Научная статья на тему 'Эволюция развития туризма северных территорий Канады'

Эволюция развития туризма северных территорий Канады Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1471
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / СЕВЕР / NORTH / КАНАДА / CANADA / ЭВОЛЮЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / THE EVOLUTION OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE INDIGENOUS PEOPLES / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тотонова Елена Егоровна

Территориальное развитие северных территорий имеет свои особенности, обусловленные природно-климатическими условиями, ландшафтом, удаленностью от центра. В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования. На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной), на первый план выходят экономические факторы. Особенностью современного этапа, развития туристской индустрии Севера Канады, является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF TOURISM DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF CANADA

Territorial development of the Northern territories has its own characteristics, due to climatic conditions, terrain, distance from the center. In the history of the development of the tourism industry of the northern territories can be divided into three main stages, which differ both scale and specifics of the territorial organization associated with the direction of development of the North, and government regulation. At the initial stage of development of the northern tourist areas are under the dominant influence of natural factors, and only as far as the growth of assimilated (primarily transport) come to the fore economic factors. The peculiarity of the current stage of development of the tourist industry of the North of Canada, is to form a new network forms of organization of tourist business and development institutions.

Текст научной работы на тему «Эволюция развития туризма северных территорий Канады»

УДК 911.3:30

Елена Тотонова1

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАНАДЫ

THE EVOLUTION OF TOURISM DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF CANADA

Территориальное развитие северных территорий имеет свои особенности, обусловленные природно-климатическими условиями, ландшафтом, удаленностью от центра. В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования. На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной), на первый план выходят экономические факторы. Особенностью современного этапа, развития туристской индустрии Севера Канады, является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития.

Ключевые слова: туризм, Север, Канада, эволюция, пространственное развитие, коренные народы.

Territorial development of the Northern territories has its own characteristics, due to climatic conditions, terrain, distance from the center. In the history of the development of the tourism industry of the northern territories can be divided into three main stages, which differ both scale and specifics of the territorial organization associated with the direction of development of the North, and government regulation. At the initial stage of development of the northern tourist areas are under the dominant influence of natural factors, and only as far as the growth of assimilated (primarily transport) come to the fore economic factors. The peculiarity of the current stage of development of the tourist industry of the North of Canada, is to form a new network forms of organization of tourist business and development institutions.

Keywords: tourism, North, Canada, the evolution of spatial development of the indigenous peoples.

1 Тотонова Елена Егоровна, кандидат географических наук, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета. E-mail: elena.totonova@mail.ru

^tonova Еlena, Associate Professor, Institute of Foreign Philology and Regional Studies, North-Eastern Federal University

На современном этапе общественного развития возрастает роль северных регионов в решении геополитических, социальных, экономических, научных, экологических проблем. При этом Север и Арктика, как правило, рассматриваются как территориальные экономические системы, обладающие комплексом специфических черт. Канадский Север, будучи существенно отличен и по структуре экономики и по условиям ведения экономической деятельности от южных районов Канады, отличается внутренней неоднородностью. В свою очередь неоднородность экономического пространства Севера Канады оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, что ставит перед системой государственных органов и местного самоуправления задачу поиска механизмов регулирования экономики, которые были бы адаптированы к суровым условиям жизнедеятельности и изменениям современной экономики с сохранением традиционного образа жизни коренного населения.

В последние годы значение туризма в мире постоянно растет, что связано с растущим влиянием этой сферы на мировую экономику. В связи с этим растет популярность экстремального, экологического и экзотического туризма на мировом туристском рынке, которая привела к развитию северного туризма в странах арктического бассейна: США, Канаде, Исландии, в Скандинавских странах, России1.

Этапы развития туристской индустрии на Севере

В истории развития туристской индустрии северных территорий можно выделить три основных этапа различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования. Эволюцию туризма северных территорий можно разделить на 3 этапа: начальный этап развития туристского рынка с 1960-1970 гг. 20-го столетия; переходный период к современному этапу с начала 70-х до конца 1990-х гг. и современный этап и формирование сети туристских предприятий с 2000-х гг. по настоящее время (табл. 1).

