Научная статья на тему 'Использование общераспространенных полезных ископаемых для социально-экономического развития Татарстана: стратегические аспекты'

Использование общераспространенных полезных ископаемых для социально-экономического развития Татарстана: стратегические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
828
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Георесурсы
WOS
Scopus
GeoRef

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Садыков Равиль Касимович, Власова Рамзия Ганиевна, Шагидуллин Ф. Ф.

Рассмотрены состояние и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Республики Татарстан, их значение в социально-экономическом развитии республики и реализации национальных проектов на ее территории. Намечены стратегические ориентиры долгосрочной республиканской политики в области обеспечения отраслей материального производства минерально-сырьевой продукцией на основе общераспространенных полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Садыков Равиль Касимович, Власова Рамзия Ганиевна, Шагидуллин Ф. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование общераспространенных полезных ископаемых для социально-экономического развития Татарстана: стратегические аспекты»

Р. К. Садыков1, Р. Г. Власова1, Ф.Ф. Шагидуллин2

'ФГУП «ЦНИИгеолнеруд», Казань 2Аппарат Кабинета министров Республики Татарстан, Казань

root@geolnerud.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Рассмотрены состояние и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Республики Татарстан, их значение в социально-экономическом развитии республики и реализации национальных проектов на ее территории. Намечены стратегические ориентиры долгосрочной республиканской политики в области обеспечения отраслей материального производства минерально-сырьевой продукцией на основе общераспространенных полезных ископаемых.

1. Общее состояние вопроса

В послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету РТ от 31.01.08 г. отмечается, что в отчете Всемирного экономического форума за 2007 г. по ключевым составляющим конкурентоспособности (бизнес-климат, бизнес-портфель, эффективность и стратегический фокус администрации) Татарстан впервые вышел на второе место по Российской Федерации. В соответствии с проектом программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» стратегической целью развития республики является достижение уровня и качества жизни населения, соответствующих стандартам развитых стран мира на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамического роста; эффективного использования человеческого капитала и природных богатств республики; соблюдения условий устойчивого развития региональной экосистемы.

Для реализации поставленной цели значительная роль отведена использованию природных богатств, среди которых общераспространенные полезные ископаемые (ОРПИ), играющие существенную роль в экономике Татарстана. В структуре стоимости минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых их доля по разным оценкам составляет от 70 до 90 %; в денежном выражении это более 500 млрд. руб. Значительный минерально-сырьевой потенциал ОРПИ относится к числу сильных сторон республики, дающих ей возможность дальнейшего экономического подъема и способствующих сглаживанию уровней социально-экономического развития муниципальных районов Татарстана.

Наиболее востребованы ОРПИ в агропромышленном и строительном комплексе республики, включая дорожное строительство.

Строительный комплекс - один из важнейших секторов экономики Республики Татарстан. В строительстве создается свыше 9 % валового регионального продукта, занято около 8 % работающих в отраслях экономики. Промышленность строительных материалов Татарстана является основным потребителем ОРПИ. По данным территориального органа Федеральной службы государственной

статистики по РТ, в 2006 г. на основе местного сырья было произведено нерудных строительных материалов - 4741,6 тыс. м3, кирпича строительного - 560,1 млн. штук (в том числе лицевого 24,7 млн. штук), из них керамического -242,1 млн. штук; керамзита - 70,9 тыс. м3. Республика ввозит многие виды строительных материалов, среди них и изготовленные на основе ОРПИ: высокопрочный щебень, стеновые материалы, известняки для производства технологической извести. Татарстан уже много лет испытывает острую нужду в стеновых материалах (прежде всего, в кирпиче), ввоз которых растет с каждым годом (Рис.1) и в 2006 г. составил 137 млн. штук условного кирпича.

Дорожное строительство. Согласно «Долгосрочной стратегии развития транспорта Республики Татарстан», определяющей основные направления транспортной политики республики до 2040 года, к концу расчетного периода протяженность дорожной сети общего пользования увеличится на 1,5 тыс. км и составит почти 20 тыс. км, из которых 99,5 % будут иметь твердое покрытие. В республике не останется ни одного населенного пункта, не имеющего круглогодичной устойчивой транспортной связи с опорной транспортной сетью.

