Научная статья на тему 'Факторы подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей'

Факторы подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕЧЕВОМУ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ / TRAINING TEACHERS IN LANGUAGE AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ / SOCIO-CULTURAL / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / CULTURAL / СОЦИАЛЬНЫЕ / SOCIAL / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / PERSONAL PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова В.Н.

В статье рассматривается значение профессиональной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, характеризуются социокультурные факторы, актуализирующие проблемы теории и практики этой подготовки, и факторы, влияющие на ее результативность: общекультурные, социальные, личностно-психологические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF TRAINING TEACHERS TO DEVELOP CHILDRENS LANGUAGE AND SPEECH

FACTORS OF TRAINING TEACHERS TO DEVELOP CHILDRENS LANGUAGE AND SPEECH

Текст научной работы на тему «Факторы подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей»

ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕЧЕВОМУ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

FACTORS OF TRAINING TEACHERS TO DEVELOP CHILDREN'S LANGUAGE AND SPEECH

В. Н. Макарова

В статье рассматривается значение профессиональной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, характеризуются социокультурные факторы, актуализирующие проблемы теории и практики этой подготовки, и факторы, влияющие на ее результативность: общекультурные, социальные, личностно-психологические.

Ключевые слова: подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, профессиональная компетентность педагогов, факторы социокультурные, общекультурные, социальные, личностно-психологические.

V. N. Makarova

The author discusses the importance of teachers' professional training in language and speech development of children, characterizes socio-cultural factors actualizing the problems of theory and practice of this training, as well as the factors influencing its effectiveness: cultural, social, personal psychological factors.

Keywords: training teachers in language and speech development of children, professional competence of teachers, socio-cultural, cultural, social, personal psychological factors.

Формирование личности педагога, его профессиональной компетентности происходит в широком поле социального взаимодействия. Фактически все экономические, политические, социальные, культурные процессы в обществе оказывают влияние на становление специалиста.

Тот или иной жизненный фактор порождает эффект, независимо от нашей воли. Он является движущей силой процесса, явления. Порой фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса [1]. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить, изучить объективные обстоятельства, выбрать такие способы деятельности, которыми можно усилить или нейтрализовать влияние факторов на достижение поставленных целей. Так, например, активизируя тот или иной фактор профессиональной подготовки специалиста, можно превратить его в условие ее совершенствования.

Путем анализа научных исследований, современного состояния системы непрерывного профессионального образования, обобщения педагогического опыта нам удалось выявить совокупность факторов, определяющих необходимость совершенствования подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, как важных условий результативности этой подготовки.

Вначале обоснуем значение специальной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей (далее РЛРД).

В настоящее время названная подготовка не выделяется в отдельное направление, не определяет квалификацию выпускников учреждений педагогического образования. Тем не менее она обусловливает во многом эффективность всей педагогической деятельности, так как обеспечивает результативность взаимодействия педагогов с воспитанниками, их целенаправленного сопровождения

процесса усвоения ребенком родного языка, от степени владения которым напрямую зависит не только успешность учебной деятельности, но и интеллектуальное, нравственно-эстетическое развитие личности.

В педагогической науке и практике уже давно утвердилось мнение, что речевое развитие ребенка происходит всегда, когда есть речевое взаимодействие, то есть факт пользования речью в процессе общения взрослого с воспитанником. В любой ситуации педагогического общения взрослый, даже если он не ставит задачу развития речи, речевого воспитания, невольно влияет на процесс усвоения языка. Если педагог обладает должной речевой культурой, методической грамотностью, то и влияние его на речевое развитие детей будет позитивным. В противном случае оно может оказаться или нейтральным, или негативным. Это обстоятельство особенно очевидно применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, которые не в состоянии давать объективную, дифференцированную оценку обращенной к ним речи воспитателя, учителя. Она всегда воспринимается ими в качестве образца по содержанию и по форме.

Из вышесказанного следует, что важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование профессиональной компетентности в области РЛРД как такого уровня образованности педагога и сформированности его профессионально-личностных качеств, который позволяет находить оптимальные средства педагогического воздействия на речь воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей овладения родным языком, обеспечивать речевое и лингвистическое развитие детей в соответствии с требованиями образовательных стандартов и условиями социальной среды.