Первый этап - формирование начального этапа развития туристского рынка, продолжавшейся до рубежа 1960-1970-х гг. туризм на Севере Канады имел по преимуществу неорганизованный характер, количество фирм, предоставляющих туристские продукты, было крайне невелико, а ассортимент их был чрезвычайно узок. Туристский потенциал канадского Севера долгое время был недоступен по причине отсутствия и крайне слабой заселенности и инфраструктурной обеспеченности территории. В силу, указных выше причин, говорить о «северном туризме», как территориально специализированной подотрасли индустрии туризма не приходится.

Поэтому в рамках первого этапа туризм не рассматривалась как отрасль экономики, не рассматривался он и в качестве самостоятельного объекта государственной политики в системе программных мер канадского правительства по развитию

1 Тотонова Е.Е. Опыт развития туризма на Севере Канады : монография / Е.Е. Тотонова. - Якутск : Изд-во Якут. госуниверситета, 2009. - 194 с.

Севера. Тем не менее, начавшееся с 1950-х годов интенсивное освоение частными фирмами (особенно американскими) минерально-сырьевых ресурсов северных территорий, сопровождавшееся развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, привело к формированию комплекса условий, стимулировавшего развитие отдельных видов туристской деятельности (прежде всего охота и рыбалка)1.

К концу рассматриваемого периода относится и формирование первого туристского центра - Доусона на Юконе (в 1966 г. Юкон посетили 63 тыс. туристов2), который, хотя и не оказывал существенного влияния на развитие местной экономики, тем не менее, свидетельствовал о принципиальной возможности создания экономических центров, специализировавшихся на туристской деятельности.

Второй этап - развитие туристского рынка и переходный период к современному этапу, можно выделить с 1970-х годов до конца 1990-х годов ХХ века. Рубежом данного этапа является быстрый рост промышленного освоения Дальнего Севера при активной государственной поддержке. При этом особое внимание уделяется разработке единой национальной стратегии развития Севера.

В 1970-е гг. туризм был развит только в Юконе. Туристов привлекал Доусон не только своими достопримечательностями времен золотой лихорадки, но и удобным транспортным расположением вдоль Аляскинской шоссе. Появляется первая туристская инфраструктура, выпускаются путеводители, происходит зарождение развития основных видов северного туризма как спортивная охота и рыбалка, экологический, спортивный, культурный.

Постепенно туристская индустрия в Юконе становится второй по важности отраслью экономики. Так, в 1971 г. число туристов достигло 180 тыс. чел., а к 1980 г. стало - уже 340 тыс. В 1973 г. Объем туристских доходов Юкона в 1973 г. составляет 25 млн долл., что вполне сопоставима со стоимостью продукции горнодобывающей промышленности территории за тот же год (146 млн долл.). За 1968-1980 гг. количество туристов, посещающих Северо-западные территории, увеличилось 6 раз (с 6 тыс. до 35 тыс. чел.), объем туристских расходов в 1973 г. составил 6 млн долл. За 1973-1983 гг. объем государственных расходов Северо-западных территорий по статье «культура и отдых», то есть на создание инфраструктуры туристской индустрии выросли 5 раз - с 3,6 млн до 18 млн долл.3.

Начиная с 1987 г. происходит развитие северного туризма как важной составляющей отрасли экономики северных территорий Канады. Основой развития туризма на Севере являются уникальные природные ресурсы, историко-культурное наследие и этнокультурный потенциал4. Северные территории Канады стали позициони-

1 Тотонова, Е.Е. Опыт управления национальных парков Канады и их роль в развитии туризма / Е.Е. Тото-нова // Экономика и управление. - 2010. - № 9. - С. 60-64.

2 Черкасов, А.И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера / А.И. Черкасов. - Москва : ВИНИТИ, 1985. - С. 59.

3 Черкасов, А.И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера / А.И. Черкасов. - Москва : ВИНИТИ, 1985. - С. 59.

4 Тотонова, Е.Е. Северный туризм и возможности развития северных территорий / Е.Е. Тотонова // Вестн. нац. акад. туризма. - 2013. - № 3. - С. 30-33.

ровать себя в качестве места развития уникальных северных видов туризма таких как, охота, рыбалка, знакомство с бытом, культурой северного народа, приключенческий, экологический туризм, полярные круизы и др.1.

