Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития туризма в южном федеральном округе'

Состояние и проблемы развития туризма в южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8210
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST SECTOR OF THE ECONOMY / INVESTMENT / ECONOMIC EFFICIENCY OF TOURISM / THE TOURISM CLUSTER / THE TOURIST POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

Создание развитой туристической индустрии на территории России может помочь решить многие экономические проблемы государства, т.к. туриндустрия и рекреация являются системообразующими сферами экономики, эффективно связывающими и использующими комплексы различных отраслей в общественно значимых целях, способствуют активизации экономических процессов. Экономическая эффективность туризма в регионе определяется рентабельностью непосредственно туристских фирм региона, налоговыми поступлениями от туризма в региональный бюджет, развитием объектов инфраструктуры туризма в регионе, а также косвенным воздействием туризма на другие отрасли общественного производства и на занятость. Туристическая отрасль в Южном федеральном округе обладает большим потенциалом и находится в стадии развития. Однако в настоящее время развитие туризма в ЮФО сдерживается рядом факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and problems of tourism in the South Federal District

Creation of a tourism industry in Russia can solve many economic problems of the state, as tourism industry and recreation areas are the backbone of the economy, effectively connecting and using the facilities of various industries in the public interest to contribute to the intensification of economic processes. Cost-effectiveness of tourism in the region is determined by profitability of tourist firms in the region, tax revenues from tourism to the regional budget, the development of tourism infrastructure in the region, as well as indirect impacts of tourism to other sectors of social production and employment. Tourism sector in the Southern Federal District has great potential and is under development. However, at present the development of tourism in the Southern constrained by several factors.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития туризма в южном федеральном округе»

14.2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Луковцева Анна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономической теории Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

annalukovka@yandex.ru Аннотация: Создание развитой туристической индустрии на территории России может помочь решить многие экономические проблемы государства, т.к. туриндустрия и рекреация являются системообразующими сферами экономики, эффективно связывающими и использующими комплексы различных отраслей в общественно значимых целях, способствуют активизации экономических процессов. Экономическая эффективность туризма в регионе определяется рентабельностью непосредственно туристских фирм региона, налоговыми поступлениями от туризма в региональный бюджет, развитием объектов инфраструктуры туризма в регионе, а также косвенным воздействием туризма на другие отрасли общественного производства и на занятость. Туристическая отрасль в Южном федеральном округе обладает большим потенциалом и находится в стадии развития. Однако в настоящее время развитие туризма в ЮФО сдерживается рядом факторов.

Ключевые слова: Туристическая отрасль экономики, инвестиции, экономическая эффективность туризма, туристический кластер, туристский потенциал.

STATE AND PROBLEMS OF TOURISM IN THE SOUTH FEDERAL DISTRICT

Lukovtseva A. K., Candidate of Educational Science, Docent of Department «Economical Theory» RSSA of Ministry of Ministry of Finance of Russia.

annalukovka@yandex.ru

Annotation: Creation of a tourism industry in Russia can solve many economic problems of the state, as tourism industry and recreation areas are the backbone of the economy, effectively connecting and using the facilities of various industries in the public interest to contribute to the intensification of economic processes. Cost-effectiveness of tourism in the region is determined by profitability of tourist firms in the region, tax revenues from tourism to the regional budget, the development of tourism infrastructure in the region, as well as indirect impacts of tourism to other sectors of social production and employment. Tourism sector in the Southern Federal District has great potential and is under development. However, at present the development of tourism in the Southern constrained by several factors.

Keywords: tourist sector of the economy, investment, economic efficiency of tourism, the tourism cluster, the tourist potential.

Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики многих стран.

В большинстве случаев туризм рассматривается как отдельная, самостоятельная отрасль, хотя ряд исследователей рассматривают его как группу связанных отраслей, в которую включается совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и ту-рагентскую деятельность, а также организаций, пре-

доставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков1.

Туризм можно определить как взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью людей, за пределами его постоянного проживания. Другими словами, туризм

- это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания. Важным фактом является то, что туриндустрия и рекреация являются системообразующими сферами экономики, эффективно связывающими и использующими комплексы различных отраслей в общественно значимых целях.

Модернизация в сфере туризма - это настроенность всей системы работы туристического комплекса на то, чтобы ее турпродукт максимально отвечал индивидуальному запросу туриста, т.е. чтобы его потребность тонко учитывалась в организации его отдыха, реабилитации или развития через оздоровление спортом, исследование местных достопримечательностей, цивилизационных особенностей и т.д.

Туризм способствует активизации экономических процессов, росту валютных поступлений и доходов, развитию предприятий транспорта и связи, созданию новых рабочих мест в сфере питания, гостиничного дела, строительства, что приносит прибыль государству и муниципальным образованиям. В целом эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - одно рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

По оценкам Всемирной туристской организации при ООН за период 1990-2009 гг. объем доходов от международного туризма вырос с 264 до 940 млрд. долларов США. На долю туризма приходится 3,2% мирового валового продукта, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 9,4% мирового ВВП. По официальным данным занятость в сфере туризма и сопутствующих отраслях в мире в 2009 г. составила 220 млн. человек или 7,6% от совокупной занятости (другими словами в этой сфере трудится каждый десятый работник в мире), из которых более 77 млн. человек работают непосредственно в сфере туризма2. Для трети стран-участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей.

1 Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. -2004. -№3. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм -М.: КНОРУС, 2007. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. -М.: Издательство: КноРус, 2006. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: - М.: Финансы и статистика, 2003. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм -М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. Гуляева Л.Ю. Основные стратегические факторы развития туризма в России. Монография. -СПб., 2005. Лысикова О.В. Туризм и глобализация: социокультурный аспект // Вестник национальной академии туризма. -2008. -№1 (5).

2 В настоящее время в среднем в год в мире совершается до 900 млн. туристских поездок. Progress and Priorities 2007/2008. World T ravel & Tourism Council // http://www.wttc.org.

В России сосредоточено огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

По прогнозу Всемирной туристской организации к 2020г. Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке этой организации для развития въездного туризма в нашу страну с учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес могут представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе горнолыжный, экстремальный, этнический, учебный, научный и др.).

