, рассматривая проблему творчества в искусстве («Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Моисей и Микеланджело» (1914), «Художник и фантазирование» (1906) и др.) полагал, что его основные мотивы связаны с эросом и являются производными от сексуальных влечений. Напомним, в своем произведении «Художник и фантазирование» (1906) он отмечает, что игра является не только любимым детским занятием, приносящим удовольствие, но и занятием «юноши, который подобно играющему ребенку, создает свой фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть, затрачивая на него много страсти, и в то же время четко отделяя его от действительности» [4, с. 202]. Но, взрослея и прекращая игру, человек не отказывается от удовольствия, он начинает замещать игру фантазированием. В дальнейшем, скрытые фантазии находят выход и отражение в деятельности человека. По мнению З. Фрейда, художественное произведение есть не только продолжение и замена былых детских игр, но и показатель его неудовлетворенности. Именно неудовлетворенные желания являются движущими силами мечтаний, которые стремясь к осуществлению, составляют основу творчества личности. Таким образом, согласно З. Фрейду, творчество - это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность.

Осмысливая вышесказанное, невольно напрашивается вопрос: что понимать под «творчеством» как созданием нового в деятельности именно творческого коллектива, который не сочиняет музыку, не пишет либретто, а всего лишь исполняет уже написанный автором текст. Ответ на этот вопрос для многих музыкантов, актеров и иных творческих деятелей однозначен -основой творчества любого артиста, члена творческого коллектива является процесс интерпретации авторского произведения. А в условиях творческого коллектива речь идет об интерпретации каждым исполнителем своей партии, осуществлении своего вклада в общую интерпретацию произведения как художественного замысла руководителя коллектива.

Интерпретация (от лат. Interpretation - разъяснение, истолкование) представляет собой процесс реализации авторского текста. Отметим, что под интерпретацией мы понимаем не только процесс звуковой реализации нотного текста в музыкально-исполнительском творчестве, но и процесс реализации любого литературного и иного источника - театральных, оперных, хореографических, актерских и иных постановок. Интерпретация предполагает не только индивидуальный подход к исполняемому произведению и выражение активного к нему отношения, но и «наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла» [5, с. 214]. Именно при формировании концепции воплощения авторского замысла исполнитель включается в творческий процесс создания нового (своего) видения авторского текста. Однако, несмотря на то, что во многих видах искусства (кино, театр) и литературы право на свою интерпретацию (как право на самовыражение артиста) произведения уже никем не оспаривается, в музыкальном творчестве, далеко не каждая интерпретация является результатом творческого видения исполнителем авторского замысла произведения.

На сегодняшний день в дирижерской и исполнительской практике сложились две позиции относительно прочтения авторского текста: объективная и субъективная. Объективная позиция исполнителей выражается в отношении к авторскому тексту как к «топографической карте» т.е. сборнику регулятивных действий. Но, как отмечает Г.Л. Ержемский, «дорожные карты» фиксируют лишь основные объекты, встречающиеся в данной местности и не в состоянии отобразить всю красоту и неповторимость озер, рек, горных вершин и пьянящий аромат соснового бора. По существу, авторский текст - это зафиксированный алгоритм последовательностей вступлений, совместных действий, определенных нот и их сочетание, ритмический рисунок и динамика, развертывающаяся в пространстве и времени. Превращение нот в музыку, в высоком смысле этого слова - это прерогатива исключительно самого исполнителя [6, с. 194-195]. Не случайно считается, что завершает музыкальное произведение не композитор, а исполнитель, вкладывая в нотные значки смысл, содержание и свое личностное отношение.

Субъективная позиция отнюдь не предполагает свободного отношения к авторскому тексту, наоборот, все зафиксированное на бумаге, должно быть точно выполнено, то есть текст не может быть изменен. Но, если говорить о театре, поведение героев в конкретных обстоятельствах может быть интерпретировано по разному, в зависимости от исполнительских акцентов,

понимания и степени соучастия герою и эмоционального состояния артиста в данный момент.

Мы не можем забывать о том, что основу любого произведения составляют переживания автора и это часто проблема его личностного выбора (иначе, если вспомнить З. Фрейда, творчество не могло бы существовать). Поэтому одной из главных задач исполнителя является «конструирование своего понимания авторского текста в соответствии с личными, эмоциональными особенностями и предпочтениями, жизненным опытом, уровнем культуры, талантом и образованием» [6, с. 199]. Вышесказанное позволяет заключить, что именно процесс интерпретации авторского замысла составляет основу творчества в деятельности творческого коллектива.

