УДК 332.14
ТУРИЗМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ПОТЕНЦИАЛ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
UDC 332.14
TOURISM IN THE KRASNODAR REGION: POTENTIAL, ECONOMIC IMPORTANCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия пу [email protected]
Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia nv [email protected]
Кочиева Юлия Суреновна студентка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия [email protected]
В данной статье раскрыты преимущества ресурсной базы Краснодарского края, обеспечивающей его туристический потенциал, анализируется влияние отрасли туризма на экономику, а также социальную сферу региона. Выявлены проблемы развития санаторно-курортного и туристского комплекса, связанные с продвижением туристского продукта, качеством обслуживания в сфере туризма и стимулированием въездного и внутреннего туризма. Предложены пути их решения
Ключевые слова: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КУРОРТНЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, ВЪЕЗДНОЙ И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ
Kochieva Julia Surenovna
student of the Economics department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
This article reveals the benefits of the resource base of the Krasnodar Region, providing its tourist potential; the influence of the tourism industrv on the economv and social sphere of the region is analyzed in the article. We have also considered problems of development of health resort and tourist complex, related to the promotion of the tourism product, the quality of service in the field of tourism and promotion of inbound and domestic tourism and proposed solutions
Keywords: KRASNODAR REGION, TOURISM POTENTIAL, RESORT AND TOURISM COMPLEX, GROSS REGIONAL PRODUCT, ENTRANCE AND INTERNAL TOURISM
Краснодарский край - один из самых значимых, развитых и перспективных регионов России. Курортно-рекреационный комплекс - одна из ведущих отраслей экономики данного субъекта РФ, так как край обладает природно-климатическими и культурными условиями, благоприятными для осуществления практически всех видов туризма. Туризм в свою очередь стимулирует развитие других смежных отраслей экономики: транспорта, связи, сельского хозяйства, торговли, производства потребительских товаров и др. Помимо существенного экономического потенциала, туризм имеет большое значение для социальной сферы, так как влияет на занятость населения. Именно поэтому вопросы, связанные с проблемами и потенциалом развития экономики туризма в Краснодарском крае, являются актуальными для рассмотрения и изучения.
Туристический потенциал Краснодарского края
Краснодарский край - центр внутреннего туризма среди всех курортных регионов России. Развитие курортно-туристского комплекса является одним из главных направлений развития края: создание условий для эффективного использования богатых природно-климатических ресурсов края, расширение материально-технической базы курортно-туристских организаций.
В связи с проведением XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр в 2014 году была значительна улучшена и расширена инфраструктура и гостиничное хозяйство города-курорта Сочи. Развитию рынка туризма в Краснодарском крае способствует также ряд внешних факторов таких как дороговизна туров на европейских курортах, небезопасность туристических поездок из-за нестабильной политической ситуации в наиболее популярных у российских туристов странах - Турция и Египет.
При изучении ресурсной базы для развития туризма в Краснодарском крае обнаружено, что территория района обладает ресурсами, необходимыми для развития разных видов туризма, таких как: пляжный, курортно-оздоровительный, активный отдых на побережье и в горах, экологический, горнолыжный, экскурсионный, этнографический, детский туризм.
В результате исследования основных показателей развития туризма в Краснодарском крае в 2006-2014 гг. была выявлена необходимость дальнейшего улучшения состояния инфраструктуры туристского комплекса, повышения качества оказываемых услуг, уровня подготовки персонала, ориентации курортов Краснодарского края на иностранных туристов.
Краснодарский край занимает приграничную территорию, обеспечивая единственный выход России к Черному морю, а через него - к важнейшим международным морским путям.
Регион Краснодарского края - часть совокупного туристского рынка России. Основным достоинством Краснодарского края является рекреационно-туристический потенциал, который состоит из 18 курортнорекреационных территорий и преимущественно сосредоточен в городах-курортах федерального значения - Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик и других городах и районах. Кроме Чёрного моря на юго-западе Краснодарский край омывается Азовским морем на северо-западе.
Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых оздоровительных учреждений и технологий, объектов исторического и культурного наследия создают возможности для создания высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, который придаст позитивный имидж стране на международной арене и обеспечит растущие потребности населения в отдыхе, лечении, туризме и связанных с этим услугах:
• климат в регионе - наиболее благоприятный в России для жизнедеятельности человека; на территории края солнечная погода наблюдается в среднем в течение 2300 часов в год;
• Краснодарский край на сегодняшний день представляет собой самый популярный курортно-туристический регион России и практически единственный приморский бальнеологический и курортно-рекреационный центр из-за выгодного сочетания благоприятных условий климата и наличия лечебных грязевых и минеральных источников;
• в пик сезона ежедневная вместимость курортов края достигает 450-480 тысяч мест;
• за счет создания на территории региона особой экономической зоны туристско-рекреационного типа реализуется потенциал санаторнокурортного и туристского комплекса края.
