Научная статья на тему 'Туризм и охрана природы: опыт взаимодействия на примере деятельности национальных парков'

Туризм и охрана природы: опыт взаимодействия на примере деятельности национальных парков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / PROTECTED TERRITORIES / NATIONAL PARKS / PROTECTION OF NATURE / ECOLOGICAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тотонова Е. Е.

В данной работе рассматривается опыт охраны природы на примере национальных парков. Туризм является важной составляющей хозяйственной деятельности в охраняемых территориях, формируя, в числе прочего, финансовые средства для их природоохранной деятельности, стимулируя региональный экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and protection of nature: experience of interaction (case of the national parks)

The article focuses on the protection of nature with regard to the national parks. Tourism is an important component of the economic activity on the protected territories; in particular, it brings finances for the nature protection activity and stimulates the economic growth.

Текст научной работы на тему «Туризм и охрана природы: опыт взаимодействия на примере деятельности национальных парков»

решение о необходимости его создания в рамках региона на основании планируемых показателей.

Следует отметить, что успешная реализация программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна исключительно при наличии общерегиональной стратегии развития. Как показывает мировой опыт, формировать международной кластер в отрыве от общерегионального развития в целом малоэффективно, а часто невозможно.

Формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием туризма в России. В некоторых российских регионах: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия уже приняты подобные кластерные стратегии.

Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время туризм требует интеграции усилий множества предприятий, в том числе и функционирующих в условиях различных государств и территорий, поэтому целесообразно формирование туристского кластера в развивающихся странах для активизации межрегионального взаимодействия в развитии всех элементов трансграничного арабского кластера. Гибкое сотрудничество и устранение барьеров передачи информации между предприятиями и государством, которое исполняет роль катализатора в сфере туризма, приводит к устойчивой работе и поддержке объектов и ресурсов региона, производству качественного, конкурентного и комплексного туристического продукта на международном уровне.

Литература

1. Устойчивое развитие туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. — Мадрид: ВТО, 1993. — С. 107-110.

2. Fleming, D. The Museum as Social Enterprise. Taipei: INTERCOM. — 2006, Annual Meeting and Conference.

3. Stephen, A. The Contemporary Museum and Leisure: Recreation as a Museum Function // Museum Management and Curatorship. — 2001. Vol. 19, No. 3, p. 297-308.

4. DCMS. Efficiency and Effectiveness of Government-Sponsored Museums and Galleries. Measurement and Improvement. Consolidated Report. UK: Department for Culture, Media and Sport. — 1999.

5. Myerscough, J. et al. The Economic Importance of the Arts in Britain // London: Policy Studies Institute. — 1988.

6. Heilbrun, J., & Gray, C. M. The Economics of Art and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — p. 344-346.

7. UK Sports, 1999. Major Events: the Economics- a Guide. London: UK Sports Wymer, W.W. and Samu, S. Nonprofit and Business Sector Collaboration: Social Enterprises, Cause-Related Marketing, Sponsorships, and other Corporate-Nonprofit Dealings. NY: Best Business Books, 2003.

8. Chieh-Ching Tien. The Role of Museum Clusters in the Cultural Tourism Industry. Электронный ресурс-http://www.intercom.museum/ conferences/doc (Дата обращения: 23.01.2011).

ТУРИЗМ И ОХРАНА ПРИРОДЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Е.Е. Тотонова

доцент кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск),

кандидат географических наук elena.totonova@mail.ru

В данной работе рассматривается опыт охраны природы на примере национальных парков. Туризм является важной составляющей хозяйственной деятельности в охраняемых территориях, формируя, в числе прочего, финансовые средства для их природоохранной деятельности, стимулируя региональный экономический рост.

Ключевые слова: охраняемые территории, национальные парки, охрана природы, экологический туризм.

УДК 338.48(71) ББК 65.433(7 Кан)

В последние десятилетия уровень и динамика развития сферы туризма и рекреации оказывают большое влияние на экономическое и социальное развитие многих стран. Туризм и рекреация развиваются на привлекательных для отдыхающих территориях, в том числе на особо охраняемых природных территориях.