В силу суровых климатических условий и географического положения северные территории не могут конкурировать с южными провинциями в предоставлении туристских продуктов для массового потребителя, но своей экзотикой, неизведанностью, уникальностью предлагаемого туристского продукта привлекательны для определенного сегмента не только канадского, но и американского туристского рынка.

В основном правительства северных территорий поддерживают развитие туризма в рамках экономического подъема своих территорий. Региональные власти способствуют внедрению новых туристских проектов, предоставляют предпринимателям ссуды по льготным ставкам, скидки по налогам на недвижимое имущество и муниципальные пошлины. С развитием туризма увеличиваются доходы кооперативов по производству продукции. Например, первые кооперативы народных промыслов были созданы в 1960 г. в поселке Кейп-Дорсет. По данным 1997 г. в Северо-Западных территориях работало 51 кооператив, доходы которых составили 144 млн долл.2.

Развитие добывающей промышленности, транспортной и энергетической инфраструктуры при активной государственной политике приводит к изменениям в территориальной организации экономики канадского Севера. На ранее слабо дифференцированной в экономическом отношении территории канадского Севера происходит формирование очагов горнорудной промышленности.

Рост масштабов туристской деятельности на канадском Севере сопровождался изменениями в территориальной организации, как отрасли, так и экономики северных территорий в целом. Характерная особенность этого этапа - формирование туристских ареалов на наиболее освоенных территориях, в пределах которых расположены уникальные природные ландшафты, а также формирование специфической туристской зоны вдоль Аляскинской шоссе.

Промышленное освоение вызвало изменение уклада жизни коренных народов и привело к усилению борьбы за свои права, появлению сильных национальных общественных организаций («политическая мобилизация»). В результате проблемы территориальных и гражданских прав коренного населения вышли на передний план внутриканадской политики совместно с проблемой охраны природной среды.

1 Тотонова, Е.Е. Северный туризм: понятие и классификация / Е.Е. Тотонова // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 2. - С. 305- 309.

2 Belhadji B. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada. Secretariat aux cooperatives Gouvernement du Canada / B. Belhadji. - Ottawa, 2001.

Таблица 1

Этапы развития туристской индустрии северных территорий

Этапы Государственное регулирование Экономика Институты Направления развития туриндустрии

1960-1970 гг. Начальный этап Госрегулирование региональной диспропорции. Инвестиции в развитие инфраструктуры добывающей промышленности (транспорт, энергетика) Развитие добывающей промышленности на Ближнем Севере. Создание инфраструктуры. Появление первых кооперативов и охраняемых территорий. Создание в 1966 г. Министерства по делам индейцев и развития Севера. Индивидуальные поездки с целью отдыха, охоты, рыбалки. Появляется первый туристский центр в Доусоне (Юкон).

1970-1990 гг. Переходный этап Усиление госрегулирования. Формирование национальной политики освоения Севера. Организация траст-фондов. Проблема охраны природной среды Освоение Дальнего и Крайнего Севера. Формирование очагов горнопромышленной деятельности. Развитие инфраструктуры. Развитие кооперативов и национальных парков. Подготовка местных кадров. Создание в 1999 г. Нунавут - автономной территории инуитов. Появление организаций коренных народов. Соглашение о земельном пользовании между коренными народами и промышленными корпорациями Формирование ареалов туррынка: индивидуальный туризм и экскурсионный (рекреационный) для развития массового туризма. Создание инфраструктуры рекреационного туризма на Дальнем Севере. Развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма. Создание научной основы туризма

2000 г. по настоящее время. Современный этап Принятие в 2009 г. Северной стратегии Канады. Концепция устойчивого развития. Постепенная передача управления коренным народам. Поддержка малого и среднего бизнеса Развитие туризма на основе традиционного природопользования. Развитие сети кооперативов и национальных парков. Развитие «смешанной экономики». Развитие партнерства общественных организаций и частных компаний. Подготовка местных кадров Развитие самоуправления коренных народов. Появление туристских ассоциаций коренных народов Использование ту-ристско-рекреаци-онных ресурсов на основе совместного управления. Освоение новых технологий. Разработка новых видов турпродук-тов (круизы, культурный туризм). Маркетинговые исследования тур-рынка

