Научная статья на тему 'Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние, проблемы недропользования, перспективы развития'

Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние, проблемы недропользования, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1060
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Георесурсы
WOS
Scopus
GeoRef
Ключевые слова
нерудные полезные ископаемые / запасы / добыча / районирование / муниципальный / налог / аукцион / недропользование / стратегия / развитие / Республика Татарстан / non-metallic minerals / model / raw material reserves / production / regional division / municipal / tax / auction / subsoil use / strategy / development / the Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Садыков Равиль Касимович, Власова Рамзия Ганиевна, Мурадымова Валентина Михайловна, Вяткина Людмила Юрьевна, Булатова Гульнара Нуровна

Рассмотрены основные направления использования твердых нерудных полезных ископаемых в экономике Республики Татарстан и их роль в реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года». Показано состояние минерально-сырьевой базы по видам нерудных полезных ископаемых, ее территориальная структура в свете нового пространственно-экономического районирования республики. Подчеркнуто значение общераспространенных полезных ископаемых в социально-экономическом развитии Татарстана и его муниципальных образований. Показаны объемы поступления налога на добычу твердых нерудных полезных ископаемых в республиканский бюджет в территориальном разрезе. Проанализированы проблемные задачи недропользования и предложены пути их решения. Подчеркнута необходимость грамотной государственной ресурсной политики и разработки стратегической программы геологического изучения недр, воспроизводства и использования твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Садыков Равиль Касимович, Власова Рамзия Ганиевна, Мурадымова Валентина Михайловна, Вяткина Людмила Юрьевна, Булатова Гульнара Нуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use and Prospects of Development

Main directions are considered for the use of solid non-metallic minerals in Tatarstan, their role in implementing program «Strategy for social and economic development of the Republic of Tatarstan for the period until 2030». The article shows conditions of the mineral resource base by types of non-metallic minerals, its territorial structure in the light of new spatial-economic regional division of the country. Significance of common minerals is emphasized in social and economic development of Tatarstan and its municipalities. Tax revenue for production of solid non-metallic minerals to the budget of Tatarstan is shown. We analyzed issues of subsoil use and suggested ways to solve them. Competent government resource policy and strategic program are emphasized for geological study, reproduction and use of solid non-metallic minerals in Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние, проблемы недропользования, перспективы развития»

Р.К. Садыков, Р.Г. Власова, В.М. Мурадымова, Л.Ю. Вяткина, Г.Н. Булатова Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние...

grl

УДК 553.5/.6.985.003.12:33(470.41)

Р.К. Садыков, Р.Г. Власова, В.М. Мурадымова, Л.Ю. Вяткина, Г.Н. Булатова

ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых», г. Казань

e-mail: root@geolnerud.net

Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние, проблемы недропользования,

перспективы развития

Рассмотрены основные направления использования твердых нерудных полезных ископаемых в экономике Республики Татарстан и их роль в реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года». Показано состояние минерально-сырьевой базы по видам нерудных полезных ископаемых, ее территориальная структура в свете нового пространственно-экономического районирования республики. Подчеркнуто значение общераспространенных полезных ископаемых в социально-экономическом развитии Татарстана и его муниципальных образований. Показаны объемы поступления налога на добычу твердых нерудных полезных ископаемых в республиканский бюджет в территориальном разрезе. Проанализированы проблемные задачи недропользования и предложены пути их решения. Подчеркнута необходимость грамотной государственной ресурсной политики и разработки стратегической программы геологического изучения недр, воспроизводства и использования твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан.

Ключевые слова: нерудные полезные ископаемые, запасы, добыча, районирование, муниципальный, налог, аукцион, недропользование, стратегия, развитие, Республика Татарстан.

В июне 2015 г. была принята «Стратегия социальноэкономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года» (Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 г. № 40-З РТ), где в качестве главной стратегической цели поставлено превращение республики к 2030 г. в глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста «Волга-Кама». Татарстан, находясь в зоне пересечения четырех российских коридоров экономического развития, является сердцем указанного полюса роста, к которому относятся и все граничащие с ним регионы: Республика Башкортостан, Оренбургская, Самарская, Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Кировская область, Удмуртская Республика.

Методической особенностью подхода к разработке «Стратегии...» стало использование специально разработанной интегрирующей схемы-модели «Татарстан 7+6+3», задающей логику стратегического анализа и ориентированную на рост конкурентоспособности региона. Внешний уровень модели отражает конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции:

- рынки продукции и услуг,

- институты (управление)

- человеческий капитал,

- инновации и информация (технологии),

- природные ресурсы (сырье),

- пространство, реальный капитал (материальные активы),

- финансовый капитал.