По мере освоения территорий возникла проблема обеспечения сохранения хотя бы части первозданной природы, а также отдельных рукотворных объектов, представляющих культурноисторическую ценность для данной страны или общества или для всего человечества. Для этого в мире практически во всех государствах выделены определенные участки суши или водных пространств, объявленные охраняемыми территориями.

Наиболее распространенной формой организации охраняемой территории является создание национальных (региональных) парков. Парки создаются по решению государства

(или регионального субъекта) или по согласованию с ними, по решению международных организаций, например, ЮНЕСКО, там, где экосистемы не подверглись существенному воздействию вследствие хозяйственной деятельности человека, растительный и животный мир сохранился в первозданном виде, геоморфология и среда обитания представляют особый интерес, где имеются особо красивые ландшафты.

Уникальная природа, растительный и животный мир национальных парков находятся под охраной государства. Практически во всех национальных парках хозяйственная деятельность человека существенно ограничена, минимизированы эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заселение территорий. Одновременно разрешается в ограниченных контролируемых пределах посещение парка с научными целями, а также туристами в целях эстетического наслаждения, приобщения к культуре [2]. В категорию территорий, охраняемых

Международным союзом охраны природы — МСОП (создан в 1948 г.) относятся: 1) строгий природный резерват; 2) территория дикой природы; 3) национальный парк; 4) памятник природы; 5) управляемый резерват дикой природы; 6) охраняемый ландшафт; 7) управляемая ресурсная территория.

Главными целями МСОТ являются планирование освоения и защиты территорий животного и растительного мира, проведение научной, научно-исследовательской и культурной деятельности. В 1958 г. эта организация рекомендовала ООН вести наблюдение за проблемой создания и поддержания национальных парков, а в 1962 г. состоялась Международная конференция по национальным паркам, в работе которой приняли участие представители более 70 государств.

Значительная часть национальных парков широко используется для туризма, где туристы следуют по строго определенным маршрутам в специальных автомобилях с проводниками, организуются ночевки в выделенных кемпингах. Развитие туризма в национальных парках становится серьезным видом бизнеса. Туризм служит источником самофинансирования и инструментом охраны природы. Однако чаще всего парки и территории находятся на бюджетном финансировании данной страны или международных организаций, особенно если находятся вне зоны действия национальной юрисдикции. Для этого осуществляется регулирование и планирование туризма, а также соблюдение показателя пропускной способности территории или объекта.

В мире существует свыше 5300 охраняемых территорий и национальных парков, из них 2600 крупные, имеющие мировое значение и внесенные в реестр ООН. Наибольшая концентрация национальных парков наблюдается в Северной Америке (США, Канада), где национальные парки стали объектом туризма, а количество туристских прибытий в них постоянно растет [2].

Первый в мире национальный парк — Йеллоустонский — был создан в 1872 г. в США, а в 1885 г. был создан национальный парк Банф в Канаде, на восточных склонах Скалистых гор (26 км2). Процесс выделения национальных парков и других охраняемых территорий активизировался после Второй мировой войны, в 1950 г. насчитывалось около 50-ти национальных парков, к 1982 г. более 1000 [2]. Несмотря на то, что сегодня охраняемые природные территории Северной Америки проникли в урбанизированные районы, количество национальных парков продолжает увеличиваться. Сегодня природа Канады охраняется 41 национальным парком, национальными лесами, 46 заповедниками, более 100 территорий для перелетных птиц, национальными парками провинциального уровня и резерватами других категорий.

Основной целью создания национальных парков в Канаде является защита природной среды, составляющей особое наследие страны. Национальные парки создаются для поддержания здоровья населения, отдыха на свежем воздухе, сохранения национального наследия путем охраны природных ландшафтов, флоры, фауны, развития экономики региона через создание предприятий по организации путешествий и других услуг для посетителей парка, а также создание рабочих мест для местного населения в сфере управления парком [3]. Если основной функцией первых парков была природоохранная, то у современных парков это интегрированное управление в рамках различных экосистем.

