Научная статья на тему 'Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми'

Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PERSONAL ATTITUDE TO CHILDREN / PERSONAL ORIENTATION / VALUE ORIENTATION OF TEACHERS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Надежда Витальевна

Представлено описание результатов эмпирического исследования ценностного своеобразия социальнопсихологического взаимодействия при различном характере личностного отношения педагогов к детям. Изучается роль ценностно-смыслового компонента в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы внутренние содержательные связи социально-психологического взаимодействия, раскрыто содержание понятия «направленность личности», определяющего все стороны социально-психологического взаимодействия. Выявлена роль личностного отношения к детям в анализе ценностных компонентов социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Надежда Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECTS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL INTERACTION OF TEACHERS WITH CHILDREN

Examines the role of axiological component of professional activity, which prevents the stereotyping of educational situations, promotes the development of flexibility and creativity of the teacher, willingness of the teacher to independent goal setting and planning. Analyzes the internal communication of meaningful socio-psychological interaction, the concept of “personal orientation” that defines all aspects of socio-psychological interaction. Reveals the role of personal relationships to the children in the analysis of the value of components of socio-psychological interaction of teachers with children. According to empirical research, teachers’ positive attitude towards children is important to the happiness of others. Such teachers focuse on ethical values, values communication and values acceptance of others, showing interest in joint activities, strive to maintain good relationships with work colleagues. Teachers with negative attitude to children are characterized by the distinctive business orientation, willingness to cooperate with the team, focus on business values, ethical values and values of self-affirmation.

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 159.9:316.6

Н. В. Скрипкина

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

Представлено описание результатов эмпирического исследования ценностного своеобразия социально-психологического взаимодействия при различном характере личностного отношения педагогов к детям. Изучается роль ценностно-смыслового компонента в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы внутренние содержательные связи социально-психологического взаимодействия, раскрыто содержание понятия «направленность личности», определяющего все стороны социально-психологического взаимодействия. Выявлена роль личностного отношения к детям в анализе ценностных компонентов социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми.

Ключевые слова: личностное отношение к детям, направленность личности, ценностные ориентации педагогов, социально-психологическое взаимодействие.

Ценностно-смысловой компонент профессиональной деятельности предупреждает стереотипное восприятие образовательных ситуаций, способствует развитию гибкости и креативности педагога, его готовности к самостоятельному целеполаганию и планированию, рациональному использованию различных стратегий собственной педагогической деятельности [1, с. 55]. Ценностный компонент педагогической деятельности предполагает осознание педагогом социальной и личной значимости своей профессии, оптимальное решение профессиональных задач в процессе эффективного взаимодействия со всеми субъектами деятельности.

Социально-психологическое взаимодействие педагогов с детьми является особым видом социального взаимодействия в процессе совместной образовательно-воспитательной деятельности, раскрытие характеристик которого возможно только «с учетом внутренних содержательных связей» [2, с. 81].

Для характеристики этих связей необходимо обратиться к понятию «направленность личности», которая определяет все стороны социально-психологического взаимодействия и проявляется в ценностных ориентациях личности [2, с. 82].

Г. М. Андреева считает, что понятие «направленность личности» нужно рассматривать как од-нопорядковое с понятием социальной установки, так как направленность личности - это предрасположенность личности действовать определенным образом в ситуациях жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций [3, с. 280].

В. Н. Мясищев объяснял направленность личности через отношение как систему временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами, которые до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях [4].

На почве положительного отношения возникает выборочная направленность педагогической деятельности, для характеристики которой важны следующие критерии: развитость эмоционального отношения, умение адаптировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями и строить процесс общения, сформированность профессионально значимых свойств (эмоциональной стабильности, искренности, доброты и т. п.) [5, с. 110].

По нашему мнению, при изучении ценностных составляющих социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми необходимо учитывать различный характер личностного отношения педагогов к детям, а также исследовать направленность личности, которая проявляется в ценностных ориентациях педагога, и направленность педагогической деятельности в целом. Исходя из этого предположения было проведено эмпирическое исследование ценностного своеобразия социально-психологического взаимодействия при различном характере личностного отношения педагогов к детям.

Исследование включило применение специально разработанного на базе семантического диффе-

ренциала теста СОУЛ (система оценочных установок личности), который получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, анализом социальных установок и личностных смыслов. Популярность метода можно объяснить тем, что исследователи получили возможность определять такие интимные процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе [6, с. 110-124].