Считаем важным подчеркнуть, что необходимый минимум содержания подготовки к работе по РЛРД необхо-

димо включать в образовательную программу на всех ступенях, уровнях, профилях профессионального педагогического образования. Ведь педагог любой квалификации решает учебно-воспитательные задачи посредством педагогического общения, вступая во взаимодействие с ребенком, пользуясь при этом речью как инструментом, и он должен обладать развитой речевой способностью, необходимыми компетенциями в области общения с воспитанниками. Для тех же, кто специально призван решать задачи речевого и лингвистического развития, обучения детей языку и речи (к ним, в первую очередь, следует отнести воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, учителей-логопедов), необходимо обеспечить подготовку по более широкому спектру компонентов, включая лингвистическую и методическую составляющие.

Обобщенный анализ теоретических источников и практики образования свидетельствует, что подготовка к РЛРД составляет стержневой компонент профессионального становления педагогов дошкольного образования. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает родной язык, являющийся носителем и транслятором культуры народа, уникальным способом передачи человеческого опыта и средством познания окружающего мира. В дошкольный период происходят самые существенные изменения в речи, закладываются основы всего последующего лингвистического образования человека, и, что особенно важно, родной язык является «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом», который делает главное в человеке - «развивает дух», по словам К. Д. Ушинского [2]. Роль грамотного педагогического управления процессом усвоения родного языка ребенком в связи с этим многократно возрастает.

Анализ современных тенденций развития общества и системы непрерывного образования позволил выделить объективные факторы социокультурного характера, определяющие необходимость повышения качества профессиональной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, дальнейшей разработки связанных с этим теоретико-методологических и научно-практических проблем.

Первое. Существование негативных явлений в речевом окружении подрастающего поколения, усваивающего родной язык, диктует необходимость целенаправленного педагогического воздействия, усиливает роль специально подготовленного взрослого, способного нивелировать влияние неблагополучного окружения ребенка.

Среди современных негативных явлений можно выделить: растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей как на бытовом уровне, так и в речи официальных лиц, в деятельности средств массовой информации; засоренность родного языка иностранными словами, нелитературной лексикой, а также не свойственными национальным особенностям интонациями иноязычной речи; вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка; вульгарное речевое поведение многих взрослых и молодежи. Оче-

видно, что в этих условиях особое значение приобретают квалифицированные действия специально подготовленного педагога-профессионала.

Второе. Наблюдаются проявления небрежного отношения к языку в педагогической среде, как следствие несовершенства школьного обучения родному языку и недостаточного внимания речевой подготовке в профессиональной школе.

В свою очередь педагоги, призванные учить подрастающее поколение на лучших образцах культурно-исторического наследия народа, на собственном примере показывать, что такое безукоризненная в литературном отношении и безошибочная с точки зрения стилистики и грамматики речь, не всегда способны обеспечивать высокий уровень речевого развития у своих воспитанников. И вполне обоснованно в последние годы возрастает обеспокоенность состоянием обучения речи и языку детей.

Третье. Возрастает необходимость и все ощутимее осознается в обществе важность воспитания у подрастающего поколения подлинной гражданственности и патриотизма, стремления к сохранению и развитию национальной культуры. Язык есть факт культуры, он является ее составной частью. По словам С. Г. Тер-Минасовой, «язык - зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» [3].

Роль родного языка в воспитании национального самосознания человека показана еще в работах К. Д. Ушинского. Вот некоторые его высказывания по этому поводу. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое»; «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [2]. Жизнь убедительно доказывает важность изучения языка как великой ценности народа на всех уровнях непрерывного образования и изменения отношения государства к процессам, приводящим к извращениям языка и деградации речевой культуры. Пренебрежение к языку - это проявление безнравственности, акт неуважения к родной земле, ее людям.

Четвертое. В последние десятилетия произошло обогащение научных представлений об онтогенезе речи, об эффективных способах влияния на речь, подходах к обучению языку и речи. Активно решаются данные проблемы на стыке разных наук. Это в свою очередь диктует необходимость обновления содержания обучения в профессиональной школе. Нуждаются в пересмотре образовательные программы.

Пятое. В настоящее время активно ведется поиск путей обеспечения плавности образовательной траектории личности в системе непрерывного образования, в том числе речевого и лингвистического развития как ребенка, так и педагога. Специальная подготовка педагогов в

области РЛРД призвана в определенной мере обеспечить непрерывность процесса усвоения родного языка на разных ступенях образования.