В последнее время растет число туристов, предпочитающих активный отдых на природе, что обуславливает расширение территорий, охваченных туристской деятельностью. В связи с этим происходит увеличение нагрузки на природные комплексы, ведущие к деградации этих комплексов. Разные природные комплексы и их элементы различаются своей потенциальной стойкостью к рекреационным нагрузкам. Поэтому выделение оптимально допустимой рекреационной нагрузки, то есть максимальной нагрузки, которую может выдержать туристская территория без ущерба для местных ресурсов, является основной задачей национальных парков. Наиболее оптимальным для развития туристской деятельности национальных парков является выделение специальных зон, строгое соблюдение принятой природоохранной системы и четкое нормирование числа посетителей. В большинстве случаев национальные парки являются единственными структурами, способными взять на себя функции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности.

Канада — одно из высокоразвитых государств, привлекающих к себе все большее внимание не только наращиванием экономического потенциала, но и усиленным освоением новых районов с интенсивным развитием туризма. Канада является северным государством, которому принадлежит более 3 млн км2 арктических территорий, расположенных севернее полярного круга (66°33'), имеет многонациональное население, федеральную форму государственного устройства. В мировой туристской специализации Канада выделяется как страна, позиционирующая природные виды туризма (экологический, приключенческий и др.), чему способствуют огромная территория страны и разнообразные природно-рекреационные ресурсы (9970 тыс. кв. км территории малоосвоены, кроме узкой южной полосы, где живет 90% населения).

В историческом плане Канада довольно молодая страна, она развивалась в ходе французской и британской колонизации, а в ХХ веке — как страна, принявшая огромное количество иммигрантов со всего света. Географическое соседство с могущественными США всегда оказывало воздействие на все стороны жизни канадского общества. В силу общности языка это влияние отразилось и в сфере культуры, посредством которой во многом формируются национальные традиции и самобытность общества [9].

Современное развитие Канады направлено на стабильный экономический рост, на сбалансированное хозяйственное развитие огромной, но малонаселенной страны, на освоение ее ресурсного потенциала, на поддержку оптимальной структуры народного хозяйства.

Туризм является значительной статьей дохода канадской экономики. По данным 2010 г. доходы от поступления туризма Канады составляют 74,2 млрд канад. долл., доля туризма в ВВП страны — 2 % (табл. 1). Туристская индустрия страны обеспечивает работой 617 тыс. человек (2010 г.).

Таблица 1

Туризм в экономике Канады (за 2003-2010 гг.),

млрд канад. долл.

Доходы от туризма, млрд канад. долл. 2003 2008 2010 в % 2010/ 2003 гг.

Всего 54,9 74,8 74,2 35,1

Внутренний туризм 39,3 59,2 59,4 51,1

Въездной туризм 15,6 15,7 14,8 -5,2

Налоговые поступления от туризма в ВВП страны 22,4 30,7 29,7 32,5

Источник: [11, 12]

Канада не является страной развитого экскурсионно-познавательного туризма, но её города с современной застройкой, сохранившиеся индейские (юг) и инуитские (север) поселения, свыше 2100 музеев и исторических парков, крупные производственно-технические объекты (телебашня в Торонто), Ниагарский водопад представляют интерес для туристов. Объекты историкокультурного наследия отличаются относительной молодостью и связаны в основном с европейской колонизацией и хозяйственным освоением Северной Америки. Особенно богаты историческими памятниками приморские провинции Канады, так как многие оборонительные и жилые объекты, принадлежавшие первым переселенцам, сегодня стали музеями или объявлены памятниками природы.

Внутренний рынок туризма в Канаде является самым крупным сектором, обеспечивающим около 60% туристских доходов (2010 г.) (табл. 1). Примерно 70% канадцев предпочитают путешествовать по своей стране, а не за рубежом. Прежде всего, это относится к канадцам среднего возраста. Внутренний туристический рынок обеспечивается за счёт туров выходного дня и непродолжительного двухнедельного отпуска канадцев. Несмотря на огромное разнообразие условий, туристские фирмы повсюду обеспечивают путешественников отелями высокого класса, кемпингами, мотелями, предоставляют комфортабельные транспортные средства и разные виды туристских услуг.