Составлено по: www.coop.gc.ca;www.pc.gc.ca; www.statcan;www.ic.gc.ca;www.gov.yk.ca; www.gov.nu.ca;www.gov.nt.ca

Третий этап - современный этап и формирование сети туристских предприятий канадского Севера, отличается от предшествующих сменой акцентов в стратегии освоения и местом туризма в этом процессе. Основной задачей нынешнего развития Севера является обеспечение устойчивого развития с сохранением традиционного природопользования и с постепенной передачей управления территориями общинам коренных народов, что заложено в Северной стратегии развития Канады, принятой в 2009 г. Происходит увеличение активности организаций коренных народов и развитие их самоуправления. Коренные народы, которым еще недавно интересовались в основном только этнографы и которых, начиная с 1970-х годов, начали всерьез принимать в расчет экономисты, стало выступать в качестве самостоятельной политической силы1.

Развитие туризма тесно связано с социально-экономическим развитием северных территорий (табл. 2). При развитии туризма появляются новые центры экономической деятельности на Севере, способствующих улучшению условий и качества жизни коренных народов. Развитие туризма не только обеспечивает работой, а также является стимулом для развития частного предпринимательства коренных народов. Очаги развития туризма оказывают влияние и изменяют территориальное развитие северных территорий. Основными факторами развития туриндустрии на Севере становятся квалифицированные кадры, предпринимательство, экономические институты.

Таблица 2

Развитие туризма северных территорий (1970- 2013 гг.)

Северные территории Юкон Северо-западные территории Нунавут

Экологические зоны Бореальные Кордильеры, равнинная тайга, таежные Кордильеры Таежные Кордильеры, Субарктика, равнинная тайга Арктика Арктические Кордильеры, равнинная тайга

Виды туризма Туристско-познава-тельный, туристско-оздоровительный Туристско-оздоровительный, туристско-спортивный Туристско-спортивный

2 1970 г. еск ^ н 2 тыс. чел. 63,0 20,0 -

^ 2013 г 345,0 92,0 18,0

1 Черкасов, А.И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера / А.И. Черкасов. - Москва : ВИНИТИ, 1985. - С. 59.

- ! ! 1970 г. [0 н р млн долл. 25,0 6,0 -

oil 2013 г 185,0 97,0 40,0

Составлено по: www.coop.gc.ca:www.pc.gc.ca; www.statcan;www.ic.gc.ca;www.gov.yk.ca; www.gov.nu.ca;www.gov.nt.ca

Процесс развития северных территорий показывает усложнение структуры туристской индустрии, связанной и с экономическим развитием территории. Наблюдается закономерность тяготения туристско-рекреационных объектов к уникальным природным объектам, например, горы, побережье Северного Ледовитого океана. Например, основные туристские объекты и туристские центры Юкона расположены вдоль автомобильных трасс. Комфортабельному путешествию по автомобильным дорогам обеспечивают не только техническое состояние дорог, но и развитая сеть объектов придорожного сервиса, предоставляющих необходимые услуги. Уровень обслуживания дорожной инфраструктуры способствует улучшению качества турус-луг. Например, в Юконе 111 тыс. человек (2011 г.) являются туристами, проходящими вдоль Аляскинской шоссе (36% от общего количества туристов Юкона)1, что образует «ленточный» туристский рынок и практически является так называемой «входной дверью» в Северо-западные территории, в северные туристские районы и в западные провинции страны.

В Северо-западных территориях также наблюдается расположение основных туристских объектов вдоль автомобильных дорог, с уникальными природными объектами. Расположение туристских объектов вдоль автомобильных магистралей обеспечивает доступный проезд туриста к конечному пункту отдыха. При наличии развитой транспортной инфраструктуры туристы могут путешествовать самостоятельно на своем автомобиле, что значительно удешевляет стоимость отдыха.