Твердые нерудные полезные ископаемые рассматриваются в составе направления «Природные ресурсы (сырье)». Стратегической целью данного направления конкуренции регионов является обеспечение лучших условий доступа к природным условиям (сырью) при сохранении экологического благополучия. Рост вредных выбросов в окружающую среду и увеличение объема промышлен-

ных отходов, в т.ч. и при недропользовании в сфере твердых нерудных полезных ископаемых, стимулирует внедрение рационального природопользования и безотходных экологически чистых технологий. Чрезвычайно актуальным представляется анализ обеспеченности ресурсами на ближайшие 30-50 лет и выбор путей их эффективного использования на базе принципов устойчивого развития и резервирования ресурсов для будущих поколений.

Внутренний уровень модели отражает социально-экономический комплекс Республики Татарстан в разрезе шести базовых экономических комплексов:

- нефтегазохимический комплекс,

- энергетический комплекс,

- комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности,

- агропромышленный комплекс,

- инфраструктурный комплекс,

- комплекс услуг,

которые детализируются до 17, далее до 60 подкомплексов и отраслей.

От развития инфраструктуры решающим образом зависит повышение глобальной конкурентоспособности Республики Татарстан, обеспечение надежной транспортной связи как внутри республики, так и связей с соседними регионами. В рамках инфраструктурного комплекса в республике успешно функционирует транспортно-логистический подкомплекс. В перспективе он будет дополнен высокоскоростной железнодорожной магистралью, транспортным коридором Западная Европа - Китай, который пройдет по территории республики, новыми мостовыми переходами через основные водные артерии - Волгу и Каму, созданием разветвленной транспортной сети дорог с твердым покрытием, обеспечивающей круглогодичную доступность всех населенных пунктов Республики Татарстан, даже тех, где численность населения не превышает 125 человек.

Производственные процессы добычи и переработки

НАУЧНО-ТЕХНЖЕСКИЙ ЖУРНАЛ ■■

4(63) 2015, Т.1 ГЕОРЕСУРсы!

3

R.K. Sadykov, R.G. Vlasova, V.M. Muradymova, L.Yu. Vyatkina, G.N. Bulatova Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use...

твердых нерудных полезных ископаемых (ТНПИ) входят в состав инфраструктурного комплекса, точнее, включены в строительный комплекс, который, в свою очередь, является составной частью комплекса строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Рис. 1). Разведанные, добытые и переработанные нерудные минерально-сырьевые продукты востребованы, прежде всего, в строительстве: промышленном, дорожном, жилищном, где Республика Татарстан уже который год сохраняет ведущие позиции среди субъектов РФ. Развитие строительного комплекса позволит обеспечить население жилой площадью на уровне европейских стандартов (30-35 м2 на 1 человека) вместо реальной обеспеченности в 24,2 м2) и сохранить стоимость 1 м2 жилья экономкласса в пределах 30-35 тыс. руб.

Кластерная активация строительного комплекса обеспечит выход ее ключевых игроков на глобальный рынок инвестиционного строительства и обеспечит достижение лидерства в реализации строительных проектов на территории Республики Татарстан, что, в свою очередь, повысит требования к минерально-сырьевой базе нерудных строительных материалов и поставит задачу эффективного и устойчивого использования полезных ископаемых. В настоящее время в пределах Татарстана успешно функционирует кластер «Строительство и новые строительные материалы», ключевые участники которого являются в большинстве своем недропользователями и активными потребителями нерудного сырья.

В агропромышленном комплексе в значительных объемах потребляются карбонатные породы в виде известняковой муки для химической мелиорации кислых почв, площадь которых в Республике Татарстан составляет 1424 тыс. га. Ежегодно при пятилетием цикле необходимо известковать 268 тыс. га посевных площадей, для чего каждый год требуется 2,1 млн. т карбонатных мелиорантов. Это позволит увеличить эффективность применения минеральных и органических удобрений и повысить урожайность сельскохозяйственных культур, что является одним из важнейших залогов обеспечения продовольственной безопасности республики. Кроме того, но уже в значительно меньших объемах, местное нерудное сырье используется в нефтегазохимическом комплексе, комплексе машиностроения и другой обрабатывающей промышленности.

Территориальная структура внутреннего уровня модели «Татарстан 7+6+3» представлена 3 экономическими зонами: Казанской, Камской и Альметьевском Экономическая зона Республики Татарстан - это часть территории

ИНФРАСТРУКТУРНЫМ КОМПЛЕКС

КОМПЛЕКС СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 1 , ^ 1|

1 1 Строительный комплекс si 1

§ 1 Комплекс жилищнс коммунального хозяйства Добыча твердых нерудных полезных ископаемых Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Строительство ТРАНСПОРТЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ К( 1 §

Рис. 1. Место ТНПИ в структуре инфраструктурного комплекса.