Национальный рынок туристических услуг в настоящее время укрепляет свои позиции и становится частью международного рынка. Ре-
гион занимает лидирующее положение по количеству обслуживаемых туристов - 13,18% всех отдыхающих россиян.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Краснодарский край, а также обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и снижение уровня безработицы [4].
Экономическое значение туризма в развитии региона
Туризм - это важный источник дохода для бюджета любой страны и региона. Во множестве стран туризм в общем объеме ВВП занимает пятую часть. В туристической сфере задействовано 60% всей рабочей силы в мире. Туризм способствует увеличению вкладов в платёжный баланс страны, развитию сфер мирового хозяйства, сопутствующих туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. Количество отраслей, вовлечённых в индустрию туризма, год от года увеличивается.
Туризм даёт возможности трудоустройства множеству людей, так как данная сфера требует наличия широкой инфраструктуры. Труд в данной отрасли в основном не механизирован, поэтому основной целью привлечения трудовых ресурсов является обслуживание туристов [2]. В Краснодарском крае количество отдыхающих с 2010 по 2012 год возросло на 6,6% и составило в 2012 году свыше 11,3 млн. человек. Курортнотуристская сфера края, обладая мультипликативным эффектом, обеспечивает рабочими местами до 380 тыс. человек [5].
Ещё одна социальная проблема - в слаборазвитых районах проблемы низкого уровня населения решается посредством привлечения в эти места туристов. В связи с этим, в такой район начинают поступать денежные средства, увеличивается доля занятого населения, создаётся инфраструктура туризма и службы сервиса: дороги, бытовые услуги, заведения общественного питания, парки развлечений.
Кроме того, доходы, получаемые от предоставления туристских услуг, могут послужить источником финансирования работ по охране культурного и исторического наследия, способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических и культурных памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.
Позитивное влияние туризма на экономику региона обусловлено тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вложения в экономику принимающей их территории [2]. По данным министерства курортов и туризма в Краснодарском крае средние расходы туриста за одну поездку, включая транспортные расходы, расходы на проживание и дополнительные ежедневные расходы, в 2012 году составили почти 45 тыс. руб. за 12 дней пребывания, что почти на 20% больше, чем в 2011 году [6]. То есть, расходы иностранных туристов в стране являются туристским импортом для региона. На мировом рынке туризм как торговлю услугами называют «невидимым импортом», который вносит соответствующий вклад в платёжный баланс региона. Положительным явлением считается ситуация, когда сумма валюты ввозимой туристами в регион больше суммы вывозимой.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров в результате часть их денежных средств остаётся в месте отдыха. Кроме прямого влияния доходов от туризма на развитие региона существует также косвенное его влияние, или «эффект мультипликатора», который действует по мере расширения туризма в регионе [2]. В 2010 году в крае функционировало 1356 организаций санаторно-курортного и туристского комплекса, а в 2012 году их количество возросло до 1583. Темп роста составил 116,7%. Количество средств размещения увеличилось, в основном, за счет строительства и постановки на статистический и налоговый учет индивидуальных средств размещения: гостевых домов, частных гос-
тиниц. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи в регионе туристам услуг и товаров. Общий объем услуг (доходов) санаторнотуристского комплекса за период 2010-2012 гг. увеличился с 54,6 млрд. руб. до 62,8 млрд. руб. Темп роста составил 115,3%. Основная доля в объёме доходов традиционно пришлась на доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения — 37,1 млрд. руб., остальное — доходы индивидуальных средств размещения. Доход региона - это налоги, уплаченные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. Объем налоговых отчислений в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в 2012 году составил 4,3 млрд. руб., что на 6,8% больше, чем в 2010 году. Деньги туристов начинают работать на экономику региона, когда турфирма покупает производимые в регионе товары и услуги [3].
Эффект от воздействия прямого и косвенного влияния расходов туристов определяется их сочетанием. Доход, полученный от затрат туристов, не всегда используется полностью: какая-то его часть откладывается, а какая-то - тратится за пределами данного региона. Эффект мультипликатора тем сильнее, чем больше доходов от туризма используется в пределах региона. Способность удерживать такие доходы в регионе зависит от состояния местной экономики, от способности производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов. Позитивно влияя на народное хозяйство в целом, развитый рынок туризма способствует значительному улучшению экономики регионов России, являясь ощутимой статьёй создания валового регионального продукта [2]. Доля туризма в ВРП Краснодарского края по данным министерства курортов и туризма Краснодарского края в 2012 году составила 15,4%. Объём инвестиций в основной капитал санаторно-курортного и туристского комплекса вырос и в 2012 году составил 24,3 млрд. руб., что на 20 % больше, чем в 2011 году [6].