Факторы социокультурного характера действуют вне системы непрерывного профессионального образования. Они определяют необходимость выявления путей оптимизации, повышения качества подготовки педагогов и указывают на необходимость внесения значительных корректив в существующую ныне для этой цели систему.

В результате анализа теоретических исследований, современного состояния системы непрерывного профессионального образования, педагогического опыта нами были выделены факторы, влияющие на результативность подготовки педагогов к РЛРД. Эти факторы можно объединить в три группы: общекультурные, социальные, личностно-психологические. Как уже отмечалось, факторы могут стать действующими условиями процесса при определенных обстоятельствах. Они влияют на результативность подготовки педагогов, действуя как извне (общекультурные, частично социальные), так и внутри системы образования (частично социальные и личностно-психологические).

Общекультурные факторы прежде всего оказывают влияние на формирование мировоззренческих, ценностных позиций педагога, его педагогической мотивации, побудительных стимулов к работе по РЛРД. Речь идет о состоянии речевой культуры в обществе; государственной политике в области сохранения языка как национального достояния; об отношении государства и общества к профессии педагога.

Общая оценка состояния речевой культуры в обществе, речевой ситуации в стране, сделанная на основе анализа мнений как представителей науки, так и педагогической общественности, а также жизненных фактов, приводит к следующему выводу: в настоящее время состояние речевой культуры в обществе характеризуется в целом небрежным отношением к языку. Это обстоятельство не только определяет необходимость нейтрализации негативных проявлений посредством педагогических средств (как было отмечено выше), но и оказывает существенное влияние на качество подготовки педагогов. В педагогические учебные заведения приходят выпускники школ, которые обладают низким уровнем культуры речи, следовательно, и культуры мышления. Это обстоятельство нельзя не учитывать в образовательном процессе.

Отношение государства к сохранению и развитию национальной культуры, ее ценностей, носителем которых является и родной язык, меняется на протяжении определенных исторических отрезков времени. Вместе с тем оно остается фактором, оказывающим существенное влияние на процессы профессионального образования, прежде всего через его методологию и содержание, приоритеты государственной политики в организации национальной системы образования. Успешность решения задач речевого воспитания подрастающего поколения опосредуется системой подготовки педагогов, способных транслировать в образовательной практике принципы

государственной политики в области сохранения языка как национального достояния, культурной ценности.

Отношение государства и общества к профессии педагога не является, на первый взгляд, решающим фактором качественной подготовки педагогов к РЛРД. В истории нашей страны оно никогда не позволяло педагогу быть на высокой ступени материальное благополучия. Не случайно, а во многом благодаря этому существует так называемое педагогическое подвижничество. Однако в ситуации, когда слишком далеко расходятся декларации о важности педагогического труда и реальные меры поддержки его, когда в обществе порой наблюдается пренебрежительное отношение к столь важной профессии, нельзя не учитывать отрицательного влияния указанного фактора на формирование компетентности педагога.

Кардинально изменить «вмешательство» общекультурных факторов в процесс профессионального становления педагогов довольно сложно. А вот учитывать, прогнозировать их влияние можно и должно.

Вторую группу составляют социальные факторы, существенно сказывающиеся на формировании профессиональной компетентности в области РЛРД. К ним относятся речевое воспитание, социально-речевое окружение, референтные группы и личности.

Речевое воспитание по отношению к взрослому человеку мы рассматриваем как взаимодействие людей в условиях организованного речевого общения на различных ступенях и в различных видах и формах формального и неформального образования личности, в том числе в семье. Безусловно, оно связано с обучением родному языку, но это понятие более широкое. Речевое воспитание при различных формах образования осуществляется посредством педагогических методов и приемов, зависит от подготовленности и культуры участников общения.

В учреждениях педагогического образования речевое воспитание выступает таким фактором, который при активизации становится важным условием становления и совершенствования профессиональной компетентности специалиста в области РЛРД, прежде всего в плане формирования его лингвистической, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций. Общая коммуникативно-речевая атмосфера образовательного учреждения является показателем действенности, «влиятельности» фактора речевого воспитания в процессе профессионального развития педагога.