республики, сформированная в естественных природных и административных границах, обладающая социально-экономической и пространственной спецификой, относительно обособленная от других зон. Границы зон совпадают с границами муниципальных образований. Каждая экономическая зона состоит из городской агломерации (соответственно, Казанской, Камской и формирующейся Альметьевском и пояса формирующего влияния агломерации (пояса экономической зоны). Каждая агломерация, в свою очередь, имеет в своем составе ядро (центральные муниципальные образования) и пояс агломерации.

Реализация на территории Республики Татарстан в наши дни национальных проектов и программ, обеспечивающих высокое качество и комфортные условия жизни ее граждан, ускоренное создание благоприятных транспортных условий для инновационного развития республики, строительство новых стратегических объектов требует кардинального наращивания объемов производства строительных материалов, и, прежде всего, нерудных: щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, песка. Роль ТНПИ в связи с этим возрастает на территории республики во много раз.

Территориальным балансом полезных ископаемых Республики Татарстан на 01.01.2014 г. учитывается 390

Рис. 2. Соотношение запасов распределенного и нераспределенного фонда недр по видам нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан.

^^GEDRESURSY 4|63l 2015, voi.i

Р.К. Садыков, Р.Г. Власова, В.М. Мурадымова, Л.Ю. Вяткина, Г.Н. Булатова Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние...

gr>

месторождений нерудного минерального сырья (Табл. 1).

Распределенный фонд недр включает 260 месторождений, содержащих в себе 51 % республиканских запасов кат. A+B+Cj+C2 (60 % общих запасов кат. А+В+Ц и 3 % -кат. С2) (Рис. 2).

ТНПИ, не относимые к общераспространенным полезным ископаемым (ОПИ), представлены на территории Татарстана следующими видами: гипс, стекольные и формовочные пески, минеральные пигменты, цветные камни (мраморный оникс), бентонитоподобные глины, фосфориты. Их запасы сосредоточены на 12 месторождениях. Особое значение имеют бентонитоподобные глины (47,6 % общероссийских запасов категорий A+B+Cj и 24,7 % добычи) и гипс (5,8 % общероссийской добычи). Именно эти виды сырья разрабатываются и потребляются не только внутри республики, но и поставляются на российский рынок. Объекты недр других видов ТНПИ, не относимых к ОПИ, по целому ряду причин (низкое качество сырья, незначительные размеры запасов и др.) находятся в настоящее время вне интересов инвесторов. Не относимые к общераспространенным виды ТНПИ залегают в недрах семи муниципальных районов республики (Зеленодольский, Камско-Устьинский, Лаишевский, Нурлатский, Спасский, Тетюшский и Тукаевский).

Региональные перечни ОПИ определяются в соответ-

ствии со ст. 3 и 4 Закона РФ «О недрах» и «Временными методическими рекомендациями по подготовке материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» (утверждены МПР РФ 07.02.2002 г. (№ 47-Р). Из 24 видов полезных ископаемых, относимых в Российской Федерации к ОПИ, на территории республики представлены 17 видов, перечень которых утвержден совместным распоряжением МПР РФ и Правительства Республики Татарстан от 18.05.2006 г. № 27-р/623-р. Запасы ОПИ по объему составляют почти 92 % всех запасов ТНПИ, а доля в общей добыче достигает 9697 %. Процесс их освоения идет гораздо интенсивнее, так из 378 балансовых месторождений распределенным фондом недр учтены 256. Продукция, полученная из общераспространенных видов сырья, потребляется в основном внутри республики. Исключением является гравий и песчано-гравийные материалы, которые вывозятся по рекам Волга и Кама в другие регионы. Значительный минерально-сырьевой потенциал ОПИ относится к числу сильных сторон республики, дающих возможность дальнейшего подъема экономики и способствующих повышению уровня социально-экономического развития ее муниципальных образований. Распределение ОПИ по муниципальным районам варьирует в очень широких пределах: от практи-

Рис. 3. Экономико-пространственное районирование Республики Татарстан и минерально-сырьевая база твердых нерудных полезных ископаемых.

НАУЧНО-ТЕХНЖЕСКИЙ ЖУРНАЛ

4(63) 2015, ТЛ ГЕОРЕСУРшВШ

R.K. Sadykov, R.G. Vlasova, V.M. Muradymova, L.Yu. Vyatkina, G.N. Bulatova Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use...

gr*

ческого отсутствия (25 тыс. м3) в Атнинском до 125 млн. м3 в Елабужском районе.