Уже в настоящее время наша страна входит в десятку стран-лидеров по инвестициям в туристическую отрасль. Однако модернизация и развитие отечественной индустрии туризма происходит чрезвычайно низкими темпами, которые не позволяют поддерживать ее конкурентоспособность уже не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В России в связи с недостаточной платежеспособностью населения туристская активность населения остается на очень низком уровне - лишь 21% населения нашей страны совершают путешествия (для сравнения, например, в Дании путешествует почти 50%, в Великобритании - 70%, в Германии и Японии - 80%, в Швейцарии - более 85% населения)3.

Конечно, возможности и проблемы развития каждой территории, обладающей определенным туристским потенциалом, различны, но тем не менее можно выделить ряд типичных проблем, которые характерны для всех, в том числе и для территорий ЮФО. Большинство хозяйствующих субъектов, неспосредственно участвующих в обслуживании туристов (гостиницы, санатории и др.) функционируют в условиях выживания: уровень их рентабельности не достаточен для расширенного воспроизводства, сроки окупаемости капитальных вложений в разы больше, чем, например, в строительстве и торговле, а это делает их непривлекательными для частных инвесторов, которые стремятся вкладывать средства в более рентабельный бизнес.

На экономику региона туризм оказывает прямое и косвенное воздействие.

Прямое экономическое воздействие туризма представляет те виды доходов и эффекты, которые получают экономические субъекты, население и, региональные органы власти и местного самоуправления непосредственно от туристов. В первую очередь это

3 Амирханов М.М. Рекрационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России /Социальноэкономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи, РИО СНИЦ РАН, 2009, стр.3-7.

прибыль туристских компаний (главный прямой источник доходов от туристов), которая может быть направлена на осуществление инвестиционных проектов. Прямое воздействие туризма на национальную и региональную экономику включает также и поступления в бюджеты всех уровней за счет различных платежей и сборов. Туристская индустрия вовлекает в орбиту своей деятельности сопутствующие сектора, например, транспорт, сферу размещения туристов, связь, общественное питание, торговлю, банки и финансовое обслуживание, сферу развлечений, музеи и иные культурные объекты и оказывает стимулирующее влияние на их развитие.

Косвенное экономическое воздействие туризма представляет те виды доходов и эффекты, которые получает экономика региона в результате стимулирования общей экономической активности, связанной с расходами туристов на территории. Это совокупность денежных средств, затраченных туристскими фирмами, самими туристами, предприятиями туристской инфраструктуры на территории региона на приобретение производственного оборудования, потребительских товаров и услуг у предприятий, не относящихся к туристской индустрии.

Региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований пополняются в зависимости от прямых и косвенных доходов, которые получают туристские компании, тем или иным образом оказывающие услуги туристам. В качестве главных статей регионального и муниципального бюджетов от туристской деятельности рассматриваются налоговые платежи, платежи по таможенным пошлинам, различного рода сборы.

Таким образом, экономическая эффективность туризма в регионе определяется рентабельностью непосредственно туристских фирм региона, налоговыми поступлениями от туризма в региональный бюджет, развитием объектов инфраструктуры туризма в регионе, а также косвенным воздействием туризма на другие отрасли общественного производства и на занятость.

Южный Федеральный Округ имеет богатейшие природно-климатические ресурсы и туристические активы, обладает значительным потенциалом для превращения его в курортную зону мирового класса. ЮФО посещают ежегодно более 8,6 млн. туристов (из 9,5 млн. посещающих Юг России), большая часть которых приходится на Краснодарский край (более 86%), а также Ростовскую (более 6%) и Волгоградскую область (4%) (табл. 1).

Таблица 1

Структура притока туристов в субъекты ЮФО

; 1 ч (челоеєк) доля.йФ-ьекта і*:

ЮФО 3655700 100

В’ТвН-ЧИЙЛе

Р.е'спубШКаДцЫгея шю 1,4

Вйймышй 1ІЮ0 щ

pj ; г.й 7500:600 Ш, 6

.йїйрахан&кая ■ЙІйЙйВ ШЙЖ 1,2

йЄласть НЮН м

ИШНЩВЙ область ш т

Примечание: С учетом коллективных и индивидуальных средств размещения

Источник: Стратегия развития туризма в регионах Южного федерального округа, 2GG7. THR. Tourism Strategy definition for South Federal District

ЮФО обладает самыми разнообразными активами для развития туризма, включая Кавказские горы, Черноморское побережье, всемирно известные источники целебных минеральных вод. Регион имеет выход к трем морям

(Азовскому, Черному и Каспийскому), на его территории протекают крупнейшие реки РФ (Волга и Дон) и простираются живописные равнины. Этническое многообразие также является плюсом, на территории региона располагаются культурологические и исторические памятники. ЮФО обладает наиболее благоприятными погодными условиями в РФ, среднегодовая температура в округе +12С. Кроме того, здесь сложилась наилучшая экологическая обстановка благодаря низким объемам выбросов вредных веществ в атмосферу, что объясняется низким уровнем развития промышленности в округе по сравнению с другими регионами РФ. Помимо разнообразных природных ресурсов, нетронутость и самобытность этого региона способствует усилению его привлекательности для туристов.

Туристическая отрасль в ЮФО находится в стадии развития. Подтверждением этого является рост числа организаций, осуществляющих туроператорскую и тура-гентскую деятельность. Так за период с 2002г. по 2010г. общее число турфирм в округе увеличилось в 2,6 раза (с 344 в 2002г. до 896 в 2010г., что примерно соответствует среднероссийской динамике)4, туроператоров в 1,6 раза (с 86 до 138) и турагентств в 2,7 раза (с 193 до 528). В них работает 4,8 тыс. человек (что на 70% больше чем в 2002г.) (табл.2 и табл.3).

Источник: http://www.gks.ru/dbscNpts/Cbsd/DBInet.cgi7pN2379126

Наиболее быстрыми темпами увеличивалось число турфирм в Астраханской области (в 4,5 раза), а также в Республике Адыгея и Ростовской области (в 3 раза). В Краснодарском крае и Республике Калмыкия число турфирм также увеличилось в 2,4 и 2,5 раз, и только в Волгоградской области их число увеличилось только на 40%.

