Научная статья на тему 'Формирование гражданственности и патриотизма в процессе социального развития личности'

Формирование гражданственности и патриотизма в процессе социального развития личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / THE PERSON / PATRIOTISM / CIVILISATION / EDUCATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ключенко А. Н.

Анализируются проблемы гражданственности и патриотизма, разные подходы к трактовке понятий, структура, компоненты и основные критерии, характеризующие результативность воспитательной работы по патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVILIZATION AND PATRIOTISM IN THE COURSE OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE PERSON

In article the author presents the analysis of a problem of civilisation and patriotism; various approaches to treatment of concepts, structure, components and the basic criteria characterising productivity of educational work on patriotic education are analysed.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности и патриотизма в процессе социального развития личности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

проектов в плане его совершенствования, введения дополнительных видов экспертиз и обслуживаемой этим институтом право- и законотворческой, правоприменительной и управленческой деятельности.

Литература

1. Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // Журнал рос. права. 2001. № 6. С. 51—55.

2. Берков В.Ф. Логические экспертизы нормативных правовых актов // Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь: мат-лы науч.-практ. конф., Минск, 21 дек. 2000 г. Мн, 2001. С. 111—114.

3. БодакА.Н. Основные направления совершенствования правотворческой деятельности в Республике Беларусь // Эффективная нормотворческая деятельность — условие обеспечения прав и свобод граждан : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15—16 мая 2007 г. Мн, 2007.

4. Бошно С.В. Правотворчество: путь от источника к форме права : лекции // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: 2002. С. 50.

5. Голованов В.Г.Законодательство Республики Беларусь, состояние, проблемы и перспективы развития // Эффективная нормотворческая деятельность — условие обеспечения прав и свобод граждан: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15—16 мая 2007 г. Мн, 2007. С. 10.

6. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии : учебник. М., 1996. С. 16—28.

7. Кибак И.А. О необходимости подготовки закона Республики Беларусь «Об основах экспертной деятельности в Республике Беларусь» // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование : мат-лы межвузов. науч.-практ. конф., Минск, 28 марта 2002 г. Мн, 2002.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

8. Колдин В.Я. Экспертиза и права // Законодательство. 1999. № 9. С. 69—82.

9. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

10. Литвак М.Е. Профессия — психолог. Ростов н/Д, 1999. С. 184.

11. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов // Рос. юстиция. 1998. № 1.

12. Оношко М.Г. Юридическая экспертиза проекта нор-мотворческого акта в нормотворческом процессе // Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь: мат-лы науч.-практ. конф., Минск, 21 дек. 2000 г. Мн, 2001.

13. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 130.

14. Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психол. журнал. 1983. № 4. С. 109.

15. Сидельников Ю.В. Экспертиза сегодня и завтра. М., 1997.

16. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 285.

17. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. М., 1991. № 1.

18. Столяренко А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психол. журнал. 1988. № 5. С. 77.

19. Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: Идеология. Методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Жукова [и др.]: 2-е изд., испр. М., 1996.

20. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учеб. пособие. М., 1997. С. 4.

21. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А.М. Столяренко [и др.]. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 61.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

А.Н. КЛЮЧЕНКО,

преподаватель Ставропольского государственного университета 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

artemenko1003@yandex.ru

Аннотация. Анализируются проблемы гражданственности и патриотизма, разные подходы к трактовке понятий, структура, компоненты и основные критерии, характеризующие результативность воспитательной работы по патриотическому воспитанию. Ключевые слова: личность, патриотизм, гражданственность, воспитание, формирование.

FORMATION OF CIVILIZATION AND PATRIOTISM IN THE COURSE OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE PERSON

A.N. KLJUCHENKO,

the teacher Stavropol the state university

nEflArOrMHEOKME^^^_ ^^ M^nCMXOTOrMHECKME^HAyKM

The summary. In article the author presents the analysis of a problem of civilisation and patriotism; various approaches to treatment of concepts, structure, components and the basic criteria characterising productivity of educational work on patriotic education are analysed. Key words: the person, patriotism, civilisation, education, formation.

Патриотизм и гражданственность связаны с нравственностью, духовностью людей, они как бы являются структурным их содержанием. На становление духовности, патриотических чувств непосредственное влияние оказывают ментальность того или иного народа. Верно подмечено А.А. Козловым мысль о том, что патриотизм — это феномен нравственной самоидентификации того или иного народа, т.е., если не будет у человека духовности, не будет у него и патриотизма.

Формирование гражданственности и патриотизма как ценности возможно при комплексном подходе к организации образовательного пространства как интерактивной среды, сформированной вокруг какой-либо единой идеи. Такая среда является совокупностью благоприятных условий, стимулирующих мотивацию к патриотически направленной деятельности студентов, которые одновременно являются ее участниками, инициаторами, организаторами и пропагандистами.