В целях распространения положительной информации о курортнотуристских возможностях Краснодарского края в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Белгород, Самара, Воронеж, Уфа, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск, Ставрополь, Волгоград), а также в самом Краснодаре и курортных городах и районах края непрерывно осуществляется рекламная кампания. В 2011 и 2012 годах министерством курортов и туризма Краснодарского края проведено 17 информационных туров для представителей СМИ и турагентств России, Китая, Японии, Италии.
В 2011 и 2012 годах проводилась акция «Семь дней в копилку здоровья», предназначенная для продвижения коротких оздоровительных туров в период межсезонья с целью популяризации лечебных услуг санаторнокурортного комплекса Краснодарского края и, тем самым, обеспечения наполняемости соответствующих учреждений в межсезонные периоды. Популяризация лечебных возможностей края позволила дополнительно привлечь в курортные организации на лечение и оздоровление почти 2 млн. граждан, из них более 350 тыс. детей.
Для стимулирования организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края ежегодно проводится конкурс лидеров туристской индустрии «Курортный Олимп» по качеству предоставляемых услуг.
С целью разделения территории Краснодарского края по видам туризма и сосредоточения в зависимости от этого в определённых местах соответствующих инфраструктур, начались работы по формированию туристских кластеров, планируемых к созданию в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644. Одной из первостепенных задач по данному направлению является подготовка проектов
планировок и межевания территорий для создаваемых туристских кластеров в Краснодарском крае [5].
В то же время остается не полностью решенным ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию и развитию санаторнокурортного и туристского комплекса Краснодарского края:
- недостаточная развитость градостроительной документации на курортах;
- нехватка инвестиций в благоустройство пляжных территорий и улучшение экологии курортов;
- неэффективность использования редких лечебных и туристских природных ресурсов;
- отсутствие экспертного мониторинга состояния экологической обстановки на курортах;
- неудовлетворительный уровень подготовки работников санаторнокурортного и туристского комплекса;
- сезонность функционирования ряда организаций в санаторнокурортном и туристском комплексе;
- отсутствие соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры.
Решение вышеперечисленных проблем, связанных с обеспечением развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, является одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития региона. В связи с этим, в целях реализации государственной политики в данной сфере в крае была утверждена и с 1 января 2014 года реализуется долгосрочная Государственная программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края 2014-2017 гг.». Она включает в себя подпрограмму «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» и под-
программу «Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование» [1].
Бюджетный эффект от реализации Программы прогнозируется в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе за счет строительства новых объектов санаторно-курортного и туристского комплекса. Текущие показатели социально-экономического эффекта, а также показатели, ожидаемые от реализации Программы, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка социально-экономической эффективности программы
«Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края 2014-2017 гг.»
Показатель Оценка Прогноз
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
1 2 3 4 5 6 7
Число отдыхающих, млн. чел, всего 11,3 11,4 11,9 12,0 12,5 12,8
Число размещенных лиц в коллективных средствах размещения (гостиницах и специализированных средствах размещения), млн. чел. 3,07 3,08 3,23 3,4 3,5 3,6
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы и специализированные средства размещения), млрд. руб. 24,3 25,0 15,2 15,6 18,1 19,1
Объем доходов санаторнокурортного и туристского комплекса, млрд. руб., в т. ч.: 62,8 63,3 65,6 69,4 72,2 73,1
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения (гостиниц и специализированных средств размещения), млрд. руб. 36,3 37,2 40,7 41,6 42,7 43,1
доходы туристских фирм, млрд. руб. 2,5 2,5 2,7 3,0 3,1 3,2
Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млрд. руб. 3,7 4,2 4,6 4,8 5,4 5,6
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. руб. 18,0 20,7 23,1 24,7 26,9 29,0
Объем санаторнооздоровительных платных услуг, млрд. руб. 7,4 8,5 9,7 10,4 11,7 13,1
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м 2412,6 2422,7 2436,2 2446,5 2457,4 2468,9
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения, тыс. ед. 214,9 216,0 217,2 218,1 219,1 220,2
Налоговые поступления в консолидированный бюджет края, млрд. руб. 4,3 4,8 5,4 5,6 5,7 5,8
Реализация Программы позволит решить следующие основные задачи:
1) популяризация санаторно-курортного и туристского потенциала Краснодарского края с использованием рекламно-информационных технологий;
2) повышение квалифицированности работников санаторнокурортного и туристского комплекса Краснодарского края;
3) повышение уровня экологической безопасности курортов Краснодарского края;
4) создание инфраструктурного комплекса, способного обеспечить туристские кластеры в Краснодарском крае, включая системы электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, транспортную инфраструктуру, а также благоустройство пространств для общества;
5) создание условий, способствующих поддержке и развитию въездного и внутреннего туризма [5].