Для выполнения намеченных Республиканской целевой программой «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы» работ по строительству новых автомобильных дорог протяженностью 220,1 км и реконструкции 206,3 км дорог потребность в основных дорожно-строительных материалах составит 14,6 млн. м3 щебня различных марок прочности и 28,5 млн. м3 песка и песчано-гравийной смеси. Среднегодовая потребность при этом будет исчисляться в 2,9 - 3 млн. м3 щебня, в том числе 0,8 млн. м3 высокопрочного, и 5,7 млн. м3 песка и песчано-гравийной смеси.

В 2006 г. учтенный объем добычи нерудных строительных материалов исчислялся в 7,3 млн. м3, из них ПГМ - 6 млн. м3, строительных песков - 0,9 млн. м3 и строительного камня - 0,4 млн. м3. Проблема использования нерудных строительных материалов заключается еще и в том, что не все добытое сырье становится промышленной продукцией. В основном это связано с тем, что при добыче песча-но-гравийных материалов в качестве основного промышленного продукта отбирается обогащенная песчано-гра-

научно-технический журнал ^—

Георесурсы ШШ

вийная смесь, а пески-отсевы сбрасываются в воду, образуя техногенные залежи.

Производство нерудных строительных материалов, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в 2006 г. составило 4741,6 тыс. м3, из них щебня - 258,9 тыс. м3, гравия - 101,9 тыс. м3, песчано-гравийной смеси - 3893,3 тыс. м3, песка - 479,6 тыс. м3, бутового камня - 7,9 тыс. м3.

Для получения щебня в Татарстане могут быть использованы, в основном, карбонатные породы, редко - песчаники, еще реже - их битуминозные разности. Они, в большинстве своем, характеризуются низкой и средней прочностью. Получаемый из них щебень отвечает маркам 200400 и только в отдельных случаях - марке 600. По морозостойкости они соответствуют маркам Р15-Б25, что не всегда удовлетворяет потребителей, особенно в дорожном строительстве. При строительстве автомобильных дорог высокого класса местный щебень частично может быть использован лишь для сооружения дорожной призмы; для дорожных покрытий он фактически непригоден. Строительный комплекс республики испытывает стратегическую зависимость от внешних поставок высокопрочного щебня, который в республике не производится вообще. Это приводит к необходимости завоза щебня из других регионов РФ, что на 30 - 40 % удорожает его стоимость и в ряде случаев ведет к использованию в дорожном строительстве некачественных материалов.

Ввоз щебня в Татарстан более чем в 3 раза превышает собственное производство. В 2006 г. ввезено 838 тыс. м3 высоко- и среднепрочного щебня (Рис. 1), преимущественно из Башкортостана (366,8 тыс. м3), Свердловской (291,9 тыс. м3) и Челябинской (104,1 тыс. м3) областей. Среднее транспортное плечо перевозок щебня составляет 700 - 800 км. По нашим оценкам, ввоз высоко- и среднепрочного щебня в РТ, имеющий устойчивую тенденцию к росту, составит в ближайшие годы не менее 1000 - 1200 тыс. м3.

Агропромышленный комплекс. Устойчивость экономики республики во многом зависит от состояния агропромышленного комплекса. В этом важном секторе экономики производится около 8 % валового регионального продукта. На долю сельского хозяйства приходится свыше 6 % инвестиций в основной капитал РТ и около 8 % численности работников, занятых в материальном производстве.

Для успешной реализации комплекса мер по повышению эффективности сельского хозяйства исключительно

Вид сырья, сд. изм. Количество балансовых месторождений Балансовые запасы Добыча в 2006 г.

всего в т.ч. в распределенном фонде недр

всего в т.ч. в распределенном фонде недр категорий А+В+С1 категории Сг категорий А+В+С1 категории С2

Гипс, тыс. т 2 1 64771,0 - 55033,0 - 473,0

Пески стекольные, тыс. т 1 1 5690,0 6216,0 5690,0 6216,0 не было

Минеральные пигменты, т 2 2623,8 - - - -

Мраморный оникс, т 1 1 - 823,5 - 823,5 св. нет

Глины бентонитовые, тыс. т 3 1 35359,3 1353,0 24076,1 - 108,7

Формовочные материалы, тыс. т:

а) шины формовочные 1 1 10630,0 - 10630,0 - 5,1

б) пески формовочные 1 1 20900,0 25421,0 20900,0 25421,0 не было

Фосфориты, тыс. т 1 1 224,3 - 224,3 - св. нет

Табл. 1. Минерально-сырьевая база твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан федерального значения по состоянию на 01.01.2007 г.

