Научная статья на тему 'Ценностный подход к пониманию феномена «Патриотизм»'

Ценностный подход к пониманию феномена «Патриотизм» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / общество / патриотизм / ценности / morality / society / patriotism / values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лимонцева Галина Викторовна

На основе исторического анализа и современного состояния проблемы в статье сформулировано определение понятия «патриотизм» как психологического феномена, отличающееся тем, что базируется на ценностном подходе, позволяющем отнести патриотизм к основополагающим нравственным ценностям, которые в современной действительности выступают в качестве культурных образцов (эталонов, идеалов), обеспечивающих эффективное продвижение России на пути социально-экономической модернизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE APPROACH TO UNDERSTANDING OF A PHENOMENON OF "PATRIOTISM"

On the basis of the historical analysis and the current state of a problem in article definition of the concept "patriotism" as psychological phenomenon, differing in what is based on the valuable approach allowing to refer patriotism to fundamental moral values which in modern reality act as the cultural samples (standards, ideals) providing effective advance of Russia on the way of social and economic modernization of society is formulated.

Текст научной работы на тему «Ценностный подход к пониманию феномена «Патриотизм»»

УДК 159.9

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА

«ПАТРИОТИЗМ»

Лимонцева Галина Викторовна.

г. Воркута, педагог-психолог, shavliuga@mail.ru.

Аннотация. На основе исторического анализа и современного состояния проблемы в статье сформулировано определение понятия «патриотизм» как психологического феномена, отличающееся тем, что базируется на ценностном подходе, позволяющем отнести патриотизм к основополагающим нравственным ценностям, которые в современной действительности выступают в качестве культурных образцов (эталонов, идеалов), обеспечивающих эффективное продвижение России на пути социально-экономической модернизации общества.

Ключевые слова: нравственность, общество, патриотизм, ценности.

VALUABLE APPROACH TO UNDERSTANDING OF A PHENOMENON OF

"PATRIOTISM"

Limontseva Galina Viktorovna.

Vorkuta, educational psychologist, shavliuga@mail.ru.

Abstract. On the basis of the historical analysis and the current state of a problem in article definition of the concept "patriotism" as psychological phenomenon, differing in what is based on the valuable approach allowing to refer patriotism to fundamental moral values which in modern reality act as the cultural samples (standards, ideals) providing effective advance of Russia on the way of social and economic modernization of society is formulated.

Key words: morality, society, patriotism, values.

На современном этапе развития общества патриотизм признается важнейшим условием самоидентификации личности, интеграции и консолидации российского общества, обеспечения преемственности в развитии культуры, сохранения национальных традиций и ценностей, возрождения исконно российских идеалов - духовности, нравственности, уважения семейных традиций.

В связи со значимостью роли патриотизма в жизни современного российского общества одной из приоритетных государственных задач является обеспечение устойчивого роста числа патриотически настроенных граждан, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, любящих свое Отечество, готовых защищать его интересы, направленных на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

Современному обществу, как отмечает В. В. Путин, необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме: «любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности, но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим» [10].

При безусловной актуальности данной задачи теоретический анализ литературы показал, что современное понимание патриотизма характеризуется разными подходами к его содержанию. Патриотизм рассматривается и как социальное чувство, и как мировоззренческая позиция, и как системно-функциональное свойство личности, как нравственная и социокультурная ценность общегосударственного уровня, как морально-нравственная установка. Отсутствие точного определения патриотизма как психологического феномена, вносит противоречивость и неясность в процесс воспитания граждан, направленный на формирование российского патриотического сознания и гражданской идентичности.

В целях расширения и уточнения представления о сущности российского патриотизма, на основе теоретического анализа литературы, выделены его особенные национальные черты, такие как гуманистическая направленность российской патриотической идеи, традиции, нравственность, справедливость, труд, единство, национальные интересы, соборность и общность. При этом следует особо подчеркнуть, что патриотизм является «добровольной и осознанной позицией, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития каждого человека и общества в целом» [4].