Необходимо отметить, что жизненно важным для края является привлечение инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата
- главная задача социально-экономического развития санаторнокурортного и туристского комплекса региона. Для реализации поставленной задачи в первую очередь необходимо наличие в Краснодарском крае законодательства, гарантирующего прозрачность инвестиционного процесса, стабильность и полноту правовой базы, защиту прав инвестора в качестве собственника и льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта. В этой связи необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Краснодарского края, стимулирующего инвестиционную деятельность.
Предложения по развитию экономики туризма в Краснодарском
крае
Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта, как на внутреннем, так и на международном рынке является одной из основных задач развития индустрии туризма в Краснодарском крае. Осуществление данной задачи требует:
- разработки и исполнения рекламно-информационных программ по внутреннему и въездному туризму, включая создание циклов радио- и телепрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения периодических рекламно-информационных кампаний в СМИ;
- публикации рекламно-информационной продукции: карт, каталогов, плакатов, буклетов и иной;
- организации и проведения туристических выставок на международном уровне, включая создание общенационального российского стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере туризма;
- обеспечения деятельности иностранных представительств по туризму, которые выполняют функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств;
- ведения и обновления федеральным органом исполнительной власти официального Интернет-портала о туризме;
- организации ряда центров информации для российских и иностранных туристов в наиболее часто проходимых ими местах при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
- проведения для иностранных журналистов ознакомительных поездок по тур-центрам России;
- демонстрации и презентации туристических возможностей;
- организации современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, которая учитывает показатели смежных отраслей и определяет общий вклад туризма в национальную экономику.
Для создания организационно-правовых и экономических условий стимулирования развития внутреннего и въездного туризма необходимо:
- скорректировать существующее законодательство в области развития туризма, также внести изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты в смежных областях;
- определить финансовую ответственность при ведении туроператорской деятельности;
- эффективно управлять собственностью государства в туристической отрасли;
- создать необходимые условия для успешного развития коллективных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
- создать благоприятный инвестиционный климат для вложения средств российскими и иностранными компаниями в туристическую инфраструктуру региона;
- упростить процедуру получения виз туристами из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усилить контроль за выдачей виз туристам, следующим из опасных, в миграционном отношении, государств;
- разработать механизм усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися иностранцами при визовой поддержке этих организаций.
Для повышения качества обслуживания в сфере туризма в Краснодарском крае необходимо:
- разработать новые правила стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
- разработать и внедрить современную классификацию гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
- создать и внедрить новые системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, соответствующие современным отраслевым образовательным стандартам, основанным на существующих квалификационных требованиях к работникам сферы туризма;
- создать и реализовать учебные программы, соответствующие отраслевым потребностям и предусматривающие практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг, в рамках средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на образование;
- реализовать специализированные программы по повышению квалификации топ-менеджеров в туристско-гостиничном бизнесе, в том числе организовать стажировки за границей за счет внебюджетных фондов;
- поддерживать перспективные прикладные исследования в сфере туризма за счёт средств, которые выделяются на эти цели федеральному органу исполнительной власти в данной сфере.
Таким образом, в условиях приоритетной государственной поддержки развития отрасли туризма в Краснодарском крае будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социальноэкономического развития страны [4].
Литература:
1. Г арант - информационно-правовое обеспечение. [Электронный ресурс] Режим доступа в Интернет: http://www.garant.ru
2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2010. 304 с.
3. Краснодарстат. [Электронный ресурс] Режим доступа в Интернет: http://krsdstat.gks.ru
4. Кубанский информационный портал. [Электронный ресурс] Режим доступа в Интернет: http://kuban.info
5. Министерство экономики Краснодарского края. [Электронный ресурс] Режим доступа в Интернет: http ://economy. krasnodar. ru
6. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. [Электронный ресурс] Режим доступа в Интернет: http://www.krasnodar.ru
The list of reference:
1. Garant - informacionno-pravovoe obespechenie. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa v Internet: http://www.garant.ru
2. Guljaev V.G. Turizm: jekonomika i social'noe razvitie. M.: Finansy i stati-stika, 2010. 304 s.
3. Krasnodarstat. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa v Internet: http://krsdstat.gks.ru
4. Kubanskij informacionnyj portal. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa v Internet: http://kuban.info
5. Ministerstvo jekonomiki Krasnodarskogo kraja. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa v Internet: http://economy.krasnodar.ru
6. Portal ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Krasnodarskogo kraja. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa v Internet: http://www.krasnodar.ru