Научная статья на тему 'Туристские услуги на международном рынке в условиях вступления России в ВТО'

Туристские услуги на международном рынке в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристские услуги на международном рынке в условиях вступления России в ВТО»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

73

УДК 338.48 ББК 65

ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Т.Н. Попова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) повлияло на все секторы экономики, сформировав как позитивные результаты, так и создав определенные сложности отечественному производителю. Базовыми принципами ВТО декларируются либерализация торговли между странами - членами организации, ликвидация таможенных барьеров в торговле товарами, создание условий для добросовестной конкуренции, открытость торговли, решение споров путем переговоров. В настоящее время в ВТО состоят 159 государств, включая Российскую Федерацию (наша страна вступила в организацию в 2012 г.), а также 25 государств являются странами-наблюдателями.

Дальнейшее развитие российской экономики будет определяться членством в ВТО и, как следствие, необходимыми преобразованиями в ее различных отраслях, в том числе и в сфере услуг. На современном этапе обмен услугами на международном рынке осуществляется в основном между странами с развитой экономикой, но можно говорить, что доля таких государств снижается (с более 70% в 1990-х гг. до 50% к 2010 г.). Мировая торговля услугами к 2013 г. приносила почти 2 трлн долл. США ежегодно [1], и начиная с 2011 г. этот показатель имеет тенденцию к росту. Туризм является одной из первых отраслей услуг, которые вышли на международный рынок. ВТО относит туризм к сфере международной торговли услугами. Сегодня туризм занимает примерно четвертую часть в международной торговле в секторе коммерческих услуг как в части мирового экспорта, так и в части мирового импорта: в 2010 г. доля услуг в экспорте составляла 26 %, в импорте - 25 % от общего объема торговли, что сравнимо с долей транспортных услуг на международном рынке [2, с. 29].

Сектор туристских услуг в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) имеет наибольшее количество обязательств по сравнению с другими секторами услуг. Но, несмотря на это, большое число обязательств только указывает на высокую степень либерализации данного сектора. Основные особенности положений ГАТС, затрагивающие четыре способа торговли услугами применительно к туристской сфере, могут быть определены следующим образом [3]:

1. Трансграничная торговля. Предполагает получение услуги без перемещения потребителя (или производителя). В рамках этого способа

74

Теория и технологии сферы услуг

торговли положения в ГАТС гарантируют недискриминационный доступ к использованию информационно-телекоммуникационных сетей зарубежных поставщиков туристских услуг, например, при бронировании средств размещения, билетов на перелет, экскурсионных услуг и т.д.

2. Потребление за рубежом. Предполагает, что турист пересекает границу, посещая интересующую его дестинацию. В этом случае положения ГАТС оказывают лишь косвенное влияние на ограничения передвижений потребителя, но могут быть использованы ограничения, касающиеся способов оплаты предоставленных туристских услуг.

3. Коммерческое присутствие. Предполагает создание предприятия (филиала) на территории зарубежного государства. Положения ГАТС направлены на постепенное устранение препятствий на пути создания иностранных поставщиков туристических услуг на зарубежных рынках, они нацелены на уменьшение или полное устранение ограничений, касающихся, например, иностранных инвестиций, получения лицензии или доступа к системам бронирования, что расширяет возможности иностранных компаний быть представленными на национальных рынках других стран.

4. Присутствие физических лиц. ГАТС обеспечивает возможность временного въезда и пребывания иностранного персонала в другой стране, обеспечивает возможности для перемещения персонала (менеджеров, туристических гидов) на зарубежные рынки для предоставления услуг. Однако следует указать, что многие страны - члены ВТО включают в список изъятий положения, связанные с трудоустройством иностранных специалистов на туристском рынке страны, тем самым пытаясь защитить собственного производителя.

Вступление страны в ВТО и присоединение к ГАТС имеет ряд последствий для международной торговли услугами и для сферы туристских услуг, в частности. Для того чтобы стать полноправным членом ВТО, необходимо не только принять на себя специфические обязательства, обеспечить режим наибольшего благоприятствования и осуществлять торговлю на недискриминационной основе, но важно привести в соответствие с международными нормами законодательную базу, изучить возможные риски от подписания основных соглашений Всемирной торговой организации и перспективы развития той или иной сферы. В настоящий момент Россия имеет в своем распоряжении широкие возможности для создания конкурентоспособного турпродукта на рынке международных услуг, но для использования этих возможностей нужно решить ряд проблем, которые препятствуют реализации всего туристского потенциала страны, снижают привлекательность как внутреннего, так и въездного туризма.

Сектор туристских услуг весьма разнообразен, но в целом может быть разделен на два типа - это поездки с целью отдыха и поездки с деловыми целями. По оценкам экспертов информационно-аналитического издания ПРОВЭД, примерно треть всех туристских поездок - это деловые поездки, примерно треть - это поездки в зарубежные страны [4]. Именно рынок делового туризма является наиболее привлекательным с точки зрения

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

75

доходности. По данным отчета, выпущенного ABARUS Market Research, один деловой турист тратит в 3-4 раза больше, чем турист, выезжающий на отдых, и в 11 раз больше активных туристов, путешествующих по миру с рюкзаками [5].