важное значение имеют качество, состав и структура земельных ресурсов. Результаты агрохимического обследования показывают, что в Республике Татарстан более 38,8 % пашни занимают кислые земли, из них 0,9 % - сильнокислых, 7,2 % - среднекислых и 30,7 % - слабокислых. Отрицательное влияние кислой реакции почвенной среды устраняется известкованием. Известкование - это самое эффективное вложение средств в сельское хозяйство: затраты окупаются за 1,5 года, а положительное действие на плодородие продолжается в течение пяти и более лет. В 2006 г. произведено известкование 165,7 тыс. га, внесено всего 1229,8 тыс. тонн известняковой муки, что в расчете на 1 га составляет 7,4 т. Уровень внесения известняковой муки несколько упал по сравнению с 2003 г. (7,8 т на га), но объем внесения известняковой муки с 2004 г. (956,7 тыс. т) увеличился на 273,1 тыс. т, а площади, на которых было произведено известкование, возросли на 35,3 тыс. га.

В соответствии с действующим законодательством в РТ действует платная система недропользования, так, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в структуре консолидированного бюджета РТ составляет 34 млн. руб., данная сумма не изменяется на протяжении уже значительного периода времени.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ, налог на добычу ОРПИ поступает полностью в консолидированный бюджет субъекта РФ, в нашем случае, в бюджет РТ. Органы же местного самоуправления осуществляют лишь согласование лицензионного соглашения на добычу полезных ископаемых. В бюджеты муниципальных образований, на территории которых осуществляется разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, ничего не поступает, что побуждает местные власти закрывать глаза на несанкционированную их разработку для различных нужд на территории своих районов, в первую очередь, на работу притрассовых карьеров по добыче сырья для дорожного строительства. В РТ отсутствует надлежащая государственная политика, связанная с регулированием разработки месторождений ОРПИ, которая, одновременно с запретительными функциями, осуществляла и стимулировала бы этот вид предпринимательской деятельности путем налоговых преференций для недропользователей, исходя из задач социально-экономического развития муниципальных образований.

Согласно действующей дефиниции, общераспространенные полезные ископаемые - это часто встречающиеся в определенном регионе горные породы и минералы, используемые преимущественно в качестве строительных материалов. По действующей классификации, принятой в Российской Федерации, к общераспространенным относятся 24 вида полезных ископаемых.

В соответствии с действующим на территории РФ законодательством по недропользованию, перечень ОРПИ, находящихся в ведении субъектов РФ, определяется

|— научно-технический журнал

I еоресурсы з (26) 2008

140 т 120 100 80 60 40 20 0

Стеновые материалы, млн усл. кирп

1995

1997

1999

2001

2003

2005

Рис. 1. Динамика ввоза важнейших видов минерально-сырьевой продукции.

совместным решением федеральных органов исполнительной власти и органов

исполнительной власти субъектов РФ. Перечень об-щераспростра-ненных полезных ископаемых РТ утвержден совместным Распоряжением Министерства природ-

ных ресурсов Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан от 18.05.06 г.

Твердые нерудные полезные ископаемые (ТНПИ) являются третьим, после углеводородного сырья и подземных вод, минеральным богатством республики. Республиканским балансом полезных ископаемых на 01.01.2007 учтено свыше 300 месторождений нерудного минерального сырья.

В соответствии с принятым в Российской Федерации разграничением, по значимости полезные ископаемые Татарстана делятся на две группы:

1) имеющие федеральное значение;

2) общераспространенные, имеющие местное значение.

Из твердых нерудных полезных ископаемых к сырью

федерального значения на территории республики относятся: гипс; пески стекольные; минеральные пигменты; мраморный оникс; глины бентонитовые; формовочные материалы: пески и глины; фосфориты (Табл. 1). Однако, месторождение мраморного оникса учитывается Территориальным балансом цветных камней, несмотря на то, что в перечень общераспространенных полезных ископаемых РТ цветные камни не входят.

Запасы общераспространенных полезных ископаемых РТ (Табл. 2) составляют по объему 90 % всех запасов твердых нерудных полезных ископаемых. Освоенность их запасов - 41%; тогда как запасы сырья федерального значения освоены лишь на 19 %. Объем добычи ОРПИ составляет 96 % от всей добычи ТНПИ.