Формирование черт патриотичной личности связано с долговременным процессом социализированного развития у личности комплекса положительных психосоциальных качеств на основе акцентуализа-ции в сознании духовно-нравственных и историко-культурных составляющих позитивного эмоционального и мировоззренческого отношения к Родине. Патриотизм предполагает единство духовной основы личности с прошлым и культурой своей страны, готовностью участвовать в решении встающих перед обществом проблем.

В социально-психологическом феномене патриотизма условно можно выделить три уровня: потреб-ностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный и волевой (И.Ф. Харламов, В.П. Горленко).

Выделение эмоционально-чувственного элемента в патриотизме личности связано с формированием социальных чувств. Интеллектуальная сторона воспитания гражданственности и патриотизма связана с ориентацией личности на нравственно-правовые ценности. Эмоционально-волевой компонент — один из важнейших, обеспечивающих единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма. Нравственные чувства выступают как переживания личности исходя из ее отношения к действительности, социуму. Эмоционально-волевой компонент непосредственно связан с гражданственностью и патриотизмом. Действенный компонент позволяет приобрести опыт отношений и ценностных ориен-таций. Формирование гражданственно-патриотической направленности личности связано с развитием направленности мотивационно-потребностной и мо-тивационно-деятельностной сферы.

В современных условиях для эффективного управления системой патриотического воспитания необходимо комплексное взаимодействие уровней государственной организации с их структурами. На федеральном уровне такой структурой является Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; в министерствах — координационные советы по патриотическому воспитанию; в органах исполнительной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления — региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию.

Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает в себя целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Ю.П. Квятковский отмечает, что среди основных критериев, характеризующих результаты воспитания, в том числе работы по патриотическому воспитанию, выделяются: во-первых, критерий, в котором центральное место занимает патриотическое сознание, включающее в себя разные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.); во-вторых, деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.

Многообразие социальных факторов, оказывающих влияние на формирование патриотизма и гражданственности, можно отразить в следующей иерархической последовательности:

$ макрофакторы, в структуру которых входит государство, страна, общество;

$ мезофакторы — национальность, средства массовой информации, город или село и др.; $ микрофакторы — семья, друзья, школа, образовательное учреждение, религиозная община и т.д.

Формирование личности с чертами гражданственности и патриотизма возможно в случае, если в единстве будут взаимодействовать все социальные институты нашего общества.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности : учебник. М., 1990.

2. Будущее России в молодежном сознании: Опыт со-циолого-философского анализа / под ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. СПб., 2003.

3. Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи. Ставрополь, 1997.

4. Гражданское образование: формирование актив-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной жизненной позиции. М., 2001.

5. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 76—79.

6. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. М., 1999.

7. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. М., 1997.

8. Соловьев В.С. Право и нравственность. М., 2001.

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

А.Ю. НАЛИВАЛКИН,

аспирант Российской международной академии туризма 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

nalivalkin-alexey@yandex.ru

Аннотация. На примере экономически развитых стран анализируется механизм внутрифирменного повышения квалификации персонала, позволяющий разумно организовать внутрифирменный рынок труда, на основе интегрирования программ обучения, переобучения и повышения квалификации. При этом повышается интеллектуальный капитал фирмы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, компетенции персонала, внутрифирменное повышение квалификации персонала, самообразование, внутренний рынок труда.

THE INTRAFIRM EDUCATION IN ECONOMIC DEVELOPED COUNTRIES

A.Y. NALIVALKIN,

post-graduate student of Russian International Academy of Tourism

The summary. In the article, mechanism of improving professional skills of the personnel is analysed on the example of the economic developed countries. Such approach allows to organize sensibly the firm labour market on the base of integration of education programs, conversion trainings and improving professional skills. Moreover, intellectual capital of the company increases.

Key words: Professional education, competencies of the personnel, improving professional skills of the personnel, self-education, home labour market.

В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это обусловливает необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в новых формах. С ростом технического прогресса знания быстро устаревают, и зачастую в трудовой деятельности уже нельзя использовать только те знания, навыки и умения, которые были получены в образовательном учреждении. Опыт работы многих компаний свидетельствует о том, что внедрение инновационных технологий не имеет смысла без предварительного переобучения персонала, требующего крупных капиталовложений. Компании зачастую не заинтересованы во внедрение новых технологий и непрерывном повышении квалификации своих сотрудников. Более выгодно экспортировать сырье, нежели высокотехнологичный продукт.

Это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики. Так, за I квартал 2009 г. было экспортировано сырой нефти 60 533 595,4 т, а нефтепродуктов — 31 290 057,8 т.

Проблема инноваций сегодня становится как никогда острой. Президент РФ Д.А. Медведев указывает на то, что наша страна начала модернизацию экономики, технологическое перевооружение, стала внедрять новые технологии. Пока мы сделали совсем мало. И если говорить предельно прямо, то в этом смысле мы очень рассчитываем на опыт и партнерство с ведущими экономиками мира.

Важную роль в решении этой проблемы должно сыграть внутрифирменное повышение квалификации кадров, основные задачи которого состоят в: $ обеспечении эффективного выполнения планов и программ социально-экономического и научно-технического развития компании;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.