Деловой туризм является неотъемлемой частью международной торговли и, по оценкам, одна треть мировой торговли за последние десятилетия была обусловлена именно международными деловыми поездками [6], а, по оценкам экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет 20%. При этом от 55 до 60 % мест в отелях по всему миру заполняется за счет «деловых туристов». В общей структуре мирового бизнес-туризма преобладают индивидуальные деловые поездки (70,8 %), далее идут участие в конференциях и конгрессах (12,6 %), посещение выставок (10,9 %). Деловой туризм дает в бюджет крупных городов в целом в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо иных массовых мероприятий [7].

В мире ежегодно происходит около 100 млн бизнес-поездок, по их количеству мировым лидером является Европа. Наиболее популярны поездки на конференции, конгрессы, выставки. Статистические данные свидетельствуют: в Европе странами - лидерами делового туризма являются Германия, Испания, Франция и Италия, в Азии - Таиланд, Турция, Сингапур, Индонезия и Китай, а также США и Канада. Среди стран Европы активно принимают бизнес-туристов также Великобритания, Нидерланды, Швеция, Швейцария и Бельгия [8]. В РФ ведущими центрами развития делового туризма являются Москва и Санкт-Петербург.

Основной проблемой для развития туризма в России после ее вступления в ВТО российские и зарубежные эксперты называют приход транснациональных корпораций на российский туристский рынок. Предоставлением более качественных и менее дорогостоящих услуг они имеют возможность вытеснить национальных туроператоров, ориентированных в большинстве на выездной туризм. Эксперты сходятся во мнении, что отечественные туроператоры, не выдержав конкуренции, будут вынуждены либо уйти с рынка, либо превратиться в младших партнеров или агентов транснациональных корпораций. Особенность и сложность данной проблемы заключается в невозможности противостоять их приходу, действуя в рамках соглашений, подписанных с ВТО. Если государство не зафиксировало ограничений доступа на рынок в перечне специфических обязательств, то оно не может их применять.

Ярким примером прихода транснациональной корпорации является немецкий концерн TUI (Touristic Union International), который пришел на российский рынок в 2004 г. С 2011 г. концерн начал активно приобретать контроль над большим количеством крупных российских туроператоров, таких как VKO Group (к середине 2011 г. TUI получил 100% компании) [9].

В контексте делового туризма особый интерес представляет развитие въездного туризма. Высока вероятность того, что иностранные компании, после прихода на российский рынок, не будут развивать новые направления,

76

Теория и технологии сферы услуг

а начнут конкурировать с отечественными компаниями за уже известные, такие как Москва, Санкт-Петербург, Сочи. С другой стороны, проблема поглощения туристского рынка транснациональными корпорациями может иметь положительный эффект, так как иностранным корпорациям будет необходимо инвестировать средства в развитие инфраструктуры российского туризма, в целом, и делового туризма, в частности, без чего национальный рынок не может существовать. А это, в свою очередь, сможет послужить стимулом для привлечения клиентов этих корпораций в Россию, где на данный момент большей популярностью пользуется выездной туризм, способствующий не только спаду привлекательности и конкурентоспособности российского продукта, но и оттоку капитала за границу.

Для того чтобы увеличить туристский поток в Россию, а также для того чтобы отечественные компании могли успешно конкурировать с иностранными фирмами на рынке услуг, в целом необходимо:

1. Создавать и реализовывать программы с государственным участием по продвижению отечественных дестинаций на мировые рынки туристских услуг с дифференциаций по приоритетным видам туризма.

2. Расширить представительство российских компаний и регионов на международных туристских выставках за рубежом с целью рекламы туристского потенциала страны не только на внутреннем, но и на международном рынках.

3. Продолжить политику облегчения визового режима в отношении государств, которые не представляют миграционной опасности, в основном с развитыми странами; развивать программы безвизового посещения страны на ограниченное время, особенно для деловых туристов, прибывающих на международные выставки и конгрессы.

И в этом направлении развитие международной торговли на рынке туристских услуг непосредственно связано с выставочным бизнесом, который относится собственно к деловому туризму. Рост активности международной торговли предъявляет дополнительный спрос на выставочноярмарочные услуги, которые являются важным инструментом продвижения товаров и услуг на внешние рынки.

Вместе с тем в новых условиях повышается вероятность усиления конкуренции со стороны мировых лидеров отрасли и, как следствие, повышение требований к качеству услуг и продуктов. Следует отметить, что в условиях вступления в ВТО сохраняется возможность государственной поддержки отрасли: правила ВТО не запрещают государственного

субсидирования выставочной деятельности, что позволяет участникам ВТО проводить соответствующие программы при условии, что они не направлены на импортозамещение или прямую поддержку экспортеров.

