Научная статья на тему 'Цифровые водяные знаки, как способ защиты произведений мультимедиа'

Цифровые водяные знаки, как способ защиты произведений мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4286
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые водяные знаки, как способ защиты произведений мультимедиа»

М.И. Демидова

ЦИФРОВЫЕ ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ, КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

МУЛЬТИМЕДИА

Развитие информационных технологий привело к широкому использованию цифровых фотографий, DVD фильмов, музыки в формате mp3. К сожалению, большинство произведений мультимедиа и входящих в него результатов интеллектуально деятельности используются в цифровых сетях с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Произведения мультимедиа имеют особый правовой режим. Они представляют собой соединенные в единый объект несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (в него могут входить и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности) и является самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности. Значит помимо непосредственных прав создателя произведения мультимедиа, нужно всегда учитывать права авторов произведений, которые входят в состав мультимедиа. Они также имеют права на указание своего имени в произведении.

Ст. 1240 ГК также выделяет лицо, организовавшее создание произведения мультимедиа (кинокомпания, телестудия, продюсер, театр и др.). Деятельность организатора не считается творческой и права авторства на сложный объект он не имеет, но приобретает помимо исключительного права на произведение, право на указание своего имени или наименования.

Особое значение технические средства защиты приобретают при воспроизведении и распространении произведений в Интернете. Когда автор выкладывает результат своей творческой деятельности в сеть Интернет, произведение считается доведенным до всеобщего сведения. Т.е. автор осуществляет закрепленное за ним пп. 11 п. 2 статьи 1270 ГК РФ исключительное право использования своего произведения. При этом любое лицо может с этого момента получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Однако часто в Интернете объекты авторского права размещаются без согласия автора и даже без его ведома.

Для предотвращения таких случаев произведения мультимедиа можно обеспечить техническими средствами защиты перед их использованием в Интернете или в иных телекоммуникационных сетях передачи данных.

Согласно ст. 1299 части 4 ГК РФ1 техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Отношения по использованию, применению технических средств защиты авторских прав также регулируются международно-правовыми актами. В частности, статья 11 Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года указывает, что страны, подписавшие настоящий Договор, вправе предусмотреть соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав, установленных упомянутым Договором или Бернской конвенцией3, и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом. Аналогичная норма содержится в статье 18 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года4.

Невозможно в одной статье осветить все эти технические средства защиты, поэтому рассмотрим только бурно развивающийся на сегодняшний день способ защиты произведений мультимедиа - цифровые водные знаки (digital watermarks).

Цифровой водяной знак (ЦВЗ) - это специальная метка, встраиваемая в цифровой контент с целью защиты авторских прав и подтверждения целостности самого документа. ЦВЗ можно встраивать в электронные документы любого типа. Наряду с различными изображениями (фотографиями, рисунками, отсканированными бумажными документами и т.д.) встречаются и аудиозаписи, несущие внутри себя ЦВЗ, и видео. Цифровой водяной знак активно используются при размещении уникальных фотографий, видео, аудиотреков в электронном виде в глобальной сети Интернет.

Чтобы компьютерный файл, представляющий собой произведение мультимедиа, не мог быть изменен без ведома автора, чтобы он содержал всю необходимую информацию о правомерном использовании, применяются цифровые водяные знаки. Если произведение подвергается какому-то изменению, то вместе с ним изменяется и цифровой водяной знак5. ЦВЗ получили свое название по аналогии с водяными знаками, применяемыми в денежных банкнотах и других ценных бумагах. Цифровые водяные знаки делятся на два типа - видимые и невидимые.

Видимый водяной знак представляет собой нечто видимое - как правило, это подпись автора и (или) его логотип. Такие водяные знаки показывают, что данное изображение принадлежит конкретному автору или компании.6 Согласно ст. 1265 ГК РФ автор продукта мультимедиа имеет право любым способом указывать в созданном им произведении свое подлинное имя или псевдоним. Получается, что за счет цифрового водяного знака может реализовываться это право.