Лидерами в туристической отрасли ЮФО в настоящее время (как и в 2002г.) являются Краснодарский край и Ростовская область: в них находится более двух третей (78%) общего числа турфирм - в Краснодарском крае 46% и Ростовской области 32%; аналогичная ситуация и с туроператорами и турагентствами. В них занята и основная часть (70%) работников, занятых в этой сфере деятельности в ЮФО - 3,3 тыс. из 4,8 тыс. человек.

На долю остальных четырех субъектов приходится только пятая часть общего числа турфирм и третья часть занятых. Среди них наиболее развита туристическая отрасль в Астраханской области, в которой общее число турфирм составляет 10,5% и в них занято 20% работников. Наименее развита эта отрасль в

4 В России число туристических фирм увеличилось в этот период с 5 тыс. до 6,5 тыс., т.е. на 30%; численность туристов-граждан других стран, обслуженных туристическими фирмами в 2008г. составила 198 тыс. человек; а численность туристов-граждан России, обслуженных туристскими фирмами, на территории самой России составила 1,9 млн. человек.

Республике Калмыкия, в которой доля турфирм и занятых в них работников составляет менее 1% (0,6%).

Таблица 3

Состояние инфраструктуры туризма в ЮФО в 2010 году

ЮФО Респ. Адыгея Респ. Калмы- Красно- дарский край Астра- ханская область Волго- градская область Ростов- ская область

Число турфирм 896 33 5 413 94 65 286

Число тур оператор ов 138 4 21 57 16 40

Число турагентств 528 17 4 210 28 47 222

Среднегодовая численность работай ко в ор га низа ций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность (человек 4800 163 10 1959 966 323 1379

Число ГОСТИНИЦ И аналогичных средств размещения Туристские ресурсы 330 * 12 » 27 БЗ 80

- музеи 142 9 5 44 13 38 33

- профессиональные театры 34 3 4 5 4 10 8

-учреждения культурнодосугового типа 4257 139 200 1210 277 980 1451

- спортивные сооружения 19478 391 646 6400 1617 3440 6984

Источник: Таблица составлена по: Туризм и туристские ресурсы в России. - М.: Росстат, 2004, стр. 220-223, 215 http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi7pN2379126

Спрос на туристские услуги способствовал строительству гостиниц. Гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей. В России насчитывается более 6,8 тысяч гостиниц. С учетом количества других средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2008 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 31,6 млн. человек, из них в гостиницах - 20,1 млн. человек. Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2008 году более 90 млрд. рублей.

На начало 2011 года в ЮФО насчитывалось более 330 гостиниц, в которых 34,6 тыс. номеров на 72,4 тыс. мест - это в 2,3 и 2,5 раз больше, чем в 2002г. В них в 2010г. было размещено 1,9 млн. человек, что больше на 70% по сравнению с 2002г. (табл. 4).

Таблица 4

Число номеров и мест в гостиницах (и аналогичных средствах размещения) и численность размещенных в них людей

Число номеров в гостиницах Число мест в гостиницах Численность р азм ещ енн ых чел о век

2002 2010 2002 2010 2002 2010

РФ 176426 263173 343339 537265 16909767 24025747

ЮФО 15158 34551 28299 72413 1100581 1869841

В том числе Республика Адыгея 156 218 301 417 15418 14984

Республика Калмыкия 118 271 567 1342 6426 19494

Краснодарский край 7583 23014 13833 48523 475006 93.9298

Астраханская область 1159 1952 2034 3608 81841 131705

Волгоградская область 2640 3048 5422 6758 230922 259210

Ростовская область 3502 6048 6142 22765 290968 505150

Источник: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi7plN2379126

ЮФО по числу номеров, мест в гостиницах и по численности размещенных в них людей опережал среднероссийские показатели: если число номеров и мест в гостиницах в РФ увеличилось в 1,5 раза, то в ЮФО -в 2,5 раза, а число размещенных в них людей в РФ увеличилось в 1,4 раза, то в ЮФО - в 1,7 раза.

Основной рост как числа номеров и мест в гостиницах, так и размещенных в них людей в ЮФО произошел благодаря Краснодарскому краю, в котором по сравнению с 2002г. число номеров в гостиницах увеличилось в 3 раза, число мест в гостиницах - в 3,5 раза, а число размещенных в них людей удвоилось. В этот период значительный рост гостиничного дела наблюдался и в Республике Калмыкия, где число номеров и мест в гостиницах увеличилось в 2,3 раза, а число размещенных в них людей утроилось. Однако все же доля Республики Калмыкия в общей численности

Таблица 2

Число турфирм (в ед.)

2002 2005 2010 2010 в. в % к 2002 г. Доля субъекта (%)

рф 3345 5079 9133 2,7 раза

ЮФО 344 487 896 2.6 раза 100

Втом числе Республика Адыгея 11 8 33 3 раза 3,7

Республика Калмыкия 2 3 5 2,5 раза 0,6

Краснодарский край 170 231 413 2,4 раза 46,1

Астраханская область 21 37 94 4,5 раза 10,5

Волгоградская область 46 59 65 на 40% 7,2

Ростовская область 94 149 286 3 раза 31,9

проживавших гостиницах в 2010г. в ЮФО составляет только 1% (хотя это больше, чем Республики Адыгея, где она составляет 0,8%).

В 2010г. в Краснодарском крае в гостиницах проживала половина всех приезжих в ЮФО. Вместе с Ростовской областью, в которой доля размещенных в гостиницах людей составляла 27%, они приняли более двух третей (77%) гостей ЮФО.

Затраты и доходы гостиниц (и аналогичных средств размещения) в ЮФО в период с 2002г. по 2010г. росли более высокими темпами чем в среднем по РФ: если в РФ они увеличились в 3,8 раза, то в ЮФО - в 7 раз (табл. 5).