Исследования Канадской комиссии по туризму показали, что 38% канадцев путешествуют с целью активного отдыха, 36% предпочитают посещение родственников и друзей, 2,5% — деловые поездки. Канадским туристам предпочтительны походы на природе, посещение национальных парков, спортивная охо-

та и рыбалка, наблюдение за флорой и фауной, знакомство с историей и культурой коренного населения. В среднем за одну поездку канадец тратит ок. 265 долл., от года к году увеличиваются расходы туристов на сувениры и подарки. Наиболее активный период для путешествий длится с июля по декабрь (теплые месяцы предпочтительнее). 91% туристов предпочитают путешествовать на автомобилях и останавливаться у друзей или у родственников [11].

Национальные парки — основа для развития экологического туризма. Побережье Тихого и Атлантического океанов, берега арктических морей и залива Святого Лаврентия привлекают огромное количество птиц и морских млекопитающих. Так, в заливе Святого Лаврентия можно увидеть разные виды китов, на западе Канады в национальном парке Пасифик — Рим на острове Ванкувер обитают исчезающие виды морской выдры. Все животные находятся под охраной. Например, как только ученые констатируют уменьшение численности того или иного вида животных, вводится строгий запрет на охоту.

По заповедным территориям проложены уникальные туристские маршруты и туристские тропы, пользующиеся популярностью (главной привлекательностью является — наличие дикой, неизмененной человеком природы). Например, туристская пейзажная и экологическая тропа имеет протяженность около 3500 км в Аппалачах. Она была образована в 1921 г., окончательно сформировалась к 1937 г. и получила статус национальной пейзажной туристской тропы в 1962 г. Тропа пересекает 14 штатов и представляет собой один из самых протяженных пешеходных туристских маршрутов в мире [2].

В Канаде правительственная политика по сохранению исторического наследия с самого начала находилась в тесной взаимосвязи с политикой по защите природной среды и национальных парков (федеральное Агентство по паркам — Parks Canada). Первый закон о национальных парках (National Parks Act), регулирующий сохранение исторических и природных достопримечательностей Канады, был принят в 1911 г., в 1930 г. вторая часть закона, согласно которой федеральное правительство закрепляло за собой право на создание памятников национального значения на принадлежащей ему территории.

Система национальных парков Канады играет огромную роль в деле оздоровления населения, так как канадцы любят массовые виды отдыха на природе. Важным фактором, определяющим посещаемость национальных парков, являются изменения в графиках отпусков канадцев. Так, в Канаде более популярны частые, непродолжительные отпуска недалеко от дома (2-4 дневные поездки выходного дня), чем продолжительные семейные отпуска в две-три недели. Национальные парки готовы к краткосрочным посещениям, предоставляя качественное обслуживание и ряд дополнительных услуг.

Информация об услугах национальных парков доступна благодаря Интернету и другим средствам коммуникации. Все национальные парки Канады имеют Интернет-сайты с подробной информацией, фото-, видеоматериалами, касающимися вопросов от политики управления национальным парком до опыта предоставления конкретных услуг [7].

Что касается финансирования национальных парков, то средства на их содержание поступают как из федеральной казны, так и из бюджетов регионального и муниципального уровней. Так, примерно 70% расходов национальных парков оплачивает Парки Канады, 30% — власти провинций. Кроме того, значительная часть инвестиций — частный капитал [1], также национальные парки неплохо обеспечены трудовыми ресурсами.

Правительство страны выделяет ежегодные субсидии в размере 30 млн канадских долл. на проведение фестивалей и мероприятий, посвященных важным для общин в историческом плане событий, в которых смогут принимать участие представители и организации местной культурной общественности [9]. Установлению партнерских отношений администрации национальных парков с местным населением и властями (в Канаде оно подчинено Закону «О соблюдении прав аборигенного населения») отводится особая роль в развитии паркового дела.