Классификация творческих коллективов в области искусства, предложенная нами, опирается на выделенные В.И. Смирновым основания [2]. Мы считаем, что творческие коллективы можно разделять:

1. По содержанию объединяющей их деятельности:

- учебные творческие коллективы - коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием учебной деятельности (творческий коллектив музыкальной, хореографической, театральной школы и др.);

- клубные (кружковые) творческие коллективы - коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием внеучебной деятельности (клуб, кружок, студия и т.д.);

- профессиональные творческие коллективы - коллективы, членов которых объединяет совместная трудовая профессиональная творческая деятельность (творческие коллективы, входящие в состав филармоний, театров, дворцов культуры и т.д.).

2. По внешне заданной функции:

- воспитательные творческие коллективы - коллективы, целью которых является реализация воспитательных (образовательных) задач (учебные и клубные творческие коллективы);

- просветительские творческие коллективы - коллективы, целью которых является просвещение людей и пропаганда классической и современной культуры.

3. По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений:

- первичные творческие коллективы - коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, кружок и др.);

- вторичные творческие коллективы - коллективы, более сложные по составу и состоящие из ряда первичных (школьный хор, состоящий из учеников разных классов; оркестр, состоящий из отдельных групп инструментов и др.).

4. По юридически (социально) фиксированному статусу:

- формальные творческие коллективы - коллективы, имеющие юридически фиксированный статус (коллектив хора, оркестра и т.д.);

- неформальные творческие коллективы - коллективы добровольно объединившихся людей на основе общих интересов.

5. По длительности функционирования:

- постоянные творческие коллективы - длительно существующие: профессиональные творческие коллективы; студенческие, детские творческие коллективы, функционирующие в рамках образовательного учреждения;

- временные творческие коллективы - коллективы, существующие в течение ограниченного времени (творческий коллектив в летнем лагере);

- ситуативные творческие коллективы - коллективы, создающиеся для выполнения локальной задачи (участие в творческом проекте).

Опираясь на исследования Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конни-ковой, А.Т. Куракина, Е.С. Кузьмина, Л.И. Новиковой Н.С. Мансурова, А.С. Макаренко, Н.Н. Обозова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.И. Самыгина, В.Е. Семеновой, С.А. Смирнова, РС. Немова, Л.И. Уманского и др. нами выделена структура творческого коллектива. Охарактеризуем основные структурные компоненты.

1. Первичные коллективы - это коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение. К ним относятся группы различных инструментов в оркестре: домры, балалайки, баяны, духовые и ударные инструменты; группы голосов в хоре; малые группы в хореографическом коллективе и др.

2. Органы управления и самоуправления. К ним относятся, прежде всего, руководитель (руководители) коллектива и орга-

ны самоуправления, то есть актив (староста группы, староста всего коллектива, заместители, помощники и др.). Члены актива осуществляют сбор информации о членах коллектива: выясняют дни рождения ребят, их домашние адреса, телефоны, в каких кружках или секциях занимаются, какие поручения выполняют. Актив разрабатывает не только схему деятельности каждого члена коллектива, но и планирует свою: проверяет, как выполняются поручения, ведет предварительные переговоры о планируемых коллективных делах и т.д. Члены актива в подготовке обращений к руководству коллектива учитывают предложения всех членов коллектива, а также разъясняют коллективу основания принятых руководством решений.

Первым показателем данного структурного компонента является творческая индивидуальность руководителя (членов актива), под которой мы понимаем направленность (различное сочетание свойств и особенностей) личности на создание «качественно нового, никогда ранее не существовавшего оригинального продукта, получаемого в результате формулирования нестандартной гипотезы, выявления нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.д.» [7, с. 286].

Вторым показателем данного компонента является стиль управления творческим коллективом, под которым понимается характер управления творческим учебно-педагогическим и воспитательным процессами в коллективе.

3. Ценностно-целевое единство - это единство членов творческого коллектива относительно перспектив и ценностей как целей совместной творческой деятельности. В связи с этим показателями ценностно-целевого единства мы выделили единство перспектив (целей) и ценностей (целей) членов творческого коллектива.