Территориально запасы распределены по трем крупным экономическим зонам республики: Казанской, Камской и Альметьевской (Рис. 3). Казанская экономическая зона, как самая большая, сосредотачивает в своих недрах 58,4 % строительного, 84,2 % агрохимического и почти 50 % горнотехнического сырья. В целом на ее долю приходится более 59 % всего нерудного минерального сырья республики. Грандиозные пространственные преобразования Казанской городской агломерации, а также ее обрамления в виде пояса муниципальных образований связаны с выполнением больших объемов строительных работ с использованием местных ТНПИ. На втором месте (32,7 % республиканских запасов) находится Камская экономическая зона, где концентрируется 34 % строительного (благодаря крупным запасам песчано-гравийных материалов (ПГМ) в русле р.Кама), 8,4 % агрохимического и почти 30 % горнотехнического сырья. Доля Альметьевской экономической зоны составляет в целом лишь 8,1 %, она выделяется лишь по запасам горнотехнического сырья (20,2 % республиканского объема), в общереспубликанском минеральносырьевом потенциале строительного и агрохимического сырья ее доля не превышает 8 % (Табл. 2).

Развитие минерально-сырьевой базы ТНПИ в условиях рыночных преобразований должно ориентироваться на поддержание оптимального баланса между приростом запасов и добычей минерального сырья, между оценкой перспектив территории на новые и нетрадиционные виды полезных ископаемых и развитием технологических иссле-

дований по выявлению новых потребительских свойств нерудного сырья, на разработку предложений по обеспечению республиканского рынка минерально-сырьевой продукцией на основе ТНПИ за счет поставок из других регионов. Ежегодная стоимость подобных закупок в настоящее время варьирует в пределах 6-8 млрд. руб. в год.

Требуется совершенствование налогового законодательства применительно к условиям рыночной экономики: так, налог на добычу полезных ископаемых относительно ОПИ не должен иметь единую плоскую шкалу для всех видов полезных ископаемых, а должен быть дифференцированным. Следует также шире использовать предоставляемую Бюджетным кодексом РФ возможность перераспределения НДПИ в части ОПИ между региональным и местным бюджетами. Как известно, в соответствии с действующим законодательством о недропользовании в РФ недра предоставляются в пользование на основе платности, лицензионное™ и равенства субъектов хозяйственной деятельности, лицензирование осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

В Республике Татарстан, наряду с аукционной формой получения прав пользования недрами, была достаточно успешно применена и конкурсная система отбора недропользователей. Так, в Камско-Устьинском муниципальном районе на аукцион в 2007 г. было выставлено Сюкеевское месторождение гипса, и обладателем лицензии на право пользования недрами стало ООО «Фоника Гипс». Впоследствии это же предприятие явилось победителем конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи гипса и ан-

Полезные ископаемые МСБТНПИ

всего в т.ч., распределенный фонд Добыча в 2013 г.

число м-ний запасы число м-ний запасы

кат. A+B+Ci кат. С 2 кат. A+B+Ci кат. С 2

ТНПИ, не относимые к общераспространенным

Гипс, тыс.т 2 61 244,6 - 2 17 358,6 - 784,5

Глины бентонитоподобные, тыс.т 4 45 185,6 1353,0 1 23 650,4 - 123,5

Пески стекольные, тыс.т 1 5690,0 6216,0 - - - -

Минеральные пигменты, т 2 2623,8 - - - - -

Камни цветные (мраморный оникс), т 1 - 824,5 1 - 824,5 не было

Формовочные материалы (пески), тыс.т 1 20 900,0 25 421,0 - - - -

Фосфориты, тыс.т 1 224,3 - - - - -

Общерасщ устраненные полезные ископаемые

Песчано-гравийные материалы, тыс.м3 97 346 280,9 ИЗ 525,2 81 178 984,0 3984,2 9379,1

Пески для бетона и силикатных изделий, тыс.м3 25 72 151,1 6110,6 20 70 395,7 - 2292,7

Пески и песчано-глинистые материалы, тыс.м3 40 47 857,9 1326,0 34 46 917,1 - 532,1

Камень строительный, тыс.м3 77 55 319,1 15 808,9 39 25 263,5 521,0 679,3

Камень пильный, тыс.м3 1 2608,0 - 1 2608,0 - 2,0

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв, тыс.т 39 90 081,6 2591,7 31 73 239,5 76,0 1138,2

Кирпично-черепичное сырье, тыс.м3 87 158 251,0 4059,2 46 92 333,2 192,5 712,1

Керамзитовое сырье, тыс. м3 11 21 477,4 1229,3 3 1900,8 213,3 0,3

Мергели цеолитсодержащие, тыс. т 1 88 336,0 - 1 88 336,0 - не было

Табл. 1. Минерально-сырьевая база ТНПИ Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2014 г.