Таблица 5

Затраты и доходы гостиниц и аналогичных средств размещения

Затраты, тыс. руб. Доходы, тыс.руб. Рентабельность (на 1 затраченный руб. получен доход/убыток)

2002 2010 2002 2010 2002 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ 29320705 110793835 31200881 115629840 1.06 1.07

ЮФО 1358Э23 9665162 1510916 10323382 1.1 1,18

В том числе

Республика Адыгея 10403 26264 10146 30979 0,9 1.18

Республика Калмыкия 2391 59929 1192 45870 0,5 0.8

Краснодарский край 781148 7029623 878501 7152836 1,1 1,02

Астраханская область 104243 606742 114462 521688 1.09 0.9

Волгоградская область 196597 51882В 214345 640193 1.09 1.2

Ростовская область 264141 1423776 292270 1931814 1,1 1.4

Источник: http://www.gks.ru/dbscNpts/Cbsd/DBInet.cgi7pN2379126

В целом в ЮФО в целом в настоящее время (как и в 2002г.) гостиничное дело более рентабельное по сравнению со среднероссийским уровнем. Наиболее рентабельным в 2010г. оно было в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Республике Адыгея; убыточным - в Республике Калмыкия и Астраханской области; в Краснодарском крае рентабельность очень низкая (и ниже, чем была в 2002г.).

Выручка от оказания туристских услуг в ЮФО в целом после 2002г. до 2009г. стабильно росла, однако в 2010г. она резко снизилась - с 3 млрд. до 2,5 млрд. руб., т.е. на 19% (в отличие от РФ, где ее стабильный рост сохранялся и в 2010г.) (табл. 6).

Таблица 6

Выручка от оказания туристских услуг, тыс. руб.

2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010

РФ 6697293 22824610 26762346 34219334 40704257 38452141 51917842

ЮФО 502330 1256620 1559438 1920576 2151175 3067958 2512240

В том числе Республика Адыгея 14348 18897 18950 32017 51455 80393 48310

Республика Калмыкия 692 3942 9419 8838 16914 14714 6286

Краснодарский край 188841 728190 721074 936359 1066755 967734 1038705

Астраханская область 20488 67342 121410 186105 232037 263189 317492

Волгоградская область 57563 116443 128765 125790 94726 52902 231777

Ростовская область 220398 321701 53Э870 631467 689288 686185 871668

Источник: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi7plN2379126

Это произошло из-за снижения выручки в Республиках Адыгея (с 60 млн. до 46 млн. руб.) и Калмыкия (с 14,7млн. до 6,3 млн. руб.).

В настоящее время в ЮФО туризм составляет значительную долю экономики только в Краснодарском крае (особенно в Сочи и Анапе).

Краснодарский край является одним из основных рекреационных районов России. Его курортнотуристический комплекс представляет собой динамично развивающуюся отрасль, обеспечивающую инвестиционную привлекательность территории. Зимние Олимпийские Игры 2014 года уже привлекают экстраординарные инвестиции в регион, которые направлены на улучшение базовой инфраструктуры и инфраструктуры для катания на лыжах в районе Сочи (Крас-

ная поляна) и в Апшеронске. Это стало возможным благодаря особому вниманию к проблемам развития туризма государственных, федеральных и региональных органов власти с начала 2000-х годов. Руководство ЮФО и Краснодарского края считают цель устойчивого развития туризма одним из главных стратегических приоритетов и прилагают значительные усилия для разработки и реализации программ и проектов для привлечения инвестиций в территориальное туристское обустройство.

На Кубани имеется 18 курортных территорий различного подчинения: 3 - федерального (Сочи, Анапа и Геленджик), 3 - краевого и 12 - местного. Краснодарский край является одним из самых привлекательных мест для отдыха россиян благодаря черноморскому побережью, санаторно-курортному комплексу и активному развитию горнолыжного туризма в последнее время. В Краснодарском крае могут быть выделены девять крупных туристических кластеров:

Сочи: вместе с Адлером составляет крупнейший курортный район РФ. Район стал практически монополистом в плане отдыха на море после того, как другие традиционные места отдыха, такие как, например, Сухуми и Ялта, оказались за границей. Город Сочи также является местом, где находится Красная Поляна - там будут проводиться Зимние Олимпийские Игры 2014 года.

Анапа: северная оконечность черноморской Ривьеры, куда традиционно приезжает молодежь, сейчас позиционируется как место семейного и детского отдыха.

Туапсе: курорт на побережье Черного моря, ориентированный на массовый туризм.

Геленджик: во времена Советского Союза развивался как бальнеологический курорт, а в настоящее время предлагает туристам широкий диапазон развлечений и спорта.

Новороссийск: крупнейший порт России на Черном море, в окрестностях которого имеются морские курортные зоны, озеро Абрау - самое большое на Северном Кавказе, а также всемирно известные древние сооружения дольмены.

Темрюк и Горячий Ключ: известные бальнеологические здравницы.

Апшерон: может стать одним из основных районов для занятий лыжным спортом в южной части России.

Краснодар: столица региона, ориентирована на деловой и культурно-познавательный туризм.

В настоящее время преобладающим туристическим продуктом Ростовской области является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Ростов-на-Дону - крупный центр делового туризма. Предоставление услуг в сфере делового туризма определяет специализацию крупных деловых центров Ростовской области на туристическом рынке - доля приезжающих с деловыми и профессиональными целями в Ростовскую область составляет 70-75% всех приезжающих5. Конгрессно-выставочный профиль региона подтверждается инвестиционной активностью в этой сфере: в настоящее время реализуются проекты развития перспективных территорий, инвестиционные проекты строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей. Города Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Волгодонск, Азов составляют сеть городов «деловой активности региона».

5 Савчишина Е.П. Формирование эффективной системы управления развитием организаций сферы гостеприимства //Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вы.11 - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010, стр.300- 310.

В Ростовской области может быть выделено два кластера:

Ростов-на-Дону, включающий также близлежащий город Таганрог со схожим с Ростовом-на-Дону возможностями для делового и культурнопознавательного туризма. В Ростове-на-Дону также находится крупнейший речной порт в Южном федеральном округе, куда заходят круизные корабли с Черного моря.

Территория Приазовья также выделена в качестве кластера благодаря предстоящему развитию особой экономической зоны, где возможности для отдыха на морском побережье будут сочетаться с развитой игорной инфраструктурой (2000 гектаров земли и приблизительно 420 млрд. рублей государственных и частных инвестиций).