Однако видимые ЦВЗ довольно просто удалить или заменить. Согласно ст. 1300 ГК РФ любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя признается информацией об авторском праве. Удаление или изменение без разрешения автора такой информации запрещается. В случае нарушения этих положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

В силу того что обработка любых изображений в среде общедоступных графических пакетов не представляет особого труда, изображения с печатными водяными знаками никогда не принимаются в качестве вещественного доказательства. Таким образом, печатный водяной знак не может считаться юридическим доказательством авторского права на изображение, например, в суде. Если изображения были помечены только видимыми водяными знаками, то в случае подозрения в воровстве поиск оригинала в базах данных изображений для определения владельца авторского права - тяжелая и очень дорогостоящая задача.

В то же время исследование изображения с цифровым водяным знаком на наличие авторства - минутное дело. Для этого достаточно запустить специальную программу, и провести идентификацию на предмет наличия конкретного идентификационного номера. Программа практически мгновенно подтвердит авторство или сообщит о том, что изображение не было идентифицировано как принадлежащее конкретному автору.7

Интересный судебный прецедент, связанный с использованием ЦВЗ имел место в Санкт-Петербурге. Истец изготовил макеты коробок для конфет. По данным макетам были изготовлены и выпущены соответствующие изделия, но никаких договоров с истцом на этот счет заключено не было, в связи с чем истцом был подан иск о нарушении авторских прав. При рассмотрении спора ответчик усомнился в авторстве истца, на что истец попросил суд и представителей ответчика ознакомиться посредством увеличительной лупы с представленными ответчиком макетами коробок конфет. В результате указанных действий на данных объектах удалось разглядеть сведения об авторе произведения, размещенные посредством специального программного обеспечения при изготовлении графических файлов макета8.

Сейчас у производителей цифровых фото- и видеокамер появилась возможность встраивать в свою продукцию записи в заголовочные секторы видео- и фотофайлов серийного номера камеры, даты съемки и пр. Эта информация помогает истинным

авторам выигрывать судебные процессы против неправомерного использования созданных ими материалов. Следующим шагом производителей камер может стать встраивание ЦВЗ в снимаемые материалы на лету9.

Невидимые ЦВЗ представляют собой встраиваемые в компьютерные файлы вставки, не воспринимаемые человеческим глазом или ухом.

Как упоминалось выше, применение цифрового водяного знака возможно и к музыкальному составляющему произведений мультимедиа. Ученые разработали программу, в которой объединили технологию цифровых водяных знаков с мониторингом клиентов в сетях файлообмена. Эта программа может предупреждать пользователя еще до того, как он загрузит файл, что это нелегальная копия. Создатели утверждают, что цифровые водяные знаки сохраняются при перезаписи на аналоговые устройства, например, при записи на микрофон и обратной оцифровке звука. Взломать же электронный водяной знак тяжело - для этого нужны знания о том, как в принципе функционирует данная система10.

Также сейчас появляются новая технология защиты видеоконтента от пиратского распространения в интернете. Система помещает скрытые водяные знаки в картинку и в дальнейшем при помощи этих знаков можно отследить пути распространения пиратского видео. Новая разработка позволяет помещать высокодетализированные электронные сигналы прямо в картинку фильма или любого другого визуального произведения. Сигналы невидимы для человеческого глаза, но фиксируются техническими средствами.

Разработчики говорят, что если кто-либо копирует фильм на видеокамеру, сидя в кинотеатре или перед телевизором, то его оборудование обязательно зафиксирует сигналы. В дальнейшем при помощи поискового оборудования правообладатели смогут в автоматическом режиме начать поиск файлов, которые будут проверены на наличие водяных знаков. В совместном заявлении компаний-разработчиков говорится, что сигналы в чистом виде оптические и различные манипуляции с сигналом, например "резка" видео, перекодировка в более низком качестве ничего не даст. С технической точки зрения правообладатели смогут встраивать разные "водяные знаки" в разные копии фильмов, например, копия фильма, идущая в одном кинотеатре будет обладать одними, а в другом - другими11.