В большинстве национальных парков важны локальные источники финансирования, являющиеся частью общих дохо-

дов. К ним относятся плата за вход в парк, размещение, проезд транспорта, предоставление туристических услуг (рыбалка, охота, экскурсии и др.). Так, парковый туризм в Канаде приносит ежегодно 24,0 млрд долл. Особая статья собственных доходов национальных парков — региональный туризм.

При установлении тарифов и цен Служба Парков изучает спрос и предложение на аналогичные услуги вне парков, их цену, качество, доступность. Проводится анкетирование посетителей, составляется база данных для обеспечения лучшего управления программами в парках и разработки новых методов получения доходов [5]. В большинстве национальных парков плата, получаемая от туристов, является основной частью общих доходов парков. Даже в экономически развитых странах вводится входная плата с посетителей, так как государственный бюджет не компенсирует все затраты на деятельность национального парка. Входная плата в национальные парки Северных территорий Канады (Нунавут, Северо-Западные Территории, Юкон) на одного взрослого за один день посещения парка составляет 24,20 канадских доллара, годовой абонемент, с посещением всех национальных парков Севера — 147,20 канадских долларов [10]. При этом северные парки не могут привлечь большое количество посетителей, вследствие больших транспортных затрат. Полученные доходы используются для улучшения качества туристских троп, карт, путеводителей, на текущие расходы, на природоохранные мероприятия.

Канадские национальные парки являются территориями федерального значения. В последние годы в Канаде получили развитие новые типы управленческих структур национальных парков, например, создание полугосударственных агентств. Юридически являясь подразделениями соответствующих комитетов или ведомств, они имеют определенную автономию в рамках этих ведомств и обладают полной свободой действий в отношении финансовых операций, политики развития национальных парков и др.

Широкое распространение система кооперативного менеджмента получила в национальных парках, образуемых на территориях проживания коренных народов. Так, в национальном парке Клуайн (северная часть Юкона) пересекаются интересы трех сторон: коренных народов чампагне и аишихик, совета управления парка Клуайн и федерального правительства. Их взаимодействие основывается на соглашении о сотрудничестве, в котором определены функции и обязанности всех сторон. Совет управления парком Клуайн вырабатывает рекомендации для федерального правительства и представителей коренного населения по вопросам развития и управления парком. Кроме того, с советом обязательно согласовываются вопросы, затрагивающие интересы местного населения, а именно: условия и ограничения традиционного природопользования, сохранение культуры коренных народов, развитие инфраструктуры для их нужд внутри границ парка; определение приоритетных направлений развития парка, оценка его работы и организация общественных слушаний по результатам работы парка.

Совет является эффективным инструментом вовлечения общественности в обсуждение вопросов работы парка, поддерживая обмен информацией между советом управления парком, федеральным правительством и коренными народами [6].

В результате, система кооперативного менеджмента дает возможность передать часть полномочий по принятию решений местному населению, активизировать обмен информацией, использовать различные мировоззренческие подходы к организации жизнедеятельности, а также повысить управленческий потенциал и социальную стабильность в ранее опиравшемся на государственную поддержку местном сообществе [8].

В целом экономические функции развития системы национальных парков являются созданием своеобразного рынка для реализации природных ресурсов, что формирует финансовые средства для их природоохранной деятельности, рационализации и повышения эффективности природопользования и стимулирования регионального экономического роста. Практика деятельности национальных парков Канады показывает возрастающее значение туризма для достижения финансового самообеспечения при сохранении экологического равновесия в их пределах.

Литература

1. География туризма: учебник / Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Баюра В.Н. и др. / под ред. д.геогр.н., проф. А.Ю. Александровой. — Москва: Кнорус, 2008. — 592 с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. — М.; СПб.: Невский Фонд : Издательский дом Герда, 2007. — 576 с.

3. Бишоп К., Грин М., Филипс А. Модели национальных парков. — М.: Изд-во ЦОДП, 2000. — 216 с.

4. Глобализация экономики и влияние мирового кризиса на развитие северного региона: концепции, проблемы, решения: монография / А.А. Попов, А.Н. Мыреев, С.А. Попова. Я., 2010. — 334 с.