Волгоград, столица Волгоградской области и один из крупнейших городов ЮФО, является главным туристическим кластером региона. Традиционно там делаются длительные остановки в ходе речных круизов из Санкт-Петербурга в Ростов по рекам Волге и Дону. Кроме того, Волгоград знаменит сопротивлением фашистам в ходе второй мировой войны и имеет ряд памятников, музеев и улиц, которые могут быть интересны для культурно-познавательного туризма - здесь более 200 памятников культуры и истории. Наибольший поток туристов - это туристы круизных маршрутов по Волге (более 20 маршрутов). Для туристов Волгоградская область интересна своим этнографическим разнообразием (здесь проживают татары, украинцы, казахи, калмыки, казаки).

Помимо Волгограда, выделен небольшой кластер -озеро Эльтон (крупнейшее соленое озеро Европы), который сфокусирован на бальнеологическом лечении и туризме на открытом воздухе.

Республика Адыгея обладает исключительно выгодным географическим положением, находясь всего в нескольких километрах от знаменитых курортов в Сочи и Туапсе, а значит более удобное транспортное сообщение по сравнению с другими регионами. Основные ресурсы - природа и горы, поэтому этот регион может быть рекомендован для активного туризма.

В Республике Адыгея был выделен только один полноценный кластер - Майкоп. Он объединяет ресурсы территорий города Майкопа и Лаго-Наки. Здесь может быть создан кластер горных видов туризма, с акцентом на лыжном спорте и пешеходных прогулках. Майкоп занимает 48% Адыгеи. Природные красоты региона, уникальные особенности окружающей среды, в сочетании с большим количеством туристических объектов и санаторно-курортной базой открывают перед регионом значительные пеpспективы развития внутреннего и международного туризма, лечения и отдыха. Плато Лаго-Наки привлекает любителей горных лыж и туристов. Снежный покров здесь сохраняется до июня. Ландшафтные особенности левого берега реки Курджипс позволяет построить здесь лыжные и санные трассы, трамплины и катки.

Туристический поток в Астраханскую область относительно невелик. Область располагает одними из самых богатых ресурсов для рыбной ловли и охоты в России. Кроме того, устье Волги - одно из крупнейших в мире, поражает уникальностью и богатством природы. В Астраханской области может быть выделен один крупный кластер, устье Волги, расположенный у южной границы региона, где Волга впадает в Каспийское море. Анализ конкурентоспособности и привлекательности безусловно

указывает на то, что в качестве специализации этого кластера нужно выбрать рыбную ловлю и охоту. При этом прекрасные природные условия должны способствовать развитию видов туризма, связанных с наблюдением за животным и растительным миром, а также с другими видами спокойного отдыха, не требующего дополнительной инфраструктуры.

Республика Калмыкия является одним из наименее развитых регионов ЮФО. В настоящее время у Калмыкии существуют значительные разрывы для того, чтобы стать крупным туристическим направлением, хотя регион и обладает интересными природными ресурсами (например, озеро Маныч-Гудило) и объектами культурного наследия в столице региона - Элисте. В Элисте находится крупнейший Буддисткой храм в Европе. Элиста также известна как одна из мировых шахматных столиц.

В настоящее время развитие туризма в ЮФО сдерживается многими факторами, среди которых наиболее важными являются:

1. Ярко выраженная сезонность функционирования рекреационного комплекса6, особенно для прибрежной зоны. Например, основная масса туристов (около 70%) посещает территорию Краснодарского края в летние месяцы, при этом более трети всего турпотока приходится на август. Сезонность функционирования отрасли создает сложности прежде всего с занятостью населения в межсезонье (проблемы удержания квалифицированных кадров в отрасли и поддержание уровня их компетентности) и снижением экономической эффективности использования туристической инфраструктуры (средств размещения, развлекательных учреждений и т.п.).

2. Недостаточное развитие туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы в настоящее время в ЮФО составляет почти 70% и лишь 10-15% гостиниц соответствуют мировым стандартам. Например, экологическая ситуация в Сочи продолжает ухудшаться вследствие одряхления инженерной инфраструктуры, жилого фонда, мощностей туристско-курортного комплекса, созданных в основном в годы предвоенных пятилеток и 60-80-е годы прошлого века, инженерных систем, ухудшения экологического состояния морской акватории7. Идея проведения в Сочи зимней олимпиады в 2014г. не вписана в задачу создания на базе Сочи международного туристического центра, а сведена к строительству олимпийских спортивных сооружений, гостиничных емкостей и инженерных, транспортных систем их обеспечения. При этом эти мероприятия не сопровождаются ни расширением (или хотя бы сохранением и без того дефицитной пляжной полосы), ни перепрофилированием и наращиванием курортологических мощностей, ни повышением их технологического уровня, ни мерами по внедрению современных систем туристского сервисного обслуживания, адекватными мерами по подготовке и переподготовке кадров и др.

Помимо гостиниц в ЮФО не хватает крупных массовых объектов современной индустрии развлечения

6 Рекрационный комплекс представляет собой совокупность санаторно-курортных организаций, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристических и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, объектов туристского показа, а также органов управления курортами.

7 Шарафутдинов В.Н. О проблемах создания на базе Сочи тури-

стского центра мирового уровня /Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции -

Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2009, стр.104.

(аквапарков, тематических парков, киноконцертных залов и т.д.). Сдерживающим фактором развития является отстающая в развитии транспортная и инженерная инфраструктура. Большинство отдыхающих прибывают воздушным, водным железнодорожным или автотранспортом, но все они отстают от потребностей туристического комплекса. Особенно актуальна проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных автобусов. Кроме ограниченной транспортной доступности (недостаточно развитая транспортная инфраструктура: мало аэропортов и/или маршрутов, высокие тарифы, плохое состояние автодорог), слабое транспортное сообщение между регионами. Это тесно связано с постоянным увеличением цен на турпакеты.

3. Невысокий уровень сервиса, а также несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Самые серьезные проблемы с качеством услуг наблюдаются в экскурсионном обслуживании, а также в секторе размещения и общественного питания.

Мнение иностранных туристов, привыкших к комфортабельным условиям проживания и обслуживания, о российском туризме не способствует формированию привлекательного облика региона.