Территориальное развитие северных территорий имеет свои особенности, обусловленные природно-климатическими условиями, ландшафтом, удаленностью от центра. Предприятия северной туриндустрии выходят за пределы обжитой зоны и рассматриваются как форма нового освоения Севера. Распространение предприятий туриндустрии северных территорий Канады имеет очаговую форму освоения, в зависимости от существующих природных условий и уровня развития местной экономики. Поэтому наибольшее количество предприятий туриндустрии наблюдается в расположенных в зоне бореальной тайги Юконе и в Северо-западных территориях, которые имеют развитую транспортную инфраструктуру. Расположенный в Арктическом архипелаге, Нунавут имеет наименьшее количество туристских предприятий. Здесь основными проблемами развития туризма являются высокие эксплуатационные затраты, вызванные специфическими условиями развития туризма. Учитывая сложившиеся условия развития Нунавут предлагает туристам индивидуальные, экс-

1 www.gov.yk.ca

клюзивные туристские продукты, привлекающие определенный сегмент туристского рынка. Очаги развития туризма оказывают влияние и изменяют территориальное развитие северных территорий.

Пространственное развитие северного туристского рынка происходит путем освоения новых районов, а в его рамках происходит формирование регионального и локального туррынков. Следовательно, пространственное развитие туриндустрии северных территорий является результатом конкурентной борьбы в рамках которых устанавливаются регулярные взаимоотношения между международными, национальными и местными экономическими агентами (туристские операторы, туристские агенты и др.).

Новые подходы развития северных территорий состоят в выработке методов и технологий освоения, направленных на изменение отношения к Северу как источнику ресурсов, на трансформацию пространственной организации хозяйства и системы расселения на Севере, обеспечение его инвестиционной привлекательности и комфортных условий для жизни людей. Такая модель призвана минимизировать затраты по обслуживанию инфраструктурного комплекса при усилении его эффективности, обеспечивая «эффект масштаба» и возможности включения в межрегиональные и международные цепочки добавления стоимости - как в сетевом (линейно-узловом) подходе. В практическом плане новая модель направлена, с одной стороны, на повышение автономности локальных производственных и социальных объектов, жилищного фонда. А с другой - на развитие элементов сетевой инфраструктуры и реализацию межрегиональных проектов как основу экономической интеграции.

В условиях активно развивающейся новой экономики усиливается процесс распространения информации в пространстве. Открытость рынка, рост уровня образования, подвижности, доходов населения являются факторами развития новых предприятий в туризме, представляющих собой «эффект матрешки» (вложенных друг в друга, взаимодействующих и взаимозависимых), что требует совершенствования турбизнеса и использования новых технологий. При оптимальном государственном регулировании и поддержке экономического развития северных территорий развитие туризма становится локомотивом местного развития. Так как туристская индустрия состоит из большого количества связанных и поддерживающих друг друга разных отраслей, она может способствовать развитию малого и среднего бизнеса. С учетом того, что туризм является одной из ведущих отраслей электронной торговли, происходит не только расширение потребительской аудитории северного тур-продукта, но и развитие инфраструктуры и коммуникаций. В результате северный туристский бизнес проходит адаптацию к изменяющимся запросам глобального туристский рынка и происходит формирование новой «смешанной»1 экономики как основного показателя постиндустриализации общества.

1 Совместное развитие добывающей промышленности и традиционного природопользования на Севере Канады.

Заключение

В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами так и по специфике территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования.

На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной), на первый план выходят экономические факторы. В результате происходит изменение пространственного развития северных туристских районов, связанное с развитием технологий, техники и политикой федерального правительства. Удаленные арктические районы Нунавута, не имеющие развитой транспортной системы, кроме воздушного транспорта, с развитием новых транспортных технологий (прежде всего авиационных), широкополосного Интернета, спутниковой связи становятся более «доступными» для туристов. При этом происходит индивидуализация запросов потребителей или развитие индивидуальных, но дорогих видов туризма на Севере (переход от массового к дифференцированному туризму). Среди них наиболее востребованными среди туристов являются северные круизы, экстремальные путешествия, спортивная охота и рыбалка, наблюдения за птицами, деловой, экологический туризм и др. В результате, пространственное развитие северного туристского рынка происходит путем освоения новых районов, а в его рамках происходит формирование регионального и локального туристских рынков.