GEDRESURSY 4(631 2015, voi.i

16

Р.К. Садыков, Р.Г. Власова, В.М. Мурадымова, Л.Ю. Вяткина, Г.Н. Булатова Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние...

гидрида Байматского участка, расположенного на границе Камско-Устьинского и Тетюшского муниципальных районов, представив весьма конструктивную программу социально-экономических мероприятий, направленных на развитие территории.

Приведенный пример свидетельствует о широких возможностях использования объектов недр для институционального преобразования территории. Поэтому каждый объект недр, включая ОПИ, следует рассматривать как конкурентное преимущество территории, дающее толчок его социально-экономическому развитию и повышению благосостояния населения.

От победителя аукциона достаточно сложно добиться участия в социально-экономическом развитии территории, несмотря на то, что соответствующий пункт в обязательном порядке присутствует во всех лицензионных соглашениях. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о возможности предоставления права пользования недрами для участков местного значения по конкурсно-аукционному принципу. На первом этапе (конкурс) оцениваются разработанные потенциальными недропользователями программы геологического изучения и освоения объекта недр, масштабы их вклада в социально-экономи-

ческое развитие территории и т.д. На втором этапе (аукцион) идет борьба за получение права пользования недрами между двумя претендентами, представившими лучшие проектные решения по освоению участка недр, т.е. разовый платеж не будет иметь фиксированный размер, а увеличится в ходе второго этапа (аукциона). В этом случае не будет «случайных» участников, победитель торгов будет реализовывать проектные решения освоения месторождения, гарантированно осуществляя вклад в социальноэкономическое развитие территории, а поступления в бюджет возрастут за счет увеличения размеров разовых платежей.

Однако есть и другие примеры: Сюндюковское месторождение желваковых фосфоритов в 2007 г. было выставлено на аукцион за баснословные по тем временам деньги - 1 млн руб.; естественно, ни один недропользователь не оформил даже заявку на участие в этом аукционе. Объект по объему запасов фосфоритов очень мелкий, минеральный состав фосфоритовых руд непостоянен, и вряд ли следует ожидать, что кто-то из представителей аграрного бизнеса рискнет капиталом для освоения этого месторождения. Подобных примеров немало (аналогичные ситуации имеются и в других субъектах РФ). Видимо,

Экономике -пространственное районирование Общераспространенные полезные ископаемые Полезные ископаемые, не относимые к общераспространенным видам

Песчано-гравийные материалы, тыс. м3 Пески для бетона и силикатных изделий, тыс.мЗ Пески и песчано-гли-нистые материалы для дорожного стро-ительства, тыс. м3 Камень строительный, тыс.мЗ Камень пильный, тыс. м3 Кирпично-черепичное сырье, тыс. м3 Керамзитовое сырье, тыс. м3 Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв, тыс. т Мергели цеолит-содержагцие, тыс. т Гипс, тыс. т Пески стекольные, тыс. т Минеральные пигменты, т Пески формовочные, тыс. т Фосфориты, тыс. т Глины бентонитовые, тыс. т Камни цветные (мраморный оникс), т

Казанская экономическая зона 183701 75193 43166 45439 104032 9015 77975 88336 61245 11906 2624 46321 224 825

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казанская городская агломерация Ядро - г. Казань 27202 24377

Пояс агломерации 5912 44684 14383 35892 45097 6456 22423 11906 2624 46321

Пояс экономической зоны Предкамская экономическая подзона 157167 2797 6469 23961 16231

Предволжская экономическая подзона 4655 1757 2884 25317 386 27298 88336 61245 224

Закамская экономическая подзона 15967 1550 1608 194 9657 2173 12023 825

Камская экономическая зона 262379 3069 3151 6314 28479 11786 7777 27784

Камская городская агломерация Ядро-г. Наб. Челны, г. Нижнекамск, г. Елабуга

Пояс агломерации 233155 77 1450 5770 24149 10176 6408 27784

Пояс экономической зоны 29224 2992 1701 543 4330 1610 1369

Альметьевская экономическая зона 13726 2867 19376 2608 29744 1906 6921 18754

Альметьевская городская агломерация -Ядро — г. Альметьевск, г. Бугульма, г. Ленин огорск

Пояс агломерации 2406 1641 11921 2608 8709 452 2331

Пояс экономической зоны 11320 1226 7454 21035 1454 4590 18754

Табл. 2. Распределение балансовых запасов твердых нерудных полезных ископаемых по экономическим зонам Республики Татарстан.