Общераспространенные полезные ископаемые Татарстана, не-

ЙдотэШвззГИ

1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

Пески строительные и силикатные, тыс. куб, м

шшш

1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005

1993 1995

1999 2001 2003 2005

Запасы кат. А+В+С1+С2, млн т | >100 30-50 Г | 50-100 |-1 10-30 г

Рис. 2. Распределение балансовым запасов общераспространенным полезным ископаемым Республики Татарстан по муниципальным образованиям

Рис. 3. Динамика добыти общераспространенных полезным ископаемым.

смотря на декларируемую их общераспространенность, характеризуются достаточно хорошо выраженной неравномерностью их территориального размещения в пределах республики. Обеспеченность муниципальных районов балансовыми запасами ОРПИ (без битумов) кат. А+В+С+С2 варьирует в широких пределах: от их полного отсутствия в Спасском районе до 214,8 млн. м3 в Елабужском (Рис. 2).

В группу минерального строительного сырья включаются: строительный камень (карбонатные породы, песчаники, битуминозные породы), пильный камень, пески, пес-чано-гравийные материалы, глины кирпичные и керамзитовые. Из них для дорожного строительства могут использоваться строительный камень, пески и песчано-гравийные материалы. Дорожное строительство является одним из направлений использования битумов, которые также относятся к ОРПИ. Татарско-Шатрашанское месторождение цеолитсодержащего кремнеземистого мергеля, будучи комплексным, может быть использовано в строительном и агропромышленном комплексах, а также имеет другие перспективные направления применения. Минеральное строительное сырье в Республике Татарстан представлено большим числом месторождений. Общее их количество, включая месторождение цеолитсодержа-щего мергеля, составляет 270. Объемы добычи основных видов ОРПИ, начиная с 1991 г., сократились в разы (Рис. 3). Запасы (кат. А+В+С1+С2) минерального строительного сырья (с учетом 50 % запасов мергелей), учтенные балансом, полностью отсутствуют на территории Атнинского и Спасского районов. Наиболее богатыми являются Елабужский, Тукаевский и Мамадышский районы (Рис. 4).

Актуальность транспортной проблемы в Татарстане, где около 1000 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной дорожной сетью, неоспорима, а ведь в целом ряде рай-

^научно-техническим журнал

Георесурсы

ЛПРЫЗ

Вид полезного ископаемого

Запасы кат. А+В+С1+С2, млн куб.м > 100 10 - 30

■■ 50 - 100 5 - 10 О пгм

30 - 50 < 5

О о

Рис. 4. Распределение балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых для строительного комплекса Республики Татарстан по муниципальным образованиям.

) Пески строительные,

Пески для бетона и ' силикатных изделий

»Камень

строительный V ) Камень пильный (

Керамзитовое сырье Мергель

цеолитсодержащий Кирпично-черепичное сырье

онов (Атнинский, Арский, Аксубаевский, Дрожжанов-ский, Новошешминский, Спасский) сырьевая база для дорожного строительства (Рис. 5) отсутствует вовсе. Высокой обеспеченностью характеризуются лишь несколько районов: Елабужский, Мамадышский, Высокогорский и Зеленодольский.

В состав группы агрохимического сырья входят карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв, торф и сапропель. Сюда же можно отнести Татарско-Шат-рашанское месторождение цеолитсодержащего кремнеземистого мергеля, который может быть использован как в земледелии, так и в животноводстве. Наиболее распространенным и широко используемым в сельском хозяйстве полезным ископаемым являются карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв. Использование сапропелей носит ограниченный характер, а добыча торфа отсутствует в республике с 1997 года. Агрохимическое сырье в Республике Татарстан представлено достаточно широко. Распределение его балансовых запасов (кат. А+В+С1+С2) с учетом 50 % запасов мергелей по муниципальным районам республики отражено на Рис. 6. Запасы агрохимического сырья, учтенные балансом, полностью отсутствуют на территории 13 муниципальных образований. Наиболее богаты-ч ми являются Дрожжановский, Камско-Устьинский и Лаишевский районы. Однако для выполнения задач, поставленных в «Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2006 гг.», разведанный сырьевой потенциал ОРПИ используется недостаточно эффективно. На то есть как объективные, так и субъективные причины: это и низкое качество сырья, и несовершенство применяемых технологий, обуславливающее ограниченный ассортимент и низкие потребительские свойства конечной продукции, и влияние конъюнктуры рынка.