Особенностью современного этапа, развития туристской индустрии Севера Канады, является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития, что на ходит проявление в:

а) организации кооперативов, в сферу интересов которых входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ, заканчивая обновлением инфраструктур. Кооперативы становятся альтернативой частным и государственным предприятиям на Севере, объединяя в себе экономическую деятельность и общественное движение. Как экономические агенты, использующие местное самоуправление, обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям рынка и способствуют социально-экономическому развитию общины, сокращению бедности, обеспечению занятости;

б) создании сети национальных парков, ориентированных на удовлетворение быстро растущего спроса на отдых на природе. Удовлетворение данного спроса зависит от качества окружающей среды, так как туристами ценится первозданность природы. Поэтому экологический фактор становится экономической категорией: поддержание первозданности природы становится экономически выгодным. Для развития сети национальных парков как ресурса развития северного туризма характерна большая, чем для традиционного туризма, степень вовлечения коренного народа, местных общин, имеющих право владения этими землями;

в) в развитие сети местных органов самоуправления. Общинные органы самоуправления коренных народов созданы по национально-территориальному принципу, деятельность которых регламентируется собственными нормативными актами, принятыми с учетом традиций коренных народов и разграничения полномочий с органами государственной власти.

На развитие северных территорий оказывают сильное влияние временные и пространственные дифференциации, которые определяются их этапами хозяйственного освоения и развития. Наблюдается качественные и количественные изменения не только в пространственном изменении, но и в усложнении структуры экономики.

Литература

1. Тотонова, Е.Е. Северный туризм и возможности развития северных территорий / Е.Е. Тотонова // Вестник Национальной академии туризма. - 2013. - №3. - С. 30-33.

2. Тотонова, Е.Е. Опыт развития туризма на Севере Канады : монография / Е.Е. Тотонова. - Якутск : Изд-во Якут. госуниверситета, 2009. - 194 с.

3. Тотонова, Е.Е. Северный туризм: понятие и классификация / Е.Е. Тотонова // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 2. - С. 305- 309.

4. Тотонова, Е.Е. Формирование и развитие туризма как фактор социально-экономического развития региона / Е.Е. Тотонова // Экономика и управление. - 2011. -№ 9. - С. 49-54.

5. Черкасов, А.И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера / А.И. Черкасов. - Москва : ВИНИТИ, 1985. - С. 59.

6. Черкасов, А.И. Север и северяне: канадский опыт / А.И. Черкасов // Российские исследования о Канаде. Вып. 1. - Москва : РАИК, 1997. - С. 99-109.

7. Belhadji B. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada. Secretariat aux cooperatives Gouvernement du Canada / B. Belhadji. - Ottawa, 2001.

8. http://www.coop.gc.ca

9. http://www.pc.gc.ca

10. http://www.statcan

11. http://www.ic.gc.ca

12. http://www.gov.yk.ca

13. http://www.gov.nu.ca

1. http://www.gov.nt.ca

References

1. Totonova, E.E. Northern tourism and developmental opportunities of northern territories / E.E. Totonova // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. - 2013. - №3. - Р. 30-33.

2. Totonova, E.E. Experience in the development of tourism in the North of Canada: monografija. - Jakutsk : Izd-vo Jakut. gosuniversiteta, 2009. - 194 p.

3. Totonova E.E. Northern tourism: concept and classification / E. E. Totonova // RISK : Resursy, Informacija, Snabzhenie, Konkurencija. - 2010. - № 2. - P. 305- 309.

4. Totonova, E.E. Formation and development of tourism as a factor of socio -economic development / E.E. Totonova // Economics and Management. - 2011. - № 9. - P. 49-54.

5. Cherkasov A.I. Foreign experience in the research and development of the North -Moscow, VINITI, 1985. - P. 59.

6. Cherkasov A.I. North and northerners: the Canadian experience // Russian research about Canada. Iss.1. - Moscow: RAIK, 1997. - P. 99-109.

7. Belhadji B. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada. Secretariat aux cooperatives Gouvernement du Canada / B. Belhadji. - Ottawa, 2001.

8. http://www.coop.gc.ca

9. http://www.pc.gc.ca

10. http://www.statcan

11. http://www.ic.gc.ca

12. http://www.gov.yk.ca

13. http://www.gov.nu.ca

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. http://www.gov.nt.ca

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.