4. Совместная творческая деятельность. Формирование опыта творческой деятельности в коллективе тесно связано с необходимостью проектирования и конструирования специальных проблемных ситуаций, создающих условия для их творческого решения, так как процесс обучения в творческом коллективе осуществляется главным образом на проблемах, уже решенных обществом. Поскольку члены творческого коллектива только в отдельных случаях, в определенных условиях и применительно к определенной ситуации могут овладевать новыми ценностями, то применительно к процессу обучения творческую деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на овладение новыми общественно значимыми ценностями, важными для формирования личности. Художественная творческая деятельность в детских и студенческих творческих коллективах является частью учебно-образовательного процесса и рассматривается как аспект процесса обучения. Художественно-творческий учебный процесс как элемент художественного образования нацелен на «освоение совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества» [8, с. 116]. Как элемент художественного воспитания художественно-творческий учебный процесс направлен на формирование «способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности» [8]. Показателями данного структурного компонента творческого коллектива являются участие коллектива во внешних творческих проектах (городских, областных, международных проектах) и организация внутрен-

Библиографический список

них творческих проектов в коллективе (коллективные творческие дела), которые изучаются методом опроса.

5. Психологический климат творческого коллектива. Анализ определений понятия «психологический климат» позволяет заключить, что в психолого-педагогической науке оно рассматривается как эмоционально-психологический настрой коллектива (Н.П. Аникеева, А.В. Антонов, Л.Н. Лутошкин, Н.С. Мансуров, А.Н. Раевский, В.М. Шепель и др.); состояние группового (коллективного) сознания (К.К. Платонов, А.А. Русалинова, Ю.П. Платонов, Ю.А. Шерковин и др.); система межличностных отношений (И.В. Колесникова, А.Е. Личко, А.В. Петровский, Е.Я. Таршис, М.Г. Ярошевский и др.). Мы придерживаемся позиции Г.М. Андреевой, Н.Н. Обозова, М.Г. Иовчука, Л.И. Ивань-ко, Л.Н. Когана, определяющих психологический климат как целостное состояние коллектива. Показателями психологического климата творческого коллектива являются сплоченность, межличностные отношения и ценности-средства.

Охарактеризуем уровни развития творческого коллектива в контексте выделенных показателей.

Низкий уровень - в коллективе не сформирована система первичных коллективов и органов самоуправления; управление коллективом осуществляется в рамках либерального стиля управления; творческая индивидуальность руководителя коллектива и органов самоуправления выражена слабо; отсутствуют общие цели, перспективы; коллектив не участвует во внешних проектах и на низком уровне осуществляет организацию внутренних творческих проектов; изучение психологического климата констатирует о наличии конфликтов и низкой степени сплоченности творческого коллектива.

Средний уровень - в коллективе начинает формироваться система первичных коллективов; в процессе совместной деятельности формируется ценностно-целевое единство его членов; начинается работа по организации жизнедеятельности коллектива: реализуются внутренние творческие проекты, коллектив начинает принимать участие во внешних творческих проектах; в процессе совместной деятельности у членов коллектива появляются общие цели, достижение которых сплачивает их и формирует систему деловых отношений.

Высокий уровень - в коллективе успешно функционирует система первичных коллективов; управление и самоуправление осуществляется в рамках демократического стиля руководства; ценностно-целевое единство членов коллектива выражается в единстве взглядов (мнений, убеждений) относительно намеченных целей и задач; многие внутренние творческие проекты составляют основу жизнедеятельности коллектива и являются традициями; коллектив часто принимает участие во внешних творческих проектах; деловые и личные отношения членов коллектива, а также высокий уровень сплоченности позволяют определить психологический климат как благоприятный.

Опираясь на вышесказанное, хочется подчеркнуть, что творческий коллектив в сфере искусства - это сложное явление, которое, несмотря на недостаточную на сегодняшний день теоретическую и методологическую разработанность, как с позиции психологии, так и педагогики, остается актуальным для многих исследователей в силу стремительно меняющихся условий жизни людей, требований к функционированию коллективов, меняющемся мировоззрении людей, входящих в коллективы и выстраивающих свои отношения в контексте новых ценностей, установок и потребностей.

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2010.

2. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. пособ. - М., 2003.

3. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.

4. Фрейд, З. Художник и фантазирование // Воспоминание о Леонардо да Винчи о раннем детстве / пер. с нем. Р. Додельцева, М. Попова. - СПб., 2013.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М., 1998.

6. Ержемский, Г.Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. - СПб., 2007.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. -М., 2003.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2008. Bibliography

1. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: standartih vtorogo pokoleniya / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2010.