По состоянию на 01.01.07 г. в республике действуют 192 лицензии на право пользования участками недр для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (Табл. 3); владельцами лицензий являются 120 недропользователей. Разработка месторождений нерудных полезных ископаемых в большинстве случаев ведется открытым (карьерным) способом, является практически безотходной (если не учитывать вскрышу) и достаточно экологичной. Наряду с официальной (на лицензионной основе) разработкой в Республике Татарстан широко распространена практика разработки месторождений полезных ископаемых на безлицензионной основе, что ведет к образованию несанкционированных карьеров по добыче сырья. К настоящему времени их насчитывается около 700. Наибольшее количество несанкционированных карьеров имеется в Мамадышском, Лениногорс-ком, Альметьевском, Бавлинском, Сабинском и Балтасинском муници-для агропромышленного комплекса Республики Татарстан по муниципальным образованиям. пальных районах. Эксплуатация их

Запасы кат. А+В+С1+С2, млн куб. м 100 CZI10 - 25 | |0

150 - 100|_ 25 - 50

5 - 10

Вид полезного ископаемого

О ПГМ ^

Пески строительные (

Пески для бетона и силикатных изделий Камень строительный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Распределение балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых для дорожного строительства Республики Татарстан по муниципальным образованиям.

Запасы кат. А+В+С1+С2, млн т

I I 2-5

Я 10 - 201-1 <2 Вид полезного ископаемого

) Мергель цеолитсодержащий ( __ )

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв

Н 5-10 □ 0

Рис. 6. Распределение балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых

^^швштш научно-технический журнал

ШЬ Георесурсы з (26) 2008

ведется, как правило, без проектов разработки и рекультивации, здесь не производится складирования почвенно-растительного слоя для последующей рекультивации, имеются случаи последовательного превращения карьеров в стихийные свалки, недропользователи не ведут учет движения запасов, не осуществляют платежи за добычу полезных ископаемых. С большими нарушениями осуществляется недропользователями разработка песчано-гравийных материалов в акваториях рек Кама, Белая, Вятка и Ик.

В Республике Татарстан более чем за 60-летний период добыто свыше 3 млрд. т нефти. Нагрузка на природный ландшафт, связанная с активной разработкой месторождений нефти, а также твердых нерудных полезных ископаемых, является значительной и требует пересмотра концепции использования минерально-сырьевого потенциала РТ.

Очевидно, что доминирующим положение нефтедобычи будет оставаться на протяжении еще нескольких десятилетий. Но уже сейчас развитие республиканской минерально-сырьевой базы (МСБ) должно идти с учетом возможного истощения ресурсов нефти и с учетом возникновения связанных с этим проблем социально-экономического характера. Стратегия развития МСБ Татарстана должна быть направлена на поддержание оптимального баланса между приростом запасов полезных ископаемых и добычей минерального сырья; оценку перспектив территории на новые и нетрадиционные виды полезных ископаемых; развитие технологических исследований сырья, направленных на повышение потребительских свойств минерально-сырьевой продукции.

В основу стратегии развития любого региона должна быть положена концепция экологического риска, согласно которой оптимальное решение означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемых объектов на экосистему с учетом экологической цены - наценки, возникающей в результате необходимости экономических вложений на нейтрализацию прямых, опосредованных и косвенных экологических последствий данной формы деятельности. Если риск слишком велик и перевешивает эко-

Виды полезного ископаемого Выдано лицензий Количество действующих лицензий на 01.01.2007 г.

2005 г. 2006 г.

Общераспространенные полезные ископаемые, всего: в том числе: 50 52 192

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв 19 2 27

Строительный камень 2 10 32

Песчано-гравийные материалы 11 22 63

Пески строительные 4 11 30

Керамзитовое сырье 2 - 2

Кирпично-черепичное сырье 11 7 35

Торф и сапропели 1 - 3

Вид сырья, ед. изм. Количество балансовых месторождений Балансовые запасы Добыча/ потери в 2006 г.

всего в т.ч. в ( распределенном юнде недр

всего в т.ч. в распределенном фонде недр категорий A+B+Ci категории с2 забалансовые категорий A+B+Ci категории с2 забалансовые

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Строительный камень, тыс. м3 71 30 53277,8 17643,1 3730,2 20651,5 2122,6 2592,2 412,3/27,3

в т. ч. карбонатные породы 65 30 51895,7 15011,7 3730,2 20651,5 2122,6 2592,2 412,3/27,3

песчаники 5 - 901,4 2631,4 - - - - -

битуминозные песчаники 1 - 480,7 - - - - - -

Камень пильный, тыс. м3 1 1 2626,0 - - 2626,0 - - 6,0

Песчаные и песчано-гравийные материалы, тыс. м3, в т. ч.