В контексте международной торговли услугами делового туризма выставочная деятельность позволяет:

- продвигать на международные рынки национальные товары, в том числе туристские услуги (используется потенциал международных

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

77

туристских выставок, например, такой, как Международная туристская выставка «ITB», ежегодно проходящая в Берлине);

- обеспечить возможность встречи «лицом к лицу» с деловыми партнерами и потенциальными клиентами (в ходе выставок проходит значительное число конгрессов и форумов, например, в ходе выставки INWETEX-CIS Travel Market - 2014 г. прошли Петербургский туристский форум, «Туристское притяжение» регионов России, MICE-конференции, Петербургский гостиничный форум);

- осуществить заключение коммерческих сделок, привлечь инвестиции и обеспечить выход на новые рынки сбыта (на ХУ! Петербургском экономическом форуме 2012 г. было подписано 84 соглашения на сумму более чем 360 млрд руб., в том числе четыре кредитных соглашения на сумму 164,4 млрд руб. [10];

- познакомиться с товарной номенклатурой, новыми технологиями и мировыми достижениями, что способствует развитию инновационной активности.

Ежегодно распоряжением Правительства РФ утверждается перечень выставок и ярмарок за рубежом, на которых планируется организовать российские экспозиции, частично финансируемые за счет средств федерального бюджета. В него включается 20-25 международных многопрофильных и специализированных выставок и ярмарок. Этим же документом определяется объем финансирования подготовки и обеспечения участия Российской Федерации во всемирных выставках ЭКСПО [11].

Составной частью делового туризма являются конгрессные мероприятия. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), в 2010 г. в мире было проведено 9 120 международных деловых событий, в 2011 г. - 10 070 мероприятий, в 2012 г. - уже 11 1502. В первой пятерке стран - лидеров в 2012 г. по проведению на своей территории конгрессов и конференций, организуемых международными ассоциациями, находятся следующие страны, сохранившие свои позиции с 2010 г.:

- США - 833 мероприятия;

- Г ермания - 649 мероприятий;

- Испания - 550 мероприятий;

- Великобритания - 477 мероприятий;

- Франция - 469 мероприятий.

По количеству международных конгрессных мероприятий Россия, по данным ICCA за 2012 год, занимает 41-е место в мире, а по числу мероприятий среди городов Санкт-Петербург находится на 60-й позиции, Москва - на 72- й [11].

Вступление России во Всемирную торговую организацию оказывает заметное положительное влияние на сферу туризма в целом и делового туризма в частности. Либерализация торговли услугами должна способствовать увеличению количества туристских прибытий в страну, повышению качества услуг за счет роста конкуренции, снижению цен на туристские и сопутствующие услуги, что могло бы способствовать притоку

78

Теория и технологии сферы услуг

иностранных потребителей и производителей услуг. С другой стороны, в настоящий момент развитие рынка туристских услуг в России происходит почти исключительно в направлении выездного туризма, что негативно сказывается на туристском потенциале страны. Изменить эту ситуацию можно используя новые подходы к организации туристской деятельности, а также за счет развития наиболее популярных и доходных видов туризма, в частности, делового.

Вступлением в ВТО РФ обеспечила себе развитие инноваций в туристской сфере, что включает изменение и создание концептуально нового продукта, который будет не только соответствовать международным требованиям, но сможет конкурировать в борьбе за потребителя с массовыми направлениями зарубежного туризма. Важнейшим аспектом в развитии новых популярных отечественных дестинаций является создание новой конгрессно-выставочной инфраструктуры, использование инновационных технологий в выставочном бизнесе, что является объективным фактором интереса деловых туристов к стране в целом и к отдельным регионам. Использование маркетинговых коммуникаций с привлечением ресурсов государства путем создания комплексных и качественных программ продвижения нашей страны на международные рынки создает благоприятный инвестиционный климат, привлекая партнеров и улучшая имидж страны в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. International Trade Statistics Yearbook. Volume I. Trade by Country. United Nations, 2013.

2. Карпова Г.А., Хорева Л.В., Васина Е.В. Туристское потребление как перспективная основа развития международной торговли услугами // Вестник СГУТиКД. 2011. № 1 (15).

3. 3.Генеральное соглашение по торговле услугами. URL:

http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (дата обращения 19.06.2014).

4. Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года. URL:

http://провэд.рф/analytics/research/7035-turizm.html (дата обращения 19.06.2014).

5. Один деловой турист расходует в 11 раз больше активных туристов. URL: http://www.adme .ru/abarus-market-research/(дата обращения 19.06.2014).

6. Special research: business travel research. The World Travel & Tourism Council 2011 (дата обращения 29.05.2014).

7. Business travel укрепляет позиции: цифры и факты.[Электронный ресурс]. URL: http: //tourism .gov .tm/ru/publications -ru/371-2014-06-28-14-48-15 (дата обращения 03.07.2014)..

8. Елизаров А.Н. Тенденции устойчивого развития мирового рынка делового туризма // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2013. № 3(35). URL: http://region.mcnip.ru. (дата обращения 29.05.2014).

9. Данные Пресс-офиса TUI Russia &CIS. URL: http://www.tui.ru/(дата обращения 19.06.2014).

10. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - цифры и факты // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20130620/943835133.html#ixzz3I2YH1pMw (дата обращения: 17.06.2014).

11. Аналитические материалы для Парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации по вопросу «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки». М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.