2. Smirnov, V.I. Obthaya pedagogika: uchebn. posob. - M., 2003.

3. Makarenko, A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. - M., 1972.

4. Freyjd, Z. Khudozhnik i fantazirovanie // Vospominanie o Leonardo da Vinchi o rannem detstve / per. s nem. R. Dodeljceva, M. Popova. -SPb., 2013.

5. Muzihka. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. G.V. Keldihsh. - M., 1998.

6. Erzhemskiyj, G.L. Dirizheru XXI veka. Psikholingvistika professii. - SPb., 2007.

7. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova [i dr.]. - M., 2003.

8. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogika v skhemakh, tablicakh i opornihkh konspektakh. M., 2008.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 378.147

Telegina N.O. RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH WORK ON THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF ARTISTIC INTERPRETATION OF MUSIC IN THE PROCESS OF PIANO TRAINING OF STUDENTS OF PERFORMING DEPARTMENT AT UNIVERSITIES OF ARTS. The article describes the organization and the contents of experimental research work, effectiveness of the methodology of the development of skills of artistic interpretation of pieces of music in the process of piano training among students in Departments of Performance at Universities of Arts. The author presents the results of the research work.

Key words: interpretation of pieces of music, students of universities of arts, piano training, methodology of development of skills of artistic interpretation, experimental research work.

Н.О. Телегина, ст. преп. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье описана организация и содержание опытно-поисковой работы по проверке эффективности разработанной автором методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки, представлены результаты исследования.

Ключевые слова: интерпретация музыкальных произведений, студенты вузов искусств, фортепианная подготовка, методика развития умений художественной интерпретации, опытно-поисковая работа.

Изучение сложившейся системы профессиональной подготовки студентов исполнительских отделений в вузах искусств показывает, что вопросы художественной интерпретации музыкальных произведений решаются, главным образом, в процессе освоения специальных исполнительских дисциплин (специальный класс, камерный ансамбль, оркестровый класс, квартетный класс и пр.) [1]. Предмет «Фортепиано», как правило, занимает второстепенное положение в блоке учебных дисциплин и решает дидактические задачи, а преподавание в классе фортепиано зачастую осуществляется идентично классу специального фортепиано, отличаясь меньшим объёмом программы и худшим качеством исполнения. Соответственно, возможности общей фортепианной подготовки в развитии умений художественной интерпретации музыкальных произведений реализуются далеко не в полной мере, а необходимое для этого методическое обеспечение на сегодняшний день не разработано. Сказанное обусловливает актуальность разработки и практической апробации методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки.

В предыдущих наших публикациях было обосновано содержание понятия «умения художественной интерпретации музыкальных произведений» и представлена методика развития данных умений у студентов вузов искусств в процессе фортепианной подготовки [2]. Кратко обобщая проведенные нами исследования, отметим, что «умения художественной интерпретации музыкальных произведений» мы понимаем как освоенные студентами способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает возможность воплощения в исполнительской деятельности личностно осмысленного образного содержания музыки на основе установления художественного диалога с автором сочинения, музыкальным произведением и слушателями. Данные умения являются сложными, имеют комплексную природу и включают в себя ряд более частных умений, а именно: умения герменевтические (толкование музыкального тек-

ста и понимание заложенного в нем содержания), креативные (построение собственной художественной концепции музыкального произведения), исполнительские (воплощение художественной концепции музыкально-исполнительскими средствами), рефлексивные (оценка убедительности практической реализации художественной концепции).

Разработанная нами методика развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки включает три этапа: информационно-герменевтический, который направлен на развитие герменевтических умений студентов в процессе аналитико-теоретического освоения музыкального произведения; художественно-деятель-ностный, который направлен на развитие креативных и исполнительских умений студентов в процессе практически-творческого освоения музыкального произведения; рефлексивно-аналитический, который направлен на развитие рефлексивных умений студентов в процессе аналитического осмысления собственных исполнительских действий и результата художественной интерпретации.

Для апробации и проверки эффективности разработанной нами методики была организована масштабная опытно-поисковая работа на базе музыкального факультета Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского. В ней приняли участие 57 студентов, обучающихся по специальностям «Искусство концертного исполнительства» (струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты); «Искусство оперного пения»; «Художественное руководство академическим хором». Сначала было проведено анкетирование студентов с целью выяснения знаний о художественной интерпретации, способах и средствах ее реализации, возможностях курса фортепиано и т.д. Полученные данные показали, что студенты серьезно подходят к проблеме интерпретации, объективно оценивают значимость предмета фортепиано, но считают, что его возможности реализуются не в полной мере,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.