В тесной связи с речевым воспитанием выступает следующий фактор - социально-речевое окружение.

Социально-речевое окружение является средой социализации. Окружение могут составлять представители разных социальных слоев, разного уровня речевой культуры, культурно-речевого поведения, сопряженного с этикетом, привычками, манерами, нормами и правилами. Социолингвистика утверждает, что в социальном пространстве существует множество различных языковых систем, носителями которых являются различные социальные группы и слои общества. Чем шире жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем человеку

доводилось сталкиваться. В современном обществе ему одновременно приходится быть участником нескольких языковых систем. Индивид входит в разные речевые общности, так как имеет несколько социальных статусов и входит в разные группы.

Социально-речевое окружение человека может складываться стихийно, а может целенаправленно создаваться, как это происходит в образовательных учреждениях. В случае, когда мы говорим о формируемом социально-речевом окружении, целесообразно пользоваться понятием культурно-речевой среды. В этом случае оно уже рассматривается как специально создаваемое условие, характеризуя качество социально-речевого окружения.

Культурно-речевая среда общения образовательного учреждения, профессионально-педагогического сообщества определяет выбор тематики разговоров, диалогическую организацию речи, разнообразие и богатство стилистических элементов речи, ее ритмику, чистоту, последовательность и в целом может оказать заметное воздействие на развитие не только лингвистической компетентности, но и на формирование общих и педагогических интересов, навыков общения, речевых и педагогических способностей.

Таким образом, формируя социально-речевое окружение будущих педагогов или педагогов-практиков, создавая благоприятную культурно-речевую среду, можно усилить положительное воздействие рассматриваемого социального фактора и превратить его в условие повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки и совершенствования педагогического мастерства.

Живя в обществе, человек зависит от других людей, они влияют на него прямо или косвенно. Наибольшее влияние оказывают референтные (эталонные) группы и личности, с которыми индивид соотносит себя и на нормы, мнения которых он ориентируется в самооценке и своем поведении, в том числе речевом. Референтными группами и личностями могут стать носители как положительных, так и отрицательных образцов речевой и педагогической культуры, то есть данный социальный фактор может оказывать и позитивное, и негативное влияние на процесс профессионального становления педагога.

Референтные группы называют еще членскими коллективами. Они могут быть и реальными, и воображаемыми. Первичными членскими коллективами (они могут стать или не стать референтными) выступают семья, студенческая группа, друзья, трудовой коллектив и др. Сильное влияние на деятельность и речевое поведение личности оказывают общественные организации, различные объединения по интересам, творческие коллективы, относящиеся к вторичным членским группам. При подготовке педагогов к РЛРД усиление позитивного влияния данного фактора предполагает прежде всего расширение круга референтных групп и личностей за счет знакомства с педагогами, преподавателями, которые потенциально могут стать носителями эталонного речевого поведения, показывать образцы педагогического мастерства, проявления творческой индивидуальности. Вовлечение учащихся в различные неформальные коллективы (например, клубы по инте-

ресам, творческие коллективы, научно-исследовательские группы и т. п.) тоже играет положительную роль. Если в процессе формирования компетентности в области РЛРД удается задействовать референтные личности, социально ориентированные группы, то и сам педагогический фактор можно превратить в условие повышения качества профессиональной подготовки педагогов.

Третьюгруппусоставляют личностно-психологические факторы: пол, возраст, жизненный и педагогический опыт; личностные коммуникативные характеристики; мотивация на повышение уровня педагогической компетентности и речевой культуры.

Половозрастной фактор определяет часто выбор педагогической профессии и ее профиля, оказывает существенное влияние на карьерное продвижение специалиста. В отечественной системе образования подавляющее большинство педагогов составляют представители женского пола, а на дошкольной ступени практически все работающие с детьми - женщины. В педагогических учебных заведениях занимаются и мужчины, однако в своем большинстве они не идут работать по специальности. Уже на этапе выбора профессии и в дальнейшем в процессе обучения у них наблюдается сниженная мотивация к овладению педагогическими компетенциями, включая и компетенции в области РЛРД.