Таким образом цифровые водяные знаки выступают не только как способ указания имя автора, но и как дополнительный способ защиты произведений мультимедиа от незаконного использования.

Согласно п. 2 ст. 1299 ГК РФ законодатель запрещает совершение каких-либо действий, направленных на снятие ограничений доступа к произведениям, введенных с помощью технических средств защиты авторских прав.

В отношении произведений не допускается:

- устранение ограничений использования произведения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав. При наличии согласия автора или иного правообладателя на снятие данных ограничений, указанные действия не будут рассматриваться как нарушение исключительных прав.

- использование любого технического средства в целях получения прибыли, либо оказания соответствующих услуг.

Нарушитель по п.3 ст. 1299 ГК РФ (независимо от своей ответственности как нарушитель авторских прав, если он таковым является) обязан возместить убытки правообладателя, вызванные тем, что нарушитель и третьи лица получили доступ к произведению и использовали его. Вместо убытков правообладатель может потребовать выплаты нарушителем компенсации, предусмотренной ст. 1301 ГК РФ.

Основная трудность в том, кто будет отвечать перед правовладельцем в случае нарушения закона в цифровой сети. Многие нарушители остаются безнаказанными из-за отсутствия правовых норм в российском законодательстве, которые бы учитывали особенности распространения авторских произведений в сети Интернет. Цифровые

водяные знаки, как раз и позволяют обнаружить нарушителей авторских прав, определять конечных пользователей сети, которые совершили такое правонарушение. Это несомненный плюс, потому что ранее не существовало подобных технологий.

Но по данному вопросу существуют и другие мнения. Дмитрик Н.А. несмотря на закрепленный в национальном законодательстве и некоторых международных соглашениях принцип технологической нейтральности считает, что сами по себе информационные технологии не нейтральны для права. Во многих случаях использование таких средств нарушает личные неимущественные права пользователей, поскольку дает возможность контролировать каждое использование произведений авторского права.12

Представляется, что технические средства защиты авторских прав надо рассматривать не как ограничения прав отдельных пользователей, а как дополнительные к правовым средства защиты технического характера, обеспечивающие вспомогательную охрану исключительных прав совместно с основными способами защиты, предусмотренными статьей 1250 ГК РФ.

Таким образом, цифровые водяные знаки являются законными эффективными средствами защиты авторских прав на произведения мультимедиа. На сегодняшний день это один из основных способов предотвращения нарушений авторских прав в Интернете или в иных телекоммуникационных сетях передачи данных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-Ф3 Часть четвертая // СПС Гарант. 4 марта 2008 г.

2 Договор ВОИС по авторскому праву, Женева, 20 декабря 1996 г. // СПС Гарант. 3 марта

2008г.

3 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // СПС Гарант. 3 марта 2008г.

4Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, Женева, 20 декабря 1996 г. // СПС Гарант. 3 марта 2008г.

5 Техника "водяных знаков" // http://www.bnti.ru/showart.asp?lvl=&aid=199

6 Водяной знак для фотографии. С. Шляхтина, Компьютер Пресс №1 2005.

7 Мордвинов В.А. Начинающему фотохудожнику перед дебютом в INTERNET // http://www.russianlaw.net/law/doc/a71 .htm

8 Наумов В. Виды доказательств в российских интернет-спорах, "эж-ЮРИСТ", N 29, июль 2003 г.

9 «Цифровые водяные знаки - новые методы защиты информации» Ю. Мельников, А. Теренин, В. Погуляев. PC Week live, №48, декабрь 2007.

10 "Водяные знаки" на МР3-файлах, Платонов А. Магия ПК, январь 2006 г. № 4.

11Водяные знаки будут защищать видеопродукцию от пиратов. ИА "Клерк.Ру". //

http : //www. klerk. ru/articles/94737

12И.Л. Бачило, А.В. Туликов. "Конференции по проблемам информационного права". "Информационное право", 2006, N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.