Для изучения ценностно-мотивационной сферы педагогов использовали метод прямого ранжирования - методику «Ценностные ориентации» М. Ро-кича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Методика «Изучение направленности личности», разработанная чешскими психологами В. Сме-калом и М. Кучером, позволила определить направленность личности педагога: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу). Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

В исследовании приняли участие 304 педагога дошкольных учреждений и школ г. Челябинска. Все педагоги были приглашены для участия в исследовании на добровольной основе и осведомлены об использовании полученных данных только в целях проведения исследования.

Прежде всего проведенное исследование позволило выявить характер личностного отношения педагогов к детям (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика личностного отношения педагогов к детям (СОУЛ)

Группа испытуемых Количество испытуемых, абс. (%) Сумма

с положительным отношением к детям с негативным отношением к детям

Педагоги дошкольных образовательных учреждений (п1) 83 (54,9) 68 (45,1) 151

Педагоги школ (и2) 69 (45,1) 84 (54,9) 153

Далее исследование было направлено на изучение ценностно-мотивационной сферы педагогов

образовательных учреждений, ее сравнительного анализа у педагогов с положительным отношением к детям и педагогов, у которых зафиксировано негативное отношение к детям. Необходимость такого изучения продиктована тем, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности педагога и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Иерархия терминальных ценностей педагогов с положительным отношением к детям выглядит следующим образом:

1. Счастливая семейная жизнь и здоровье (физическое и психическое).

2. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

3. Наличие хороших и верных друзей.

4. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

5. Интересная работа.

6. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

7. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

8. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках).

9. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

10. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

11. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Иерархия терминальных ценностей педагогов с негативным отношением к детям выглядит следующим образом:

1. Здоровье (физическое и психическое).

2. Наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

3. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

4. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

5. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

6. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

7. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

8. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

9. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

10. Творчество (возможность творческой деятельности).

Согласно результатам исследования, значительные различия в системе ценностей у двух групп педагогов наблюдаются в иерархии ценности -счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) - 5,63.

Исследование терминальных ценностей дает представление о том, какие цели преследует педагог, к чему стремится, что является для него наиболее важным. Инструментальные ценности показывают, какой способ действия или какое качество личности позволит педагогу достичь этих целей. Поэтому далее представлен анализ содержания системы инструментальных ценностей педагогов с положительным отношением к детям и педагогов с негативным отношением к детям.

Так, педагогам с положительным отношением к детям достижению целей помогают такие качества личности, как ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостность (чувство юмора) и независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). А мотивирующим фактором в достижении поставленных целей являются такие качества, как чуткость (заботливость) и честность (правдивость, искренность).

Аналогичный анализ системы инструментальных ценностей у педагогов с негативным отношением к детям выявил приоритет таких качеств, как жизнерадостность (чувство юмора), аккуратность

(чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. Также для достижения целей эти педагоги считают необходимым наличие таких качеств, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). Таким образом, в группе инструментальных ценностей наблюдаются существенные различия в иерархии таких ценностей, как чуткость (заботливость), воспитанность и самоконтроль. Различия в среднем арифметическом ранге данных ценностей равны 5,59; 4,46 и 4,14 соответственно.

Исследование доминирующей направленности личности у педагогов образовательных учреждений показало следующее:

- у педагогов с положительным отношением к детям доминирующей направленностью личности является коллективистская направленность - направленность на взаимодействие (31,6), которая имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой педагог проявляет интерес к совместной деятельности;

- у педагогов с негативным отношением к детям доминирующей направленностью личности является деловая направленность - направленность на задачу (34,9), которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой педагог стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи (табл. 2).

Таблица 2

Среднее арифметическое значение направленности личности у педагогов двух групп

Направленность личности Отношение к детям /-критерий Р

положительное негативное

На себя 22,5 27,0 2,536 <0,05

На взаимодействие 31,6 25,9 2,874 <0,01

На задачу 28,1 34,9 2,953 <0,01

В целом проведенное исследование показало, во-первых, высокую значимость личностного отношения педагогов к детям как одной из ключевых характеристик содержания социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми. Данная характеристика стимулирует проявление ценностного компонента в профессиональной деятельности педагога.