НАУЧНО-ТЕХНЖЕСКИЙ ЖУРНАЛ J

4(63) 2015, Т.1 ГЕРРЕСУР СЫДЬЛ

R.K. Sadykov, R.G. Vlasova, V.M. Muradymova, L.Yu. Vyatkina, G.N. Bulatova Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use...

grl

назрела необходимость вывести подобные объекты из исключительного ведения федеральных органов управления государственным фондом недр, перевести их в совместное ведение указанных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, т.е. придать им статус участков недр местного значения. Возможность предоставления таких месторождений в недропользование не на аукционной основе, а по заявительному принципу позволила бы перевести в распределенный фонд недр большее количество объектов. Так, вовлечение в разработку Сюндюковского месторождения могло бы способствовать обеспечению фосфатной мукой предприятий агропромышленного комплекса Тетюшского и прилегающих к нему муниципальных районов Татарстана, снизив отчасти тем самым финансовую нагрузку на республиканский бюджет, связанную с обеспечением сельхозпредприятий фосфатными удобрениями.

Совершенствование и расширение форм предоставления права пользования недрами позволит также снизить количество «незаконных карьеров» по разработке ОПИ. Так, в Республике Татарстан в 2014 г. выявлено более 700 случаев, когда месторождения разрабатывались без лицензии на право пользования недрами. В таблицах 3 и 4 приведены сведения по регулированию недропользования ОПИ в Республике Татарстан за последние 3 года, которые свидетельствуют о росте числа объявленных аукционов, действующих лицензий и количества недропользователей на территории республики.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. В 2014 г. в республиканский бюджет в качестве налога на

Сумма налога на добычу ТИПИ, поступившая в бюджет РТ (тьк. руб)

добычу полезных ископаемых поступило 87,7 млн. руб., из них 81,7 млн. руб. - налог на добычу ОПИ и около 6 млн. руб. (60 % от уплаченного НДПИ) - налог на добычу ТНПИ, которые не относятся к общераспространенным видам. В федеральный бюджет поступило, соответственно, около 4 млн. руб. (40 % от уплаченного НДПИ).

За последние 6 лет поступления в бюджет Республики Татарстан налоговых средств от добычи полезных ископаемых увеличились практически вдвое. Сумма налога складывается из налоговых поступлений 39 муниципальных образований, которые варьируют от 21 тыс. руб. в Зеленодольском муниципальном районе до 30 млн. руб. в г. Казани (Рис. 4). Эти финансовые средства, конечно же, не делают погоды в республиканском бюджете и, возможно, было бы целесообразнее часть их направлять в бюджеты муниципальных образований, что допускается Бюджетным кодексом РФ. Средства от уплаты налога на добычу ОПИ, пополняя бюджеты муниципальных образований, могли бы стимулировать заинтересованность местных властей в развитии на лицензионной основе горнодобывающего сектора экономики на их территориях.

Для сведения: в Республике Татарстан на парламентских слушаниях, состоявшихся в июне 2015 г., было внесено и поддержано предложение о том, чтобы поступления от уплаты налога на добычу ОПИ, ранее подлежавшие зачислению в республиканский бюджет, начиная с 01.01.2016 направлялись в бюджеты муниципальных образований (городские округа, муниципальные районы). Практическая реализация данного предложения дает надежду на сокращение числа «диких» карьеров, разрабатывающих ОПИ, и увеличение поступлений от уплаты НДПИ в местные бюджеты.

Кроме того, следует заметить, что ставка налогообложения является единой для всех видов ОПИ и во всех реги-

от 2 ШО до 5 ООО от 5 000 до 15 000 более 15 000

Рис. 4. Поступление налога на добычу твердых нерудных ископаемых в бюджет РТ по муниципальным образованиям (городские округа, муниципальные районы) в 2014 г.

3CIENT1F1CAND TECWICAL JOURNAL

GEDRESURSY 4(631 2015, voi.i

Р.К. Садыков, Р.Г. Власова, В.М. Мурадымова, Л.Ю. Вяткина, Г.Н. Булатова Твердые нерудные полезные ископаемые Республики Татарстан: состояние...

gr>

Вид сырья 2012 год 2013 год 2014 год

действу- ющие лицензии прове- денные аукционы действу- ющие лицензии прове- денные аукционы действу- ющие лицензии прове- денные аукционы

ПГМ 79 1 81 - 94 5

Пески и песчано-глинистые материалы для дорожного строительства 28 - 32 3 60 5

Пески для бетона и силикатных изделий 20 - 20

Строительный камень для производства бута и щебня 31 7 36 1 55 5

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв 31 31 31

Пильный камень 1 - 1 - 1 -

Кирпично-черепичное сырье 44 1 46 - 46 5

Керамзитовое сырье 3 - 3 - 1 -

Цветные камни 1 - 1 - 1 -

Мергель - - 1 1 1 -

Цеолитсодержащие породы - - - 1 1 -

Торф 2 1 3 - 6 2

Всего 240 10 255 6 297 22

Табл. 3. Количество действующих лицензий и проведенных аукционов на право пользования запасами ОПИ по Республике Татарстан в 2012-2014 гг.