песчано-гравийные материалы 65 46 258998,8 135668,3 42277,9 78060,1 21770,8 35435,2 5955,9/745,8

пески строительные 18 15 38404,2 3119,6 753,6 38303,4 2163,6 753,6 226,8/16,0

Пески для бетона и силикатных изделий, тыс. м3 14 9 38155,2 22828,1 2817,2 26840,9 21921,9 2817,2 656,2/77,0

Керамзитовое сырье, тыс. м3 11 2 21607,0 1296,3 - 1645,0 280,3 - 29,6/2,5

Кирпично-черепичное сырье, тыс. м3 88 36 143046,9 770,0 2128,4 81623,0 192,5 2128,4 415,9/13,4

Мергель, тыс. т 1 - 88336,0 - - - - - -

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв, тыс. т 42 30 97121,6 5452,7 134,1 82331,9 3881,4 134,1 910,5/14,7

Табл. 2. Минерально-сыгрьевая база общераспространенным твердым нерудным полезным ископаемым Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2007 г.

Табл. 3. Состояние лицензирования пользования недрами на территории Республики Татарстан.

номические и социальные выгоды, связанные с сооружением хозяйственного объекта, проект должен отменяться.

Представляется жизненно необходимым рассмотреть новые подходы к обеспечению ведущих народнохозяйственных комплексов Республики Татарстан минерально-сырьевой продукцией на основе ОРПИ. В современных условиях особенно возрастает роль процессов прогнозирования, связанных с обеспечением спроса на минерально-сырьевую продукцию на основе ОРПИ; при этом следует учитывать основные тенденции научно-технического прогресса, инициирующие вероятность возрастания использования как традиционно добываемых полезных ископаемых, так и не использовавшихся ранее в народном хозяйстве РТ.

При рассмотрении проблемы развития минерально-сырьевой базы ОРПИ необходимо учитывать: а) необходимость обеспечения отраслей материального производства минерально-сырьевой продукцией; б) значительный объем, достаточно высокую стоимость геологоразведочных работ и их продолжительность по времени; в) технологическое единство процессов формирования и использования МСБ; г) межрегиональный и межотраслевой характер проблем формирования и использования МСБ; д) размеры налоговых поступлений от разработки ОРПИ в бюджет РТ и его муниципальных образований; е) социальные факторы.

На сегодняшний день в РТ из 45 муниципальных образований (43 районных + 2 городских) экономически самостоятельными являются только 23, остальные - дота-

^научно-техническим журнал

Георесурсы

ционными. Так, например, экономика Спасского муниципального района РТ является дотационной на 80 %. Поэтому следует рассмотреть для горнодобывающих предприятий в дотационных муниципальных районах возможность предоставления налоговых льгот на добычу полезных ископаемых. Эти налоговые преференции не должны носить всеохватывающий характер, а предоставляться либо на период становления горнодобывающего предприятия, либо для недропользователей, например, сельскохозяйственного сектора экономики, осуществляющих добычу полезных ископаемых, способствующих повышению плодородия почв и производства сельскохозяйственной продукции.

Направления и масштабы использования ОРПИ в республике будут определяться: • высокими темпами роста экономики РТ на перспективу до 2020-2030 гг. и масштабностью реализуемых в связи с этим проектов; • состоянием конъюнктуры на российском рынке минерально-сырьевой продукции и степенью интеграции РТ в межрегиональный оборот минерального сырья и продукции на его основе; • условиями формирования благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового и ценового регулирования; • созданием экономических стимулов для уменьшения нагрузки на окружающую среду, связанную с разработкой месторождений ОРПИ.

2. Стратегические направления развития

Стратегическими ориентирами долгосрочной республиканской политики в области обеспечения отраслей материального производства минерально-сырьевой продукцией на основе ОРПИ являются:

1. Минерально-сырьевая безопасность, т.е. состояние защищенности экономики республики от угрозы ненадежного обеспечения минерально-сырьевой продукцией на основе ОРПИ. Степень безопасности определяется состоянием республиканской минерально-сырьевой базы ОРПИ, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынка, а также возможностью использования МСБ ОРПИ за пределами республики, особенно в прилегающих к ней субъектах, взаимовыгодно сотрудничающих с Татарстаном.