5. Иглс П., Маккул С. и др. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. — М.; Смоленск: Маджента, 2006. — 188 с.

6. Саратовская Т.В. Кооперативное управление на территориях проживания коренных малочисленных народов севера // Регион: экономика и социология. — 2005. — № 5.

7. Тотонова Е.Е. Опыт управления национальных парков Канады и их роль в развитии туризма // Экономика и управление. — 2010. — № 9. — С. 60-64.

8. Тотонова Е.Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — С. 383-387.

9. Щукина Т.А. Политика Канады по сохранению культурно-исторического наследия // США, Канада: экономика, политика, культура. — 2008. — № 9. — С. 67.

10. Parks Canada www.pc.gc.ca

11. Welcome to Canada www^anada.travel

12. Canadian Tourism Commission http://fr-corporate.canada.travel/recherche/statistiques-et-chiffres/arrivees-des-visiteurs-internationaux

ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В.В. Назарова,

доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики, кандидат экономических наук nvarvara@list.ru

В статье определяются причины недостаточного уровня конкуренции в медицинском обеспечении. Определены основные виды конкуренции в медицинском обеспечении, даны рекомендации по развитию конкуренции на рынке медицинских услуг с целью повышения ценности медицинского обеспечения для потребителей.

Ключевые слова: целевые потребности, конкуренция в здравоохранении; эффективность здравоохранения, справедливость здравоохранения, верхний уровень цен, консолидация страховых компаний.

УДК 339.1 ББК 65.42

Конкуренцию на рынке медицинских услуг можно определить как процесс взаимодействия потребителей медицинских услуг (пациентов), поставщиков (медицинских учреждений) и посредников (страховых компаний), направленный на достижение целевых потребностей каждого [см.также 3]. Согласно определению, приведенному в статье Н.В. Пахомовой [1], «под конкурентным понимается процесс, который обеспечивает эффективное производство и распределение продукции и услуг во времени посредством воздействия на инновационное развитие и приспособление к технологическим изменениям». Таким образом, конкуренция на рынке медицинских услуг представляет собой определенный набор взаимоотношений субъектов, направленный на достижение положительного результата, характеризующего качество медицинской услуги по выбранному набору установленных и принятых параметров. В различных научных источниках понятие конкуренция трактуется по- разному [2; 4]. Это может быть соревнование, в котором выигрывает одна компания, а остальные вынуждены признать себя проигравшими. Возможна конкуренция с полным уничтожением (поглощением) компаний-конкурентов. Некоторые представляют конкуренцию как резкое снижение цены и неизбежное падение качества услуги. Конкуренция в сфере здравоохранения является следствием эволюции рынка медицинских услуг и модернизации системы медицинского обеспечения. На различные этапах формирования рынка медицинских услуг возникали новые виды конкуренции.

Целью данной статьи является определение особенностей конкуренции на рынке медицинских услуг, ее видов и способов повышения ее эффективности.

Конкуренция на рынке медицинских услуг имеет ряд существенных отличий. Прежде всего, медицинскую услугу следует рассматривать как товар, специфика которого заключается в увеличивающемся и часто непрогнозируемом спросе. Далее, для этого рынка характерна асимметрия информации и государственный контроль над большей частью медицинских учреждений, как и недостаточное развитие сектора коммерческих услуг в некоторых отраслях медицинского обеспечения (например, амбулаторная и стационарная помощь, профилактика).

Как покупатели, так и продавцы на конкурентном рынке страхования заинтересованы в получении информации. Недостаток четкой информации о цене, качестве и условиях получения полисов добровольного медицинского страхования — тип рыночных трудностей, мешающий потребителям сравнивать между собой различные продукты и создающий для них неблагоприятные условия.

В данном случае под информационной асимметрией понимается несоответствие между информацией, имеющейся у поставщика медицинских услуг (врача) и информацией, доступной их потребителю (пациенту): о состоянии здоровья, необходимости лечения, его форме, качестве и эффективности. Отсутствие профессиональных медицинских знаний, большой выбор возможных вариантов лечения и болезненное состояние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.