Во-вторых, исследование позволило выявить некоторые различия в содержании ценностной системы педагогов с положительным и негативным отношением к детям. Согласно полученным данным, педагогам с положительным отношением к детям важно счастье других людей, а основой их отношений к другим людям является чуткость и заботливость. Их ценности ориентированы на этические ценности, ценности общения и ценности принятия других людей. Такой педагог проявляет интерес к совместной деятельности, а его поступки определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе.

Педагогам, у которых зафиксировано негативное отношение к детям, свойственна ориентация на ценности дела, этические ценности и ценности самоутверждения. Для них характерна деловая направленность, которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлече-

1. 2.

3.

4.

5.

6.

Скрипкина Н. В., преподаватель. Челябинский государственный университет.

Ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454003. E-mail: skripkina_nad@ mail.ru

ние процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой педагог стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Таким образом, в ходе анализа ценностной системы и доминирующей направленности личности педагогов выявлена некоторая закономерность, указывающая на существование определенной взаимосвязи специфики личностного отношения педагога к детям и его направленности, ценностных ориентаций в профессиональном взаимодействии и личной жизни.

Обобщение результатов исследования позволяет говорить о важности такой характеристики, как личностное отношение к детям, в анализе ценностных аспектов социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми.

Список литературы

Гаврилюк О. А., Волынкина С. В. Исследование ценностно-смыслового компонента профессиональной автономности преподавателей вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 53-57.

Новиков В. В., Мануйлов Г. М., Козлов В. В. Психологическое управление в кризисных социальных сообществах. М.: ГАЛА-Издательст-во, 2009. 436 с.

Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с. Мясищев В. Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1995. С. 273-285. Киян А. П. Психологическая готовность учителя к противостоянию манипуляциям в общении с подростками // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 110-115. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.

Материал поступил в редакцию 23.09.2015.

N. V Skripkina

VALUE ASPECTS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL INTERACTION OF TEACHERS WITH CHILDREN

Examines the role of axiological component of professional activity, which prevents the stereotyping of educational situations, promotes the development of flexibility and creativity of the teacher, willingness of the teacher to independent goal setting and planning. Analyzes the internal communication of meaningful socio-psychological interaction, the concept of "personal orientation" that defines all aspects of socio-psychological interaction. Reveals the role of personal relationships to the children in the analysis of the value of components of socio-psychological interaction of teachers with children. According to empirical research, teachers' positive attitude towards children is important to the happiness of others. Such teachers focuse on ethical values, values communication and values acceptance of others, showing interest in joint activities, strive to maintain good relationships with work colleagues. Teachers with negative attitude to children are characterized by the distinctive business orientation, willingness to cooperate with the team, focus on business values, ethical values and values of self-affirmation.

Key words: personal attitude to children, personal orientation, value orientation of teachers, socio-psychological interaction.

EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

References

1. Gavrilyuk O. A., Volynkina S. V. Issledovaniye tsennostno-smyslovogo komponenta professional'noy avtonomnosti propodavateley vuzov [Investigation of the axiological component of university teachers' professional autonomy]. Vestnik of Tomsk state pedagogical University - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 53-57 (in Russian).

2. Novikov V. V., Manuilov G. M., Kozlov V. V. Psikhologicheskoye upravleniye v krizisnykh sotsial'nykh soobshchestvakh [Psychological management in crisis social communities]. Moscow, GALA Publ., 2009. 436 p. (in Russian).

3. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik [Social psychology: Textbook for higher educational institutions]. Moscow, Aspect Press Publ., 2010. 363 p. (in Russian).

4. Myasishchev V. N. Sotsial'naya psikhologiya i psikhologiya otnosheniy [Social psychology and psychology of relations]. Problemyobshchestvennoy psikhologii [Problems of Social Psychology]. Moscow, Mysl' Publ., 1995. pp. 273-285 (in Russian).

5. Kiyan A. P. Psikhologicheskaya gotovnost' uchitelya k protivostoyaniyu manipulyatsiyam v obshchenii s podrostkami [Psychological availability of teacher to the confrontation of tampering in communicating with teenagers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 110-115 (in Russian).

6. Petrenko V. F. Psikhosemantikasoznaniya [Psychosemantics of consciousness]. Moscow, MGU Publ., 1988. 207 p. (in Russian).

Skripkina N. V.

Chelyabinsk State University.

Ul. Br. Kashirinykh, 129, Chelyabinsk, Russia, 454003.

E-mail: skripkina_nad@ mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.