Принципами обеспечения минерально-сырьевой безопасности являются: а) гарантированное, надежное и полное минерально-сырьевое обеспечение экономики РТ в современных условиях и с учетом динамически повышающегося спроса на минерально-сырьевую продукцию; б) воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов ОРПИ за счет опережающего проведения геологоразведочных работ; в) диверсификация использования твердых нерудных полезных ископаемых для устойчивого развития экономики; г) учет требований экологической безопасности (развитие горнодобывающего сектора экономики должно сочетаться с возрастающими требованиями охраны окружающей среды); д) создание экономически выгодных условий, прежде всего, за счет налоговых мер, обеспечивающих привлекательность данного вида бизнеса; е) разработка инновационных технологий производства конкурентоспособной продукции на базе местного сырья; ж) создание высокотехнологичных производств по добыче и переработке минерального сырья.

2. Совершенствование системы недропользования и управления территориальным фондом недр. Текущее состояние минерально-сырьевой базы ОРПИ свидетель-

ствует о несовершенстве сложившейся системы недропользования и недостаточной эффективности системы управления республиканским фондом недр, которые не учитывают правовых и экономических реалий, сложившихся за годы реформ. Такое положение свидетельствует о необходимости внесения изменений в сформировавшийся механизм использования и воспроизводства сырьевой базы ОРПИ. Сложившаяся в республике система недропользования и управления территориальным фондом недр общераспространенных полезных ископаемых ведет к форсированной отработке лучших по качеству запасов, характеризуется нарушениями проектов разработки месторождений, недостаточными темпами подготовки запасов и другими негативными тенденциями, что впоследствии может привести к угрозе экономической и экологической безопасности. Система контроля, несмотря на наличие множества контролирующих органов, работает недостаточно эффективно. Организация системы недропользования характеризуется неоправданной длительностью процесса согласования между различными органами исполнительной власти и ведомственными структурами.

Совершенствование недропользования и управления республиканским фондом ОРПИ должно предусматривать:

- разработку (с периодичностью пять-семь лет) «Долгосрочной республиканской программы геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы ОРПИ» с учетом прогнозируемых уровней потребления минерально-сырьевой продукции на основе ОРПИ и ежегодную ее реализацию на основе годовых территориальных программ, имеющих защищенную строку в бюджете Республики Татарстан на каждый предстоящий финансовый год. Внедрение методов индикативного планирования при формировании предложений к ежегодной программе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы ОРПИ;

- распределение объемов геологоразведочных работ на ОРПИ в соответствии с действующими республиканскими программами социально-экономического развития;

- регулярную переоценку минерально-сырьевой базы ОРПИ в соответствии с разработанными нормативными документами;

- введение в территориальном балансе ОРПИ перечня месторождений полезных ископаемых, относящихся к категории особо значимых для обеспечения экономической безопасности РТ;

- совершенствование законодательства РТ о недрах, предусматривающее возможность предоставления права пользования участками недр как на гражданско-правовой, так и на административной основе; упрощение процедуры выдачи лицензий; закрепление в лицензиях и договорах на право пользования участками недр обязательств недропользователей по выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами, этапами и сроками освоения месторождений; проверку финансовой состоятельности заявителя при решении вопроса о предоставлении ему права пользования недрами;

- создание недропользователям надежных правовых условий для принятия ими долгосрочных инвестиционных решений по разработке месторождений ОРПИ;

- ведение разработки месторождений ОРПИ в соответствии с утвержденными нормативными документами при

^^т я ж »— научно-технический журнал

Георесурсы з (26)

условии обязательного выполнения проектных решений;

- обеспечение наиболее полного извлечения полезного ископаемого с использованием новейшей техники и современных технологий добычи и переработки сырья;

- применение санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, разработка мер по повышению их экономической ответственности за невыполнение лицензионных обязательств и неэффективное использование минерально-сырьевых ресурсов ОРПИ;

- усиление контроля за эффективной разработкой запасов и обеспечение их рационального освоения в течение длительного периода времени.

3. Обеспечение республики минерально-сырьевой продукцией на основе ОРПИ за счет поставок из-за пределов Республики Татарстан. Интеграция экономики РТ с экономикой других субъектов РФ включает систему оборота минерально-сырьевой продукции на основе ОРПИ. Освоение и эффективное использование для нужд республики новых сырьевых источников за пределами РТ - одно из направлений политики минерально-сырьевой безопасности.