онах страны. Это, видимо, не совсем правомерно, так как есть более и менее востребованные виды ОПИ, и их минерально-сырьевой потенциал серьезно различается по субъектам РФ. В настоящее время НДПИ на ОПИ зачисляются исключительно в бюджет субъектов РФ. Эти платежи никак не влияют на федеральный бюджет, поэтому субъекты РФ вправе сами устанавливать ставку налога в соответствии с потенциалом ОПИ, имеющимся на их территориях. При этом максимальный размер самой ставки НДПИ по ОПИ следует сохранить в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Минерально-сырьевая база ТНПИ Республики Татарстан является ее неоспоримым богатством и конкурентным преимуществом. Рациональное использование и планомерное воспроизводство ее требует перманентного геологического изучения для сохранения устойчивого развития строительного, агропромышленного и других секторов экономики республики.

В настоящее время в Республике Татарстан, как и в большинстве субъектов РФ, отсутствует внятная ресурсная политика по рациональному изучению территории на ОПИ и иные виды ТНПИ. Видимое значительное количество ресурсов не стимулирует органы исполнительной власти к

разработке долгосрочных программ по геологическому изучению недр и воспроизводству комплекса ТНПИ, тогда как в марте 2015 г. принят Закон РТ «О стратегическом планировании...» (Закон Республики Татарстан от 12.03.2015 г. № 12-З РТ), предусматривающий ответственность исполнительных органов государственной власти за разработку документов стратегического планирования.

Государственная ресурсная политика должна включать как геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы, так и ее использование. Первым этапом ресурсной политики должна стать разработка региональной (территориальной) стратегической программы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы ТНПИ. Действенным инструментом реализации государственной политики в сфере недропользования с активным воздействием на социально-экономические процессы являются региональные специализированные геологические программы. Они базируются на программно-целевом методе исследования и позволяют повысить степень геологической изученности территории, инициируют опережающее воспроизводство ресурсов по востребованным видам полезных ископаемых, увеличивают вклад минерально-сырьевой базы ТНПИ в социальноэкономические преобразования регионов (Садыков и др., 2008; 2009).

При подготовке современной стратегии следует учитывать ранее разработанные программные документы, сохранять сложившуюся и проверенную годами методологию обоснования направлений изучения недр. Принятая в виде закона «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан.» инициирует синхронизацию по времени и методологии территориальных и отраслевых стратегических программ.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Лицензирование недропользования

Количество действующих лицензий 240 255 297

Количество предприятий-недропользователей 154 160 170

Проведение аукционов на предоставление права пользования недрами по участкам недр местного значения

Проведено аукционов 10 6 22

Стартовые размеры разовых платежей за пользование недрами, тыс. руб. 1061,89 29 886,22 9733,37

Размеры разовых платежей за пользование недрами по итогам аукциона, тыс. руб. 6560,93 56 041,0 98 813,9

Табл. 4. Лицензирование и результатыг аукционов на предоставление права пользования недрами по участкам недр местного значения*. *По материалам коллегии Министерства экологии и приро 'дныгх ресурсов Республики Татарстан за 2014 г.

НАУЧНО-ТЕХНЖЕСКИЙ ЖУРНАЛ

4(63) 2015, ТЛ ГЕОРЕСУРшВШ

R.K. Sadykov, R.G. Vlasova, V.M. Muradymova, L.Yu. Vyatkina, G.N. Bulatova Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use...

gr*

Разработка актуализированной «Стратегической программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан до 2030 года» будет способствовать правильному выбору перспективного вектора развития минерально-сырьевой базы ТНПИ Республики Татарстан. ФГУП «ЦНИИгеолнеруд», имеющий успешный опыт создания подобных программ, мог бы стать головным разработчиком подобной работы.

Литература

Садыков Р.К., Власова Р.Г., Шагидуллин Ф.Ф. Использование общераспространенных полезных ископаемых для социально-экономического развития Татарстана. Стратегические аспекты. Георесурсы. № 3. 2008. С. 17-23.