4. Нерациональное использование рекреационного потенциала:

- незначительно задействован потенциал гидроминеральных ресурсов. Например, на территории Краснодарского края проведена государственная экспертиза 45 месторождений минеральных вод: 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейших разработок; разведано более 100 месторождений природных минеральных вод и 11 месторождений лечебных грязей; для бальнеолечения используются природные минеральные воды 17 месторождений; лицензии на недропользование (бальнеолечение) выданы на 27 месторождений природных минеральных вод и на 4 месторождения природных лечебных грязей. Таким образом, в настоящее время в Краснодарском крае используется только 15-20% запасов минеральных вод, а санаторно-курортным комплексом используется менее 1% запасов лечебных грязей. Несмотря на то, что доля лечебных услуг постоянно увеличивается, использование для них кубанских минеральных вод и лечебных грязей снижается за счет замены их искусственными (суррогатными) лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства8. Это ведет к удорожанию эксплуатации месторождений: гидродобывающие организации не имеют достаточно средств для капитального ремонта скважин, минералопрово-дов, каптажных и надкаптажных сооружений и т.п.;

- недостаточное количество и качество пляжей. Пляжи Краснодарского края подвержены значительному разрушению прежде всего из-за изъятия пляжного материала для строительства зданий и дорог на побережье: например, с пляжей от Туапсе до Адлера вывезена почти половина всей гальки и гравия9. С пляжей Азовского моря изымалось большое количество песка и ракушки, которое использовалось для получения биогенного карбоната кальция и подкормки птицы;

8 Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года.- Краснодар. 2007, стр. 5,7.

9 Камбарова Е.А. Проблемы развития рекреационной отрасли Краснодарского края //Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вы.11 - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010, стр.292.

- недостаточное использование для туристического показа историко-культурных объектов: в настоящее время для этого используется только около 300 объектов из более чем 1000.

5. Недостаточное количество квалифицированных кадров в туристическо-куротном комплексе. В санаторно-курортных и туристических организациях Краснодарского края работают около 7% занятого населения (более 100 тыс. человек)10. Однако только 1015% работающих в индустрии туризма от числа фактически занятых имеют специальное образование. Нехватка квалифицированных специалистов среднего звена на предприятиях отрасли составляет 4050%, а высшего звена - 80-90%11. Основными причинами нехватки квалифицированных кадров является сезонность, низкая заработная плата (она составляет примерно 70% от среднекраевой) и недостаточная подготовка кадров. Хотя в связи с проведением в Сочи Олимпийских игр количество студентов по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» увеличилось за последние 5 лет в 1,5 раза, а количество дипломированных специалистов по этим специальностям - в 3 раза.

6. Структура туристского потока не является выгодной для развития рекреационного комплекса. Для развития туристической отрасли и отдельных муниципальных образований имеет значение не только количество приезжающих туристов, но и их состав: наиболее выгодным является сегмент иностранных туристов и туристов из других регионов, которые приезжают на длительный срок (от недели и более) и приобретают весь спектр туристических услуг.

В настоящее время в туристическом потоке Краснодарского края очень незначительная доля иностранных туристов - она составляет всего 2%, хотя по экспертным оценкам Краснодарский край способен увеличить этот показатель до 10-15% 2 Сдерживающим фактором является отсутствие средств размещения с мировым уровнем сервиса. Во внутреннем туристском потоке России чуть меньше половины туристов приезжают на отдых в Краснодарский край. Однако в последние годы наблюдается тенденция к росту неорганизованных и однодневных туристов: начиная с 2001 г. количество неорганизованных туристов увеличилось в 2,5 раза (с 2,6 млн. до 6 млн. человек), а организованных (приезжающих по путевке) - менее чем в 1,5 раза (2,4 млн. до 3,3 млн. человек), число однодневных туристов составляет 2, 7 млн. человек. Рост неорганизованных туристов практически не отражается на налоговых доходах курортного комплекса - доля налогов от этой категории составляет в поступлениях отрасли не более 6%, а основную долю доходов от неорганизованных туристов получают предприятия торговли, общественного питания, транспорта и других отраслей, задействованных в обслуживании туристов.

7. Рост теневой составляющей и низкая эффективность работы средств размещения. Неорганизованные туристы в основном останавливаются в частном секторе или мини-гостиницах вместительностью от 5 до 30 номеров, принадлежащих индивидуальным пред-

10 По расчетам Всемирного совета по туризму и путешествиям одно рабочее место в туристическом секторе ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях.

11 Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края (по итогам выборочных статистический обследований) - Краснодарстат, 2006, стр. 52.

12 Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года.- Краснодар. 2007, стр. 29.

принимателям и считающихся жилыми домами. Они приносят минимальные налоговые доходы в бюджеты всех уровней, при этом создают значительную нагрузку на инженерную инфраструктуру (водоснабжение, канализация и т.п.). По официальным данным количество предпринимателей и физических лиц, оказывающих услуги по кратковременному проживанию (частный сектор) в Краснодарском крае составляет около 10 тыс. субъектов13, в действительности же их гораздо больше.

Неэффективно используются средства размещения во всех муниципальных образованиях, например, в Краснодарском крае в последние годы номерной фонд (наличные места) гостиниц используется только на 30-40%14.

8. Несовершенство законодательной базы. В 1996г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», определивший общие положения и категории в сфере туризма. Ряд законов, регулирующих туристскую деятельность на местах, приняли субъекты Федерации. Была введена система лицензирования международной туристской деятельности и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. В 1996г. Указом Президента РФ утверждена федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ», приняты программы развития туризма в регионах и субъектах Федерации, в том числе «Концепция развития туризма в Российской Федерации».

Несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законов субъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельная совокупность правовых норм так и не сформировалось. В целом еще не в полной мере решены на государственном уровне многие вопросы деятельности российских туристских организаций и фирм, в том числе вопросы лицензирования и сертификации, приватизации и акционирования, нет четкой системы маркетинговых исследований, неразработанными остаются многие существенные в теоретическом и практическом отношении вопросы туристского маркетинга и т.д.

9. Занижена оценка российской туриндустрии в зарубежных информационных справочниках с одной стороны, и раздувание в иностранных средствах массовой информации угрозы терроризма в России, и в частности, в ЮФО, с другой стороны.

Отсутствует необходимая государственная статистическая информация о деятельности в сфере туризма, слабая экономико-статистическая изученность туристической индустрии и индустрии гостиничного дела как на уровне ЮФО в целом, так и на уровне муниципальных образований. А это, в свою очередь, не позволяет делать достоверные стоимостные оценки масштабов туристического комплекса и его влияния на экономику, оценить прямой вклад организаций туристической и гостиничной сфер в бюджеты всех уровней бюджетной системы ЮФО.

Туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Создание развитой туристической индустрии на территории России и, как следствие, организация мощных туристических потоков (как внутренних, так и внешних)

13 Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года.- Краснодар. 2007, стр.49.

14 Курортно-туристический комплекс Краснодарского края. Крас-

нодарстат. Краснодар. 2009 , стр. 88.

может помочь решить многие экономические проблемы государства. Доходы от иностранного туризма по достижению определенных объемов, могут стать бюджетообразующим фактором (как в других странах с развитым туристическим бизнесом), сделать туризм более выгодной отраслью экономической деятельности чем, например, традиционные экспорт нефти или газа.

Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» к 2015г. планируется увеличить число иностранных туристов в нашу страну с 8,6 млн. до 32 млн., а количество россиян, путешествующих внутри страны, с 29 до 46 млн. человек. Для решения этой задачи к 2015г. на развитие туризма намечено выделить 3 триллиона рублей.

Намечено создание особых экономических зон тури-стско-рекрационного типа, что представляет собой решение крупномасштабной задачи развития туризма в России на новой организационной и технологической основе и создание новой современной инфраструктуры отдыха. В 2007г. Правительством РФ было принято решение о создании 7 особых зон туристско-рекрационного типа на территории Краснодарского края, а также Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятии, Ставропольского края, Иркутской и Калининградской областей. По замыслу привлекательность для инвесторов особой экономической зоны тури-стско-рекрационного типа должна состоять в том, что инвесторы получают льготы по таким важным направлениям для бизнеса как налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование создания инфраструктуры, снижение административных барьеров.

Развитее туризма самым тесным образом связано с необходимостью активного внедрения новых технологий и создания современной институциональной инфраструктуры, а создание особых экономических зон туристско-рекрационного типа, по существу ведет к формированию инновационных кластеров, основная задача которых стать «полюсами роста» не только региональной экономики, но и всей отрасли туризма в стране. Так, в период с 2009г. по 2017г. ежегодный прирост ВВП за счет туризма в Краснодарском крае может составить 5,6%, а количество созданных рабочих мест в этот период за счет реализации проекта особой экономической зоны туристско-рекрационного типа может увеличиться примерно на 69 тыс. человек. В целом предполагаемая итоговая оценка эффекта бюджетных инвестиций с учетом налоговых льгот для резидентов особой экономической эоны туристско-рекрационного типа в Краснодарском крае за период 2009г. - 2017г. может быть представлена следующим образом:15

дополнительные доходы бюджетов - 58,4 млрд. руб.

в том числе: федерального - 46,7 млрд. руб.

регионального -11,7 млрд. руб.

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять такие виды туризма как культурнопознавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический,

15 Герун Д.В. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: анализ эффективности для развития экономики регионов /Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2009, стр. 18-22

сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка наиболее перспективным является пляжный и оздоровительный туризм (38% россиян предпочитаю пляжный отдых)16; речные и морские круизы; яхтенный туризм, который только начинает развиваться (количество таких туристов составляет не более 0,5% от внутреннего туризма). В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм: в настоящее время на территории РФ функционируют около 150 горнолыжных комплексов, из которых самым популярным является «Красная поляна» в Краснодарском крае. Однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры -водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры и т.д.

Согласно разработанной в 2007г. «Стратегии развития туризма в регионах Южного федерального округа до 2025 года», приток туристов увеличится в 2,5-3,5 раза (табл. 7).

Таблица 7

Прогноз притока туристов в субъекты ЮФО в 2025 г. (тыс. человек)

Стагнация Средняя динамика Высокая динамика

ЮФО 10 695 25 445 35 553

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Втом числе

Республика Дцыгея 526 1 483 1 500

Республика Калмыкия 120 383 617

Краснодарский край 7812 17 783. 25 600

Астраханская область 242 1 088 1 443

Волгоградская область 284 568 1 960

Ростовская область 1 711 4 140 4 433

Источник: Стратегия развития туризма в регионах Южного федерального округа, 2007. THR. Tourism Strategy definition for South Federal District

Перспективным является сельский туризм (предполагающий совместное развитие сельскохозяйственной деятельности и агротуризма), который приобретает в последнее время популярность у туристов, тем более что необходимые условия для развития данного вида туризма имеются. В настоящее время Ростовская область обладает некоторыми традициями в сфере этнографического и событийного туризма.

В перспективе приоритетными видами туризма будут: сельский туризм (агротуризм), рыболовный туризм и охота, экотуризм и автомобильный на собственном транспорте.

Важным условием развития этих видов туризма является внимание к нему местных органов власти, т.к. для эффективной реализации создаваемого турпро-дукта и продвижения туристской территории на рынок необходима система управления данной сферой. Основными элементами такой системы являются:

- муниципальные программы развития туризма;

- рабочие группы и координационные советы по развитию туризма;

- специалисты и отделы, курирующие сферу туризма;

- муниципальные учреждения.

Для обеспечения максимальной эффективности стратегического планирования необходимо сконцентрировать внимание на туристических кластерах - однородных и взаимосвязанных туристических ресурсах, достопримечательностях и предприятиях, сконцентри-

16 Склярова З.Г. Анализ развития сферы туризма в Российской Федерации //Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи, РИО СНИЦ РАН, 2009, стр.68-72

рованных в одной географической зоне. На основании этого определения в ЮФО выделены кластеры, обладающие наибольшим потенциалом для успешного развития. Каждый из них имеет индивидуальный набор ресурсов, от которых должна зависеть их специализация.

Основными проблемами развития туризма как в России, так и в ЮФО в частности, являются:

- недостаточный уровень развития туристской и вспомогательной инфраструктуры в сочетании с невысоким качеством услуг;

- низкая доступность и неудовлетворительное техническое и эстетическое состояние объектов туристского показа, сезонность их функционирования;

- неэффективность маркетинга и отсутствие системы продвижения брендов с использованием каналов внешних корпоративных сетей;

- недостаток квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма.

Совершенствование и расширение туристской инфраструктуры в сельской местности (предприятий гостиничного типа, общественного питания, транспортной сети, торговли сопутствующими товарами), повышение уровня культуры и качества обслуживания туристов позволят создать новый туристский продукт, учитывающий реалии современности, а также интересы групп потребителей, ранее не вовлеченных в туризм.