Анализ различных научных точек зрения в рассмотрении феномена патриотизма позволяет установить, что, несмотря на различия в подходах исследователей в разные исторические периоды, можно выделить неизменную сущность патриотизма, в основе которой лежат традиционные российские нравственные ценности: милосердие, взаимопомощь, гуманизм, уважение к старшим, идеалы семьи и труда, любовь к своему Отечеству, человеколюбие, справедливость, вера в добро, которые имеют определенную культурную привязанность и «выступают своеобразным культурно-историческим кодом, в соответствии с которым данная культура функционирует и развивается» [3].

На основании вышеизложенного, основополагающим для нашего исследования явилось обращение к нравственным ценностям как к фундаментальной основе патриотизма (Н.Н. Дубинина, С.М Климов, Н.В. Ипполитова, В.И Лутовинов, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.К. Быков, А.А. Герасимова, М. А. Ешев и др.).

Проблема нравственности, нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных качеств личности занимает значительное место в трудах отечественных ученых (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.Э. Чудновский и др.).

Нравственность рассматривается как системообразующее качество (основание) всей сферы индивидуальных потребностей и поступков субъекта. Нравственные ценности, воздействуя на личность, формируют ее ценностную

картину мира и тем самым определяют поведение и деятельность человека в социуме [1,5]. Б.С. Братусь отмечает, что нравственное сознание, определенная нравственная позиция человека являются важнейшими внутренними психологическими характеристиками человека, поскольку целостно отражают многие основополагающие черты личности, включая социальную активность, направленность, отношение к другим людям, к себе, к Родине (Б.С.Братусь, 1985).

Согласно Б.Г. Ананьеву, нравственная регуляция поведения осуществляется, прежде всего, через систему ценностных ориентации личности (Б.Г. Ананьев, 1986).

В отечественной психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций разрабатывается через изучение и формирование системы ценностных отношений, мотивов деятельности и поведения, через анализ социокультурной деятельности в связи с саморазвитием и самореализацией личности, через изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, В.Я. Ядов, В.П. Тугаринов и др.).

Ценностные ориентации выступают содержательной стороной направленности личности, которая наряду с ценностными ориентациями включает желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрения. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда принимают решения и действуют. Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности [3, 9].

С. Г. Якобсон считает, что «система ценностей определяет содержание тех моральных проблем, которые человеку приходится решать» [11].

Н.И. Непомнящая под ценностью понимает психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой действительности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего «Я», в системе отношений с окружающими людьми [7].

Как верно отмечает Л.И. Божович, в условиях правильного воспитания усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Именно в этом случаях можно говорить о «высокоразвитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека, о высоком уровне и гармонической структуре его личности» [2].

С учетом вышеизложенного, можно заключить, что патриотизм включает всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, олицетворяющих любовь к своему Отечеству, преданность ему, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, которые являются составляющими нравственной основы личности. Как важнейшая нравственная основа личности, патриотизм характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в активной деятельности на благо Отечества [6,8].

Данный подход позволил определить патриотизм как фундаментальную нравственную ценность, которая обусловливает ценностно-ориентационную

систему личности, иерархию ее базовых потребностей, убеждений, мировоззрения, устойчивых мотивов поведения и является важнейшим компонентом направленности личности. Предложенное понимание патриотизма дает возможность целенаправленно воздействовать на процесс становления и развития патриотического сознания современных молодых людей.

Библиографический список:

1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1980. - № 2. - С. 52-66.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.

3. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход / Н. А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -522 с.

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 25.02.2019).

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 352 с

6. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию Научно-исследовательская работа. - М.: Армпресс, 2006. - 69 с.

7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1992. -160 с.

8. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» - М.: АСТраст, 2009. - 240 с.

9. Почебут Л.Г. Ценности в жизни людей / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис // Социальная психология. - СПб. Питер, 2010. - 672 с.

10. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. - 2012. -23 января.

11. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / С.Г. Якобсон. - Наука // Психология формирования и развития личности / Ред. Л.И. Анцыферова. - Москва: Наука, 1981. - С. 320-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.