Садыков Р.К., Власова Р.Г., Сибгатуллина Э.А. Обеспечение экономики Республики Татарстан неметаллическим минеральным сырьем. Минералъные ресурсы России. 2009. № 6. С. 42-49.

Закон Республики Татарстан от 12.03.2015 г. № 12-3 РТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан». http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm/?npa_id=1713

Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 г. № 40-3 РТ «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/ zakon.htm/?npa_id=4431

Сведения об авторах

Равиль Касимович Садыков - канд. географ. наук, заместитель директора по науке, Почётный разведчик недр, Заслуженный экономист РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники

Рамзия Ганиевна Власова - заместитель заведующего отделом экономики и информационного обеспечения недропользования, Почётный разведчик недр

Валентина Михайловна Мурадымова - старший научный сотрудник отдела экономики и информационного обеспечения недропользования

Людмила Юрьевна Вяткина - старший научный сотрудник отдела экономики и информационного обеспечения недропользования, Отличник разведки недр

Гульнара Нуровна Булатова - канд. географ. наук, старший научный сотрудник отдела экономики и информационного обеспечения недропользования

ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых» («ЦНИИгеолнеруд»). 420097 г. Казань, ул. Зинина, 4.

Тел: (843) 238-74-66, 238-70-92, 236-38-62.

Solid Non-Metallic Minerals of the Republic of Tatarstan: Conditions, Problems in Subsoil Use and Prospects of Development

R.K. Sadykov, R.G. Vlasova, V.M. Muradymova, L.Yu. Vyatkina, G.N. Bulatova

Central Research Institute of Geology of Non-metallic Mineral Resources (FSUE «TsNIIgeolnerud»), Kazan, Russia e-mail: root@geolnerud.net

Abstract. Main directions are considered for the use of solid non-metallic minerals in Tatarstan, their role in implementing program «Strategy for social and economic development of the Republic of Tatarstan for the period until 2030». The article shows conditions of the mineral resource base by types of non-metallic minerals, its territorial structure in the light of new spatial-economic regional division of the country. Significance of common minerals is emphasized in social and economic development of Tatarstan and its municipalities. Tax revenue for production of solid non-metallic minerals to the budget of Tatarstan is shown. We analyzed issues of subsoil use and suggested ways to solve them. Competent government resource policy and strategic program are emphasized for geological study, reproduction and use of solid non-metallic minerals in Tatarstan.

Keywords: non-metallic minerals, model, raw material reserves, production, regional division, municipal, tax, auction, subsoil use, strategy, development, the Republic of Tatarstan.

References

Sadykov R.K., Vlasova R.G., Shagidullin F.F. Ispol’zovanie obscherasprostranennykh poleznykh iskopaemykh dlya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Tatarstana. Strategicheskie aspekty [The use of common mineral resources for socio-economic development of Tatarstan. Strategic aspects]. Georesursy [Georesources]. № 3. 2008. Pp. 17-23.

Sadykov R.K., Vlasova R.G., Sibgatullina E.A. Obespechenie ekonomiki Respubliki Tatarstan nemetallicheskim mineral’nym syr’em [Provision of the economy of the Republic of Tatarstan with nonmetallic minerals]. Mineral’nye resursy Rossii [Mineral Recourses

of Russia]. 2009. № 6. Pp. 42-49.

Zakon Respubliki Tatarstan ot 12.03.2015 № 12-Z RT «O strategicheskom planirovanii v Respublike Tatarstan» [Law of the Republic of Tatarstan «On the strategic planning in the Republic of Tatarstan»]. http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm/

?npa_id=1713

Zakon Respubliki Tatarstan ot 17.06.2015 № 40-Z RT «Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda» [Law of the Republic of Tatarstan «Strategy for social and economic development of the Republic of Tatarstan for the period until 2030»]. http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm/ ?npa_id=4431

Information about authors

Ravil’K. Sadykov - PhD (Geogr.), Deputy Director

Ramziya G. Vlasova - Deputy Head of the Department of Economics and Information Support of Subsurface Use

Valentina M. Muradymova - Senior Researcher of the Department of Economics and Information Support of Subsurface Use

Lyudmila Yu. Vyatkina - Senior Researcher of the Department of Economics and Information Support of Subsurface Use

Gul’nara N. Bulatova - PhD (Geogr.), Senior Researcher of the Department of Economics and Information Support of Subsurface Use

Central Research Institute of Geology of Non-metallic Mineral Resources (FSUE «TsNIIgeolnerud»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

420097, Russia, Kazan, Zinina str. 4.

Phone: (843) 238-74-66, 238-70-92, 236-38-62.

2i

■H SCIENTIFIC AND TEOWICA1. JOURNAL

^GEDRESURSY 4(63) 2015, voi.i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.