Наш опыт показывает, что в студенческих группах, куда входят и юноши, нередко девушки более активно демонстрируют свои учебные достижения, а их сверстники, наоборот, стараются не проявлять рвения, сдерживают желание «показать» успехи. Эти наблюдения не могут претендовать на кардинальные выводы, однако нельзя не признать, что названный фактор активно проявляет себя в условиях заочного и вечернего обучения, когда студенческие группы составляет молодежь разного возраста и с разным профессиональным статусом. Вот почему важно учитывать это при планировании и организации педагогического процесса, реализуя общедидактический принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Коммуникативные склонности и способности связаны с педагогической направленностью личности, поскольку отражают интерес к личности другого человека, к установлению взаимодействия с окружающими людьми, воспитанниками, коллегами. Степень их выраженности бывает разная, в процессе профессиональной подготовки она сопряжена со степенью сформированности коммуникативной и лингвистической компетентности.

На основе представлений о себе и своих коммуникативных умениях студент строит свое взаимодействие с другими людьми в процессе обучения и относится к себе как будущему профессионалу. На наш взгляд, следует считать этот фактор важным в формировании ценностно-смысловой компетентности педагогов.

Мотивация на повышение уровня педагогической компетентности и речевой культуры является фактором, определяющим активность, направленность и характер учебной и профессиональной деятельности. Мотивация как осознанное побуждение к деятельности

складывается под влиянием условий жизни субъекта и может меняться при воздействии внешних стимулов. Мотивы педагогической деятельности в области РЛРД развиваются через расширение и обогащение научно-методических представлений об онтогенезе речи и возможностях влияния на процесс усвоения языка ребенком, через увеличение круга практической педагогической деятельности, направленной на решение поставленных задач. В процессе подготовки целесообразно создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему мотивов личности.

В процессе профессиональной деятельности перед педагогами в свою очередь встает задача выявления и

учета факторов, влияющих на речь детей и усвоение ими родного языка. Использовать их положительный потенциал обязан любой педагог, подготовленный к речевому и лингвистическому развитию воспитанников.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. - Волгоград: Перемена, 2003.

2. Ушинский К. Д. Родное слово // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - С. 145-159.

3. Тер-Минасова С. Г. Языки и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Слово, 2000.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

SOME ISSUES OF PRACTICAL TRAINING OF ART TEACHERS AT EARLY LEARNING STAGES

А. А. Голуб

Обсуждается проблема совершенствования практической и методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства в образовательном пространстве педагогического вуза на основе педагогического и художественного мышления и развитие творческого потенциала будущих учителей.

A. A. Golub

The author discusses the problem of improving practical and methodological training of future art teachers during their university studies based on pedagogical and artistic thinking, as well as developing future teachers' creative potential.

Ключевые слова: методическое мышление; формы и методы изобразительной деятельности; педагогическое мышление, художественное мышление, изобразительно-методическая деятельность; художественная образность.

Keywords: methodological thinking, forms and methods of art work, pedagogical thinking, artistic thinking, methods of teaching art, artistic imagery.

На практических занятиях по теории и методике преподавания изобразительного искусства, которые начинаются на третьем курсе, студенты впервые сталкиваются с новым пониманием изобразительного искусства - его педагогическим предназначением и методической сущностью. Если до этого времени они рассматривали изобразительное искусство в контексте «Я и искусство», то теперь на изобразительное искусство нужно смотреть с точки зрения «искусство и дети». Происходит своеобразная маленькая мировоззренческая революция - от эгоистического восприятия «Я в искусстве» к альтруистическому «Мы в искусстве».

Практически это решается в освоении нового видения изобразительного искусства. До этого, пытаясь найти свой путь в искусстве, студенты стремятся реализовать свое индивидуальное видение, теперь необходимо совершить крутой поворот на 180 градусов и развивать

своего рода многообразное видение одного и того же объекта.

По своей сути методическое мышление находится в диалектическом противоречии с художественном мышлением, они разнонаправлены: художественное - внутрь себя, методическое - от себя. Художественное ищет единственное в многообразном, методическое - многообразное в едином, другими словами, оба видят то, как изобразить один и тот же сюжет, по-разному. В то же время диалектика эстетического познания такова, что методическое мышление будущего учителя изобразительного искусства не может существовать без художественного, которое, по сути, представляет ядро этого вида мышления.

Сущность мыслительной деятельности состоит в активном оперировании образами внешнего мира. Эти образы различны по своей психической природе. Они могут быть чувственными (восприятие, представления и др.) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.