Основной акцент региональной экономической политики в области туризма переносится на новые формы организации хозяйственных структур, в частности на создание конкурентоспособного туристского кластера - совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли и виды экономической деятельности, имеющие отношение к индустрии гостеприимства.

В Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России, ставящее перед собой, в том числе и такие цели, как

- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма;

- создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;

- содействие развитию культурно-познавательному и экологическому туризму;

- образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.

Для реализации этих задач государству следует вкладывать средства не только в продвижение туристического продукта, но и в его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, тем более что туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.

Список литературы:

1. Амирханов М.М. Рекреационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России /Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи, РИО СНИЦ РАН, 2009.

2. Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. -2004. -№3.

3. Герун Д.В. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: анализ эффективности для развития экономики регионов /Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2009.

4. Гуляева Л.Ю. Основные стратегические факторы развития туризма в России. Монография. -СПб., 2005.

5. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм -М.: КНОРУС, 2007.

6. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. -М.: Издательство: КноРус, 2006.

7. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм -М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.

8. Камбарова Е.А. Проблемы развития рекреационной отрасли Краснодарского края //Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вы.11 - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

9. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: - М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края. Краснодарстат. Краснодар, 2009.

11. Лысикова О.В. Туризм и глобализация: социокультурный аспект // Вестник национальной академии туризма. -2008. -№1 (5).

12. Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края (по итогам выборочных статистический обследований) - Краснодарстат, 2006.

13. Савчишина Е.П. Формирование эффективной системы управления развитием организаций сферы гостеприимства //Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вы.11 - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

14. Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года.-Краснодар. 2007.

15. Стратегия развития туризма в регионах Южного федерального округа, 2007.

16. Туризм и туристские ресурсы в России. - М.: Росстат, 2004.

17. Шарафутдинов В.Н. О проблемах создания на базе Сочи туристского центра мирового уровня /Социальноэкономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции - Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2009. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBinet.cgi?pl=2379126

18. Progress and Priorities 2007/2008. World Travel & Tourism Council // http://www.wttc.org.

Reference list:

1. Amirkhanov M.M. Recreation-oriented sector of the economy as a branch of Russian national economy / Socio-economic and innovative development of southern Russia. Proceedings of the conference - Sochi, RiO SSRC RAS, 2009.

2. Antipina E.B., Tereshchenko A.A. To the question of unification and standardization of concepts in the field of tourism // Tourism: low and economics. - 2004. - #3

3. Gerun D.V. Special economic zone of tourist-recreational type: an analysis of the effectiveness of the development of regional economy / Socio-economic and innovative development of southern Russia. Proceedings of the conference

- Sochi, RiO SSRC RAS, 2009

4. Gulyaeva L.U. The key strategic factors for tourism development in Russia. Monograph. - Spb., 2005.

5. Dracheva E.L., Zabaev U.V., ismaev D.K. Economics and organization of tourism: international travel - M.: KNORUS, 2007

6. Zhukova M.A. Management in tourist business. - M.: Publishing office: KnoRus, 2006.

7. Zamedlina E.A., Kozyreva O.N. Economics of tourism field.

- M.: Alfa-M: iNFRA-M, 2007

8. Kambarova E.A. Problems of Krasnodar Region recreational sector development // The economy of the region: problems, searches, prospects. #11 - Volgograd: Publishing office VolGU, 2010

9. Kvartalnov V.A. Theory and practice of tourism: - M.: Finance and statistic, 2003

10. Resort and tourist complex of Krasnodar Region. Krasno-darstat. Krasnodar, 2009.

11. Lysikova O.V. Tourism and globalization: the sociocultural aspect // Bulletin of the National Academy of Tourism. -2008. - #1 (5).

12. Estimating of the size of tourism and its impact on the economy of Krasnodar region (on the basis of sample surveys). Krasnodarstat, 2006

13. Savchishina E.P. The formation of an effective system of organizations development management in the fields of hospitality // Economics of Region Development: problems, searches, prospects. #11 - Volgograd: Publishing office VolGU, 2010.

14. The development strategy of sanatorium and tourism of Krasnodar Region to 2020. - Krasnodar. 2007.

15. The strategy for tourism development in the Southern Federal District, 2007.

16. Tourism and tourist resources in Russia. - M.: Rosstat, 2004.

17. Sharafutdinov V.N. To the problems of a Sochi-based

world-class tourist center / Socio-economic and innovative development of southern Russia. Proceedings of the conference - Sochi, RIO SSRC RAS, 2009.

http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi7pN2379126

18. Progress and Priorities 2007/2008. World Travel & Tourism Council // http://www.wttc.org.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье Луковцевой А.К. туризм рассматривается как отдельная самостоятельная отрасль, со своими инструментами деятельности, организациями и услугами.

Дано авторское определение туризма, которое отличается от типичных определений полнотой и масштабностью этой деятельности.

Автор также рассматривает туриндустрию и рекреации, как системообразующие сферы экономики в общественно значимых целях.

В статье существует доказательство, подкрепленное цифрами, что туризм обладает высоким инвестиционным мультипликатором. Вводная часть статьи написана лаконично, логически правильно построена, дальше основная часть текста посвящается туриндустрии в южном федеральном округе (ЮФО).

Дана характеристика региона, которая доказывает необходимость активного развития этой сферы услуг в ЮФО. Хорошо продуманные таблицы украшают статью и дают представление читателю о числе турфирм, о лидерах среди них, о доли занятости в этой отрасли. Таблицы подкреплены текстом, в котором доказывается инвестиционная привлекательность курортно-туристического комплекса в ЮФО.

В статье также описаны проблемы, которые мешают развитию туризма и даны предложения по решению этих проблем, например, создание особых экономических зон туристкорекреационного типа, что представляет собой решение крупномасштабной задачи развития туризма в России на новой технологической основе.

Автором дана итоговая оценка эффекта бюджетных инвестиций с учетом налоговых льгот для резидентов ОЭЗ в Краснодарском крае за период 2009-2017 г.

Статья написана хорошим научным языком, правильно логически выстроена, выделена научная новизна.

Доктор экономических наук, профессор

Бабленкова И. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.