При выборе для нужд Республики Татарстан объектов недропользования, находящихся за ее пределами, следует исходить из следующего алгоритма:

Наличие дефицита в данном виде сырья в Республике Татарстан

Более низкий по основным социально-экономическим показателям рейтинг выбранного субъекта РФ по сравнению с Республикой Татарстан

Расположение объекта недропользования в дотационном муниципальном районе выбранного субъекта РФ_

Принадлежность объекта недропользования к нераспределенному фонду недр_

Наличие транспортной и энергетической инфраструктуры в районе размещения объекта недропользования_

Программа действий в сфере привлечения сырьевых источников ОРПИ, расположенных на территории других субъектов РФ, должна быть направлена на: а) получение для РТ экономической выгоды от деятельности объектов хозяйственной деятельности на территории других субъектов РФ; б) стимулирование ввоза в РТ дефицитных для республики видов общераспространенного сырья; в) поддержание проектов по активизации привлечения капитала для разработки необходимых для экономики РТ объектов недропользования на территории других субъектов РФ; г) создание механизма координации и регулирования межсубъектных отношений в сфере использования объектов недропользования, расположенных на территории других субъектов РФ.

Разумная политика в этом вопросе способствует укреплению позиции РТ на федеральном минерально-сырьевом рынке ОРПИ; обеспечивает рост конкурентоспособности производимой в республике минерально-сырьевой продукции; дает возможность эффективного исполь-

Рамзия Ганиевна Власова

Старший научный сотрудник отдела экономики и недропользования, сфера научных интересов -геолого-экономическая и стоимостная оценка твердых нерудных полезных ископаемых.

зоваиия республиканских инвестиций за пределами республики на взаимовыгодных условиях и в рациональных масштабах, исходя из реализации программ социально-экономического развития РТ.

Затронутые в статье вопросы обеспечения отраслей экономики Республики Татарстан минерально-сырьевой продукцией на основе общераспространенных полезных ископаемых актуальны для большинства субъектов Российской Федерации, хотя их решение для каждого из них будет иметь свои особенности. Предлагаемые для Татарстана направления совершенствования недропользования и управления территориальным фондом недр общераспространенных полезных ископаемых могут быть положены в основу разработки стратегии их использования и на территории других субъектов Российской Федерации.

Литература

Аксенов Е.М., Садыков Р.К., Сенаторов П.П. и др. Тенденции развития геологоразведочных работ на нерудные полезные ископаемые. Маркшейдерия и недропользование. № 6. Москва: Изд-во ООО «Геомар СВ». 2007. 36-45.

Власова Р.Г., Сенаторов П.П., Садыков Р.К., Мурадымова В.М. Общераспространенные полезные ископаемые Республики Татарстан: проблемы и перспективы. Мат-лы Межд. науч. конф. Геоситуационный анализ. Казань: Изд. дом «Меддок». 2007. 128-132.

Власова Р.Г. Минерально-сырьевой баланс полезных ископаемых как инструмент прогнозирования развития минерально-сырьевой базы региона. Мат-лы Межд. науч. конф. Геоситуацион-ныый анализ. Казань: Изд. дом «Меддок». 2007. 182-186.

Никитина Н.К. О фактической распространенности «общераспространенных» полезных ископаемых. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. № 3. Москва: Изд-во ООО «Геоинформцентр». 2002. 56-57.

Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету. Казань. 2008.

Садыков Р.К., Ведерников Н.Н.. Минерально-сырьевой потенциал твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан (состояние, проблемы, перспективы). Ресурсыг регионов России. № 3. Москва: Изд-во ФГУП «ВНТИЦ». 2004. 43-52.

Садыков Р.К., Власова Р.Г., Хайдарова Н.З. Минерально-сырьевой потенциал регионов как фактор их конкурентоспособности. Георесурсыы. № 1 (15). Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2004. 16-17.

Совместное Распоряжение Министерства природных ресурсов Российской Федерации (№ 27-р) и Правительства Республики Татарстан (№ 623-р) от 18 мая 2006 года. Казань. 2006.

Равиль Касимович Садыков

К.г.н., зам. директора, руководитель геолого-экономического Центра, сфера научных интересов -геолого-экономическая и стоимостная оценка твердых нерудных полезных ископаемых, проблемы недропользования и управления фондом недр.

Фарид Фуатович Шагидуллин

Помощник Премьер-министра Республики Татарстан по вопросам геологии и использованию недр, сфера научных интересов -проблемы недропользования и управления фондом недр республики.

^научно-техническим журнал

Георесурсы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.